Научная статья на тему 'Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза'

Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОВНИ / OBEDIENCE / QUALIMETRY EVALUATION / EDUCATION PROCESS / LEVELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шлюбуль Елена Юрьевна, Синельникова Наталья Александровна, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович

Статья посвящена вопросам количественной оценки дисциплинированности студентов вуза. Известно, что дисциплинированность многокомпонентное системное личностно-профессиональное качество, а модель квалиметрической оценки дисциплинированности неразрывно связана с моделью самой дисциплинированности. Выявлены следующие компоненты дисциплинированности: операционный (когнитивный), волевой, мотивационный (ориентационный); диагностический (рефлексивно-оценочный); поведенческий (деятельностный). По каждому из компонентов предложена модель, позволяющая осуществить количественную оценку. Наиболее сложно создать модель оценки волевого компонента, который является связующим звеном между операционным и мотивационным компонентом, с одной стороны, и поведенческим компонентом, с другой стороны: именно волевой компонент превращает знания и мотивы в действия. Поэтому меру сформированности волевого компонента дисциплинированности оценим как меру реализации (для конкретного обучающегося) операционного и мотивационного компонентов в поведении обучающегося. Обосновано, что диагностика дисциплинированности важная психолого-педагогическая проблема, т.к. личностные качества обучающихся (их развитие) целевой ориентир образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шлюбуль Елена Юрьевна, Синельникова Наталья Александровна, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualimetry evaluation of university students discipline

The article deals with the qualimetry evaluation of discipline. It gives the mathematical models of correlation under abilities formation. The discipline is many-component system professional personality ability and, thereof, the models of qualimetry evaluation correlate with models of discipline. The following components of discipline have been revealed: operational (cognitive), strong-willed, motivational (orientation); diagnostic (reflective and estimated); behavioral (activity). The model, allowing carrying out a quantitative assessment, is offered for each of the components. The most difficult is to create model of an assessment for strong-willed component, which is a link between an operational and motivational component, on the one hand, and behavioral component, on the other hand: strong-willed component turns knowledge and motives into actions. Therefore, measure of the strong-willed component of discipline formation we estimate as realization measure (for concrete trainee) of operational and motivational components in behavior of the being trained. We proved that diagnostics of discipline is important psychological and pedagogical task because the formation of personality abilities (their development) is purpose of education.

Текст научной работы на тему «Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза»

ЛИТЕРАТУРА

1. Шахов, А. А. Самбо и дзюдо в Липецкой области: зарождение, становление, перспективы развития. Монография I А.А. Шахов. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2012. - 604 с.

2. Шахов, А.А. Методическое сопровождение теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ по разделу «История своего вида» I А.А. Шахов и др. II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №11(69). - С. 103-107.

REFERENCES

1. Shakhov, A.A. (2012), Sambo and Judo in Lipetsk region: origin, formation, perspectives of development. Monography, publishing house Elets State University, Elets, Russian Federation.

2. Shakhov, A.A., Naumov, A.A., Egorov, M.N. and Kovatev, D.V. (2010), “Methodical support of the theoretical training of judoists in sports schools in the subject “History of an own sport type”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69, No. 11, pp. 103107.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2012.

УДК 378.147

КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Елена Юрьевна Шлюбуль, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный университет,

Наталья Александровна Синельникова, мастер спорта СССР, старший преподаватель,

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Статья посвящена вопросам количественной оценки дисциплинированности студентов вуза. Известно, что дисциплинированность - многокомпонентное системное личностнопрофессиональное качество, а модель квалиметрической оценки дисциплинированности неразрывно связана с моделью самой дисциплинированности.

Выявлены следующие компоненты дисциплинированности: операционный (когнитивный), волевой, мотивационный (ориентационный); диагностический (рефлексивно-оценочный); поведенческий (деятельностный). По каждому из компонентов предложена модель, позволяющая осуществить количественную оценку. Наиболее сложно создать модель оценки волевого компонента, который является связующим звеном между операционным и мотивационным компонентом, с одной стороны, и поведенческим компонентом, с другой стороны: именно волевой компонент превращает знания и мотивы в действия. Поэтому меру сформированности волевого компонента дисциплинированности оценим как меру реализации (для конкретного обучающегося) операционного и мотивационного компонентов в поведении обучающегося.

Обосновано, что диагностика дисциплинированности - важная психолого-педагогическая проблема, т.к. личностные качества обучающихся (их развитие) - целевой ориентир образовательного процесса.

Ключевые слова: дисциплинированность, квалиметрическая оценка, образовательный процесс, уровни.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p145-150

QUALIMETRY EVALUATION OF UNIVERSITY STUDENTS DISCIPLINE

Elena Yurievna Shlyubul, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Kuban State University, Krasnodar,

Natalia Alexandrovna Sinelnikova, the senior tutor,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexanrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The article deals with the qualimetry evaluation of discipline. It gives the mathematical models of correlation under abilities formation. The discipline is many-component system professional personality ability and, thereof, the models of qualimetry evaluation correlate with models of discipline.

The following components of discipline have been revealed: operational (cognitive), strong-willed, motivational (orientation); diagnostic (reflective and estimated); behavioral (activity). The model, allowing carrying out a quantitative assessment, is offered for each of the components. The most difficult is to create model of an assessment for strong-willed component, which is a link between an operational and motivational component, on the one hand, and behavioral component, on the other hand: strong-willed component turns knowledge and motives into actions. Therefore, measure of the strong-willed component of discipline formation we estimate as realization measure (for concrete trainee) of operational and motivational components in behavior of the being trained.

We proved that diagnostics of discipline is important psychological and pedagogical task because the formation of personality abilities (their development) is purpose of education.

Keywords: obedience, qualimetry evaluation, education process, levels.

ВВЕДЕНИЕ

Главным назначением образования является содействие целостному развитию личности. Одним из личностных качеств, которое возможно развить средствами профессионального образования, является дисциплинированность - черта характера, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Дисциплинированность выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям (как внешним, так и внутренним). Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к себе и обществу. Дисциплинированность - один из важнейших факторов как жизнедеятельности человека в целом, так и успешной профессиональной деятельности.

Однако, по-прежнему, не в полной мере созданы модели дисциплинированности как личностно-профессионального качества, в еще меньшей мере - модели ее количественной оценки. Проблема исследования состоит в вопросе: каким образом количественно оценить дисциплинированность студентов? Цель исследования - разработка модели квалиметрической оценки дисциплинированности студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

База исследования - Университетский комплекс Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ). В рамках обсуждаемой проблемы мы выбрали общепринятое определение, в котором дисциплинированность - склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения, а также учитывали, что в настоящее время известны ее четыре типа - истинная (сознательная), прагматическая, критическая и конформная (подражательная). Очевидно, что первый тип является высшим, остальные -низшими: в последних трех случаях поведение человека не детерминируется его сознательностью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Различают структурные и функциональные компоненты дисциплинированности. Основные структурные компоненты: готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок; умение планировать и распределять время (использовать его), чтобы его хватало на все неотложные дела; умение в точности исполнять взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания; умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного и не замечая его; умение в точности выполнять приказы и соблюдать все установленные требования. Функциональные компоненты определяют сущность, строение, значение для развития качеств, свойств и возможностей личности (табл. 1). Из данной модели видно, что сформирован-ность операционного, волевого и мотивационного компонентов - важное условие для дисциплинированного поведения индивида. Операционный и мотивационный компоненты детерминируют поведенческий компонент через волевой: знания, умения и мотивы не могут быть движущей силой дисциплинированного поведения без воли как механизма, регулирующего поведение человека. Но они придают смысл волевому компоненту, т.е. регулирование поведения должно быть целесообразным и сознательным. Очевидно также, что к высшему типу можно отнести только такую дисциплинированность, у которой сформированы все пять компонентов (при этом сформированность поведенческого компонента обусловлена сформированностью остальных).

Таблица 1

Компоненты дисциплинированности_________________________

Компонент Содержание

Операционный (когнитивный) Знания и умения, связанные с поведением и необходимые для его осуществления, соблюдения внешних и внутренних требований и норм.

Волевой Способность регулировать свое поведение, заставить себя неукоснительно и точно выполнять установленные правила, требования и нормы.

Мотивационный (ориентационный) Мотивы (побудительные причины) дисциплинированного поведения, соблюдения требований и норм.

Диагностический (рефлексивно- оценочный) Осознание себя и своего поведения по отношению к социуму и себе; умение оценить свое поведение с точки зрения требований, правил и норм -внешних (социальных) и внутренних (личностных).

Поведенческий (деятельностный) Проявления дисциплинированности в поведении (следование правилам, требованиям, нормам и т.д.).

Очевидно, что и дисциплинированность в целом, и сформированность её компонентов необходимо оценивать как квалитативные величины (латентные переменные, по шкале логитов). Уровень сформированности диагностического компонента целесообразно определять методом экспертных оценок по выбранной М-балльной шкале отношений. По интервальной шкале логитов сформированность диагностического компонента

д = 1п | B |, где В - результат экспертной оценки по М-балльной шкале.

^0,5 • M )

Предложим модель квалиметрической оценки мотивационного компонента дисциплинированности. Пусть №озн, Мконф, Мпраг и Мкрит - соответственно число мотивов, связанных с сознательной, конформной, прагматической и критической дисциплинированностью. Тогда индекс мотивированности к дисциплинированному поведению

(Мсо,н Мпраг М„рит ^ (Мо,н -N„„3 Мпраг Мкрит \

Мот =

В^созн + 05 • впРаг + о 25 • в*фит : в°озн + вшнФ + впРаг +

В„рит

I=1 I=1 /=1

или Мот = 1-а + 0,5-а + 0,25-а + 0-а ф.

созн ’ праг ’ крит конф

Здесь: В - балл (по некой выбранной шкале), отражающий силу 1-го мотива; а -удельный вес мотива в системе мотивов дисциплинированного поведения. Весовые ко-

эффициенты в числителе “1”, “0,5”, ”0,25” и ”0” указывают на степень значимости мотивов, связанных с сознательной, прагматической, критической и конформной дисциплинированностью. Весовые коэффициенты “1”, ”0,5”, ”0,25” и ”0” объясняют тем, что наиболее сильные мотивы - мотивы сознательной дисциплинированности, менее - мотивы прагматической дисциплинированности, еще менее сильные - критической дисциплинированности, а мотивы конформной дисциплинированности едва ли возможно считать мотивами.

По упрощенной формуле индекс мотивированности вычисляют как:

N + 0,5 • N + 0,25 • N Мот _---------------праг---------крит _ 1а + 0,5• а + 0,25• а + 0а ф ■

N + N + N + N С03Н Праг крит конф

созн конф праг крит

По шкале логитов сформированность мотивационного компонента Мот

Мот _ 1п I_______I. По удельным весам мотивов можно диагностировать тип дисципли-

I 0,5 )

нированности индивида. Для этого определяют максимальный из удельных весов, который и соответствует типу дисциплинированности. Например, если удельные веса мотивов сознательной, прагматической, критической и конформной дисциплинированности соответственно 0,3, 0,5, 0,15 и 0,05, то тип дисциплинированности данного индивида -прагматическая.

Рассмотрим модель оценки когнитивного (операционного) компонента дисциплинированности. Известно, что банк знаний индивида - множество порций (квантов) описательной или командно-исполнительной информации. Например, факт “Избыточный вес - фактор риска многих болезней” - порция описательной информации. Трудность оценки когнитивного компонента в том, что к дисциплинированности (должному дисциплинированному поведению) могут иметь отношение порции знаний из различных предметных областей. Например, порции знаний “При управлении транспортным средством пересекать двойную сплошную линию запрещено” и “Для поддержания здоровья необходимо заниматься физической культурой” относятся к разным предметным областям. Не всегда также возможно знать, какие порции знаний необходимы индивиду, а какие -нет. Например, если индивид не собирается управлять транспортным средством, то ему нет необходимости владеть порцией информации “При управлении транспортным средством пересекать двойную сплошную линию запрещено”. Составляющая банка знаний

ж

индивида, связанная с дисциплинированным поведением, есть множество БЗдисц _ ^ Gi.

1=1

Здесь: W - число соответствующих предметных областей знаний, в! - множество порций информации, связанных с 1-й предметной областью (для дисциплинированного поведения). Тогда фактический объем знаний (когнитивного компонента дисциплинированности) - мощность указанного множества: р _ р ^БЗд ). Если р - должный объем когнитивного компонента, то его индекс у _ р. По шкале логитов у _ 1п I

Р 10,5

Предложим модель оценки поведенческого компонента. Для этого необходимо искать проявления дисциплинированного (или недисциплинированного) поведения в различных видах деятельности (бытовой, физкультурно-спортивной, учебнопознавательной, профессиональной и т.д.). Для студента как объекта и субъекта образовательного процесса предложим индикаторные переменные. Переменная П1 - отношение качества обучения в текущий период времени к качеству обучения за предыдущий пери-О 1-N + 0,5 • N + 0,25• N д + 0• N д

од: п текущ о отлично ’ хорошо ’ удовл неуд

1 _ О _ N

предыд оценок

Здесь: в знаменателе - общее число оценок (по результатам итогового контроля), в числителе - соответственно число оценок “отлично”, ”хорошо”, ’’удовлетворительно” и ”неудовлетворительно”. Соотношение позволяет исключить такой фактор, как опыт учебно-познавательной деятельности, и выделить дисциплинированность (если соотношение более 1, то это говорит о том, что обучающийся “взялся за ум”). Если текущий период - старшие курсы, то предыдущий период - младшие (1-2) курсы. Если текущий период - младшие курсы, то предыдущий период - выпускные (9-11) классы общеобразовательной школы.

Переменная П2 - доля основных учебных занятий (не только по физической культуре), которые пропустил обучающийся по неуважительным причинам. Аналогично переменная П3 - доля не основных (факультативных, дополнительных, секционных и т.д.) занятий, которые пропустил обучающийся по неуважительным причинам. Переменные оценивают за статистически значимый период времени. Переменная П5 - отношение (за статистически значимый период времени) суммарного количества минут, на которые опоздал обучающийся на занятия, ко времени (в минутах) проведения всех занятий. Данную переменную можно вычислить проще - как долю занятий, на которые опоздал обучающийся, но в этом случае “стираются” различия между существенными и несущественными опозданиями. Переменная П6 - количество взысканий, официально наложенных на обучающегося. Переменная П7 - отношение количества нарушений дисциплины обучающегося на занятиях к числу занятий. Последние 6 переменных в “идеале” равны 0. Переменная П8 - доля выполненных обучающимся обещаний. Переменная П9 связана с поведенческим компонентом физической культуры личности: П9=Пфактич /пдолжное. Здесь: в

числителе и знаменателе - соответственно число локомоций (активных двигательных действий), которые фактически совершает обучающийся, и которое должен совершать при его текущих параметрах (возрасте, состоянии здоровья и т. д.). Следующая переменная связана с поддержанием здоровья путем недопущения “пищевого беспредела”: П10=Хф /X . Здесь: в числителе и знаменателе - соответственно фактиче-

10 фактич допустимое ~

ское количество вредной для здоровья пищи, потребляемой обучающимся за определенный период времени, и предельно допустимое (без риска для здоровья, за данный период).

Наиболее сложно создать модель оценки волевого компонента, который является связующим звеном между операционным и мотивационным компонентом, с одной стороны, и поведенческим компонентом, с другой стороны: именно волевой компонент превращает знания и мотивы в действия. Поэтому меру сформированности волевого компонента дисциплинированности оценим как меру реализации (для конкретного обучающегося) операционного и мотивационного компонентов в поведении обучающегося (если уровень поведенческого компонента известен по логарифмической шкале логитов): в=еПов(2)/еПов(1). Здесь: Пов(1) - уровень поведенческого компонента, который мог бы быть у индивида при его операционном и мотивационном компонентах (модельный, “идеальный” уровень), Пов(2) - фактический уровень. Если уровень поведенческого компонента известен по шкале отношений, то В=Пов(2)/Пов(1).

Возникает вопрос: каким образом оценить величину Пов(1)? Для этого формируют ориентированный граф с тремя слоями вершин. Первый слой - элементы (хотя бы наиболее существенные) банка знаний индивида, относящиеся к операционному компоненту дисциплинированности, второй слой - мотивы, порождаемые знаниями (стрелки идут от знаний к мотивам, т.к. мотивы порождены знаниями), третий слой - проявления дисциплинированного поведения. Для каждого проявления (индикатора) обозначают количественное значение, которое могло бы быть при данных знаниях и мотивах. Например, если обучающийся имеет знания о здоровом образе жизни и его необходимости, владеет необходимым арсеналом двигательных умений (также составляющая банка знаний), зна-

ет о должном количестве локомоций, которые надо выполнять, то значение индикаторной переменной П9 должно быть равно 1.

Количественно оценив компоненты дисциплинированности, можно произвести градацию её состояний (табл. 2). Число градаций состояний данного личностного качества равно 4 (очень низкий уровень, низкий, средний и высокий), а у компонентов - 3 (низкий, средний и высокий).

Таблица 2

Градация состояний дисциплинированности_____________________

Уровень Характеристика

Очень низкий Низкий уровень всех компонентов. Тип дисциплинированности - конформная или критическая.

Низкий Низкий или средний уровень поведенческого компонента при среднем уровне мотивационного компонента и низком уровне остальных. Тип дисциплинированности - критическая или прагматическая.

Средний Средний или высокий уровень поведенческого компонента, при среднем уровне мотивационного или операционного компонента, но высоком уровне волевого компонента. Тип дисциплинированности - сознательная или прагматическая.

Высокий Высокий уровень поведенческого компонента при высоком уровне волевого и мотивационного компонента (уровень операционного компонента - не ниже среднего). Уровень диагностического компонента - не ниже среднего. Тип дисциплинированности - сознательная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дисциплинированность относится к многокомпонентым системным качествам личности, обусловленном ее опытом в различных видах деятельности. Уровень дисциплинированности - один из индикаторов и прогностических критериев, позволяющий осуществлять прогнозирование личностного и профессионального развития человека, всесторонне анализировать его жизнедеятельность (в том числе профессиональную деятельность). Все компоненты дисциплинированности взаимосвязаны. Квалиметрическая оценка сформированности компонентов дисциплинированности - необходимое условие диагностики этого личностного качества.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а1 от 03.03.2011

ЛИТЕРАТУРА

1. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.

2. Хлопова, Т.П. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопо-ва, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64) - С. 107-112.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Polyansky, A.V., Romanov, D.A. and Lukianenko, E.Yu. (2008), “Pedagogical experience involved into physical education of students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 55-60.

2. Hlopova, T.P, Shaposhnikova T.L., Romanova M.L. and Ushakov A.R. (2010), “Mathematical models of didactical process”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp.107-112.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.