Научная статья на тему 'Квебекский акт 1774 года: к вопросу о причинах создания'

Квебекский акт 1774 года: к вопросу о причинах создания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
734
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ / ИСТОРИЯ КАНАДЫ / БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОЛОНИАЛИЗМ / КВЕБЕК / БРИТАНСКАЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА / ПАРИЖСКИЙ МИР / КВЕБЕКСКИЙ АКТ 1774 Г / HISTORY OF THE BRITISH EMPIRE / HISTORY OF CANADA / BRITISH COLONIAL POLICY / COLONIALISM / QUEBEC / BRITISH NORTHERN AMERICA / THE PARIS TREATY OF 1763 / THE QUEBEC ACT OF 1774

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нохрин Иван Михайлович

Статья посвящена выявлению наиболее значимых причин создания Квебекского акта и определению степени их взаимосвязи с ситуацией в Канаде и других североамериканских колониях Великобритании в 1760-70-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to revealing the most meaningful reasons for the creation of the Quebec act and definition of the degree of its correlation with the situation in Canada and Great Britain's other North American colonies in the 1760-1770s.

Текст научной работы на тему «Квебекский акт 1774 года: к вопросу о причинах создания»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 25 (279). История. Вып. 52. С. 93-97.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

И. М. Нохрин

КВЕБЕКСКИЙ АКТ 1774 ГОДА: К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ СОЗДАНИЯ

Статья посвящена выявлению наиболее значимых причин создания Квебекского акта и определению степени их взаимосвязи с ситуацией в Канаде и других североамериканских колониях Великобритании в 1760-70-е гг.

Ключевые слова: История Британской империи, История Канады, Британская колониальная политика, колониализм, Квебек, Британская Северная Америка, Парижский мир, Квебекский Акт 1774 г.

В середине ХУШ в. английской колониальной политике сопутствовал успех. Мощь доминировавшего на морях флота, обширные владения на всех известных континентах, огромные объёмы заморской торговли и денежных операций уже позволяли говорить о Великобритании как об империи1. Семилетняя война 1756-1763 гг. завершилась выгодным Парижским миром, одним из условий которого стала передача колонии Квебек -французской цитадели в Северной Америке - под юрисдикцию Георга III. Эта провинция была совершенно непохожа на другие английские поселения на континенте: её социальная структура, нормы права и традиции воспроизводили сословные институты бывшей метрополии2. Стремясь интегрировать Канаду в систему уже имевшихся владений, Лондон взял курс на ассимиляцию французов, для чего британским иммигрантам устанавливались льготные условия по приобретению земли, утверждалось английское законодательство, а католики исключались из политической и правовой жизни3.

Однако деятельность первого генерал-губернатора Дж. Мюррея пошла по иному пути. Не представляя возможным управление 80-тысячным населением Квебека без поддержки французской общественно-политической элиты, он отказался создавать ассамблею по образу тех, что существовали в колониях на юге, поскольку, в соответствии с британскими нормами права, «не смог найти более пяти десятков протестантов, которые, могли бы её избирать»4, позволил католикам участвовать в судопроизводстве, создав так называемые суды по общим делам, действовавшие на основе довоенных законов5, и даже добился согласия правительства на дея-

тельность в Канаде «папистского» епископа6. Это привело к конфликту с обосновавшимся на берегах реки св. Лаврентия британским купечеством, рассчитывавшем через законодательное собрание захватить управление завоёванной колонией, а также министерством торговли, воспринявшим инициативы Мюррея как открытое неповиновение. В 1766 г. губернатор был отозван, хотя проблема интеграции Квебека в империю осталась нерешённой.

Эволюция британской колониальной политики во второй половине ХУШ в. остаётся одной из наиболее популярных тем как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Время распада так называемой первой империи и зарождения второй - это эпоха, когда происходили глубинные трансформации социально-экономической и политической структуры Великобритании, закладывались основы её будущего мирового лидерства. При изучении североамериканской стратегии Лондона этого периода традиционно большое внимание уделяется Квебекскому акту 1774 г. как одной из причин Войны за независимость США. В его оценках доминирует «американский» подход, согласно которому данный документ был принят с целью ослабить мятежные 13 колоний и заручиться поддержкой франкоязычного Квебека в назревавшем противостоянии7. Роль «канадского» фактора в его создании нередко игнорируется, иногда стремление метрополии наладить отношения с франкоязычной общиной называется одной из причин появления Акта, но и тогда подчёркивается его преимущественно антиреволюционный характер8. намного реже, в основном, в канадской историографии, появление закона связывается ис-

ключительно с ситуацией в Квебеке, а влияние на начало Войны за независимость считается некритичным9. Данная статья имеет цель установить главные причины создания данного документа и определить степень их взаимосвязи с ситуацией в Квебеке в первое десятилетие после завоевания.

После отставки Мюррея исполняющим обязанности губернатора Квебека был назначен другой ветеран Семилетней войны генерал Гай Карлтон. Британские коммерсанты с оптимизмом отнеслись к выдвижению этого амбициозного человека, известного напряжёнными отношениями с прошлой администрацией. Они надеялись, личные мотивы не позволят ему проводить прежний курс сотрудничества с франкоканадцами10. И первоначально эти ожидания оправдывались: Карлтон демонстративно исключил из совещательного совета двух близких соратников предшественника и твёрдо отказал орденам иезуитов и реколлектов в возвращении конфискованной в годы войны собственности11.

Но в вопросах отношений с французской общиной новый управляющий оказался так же прагматично настроен, как и предыдущий. Планы заселения Канады британскими колонистами и ассимиляции французов он посчитал изначально ошибочными, полагая, что лишь отдельные мехоторговцы или уволенные в запас солдаты могли довольствоваться жизнью на берегах реки св. Лаврентия, а любой здравомыслящий иммигрант предпочёл бы местным суровым зимам и малоплодородной почве другие провинции, расположенные южнее. Следовательно, писал Карлтон в министерство торговли лорду Шелборну, необходимо смириться с неприятным фактом: ещё долгие годы англичане останутся в Канаде незначительным меньшинством12.

Проведя инспекцию военных сооружений провинции, он пришёл к выводу, что из всех укреплений лишь стены Квебека могут считаться более-менее надёжным укрытием для английского гарнизона. Но и они при необходимости «не способны защитить 627 королевских солдат от более чем 80 тысяч новых подданных»13. Считая восстание возможным, особенно в случае войны с Францией, Карлтон видел необходимым установить «самые дружественные отношения» с сеньорами, которые «имели огромное влияние на своих людей». В частности, он предложил принять на британскую службу с полным жалованием

бывших французских офицеров из числа канадцев, для чего составил и отправил правительству их подробный поименный список с указанием званий14.

Квебекское дворянство, встревоженное сменой администрации, также искало пути к сотрудничеству. В обращениях к губернатору его представители объясняли, что дефакто в провинции продолжают действовать французские законы, поскольку английские никому не известны, кроме немногочисленных купцов и солдат. Они предлагали поспособствовать распространению британского уголовного права, хотя его бессословность и казалась аристократам чрезмерной уступкой крестьянству, однако просили оставить в неприкосновенности гражданское право, закреплявшее «привычную для всех канадцев» систему общественных отношений15. Губернатор благожелательно воспринял предложение нобилитета как первый шаг на пути к дальнейшему взаимодействию и обратился к министерству торговли с просьбой восстановить прежние французские законы. Сравнивая ситуацию в Квебеке с положением в Уэльсе времён завоеваний Эдуарда I, он доказывал, что «нынешнее состояние дел не может продолжаться долго без всеобщего смятения и возмущения»16.

В начале 1768 г. Карлтон получил официальное назначение на пост генерал-губернатора Квебека. Поздравляя с должностью, глава департамента колоний лорд Хиллсборо упомянул, что король благосклонно отозвался о высказанных им соображениях и принял решение начать разработку ордонанса для управления Канадой17. Уже в сентябре 1768 г. в рамках королевского Тайного совета была создана секретная комиссия по изучению ситуации в колонии, которая проработала до июля 1769 г. Её участники дали разгромную оценку принятой ранее политике. В числе многих недостатков главными были названы: лишение «восьмидесяти тысяч храбрых и верных подданных» политических и гражданских прав, закреплённых британской конституцией, отсутствие контроля и законодательного сопровождения деятельности католической церкви, игнорирование существующих в Канаде традиций и неписаных законов, вследствие чего вся колония оказалась в состоянии «величайшего беспорядка и смятения», требующего незамедлительных реформ18. В отчёте комиссии были также

предложены и меры по исправлению сложившейся ситуации: отмена религиозного ценза в сельской местности и созыв колониальной ассамблеи (на депутатов из городских округов продолжали распространяться тест-акты), допуск католиков к судопроизводству всех уровней, вывод Канады из-под юрисдикции антикатолических законов, запрет орденов иезуитов и реколлектов и учреждение должности суперинтенданта, контролирующего деятельность клира19. Примечательно, что во всём отчёте остальные 13 американских колоний не были упомянуты ни разу.

Из всей администрации колонии лишь Карлтон владел последней информацией, однако её конфиденциальный характер не позволял включиться в обсуждение предлагаемых мер. Желая лично принять участие в разработке новой квебекской политики, губернатор принял решение отправиться в Лондон. О дальнейшей работе правительства над квебекским вопросом известно немногое. Все сопровождающие материалы были строго засекречены и уничтожались в процессе делопроизводства. Несколько записок, вышедших из-под пера юристов департамента колоний, удалось обнаружить канадскому историку середины XIX в. Р. Кристи. Судя по содержавшейся информации, главным направлением деятельности в 1771-1773 гг. являлся сбор сведений о довоенной политико-правовой организации Квебека. Среди британских правящих кругов крепла убеждённость, что привычная и желанная для английского купечества ассамблея представляется франкоканадцам совершенно чуждым институтом, ибо прежде управление колонией осуществлялось лишь губернатором и его приближёнными. Созыв такого законодательного органа, даже при участии католиков, породил бы множество проблем, начиная от крайне неопределённого круга избирателей, число которых было бы слишком узким, если туда включались только сеньоры, и слишком широким, если вообще все землевладельцы, в том числе и цензитарии20, и заканчивая неизбежным противостоянием в английских и французских депутатов21. Создание же ассамблеи, состоящей исключительно из англичан, стало бы вызовом французскому нобилитету. В итоге юристы рекомендовали отказаться от идеи выборной легислатуры22.

Религиозный вопрос считался не менее важным. Департамент колоний предположил,

что католическая церковь в Канаде может стать столь же прочной основой английской власти, какой ранее была для французской. Требовалось лишь прекратить её притеснение и установить строгий административный контроль. С этой целью правительству предлагалось предоставить католикам равную с протестантами свободу вероисповедания и возобновить сбор десятины для покрытия церковных расходов. При этом полученные средства следовало не распределять между приходами напрямую, а собирать в провинциальную казну с последующей выплатой в качестве содержания клирикам, что обеспечило бы их лояльность колониальным властям23.

Большое внимание уделялось проблеме законодательства. В этом вопросе юристы колониального ведомства предложили исходить из главного интереса Великобритании: «поддержания мира и спокойствия» в колонии. Правовые традиции французов надлежало, в основе, сохранить, «обогатив» актом Хабеас корпус и «более совершенным» английским уголовным законодательством, исключив наиболее неприемлемые для канадцев нормы, как, например, тюремное заключение за долги24. Особо оговаривалась необходимость гарантировать неприкосновенность собственности «новых подданных», а также законов, в силу которых она им принадлежит25. В данном случае речь шла о рыцарском держании, лежавшем в основе дворянского землевладения в Квебеке.

Пользуясь отсутствием губернатора, английские коммерсанты и другие протестанты активизировали борьбу за ассамблею. Они продолжали отправлять петиции, к подписанию одной из которых в 1773 г. попытались привлечь и французов. Однако традиционные пассажи о верности короне и необходимости созыва законодательного собрания не нашли поддержки ни у одного из них. Общее же количество подписавших составило 91 человек26. Этот любопытный случай наглядно продемонстрировал правоту Карлтона: за исключением нескольких десятков англичан население колонии оставалось безразлично к данному вопросу.

Католическая общественность также старалась оказать давление на колониальное ведомство и отправляла королю и правительству собственные петиции. Тематика затронутых в них проблем оказалась значительно шире. Франкоканадцы изучили британскую

колониальную практику и пришли к выводу, что ассамблея в Квебеке может появиться лишь после того, как провинция, пока наполняющая бюджет при помощи метрополии, станет экономически самостоятельной. В целях укрепления финансов они предлагали расширить границы колонии на плодородные угодья юга долины реки св. Лаврентия и богатое рыбой и морскими котиками северное побережье Лабрадора27. Зная о работе правительства над проектом билля о новой канадской политике, авторы обращения просили на высшем уровне подтвердить их сеньориальные права, вернуть довоенное законодательство и позволить созывать и тренировать народное ополчение для защиты от индейцев28.

К весне 1774 г. в Лондоне определились с основными положениями акта об управлении Квебеком на смену Прокламации 1763 г. Дошедшая до настоящего времени делопроизводственная документация департамента колоний позволяет восстановить процесс его создания. Прежде всего, юристы ведомства предложили сохранить всю полноту власти в Канаде в руках генерал-губернатора и отказаться на ближайшие годы от созыва ассамблеи, поскольку её формирование «противоречило бы желаниям большинства подданных в провинции», что, в свою очередь, «угрожало миру, благополучию и процветанию» как самого Квебека, так и всей империи29.

Следующим по важности был вопрос о законодательстве. Не оставалось сомнений, что восстановление довоенных правовых норм и королевские гарантии неприкосновенности сеньориальной собственности являются условием налаживания отношений с канадским нобилитетом. Столь серьёзный шаг требовал, помимо политической воли, устранения ряда противоречий между английскими и прежними квебекскими законами, как, например, неприемлемые для британских юристов пытки при допросе или возможность неоднократного судебного преследования по одному и тому же обвинению. В названных случаях, как и в делах о государственной измене, право завоевателей имело приоритет30. В целом же, канадскому дворянству возвращался не только традиционный corpus juri, но, фактически, и монополия на судопроизводство, ибо никто среди колониальной администрации не знал французского законодательства. Вопрос

о сеньориальном землевладении, с юридической точки зрения, был сложнее, поскольку

в Англии такого рода феодальное право не существовало уже с XVII в. Перевод дворянских усадеб в частную собственность оказался неизбежен, однако социальный status quo обеспечивался сохранением традиционных крестьянских повинностей и ответственности

31

за их невыполнение31.

Просьба о расширении границ Квебека на север и юг также была услышана. Изучив указанные в последней петиции территории, правительство не обнаружило там ни поселений, ни каких-либо признаков хозяйственной деятельности колонистов из соседних регионов. В то же время от канадцев поступило «так много прошений» о приобретении земли в этих районах, что становилось всё сложнее найти обоснование для отрицательного ответа32.

Несомненно, самым сложным был религиозный вопрос. Теперь уже стало очевидно, что население колонии останется в подавляющем большинстве католическим ещё долгие годы. Сохранение этой формулировки перечеркнуло бы все усилия правительства по налаживанию взаимодействия между канадским нобилитетом и колониальной администрацией. В результате департамент колоний предложил Георгу III пойти на беспрецедентную уступку: разрешить свободное исповедание католической религии «в той степени, в которой она не нарушает королевскую супрематию», а церкви позволить собирать с прихожан десятину и даровать «другие традиционные права»33. Не будет преувеличением сказать, что для епископа Квебека и его прихожан это было наиболее благоприятное развитие событий из всех возможных: разумеется, протестантский монарх ни при каких условиях не потерпел бы установления в своих владениях юрисдикции Папы Римского, однако, за этим исключением, католики, фактически, уравнивались в правах с англиканами.

Второго мая 1774 г. на обсуждение Палаты Лордов был вынесен готовый документ - Акт, обеспечивающий эффективную деятельность правительства провинции Квебек в Северной Америке, - который сразу получил неофициальное название Квебекский акт. В свете имеющейся информации необходимо заключить, что его разработка и принятие стали итогом планомерной деятельности губернаторов Дж. Мюррея и Г. Карлтона, а также изменений в колониальной политике Великобритании, вызванных внутренними по отношению к Канаде факторами. Имеющиеся источники

не позволяют говорить о наличии какой-либо прямой связи между протестным движением в Северной Америке и появлением данного Акта, как и вообще о зависимости политики Лондона в Канаде от событий в провинциях, что позже объявили о независимости.

Примечания

1 Levine, Ph. The British Empire: Sunrise to Sunset. L., 2007. P. 13.

2 Тишков, В. А. Освободительное движение в колониальной Канаде. М., 1978. C. 27-28.

3 Enclosure in Letter from the Lords of Trade to Egremont, 8th of June 1763 // Documents Relating to the Constitutional History of Canada / ed. by A. Shortt, A. G. Doughty. Vol. 1. Ottawa. 1918. P.139, 142-143, 159.

4 Как полагал губернатор, законодательное собрание, избранное менее, чем сотней англичан для управления десятками тысяч французов, представляло бы собой пример вопиющего деспотизма, дискредитировавший как саму британскую конституцию, так и колониальную администрацию: Wade, M. The French Canadians, 1760-1945. N. Y., 1955. Р. 55.

5 Ordinance Establishing Civil Courts // Documents Relating to the Constitutional History. P.206-208.

6 Burt, A. L. The Old Province of Quebec. Vol. 1. Toronto, 1968. P. 85-86.

7 См., например: История США : в 4 т. Т. 1 / под ред. Н. Болховитинова. М., 1983. С. 119; Иванян, Э. А. История США. М., 2004. С. 44; Wood, G. S. The creation of the American Republic, 1776-1787. Williamsburg, 1998. P. 42.

8 Knollenberg, B. Growth of the American Revolution 1766-1775. Indianapolis, 2003. Р. 145; Coupland, R. The Quebec Act. A Study in Statesmanship. Oxford, 1968. P. 116-117.

9 Burt, A. L. Op. cit. P. 185-187.

10 Neatby, H. Quebec : the Revolutionary Age, 1760-1791. Toronto, 1966. P. 87.

11 Kingsford, W. The History of Canada. Vol. 5. Toronto, 1892. P. 194-195.

12 Sir Guy Carleton to Lord Shelborne, 25th Nov. 1767 // Report on Canadian Archives. Ottawa, 1889. P. 41.

13 Ibid. P. 42.

14 A General State of the Canadian Noblesse, Actually Resident in the Province of Quebec, or in the French Service, and where Resident in November 1767 // Ibid. P. 44-48.

15 Kingsford, W. Op. cit. P. 200-201.

16 Carleton To Shelburne Quebec, 24th Dec. 1767 // Documents Relating to the Constitutional History. P.289-290.

17 Hillsborough to Carleton, March the 6 1768 // Ibid. P. 298.

18 Report of Lords Commissioners for Trade and Plantations Relative to the State of the Province of Quebec // Ibid. P. 378, 381-383.

19 Ibid. P. 383-384, 387-388, 390.

20 Согласно английскому законодательству, в основе избирательного права находилась земельная собственность. К числу владевших ею, несомненно, относились сеньоры, однако их и английских избирателей было слишком мало (около двух-трёх сотен) для проведения выборов по округам. Формально, к ним могли присоединиться и цензитарии, составлявшие основную массу мужского населения Квебека, но в таком случае англичане явно не смогли бы провести в ассамблею своих депутатов.

21 Christie, R. A history of the late province of Lower Canada; parliamentary and political, from the commencement to the close of its existence as a separate province. Vol. 1. Quebec, 1848. P. 30-31.

22 Ibid. P. 31-32.

23 Ibid. P. 35-36.

24 Ibid. P. 40-42, 44.

25 Ibid. P. 59.

26 Ibid. P. 220-221.

27 Ibid. P. 510-511.

28 Ibid. P. 507-509.

29 First Draught of Quebec Bill // Documents Relating to the Constitutional History. P. 535.

30 Second Draught of Quebec Bill // Ibid. P. 539540.

31 Third Draught of Quebec Bill // Ibid. P. 546547.

32 Proposed Extension of Provincial Limits // Ibid. P. 542.

33 Third Draught of Quebec Bill // Ibid. P. 545.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.