Научная статья на тему 'Квазипрофессиональная деятельность как способ активизации обучения'

Квазипрофессиональная деятельность как способ активизации обучения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

173
14
Поделиться
Ключевые слова
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ КАК ПРОЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / ТВОРЧЕСТВО / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Герасимова Татьяна Юрьевна

Цель данной статьи раскрыть сущность предложенной автором модели обучения, в которой квазипрофессиональная, учебно-познавательная, деятельность (рефлексивная, творческая, коммуникативная) способствует улучшению активности обучающихся в процессе овладения новыми знаниями.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Герасимова Татьяна Юрьевна,

Quasi-professional activity as a method of studying activation

The object of this article is to disclose the content of the teaching model offered by the author, where quasi-professional, educational and informative activity (reflexive, creative, communicative) improves the activity of students in the process of acquiring new knowledge.

Текст научной работы на тему «Квазипрофессиональная деятельность как способ активизации обучения»

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Активное обучение, контекстный подход, интенсификация деятельности, модель

как проект деятельности, рефлексия, творчество, коммуникация.

Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся — одна из существенных проблем на современном этапе высшего и постдипломного образования. Дидактический поиск решения этой проблемы привёл нас к идеям активного обучения контекстного типа, предложенного A.A. Вербицким, и к новым способам построения учебного процесса, рассмотренным М.В. Клариным.

A.A. Вербицкий в книге «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход» описывает психолого-педагогические основы и технологию выбора форм и методов активного обучения контекстного типа с ориентацией на модель специалиста [Вербицкий, 1991, с. 205]. Нас привлекает то, что учение не замыкается само на себе — учиться, чтобы получить знания, — а выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметных профессиональных и социальных качеств личности специалиста. Как и в традиционном обучении, учебный материал предъявляется здесь в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда «знаково-контекстное обучение») и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. За этой информацией, сконструированными при ее посредстве задачами, проблемными ситуациями, моделями, просматриваются реальные контуры профессионального будущего. Это наполняет процесс учения личностным смыслом, помогает развитию творческой индивидуальности специалиста. Продумывая план действий обучающего и обучающихся (в роли обучающихся могут быть студенты высших учебных заведений и слушатели курсов повышения квалификации), мы вышли на понятие «модель обучения». М.В. Кларин рассматривает это понятие в инструментальном значении как обозначение схемы, плана действий педагога при осуществлении учебного процесса. Основу составляет преобладающая деятельность обучающихся, которую организует, выстраивает педагог [Кларин, 1994, с. 10].

В итоге наша модель обучения строится на принципах контекстного подхода A.A. Вербицкого и обобщённой базовой модели М.В. Кларина. Она представляет собой проект деятельности обучающихся (рефлексивной, творческой, коммуникативной), задает систему переходов от учебной деятельности к квазипрофессио-нальной (учебно-познавательной) и от нее к новой деятельности специалиста с перспективой профессионального роста.

В статье мы рассмотрим модель, апробированную на курсах повышения квалификации учителей (рис.).

Как видно из рис., обучение происходит, во-первых, через рефлексирование, которому подлежат как жизнедеятельность и деятельность слушателей, так и мышление, чувства, мотивы обучающихся, весь их внутренний мир. При этом учитывается первичность мышления, понимания рефлексии относительно знания. Знание только тогда становится достоянием индивида, когда оно является результатом его

Педагогика

собственного мышления, понимания или рефлексии, поскольку «любое знание есть рефлексия определенных действий» [Маланов, 2001, с.117].

КОМПЛЕКС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комыгуннж: атинн ая деятельность

1, «Проживание в живой форме») и в ф орме жизненного опыта

2, Диалогическое вз анмодействие

Творческая деятель ность

(обучение творчеством)

1. Высвобождение и развитие креативности (творческиж способностей)

2. Учебно-Художественная деятельность.

Рефлексивная деятельность

1. Размышления о знанияк

2. Выяснение оснований своих действий и переживаний

Учш ель - слушатель

I

Учебно-поз наваге ль ная деятельность (квазипроф ессиональная)

Рис. Квазипрофессионалъная (учебно-познавательная) деятельность обучающихся

Во-вторых, активизируется организация творческой деятельности обучающихся, целенаправленно вводится идеология ее желательности и ценности, то есть создаются условия для творчества, обучения творчеством. При этом одновременно усваиваются психологические механизмы учебных программ, педагогические средства их реализации и содержание изучаемого предмета.

В-третьих, оперативность обучения осуществляется через «проживание» обучающихся, то есть глубокое погружение в учебную деятельность. Причём «проживание» может быть непосредственным (естественным или искусственно организованным), протекающим в явной, «живой» форме, а может быть задействовано в опосредованной форме, в форме жизненного опыта обучаемых, который актуализируется и обращается на наилучшую ситуацию, подлежит освоению или пониманию. Освоение материала происходит в диалогичной и плюралистичной форме. Пред-

полагается, что не существует решений и знаний, которые были бы маркированы как истинные и непререкаемо правильные. Недопустима идеология борьбы с неправильными точками зрения, всякая точка зрения имеет право на существование и имеет свою более или менее ограниченную правильность, адекватность.

Модель «Квазипрофессиональная (учебно-познавательная) деятельность обучающихся», апробированная нами в процессе теоретических обсуждений и в ходе практического проектирования постдипломного обучения учителей, также использовалась нами в работе со студентами.

Думается, что наш опыт активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся поможет решать важнейшие общедидактические вопросы и будет полезен практическим работникам образования.

Библиографический список

1. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 205 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.

3. Маланов С.В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и в учебной деятельности. Йошкар-Ола, 2001. 259 с.