Научная статья на тему 'Кяхта: от караванной торговли до порто-франко. Из истории торговых отношений России и Китая в ХVIII первой половине ХIХ вв'

Кяхта: от караванной торговли до порто-франко. Из истории торговых отношений России и Китая в ХVIII первой половине ХIХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1663
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / КИТАЙ / КЯХТА / ТОРГОВЫЙ ПУТЬ / КУПЕЧЕСТВО / TRADE / CHINA / KYAKHTA / TRADING WAY / MERCHANT CLASS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишакова Оксана Эдуардовна

Статья посвящена формированию торговых отношений России и Китая за полтора столетия, показана роль Кяхты в развитии этих отношений и установлении государственных границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KYAKHTA: FROM CARAVAN TRADE TO FREE PORT. FROM HISTORY OF TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE

The article is devoted to formation of trade relations between Russia and China for the period of a century and a half, and the role of Kyakhta in the development of these relations and an establishment of frontiers is shown.

Текст научной работы на тему «Кяхта: от караванной торговли до порто-франко. Из истории торговых отношений России и Китая в ХVIII первой половине ХIХ вв»

11. Там же. Л. 222.

12. Там же. Л. 142-143.

13. Там же. Л. 143.

14. Там же. Л. 145.

15. Там же. Л. 146.

16. Там же. Л. 205-206. Минджул Гэгэн - один из придворных хутухт в Пекине. Хутухта (монг.: исполненный святости) - высший сан в духовенстве, который давался перерождениям.

17. Там же. Л. 180-182.

18. Там же. Л. 183-188. Здесь же небольшие зарисовки о жизни в Китае.

19. Там же. Л. 148.

20. Там же л, 153-154.

21. Там же. Л. 151-152.

22. Там же. Л. 152-153.

23. Там же. Л. 200-205, 207-212 и др.

24. Там же. Л. 194-196 и др.

25. Там же. Л.198-199, 220, 149-150, 158 и др.

26. Там же. Л. 151-158, 160-162 и др.

Полянская Оксана Николаевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Polyanskaya Oksana Nikolaevna - candidate of historical science, associate professor, department of general history, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 94 (571.54) О.Э. Мишакова

КЯХТА: ОТ КАРАВАННОЙ ТОРГОВЛИ ДО ПОРТО-ФРАНКО.

ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ В ХУШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х вв.

Статья посвящена формированию торговых отношений России и Китая за полтора столетия, показана роль Кяхты в развитии этих отношений и установлении государственных границ.

Ключевые слова: торговля, Китай, Кяхта, торговый путь, купечество.

O.E. Mishakova KYAKHTA: FROM CARAVAN TRADE TO FREE PORT. FROM HISTORY OF TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE ХУШ-th - FIRST HALF OF THE ХК-th CENTURIES

The article is devoted to formation of trade relations between Russia and China for the period of a century and a half, and the role of Kyakhta in the development of these relations and an establishment offrontiers is shown.

Keywords: trade, China, Kyakhta, trading way, merchant class.

В рамках статьи актуализируется значение торговли в развитии внешнеэкономических связей России с Китаем и показывается «дипломатическая» роль Кяхты в этих отношениях.

Хронологически заявленная тема охватывает полтора столетия, т.е. период с первой четверти ХУШ в. - момента основания Троицкой крепости и торговой слободы Кяхты, времени развития казенной караванной и начала приграничной торговли с Китаем и Монголией, следовательно, определения здесь четких границ России - и до начала 60-х гг. Х1Х в., что связано с появлением новых европейских чайных торговых путей и установлением в 1861 г. для Забайкалья порто-франко, повлекшее за собой значительные изменения как во внутренней приграничной, так и во внешней торговле. С этой поры торгово-экономическая роль Кяхты постепенно начинает снижаться.

Интерес к изучению кяхтинской торговли возник еще в первой трети Х1Х в. Различные аспекты рассматривались не только дипломатами и профессиональными историками, но также политологами и экономистами. Так, например, в 1830-1832 гг. в Кяхте работала экспедиция Департамента иностранных дел во главе с востоковедом членом-корреспондентом Петербургской Академии наук П.Л. Шиллингом. Экспедиция должна была обследовать состояние торговли между Россией, Китаем и Монголией, а также положение местного населения. У теоретика политической экономии Карла

Маркса известны три работы, где упоминается о Кяхте: «Русская торговля с Китаем», «Договор между Китаем и Британией», «К критике политической экономии». Первые две статьи были написаны Марксом для американской ежедневной газеты «Нью-Йорк дейли трибюн» в 1857 и 1858 гг.

В интересующей нас статье «Русская торговля с Китаем» К. Маркс пишет: «Русские ведут специфическую для нас внутреннюю сухопутную торговлю, в которой у них, по-видимому, не будет соперников, эта торговля имеет своим главным, если не единственным, местом действий - Кяхту, расположенную на южной границе Сибири и Китая, на реке, впадающей в озеро Байкал... В результате роста этой торговли Кяхта... из простого форта и места ярмарки выросла в значительный город. Она была превращена в главный центр этой части пограничной области и должна быть удостоена чести служить местопребыванием военного коменданта и гражданского губернатора...». В статье К. Маркс обращает внимание на исторически обусловленные и особые взаимоотношения между русскими и китайцами и на постоянные дипломатические отношения [1]. Далее он продолжает: «Важнейшим товаром, который китайцы продают в Кяхте, является чай. Русские же продают там хлопчатобумажные ткани и меха. Прежде среднегодовой объем чайных продаж в Кяхте не превышал 100 000 ящиков в год, но к 1852 г. он уже достигал 1 750 000 ящиков, а общая цена товара превышала 15 000 000 американских долларов. Благодаря росту торговли Кяхта превратилась из обычной ярмарки в один из достаточно крупных городов России» [2].

Итак, создание сильного централизованного государства, развитие экономики и внешнеполитических связей России происходили параллельно с процессом освоения огромной территории Сибири и расширением торговли со странами Азии, начавшейся еще в ХУ11 в.

Благодаря своему выгодному географическому положению, т.е. границам с Монголией и Китаем, в начале ХУШ в. Сибирь вовлекается в активный внутренний и внешний торг. Китай уже с середины ХУ11 в. рассматривался Россией как рынок сбыта сибирской пушнины и поставщика восточных товаров, в основном чая и шелка, а также так называемой у русских «китайки», т.е. ткани с примесью бумаги.

Первые торговые контакты России с Китаем восходят к 50-м гг. ХУ11 в., когда в Пекин вместе с дипломатическими миссиями отправлялись казенные торговые караваны. После заключения в 1689 г. Нерчинского русско-китайского договора началась организованная казенная караванная торговля.

Поскольку путь, которым шли первые караваны от Тобольска по р. Иртышу через Джунгарию и пустыню Гоби (Шамо) в Пекин, был долог и опасен, то с середины 1670-х гг. были проложены пути через Забайкалье. С этого времени вплоть до перехода на сухопутный сибирский тракт, т.е. почти до начала Х1Х в. все торговое и колонизационное передвижение на восток шло по р. Ангаре до устья Илима (притока р. Ангары), откуда одна ветвь направлялась на оз. Байкал, р. Селенгу в пределы Китая (до начала ХУ111 в. караваны шли через Нерчинск и Маньжчурию, с 1703 г. - Селенгинск и Монголию), а другая ветвь - в бассейн р. Лены. Это передвижение совершалось на лодках, поднимаемых вверх против течения бечевой тягой людьми. Таким образом, по р. Ангаре пролегал исторический водный путь России на Восток в отдаленные части Сибири и к берегам Тихого океана. И только с переходом движения на сухопутный сибирский тракт он потерял прежнее значение, особенно водное судоходство, сопряженное с большими трудностями в виду быстроты течения и порогов реки, а также медленности передвижения. Тем не менее сплавное передвижение грузов на судах более значительных размеров, так называемых - паузках1, оставалось до конца Х1Х - начала ХХ в., то приходя в упадок, то усиливаясь вновь [3, с. 35].

Российский государственный и частный капитал проникал в пределы центральноазиатского анклава через Кяхту как форпост стратегических интересов России при выходе в страны восточного ареала.

Приграничная русско-китайская торговля была важна для России, т.к. она решала стратегические геополитические и экономические задачи, для чего в первую очередь необходимо было разрешить спорный вопрос об установлении государственных рубежей. Четко определенной русско-китайской и русско-монгольской границы в Восточной Сибири не существовало вплоть до начала ХУ111 в. В 80-х гг. ХУ11 в. китайцы предъявляли претензии на давно освоенные русскими территории до рек Ангары и Лены, требовали отдать им Нерчинск, Селенгинск и Албазин как якобы основанные на их землях [4, с. 145].

Разграничение территориальных владений России и Китая в 1727 г. на пространстве от р. Горбицы до Алтайских гор коренным образом изменило ситуацию с охраной российских владений в Забайкалье. Буринский и Кяхтинский трактаты 1727 и 1728 гг. впервые обозначили линию самой границы.

Были выставлены стационарные посты пограничной стражи: форпосты и караулы, определены ее численность и состав из русских служилых людей, «инородческих дружин» и регулярных частей. Для ведения всех пограничных дел в Селенгинске создается специальное учреждение - пограничная канцелярия, (в 1783 г. ее заменила Троицкосавская обер-комендантская канцелярия, а в 1797 г. - Троиц-косавская пограничная канцелярия в непосредственном ведении Иркутского гражданского губернатора). Пограничная стража должна была строго следить за тем, чтобы русско-китайская торговля шла в специально отведенных для этого местах (Кяхте и Цурухайту), контрабандистов следовало ловить и сдавать с товаром пограничным властям. За поимку контрабандиста пограничники награждались четвертой частью конфискованного товара.

В трех верстах от Кяхты по реке расположился Троицкосавск. Черты торгового города он приобрел в XIX в. благодаря слободе Кяхте, ставшей к этому времени классическим купеческим городом. Административным центром был назначен Троицкосавск и с этого времени (до 1934 г.) Кяхта именовалась Троицкосавском. Таким образом, на протяжении нескольких столетий существовал соединившийся в двух разных географических понятиях единый административный, а также экономический центр юга Западного Забайкалья. Среди других острожных городов Восточной Сибири он представлял исключение, т.е. два селения Троицкосавск и Кяхта возникли практически одновременно из Кяхтинского форпоста и пограничной Троицкой крепости в 1727-1728 гг. на одной территории.

17 мая 1728 г. между российским комиссаром Бурцовым и китайским стольником Хубину произошел обмен письмами «об избрании пограничного для торговых слобод места на р. Аргуни при урочише Цурухайту» [5, с. 127]. Данный трактат определял порядок дипломатических отношений между двумя империями, кроме того восстанавливал прерванную русскую караванную торговлю в Пекине сроком один раз в три года [6]. Датой открытия официальных торгов в Кяхте следует считать 25 августа 1728 г. На первые торги прибыло всего 10 русских и 4 китайских купца (местного кяхтинского купечества на этот момент еще не существовало). К концу 1728 г. были возведены гостиный двор с 24 лавками и 32 купеческие избы, расположенные по периметру защитных стен гостиного двора. В 1729 г. полковник И.Д. Бухгольц, осуществлявший вместе с С.В. Рагузинским общее руководство приграничными делами, сообщил Коллегии иностранных дел об открытии в Кяхте торга с китайцами.

Первые годы торговли нельзя назвать оживленными, т.к. русские товары из-за отсутствия среди них пушнины, изделий из золота и серебра, запрещенных правительством к продаже частными лицами мало интересовали китайцев. Кроме того, развитие частной русско-китайской торговли тормозила обременительная таможенная система в Сибири. Несколько стимулировало кяхтинский торг начавшаяся в конце 1730-х гг. государственная закупка китайского ревеня в медицинских целях [7]. Монополия на этот товар подтверждается в 1735 г., когда был издан ряд распоряжений, запрещавших частным лицам вывоз ревеня из Сибири и за границу под страхом смертной казни и отписания всего имущества в казну [8, с. 138].

Оживление Кяхты наступило в 30-х гг. ХУ111 в. с разрешением частной торговли пушниной.

В 1743 г. по указу Сената Кяхтинский форпост возводится в ранг торговой слободы и наблюдение за ходом торговли было поручено Троицкосавской канцелярии. В этом же году Сенат постановил: «для распространения купечества на первый случай поселить на Кяхте до ста семей» [9]. В первое время это позволялось только сибирякам, а затем и российским купцам. Переселенцам выделяются участки для домов, огородов, а также для выгона скота.

С этого момента Кяхта начала играть роль главного центра торговли с азиатскими странами, отражая внешнеэкономическую деятельность России на своих восточных рубежах.

Каждый торговый путь, как и всякая отрасль торговли, возникает благодаря обусловленным потребностям. Данные пути развиваются и имеют значение в свое определенное время, по истечении которого приходят в упадок. Кяхтинская торговля, имевшая до второй половины ХУ111 в. строго монопольный характер и не приносившая казне ожидаемых выгод, неизбежно должна была придти к тому же результату.

Частная торговля, соперничавшая с казной и нередко сопряженная с контрабандой, подвергалась беспрерывным стеснениям со стороны властей, поэтому Екатерина II в 1762 г. отменила казенные караваны и передала торговлю с Китаем в частные руки. С этого времени вся торговля сконцентрировалась на границе, главным образом, в Кяхте, т.к. второй пункт - Цурухайту не приобрел особого значения, став с самого начала местом мелкой русско-монгольской торговли приграничных жителей. Это подтверждается данными архивных источников, которые свидетельствуют, что с прекращением

караванной торговли в цинскую столицу отправлялись лишь казенные посылки и почта для Российской духовной миссии, тогда как объем обменного кяхтинского торга исчислялся суммой в 287 500 р. в противовес торговых оборотов в Цурухайте - 10 427 р. [10].

Из-за постоянного соперничества друг с другом частная торговля для российских купцов оказалась невыгодной, чем пользовались китайские торговцы, держа рынок в своих руках, поэтому появилась потребность в организации компаний. «Купцам торговать также, как торгуют в других государствах купцы, компаниями, иметь о том всем купцам между собою с общего совета установление, как пристанно бы было к распространению торгов их» [11]. Вследствие этого в конце ХУ111 в. для кях-тинской торговли было образовано шесть компаний из архангельских, вологодских, тульских, тобольских, иркутских, казанских и московских купцов. С 1792 г. купцы каждой компании избирали из собственной среды поверенного. В его функции входили оценка товара, определение количества китайского товара, подлежащего обмену на русский в зависимости от его качества. Такая разменная торговля также не приносила пользы. Правила устанавливались по взаимному, незакрепленному никакими правительственными нормативами и законодательными актами соглашению купцов. Они не считались обязательными и не всегда соблюдались. Компании гильдейцев просуществовали до 1800 г. С этого года правительство само установило правила для кяхтинской мены [12]. Несмотря на то, что в 30-50-е гг. ХУ111 в. власти Китая приостанавливали торговые операции на границе с Кяхтой восемь раз, торговля в этом пункте продолжала развиваться. В общем объеме внешнеторгового оборота России, составившего в 1760 г. около 18,6 млн р., на долю кяхтинского торга приходилось 7,5% [13]. Рост торговых операций в Кяхте в первую очередь был вызван отменой государственной монополии на торговлю пушниной. Например, если в 1768-1785 гг. на ее долю приходилось 78,8 %, то в период с 1785 по 1800 г. вывоз через торговую слободу достиг 85%. Среди пушнины помимо соболя популярностью пользовались белка и горностай, их привоз колебался от двух до четырех миллионов шкурок в год. Через Кяхту в Китай уходила не только сибирская, но и камчатская, а также американская пушнина, для чего была создана русско-американская компания, определенный процент акций которой принадлежал царствующему дому (с середины ХУ111 в. развернулся широкомасштабный промысел пушного зверя на Алеутских островах и побережье Северной Америки) [14, с. 173].

В 1775 г. произошло разделение кяхтинского купечества на гильдии. Но в течение всего Х1Х в. право ведения оптовой торговли с Китаем оставалось лишь за первогильдейцами. Данный вид торговли сосредоточился в руках наиболее богатых и именитых купцов, известных впоследствии своими огромными состояниями и деловыми связями, например, Лушниковых, Сабашниковых, Молчановых, Немчиновых, Кандинских, Старцевых и др. Благодаря их усилиям Кяхта стала единственным самоуправляемым городом России. Она являлась резиденцией богатых сибирских купцов, занимавшихся крупной торговлей с Монголией и Китаем, имевших пароходы и склады на Байкале и Амуре [15, с. 12]. Что касается купцов двух других гильдий, то им разрешалось вести только мелочный торг, который заключался в продаже китайцам продуктов питания, домашней птицы и скота, строительных материалов и хозяйственных товаров. Кроме купцов мелочным торгом занимались мещане, а также инородцы, пригонявшие для обмена в Кяхту верблюдов, лошадей и баранов [16]. Доходы в казну от такой торговли были незначительны и по сравнению с оптовой пошлины собиралось в 5 раз меньше

[17].

Особую известность за пределами государства Кяхта приобрела в конце ХУ111 — середине XIX в., когда в самой России и странах Европы возрос интерес к чаю. Это время признается расцветом русско-китайской торговли. Чай занял первое место среди предметов китайского экспорта в Россию, оттеснив шелк и хлопчатобумажные ткани. В 1811 г. экспорт чая в Россию составлял 80 тыс. пудов, в 1820 г. - более 100 тыс., причем торговля чаем составила 88% от общего объема российско-китайской торговли [18]. Постепенно о Кяхте узнал весь деловой мир, включая Англию и Америку. Она стала главным пограничным центром чайной торговли на торговом пути, связывавшем Китай, Россию и страны Европы. Благодаря развитию торговли этим товаром в Кяхте появились и сопутствующие ей промыслы и ремесла. По данным 1862 г., в городе имелось 16 мелких производств, в том числе четыре мыловаренных, три свечных, четыре папиросных и одно по выделке кож и овчин, что, в свою очередь, привело к росту городского и слободского населения (5430 чел.).

В периоды, когда русско-китайские торговые отношения прерывались, население России было вынуждено закупать чай в Европе, особенно в Англии. Поскольку чай там не производился, а только обрабатывался, цена его была чрезвычайно высока и в 4,7 раза превышала стоимость одного пуда чая, ввозимого из Китая. В 30-ее гг. Х!Х в. российско-китайская торговля через Кяхту существенно

возросла. Если в 1829 г. объем торговли составлял 29% от общего объема экспорта-импорта в азиатской части России, то в 1840 г. уже 42%. В 40-е гг. XIX в. русско-китайская торговля составляла 60% общего объема азиатской торговли России [19, с. 50]. В 1850-х гг. торговый оборот Кяхты - Троицко-савска составлял более 30 млн р. в год. К этому времени здесь официально прошли регистрацию 58 торговых фирм.

Но с 1858 г. вследствие Тяньцзиньского трактата, подписанного комиссаром России в Китае Е.В. Путятиным и полномочным представителем китайской стороны Хуа Шанем Кяхта начинает терять свое прежнее значение, т.к. расширялись права российских купцов в Китае, а ряд китайских портов открывались для отечественных судов, предоставляя России право назначать там своих консулов [20]. Таможня из Кяхты была переведена в Иркутск. Из города, оставив свои дома, уехали чиновники и солдаты таможенной команды. Вместо сухопутной доставки товаров через Кяхту в Сибирь стало предпочтительным вести торговлю морским путем, через Одессу, минуя Азию [21, с. 126]. Кроме того, с середины XIX в. под давлением Англии Китаю пришлось открыть несколько портов для вывоза чая морем. Еще больше активизировались морские перевозки с открытием Суэцкого канала. С 1862 г., когда и в Россию стали ввозить чай морем, его обмен в Кяхте сократился в два раза.

Таким образом, на протяжении полутора столетия кяхтинская торговля являлась своеобразным барометром в развитии экономических, в том числе дипломатических, отношений России с Китаем и зависела от изменений в этих отношениях.

Литература

1. Кяхтинская старина: альманах / сост. Л.А. Филиппова. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2009. - 144 с.

2. Лю Цзайци. Чайная торговля между Китаем и Россией // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. Вып. 2. 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.teoria-practica.ru/index.php (дата обращения

25.01.2011 г.).

3. Ангара и условия судоходства по ней // Сибирские вопросы / ред. П.М. Головачев. - СПб., 1909. - №1.

4. Шумахер П. Наши сношения с Китаем (с 1567 по 1805 гг.) / Русский архив. - 1879. - № 6.

5. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. - Сургут: Северный дом, 1993. - 463 с.

6. НАРБ. Ф.103. Оп. 1. Д. 112. Л. 5.

7. НАРБ. Ф.102. Оп. 1. Д. 80. Л. 5

8. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. - Сургут: Северный дом, 1993. - 463 с.

9. РГБ им. В.И. Ленина ОР. Ф. 20. П. 3. №5. Л. 19.

10.НАРБ. Ф.92. Оп. 2. Д. 99. Л. 10.

11.НАРБ. Ф.92. Оп. 1. Д. 45. Л. 8.

12. Кяхтинская старина: альманах / сост. Л.А. Филиппова. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2009. - 144 с.

13. НАРБ. Ф.92. Оп. 2. Д. 110. Л. 5.

14. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений с Китаем (до 1917 года). - М., 1974. - 364 с.

15. Обручев В.А. От Кяхты до Кульджи / В.А. Обручев. - М., 1956. - 271 с.

16. НАРБ. Ф. 158. Оп. 2. Д. 386. Л. 5.

17. Там же. Л. 20.

18. Лю Цзайци. Чайная торговля между Китаем и Россией // Теория и практика общественного развития. Электронное периодическое издание. Вып. 2, 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.teoria-practica.ru/index.php (дата обращения

25.01.2011 г.).

19. Экономические отношения России и Центральной Азии (1840-1860-е гг.). - М., 1963. - 154 с.

20. Сборник договоров России с другими государствами (1856-1917). - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1952. - 217 с.

21. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032 - 1882 гг. - Сургут: Северный дом, 1993. - 463 с.

Мишакова Оксана Эдуардовна - кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедры музейных технологий и охраны наследия ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская академия культуры и искусства. 670031, Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел. 8(3012)233278, e-mail: oksana_mishakova@mail.ru

Mishakova Oksana Eduardovna - candidate of historical science, associate professor, head of the department of museum technologies and save of heritage, East-Siberian State Academy of Culture and Arts. 670031, Ulan-Ude, Tereshkova str., 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.