Научная статья на тему 'КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И США: НАЧАЛО, ЭТАПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И США: НАЧАЛО, ЭТАПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кыргызская Республика / США / открытие посольства / дипломатические отношения / сотрудничество / послы / главы дипломатических миссий / Kyrgyz Republic / USA / opening of an embassy / diplomatic relations / cooperation / ambassadors / heads of diplomatic missions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абытов Байболот Капарович, Бурханов Сардор Санжарович

В своей первой научно-исследовательской работе, мы предприняли попытку изучить и проанализировать становление, развитие и современное состояние дипломатических отношений США и Кыргызстана. Известно, что после приобретение суверенитета и независимости Кыргызской Республики, первая страна которая не только признала, но и официально открыла своё посольство в Бишкеке, 2 марта 1992 года, был Соединенные Штаты Америки. Посольство США было первой в странах региона Центральной Азии и постсоветских республик. Мы также изучили дальнейшее развитие дипломатических отношений Кыргызской Республики и США. Одновременно, объектом нашего исследования стала сотрудничество двух стран в области политики, экономики, военной стратегии, культуры и образовании. Изучив имеющиеся материалы и исследовав эволюции кыргызско-американских отношений, мы установили основные этапы развития межгосударственных отношений, также нашли фамилии всех послов Кыргызской Республики в США и Канаде, по совместительству, глав дипломатических миссий США в Кыргызстане, обеспечивающих посольские связи между США и Кыргызской Республикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KYRGYZ REPUBLIC AND THE USA: THE BEGINNING, STAGES OF DIPLOMATIC RELATIONS, AREAS OF COOPERATION

In our first research work, we attempted to study and analyze the formation, development and current state of diplomatic relations between the USA and Kyrgyzstan. It is known that after the acquisition of sovereignty and independence of the Kyrgyz Republic, the first country that recognized and officially opened its embassy in Bishkek on March 2, 1992, was the United States of America. The US Embassy was the first in the countries of the Central Asian region and post-Soviet republics. We also studied the further development of diplomatic relations between the Kyrgyz Republic and the United States. At the same time, the object of our research was cooperation between the two countries in politics, economics, military strategy, culture, and education. Having studied the available materials and examined the evolution of Kyrgyz-American relations, we established the main stages in the development of interstate relations. Also, we found the names of all the ambassadors of the Kyrgyz Republic to the USA and Canada, concurrently, the heads of the US diplomatic missions in Kyrgyzstan, providing embassy relations between the USA and the Kyrgyz Republic Republic.

Текст научной работы на тему «КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И США: НАЧАЛО, ЭТАПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ЧЫГЫШ ТААНУУНУН МАСЕЛЕЛЕРИ

вопросы востоковедения issues of oriental studies

e-ISSN: 1694-8653

№1/2024, 1-15

УДК:

DOI: 10.52754/16948653 2024 1 1

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И США: НАЧАЛО, ЭТАПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫ ЖАНА АКШ: ДИПЛОМАТИЯЛЫК МАМИЛЕЛЕРДИН БАШТАЛЫШЫ, ЭТАПТАРЫ, кызматташуу чeйpeлeРY

THE KYRGYZ REPUBLIC AND THE USA: THE BEGINNING, STAGES OF DIPLOMATIC

RELATIONS, AREAS OF COOPERATION

Абытов Байболот Капарович

Абытов Байболот Капарович Abytov Baibolot Kaparovich

д.и.н., профессор, Ошский государственный университет

т.и.д., профессор, Ош мамлекеттикуниверситеты Dr. Professor, Osh State University babytov@,oshsu.kg Бурханов Сардор Санжарович Бурханов Сардор Санжарович Burkhanov Sardor Sanzharovich

Соискатель

изденуучу applicant sardor4ik2007@gmail.com

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И США: НАЧАЛО, ЭТАПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация

В своей первой научно-исследовательской работе, мы предприняли попытку изучить и проанализировать становление, развитие и современное состояние дипломатических отношений США и Кыргызстана. Известно, что после приобретение суверенитета и независимости Кыргызской Республики, первая страна которая не только признала, но и официально открыла своё посольство в Бишкеке, 2 марта 1992 года, был Соединенные Штаты Америки. Посольство США было первой в странах региона Центральной Азии и постсоветских республик. Мы также изучили дальнейшее развитие дипломатических отношений Кыргызской Республики и США. Одновременно, объектом нашего исследования стала сотрудничество двух стран в области политики, экономики, военной стратегии, культуры и образовании. Изучив имеющиеся материалы и исследовав эволюции кыргызско-американских отношений, мы установили основные этапы развития межгосударственных отношений, также нашли фамилии всех послов Кыргызской Республики в США и Канаде, по совместительству, глав дипломатических миссий США в Кыргызстане, обеспечивающих посольские связи между США и Кыргызской Республикой.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, США, открытие посольства, дипломатические отношения, сотрудничество, послы, главы дипломатических миссий.

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫЖАНА АКШ: ДИПЛОМА ТИЯЛЫК МАМИЛЕЛЕРДИН БАШТАЛЫШЫ, ЭТАПТАРЫ, КЫЗМАТТАШУУ ЧвЙРвЛвРY

Аннотация

Биз биринчи илимий-изилдее ишибизде АКШ менен Кыргызстандын дипломатиялык мамилелеринин калыптанышын, енугушун жана азыркы абалын изилдееге жана талдоого аракет жасадык. Кыргыз Республикасынын эгемендигин жана кез карандысыздыгын алгандан кийин, 2-жылдын 1992-мартында Бишкектеги элчилигин гана тааныбастан, расмий турде ачкан алгачкы елке Америка Кошмо Штаттары болгону белгилуу. АКШ элчилиги Борбордук Азия регионундагы елкелерде жана постсоветтик республикаларда биринчи болду. Айрымдар ошондой эле Кыргыз Республикасы менен АКШнын ортосундагы дипломатиялык

мамилелердин мындан аркы енугуусун да изилдешкен. Ошол эле учурда, биздин изилдеенун объектиси саясат, экономика, аскердик стратегия, маданият жана билим беруу жаатында эки елкенун кызматташтыгы болду. Колдо болгон материалдарды изилдее жана кыргыз-америка мамилелеринин эволюциясын изилдее менен биз мамлекеттер аралык мамилелердин енугуусунун негизги этаптарын, ошондой эле АКШ жана Канададагы Кыргыз Республикасынын бардык элчилеринин

фамилияларын, АКШ менен Кыргыз Республикасынын ортосундагы элчилик байланышты камсыздаган АКШнын Кыргызстандагы

дипломатиялык миссияларынын башчыларын аныктадык.

THE KYRGYZ REPUBLIC AND THE USA: THE BEGINNING, STAGES OF DIPLOMATIC RELATIONS, AREAS OF COOPERATION

Abstract

In our first research work, we attempted to study and analyze the formation, development and current state of diplomatic relations between the USA and Kyrgyzstan. It is known that after the acquisition of sovereignty and independence of the Kyrgyz Republic, the first country that recognized and officially opened its embassy in Bishkek on March 2, 1992, was the United States of America. The US Embassy was the first in the countries of the Central Asian region and post-Soviet republics. We also studied the further development of diplomatic relations between the Kyrgyz Republic and the United States. At the same time, the object of our research was cooperation between the two countries in politics, economics, military strategy, culture, and education. Having studied the available materials and examined the evolution of Kyrgyz-American relations, we established the main stages in the development of interstate relations. Also, we found the names of all the ambassadors of the Kyrgyz Republic to the USA and Canada, concurrently, the heads of the US diplomatic missions in Kyrgyzstan, providing embassy relations between the USA and the Kyrgyz Republic Republic.

ÂHKhm coidop: Kbiprbi3 Pecnyô^HKacbi, AKffl, эмнïïнктнн aHHjumH, gun^OMaTuanbiK MaMHœœp, K^i3MarramTMK, Эмнœр, gun^OMaTHa^biK

MHCCuanapgHH ôamHbmapbi.

Keywords: Kyrgyz Republic, USA, opening of an embassy, diplomatic relations, cooperation, ambassadors, heads of diplomatic missions.

Введение

Актуальность изучаемой нами темы состоит в том, что несмотря на изученности проблемы отдельными учёными и заинтересованными лицами, данная проблема все ещё остаются малоизученной темой. Полагаем, что изучение, анализ становления, дальнейшего развития и современное состояние дипломатических отношений США и Кыргызстана, все ещё требует более углубленного изучения. Особый интерес представляет и сотрудничество двух стран в области политики, дипломатии, экономики, военной стратегии, культуры и образовании. Интересны и основные этапы развития межгосударственных отношений, также перечень и деятельность всех послов Кыргыской Республики в США и Канаде, по совместительству и глав дипломатических миссий США в Кыргызстане. Отсюда и актуальность изучаемой проблемы.

Степень разработанности данной темы среди студентов - бакалавров, магистров и аспирантов Кыргызстана фактически отсутствует, мы предприняли попытку изучить данную проблему одним из первых среди молодёжи Кыргызстана. Однако, следует отметить, что проблемы межгосударственных дипломатических отношений, изучали ряд учёных Кыргызстана и Россиии.

Объектом исследования нашей работы стало становление, развитие и современное состояние дипломатических отношений США и Кыргызстана.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают постсоветское время, период суверенитета и независимости Кыргызской Республики - 1991 -2024 годы.

Цели и задачи нашей работы, является рассмотреть налаживание, суть и значение дипломатических отношений Кыргызской Республики и США. Весьма важным выступает и сотрудничество двух стран в области политики, экономики, военной стратегии, культуры и образовании. Задачей нашего исследования является начало, становления и развития кыргызско-американских отношений, основные этапы межгосударственных отношений, главы дипломатических миссий Кыргызской Республики и Соединенных Штатов Америки.

В ходе выполнения нашей работы, мметодологической основой данного исследования явились такие научные методы, как принцип историзма и объективности, метод анализа и обобщения, историко-сравнительный метод, обозрительный метод упорядочение фактических материалов, метод обобщения и ввод в научный оборот полученных данных. Они были использованы для более глубокого понимания и исследования изучаемой нами проблемы.

Основными источниками эволюции - становления, развития и современное состояние дипломатических отношений США и Кыргызстана, стали открытые оцифрованные источники в разных сайтах интернета, официальные сайты МИДа, Жогорку Кенеша, министерства юстиции Кыргызской Республики, а также доступные материалы ряда официальных сайтов и СМИ.

Анализ материалов

О своей стране. В силу возраста, это моя первая самостоятельная исследовательская работа, в качестве претендента на грантовые места в бакалавриате в лучших вузах США и Европы, в первую очередь, несколько слов о своей стране - Кыргызской Республике, гражданином которого я являюсь.

Моя страна Кыргызская Республика - государство расположенное в регионе Центральной Азии, находится на северо-восточной части Центральной Азии, занимает западную часть Тянь-Шаньской горной системы и северные горные районы Памиро-Алая. Страна граничит на востоке и юго-востоке с Китайской Народной Республикой, на севере Казахстаном, на юго-западе с Таджикистаном, на западе с Узбекистаном.

Кыргызская Республика - суверенная и независимая, демократическая и светская страна. Форма государственного устройства - унитарное государство, форма правления - республика, президентская, глава государства - Президент, который избирается на 6 лет. Ещё 24 октября 1990 г., в начале независимости в Кыргызской Республике был введён институт Президентства Верховным Советом Кыргызской ССР двенадцатого созыва. Президент является главой государства, высшим должностным лицом и представляет республику внутри страны и за ее пределами, в международных отношениях; обеспечивает основы государственности и конституционного строя, выступает в качестве гаранта Конституции и законов, прав и свобод граждан; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом.

Высший законодательный орган - Жогорку Кенеш - парламент республики. Государственный язык - кыргызский, денежная единица - сом. День независимости Кыргызской Республики - 31 августа 1991 года. Столица город Бишкек. [1]

Кыргызская Республика расположена вдоль Великого Шелкового пути, на дорогах которого имеются 583 историко-культурных памятника и археологических объекта - Ош, Узген, Невакет, Суяб, Баласагын, священная гора Сулайман-Тоо, часть из которых имеет всемирное значение и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория страны является одним из старейших очагов человеческой цивилизации.

Кыргызы - этнос, известный в Центральной Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры, пронесли сквозь века до наших дней свои традиции и культуру. Отдельные объекты духовного культурного наследия такие, как трилогия эпоса "Манас", традиционное жилище кочевых народов "Юрта", виды войлочного ковра "Шырдак" и "Ала кийиз" включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Приобретение суверенитета и независимости Кыргызстаном. История свидетельствует, что в ноябре 1990 г. республикам Союза ССР был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо СССР упоминался Союз Советских Суверенных Республик. Одновременно были подписаны двусторонние соглашения между:

1. Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра;

2. Россией и Казахстаном. Другими словами, создавалась параллельная модель союза республик. В декабре 1990 г. состоялся Съезд народных депутатов СССР, который проголосовал за сохранение Союза ССР. Началась разработка проектов нового Союзного договора.

В отношении будущего союзного государства возникли три противоположные позиции:

1. среднеазиатские республики: Казахстан, Азербайджан выступали за федерацию;

2. прибалтийские рее публики, Грузия и Армения -за выход из состава СССР;

3. Российская Федерация, Украшай Белоруссия - за конфедерацию.

Обсуждение этих проектов проходило на встречах делегаций республик в Ново-Огареве (май - июль 1991 г.). После бурных обсуждений, странам удалось настоять на многих своих требованиях. Так, русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств должны были участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик. В целом, многие положения нового Союзного договора допускали разновидности и противоречия. Однако его подписание означало бы, по сути, переход к действительно федеративному государству, создание новых государственных структур. СССР стоял на пороге глобальных реформ.

Однако, этого так и не произошло. В ночь с 18-го на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в СССР. Он заявил о намерении "восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР". В стране устанавливалось Чрезвычайное положение, приостановилась деятельность оппозиционных партий и движений, вводился контроль за СМИ. В Москву были введены войска. Было заявлено, что президент СССР М. Горбачев "по состоянию своего здоровья не может исполнять свои обязанности". Президент РСФСР Б. Ельцин и парламент отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП. 21 августа 1991 г. путчисты потерпели полное поражение, Этому способствовали и не решительность "путчистов", и раскол в войсках, и сопротивление населения больших городов Москвы, Ленинграда и др. После августовского кризиса процесс распада СССР и ликвидации системы центральной власти ускорился. Был распущен ЦК КПСС, деятельность Компартии приостановлена, а затем запрещена Президентом России.

Вслед за провалом "путча" бывшие советские республики заявили о своей независимости, начался "парад суверенитетов". 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) собрались президенты Российской Федерации, Украины и Белоруссии. Они подписали «Беловежское соглашение» о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководителей одиннадцати суверенных республик: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. На этой встрече было подкреплено "Беловежское соглашение" о создании СНГ. В принятых документах были зафиксированы принципы территориальной целостности и нерушимости границ государств, входящих в СНГ. Советский Союз перестал существовать.

31 августа провозглашён независимость Республики Кыргызстан, так официально назывался наша страна, с 15 декабря 1990 года по 31 августа 1991 года, до принятия Конституции Кыргызской Республики.

Прямо после провозглашения начинается полоса признания международным сообществом нового, суверенного и независимого Кыргызстана. Так, одним из первым суверенитет и независимость нашей страны признали США, Турция, Россия, Япония, Китай, Иран, Пакистан, Германия и другие крупные государства мира.

Становление, развитие и этапы дипломатических отношений США и Кыргызской Республики. Впервые дипломатические отношения между Кыргызской Республикой и США были установлены 27 декабря 1991 года. США были среди первых стран, признавших

независимость Кыргызстана. Так, 25 декабря 1991 года, президент США Джордж Буш-старший объявил об этом решении в обращении к народу относительно распада Советского Союза:

«...Соединенные Штаты также признают независимость Украины, Армении, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана - всех государств, которые взяли на себя определенные обязательства перед нами. В кратчайшие сроки мы приложим усилия для установления дипломатических отношений с этими государствами и налаживанию новых связей с ними. Мы профинансируем членство в Организации Объединенных Наций этих государств, которые еще не стали ее частью.», так было сказано в обращении президента Буша, опубликованном в издании New York Times в 1991 году.[2]

Исторические факты свидетельствует, что 1 февраля 1992 г. в Бишкеке впервые не только в Кыргызстане, но и в Центральной Азии, открывается первое посольство иностранного государства - Соединенных Штатов Америки. В следующем, 1992 году первое посольство Кыргызстана в Вашингтоне. 2 марта 1992 г. на 46 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Кыргызстан (с 1990 по 5 мая 1993 г. так называлась наша страна) была принята в члены ООН единогласно. В тот же день у здания ООН в Нью-Йорке был торжественно поднят государственный флаг Республики Кыргызстан. После признания суверенитета и независимости Республики Кыргызстан США, пошла череда признаний и открытый дипломатических представительств и в других странах мира. Ряд признаний независимости Кыргызстана, позволило нашей стране приобрести статус страны, обладающим правами и участвующим в мировых отношениях. Кыргызстан стал действительно суверенным, независимым государством в мировом сообществе. На 1 января 1997 г. Кыргызстан был признан более 120 странами мира, на сегодняшний день нас признали почти 170 стран мира. Кыргызстан стал членом около 40 международных организаций, т.к. МВФ (с мая 1992 г.), Всемирный Банк (с сентября 1992 г.), Европейский Банк Развития и реконструкции (1992 г.), Азиатский и Исламский Банк развития (с апреля 1994 г.), Центральноазиатскоамериканский фонд поддержки предпринимательства, Фонд зарубежного экономического сотрудничества Японии и мн. др. Независимый Кыргызстан сотрудничает с ОБСЕ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие.

Двусторонняя договорно-правовая база между Кыргызстаном и США сос-тоит из 41 международного и 22 межведомственных договора. Двусторонняя договорно-правовая база между Кыргызстаном и Канадой состоит из 7 международных и 1 межведомственного договора.[3] Важнейшими из которых являлись «Соглашение о стимулировании инвестиций», подписанные в Вашингтоне 8 мая 1992 г., и «Соглашение о поощрении взаимной защите капиталовложений» (Вашингтон, 19 января 1993 г.). Основой для развития двусторонних отношений стал Меморандум о взаимопонимании между Правительствами Кыргызской Республики и США от 26 августа 1992 года. Отметим, что США оказывали стране экономическую и политическую поддержку по линии международного сотрудничеству.

В 1993 году было заключено Соглашение между Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Кыргызской Республики относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия, признавая интерес Правительства Соединенных Штатов Америки и Правительства Кыргызской Республики к сотрудничеству с целью облегчить оказание гуманитарной помощи и экономической и технической поддержки на благо народа

Кыргызской Республики; и признавая необходимость предпринять определенные практические действия для обеспечения эффективности этой поддержки; согласились о нижеследующем:

• Товары, поставки или другая собственность, предоставляемые или используемые в связи с программами содействия США могут ввозиться в, вывозиться из или быть использованы в Кыргызской Республике без обложения какими-либо тарифами, сборами, таможенными пошлинами, налогами на импорт или другими подобными налогами или сборами, установленными Кыргызской Республикой или подчиненными ей органами.

• Любая правительственная или частная организация США, ответственная за выполнение программ содействия США, а также всякий персонал такой частной организации, не являющийся гражданами или постоянно проживающими в Кыргызской Республике и находящийся там в связи с проведением такой программы, будет освобожден от любых налогов на доходы, социальное обеспечение и других налогов, установленных Кыргызской Республикой или подчиненными ей органами, касательно доходов, получаемых в связи с выполнением программ содействия США.

• Выплаты любых тарифов, сборов, таможенных пошлин, налогов на импорт и других подобных налогов или платежей, налагаемых на личное и домашнее имущество, ввозимое в, вывозимое из, или используемое в Кыргызской Республике для личного пользования данного персонала или членов их семей.

• Доступ или передвижение самолетов и водных судов, задействованных Правительством Соединенных Штатов или для него в связи с осуществлением программ содействия Правительства США в Кыргызскую Республику, освобождается от уплаты сборов, навигационных платежей, портовых сборов, пошлин и подобных платежей, установленных Кыргызской Республикой или подотчетными ей органами.

• Гражданскому и военному персоналу Правительства США, находящемуся в Кыргызской Республике в связи с программами содействия США будет предоставляться статус равный статусу, предоставляемому административному и техническому персоналу согласно Венской конвенции о дипломатических отношениях 18 апреля 1961 года.

• Любые товары, поставки или другая собственность, предоставляемые в рамках программ содействия США, будут использоваться лишь на цели, согласованные между Правительствами Соединенных Штатов Америки и Кыргызской Республики.

• Правительство Соединенных Штатов Америки и Правительство Кыргызской Республики признают, что может возникнуть необходимость или желание дальнейших действий или соглашений относительно определенных сторон деятельности по оказанию содействия США.

• Данное соглашение вступит в силу после подписания обеими сторонами. Совершено в Вашингтоне, 19 мая 1993 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языке, причем все тексты имеют одинаковую силу [4]

Сотрудничество в области дипломатии, экономики, военной стратегии и культуры. Активное сотрудничество США с Кыргызской Республикой не ограничивалось только политической сферой, и благодаря правительственным и частным организациям Америки был

сделан немалый вклад в развитие демократии и гражданских институтов страны. Так, например, в Кыргызстане работают программы «Корпуса мира» и «Корпуса милосердия», чьи волонтеры покинули страну с началом пандемии коронавируса, но в скором времени должны вернуться, АКСЕЛС, ЮСАИД, фонд «Сорос Кыргызстан» и многие другие, оказывавшие значительный вклад в культурное развитие страны. В Кыргызстане была создана разветвленная сеть неправительственных организаций, среди которых - фонд «Сорос-Кыргызстан», «Коалиция за демократию и гражданское общество» и другие. Эти организации финансировались американским агентством по международному развитию - USAID, Национальным демократическим институтом - NDI, фондом Freedom House, которые активно влияли на принятие государственных решений, распространяя информацию в пользу западных точек зрения, поддерживая людей, которые разделяют эти взгляды, во властных органах, и даже организовывая протесты, как это было, к примеру, в марте 2005 г., когда НПО сыграли значительную роль в подготовке свержения президента Акаева.[5]

Помимо вышесказанного, сотрудничество между Кыргызстаном и США осуществлялось в военной сфере. Как пример такого сотрудничества можно привести подготовку миротворческих подразделений, военное образование, систему безопасности государственных границ и региона, борьба с терроризмом. Основой для такого сотрудничество выступали программы: «Партнерство во имя мира», «Военная деятельность в горных условиях» и «Деятельность сил специального назначения». После событий 2001 года США использовали военную базу в аэропорту Манас для нужд антитеррористической коалиции, что еще больше укрепило межгосударственное сотрудничество. Однако, наряду с военным присутствием американцев в республике, США и их союзники стали оказывать существенное влияние на политические процессы в стране.

В последующем дипломатические отношения между США и немного осложнились. В следствия чего, 3 февраля 2009 г. на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве К.Бакиев объявил о решении Правительства Кыргызстана закрыть американскую военную базу в Манасе. Среди причин были названы нерешенные в течение последних лет вопросы экономической компенсации за пребывание этой базы на территории Кыргызстана и дело об убийстве гражданина Кыргызской Республики американским военнослужащим.[6]

В последующем произошла преобразование военной авиабазы «Ганси» в Центр транзитных перевозок. Особенно период правления К. Бакиева в международной политике Кыргызстана можно характеризовать как период безответственности, стремлением даже внешние связи страны подчинить интересам семьи. За годы независимости состоялись официальные визиты президентов Кыргызстана в США, однако президенты США ни разу не посетил Кыргызскую Республику.

Новое обострение американо-киргизских отношений произошло на фоне пожизненного приговора, вынесенного в 2010 г. узбекскому правозащитнику А.Аскарову, который был обвинен в разжигании межнациональной розни в Кыргызстане. Дело Аскарова привлекло внимание многих правозащитных организаций, в том числе Комитета ООН по правам человека, который призвал Кыргызстан немедленно освободить Аскарова и пересмотреть его дело ввиду нарушения в ходе судебного процесса нескольких статей Международного пакта о гражданских и политических правах, участницей которого является Кыргызстан. 16 июля 2015 г. Госдепартамент США наградил Аскарова премией «Защитник прав человека». Это

событие вызвало крайне негативную реакцию президента А.Атамбаева и правительства республики, это действие было расценено как недружественный акт США в отношении Кыргызстана. Президент назвал решение Государственного департамента США попыткой создать в республике «управляемый хаос».

С 2012 г. в Кыргызстане действуют две экономические программы США - программа Фонда экономического развития для сельскохозяйственного сектора и программа местного развития, по которой США взаимодействуют с органами местной власти в области сельского хозяйства.[7]

11 июля 2014 года парламент Кыргызской Республики одобрил решение Правительства страны о денонсировании «Соглашение о сотрудничестве между правительством Кыргызской Республики и правительством Соединенных Штатов Америки», подписанное 22 июня 2009 года в городе Бишкек, и Соглашение между правительством Кыргызской Республики и правительством Соединенных Штатов Америки относительно Центра транзитных перевозок в Международном аэропорту «Манас» и о каких-либо объектах и видах недвижимости, связанных с ним, под-пи-санное 22 июня 2009 года в городе Бишкек. Одним из наиболее громких стало высказывание по поводу дальнейшего пребывания в Кыргызстане военной базы США.

«В международном аэропорту «Манас» не должно быть военной составляющей, - заявил президент КР А. Атамбаев на большой пресс-конференции журналистам. - Это моя принципиальная позиция. И она не принята под чьим-то давлением». Присутствие американцев, по словам президента, оказывает на регион не хорошее воздействие. Производство наркотиков за 11 лет войны в Афганистане не переставало увеличиваться, причем даже не на всей территории страны, а в одной афганской провинции, которую при желании за это время можно было, по словам А. Атамбаева, «вообще стереть с лица земли». В перспективе присутствие американцев в Манасе может создать для Кыргызстана большие осложнения.[8]

Несмотря на охлаждение в отношениях, которое наблюдалось отчетливо после закрытия авиабазы в «Манас», и после 2015 года, когда было расторгнуто двустороннее соглашение о сотрудничестве от 1993 года, являвшееся базовым для основных программ помощи США в КР, страны не прерывали двусторонние связи.

После прихода к власти президента С.Ш. Жээнбекова был сделан акцент на возобновлении отношений с США. В ходе рабочего визита в США в сентябре 2018 года С.Ш. Жээнбеков напомнил, что соглашение о сотрудничестве между двумя странами при прежней власти было денонсировано в одностороннем порядке. «Сейчас мы сотрудничаем и работаем в этом направлении. Наши отношения будут возобновлены. Естественно, мы будем сотрудничать только в интересах Кыргызстана».[9]

В настоящее время отношения США и Кыргызстана развиваются в таких областях сотрудничества, как безопасность, экономическое развитие, культурные обмены, развитие гражданского общества, здравоохранение, образование. США стремиться продвигать принципы рыночной экономики в духе доктрины laissez-faire, создавать более приемлемый для США бизнес-сферу.

Интерес представляет и тот факт, что экспортирует и импортирует эти страны. Так, Кыргызстан экспортирует в США: сурьму, ртуть, редкоземельные металлы и химическую продукцию. Кыргызстан импортирует из США: зерно, медикаменты и медицинское оборудование, растительное масло, изделия из бумаги, рис, оборудование, сельскохозяйственную технику и мясо .

Прямые инвестиции США в Кыргызстан сосредоточены в гостиничном и телекоммуникационном секторах. Кыргызстан подписал с Соединёнными Штатами двусторонний инвестиционный договор и Договор об избежании двойного налогообложения. Кыргызстан также подписал торговое и инвестиционное рамочное соглашение с США и другими странами Центральной Азии для создания регионального форума по обсуждению путей улучшения инвестиционного климата и расширению торговли в Центральной Азии.

Осуществляется сотрудничество США и Кыргызстана и в гуманитарной сфере. В Кыргызской Республике функционирует, первый в странах СНГ, Американский университет в Центральной Азии - АУЦА, где студенты обучаются на английском языке. Основанный в 1993 году, как Кыргызско-американский факультет - КАФ при Кыргызском государственном национальном университете - КГНУ, в следующие несколько лет КАФ развивался на-столько быстро, что ему вскоре стало тесно в рамках факультета КГНУ; он должен был стать независимым заведением.

В 1997 году, согласно Декрету Президента Кыргызстана, КАФ был преобразован в Американский университет в Кыргызстане - АУК, и был организован независимый, интернациональный Совет попечителей для управления новым университетом. АУК вскоре получил международное признание как университет, базирующийся на принципах свободы, демократии и критического мышления. Новый подход к образованию в Центральной Азии привлек в университет молодых ученых из тридцати стран. В 2002 году, когда миссия университета и видение будущего вышли за старые рамки, чтобы отразить нынешнее, уже региональное значение университета, Совет попечителей решил изменить название на Американский университет в Центральной Азии.

АУЦА воспитывает будущих лидеров для демократических преобразований в Центральной Азии. Американский университет в Центральной Азии представляет собой международное, мультидисциплинарное сообщество в лучших традициях американского образования в сфере гуманитарных наук. АУЦА - это первый университет в Центральной Азии, выдающий аккредитованные степени США в сфере гуманитарных наук, через партнерство с Бард колледжем в Соединенных Штатах Америки. Наряду с колледжем Бард, АУЦА также сотрудничает со многими другими университетами и организациями во всем мире.[10] Более того, выпускники АУЦА работают не только в крупных зарубежных компаниях, но также трудятся на благо нашей страны.

С целью развития образования в Кыргызской Республике с 2016 года USAID закупил и распространил более 2,3 млн. экземпляров детских книг среди начальных школ и детских библиотек по всей стране. С 2007 года более 1600 учеников средних школ Кыргызской Республики закончили программу стипендий English Access Microscholarship, которая предоставляет двухгодичные курсы английского языка способным подросткам с ограниченными финансовыми возможностями. Ежегодно, около 100 молодых людей из Кыргызстана обучаются в Соединенных Штатах Америки в рамках программ обмена, таких

как Global UGRAD и Future Leaders Exchange (FLEX). Обучение полностью финансируется Государственным департаментом США. И это не считая работы одного Американского университета в Центральной Азии.

За 30 лет сотрудничества США внесли существенный вклад в развитие демократии и гражданского общества Кыргызстана. Общая всесторонняя помощь Кыргызстану составила более 2 млрд. долларов США. Благодаря такой щедрой поддержке удалось сформировать то общество, которое мы сейчас все видим, а понятия свободы слова, свобода мысли и открытого общества укрепились прочно в понимании кыргызстанцев.

Стоить напомнить, что помощь США в прошлые более 30 лет направлялась в основном на поддержку населения страны через американские правительственные программы. Для реализации свободных выборов в течение последних двух декад USAID содействовал проведению безопасных и справедливых выборов по всей стране, оказав поддержку Центральной избирательной комиссии в 17 выборах и референдумах.

В рамках помощи местным сообществам и регионов республики с 2016 года USAID сотрудничает с 50 муниципалитетами для улучшения услуг на местном уровне. В результате более 15 тыс. жителей получили доступ к чистой питьевой воде, 53 тыс. граждан получили услуги по вывозу мусора, и более 800 детей получили возможность посещать спортивные и внешкольные занятия. Кроме того, за последние три года USAID инвестировал средства в более чем 100 малых и средних компаний, которые создали более 8 тыс. новых рабочих мест. В период с 2014 по 2019 год USAID сотрудничал с ведущими сельскохозяйственными предприятиями, которые инвестировали более 30 млн. долларов США в сельскохозяйственный сектор Кыргызстана. Эти инвестиции создали 3 тыс. новых рабочих мест, 30 тыс. кубометров новых складских площадей и 70 тыс. кубометров перерабатывающих мощностей.[11]

Этапы и эволюция развития кыргызско-американских отношений. Изучив и проанализировав исследования ученых об эволюции кыргызско-американских отношений, мы хотели бы отметить, что согласно исследованиям, известного отдельных учёных, сферы сотрудничества между двумя государствами ограничивается лишь заявлениями и идеями, а также идеологическими установками и может быть разделено на несколько шагов. Однако в вопросах разделения на этапов нету единого мнения. Так, в своем исследовании Д.С. Попов разделяет внешнюю политику США в Кыргызстане за прошедшие годы на следующее этапы:[12]

1. В 1990-е года усилия США активно были на демилитаризацию Кыргызстана от имеющего военного потенциала СССР.

2. С 2001 г. военные программы Вашингтона в Центральной Азии реализовывались с прицелом на решение задач, которые стояли перед американской армией в Афганистане. Центральная Азия не относится к числу традиционных для США рынков сбыта ВВТ, но с начала 1990-х гг. Пентагон систематически осуществляет сюда их точечные поставки и реализует локальные программы военной подготовки.

Другой исследователь М.А.Закиров выделяет четыре этапа в развитии кыргызскоамериканских межгосударственных отношений:[13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый этап -1991-1995 гг. вырабатываются основные принципы внешней политики США по отношению к республикам Центральной Азии. Это время ограниченного участия американцев во внутреннем развитии региона и, соответственно Кыргызстана.

Второй этап - 1996-1999 гг., США более активно проникают в регион, широко используя для этого подконтрольные им финансовые и военно-политические институты (МВФ, НАТО); усиливается их экономическая, политическая и культурное влияние на регион.

Третий этап - с 2000 г. по 2013-2014 гг., характеризуется беспрецедентным проникновением США в регион. В ноябре-декабре 2001 г. в Узбекистане и Кыргызстане разместились американские военные базы. 3 июня 2014 года состоялась официальная церемония закрытия американского Центра транзитных перевозок, поставившая точку в истории американского военного присутствия на территории нашей страны.

Четвертый этап - 2014 г. - 2018 гг., двухсторонних отношений КР и США, который характеризуется охлаждением межгосударственных отношений.

В свою очередь, мы со своим научным руководителем, добавили пятый этап, с 2018 г. по настоящему времени, которого можно охарактеризовать как улучшения дипломатических отношений между США и Кыргызской Республики.

Послы стран, которые обеспечивали дипломатические отношения. Открытые источники в СМИ, позволило нам установить всех 7 послов Кыргызской Республики в США и Канаде по совместительству: [14]

1. Отунбаева Роза Исаковна - с июля 1992 по май 1994 года.

2. Абдрисаев Бактыбек Дюшенович - с октября 1996 по март 2005 года.

3. Сыдыкова Замира Бексултановна - с июня 2005 по апрель 2010 года.

4. Джумалиев Муктар Кабылбекович - с ноября 2010 по декабрь 2014 г.

5. Токтогулов Кадыр Мирбекович - с декабря 2014 по январь 2019 года.

6. Отунбаев Болот Исакович - с января 2019 по апрель 2021 года.

7. Аманбаев Бактыбек Абдилашимович - с апреля 2021 года по сей день.

К сожалению, нам удалось установить только трёх послов США в Кыргызской Республике. Это Шейла Гуолтни, Дональд Лу и ныне действующий посол США в КР Лесли Вигери.[15]

Заключение. С момента обретения независимости Кыргызстаном, двусторонние отношения между Кыргызстаном и США развиваются в духе дружбы, взаимного уважения и стремления в продвижении более тесных связей в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах. США высоко ценят лидерство Кыргызстана в продвижении демократии, приветствуя приверженность КР к проведению свободных и справедливых парламентских выборов в 2015 г. и президентских выборов в 2017 г. Кыргызстан и США прилагают усилия в развитии и укреплении сотрудничества в рамках таких многосторонних площадок, как ООН, ОБСЕ, С5+1, ТИФА, ВТО и других.

В части межпарламентского сотрудничества, с 2014 года продолжает реа-лизовываться сотрудничество с программой Конгресса США «Открытый Мир», с 2012 года - с Комиссией «Партнерство за демократию» Палаты представителей США, а также на уровне контактов профильных комитетов законодательных органов сторон. Соединенные Штаты благодарны

народу и правительству Кыргызской Республики за партнерство. Благодаря нашим двусторонним отношениям были созданы рабочие места, улучшена система образования для следующего поколения, а семьи могли жить в спокойствии и здравии. Наша цель остается неизменной в течение последних тридцати двух лет - это успех Кыргызской Республики.

США высоко оценивает приверженность Кыргызстана развитию креативной экономики. Постоянно обращает внимание на будущие возможности для совместной работы, такие как предоставление возможностей для кыргызстанских лидеров в этой области для установления связей, обмена идеями и демонстрации последних тенденций и технологий. Обе страны подчеркивает свою неизменную приверженность подъему и разнообразию экономики Кыргызстана, увеличению инвестиций со стороны частного сектора США, улучшению региональных связей и торговли, охране здоровья населения, развитию партнерства в области критических минералов и зеленой экономики, а также развитию сотрудничества в области сельского хозяйства. Кыргызстан и США признают, что свобода слово, СМИ, сильное гражданское общество, уважение прав человека - включая права женщин, усиление защиты от гендерного насилия, независимость судебной системы и борьба с коррупцией являются неотъемлемой частью достижения нашей общей цели построения устойчивой, процветающей и безопасной Кыргызской Республики. Представители дипслужб и Правительств КР и США всегда отмечает, важность дальнейшего расширения сотрудничества во всех сферах американо-кыргызских двусторонних отношений.

Нынешнее руководство Кыргызской Республики утверждает, что Кыргызская Республика заинтересована в укреплении двусторонних отношений с США на долгосрочную перспективу. Это и есть историческая реальность.

Список использованных источников и литератур

1. Конституция Кыргызской Республики. -Бишкек, 1993, 2010, 2021; Кыргызская Республика https://e-cis.info/country/kyrgyzstan/

2. Конец Советского Союза: текст обращения Буша к нации по поводу отставки Горбачева// https://www.nytimes.com/1991/12/26/world/end-soviet-union-text-bush-s-address-nation-gorbachev-s-resignation.html

3. https://mfa.gov.kg/ru/dm/posolstvo-kyrgyzskoy-respubliki-v-ssha-i-kanade/menyu— inostrannoe/--uslugi/dogovorno-pravovaya-baza/ogovomo-pravovaya-baza-5c3df9085604c

4. Соглашение между Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Кыргызской Республики относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия. г. Вашингтон от 19 мая 1993 года //https://www.icnl.org/wp-content/uploads/Kyrgyzstan_coglashanne.pdf

5. Кожемякин С.В. 2014. Внешняя политика Киргизии в зеркале интеграционных процессов в Центральной Азии. - Постсоветский материк, № 1 (1), с. 107.

6. Наматбекова Н.М. Кыргызско-американские политические отношения. URL: http://intjournal.ru/kyrgyzsko-amerikanskie-politicheskieotnosheniya/ (дата обращения 16.05.2019).

7. Темирбекова А. Кыргызская Республика в стратегических планах США. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kyrgyzskaya-respublika-vstategicheskih-planah-ssha (дата обращения: 13.06.2019).

8. Киргизия денонсирует договор с США по бывшей авиабазе «Манас»// http://webground. su/topic/2013/05/21/t311; Наматбекова Н.М. Кыргызско-американские политические отношения. URL: http://intjournal. ru/kyrgyzsko-amerikanskie-politicheskieotnosheniya/ (дата обращения 16.05.2019).

9. Панфилова В. 2018. Киргизия возобновит отношения с США. - Независимая газета, 19.12. URL: http://www. ng.ru/cis/2018-12- 19/6_7466_kyrgizstan.html (дата обращения 11.06.2019).

10. Коротко об АУЦА// https://www.auca.kg/ru/auca_at_a_glance/

11. 30 лет непрерывной дружбы. История отношений КР и США 25/12/21//ИАЦ Кабар. https://kabar.kg/news/30-let-nepreryvnoi-druzhby-istoriia-otnoshenii-kr-i-ssha

12. Попов Д.С.«Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг.»

13. Закиров М.А. История кыргызско-американских отношений в 1991-2005 гг. (политический и культурно-гуманитарный аспект). Монография. Инст. истории НАН КР. - Б. Олимп, 2007. - С. 147-149; Закиров М.А. Политология - International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.1. -С.22-25.

14. 80-летие МИД. Кто был послом КР в США и Канаде с 1992 года?.//Акипресс https:// kg.akipress. org/ news: 2078769/16.03.24

15. https://mfa.gov.kg/ru/embassies/all.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.