Научная статья на тему 'Л.С. Выготский: история будущего'

Л.С. Выготский: история будущего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-историческая психология / Л.С. Выготский / факультет психологии МГУ / история психологии / междисциплинарные исследования / теоретические исследования / эмпирические исследования / cultural-historical psychology / L.S. Vygotsky / Faculty of Psychology / Moscow State University / history of psychology / interdisciplinary research / theoretical research / empirical research

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрий Петрович Зинченко, Владимир Самуилович Собкин

Актуальность. Вступительная статья отражает основную концепцию выпуска журнала, приуроченного к 90-летию со дня смерти Л.С. Выготского — выдающегося отечественного ученого, работы которого оказали заметное влияние на становление мировой психологии и педагогики. Цель. Показать актуальность принципов культурно-исторического подхода Л.С. Выготского на современном этапе развития психологической и педагогической науки и практики. Результаты. В статье раскрыто содержание публикаций выпуска журнала, посвященных источникам возникновения научной школы Выготского, его биографии, эмпирическим и теоретико-методологическим исследованиям, выполненным в русле культурно-исторического подхода, а также отображен неоценимый вклад Выготского в развитие образования и науки в России и за рубежом. Выводы. В представленных статьях номера обсуждаются основополагающие принципы и постулаты культурно-исторического подхода, намечаются пути исследовательской конкретизации идеи системного и смыслового строения сознания. Особенно отмечается значительный вклад факультета психологии МГУ в развитие исследований в области культурно-исторической психологии, широкое представление их результатов научной общественности и внедрение в педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L.S. Vygotsky: History of the Future

Background. The editorial article reflects the main concept of the issue of the journal, dedicated to the 90th anniversary of the death of L.S. Vygotsky an outstanding Russian scientist, whose works had a noticeable influence on the development of psychology and pedagogy in the world. Objectives. The goal is to demonstrate the relevance of the principles of the cultural-historical approach of L.S. Vygotsky at the current stage of development in psychological and pedagogical science and practice. Results. The article reveals the content of the publications of the journal issue devoted to the sources of the emergence of Vygotsky’s scientific school, his biography, empirical and theoretical and methodological research carried out in line with the cultural-historical approach. It also displays Vygotsky’s invaluable contribution to the development of education and science in Russia and abroad. Conclusion. The articles presented in this issue discuss the fundamental principles and postulates of the cultural-historical approach, as well as outline ways of research concretization of the idea of the systemic and semantic structure of consciousness. The significant contribution of the Faculty of Psychology of Moscow State University to the development of research in the field of cultural-historical psychology is especially noted. The wide presentation of the results to the scientific community and their introduction into pedagogical practice are highlighted.

Текст научной работы на тему «Л.С. Выготский: история будущего»

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024. Т. 47, № 4. С. 11-23 Lomonosov psychology journal. 2024. Vol. 47, No. 4. Р. 11-23

Научная статья / Research Article https://doi.org/10.11621/LPJ-24-37 УДК/UDC 159.99

Л.С. Выготский: история будущего Ю.П. Зинченко 1, 2, В.С. Собкин 2 н

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация

2 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

и [email protected] Резюме

Актуальность. Вступительная статья отражает основную концепцию выпуска журнала, приуроченного к 90-летию со дня смерти Л.С. Выготского — выдающегося отечественного ученого, работы которого оказали заметное влияние на становление мировой психологии и педагогики. Цель. Показать актуальность принципов культурно-исторического подхода Л.С. Выготского на современном этапе развития психологической и педагогической науки и практики.

Результаты. В статье раскрыто содержание публикаций выпуска журнала, посвященных источникам возникновения научной школы Выготского, его биографии, эмпирическим и теоретико-методологическим исследованиям, выполненным в русле культурно-исторического подхода, а также отображен неоценимый вклад Выготского в развитие образования и науки в России и за рубежом.

Выводы. В представленных статьях номера обсуждаются основополагающие принципы и постулаты культурно-исторического подхода, намечаются пути исследовательской конкретизации идеи системного и смыслового строения сознания. Особенно отмечается значительный вклад факультета психологии МГУ в развитие исследований в области культурно-исторической психологии, широкое представление их результатов научной общественности и внедрение в педагогическую практику.

Ключевые слова: культурно-историческая психология, Л.С. Выготский, факультет психологии МГУ, история психологии, междисциплинарные исследования, теоретические исследования, эмпирические исследования

© Зинченко, Ю.П., Собкин, В.С., 2024

Для цитирования: Зинченко, Ю.П., Собкин, В.С. (2024). Л.С. Выготский: история будущего. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 11-23. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-37

L.S. Vygotsky: History of the Future Yuri P. Zinchenko 1, 2, Vladimir S. Sobkin 2 H

1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

2 Federal Scientific Center for Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow, Russian Federation

и [email protected]

Abstract

Background. The editorial article reflects the main concept of the issue of the journal, dedicated to the 90th anniversary of the death of L.S. Vygotsky - an outstanding Russian scientist, whose works had a noticeable influence on the development of psychology and pedagogy in the world.

Objectives. The goal is to demonstrate the relevance of the principles of the cultural-historical approach of L.S. Vygotsky at the current stage of development in psychological and pedagogical science and practice.

Results. The article reveals the content of the publications of the journal issue devoted to the sources of the emergence of Vygotsky's scientific school, his biography, empirical and theoretical and methodological research carried out in line with the cultural-historical approach. It also displays Vygotsky's invaluable contribution to the development of education and science in Russia and abroad. Conclusion. The articles presented in this issue discuss the fundamental principles and postulates of the cultural-historical approach, as well as outline ways of research concretization of the idea of the systemic and semantic structure of consciousness. The significant contribution of the Faculty of Psychology of Moscow State University to the development of research in the field of cultural-historical psychology is especially noted. The wide presentation of the results to the scientific community and their introduction into pedagogical practice are highlighted.

Keywords: cultural-historical psychology, L.S. Vygotsky, Faculty of Psychology, Moscow State University, history of psychology, interdisciplinary research, theoretical research, empirical research

For citation: Zinchenko, Yu.P., Sobkin, V.S. (2024). L.S. Vygotsky: history of the future. Lomonosov Psychology Journal, 47(4), 11-23. https://doi. org/10.11621/LPJ-24-37

© Zinchenko, Yu.P., Sobkin, V.S., 2024

В год, предшествующий 270-летию МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии Московского университета обращается к фигуре Л.С. Выготского, чтобы напомнить о его беспрецедентной роли в развитии психологической науки в мире. Мемориальный выпуск этого номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» подготовлен к 90-летию со дня смерти крупнейшего психолога XX в. Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Не дожив до сорокалетнего возраста, он оставил после себя замечательные работы в самых разных областях психологии, которые по научной глубине и дерзости мысли намного опередили свое время. Они актуальны и сегодня, спустя почти сто лет. Более того, сформулированные им принципы культурно-исторического подхода к изучению психики человека приобретают все большее теоретико-методологическое значение в контексте сегодняшних глобальных исторических событий, социокультурных трансформаций и стремительных техно-эволюционных процессов.

Для факультета психологии МГУ, его преподавателей и студентов особенно важна нравственно-этическая и мировоззренческая позиция Выготского; его личностное отношение к науке. Это вполне понятно, поскольку в создании факультета огромную роль сыграли его ближайшие ученики и коллеги — А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник и др. Каждый из них шел своим путем в науке, но именно подход к решению профессиональных задач как личностно-смысловых они стремились реализовать и в педагогической деятельности, и в совместной работе с коллегами и студентами, сохраняя и развивая научную школу Выготского. Утвержденный по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2023 г. «День психолога» неразрывно связан с достижениями этой школы.

Большинство статей этого номера подготовлено именно их учениками или учениками уже их учеников. Так что, согласно известному выражению, многие авторы номера находятся на дистанции одного-двух личных «рукопожатий» от Льва Семеновича Выготского. В этом отношении особый интерес представляет не просто фиксация ими в своих статьях ключевых понятий его теории, а стремление выявить их внутренний смысл. Это и определяет своеобразие проблематизации широкого круга ключевых вопросов теории Выготского: о выявлении противоречий как фундаментальном принципе диалектического способа анализа психических процессов, о соотношении переживания и идеальной формы в социальной ситуации развития, о необ-

ходимости проведения исследований психологических процессов в фило- и онтогенезе, о необходимости структорно-функционального анализа, о соотношении натуральных и высших психических функций, об интериоризации социальных отношений как механизме социализации, о личностно значимых задачах в процессе обучения, о художественном переживании и катарсисе, о преодолении кризиса в современной психологии и др.

Материалы настоящего номера сгруппированы в четыре содержательных раздела: 1) «Теоретические исследования», 2) «Эмпирические исследования»; 3) «История психологии»; 4) «Дискуссии, размышления». Остановимся на краткой характеристике работ номера.

В первом разделе в коллективной статье Т.Ю. Базарова, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой особое внимание уделено проблеме контекстуального взаимодействия. Авторы подчеркивают методологическую значимость и актуальность работ Л.С. Выготского для социальной психологии при исследовании соотношения социального контекста и социальных изменений. Подобный принцип оказывается особенно продуктивным при изучении вопросов, касающихся социального выбора и способности человека противостоять власти ситуации.

В статье Н.Е. Вераксы основной акцент ставится на обсуждении диалектического анализа, который применял Л.С. Выготский для изучения проблем психического развития в детском возрасте. Подчеркивается, что в качестве инвариантных единиц анализа Выготский выделял отношения противоположностей. Это позволяло ему проводить целостное исследование как на структурном, так и на содержательном уровнях, причем подобные переходы от структурного уровня к содержательному позволяли описывать конкретные варианты развития.

Статья О.А. Карабановой посвящена анализу переживания и «идеальной формы» в структуре социальной ситуации развития относительно динамики психологического возраста. Автор подчеркивает, что единицей социальной ситуации развития является переживание, реализующее активно-действенную пристрастную позицию ребенка по отношению к миру. В то же время социальная среда предоставляет идеальные формы как эталоны исторически развитых форм и способностей человека, которые содержат потенциал развития, специфический для каждой из возрастных стадий. Эти формы присваиваются, согласно Выготскому, на основе сотрудничества путем переживания в связи с развитием мотивационно-потреб-ностной сферы в период возрастных кризисов развития. На примере

сравнительного анализа кризисов трех и семи лет в статье показана возрастная траектория выделения переживаний, их дифференциации и осознания отношения к Я.

В оригинальной статье Е.В. Субботского ставится вопрос о необходимости переосмысления соотношения значения врожденных психологических способностей и роли культуры в развитии. Автор подчеркивает, что культурно-исторический метод Выготского, основанный на использовании символических (знаковых) форм, не учитывает значение в развитии человека натуральных психических функций, «втискивая» живое сознание в каналы, запрограммированные логикой и культурой. Однако этот метод, по мнению автора, недостаточен для исследования субъективных переживаний, мотивации, эмоций и творческого мышления.

В статье Э. Тунес и З.Р. Престес обсуждается проблема адекватности перевода на другие языки, в частности на португальский, понятий культурно-исторической теории. На примере перевода понятия «зона ближайшего развития» показано, как искажается («упрощается») оригинальность концепции Л.С. Выготского. Авторы подчеркивают, что основаниями для перевода текста должны быть философские, этические и историко-культурные идеи переводимого автора.

Г.А. Цукерман и О.Л. Обухова в своей крайне важной для современного образования статье «обыгрывают» распространенный тезис Выготского о том, что «обучение ведет за собой развитие», подчеркивая при этом значимость для младшего школьного возраста умения учиться. В этой связи само понятие «ведущая роль обучения» предполагает развитие субъектности при столкновении человека с личностно значимой задачей, то есть понимания своих дефицитов и умения их компенсировать. Но, по их мнению, «учебная субъектность» может войти в «зону ближайшего развития» лишь при определенной организации образовательной среды. Поэтому крайне важно проследить связь между строением «учебной задачи» и структурой умения учиться. При этом немаловажно определить роль взрослого как при проектировании учебной задачи, так и на этапе организации работы детей и при постановке учебной задачи, и при поиске средств ее решения.

Во втором разделе «Эмпирические исследования» представлены три статьи, различающиеся как по целям и задачам, так и по методам исследования. В коллективной статье (Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, УД. Гусева, Е.С. Ощепкова) авторы, отталкиваясь от идеи Выготского о единстве аффекта и интеллекта, ставят перед собой цель изучить взаимосвязь и взаимовлияние речевого и эмоционального развития

на материале объема словарного запаса, эмоционального словаря и уровня понимания эмоций в дошкольном возрасте. При обследовании репрезентативной выборки двух групп детей 5- и 6-летнего возраста (341 ребенок) с использованием батареи тестовых методик авторы обнаружили, что речевое развитие оказывает влияние на понимание эмоций в дошкольном возрасте. При этом с возрастом происходит увеличение объема общего и эмоционального словарного запаса детей, а также способности к пониманию эмоций.

Иной тип эмпирического исследования представлен А.М. Луценко и А.С. Спиваковской, статья которых посвящена анализу переживания «семейной боли» в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. В этом исследовании приняли участие 52 психически здоровых человека, выросших в семьях алкоголиков и посещающих реабилитационную программу «Взрослые дети алкоголиков». При этом «семейная боль» определяется авторами как постоянное переживание, сопровождающее человека в течение жизни, за счет травмирующего детского опыта в прошлом. Используя феноменологический анализ, авторы выделили шесть мотивов обращения людей, выросших в алкогольных семьях, к реабилитационной программе самопомощи (преодоление трудности в общении, утрата родителей, желание найти людей с похожим опытом, поиск эмоциональной поддержки, оправдание собственных неудач, желание справиться с негативными актуальными состояниями по поводу детского опыта).

Поводом для исследования В.С. Собкина и Т.А. Лыковой послужила статья Выготского «К вопросу о психологии творчества актера» (Выготский, 1984), где была сформулирована проблема соотношения личностных характеристик и профессиональной деятельности. Авторами было проведено с помощью специально отобранных личностных опросников комплексное обследование 76 студентов 2-3-х курсов актерского факультета одного из московских вузов. Использовались опросники Р.Б. Кеттелла (16 PF), Г. Айзенка (EPI), «Большая пятерка» (Б5-10), опросник Темной триады, Опросник эмпатии А.А. Меграбяна. В результате факторного анализа показателей респондентов по всем методикам были выделены 10 факторов, характеризующих комплексные личностные образования: эмоциональная возбудимость, чувствительность к нравственным ограничениям, сопереживание, открытость опыту, публичность, искренность, эмоциональная включенность в группу, проницательность, индивидуализм, свободомыслие. Эти комплексы личностных

характеристик рассмотрены с позиции содержания и организации процесса обучения актера.

В третьем разделе «История психологии» рассматривается широкий круг вопросов, которые касаются современного восприятия культурно-исторической теории (Н.Н. Вересов), эвристического потенциала концепции Л.С. Выготского (Т.Д. Марцинковская), значения ранних работ Выготского по психологии искусства (В.С. Собкин).

Н.Н. Вересов в своей статье произвел анализ текстов Л.С. Выготского, относящихся к разным этапам его научного пути, биографических материалов, аналитических публикаций авторов, изучающих наследие Выготского, что безусловно помогло реконструировать логику и движущие силы развития теоретических подходов Л.С. Выготского.

В статье Т.Д. Марцинковской представлена целостная картина динамики взглядов Выготского, касающихся вопросов развития психики, орудия-знака, социальной ситуации развития и кризисов как факторов, определяющих границы возможных изменений личности, связи аффекта и интеллекта на протяжении онтогенеза, раскрыта трансформация понятия «интериоризация».

Детальный анализ работы Выготского «Психология искусства» (Выготский, 1925; 1968) представлен в статье В.С. Собкина. В ней показано, что при изучении эстетической реакции и катарсического переживания Выготский использует не только принципы структурного, функционального и генетического анализа художественного произведения, но и широкий набор психотехнических приемов, направленных на интерпретацию его смысла. Выявлено, что на последующие критические оценки «Психологии искусства» оказывали явное влияние не только теоретические установки различных авторов, но и идеологические подтексты.

Безусловный интерес представляет статья Н.Л. Савченко и М.В. Сиян, в которой представлен обнаруженный авторами в архиве Д.И. Выгодского текст трех ранее неизвестных писем Выготского к Э.И. Хейфец, которые были написаны им в 1918, 1920, 1921 гг. Проведенный авторами анализ показывает, что письма представляют собой уникальный материал для понимания переживаний и морально-этических взглядов молодого Выготского.

Завершает номер раздел «Дискуссии, размышления». В нем представлена крайне актуальная сегодня статья Г.Г. Кравцова и О.Г. Кравцова, в которой подчеркивается роль Выготского как создателя научной психологии будущего. В статье утверждается, что смертельно опасный для психологии кризис, который анализировал

Выготский, никуда не делся, но лишь из острой формы перешел в хроническую. Главную причину тупика, в который зашла психология, авторы видят в эклектизме теоретических оснований и стремлении психологической науки уподобиться положительным наукам из области естествознания.

В статье обсуждаются основополагающие принципы и постулаты культурно-исторического подхода, намечаются пути исследовательской конкретизации идеи системного и смыслового строения сознания.

* * *

Вклад Л.С. Выготского в развитие образования и науки был отражен в учреждении ряда отечественных и международных наград. В 2016 г. Министерство образования и науки Российской Федерации по представлению факультета психологи Московского университета и Российского психологического общества учредило медаль Л.С. Выготского. В том же году Институт Л.С. Выготского в Лиссабоне (Португалия) совместно с его филиалами в Сан-Паулу (Бразилия) и Луанде (Ангола) в сотрудничестве с факультетом психологии Московского университета, Российским психологическим обществом провели Конференцию памяти Л.С. Выготского в г. Эшторил (Португалия). В 2019 г. в Московском университете впервые в России состоялся XVI Европейский психологический конгресс, на полях которого встретились последователи теории Л.С. Выготского со всего мира. Благодаря усилиям Российского психологического общества на Конгрессе впервые была учреждена Международная премия имени Л.С. Выготского.

Культурно-историческая линия исследований в настоящее время реализуется в рамках плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, который был утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 240 от 29 мая 2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства». Среди важнейших задач указанного плана — реализация мероприятий, направленных на исследования современного детства. В инициированном Московским университетом совместно с Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований проекте исследования детства «Растем вместе» уже сегодня принимают участие более 1000 педагогов и более 300 исследователей из различных регионов Российской Федерации. Результаты проекта отражены в более чем 300 научных публикациях и в более чем 200 выступлениях в СМИ, а также в методических материалах, адресованных педагогам и родителям.

Ежегодно факультетом психологии МГУ проводится летняя школа молодых ученых проекта «Психология образования: современные исследования», в которой в 2024 г. приняли участие более 200 участников из Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана, Сербии, а также из более чем 20 регионов Российской Федерации.

Ежегодно в рамках организуемого факультетом психологии МГУ совместно с Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований открытого международного Форума «Ребенок в цифровом мире» выступают более 300 экспертов из 40 стран в области образования, лингвистики, медицины, психологии и других наук, а слушателями являются свыше 10 000 специалистов со всего мира. Форум по праву получил генеральную эгиду ЮНЕСКО, поддержку Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (подробнее о Форуме на сайте https://digitalchildhood.org).

Представление результатов исследования в области культурно-исторической психологии как отечественному, так и международному научному сообществу — важнейшая задача, реализуемая факультетом психологии МГУ. Так, только за последние несколько лет приглашенными редакторами и авторами — сотрудниками факультета психологии МГУ был организован выход специальных номеров, посвященных культурно-историческому пониманию детства, в таких престижных периодических научных изданиях, как «Национальный психологический журнал» (номер 3(47) за 2022 г., посвященный исследованиям Е.О. Смирновой, приглашенный редактор — В.С. Соб-кин), «Psychology in Russia» (номер, посвященный работам П.Я. Гальперина, приглашенные редакторы — О.А. Карабанова, И. Ингенесс; номер 14(4) за 2021 г., посвященный исследованиям в русле культурно-исторической психологии, приглашенные редакторы — Ю. Соловьева, А. Кутцокленис), «International Journal of Early Years Education» (номер 30(3) за 2022 г., посвященный исследованиям игры и игрушки в работах Е.Е. Кравцовой и Е.О. Смирновой, приглашенные редакторы — Н.Е. Веракса, Б. ван Урс), «Frontiers in Psychology» (рубрика, посвященная взаимосвязи игры и обучения в дошкольном возрасте, приглашенные редакторы — Н.Е. Веракса, Е. Колливер, И. Прамлинг Самуэльссон). В журнале «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (номер 2 за 2023 г.) вышел тематический выпуск к юбилею последователя Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева (при-

глашенные редакторы — А.Г. Асмолов, Е.В. Битюцкая, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Д.В. Ушаков). С указанными изданиями ознакомились более 100 000 специалистов по всему миру, что говорит о высоком уровне востребованности работ данного направления.

Последние несколько лет ознаменованы выходом монографий по материалам исследований в области культурно-исторической психологии, многие из которых вызвали большое внимание профессионального сообщества (Смирнова, 2022; Зинченко, 2021; Зинченко, Моросанова, 2020 и др.). В 2011 г. вышла в свет книга на французском языке: «Vygotsky, une théorie du développement et de l'éducation» («Выготский, теория развития и воспитания») под редакцией Ю.П. Зинченко и Ф. Ивона (Yvon, Zinchenko, 2011). В 2021 г. при поддержке Министерства образования и профессионального развития Испании была издана книга «Las investigaciones actuales sobre las teorías de Vygotsky en Educación Infantil» («Актуальные исследования в области дошкольного образования, основанные на теории Л.С. Выготского») под редакцией Н.Е. Вераксы, С. Шеридан (Veraksa, Sheridan, 2021). В издательстве Springer на английском языке опубликованы две монографии, посвященные результатам совместных теоретических и эмпирических исследований российских и международных экспертов: «Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education» («Пиаже и Выготский в XXI веке: дискурс в дошкольном образовании») под редакцией Н.Е. Вераксы, И. Прамлинг Самуэль-ссон (Veraksa, Pramling Samuelsson, 2022) и «Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study» («Развитие ребенка в России: перспективы международного лонгитюдного исследования») под редакцией А.Н. Вераксы (Veraksa, 2022). Авторами монографий выступили более 30 исследователей из 8 стран, что еще раз подчеркивает важность развиваемого отечественного подхода к пониманию и исследованию детства.

Кроме того, в качестве особого направления можно выделить цикл работ, посвященных исследованиям в области психологии искусства (Собкин, 2015; 2022). В 2023 г. вышел в свет специальный номер «Национального психологического журнала», посвященный психологии искусства (номер 3(51), приглашенный редактор — В.С. Собкин). В этом же году на базе Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований совместно с Московским городским педагогическим университетом и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии

искусства», по материалам которой был опубликован сборник статей (Собкин и др., 2023). Также в Бразилии в 2023 г. опубликовано переиздание журнала «Вереск» Л.С. Выготского (Prestes et al., 2023) с вступительной статьей, комментариями и примечаниями В.С. Соб-кина. В 2024 г. вышел авторский номер журнала «Educacio em FOCO» (Бразилия) O Tríptico de L.S. Vigotski, на базе трех авторских статей В.С. Собкина на португальском языке, посвященных религиозным исканиям Л.С. Выготского (Sobkin et al., 2024a; 2024b; 2024c).

Представляя этот номер журнала, надеемся, что опубликованные в нем материалы вызовут живой отклик читателей.

Список литературы

Выготский, Л.С. (1925). Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Москва: Текст из архива семьи Выгодских.

Выготский, Л.С. (1968). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».

Выготский, Л.С. (1984). К вопросу о психологии творчества актера. Собрание сочинений: 6 тт. Т. 6. Научное наследство. Москва: Изд-во «Педагогика».

Зинченко, Ю.П. (ред.). (2021). Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. Москва: Изд-во Московского ун-та

Зинченко, Ю.П., Моросанова, В.И. (ред.). (2020). Психология саморегуляции. Эволюция подходов и вызовы времени: коллективная монография. Москва, Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История».

Смирнова, Е.О. (2022). Психолого-педагогические исследования дошкольного детства. Избранные статьи. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Собкин, В.С. (2015). Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.

Собкин, В.С. (2022). «Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Климова, Т.А., Ташкеева, Е.И. (ред.). (2023). Проблемы психологии искусства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ; Изд-во Московского ун-та.

Prestes, Z., Tunes, E., Lopes, J.J.M., Chaves, M. (Orgs.). (2023). Veresk. Ediçao comemorativa de 100 anos. Sao Carlos: Pedro & Joao Editores.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024a). "Linhas do Luto": Sobre a Autodeterminaçao Nacional e Cultural de L.S. Vigotski. Educaçâo em Foco, (29), e29005.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024b). Lev Vigotski: Sobre Alegria e Tristeza: Comentários ao artigo & quot; Ideias e ánimos & quot. Educaçâo em Foco, (29), e29006.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024c). Lev Vigotski: Quem Somos, de Onde Viemos e Para Onde Vamos? Acerca da questao da Identidade Nacional e Religiosa. Educaçâo em Foco, (29), e29007.

Veraksa, A. (ed.). (2022). Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study. Vol. 3. Springer Nature.

Veraksa, N., Pramling Samuelsson, I. (eds.). (2022). Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education. Vol. 4. Springer Nature.

Veraksa, N., Sheridan, S. (2021). Las investigaciones actuales sobre las teorías de Vygotsky en Educación Infantil. Ediciones Morata.

Yvon, F., Zinchenko, Y.P. (2011). Vygotsky, une théorie du développement et de l'éducation: recueil de textes et commentaires. Moscou: Université d'État de Moscou Lomonossov. Faculté de psychologie.

References

Prestes, Z., Tunes, E., Lopes, J.J.M., Chaves, M. (Orgs.). (2023). Veresk. Ediçâo comemorativa de 100 anos. Sâo Carlos: Pedro & Joâo Editores.

Smirnova, E.O. (2022). Psychological and pedagogical studies of preschool childhood. Selected articles. Moscow: Moscow Univ. Press. (In Russ.)

Sobkin, V.S. (2015). Comments on Lev Vygotsky's theater reviews. Moscow: Institute of Sociology of Education of the Russian Academy of Education Publ. (In Russ.)

Sobkin, V.S. (2022). Lev Vygotsky's "Tragicomedy of Searches": an attempt to reconstruct the author's meanings. Moscow: Moscow Univ. Press. (In Russ.)

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024a). "Linhas do Luto": Sobre a Autodeterminaçâo Nacional e Cultural de L.S. Vigotski. Educaçâo em Foco, (29), e29005.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024b). Lev Vigotski: Sobre Alegria e Tristeza: Comentários ao artigo & quot; Ideias e ânimos & quot. Educaçâo em Foco, (29), e29006.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024c). Lev Vigotski: Quem Somos, de Onde Viemos e Para Onde Vamos? Acerca da questâo da Identidade Nacional e Religiosa. Educaçâo em Foco, (29), e29007.

Sobkin, V.S., Lykova, T.A., Klimova, T.A., Tashkeyeva, E.I. (eds.). (2023). Problems of the Psychology of Art: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow: Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research Publ.; Moscow Univ. Press. (In Russ.)

Veraksa, A. (ed.). (2022). Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study. Vol. 3. Springer Nature.

Veraksa, N., Pramling Samuelsson, I. (eds.). (2022). Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education. Vol. 4. Springer Nature.

Veraksa, N., Sheridan, S. (2021). Las investigaciones actuales sobre las teorías de Vygotsky en Educación Infantil. Ediciones Morata.

Vygotsky, L.S. (1925). Psychology of Art. Analysis of Aesthetic Response. Moscow: Text from the Vygotsky Family Archive. (In Russ.)

Vygotsky, L.S. (1968). Psychology of Art. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.)

Vygotsky, L.S. (1984). On the Psychology of Actor's Creativity. Collected works: in 6 vol. Vol. 6. Scientific Heritage. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)

Yvon, F., Zinchenko, Y.P. (2011). Vygotsky, une théorie du développement et de léducation: recueil de textes et commentaires. Moscou: Université d'État de Moscou Lomonossov. Faculté de psychologie.

Zinchenko, Yu.P. (ed.). (2021). Psychological Support of the COVID-19 Pandemic. Moscow: Moscow Univ. Press. (In Russ.)

Zinchenko, Yu.P., Morosanova, V.I. (eds.). (2020). Psychology of Self-Regulation. Evolution of Approaches and Challenges of the Time: Collective Monograph. Moscow, St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Юрий Петрович Зинченко, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой методологии психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований; главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9734-1703

Владимир Самуилович Собкин, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, редактор-составитель номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2339-9080

ABOUT THE AUTHORS

Yuri P. Zinchenko, Dr. Sci. (Psychology), Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Psychology, Head of the Department of Methodology of Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University; Director of the Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research, Editor-in-Chief of the Lomonosov Psychology Journal, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9734-1703

Vladimir S. Sobkin, Dr. Sci. (Psychology), Professor, Academician of RAE, Head of the Center for Socio-Cultural Problems of Modern Education, Federal Scientific Center for Psychological and Multidisciplinary Research, Editor-compiler of the issue of the Lomonosov Psychology Journal, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2339-9080

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила: 26.08.2024; получена после доработки: 06.09.2024; принята в печать: 16.09.2024. Received: 26.08.2024; revised: 06.09.2024; accepted: 16.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.