Научная статья на тему 'Л. П. Кучеренко скульптурный портрет Аппия Клавдия Цека из музея Ватикана'

Л. П. Кучеренко скульптурный портрет Аппия Клавдия Цека из музея Ватикана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.Г.

Кучеренко Л.П. Скульптурный портрет Аппия Клавдия Цека из музея Ватикана // Музей и общество: Сб. ст. Сыктывкар, 2005. С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. П. Кучеренко скульптурный портрет Аппия Клавдия Цека из музея Ватикана»

КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Л.П. Кучеренко

СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ АППИЯ КЛАВДИЯ ЦЕКА ИЗ МУЗЕЯ ВАТИКАНА*

Аппий Клавдий Слепой (Caecus), или Аппий Клавдий Цек -римский государственный деятель: цензор в 312 г. до н.э., консул в 307 и 296 гг. до н.э., претор в 295 г. до н.э., диктатор между 292 и 285 гг. до н.э. При нем был построен первый римский водопровод Aqua Appia и сооружена Аппиева дорога (via Appia), соединившая Рим с Капуей. Аппия Клавдия считали основателем юриспруденции.

Кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Сыктывкарского госуниверситета Людмила Кучеренко рассказывает о скульптурном изображении римского политического деятеля -мраморной голове, которая находится в Музее древнего искусства Ватикана. Предполагается, что скульптурный портрет Аппия представляет копию I в. н.э. с портрета периода около 300 г. до н.э.

Идентификация античных портретов является достаточно трудной проблемой, пишет автор реферируемой статьи. При идентификации Аппиева портрета сопоставляют его с другими изображениями, в частности с портретом на стеклогемме, находящейся в Государственном Берлинском музее. Имеются также описания внешности Аппия Клавдия, данные Цицероном, Плутархом, Титом Ливием.

* Кучеренко Л.П. Скульптурный портрет Аппия Клавдия Цека из музея Ватикана // Музей и общество: Сб. ст. - Сыктывкар, 2005. - С. 66-70.

131

Е.Е. Левкиевская

Известно, что прозвище Саесш - Слепой, Слепец - он получил в конце жизни. Цицерон называет его Знаменитым Слепым. Отечественный историк Г.Хафнер в книге «Выдающиеся портреты античности» (М., 1984) высказал предположение, что Аппий был либо близоруким, либо дальнозорким, поскольку во времена, когда еще не было очков, любой человек, страдавший близорукостью, дальнозоркостью или каким-либо другим недостатком зрения, считался слепым.

В свидетельствах древних авторов Аппий Клавдий предстает как человек незаурядных личностных качеств, и словесный портрет подтверждается его изображением. «В портрете удалось передать оригинальность этого выдающегося римлянина, адекватно интерпретировать духовный мир изображаемого. Римские ваятели следовали правилу, согласно которому внешний облик не должен противоречить внутреннему миру человека», - заключает Л.П. Кучеренко (с. 70).

И.Г.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.