Научная статья на тему 'Л. О. Бадалян и проблемы детской поведенческой неврологии'

Л. О. Бадалян и проблемы детской поведенческой неврологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
699
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. О. Бадалян и проблемы детской поведенческой неврологии»

Проблемная комиссия «Эпилепсия. Пароксизмальные состояния» РАМН и Минздравсоцразвития России Российская Противоэпилептическая Лига

ЭПИЛЕПСИЯ

и пароксизмальные

глгтлаи \л а

Я®

Включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий ВАК

Материалы форума

Л.О. БАДАЛЯН И ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ НЕВРОЛОГИИ

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова

Поведенческая неврология - это та область неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении с их неврологической основой. Детская поведенческая неврология рассматривает эту связь не только с клинической точки зрения, но и в аспекте развития, применительно к детям с трудностями общения, обучения, поведения, нарушениями речи, моторики, праксиса. Поведенческая неврология тесно взаимодействует с нейропсихологией, поскольку перечисленные расстройства в значительной степени определяются нарушениями формирования высших психических функций.

Становление детской поведенческой неврологии в нашей стране связано с именем Левона Оганесовича Бадаляна, подчеркивавшего, что важнейшими направлениями являются «изучение нервной системы детей различных возрастных групп, разработка нормативов нервно-психического развития ребенка, выявление причин задержек или искажений развития». Л.О. Бадалян также говорил о «педагогической неврологии, в задачи которой входит изучение особенностей нервной системы применительно к проблемам обучения детей, в том числе страдающих различными нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, а также отстающих в умственном развитии».

Пристальное внимание специалистов привлекают следующие нарушения развития, трудности обучения и проблемы поведения у детей:

• Последствия перинатальных поражений ЦНС;

• Задержки психомоторного и речевого развития;

• Трудности обучения, минимальные мозговые дисфункции (СДВГ, дислексия, дисграфия, дискалькулия);

• Когнитивные и поведенческие нарушения при эпилепсии, ДЦП;

• Последствия черепно-мозговых травм, нейроинфекций;

• Наследственные синдромы (поведенческие фенотипы).

Среди детей с эпилепсией умственная отсталость и регресс в психическом развитии отмечаются лишь при ограниченном числе форм заболевания.

Большинство пациентов с эпилепсией имеют сохранный интеллект и могут обучаться по программе общеобразовательной школы. Однако не менее чем у 50 % из них наблюдаются поведенческие и эмоциональные нарушения, трудности в обучении. В основе познавательных трудностей лежат повреждение мозговых структур, локализация эпилептического очага, характер, тяжесть и частота приступов, наличие субклинической эпиактивности на ЭЭГ, перенесенный эпилептический статус, недостаточная эффективность либо побочные эффекты проводимой противоэпилептической терапии.

Одним из распространенных поведенческих расстройств у детей с эпилепсией является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который в различных когортах пациентов наблюдался в 12-17% [Reilly, 2011], 30-40% [Dunnetal., 2003, 2005] случаев. Низкая скорость психомоторных операций в сочетании с нарушениями внимания и памяти приводят к значительным трудностям в школьном обучении. Отмечается, что независимо от формы эпилепсии, особенно ранимыми у этих детей являются управляющие функции, обеспечиваемые префрон-тальными структурами мозга [Parrishetal., 2007]. Значимыми компонентами управляющих функций, которые страдают при СДВГ, являются: поведенческое торможение (сдерживание); управление психическими процессами; внутренняя речь; рабочая (оперативная) память; предвидение, прогнозирование, взгляд в будущее; ретроспективная оценка прошедших событий, допущенных ошибок; изменение, гиб-

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: info@irbis-1.ru Copyright © 2011 Издательство ИРБИС

2011 Том 3 №4

ЭПИЛЕПСИЯ

И пароксизмальные состояния

кии пересмотр планов; отделение эмоции от реальных фактов.

Как показали проведенные в разных странах многолетние катамнестические исследования, последствия эпилепсии с началом в детстве часто сохраняются вплоть до взрослого возраста и определяются рано проявившимися сопутствующими когнитивными, поведенческими и эмоциональными расстрой-

ствами. Сферы дезадаптации у взрослых пациентов затрагивают семейную жизнь, профессиональный статус, независимость, финансовое благополучие [Аттапод!ои, 2011]. Учитывая это, процесс лечения эпилепсии у детей должен включать специальные меры, направленные на своевременное и наиболее полное преодоление когнитивных, поведенческих и эмоциональных нарушений.

МКБ-10 (ВОЗ,1994)

Раздел F8. Нарушения психологического развития

^80 - расстройства развития речи

• 80.1 расстройство артикуляции речи

• 80.2 расстройство экспрессивной речи

• 80.3 расстройство рецептивной речи

^81 - расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия ^82 - расстройство развития двигательных функций: диспраксия

Раздел Р9. Поведенческие и эмоциональные

асстоойства детского и подросткового возраста

^F90 - гиперкинетическое расстройство = синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Речь и ее функции Функции речи :

- Коммуникативная

- Познавательная

- Регулирующая: формируется к 4-5 годам, связана с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения,

^^организации и программирования интеллектуальной деятельности.

Любые отклонения в развитии речи ребенка должны быть вовремя выявлены с целью ранней коррекции.

Российская Ассоциация Специалистов Перинатальной Медицины

Особенности речевого развития в раннем возрасте у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы.

Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция.

Методические рекомендации Москва, 2005

В разработке методических рекомендаций принимал участие коллектив авторов;

Володин Н.Н., Шкловский В.М., Заваденко Н.Н., Медведев М.И., Рогаткин С.О., Асмолова Г.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВЛЕНЫ ПРИ УЧАСТИИ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, КАФЕДРЫ НЕОНАТОЛОГИИ ФУВ РГМУ (зав.кафедрой - академик РАМН, проф., д.м.н. Володин Н.Н.), НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕН-СТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (руководитель - академик РАО, профессор Шкловский В.М.)

http://www.rusmg.ru/attachfiles/pro_metod8.doc

Проявления дислексии у детей

I

• Отставание от сверстников в освоении техники чтения: долгое время чтение остается побуквенным или послоговым.

• Очень медленный темп чтения.

• Неправильное распознавание букв при чтении.

• Ошибки при чтении: пропуски, перестановки, добавления лишних звуков, пропуск начальных слогов слов, искажение звучания слов.

• Выраженные трудности понимания прочитанного.

СДВГ ('ОБМ-1\V) = Гиперкинетическое расстройство (МКБ-10)

^ СДВГ - нейробиологическое расстройство, которое |

обусловлено задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, регулирующих процессы поведенческого торможения и самоконтроля.

Диагностические критерии - несоответствующие нормальным возрастным характеристикам :

^ Нарушения внимания

^ Гиперактивность и импульсивность

^ Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет

^ Недостаточная адаптация проявляется в различных видах окружающей обстановки (как минимум в 2-х) несмотря на соответствие общего уровня психического развития нормальным возрастным показателям

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: info@irbis-1.ru Copyright © 2011 Издательство ИРБИС

Материалы форума

СДВГ: сферы нарушений в разные возрастные периоды

Дети

Сложности во взаимоотношениях

пР°®лемы в профессии Трудности обучения

03 рОС/1 Ыс и трудодоустройстве

Низкая самооценка

Физические

Автотранспортные травмы

происшествия Агрессивность и

Курение и проблемы поведения употребление ПАВ

Подростки

СДВГ: нейропсихологическая основа

• Для СДВГ характерен дефицит I функций лобных и префронтальных отделов мозга.

• Префронтальные отделы отвечают за управляющие функции и поведенческое торможение.

• Пациенты с СДВГ обнаруживают «управляющую дисфункцию» (executive dysfunction) и слабость поведенческого торможения.

Комплексная терапия СДВГ

Просветительская работа с родителями Фармакотерапия

Выработка у родителей навыков воспитания детей с СДВГ (включая программы обучения и тренинга)

Просветительская работа с учителями

Специальные программы по поддержке родителей / семьи / пациентов

- Интернет-ресурсы:

www.adhd-kids.narod.ru

www.sdvg-impuls.ru

Психотерапия для детей и подростков с СДВГ:

- преодоление трудностей

- навыки общения

• Усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление нарушений речевого развития, дислексии и СДВГ у детей.

• Дети с пре- и перинатальной патологией в анамнезе нуждаются в динамическом

^наблюдении педиатров и неврологов.

• Особого внимания требуют дети с эпилепсией, у которых часто отмечаются

^нарушения развития и проблемы поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проведение комплекса лечебных мероприятий должно осуществляться своевременно, иметь индивидуальный характер и достаточную продолжительность.

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.epilepsia.su Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: info@irbis-1.ru Copyright © 2011 Издательство ИРБИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.