Научная статья на тему 'Квалиметрический подход к формированию балльно-рейтинговой системы оценивания в вузе'

Квалиметрический подход к формированию балльно-рейтинговой системы оценивания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / КВАЛИ-МЕТРИЯ / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЕСОМОСТИ / POINT RATING ASSESSMENT OF KNOWLEDGE / QUALIMETRY / EXPERT METHOD / MEANS OF CONTROL / COMPETENCY-BASED APPROACH / WEIGHTING FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троеглазова Анна Владимировна

Для повышения качества образовательного процесса на протяжении всего периода изучения дисциплины, обеспечения объективности оценивания его результатов может быть применена балльно-рейтинговая оценка знаний студентов. В работе приведена процедура оценки коэффициентов весомости изучаемых тем, основанная на распределении часов по дисциплине. Путем экспертной оценки важности различных средств контроля преподавателями дисциплин естественно-научного цикла произведена оценка их коэффициентов весомости.To improve the quality of the educational process throughout the entire period of studying the discipline, to ensure the objectivity of evaluating its results, a score-rating assessment of students' knowledge can be applied. The paper describes the procedure for assessing the weighting coefficients of topics studied, based on the distribution of hours in the discipline. Through expert assessment of the importance of various means of control by teachers of the disciplines of the natural science cycle, their weighting coefficients are estimated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалиметрический подход к формированию балльно-рейтинговой системы оценивания в вузе»

Квалиметрический подход к формированию балльно-рейтинговой системы оценивания в вузе

Троеглазова Анна Владимировна,

доцент кафедры специальных устройств, инноватики и метрологии, Сибирский государственный университет геосистем и технологий E-mail: [email protected]

Для повышения качества образовательного процесса на протяжении всего периода изучения дисциплины, обеспечения объективности оценивания его результатов может быть применена балльно-рейтинговая оценка знаний студентов. В работе приведена процедура оценки коэффициентов весомости изучаемых тем, основанная на распределении часов по дисциплине. Путем экспертной оценки важности различных средств контроля преподавателями дисциплин естественно-научного цикла произведена оценка их коэффициентов весомости.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая оценка знаний, квали-метрия, экспертный метод, средства контроля, компетентност-ный подход, коэффициенты весомости.

Повышение роли компетентностного подхода в подготовке высококвалифицированных специалистов вызывает необходимость оценки качества образовательного процесса с применением статистических методов. Совокупность знаний и умений педагога по проектированию, оценке, обеспечению, контролю и управлению качеством образовательного процесса представляет собой квали-метрическое образование [1-5].

В литературе приводятся различные определения термина «квалиметрия», но применительно к педагогике в большей степени подходит следующая интерпретация: квалиметрия - это наука, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы), имеющих материальных или духовный характер, искусственное или естественное происхождение [3, 4].

В общем виде алгоритм квалиметрической оценки качества образовательного процесса представлен на рисунке 1. Важнейшей его составляющей является система оценивания результатов.

о с

CJ

см л

Рис. 1. Алгоритм квалиметрического оценки качества образовательного процесса [5]

Начиная с 2011 года все большее количество высших учебных заведений переходит на балльно-рейтинговую систему оценивания, которая позволяет учитывать не только успешность сдачи эк-

замена, но и работу студента в течение всего семестра (посещение занятий, выполнение лабораторных и практических работ, ответы на вопросы, выполнение контрольных работ и т.д.). При этом итоговая оценка по дисциплине выставляется по 100-балльной системе, а накопленные за семестр баллы суммируются с баллами, набранными на экзамене [6, 7]. В зависимости от важности рассматриваемых тем по дисциплине целесообразно осуществить распределение часов, необходимых для их изучения и оценить важность различных средств контроля.

Цель настоящей работы заключается в разработке балльно-рейтинговой системы оценивания студентов квалиметрическим методом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить коэффициенты весомости каждой изучаемой темы и установить максимально возможный балл;

2) оценить коэффициенты весомости средств контроля, применяемых при изучении различных тем.

Квалиметрическую шкалу оценивания разрабатывали для дисциплины «Химия» по направлению подготовки «Стандартизация и метрология». Согласно учебному плану направления общая трудоемкость составляет 144 часа, из которых 18 лекций, 18 практических, 18 лабораторных и 90 часов самостоятельной работы обучающихся. Согласно рабочей учебной программе изучение дисциплины осуществляется по пяти темам, распределение часов по которым представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение часов по дисциплине «Химия» для направления подготовки «Стандартизация и метрология»

М, =

Т

Тема Распределение часов V, ч И,

лекции лабораторные прак-тиче-ские СРО

Строение вещества 4 2 2 10 18 0,125

Основные закономерности протекания химических процессов 4 2 2 12 20 0,139

Растворы. Дисперсные системы 4 6 6 14 30 0,208

ОВР и электрохимические процессы 4 6 6 14 30 0,208

Комплексные соединения 2 2 2 4 10 0,070

Самостоятельная подготовка к экзамену 36 0,250

Всего 18 18 18 54 144 1,00

На основании значений общей трудоемкости дисциплины осуществляли оценку весомости тем (таблица 1), изучаемых в рамках дисциплины (1).

(1)

где

М,

весомость каждой темы дисциплины;

- время, отводимое на изучение каждой темы дисциплины, ч;

Т - общая трудоемкость дисциплины, ч.

На основании рассчитанных значений коэффициентов весомости изучаемых тем были установлены максимальные баллы (таблица 2).

Таблица 2. Распределение баллов по теме с учетом весомости темы по дисциплине и уровней освоения дисциплины

Номер темы И, Максимальный балл по теме (ц ■■ 100)

1 0,125 14

2 0,139 14

3 0,208 20

4 0,208 20

5 0,070 7,0

6 0,250 25,0

Всего 1,000 100,0

При этом на экзамене студент может получить максимум 25 баллов, а в течение семестра - не более 75 баллов. По каждой теме предусмотрено 4 вида контроля: контрольная работа, лабораторная работа, коллоквиум, тестирование. Оценку их коэффициентов весомости осуществляли экспертным методом с привлечением преподавателей кафедры естественно-научного профиля. Результаты представлены в таблице 3. При этом самому важному, по мнению эксперта, показателю, присваивается балл 1.

Таблица 3. Результаты экспертной оценки важности показателей качества образовательного процесса

Показатель качества Баллы, присвоенные показателя качества

1 2 3 4 5

контрольная работа 2 2 1 3 3

тестирование 4 4 3 4 4

коллоквиум 1 1 2 1 1

лабораторная работа 3 3 4 2 2

Всего 10 10 10 10 10

На основании результатов экспертной оценки были рассчитаны коэффициенты весомости для каждого средства контроля (таблица 4). При этом наиболее эффективным средством, позволяющим контролировать знания студентов является форма коллоквиума, наименьшую значимость показала форма тестирования (таблица 4).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

г

Таблица 4. Результаты оценки коэффициентов весомости показателей качества образовательного процесса

Показатель качества Коэффициент весомости ( М )

Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5

контрольная работа 0,2 0,2 0,1 0,3 0,3 0,22

тестирование 0,4 0,4 0,3 0,4 0,4 0,38

коллоквиум 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,12

лабораторная работа 0,3 0,3 0,4 0,2 0,2 0,28

о с

U

см л

Расчет рейтинговой оценки студента по изучаемой теме (ОТ) проводится по формуле (2).

ОТ1 = П1 + • П2 + ... • Пп (2)

где П! - средний арифметический балл, набранный студентом, за показатель (вид контроля).

Рейтинговая оценка студента по дисциплине рассчитывается суммированием рейтинговых оценок по теме с точностью до сотых долей. Расчет итоговой оценки по дисциплине «Химия» проводится по формуле (3).

ИР = ОТ + ОБ + Б (3)

где ИР - итоговая оценка по дисциплине; ОЭ - оценка, полученная на экзамене; Б - бонусные баллы за участие студентов в научно-исследовательской работе (выступление на региональных конференциях - 1 б; выступление на всероссийских конференциях - 5,0 б.);

Представленная в работе рейтинговая система оценивания направлена на активизацию ежедневной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов на протяжении всего периода изучения дисциплины, улучшения овладения общекультурными, профессиональными компетенциями, а также повышение объективности оценивания знаний студентов. Анализ результатов балльно-рейтинговой оценки знаний студентов позволит определить эффективность сформированной системы преподавания дисциплины и степень выполнения студентами требований, предъявляемых нормативными документами к образовательному процессу.

Литература

1. Мифтахутдинова Ф.Р. Квалитативное образование - требование времени // Материалы IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию. - Казань. - 2008.

2. Сагитова Н.С. Квалитативная составляющая дополнительной профессиональной подготовки // Материалы IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию. - Казань. - 2008.

3. Аркаева Р.П. Квалиметрический подход в управлении качеством образования студен-

тов // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 1 (8). -С.38-40.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - 7-е изд. - М.: ИЦ «Академия», 2007.

5. Левина Е.Ю. Квалиметрическое сопровождение образовательного процесса в вузе // Журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2013. -№ 1.- С. 200-204.

6. Стариченко Б.Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения // Профессиональное образование в России. - 2017. - № 5. - С. 116126.

7. Айтуганова Ж.И., Галиахметова А.Т., Артамонова Е.В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как средство повышения качества образования в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. -№ 3 (19). - С. 74-79.

QUALIMETRIC APPROACH TO FORMING A SCORE-RATING ASSESSMENT SYSTEM IN THE UNIVERSITY

Troeglazova A.V.

Siberian State University of Geosystems and Technologies

To improve the quality of the educational process throughout the entire period of studying the discipline, to ensure the objectivity of evaluating its results, a score-rating assessment of students' knowledge can be applied. The paper describes the procedure for assessing the weighting coefficients of topics studied, based on the distribution of hours in the discipline. Through expert assessment of the importance of various means of control by teachers of the disciplines of the natural science cycle, their weighting coefficients are estimated.

Keywords: point rating assessment of knowledge, qualimetry, expert method, means of control, competency-based approach, weighting factors.

References

1. Miftakhutdinova F.R. Qualitative education is a requirement of time // Materials of the IX All-Russian Conference on Additional Education. - Kazan. - 2008.

2. Sagitova N.S. Qualitative component of additional professional training // Materials of the IX All-Russian Conference on Additional Education. - Kazan. - 2008.

3. Arkaeva R.P. The Qualimetric Approach in Students' Education Quality Management // TSU Vector of Science. - 2012. - No. 1 (8). - S.38-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy. - 7th ed. -M .: IC "Academy", 2007.

5. Levina E. Yu. Qualimetric support of the educational process at the university // Journal "Knowledge. Understanding. Skill". -2013. - No. 1. - S. 200-204.

6. Starichenko B.E. The point-rating system for assessing the educational activities of students: questions of appointment // Vocational education in Russia. - 2017. - No. 5. - S. 116-126.

7. Aytuganova Zh.I., Galiakhmetova A.T., Artamonova E.V. The point-rating system for assessing knowledge as a means of improving the quality of education at a university // Vocational education in Russia and abroad. - 2015. - No. 3 (19). - S. 74-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.