Научная статья на тему 'Л. М. Линнеман - норвежский музыкальный просветитель и собиратель фольклора середины XIX века'

Л. М. Линнеман - норвежский музыкальный просветитель и собиратель фольклора середины XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
382
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КРИСТИАНИИ / Л. М. ЛИННЕМАН / НОРВЕЖСКИЙ ФОЛЬКЛОР / НОРВЕЖСКАЯ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / CHRISTIANIA'S CULTURE / LUDVIG M. LINDEMAN / NORWEGIAN FOLKLORE / NORWEGIAN ETHNOMUSICOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Остапенко Антон Геннадиевич

Статья посвящена собирательской и просветительской деятельности видного норвежского фольклориста, композитора и музыкально-общественного деятеля Людвига Матиаса Линнемана (1812-1887). Наиболее ценной частью его наследия признан рукописный архив, включающий многочисленные образцы норвежского музыкального и поэтического фольклора. В статье впервые предпринята попытка представить историю формирования этого архива в контексте жизни и творчества его составителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ludvig M. Lindeman: Norwegian Music Educator and Folklore Collector of the Middle of the 19th Century

The article focuses on the field previously unknown to Russian musicology the remarkable Norwegian folklorist, composer, and music educator Ludvig Mathias Lindeman’s gathering and teaching activities (1812-1887). His written archive with numerous samples of Norwegian musical and poetic folklore is recognized as his most valuable heritage. The article presents the first attempt to cover the history of development of this archive as a part of its collector’s life and creative work.

Текст научной работы на тему «Л. М. Линнеман - норвежский музыкальный просветитель и собиратель фольклора середины XIX века»

Остапенко, Антон Геннадиевич ORCID: 0000-0003-3831-2731 SPIN-код: 9690-2189 e-mail: antost@yandex.ru Соискатель на кафедре этномузыколо-гии, специалист по фольклору Фольк-лорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2А Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Харбинской консерватории (Китайская Народная Республика). КНР, 150028 Харбин, р-н Сунбей, ул. Сюэцзы, 3179

Anton G. Ostapenko

ORCID: 0000-0003-3831-2731 SPIN-code: 9690-2189 e-mail: antost@yandex.ru Post-graduate student at the Department of Ethnomusicology and folklore specialist at the Center for Folklore and Ethnography named after A. M. Mekhnetsov of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.

2A Glinki str., St. Petersburg 190068, Russia

Ear training and harmony teacher at the Harbin Conservatory of Music (China). 3179 Xuezi str., Songbei district, Harbin 150028, China

Л. М. Линнеман — норвежский музыкальный просветитель и собиратель фольклора середины XIX века

Статья посвящена собирательской и просветительской деятельности видного норвежского фольклориста, композитора и музыкально-общественного деятеля Людвига Матиаса Линнемана (1812-1887). Наиболее ценной частью его наследия признан рукописный архив, включающий многочисленные образцы норвежского музыкального и поэтического фольклора. В статье впервые предпринята попытка представить историю формирования этого архива в контексте жизни и творчества его составителя.

Ключевые слова: культура Кристиании, Л. М. Линнеман, норвежский фольклор, норвежская этномузыкология.

УДК 7.071.1. ББК 85.313(3) БОТ: 10.26156/0м.2019.39.1.004

Ludvig M. Lindeman: Norwegian Music Educator and Folklore Collector of the Middle of the 19th Century

The article focuses on the field previously unknown to Russian musicology — the remarkable Norwegian folklorist, composer, and music educator Ludvig Mathias Lindeman's gathering an d teaching activities (1812-1887). His written archive with numerous samples of Norwegian musical and poetic folklore is recognized as his most valuable heritage. The article presents the first attempt to cover the history of development of this archive as a part of its collector's life and creative work.

Keywords: Christiania's culture, Ludvig M. Lindeman, Norwegian folklore, Norwegian ethnomusicology.

Антон Остапенко

Л. М. Линнеман -

норвежский музыкальный просветитель и собиратель фольклора середины XIX века

Деятельность Людвига Матиаса Линнемана 1 (1812-1887) — одного из самых ярких представителей норвежского музыкального романтизма — масштабное явление в музыкальной культуре Северной Европы XIX века. Подобно Элиасу Лённроту в Финляндии 2, Л. М. Линнеман стоит в ряду основоположников нового национального искусства Норвегии на раннем этапе его формирования 3. В 1840-1860-е годы творческие достижения Л. М. Линнемана и его совре-

1 В отечественной музыковедческой литературе встречаются два варианта написания фамилии Lindeman. В настоящей статье употребляется наиболее близкая нормам норвежской орфоэпии версия Линнеман, также использованная Н. Н. Моховым в переводе монографии Ф. Бенестада и Д. Шельдеруп-Эббе «Эдвард Григ — человек и художник» и в ряде других исследований [см.: Бенестад, Шельде-руп-Эббе 1986; Битерякова 2007].

2 Лённрот, Элиас / Lönnrot, Elias (1802-1884) — один из основоположников финского национального романтизма в начале XIX века, известный прежде всего как составитель литературной версии карело-финского эпоса «Калевала».

3 Возрождению норвежской национальной культуры способствовало два события. Во-первых, основание в 1811 году Университета Кристиании (впоследствии важнейший национальный научно-исследовательский и культурный центр); во-вторых, появление в 1814 году первой норвежской конституции в Эйдсволле, которая положила конец многолетней унии с Данией (1380-1814). В предшествующие годы норвежский язык был заменен датским, и общность культур сохранялась еще в течение ряда лет, в том числе и во время последующей унии Норвегии со Швецией (1814-1905).

менников — музыкантов Уле Бюлля 4, Хальфдана Хьерульфа 5 и Рикарда Нурдрока 6 — подготовили почву для необычайного подъема норвежской музыки в 1870-1890-е годы, отразившегося в творчестве Юхана Свенсена и Эдварда Грига.

Наследие Л. М. Линнемана, видного норвежского фольклориста, композитора и музыкально-общественного деятеля, с конца XIX века неизменно привлекает к себе внимание исследователей и исполнителей на родине музыканта 7. Наибольший интерес вызвал его фольклорный архив, являющийся частью более масштабного собрания рукописей и изданий Л. М. Линнемана и членов его семьи — представителей династии музыкантов, по ряду причин названных «норвежскими Бахами» 8. В архиве библиотеки Университета Осло, где долгое время хранилось это собрание, оно получило наименование Lindemaniana. Сегодня оно находится в Архиве норвежской песни 9 и в электронной версии в полном составе доступно на сайте Национальной библиотеки Норвегии 10.

Фольклорный архив Л. М. Линнемана включает свыше двух тысяч образцов нотаций норвежских народных мелодий, традиционную поэзию, этнографические сведения о жизни норвежских крестьян, а также много-

4 Бюлль (Булль), Уле Борнеман / Bull, Ole Bornemann (1810-1880) — норвежский скрипач и композитор. Один из основоположников национально-романтического направления в норвежской музыке.

5 Хьерульф (Кьерульф), Хальфдан / Kjerulf, Halfdan (1815-1868) — норвежский композитор, известный сегодня своими камерно-вокальными сочинениями.

6 Нурдрок, Рикард / Nordraak, Rikard (1842-1866) — норвежский композитор, сподвижник Э. Грига в создании музыкального общества «Эвтерпа» в Копенгагене. Автор музыки к стихотворению Б. Бьёрнсона патриотического содержания «Да, мы любим эту землю» ("Ja, vi elsker dette landet"), ставшей позднее национальным гимном Норвегии.

7 Авторы наиболее значительных исследований о Л. М. Линнемане — норвежские музыковеды Уле Мёрк Саннвик, Эйстайн Гаукстад, Харальд Херрестал и некоторые другие. Сведения из созданных ими в разные годы работ [Sandvik 1941; Sandvik 1950; Gaukstad 2012; Herresthal 2012] приводятся в настоящей статье.

8 Такое сравнение возникло благодаря преемственности в семье Линнеманов ремесла церковных органистов и канторов.

9 Норв.: Norsk visearkiv. URL: http://visearkivet.no (дата обращения: 21.01.2019).

10 Материалы, относящиеся к Собранию музыкального и поэтического фольклора, записанного Л. М. Линнеманом, представлены в подготовленном сотрудниками Национальной библиотеки Норвегии перечне. L. M. Lindemans samling av folketoner og folkeviser, eventyr og sagn. Egne og andres oppskrifter // Lindemans Legat. URL: http://lin-demanslegat.no/wp-content/uploads/2012/06/LM-Lindemans-samling-folkemusikk-i-ma-nuskript.pdf (дата обращения: 11.03.2019). Избранные рукописи остальных членов семьи Линнеманов приведены в следующем документе. Utvalgte musikkmanuskripter med komposisjoner av medlemmer av Lindeman-familien (ikke L. M. Lindeman) samt et utvalg av andre musikkmanuskripter som har tilhort familien // Lindemans Legat. URL: http://linde-manslegat.no/wp-content/uploads/2012/06/Fam-Lindemans-musikkmanuskripter.pdf (дата обращения: 11.03.2019).

численные опубликованные сборники обработок песен и наигрышей для хора и фортепиано, предназначенные для любительского музицирования. В истории норвежской музыки это собрание, формировавшееся в 18401870-е годы, долгое время не имело себе подобных.

Предлагаемая читателю статья является первым опытом систематического освещения деятельности Л. М. Линнемана и истории формирования его фольклорного архива. Современное норвежское музыкознание не имеет практики рассмотрения творчества этого музыканта в аспекте метода периодизации. В настоящем исследовании автор предпринял попытку восполнить этот пробел, представив творческий путь Л. М. Лин-немана с позиций «церковного» и «светского» направлений его деятельности. Предметом внимания также стала культурно-историческая среда, которой принадлежал Л. М. Линнеман. В работе впервые обобщены результаты новейших норвежских исследований в области линнемановеде-

ния и начального периода истории фольклористики. * * *

Творческий путь Л. М. Линнемана охватывает шесть десятилетий — с 1825 по 1887 год. Изучение биографических материалов позволяет отчетливо проследить три основных этапа творческого пути художника: ранний (становление в 1820-1830-е годы), зрелый (расцвет в 1840-1870-е годы) и поздний (1880-е годы). Им соответствуют пять хронологических периодов, границами которых служат важнейшие обстоятельства жизни Л. М. Линнемана.

В творческом пути и наследии Л. М. Линнемана довольно отчетливо прослеживаются тесно связанные «церковная» и «светская» линии. Под «церковной» подразумевается участие Л. М. Линнемана в жизни норвежской протестантской церкви: пребывание в статусе кантора и органиста Вор Фрельсерс кирке 11 (ныне кафедрального собора Осло), органного мастера; его работа в качестве автора, составителя и редактора сборников псалмов, учителя церковного пения на богословском факультете Университета и др. «Светскую» линию деятельности Л. М. Линнемана составляет композиторское творчество, тесно связанное с концертной жизнью его родного города Тронхейма и, большей частью, Кристиании. Формы концертной деятельности Л. М. Линнемана были чрезвычайно разносторонними: руководство хором Норвежского студенческого общества,

11 Норв.: Уог Бгекеге ккке — церковь Спасителя.

участие в музыкальном сопровождении спектаклей Публичного театра, общества любителей музыки «Музыкальный лицей», Филармонического общества и др. Отметим также, что имя Л. М. Линнемана неразрывно связано с историей основания первой норвежской консерватории, преобразованной из созданной при его жизни совместно с сыном Петером Школы органистов 12.

Рассмотрение каждого периода в отдельности представляется необходимым для понимания процесса развития музыкального мышления Л. М. Линнемана, на протяжении всей жизни осваивавшего национальную музыкальную культуру.

Первый период (1812-1833). Первые двадцать лет жизни Л. М. Линнемана прошли под большим влиянием отца — Уле Андреаса Линнемана 13 — «едва ли не самого образованного норвежского музыканта своей эпохи» [Herresthal 2012]. Он не только посвятил своего сына в тайны музыкального искусства, преподав его первые уроки, но и явил пред ним образ разностороннего музыканта-ремесленника, который с особой силой запечатлелся в сознании начинающего музыканта, что и сформировало направление его творческих сил в будущем. Людвиг Матиас стал последователем своего отца и отчасти повторил его судьбу: Линнеман-старший около пятидесяти лет состоял в должности органиста Вор Фрюе кирке ы в Тронхейме, позднее Людвиг Матиас сорок семь лет жизни посвятил служению кантором в Вор Фрельсерс кирке в Кристиании 15; Уле Андреас стал составителем первого норвежского сборника протестантских псалмов [Lindeman O. A. 1838], Людвиг Матиас продолжил работу в этом направлении и опубликовал новые сборники, отчасти заменившие датские. Впоследствии Людвиг Матиас не раз обращался к рукописным записям народной музыки, сделанным его отцом, и использовал ряд из них в известном сборнике обработок «Старые и новые мелодии норвежских гор» [Lindeman L. M. 1853-1867]. Они и стали первыми рукописями в архиве Л. М. Линнемана, которому еще предстояло сформироваться в последующие десятилетия.

12 Норв.: Organistskole.

13 Линнеман, Уле Андреас / Lindeman, Ole Andreas (1769-1857) — органист, композитор и музыкальный просветитель [см.: Hernes 1956].

14 Норв.: Vor Frue kirke — церковь Богоматери.

15 Именно свое первое выступление в качестве церковного органиста в 1825 году Л. М. Линнеман многие годы спустя считал началом своей творческой деятельности, несмотря на то, что первое публичное выступление состоялось тремя годами ранее — с исполнением собственного сочинения «Тема и вариации для кабинетного фортепиано».

Сознательно избрав путь музыканта, Л. М. Линнеман шире представлял себе сферу применения своих творческих сил и не ограничивался деятельностью только церковного органиста.

Второй период (1833-1839). В 1830-е годы отчетливо определились два направления развития норвежского искусства. Представители первого выступали за продолжение связей с датской и общеевропейской культурой после расторжения унии с Данией в 1814 году. Его возглавлял поэт Юхан Себатьян Вельхавн 16, воззрениям которого симпатизировал композитор Х. Хьерульф. Приверженцы второго направления ратовали за продвижение национально-самобытного искусства во многом благодаря обращению к норвежскому фольклору. Его вдохновителем был Хен-рик Вергеланн ^ — видный политический деятель, писатель-публицист, выступавший за культурную независимость Норвегии. Оба направления отражали общественно-политические настроения в государстве в первой половине XIX века и заявили о себе сначала в литературно-критических работах, затем в живописи и музыке. Яркое дальнейшее развитие впоследствии получила вторая, национально-патриотическая тенденция, со временем потеснившая первую.

Влияние Х. Вергеланна на студенческую молодежь Кристиании, к которой как студент богословского факультета Университета примкнул Л. М. Линнеман, было определяющим. Л. М. Линнеман стал активным членом Студенческого общества — важного политического и литературно-музыкального содружества, в котором Х. Вергеланн был центральной фигурой. Историки, поэты, художники и музыканты также встречались здесь, способствуя популяризации памятников национального искусства. В 1833 году священник и писатель Андреас Файе при содействии Х. Вергеланна опубликовал «Норвежские саги» [Бауе 1833] — одно из первых подобных изданий в норвежской романтической литературе. Х. Верге-ланн побуждал студентов исполнять народную музыку родных областей, и первые народные мелодии, записанные и обработанные Л. М. Линне-маном, были услышаны именно в студенческой среде. В 1830-е годы Студенческое общество стало инициатором музыкального содружества, состоявшего из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах, для

16 Вельхавн, Юхан Себатьян / Welhaven, Johann Sebastian (1807-1873) изложил свои воззрения в известном поэтическом сборнике «Заря Норвегии» и литературно-исторических исследованиях.

17 Вергеланн, Хенрик Арнольд / Wergeland, Henrik Arnold (1808-1845) — один из основоположников норвежской литературы; оказал значительное влияние на творчество Бьёрнстьерне Бьёрнсона и Хенрика Ибсена.

сопровождения своих вечерних собраний. С 1836 года Л. М. Линнеман долгое время был его музыкальным директором. К этому времени относятся его произведения для мужского и смешанного хора, стиль которых близок в то время распространенному в Германии движению Ли-дертафель 1®.

С 1833 года вся последующая жизнь Л. М. Линнемана была связана со столицей Норвежского королевства Кристианией. В первый же день своего пребывания в ней он выступил за органом крупнейшего храма города (Вор Фрельсерс кирке) и через некоторое время стал его главным органистом и кантором, сменив на этом посту своего брата Якоба Андреаса Работа органистом вдохновила его на создание сочинений для органа, среди которых наиболее значительное из написанных в данном периоде — Семнадцать вариаций на псалом «Кто знает, как близок мой конец» (1836) 20. Этот цикл оказался его первым произведением на основе религиозной мелодии нефольклорного происхождения. Впоследствии Л. М. Линнеман предпочитал цитировать народный вариант

71

протестантского хорала — религиозную народную мелодию — с максимально точно сохраненным ритмическим рисунком.

Два первых периода составляют начальный этап развития деятельности Л. М. Линнемана. Влияние отца, естественно преобладающее в первом периоде, постепенно отступает на задний план во втором, о чем свидетельствует усиление «светской» линии деятельности. К ней все более неодобрительно относился его отец, прочивший Людвигу Матиасу священническое будущее. Композиторское творчество, как и фольклорный архив, пребывали на самой ранней стадии своего формирования. Деятельность в эти периоды предопределила дальнейшее развитие событий жизни в упомянутых направлениях. В те годы Л. М. Линнеман только впитывал все идеологические и творческие импульсы, исходившие от его окружения, которое составляли заметные личности в современной ему культурной жизни Тронхейма и Кристиании. В последующие годы

18 Лидертафель (нем. Liedertafel) — движение любительских мужских хоровых сообществ, появившееся в Германии в начале XIX века и распространившееся в ряде соседних государств.

i® Линнеман, Якоб Андреас / Lindeman, Jacob Andreas (1805-1846) — священник и церковный органист, вошедший в историю норвежской музыки как автор публикации «Мелодии хоралов из собраний Кинго, Гульдберга и Христианского евангелического сборника псалмов, согласно указу короля от 15 июня 1835 года, изложенные в цифрах для игры на псалмодиконе с руководством о его использовании» [Lindeman J. A. 1841].

20 Дат.: "Hvo veed hvor nsr er min Ende".

21 О жанре религиозной народной мелодии см.: [Гриндэ 1982, 40-41; Мохов 1982, 203].

Л. М. Линнеман сам становится одним из «законодателей мод» в музыкальной культуре норвежской столицы, энергично отстаивавшим собственную патриотическую позицию в искусстве.

Третий период (1840-1857). Начало следующего периода деятельности Л. М. Линнемана, открывшегося в 1840 году, ознаменовано несколькими примечательными событиями как «церковной» линии, так и «светской». Он вступил в должность кантора Вор Фрельсерс кирке, на которой пребывал последующие сорок семь лет, и стал руководителем хора мальчиков Детского дома (Ше18епЬше11) для сопровождения богослужений. С увлечением он участвовал в движении любительских мужских хоров, проявил инициативу в создании хоровых и оркестровых обществ Крис-тиании. В 1844 году основал Хор Норвежского студенческого общества, существующий до настоящего времени 22. Ему посвящено большинство сборников обработок народных мелодий Л. М. Линнемана, поскольку хор не раз становился их первым исполнителем. В 1846 году Л. М. Лин-неман выступил одним из инициаторов создания Филармонического общества, в котором вплоть до 1865 года был хормейстером и помощником дирижера .

С 1840 года стали публиковаться авторские и записанные Л. М. Лин-неманом народные мелодии в виде нотных приложений к поэтическим сборникам псалмов и народных песен. Большинство изданных в течение всей жизни Л. М. Линнемана мелодий представлено в виде обработок для хора или фортепиано. Лишь несколько изданий содержало одноголосные нотации. Результатом совместной деятельности с одаренным проповедником и писателем Вильхельмом Вексельсом 24, который увлек его идеей обновления церковно-певческой практики, стал сборник «Хоралов и псалмов к „Христианским псалмам"» [Шехек 1859] — с него началась история издания литургической музыки Л. М. Линнемана. Тогда же он опубликовал нотное приложение к «Сборнику песен, народных вис

22 История деятельности упомянутого хорового коллектива освещена на страницах его официального интернет-сайта: Den Norske Studentersangforening. URL: http://www. studentersangforeningen.no/en/ (дата обращения: 16.02.2019).

23 Учитывая опыт Филармонического общества, Э. Григ основал в 1871 году Музы-

кальное общество Кристиании, в число руководителей которого был включен

и Л. М. Линнеман.

24 Вексельс, Вильхельм Андреас / Wexels, Wilhelm Andreas (1797-1866) — священник норвежской протестантской церкви, автор поэтических сборников псалмов. Оказал значительное влияние на Л. М. Линнемана в 1830-е годы. Часть из сочиненных им мелодий к стихотворениям В. А. Вексельса впоследствии вошла в сборники псалмов, они используются в практике протестантской церкви и в наши дни.

и стев», составленному Йоргеном Му [Мое 1840] — одним из знаменитых соавторов сборника «Норвежских народных сказок» 25 [Л8Ь]0гп8еп, Мое 1850]. В 1853 году священник и писатель Магнус Брустрюп Ланнста 2® опубликовал поэтический сборник «Норвежские народные песни» [Ьапё-1853], составителем одноголосного нотного приложения которого стал также Л. М. Линнеман.

В 1841 году появился первый сборник обработок Л. М. Линнемана «Мелодии норвежских гор» для мужского хора [Ьтёешап Ь. М. 1841]. В нем заметно стремление автора использовать новые гармонические краски, которое впоследствии раскроется в сборнике «Старые и новые мелодии норвежских гор» для фортепиано (1853-1867) [Ыпёешап 1853-1867].

Формирование фольклорного архива в этот период протекало наиболее активно. В 1840 году норвежским парламентом Стортингом была учреждена стипендия, предназначавшаяся для ученых, художников и писателей. Л. М. Линнеман обратился с просьбой выделить ему средства для поездок в норвежские деревни, однако получил отказ. Стипендию на посещение норвежских деревень с целью записи «народного псалмопения» ("погвк 8а1ше8а^") как предполагаемую основу для реформы литургической практики он получил в 1848 году от Университета Крис-тиании. Результатом поездки в восточные области Норвегии Валдрес, Вого и Мелдален летом 1848 года стали 86 религиозных народных мелодий 27, озаглавленных в архиве самим собирателем как «Валдресские мелодии псалмов из Сборника Кинго для церковной книги» 2®, а также 83 светские мелодии. В 1851 году он получил государственную субсидию для поездки с целью записи народной музыки и отправился в Хардангер, Берген, Халлингдал, а также в Телемарк, где встретился с первой собирательницей норвежских песен Улеа Крёгер 29. Их знакомство положило начало плодотворному сотрудничеству, воплотившемуся во взаимном обмене нотаций и редактировании мелодий. В 1853 году он готовил издание народных песен, записанных У. Крёгер, но рукопись так и не была опуб-

25 Впоследствии этот сборник был издан на русском языке под заглавием «На восток от солнца, на запад от луны» [Асбьёрнсен, Му 2012].

26 Ланнста, Магнус Брустрюп / Landstad, Magnus Brostrup (1802-1880) вошел в историю фольклористики как составитель первого сборника традиционных норвежских баллад, а также поэтического собрания протестантских псалмов.

27 С кратким описанием жанров можно ознакомиться в следующих публикациях: [Гриндэ 1982, Мохов 1982].

28 Норв.: "Valdriske Psalmetona aat Kingos Psalmebok ell Kjyrkjybok".

2® Крёгер, Улеа / Creger, Olea (1801-1855) — одна из первых собирательниц норвежского фольклора в области Телемарк. Ее наследие впервые было опубликовано в начале 2000-х годов [Lilja Ьжге blomster i enge 2004].

ликована. Большая часть записей У. Крёгер, однако, вошла в подготовленное Л. М. Линнеманом нотное приложение к упомянутому сборнику «Норвежские народные песни» М. Б. Ланнста.

С 1852 по 1858 годы Л. М. Линнеман самостоятельно работал в избранном направлении без какой-либо поддержки и не упускал возможности получить новые музыкальные впечатления от крестьян, посещавших столицу в течение ярмарок. Он накопил достаточно материала, чтобы начать публиковать его в виде обработок. Так появились «Старые и новые мелодии норвежских гор, собранные и обработанные для фортепиано», первая тетрадь которых выпущена в 1853 году, а также «Народные песни» для мужского хора (1854). Сборники сразу привлекли всеобщее внимание, поскольку к тому времени подобные опусы в норвежской музыке были немногочисленны 30.

Четвертый период (1858-1874). В эти годы Л. М. Линнеман стал участником полемики о развитии национального пения в норвежской протестантской церкви, все более удалявшейся от датского влияния как в церковно-иерархическом отношении, так и музыкальном. Дискуссия в истории норвежской музыки получила наименование «битвы за псалмопение» ("salmestrid") и разворачивалась между двумя ведущими оппонентами — Л. М. Линнеманом и известным музыкальным деятелем Юха-ном Дидриком Беренсом з\ Начало ей положило исследование Ю. Д. Бе-ренса «О литургическом псалмопении и его использовании в норвежской церкви» в 1858 году [Behrens 1858]. Автор описал особенности музыки обихода евангелическо-лютеранской церкви и изложил свое видение ее современного состояния в Норвегии. Ю. Д. Беренс был сторонником равномерно звучащих хоральных гармонизаций псалмов, укоренившихся в обиходе норвежской церкви до середины XIX века, и призывал композиторов продолжать эту тенденцию. Л. М. Линнеман выступал за обновление ритмо-интонационного языка хоралов введением разнообразных пунктирных фигур, появившихся при распространении псалмов в крестьянской среде. В 1859 году в ответ на исследование Ю. Д. Беренса Л. М. Линнеман и М. Б. Ланнста опубликовали сборник «Духовные песнопения Мартина Лютера» [Landstad, Lindeman L. M. 1859], содержащий

30 Кроме упомянутых сочинений, Л. М. Линнеман опробовал силы в жанре кантаты: он сочинил Кантату на текст Ю. С. Вельхавна по случаю смерти короля Карла Юхана и «Похоронную кантату» на стихи Андреаса Мунка. Оба сочинения были написаны в 1844 году. Тогда же появились «Три фуги на тему BACH» (1850).

31 Беренс, Юхан Дидрик / Behrens, Johan Didrik (1820-1890) — норвежский композитор, дирижер и музыкальный педагог.

четырехголосные обработки в т. н. «ритмическом стиле» ("rytmisk stil"). Помимо этого, книга включала научное исследование с множеством ценных замечаний 32. М. Б. Ланнста считал, что обновление литургического пения должно происходить на основе норвежской народной музыки, но Л. М. Линнеман после поездок в деревни в последующие годы полагал, что сильно орнаментированные народные варианты хоралов (т. н. религиозные народные мелодии) будут непригодны для введения в общенорвежский обиход, и предлагал умеренно использовать их ритмические и интонационные особенности. В этом он нашел поддержку со стороны членов вновь образованного Норвежского общества.

Осенью 1859 года Б. Бьёрнсон, Х. Ибсен и У Бюлль основали Норвежское общество «для развития национальной литературы и искусства» 33. Л. М. Линнеман, уже известный к тому времени своей плодотворной деятельностью, без промедления был в него принят. На встречах общества организовывались лекции и музыкальные вечера, обсуждались разнообразные проблемы национального искусства. На концертах общества часто выступали в ансамбле У. Бюлль и Л. М. Линнеман. Во время одного из них в Кристиании начался пожар, который затронул также дом Л. М. Линне-мана. Почти все его имущество, включая обширную библиотеку вместе с сочинениями его собственными и его отца, было утрачено. Бесследно исчезло и около четырехсот нотаций народных мелодий, ожидавших своего издания. Вскоре Б. Бьёрнсон опубликовал статью в газете «Афтенпостен» о произошедшей утрате и обратил внимание общественности на значение деятельности Л. М. Линнемана. Он сетовал, что его разносторонняя занятость не позволяет сосредоточиться на задачах национальной важности, стоявших перед ним как популяризатором народной музыки. Выступление Б. Бьёрнсона возымело желанное действие, и с 1860 года в течение последующих семнадцати лет Л. М. Линнеман получал ежегодную стипендию от Стортинга на посещение норвежских деревень и публикацию записанных в них мелодий. Так он стал первым музыкантом, удостоившимся именной стипендии от Стортинга (до Э. Грига и Ю. Свенсена).

В период с 1860 по 1874 год Л. М. Линнеман посетил несколько десятков деревень из провинций Центральной и Западной Норвегии 34

32 На стороне Л. М. Линнемана к дискуссии присоединился и композитор, органист и дирижер Отто Винтер-Йельм / Otto Winter-Hjelm (1837-1931), опубликовавший на основе его фольклорных изысканий «37 старинных мелодий псалмов» (1876) [Winter-Hjelm 1876].

33 "Til Fremme af Nationalitet i Literatur og Kunst" [Norges Musikkhistorie 2000, 288].

34 В течение следующих трех лет он собрал большое количество мелодий в таких областях и деревнях, как Эстердал, Халлинндал и Модум, Сёрькедален и Нурьмарка, Драннедал, Тёррисдал, Нисседал, Квитсайд, Лардал и Му, Хаделанн и Ернакер, Лум,

и записал около тысячи мелодий, относящихся к разнообразным жанрам. Результатом поездок Л. М. Линнемана стали не только многочисленные нотные записи, но и первые музыкально-теоретические суждения об особенностях национального фольклора. В отчетах, которые Л. М. Линнеман отправлял в Университет Кристиании по окончании каждой поездки, он указывал на некоторые трудности, возникшие при нотной записи мелодий, сыгранных на музыкальных инструментах или спетых народными исполнителями. «Возникает впечатление, что очень часто используются звуки на четверть тона выше или ниже наших привычных ступеней — располагающиеся между темперированными полутонами» 35 [Ыо^ев Ми81ккЫ81;опе 2000, 287]. Он отмечал сложность определения того, с какой нотой темперированного строя следует соотнести слышимый четвертитон. Выбор Л. М. Линнеман делал исходя из того, к какой гармонической функции его можно отнести при композиторской обработке. Он отмечал сложности и в определении метра. Так, например, халлинг мог быть записан в 1 или 4 , а спрингданс — в 4 или 4 . Фиксируя народные мелодии для хоровой или фортепианной обработки, он сознательно тщательно редактировал их звуковысотные и ритмические особенности. Вместе с тем, Л. М. Линнеман делал ценные указания об их музыкальных характеристиках.

Многие из записанных в эти годы мелодий были творчески переосмыслены и представлены в виде очередных сборников обработок: в следующих тетрадях «Старых и новых мелодий норвежских гор» и «Полсотни горных мелодий, гармонизованных для мужских голосов». «Старые и новые мелодии норвежских гор» включают свыше шестисот песен и наигрышей разнообразных жанров. Большинство из них собрано самим Л. М. Линнеманом, но некоторые из них переданы ему Уле Тобиасом Уль-сеном 3® (из провинции Нурланн) и Андерсом Хейердалом Ъ1 (из областей Халлингдал и Эурскуг).

Воге и Фрун, Грюе и Браннволл и Mаридален. В последующие годы он посетил следующие населенные пункты: Сигдал и Эггедал, Kрëдсхерад (1867), Вестфолл (1869), ^рум и Гьердрум (1870), Трëннелаг и Рëрос (1871), Эстердал (1872), Аскер и ^рум (1873).

35 "Fornemmeilg bestod deri, at man saa ofte faaer h0re Toner, der ere en Quart-Tone h0iere eller dybere end de brugelige, d. e. Toner, som ligge midt imellem vore Halvtoner".

36 Ульсен, Уле Тобиас / Olsen, Ole Tobias (1830-1927) известен как составитель сборников «Несколько вводных псалмов» ("Nogle Indlednings-Salmer", 1891) и «Норвежские народные сказки и саги, записанные в Нурланне» ("Norske folkeeventyr og sagn: samlet i Nordland", 1912).

37 Хейердал, Андерс / Heyerdal, Anders (1832-1918) — норвежский собиратель фольклора. Составитель сборников танцевальных наигрышей на скрипке в различных жанрах.

В этот период деятельность Л. М. Линнемана получила признание на высшем государственном уровне. В 1870 году, к тридцатилетию своего пребывания в должности кантора Вор Фрельсерс кирке, он удостоился звания кавалера (рыцаря) ордена Св. Улафа — одной из наиболее почетных наград за заслуги перед норвежским обществом 38.

Третий и четвертый периоды характеризуются зрелостью и творческой самостоятельностью Л. М. Линнемана. В это время была написана основная часть сочинений, большинство из которых представляют собой обработки записанных им народных мелодий для смешанного и мужского хора, а также для фортепиано.

Пятый период (1874-1887). С 1874 года Л. М. Линнеман по состоянию здоровья прекратил свою собирательскую деятельность. Общее число записанных им мелодий достигло уже двух тысяч, и теперь он уделял основное внимание сравнению мелодических вариантов наигрышей и песен. Прекращение собирательской деятельности отразилось и на отсутствии обработок народных мелодий в этот период. Композиторское творчество Л. М. Линнемана в 1870-е годы представлено преимущественно органными и кантатно-ораториальными сочинениями .

В 1877 году была утверждена к использованию на богослужениях «Хоральная книга» Л. М. Линнемана, что явилось признанием результатов его деятельности в области реформы церковной музыки и победой в «битве за псалмопение».

В 1883 году Л. М. Линнеман и его сын Петер основали частную Школу органистов, в которой преподавали игру на органе, фортепиано, а также пение и гармонию.

Стремление Л. М. Линнемана учиться и просвещать не угасало на протяжении всей жизни и приобретало разные формы выражения. С особой силой это качество проявилось на заключительном этапе его творческого пути.

38 Слава Л. М. Линнемана как органного импровизатора распространилась за пределы Норвегии. Антрепренеры Лондонского королевского Альберт-холла пригласили его принять участие в концертах, посвященных открытию зала в 1871 году. Многие наиболее известные органисты Европы, в т. ч. Антон Брукнер и Камиль Сен-Санс, были приглашены выступить с сольными концертами. Игра Л. М. Линнемана перед трехтысячной аудиторией была встречена с восторгом. Он был особенно благодарен за это публике, которая разделила с ним его любовь к национальной музыке.

39 Среди них «26 и 56 фугированных прелюдий» для органа (1881), Кантата на текст Б. Бьёрнсона по случаю смерти Н. Ф. С. Грундтвига (1872), Кантата на текст Й. Му памяти короля Карла XV (1872), Кантата по случаю коронации Оскара II и его супруги Софии в Нидаросском соборе (Тронхейм, 1873).

* * *

После смерти Л. М. Линнемана 23 мая 1887 года непосредственным продолжателем его дела стал сын Петер. Он принял на себя руководство Школой музыки и органистов и через некоторое время с помощью единомышленников добился государственной поддержки, обеспечившей Школе дальнейшее существование и развитие. В 1912 году, к столетию со дня рождения отца, он опубликовал третий том «Старых и новых мелодий

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

норвежских гор» на основе не изданных при жизни автора рукописей. Сборник стал наиболее значительным трудом Л. М. Линнемана по своему объему и художественной ценности.

Первым почитателем этого труда был Э. Григ, обращавшийся к образцам из «Старых и новых мелодий норвежских гор» как к основе для ряда своих сочинений на протяжении всего творческого пути. Выдающийся норвежский композитор ХХ века Гейрр Твейтт, отстаивавший национальное направление в развитии отечественной музыки, также учитывал опыт Л. М. Линнемана как композитор и собиратель 4\ Так Л. М. Линне-ман в значительной степени способствовал возникновению норвежской национальной композиторской школы, представители которой на разных этапах ее развития неизменно обращались к его рукописям и сборникам обработок. Кроме того, фольклорный архив Л. М. Линнемана положил начало не прекращающейся и ныне плодотворной собирательской и исследовательской деятельности норвежских фольклористов.

Деятельность Л. М. Линнемана протекала в условиях становления норвежского национального искусства, в развитие которого он внес свой ощутимый вклад. По свидетельству современников, именно такая разносторонняя практика обеспечила Л. М. Линнеману «любовь и понимание норвежского народа» 42 [Ыо^ев Ми81ккЫ81;опе 2000, 281]. Со временем соотечественники Л. М. Линнемана признали, что, будучи первопроходцем в деле собирания норвежских народных мелодий и их обработок, он сыграл ту же роль в норвежской музыке, что собиратели сказок П. К. Ас-бьёрнсен и Й. Му в национальной литературе.

40 Все три тома были опубликованы в одном издании в 1962 году, к 150-летию со дня рождения Л. М. Линнемана, Э. Гаукстадом и У. М. Саннвиком [Lindeman L. M. 1962].

41 Отметим, что и в русской музыке упомянутый выше сборник привлек внимание Игоря Фёдоровича Стравинского, который при создании сюиты «Четыре норвежских впечатления» для оркестра (1942) использовал мелодии, записанные Л. М. Линнеманом.

42 "... hans Kj^rlighet til og Forstaaelse af det Norske Folk".

Литература

Асбьёрнсен, Му 2012 — Асбьёрнсен П. К., Му Й. На восток от солнца, на запад от луны : Норвежские сказки / Пересказ. А. Любарской, П. Стравца, А. Шломиной; ил. К. Нильсена. М. : ИД Мещерякова, 2012. 184 с.

Бенестад, Шельдеруп-Эббе 1986 — Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ — человек и художник / Пер. с норв. М. : Радуга, 1986. 376 с.

Битерякова 2007 — Битерякова Е. В. Кристиан Синдинг : Портрет норвежского композитора. М. : Импэто, 2007. 504 с.

Гриндэ 1982 — Гриндэ Н. История норвежской музыки / Сокр. пер. с норв. Л. : Музыка, 1982. 191 с., нот. ил., 12 л. ил.

Мохов 1982 — Мохов Н. Н. Некоторые особенности музыкального фольклора скандинавских стран // Скандинавский сборник. Таллин : Ээсти Раамат, 1982. Вып. 27. С. 200-207.

Asbj0rnsen, Moe 1850 — Norske Folkeeventyr samlede og fortalte af P. Chr. Asbj0rnsen og J. Moe. Anden for0gede Udgave. Christiania : Johan Dahls Forlag, 1850. 257 s.

Behrens 1858 — Om den lutherske Salmesang og dens Gjenindförelse i den norske Kirke af Joh. D. Behrens. Kristiania : Feilberg & Landmark, 1858. 40, 19 s.

Faye 1833 — Norske Sagn samlede og udgivne af Andreas Faye, Lœrer ved Arendals Real- og Middel-Skole, og Medlem af det Kongelige Norske Videnskabers Selskab i Trondhjem. Arendal : [s. n.], 1833. XXXI, 258 s.

Gaukstad 2012 — Gaukstad 0. Ludvig Mathias Lindemans samling av norske folkeviser og religi0se folketoner. Bind 3: Tekst — Faksimiler — Finale noter. Oslo, 2012. CD-ROM.

Hernes 1956 — Hernes A. Ole Andreas Lindeman og hans tid. Oslo : Det Norske Samlaget, 1956. 207 s.

Herresthal 2012 — Herresthal H. Ludvig Mathias Lindeman (1812-1882) // Musikkpedago-gen. 2012. No. 4. S. 6-12 // DocPlayer.me. URL: http://docplayer.me/3276336-Lindeman-ludvig-mathias-h-o-v-e-d-a-r-t-i-k-k-e-l-av-harald-herresthal.html (дата обращения: 16.02.2019).

Landstad 1853 — Norske Folkeviser, samlede og udgivne af M. B. Landstad. Christiania : Chr. Tönsbergs Forlag, 1853. XX, 868, [52] s.

Landstad, Lindeman L. M. 1859 — Martin Luthers aandelige Sange oversatte og paa ny omarbeidede samt 25 Salmer fra det 16de og 17de Aarhundrede ordnede af M. B. Landstad. De hertil h0rende oprindelige Melodier rytmisk fremstillede og 4stemmigt harmoniserede samt ledsagede med Anmœrkninger af Ludv. M. Lindeman. Christiania : W. C. Fabritius's Forlag, 1859. 120, L s.

Lilja bœre blomster i enge 2004 — Lilja bœre blomster i enge: folkeminneoppskrifter fra Telemark i 1840-50-ara. Norsk folkeminnelags skrifter. Bind 112. Oslo : Aschehoug, 2004. 383 s.

Lindeman J. A. 1841 — Choral-Melodier for Psalmodicon til de i Kingos, Guldbergas og den evangelisk christelige Psalmebog forekommende Psalmer, udsatte i Siffre efter den ved kongelig Resolusjon af 15de Juni 1835 authoriserede Choralbog, tilligemed en Veiledning til Brugen av Psalmodicon af J. A. Lindeman, residerende Capellan til Leganger. Christiania : P. T. Soppes Forlag, 1841. XXXVI, 146 s.

Lindeman L. M. 1841 — Norske Fjeld-Melodier harmonisk bearbeidede av Ludv M. Lin-deman. Christiania : Malling, [1841].

Lindeman L. M. 1853-1867 — ^ldre og nyere norske Fjeldmelodier. Samlede og bearbeidede for Pianoforte af Ludvig M. Lindeman. Christiania : P. T. Mailing Forlagshandel, [18531867]. 15, 168 s.

Lindeman L. M. 1962 — ^Eldre og nyere norske Fjeldmelodier. Samlede og bearbeidede for Pianoforte af Ludvig M. Lindeman. Oslo, 1962. 15, 168 s. Faksimileutgave.

Lindeman O. A. 1838 — Choral-bog, indeholdende de i Kingos, Guldbergs og den evange-lisk-christelige psalmebog forekommende : paa ny gjennemseede og rettede efter original-melodierne og fiirstemmigt udsatte : ved kongelig resolution af 15de juni 1835 authoriseret til udelukkende brug ved gudstjenesten i rigets kirker ved O. A. Lindeman. Christiania : [s. n.], 1838. 180 s.

Moe 1840 — Samling af Sange, Folkeviser og Stev i norske Almuedialekter. Med en Indledning av J0rgen Moe. Cand. theologiœ. Christiania : P. T. Mallings Forlag, 1840. XIV, 138, 8 s.

Norges Musikkhistorie 2000 — Norges Musikkhistorie. Bind 2: 1814-70. Den nasjonale tone. Red. Arvid O. Vollsnes. Oslo : Aschehoug, 2000. 398 s.

Sandvik 1941 — Sandvik O. M. Kingo-tona: Ludv. M. Lindemans optegnelser i Valdres 1848. Med innledning og analyse. Oslo : Johan Grundt Tanum, 1941. 73 s.

Sandvik 1950 — Sandvik O. M. Ludv. M. Lindeman og folkemelodien: En kildestudie. Oslo : Johan Grundt Tanum, 1950. 84 s.

Wexels 1859 — Christelige Psalmer fra œldre og nyere Tid. Samlede af Wilhelm A. Wexels. Tredje, for0gede og omarbeidede Udgave. Christiania : P. T. Mallings Forlag, 1859. 24 s.

Winter-Hjelm 1876 — Bemœrkninger til 37 œldre Salmemelodier restaurerede rytmisk og harmonisk samt 2 gregorianske hymner mensurerede, ledsagede af et Afsnit om Takt, Rytmus og Mensurering af Otto Winter-Hjelm. Kristiania : Cammermeyer, 1876. 31 s.

References

Asbj0rnsen P. Chr., Moe J. (2007) Na vostok ot solntsa, na zapad ot luny : Norvezhskie skaz-ki [East of the Sun, West of the Moon : Norwegian Tales]. Moscow : ID Meshcheryakova. 184 p. In Russian.

Benestad F., Schjelderup-Ebbe D. (1986) Edvard Grig — chelovek i khudozhnik [Edvard Grieg — the Man and the Artist]. Moscow : Raduga. 376 p. In Russian.

Biteryakova E. (2007) Kristian Sinding: portret norvezhskogo kompozitora [Christian Sin-ding: a Portrait of a Norwegian Composer]. Moscow : Impeto. 504 p. In Russian.

Grinde N. (1982) Istoriya norvezhskoi muzyki [History of Norwegian music]. Leningrad : Muzyka. 191 p. In Russian.

Mokhov N. (1982) Nekotorye osobennosti muzykal'nogo fol'klora skandinavskikh stran [Some Special Aspects of Scandinavian Music Folklore]. In: Skandinavskii sbornik [Scandinavian Compilation]. Tallinn : Eesti Raamat. Vol. 27. P. 200-207. In Russian.

Asbj0rnsen P. Chr., Moe J. (1850) Norske Folkeeventyr samlede og fortalte af P. Chr. As-bj0rnsen og J0rgen Moe. Christiania : Johan Dahls Forlag. 257 s.

Behrens J. D. (1858) Om den lutherske Salmesang og dens Gjenindförelse i den norske Kirke af Joh. D. Behrens. Kristiania : Feilberg & Landmark. 40, 19 s.

Faye A. (1833) Norske Sagn samlede og udgivne af Andreas Faye, Lœrer ved Arendals Real-og Middel-Skole, og Medlem af det Kongelige Norske Videnskabers Selskab i Trondhjem. Arendal. XXXI, 258 s.

Gaukstad 0. (2012) Ludvig Mathias Lindemans samling av norske folkeviser og religi0se folketoner. Bind 3: Tekst — Faksimiler — Finale noter. Oslo. CD-ROM.

Hernes A. (1956) Ole Andreas Lindeman og hans tid. Oslo : Det Norske Samlaget. 207 s.

Herresthal H. (2012) Ludvig Mathias Lindeman (1812-1882). In: Musikkpedagogen. 2012. N 4. S. 6-12. In: DocPlayer.me. URL: http://docplayer.me/3276336-Lindeman-ludvig-ma-thias-h-o-v-e-d-a-r-t-i-k-k-e-l-av-harald-herresthal.html (accessed date: 16 Febr. 2019).

Landstad M. B. (1853) Norske Folkeviser, samlede og udgivne af M. B. Landstad. Christiania : Chr. Tönsbergs Forlag. XX, 868, [52] s.

Landstad M. B., Lindeman L. M. (1859) Martin Luthers aandelige Sange oversatte og paa ny omarbeidede samt 25 Salmer fra det 16de og 17de Aarhundrede ordnede af M. B. Land-stad. De hertil h0rende oprindelige Melodier rytmisk fremstillede og 4stemmigt har-moniserede samt ledsagede med Anmœrkninger af Ludv. M. Lindeman. Christiania : W. C. Fabritius's Forlag. 120, L s.

Lilja bœre blomster i enge (2004) Folkeminneoppskrifter fra Telemark i 1840-50-ara. Norsk folkeminnelags skrifter. Bind 112. Oslo : Aschehoug. 383 s.

Lindeman J. A. (1841) Choral-Melodier for Psalmodicon til de I Kingos, Guldbergas og den evangelisk christelige Psalmebog forekommende Psalmer, udsatte i Siffre efter den ved kongelig Resolusjon af 15de Juni 1835 authoriserede Choralbog, tilligemed en Veiledning til Brugen av Psalmodicon af J. A. Lindeman, residerende Capellan til Leganger. Christiania : P. T. Soppes Forlag. XXXVI, 146 s.

Lindeman L. M. (1841) Norske Fjeld-Melodier harmonisk bearbeidede av Ludv. M. Lindeman. Christiania : Malling, [1841].

Lindeman L. M. (1853-1867) ^ldre og nyere norske Fjeldmelodier. Samlede og bearbeidede for Pianoforte af Ludvig M. Lindeman. Christiania : P. T. Malling Forlagshandel, [18531867]. 15, 168 s.

Lindeman L. M. (1962) ^ldre og nyere norske Fjeldmelodier. Samlede og bearbeidede for Pianoforte af Ludvig M. Lindeman. Faksimileutgave. Oslo. 15, 168 s.

Lindeman O. A. (1838) Choral-bog, indeholdende de i Kingos, Guldbergs og den evangelisk-christelige psalmebog forekommende : paa ny gjennemseede og rettede efter original-melodierne og fiirstemmigt udsatte : ved kongelig resolution af 15de juni 1835 authorise-ret til udelukkende brug ved gudstjenesten i rigets kirker ved O. A. Lindeman. Christiania : [s. n.]. 180 s.

Moe J. (1840) Samling af Sange, Folkeviser og Stev i norske Almuedialekter. Med en Ind-ledning av J0rgen Moe. Cand. Theologiœ. Christiania, P. T. Mallings Forlag. XIV, 138, 8 s.

Norges Musikkhistorie (2000) Bind 2: 1814-1870. Den nasjonale tone. Red. Arvid O. Vollsnes. Oslo : Aschehoug. 398 p.

Sandvik O. M. (1941) Kingo-tona: Ludv. M. Lindemans optegnelser i Valdres 1848. Oslo : Johan Grundt Tanum. 73 p.

Sandvik O. M. (1950) Ludv. M. Lindeman og folkemelodien: En kildestudie. Oslo : Johan Grundt Tanum. 84 s.

Wexels W. (1859) Christelige Psalmer fra œldre og nyere Tid. Samlede af Wilhelm A. Wexels. Christiania : P. T. Mallings Forlag. 24 s.

Winter-Hjelm O. (1876) Bemœrkninger til 37 œldre Salmemelodier restaurerede rytmisk og harmonisk samt 2 gregorianske hymner mensurerede, ledsagede af et Afsnit om Takt, Rytmus og Mensurering af Otto Winter-Hjelm. Kristiania : Cammermeyer. 31 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.