Научная статья на тему 'Квантовый ключ к теории сознания'

Квантовый ключ к теории сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лисин А. И.

In this article the author reviews the crisis that is taking place in the modern theory of consciousness and suggests the most prospective way to develop this theory by using ideas of the quantum mechanics. The article is a summary of author's report on the All-Russian Interbranch Science conference Philosophy of Artificial Intelligence (Moscow, 17-19 January 2005).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квантовый ключ к теории сознания»

фуркации «еНОМО» слишком близка, чтобы спокойно относить ее к сфере научной фантастики. Она у порога, ее приближение отчетливо ощущается уже сегодня. Мы сами профессионально вносим вклад в ее формирование.

Похоже, что подобно остальным глобальным супертехнологиям, - атому, космосу, генетике и другим, ИТ на очередном этапе своего развития в начале нового тысячелетия предлагает нам все тот же сомнительный подарок - Ящик Пандоры, завернутый в Скатерть Самобранку...

КВАНТОВЫЙ КЛЮЧ К ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

Лисин А. И., к.ф.н., вице-президент Международной Академии информатизации

E-Mail: lisin_a@mail.ru

In this article the author reviews the crisis that is taking place in the modern theory of consciousness and suggests the most prospective way to develop this theory by using ideas of the quantum mechanics. The article is a summary of author's report on the All-Russian Interbranch Science conference "Philosophy of Artificial Intelligence" (Moscow, 17-19 January 2005).

1. Идеальное сознание - всего лишь частный случай всеобщего идеального свойства материи, получившего сегодня имя информации [2].

В своей работе «Идеальность. Реальность идеальности» [7], вышедшей в 1999 году, я на огромном массиве научных данных показал, что идеальность вездесуща, то есть является генерализующим компонентом всей материи. Понятие идеальности (нематериальности) на протяжении веков прямо или косвенно существует в самых различных отраслях знания (как в естественных, так и гуманитарных) - в виде разного рода понятий, концептов, теоретических конструктов. Общенаучный характер понятия идеальности позволяет ему сыграть роль своего рода «катализатора» в интеграции растущих массивов данных, полученных в рамках всех без исключения наук [8].

2. Поразительные успехи, достигнутые в последние десятилетия в разработке систем искусственного интеллекта, порождают повышенные технотронные ожидания в ближайшем раскрытии загадки сознания, но при отсутствии общей теории идеальности материи решение этой задачи представляется весьма проблематичным. Оче-

редное противоборство человеческого мозга и искусственного интеллекта (между гроссмейстером, имеющим сегодня наивысший в мире рейтинг, - Гарри Каспаро-вым и компьютером, управляемым программой Deep Junior) в феврале 2003 года в Нью-Йорке закончилось вничью - 3:3. Как образно оценила матч респектабельная газета "Известия", в данном случае "играли Существо с Веществом" [5, с. 1]. Deep Junior пытался действовать "по-человечески": его до конца не просчитанная жертва слона в одной из партий изумила всех специалистов, в том числе и авторов программы. По мнению ряда ученых, из многолетнего соперничества естественного и искусственного интеллектов следует, что человек постепенно "компьютеризируется", а компьютер "очеловечивается".

Между тем, для действительно научного ответа на вопросы: кто же победит -Существо или Вещество (и победит ли вообще) и какое будущее человечеству сулит эволюция интеллекта, нужно прежде достоверно выяснить, что же это такое - сознание, разум, и что это такое - живая материя, чем она отличается от косной материи. Ключ к решению этих проблем - разработка общей теории идеальности материи.

3. Характерно, что сегодня вновь подвергается жестокой критики само понятие материи. Так, развивавшаяся в ряде стран во второй половине ХХ века трансперсональная психология прямо поставила вопрос о "необходимости коренного пересмотра

наших общепринятых представлений о природе сознания и его взаимосвязи с материей и головным мозгом" [3, с. 286].

Абсолютизируя природу сознания, автор новой психологии Станислав Гроф отказывается от догмата о материальности мира, но его "доказательства" полной независимости сознания от материи весьма поверхностны. Сама по себе трансперсональная психология не предлагает объективных методов познания мира, а в области ин-траспективного, как известно, всё возможно: в том числе и артефакты, не находящие реального подтверждения в окружающем нас мире (кентавры, лешие и пр.).

Гроф сочувственно цитирует фон Фоэр-стера, выдвинувшего гипотезу о существовании "памяти без материальной подкладки" [17]. В 1990 году американский учёный Р.Шелдрэйк выступил с докладом "Может ли наша память сохраняться после смерти нашего мозга?", в котором доказывал, что воспоминания вовсе не обязательно содержатся в мозге [20]. Ранее Шелдрэйк умозрительно указывал на наличие в мире "морфогенетического поля", которое не улавливается никакими измерительными приборами [19].

Конечно, не исключено, что живая материя (как подлинная колыбель сознания) сохраняет в себе (пока не до конца нам ясным способом) всю информацию о всех ее прошлых, настоящих, а быть может, и будущих (вероятностных) трансформациях, превращениях, полную эволюционную картину мира. Можно допустить, что при определенных условиях эта информация становится доступной человеческому сознанию, и тогда в юнговских архетипах коллективного бессознательного нет ничего мистического и сверхъестественного. Однако каковы бы ни были все эти сведения, они хранятся не иначе как в материальных структурах, на тех или иных материальных носителях.

4. Понятие "морфогенетического поля" гораздо раньше Шелдрэйка - в 30-40-х годах ХХ века - ввел в науку наш соотечественник, биолог, профессор Московского университета А.Г.Гурвич (см.: одну из первых его публикаций: [4]; см. также: [7, с. 393-397]). Поскольку морфогенетическое поле является бессиловым, постольку может показаться, что оно не имеет физического смысла. В действительности перед нами -именно материальная конструкция, обеспечивающая активность информации (иде-

альности материи). Работы Гурвича и его последователей привели к более глубокому пониманию природы биополя и биологической информации. Позднее эти данные были подтверждены и развиты другими исследователями, в частности, русским биофизиком Г.М.Франком и немецким физиком Ф. -А.Поппом.

"Бессиловых полей физика не знала до середины 60-х годов ХХ века - до тех пор, пока физики-теоретики Я.Ааронов и Д.Бом не выдвинули гипотезу, согласно которой в некоторых случаях магнитное поле (т.е. обыкновенное силовое поле, создающееся движущимися электрическими зарядами) может действовать и там, где его, казалось бы, нет (т.е. выполнять исключительно информационную роль). А в 1986 году группа японских физиков экспериментально доказала реальность существования эффекта Аронова-Бома..." [7, с. 396].

Возможно, именно эти работы вдохновляют некоторых ученых на выдвижение еще более радикальных концепций сознания, согласно которым в нашем мире существуют некое субквантовое "пси-поле", содержащее полную голографическую запись всех событий, составляющих историю вселенной [18].

5. В начале ХХ1 века в науке все еще отсутствует общепринятая теория сознания. Неудовлетворительное состояние дел в данной области знания заставило американского профессора Джона Сёрля из Университета Беркли вмешаться в стихийную дискуссию своей работой, озаглавленной довольно симптоматично - "Открывая сознание заново" [12]. По его мнению, теория сознания изначально пошла не в том направлении и фактически растворилась в схоластических спорах. Свою главную методологическую цель Серль формулирует почти что мессиански: "Я хочу забить последний гвоздь в гроб теории, согласно которой сознание является компьютерной программой" [12, с. 20].

Серль предлагает признать, что "реальный мир, то есть мир, описываемый физикой, химией и биологией, содержит неэли-минируемый субъективный элемент" [12, с. 103]. Ему, однако, не хватает последнего шага для того, чтобы признать ключевой факт: универсум двуедин в его материально-идеальном обличии. На это указывает формирующаяся ныне новая физическая картина мира.

6. К концу 60-х годов ХХ века ряд физиков осознали, что их наука приблизилась к рубежу, за которым ей придется непосредственно включать феномен сознания в физическую картину мира. Собственно, первый сигнал об этом прозвучал вместе с появлением квантовой теории, обнаружившей неразрывную связь наблюдателя с наблюдаемым миром. Но это был период скорее догадок: природа указывала на условность абсолютного (гносеологического) разделения субъекта и объекта, духа и тела, идеальности и материальности.

Речь не идет о возвращении к физика-лизму. Как предостерегающе писал автор обобщающей монографии "Теории сознания" Стивен Прист: "Психологическая глубина несводима к физической внешней стороне..." [11, с.279]. Физикализм преодолевается признанием объективности существования как материальных, так и идеальных свойств материи, не сводимых друг к другу. При этом именно физическая реальность является основой как для тех, так и для других. Такая концепция позволяет уверенно отстаивать материалистический монизм.

Осмысление квантовых парадоксов, в конце концов, привело ряд западных физиков к убеждению, что в будущем всеобъемлющая теория материи должна будет включать в себя сознание (идеальное) как свою неотъемлемую часть [21; 19, p. 762; 18]. Аналогичный подход с конца 80-х годов ХХ века мы видим и у ряда отечественных физиков - И.З.Цехмистро, В.И.Штанько, Д.И.Блохинцева, Б.Б.Кадомцева [13; 14; 1; 6] и др.

Литература

1. Блохинцев Д.И. - В кн.: Теория познания и современная физика. - М., 1984.

2. Винер Н. Кибернетика. - М., 1958, -С. 215.

3. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. - М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2001. -С. 286.

4. Гурвич А.Г. Теория биологического поля. - М.: 1944.

5. "Известия"; -2003. -10 февраля.

6. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. 2-е изд. - М., 1999.

7. Лисин А.И. Идеальность. Ч. I. Реальность идеальности. - М., 1999. -832 с.

8. Лисин А.И. Об аксиоматике идеальности // Проблема идеальности в науке: Материалы между -нар. научн. конф. (Москва, 17-18 марта 2000 года). - М.: АСМИ, 2001. -С. 22-40.

9. Лисин А.И. Разделённость и целостность универсума (К вопросу об основаниях идеальности материи) // Проблема идеальности в науке: Материалы междунар. научн. конф. (Москва, 17-18 марта 2000 года). - М.: АСМИ, 2001. -С. 41-63.

10. Лисин А.И. Физические аспекты идеальности материи // Проблема идеальности в науке: Материалы второй междунар. научн. конф. (Москва, 26-27 сентября 2001 года). - Ч. 1. - М.: АСМИ, 2001. -С. 22-43.

11. Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. - М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги. -2000. -С.279.

12. Сёрль Дж. Открывая сознание заново. - М.: Идея-Пресс, 2002 / Пер. с англ.: Se arle J.R. The Rediscovery of Consciousness, - MIT Press, Cambridge MA, L., 1992; Second edition - 1999.

Квантовая теория (и, в частности, постулируемый ею корпускулярно-волновой дуализм) формируют новый взгляд на мир, утверждая, что в своей основе универсум хотя и разделен (дискретен), но одновременно и целостен. Как в физическом, так и в философском плане именно эта нераздельная дуальность состояний универсума и определяет существование в нем двух родов свойств - материальных и идеальных (включая сознание) [9].

В 1999 году в своей последней работе [6] Б.Б.Кадомцев показал, что генезис информации (а следовательно, и генезис сознания и других идеальных феноменов) действительно начинается на квантовом уровне - в результате коллапса волновых функций; при этом «в сложных открытых физических системах могут появляться тенденции к их расслоению на информационные и динамические подсистемы» [6, с. 329]. «Коллапсы волновых функций и бифуркации динамических переменных вблизи точек ветвления выглядят как свободные поступки, т.е. как проявление свободы воли. Благодаря этому у Природы в целом появляется возможность развития, которое реализуется в структурном усложнении...» [6, с. 331].

На пути к этой истинной теории сознания и шире - теории идеальности материи, - в основании которой лежит фундаментальная идея разделенного, но одновременно и целостного универсума, нас, по-видимому, и ждет долгожданный успех [10].

13. Цехмистро И.З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания. - Харьков,

1981.

14. Штанько В.И. Некоторые методологические проблемы исследований в области искусственного интеллекта // «Вест. Харьк. ун-та». -№ 233. -1982. -С. 51.

15. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. - L.: Routledge & Kegan Paul, 1980.

16. Chew Q. Bootstrap: A Scientific Idea? - Science, 1968, v. 161, p. 762.

17. Foerster, H. von. Memory without a Record. In: The Anatomy of Memory (D.P. Kimble, td.) Palo Alto: Science and Behavior Books, 1965.

18. Laszlo, E. The Creative Cosmos. Edinburg: Floris Books, 1993.

19. Sheldrake, R. A New Science of Life. Los Angeles: J.P.Tarcher, 1981.

20. Sheldrake, R. Can Our Memories Survive the Death of Our Brains? In: What Survives? Contemporary Explorations of Life After Death. (G.Doore, td.). Los Angeles: J.P.Tarcher, 1990.

21. Wigner E. Symmetries and Reflections, Bloomington, Ind.: Indiana University Press, 1967.

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ

ИНФОРМАТИКИ

И.М. Зацман, к.т.н., зав. отделом Тел.:332-4926,Е-МаИ: imz@a170.ipi.ac.ru Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran.ru

The semiotic framework and axioms of humanitarian informatics in a context of all subject domain of informatics are considered. Two basic approaches to definition of concept "sign" in semiotics are used.

Введение

Актуальность описания основ информатики как фундаментальной науки, включая определение ее предмета, объектов, законов и методов исследования, построение системы терминов, осознана достаточно давно. Существует широкий спектр представлений об информатике, потребность в синтезе которых со временем только возрастает. Например, синтез представлений актуален для создания интеллектуальных технологий, или технологических систем искусственного интеллекта. Разработчикам интеллектуальных технологий необходимы понятия и средства для описания, моделирования и анализа взаимодействия объектов ментальной среды, среды социальных коммуникаций и цифровой среды, которые учитывали бы принципиальные различия между объектами разных сред.

Объекты ментальной среды и среды социальных коммуникаций традиционно относятся к предмету гуманитарных исследований. Однако широкое применение в гуманитарной сфере средств вычислительной техники требует учета особенностей цифровой среды. При этом понятий и средств из арсенала точных и технических наук явно недостаточно, так как описание, моделирование и анализ взаимодействия объектов ментальной среды, среды социальных коммуникаций и цифровой среды требуют учитывать сочетания абстрактных и конкретных объектов в этих описаниях и моделях.

В работе предлагается развитие подхода Ю.А. Шрейдера к определению предметной области информатики и позиционирование гуманитарной информатики в этой предметной области. Основная цель работы заключается в том, чтобы предложить систему аксиом, интегрирующую представления об информатике как фундаментальной науке на основе семиотического подхода, сопоставляя лингвоцентрическое (Ф. де Соссюр) и логоцентрическое (Ч. Пирс) определения семиотики [1, с. 14-16; 2, 3]. Предлагаются формулировки десяти семиотических аксиом информатики как фунда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.