Научная статья на тему 'Квалификация преступлений в сфере государственных закупок, совершаемых должностными лицами'

Квалификация преступлений в сфере государственных закупок, совершаемых должностными лицами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственные закупки / государственный контракт / должностное лицо / злоупотребление должностными полномочиями / заказчик / исполнитель / коррупционное преступление / government procurement / government contract / official / abuse of office / customer / executor / corruption offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Померанцев Станислав Александрович

В статье исследуются характерные черты квалификации преступлений, совершенных должностными лицами и отнесенных уголовным законодательствам к преступлениям в сфере государственных закупок. Автором уделяется отдельное внимание субъектам преступлений, совершенных в сфере госзакупок, рассматриваются распространенные способы совершения данных преступлений. На основании исследования норм Уголовного Кодекса РФ и указываются недостатки их положений в сфере квалификации действий должностных лиц при совершении ими преступлений в сфере государственных закупок. Делается вывод о том, что в настоящее время самостоятельная квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами в сфере госзакупок преждевременна. Применение норм УК РФ в целом может обеспечить необходимый уровень противодействия коррупционных преступлений, однако существующие проблемы в уголовном законодательстве необходимо устранить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Померанцев Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION OF CRIMES IN THE SPHERE OF STATE PURCHASES, COMMITTED BY OFFICIALS

The article examines the characteristic features of the qualification of crimes committed by officials and classified by criminal legislation as crimes in the field of public procurement. The author pays special attention to the subjects of crimes committed in the field of public procurement, considers common ways of committing these crimes. On the basis of a study of the norms of the Criminal Code of the Russian Federation, the shortcomings of their provisions in the sphere of qualifying the actions of officials when they commit crimes in the field of public procurement are indicated. It is concluded that at present the independent qualification of crimes committed by officials in the field of public procurement is premature. The application of the norms of the Criminal Code of the Russian Federation as a whole can provide the necessary level of counteraction against corruption crimes, however, the existing problems in the criminal legislation must be eliminated.

Текст научной работы на тему «Квалификация преступлений в сфере государственных закупок, совершаемых должностными лицами»

Квалификация преступлений в сфере государственных закупок, совершаемых должностными лицами

Померанцев Станислав Александрович,

студент, Департамент международного и публичного права, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: sapomerantsev@mail.ru

В статье исследуются характерные черты квалификации преступлений, совершенных должностными лицами и отнесенных уголовным законодательствам к преступлениям в сфере государственных закупок. Автором уделяется отдельное внимание субъектам преступлений, совершенных в сфере госзакупок, рассматриваются распространенные способы совершения данных преступлений. На основании исследования норм Уголовного Кодекса РФ и указываются недостатки их положений в сфере квалификации действий должностных лиц при совершении ими преступлений в сфере государственных закупок. Делается вывод о том, что в настоящее время самостоятельная квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами в сфере госзакупок преждевременна. Применение норм УК РФ в целом может обеспечить необходимый уровень противодействия коррупционных преступлений, однако существующие проблемы в уголовном законодательстве необходимо устранить.

Ключевые слова: государственные закупки, государственный контракт, должностное лицо, злоупотребление должностными полномочиями, заказчик, исполнитель, коррупционное преступление.

Основу системы осуществления государственных и муниципальных закупок составляют принципы данной деятельности, закрепленные в Федеральном законе РФ «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Рассматривая определение государственных закупок, необходимо отметить, что под ними исследователи понимают удовлетворение потребностей органов государственного управления в товарах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов [5, с. 8]. Отличительной особенностью государственного заказа является тот факт, что он оплачивается за счет бюджетных источников и средств государственных внебюджетных фондов.

При этом, рассматриваемая сфера по оценкам генеральной прокуратуры РФ подвержена высокому уровню коррупционного риска. Так, в 20192020 годах в рассматриваемой сфере было выявлено более 60 тысяч преступлений, имеющих коррупционную направленность. Несмотря на то, что постоянно осуществляется поиск эффективных правовых моделей борьбы с коррупцией в рассматриваемой сфере (например, введение в Уголовный Кодекс РФ введение статьи 200.4, до принятия которой преступления в сфере госзакупок квалифицировались по различным статьям УК РФ), требуюется дальнейшие развитие.

Современные преступления характеризуются тем, что они совершаются и специальными субъектами, которые обладают дополнительными признаками, содержащимися в УК РФ (например, такими признаками, как наличие властных полномочий). Например, преступления, квалифицирующиеся по статьям 178, 285, 286, 293 УК РФ чаще всего организуются и совершаются государственными гражданскими служащими или муниципальными случащими, имеющими должностные и властные полномочия [6, с. 167].

В 2018 году были внесены изменения в УК РФ в части регламентации ответственности за злоупотребление должностными лицами своими полномочиями при осуществлении госзакупок (статья 200.4 УК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что в действующем УК РФ отсутствует специальная норма, которая бы позволила квалифицировать действия должностных лиц при совершении ими преступлений в сфере государственных закупок. Этот факт детерминирует необходимость рассмотрения квалификации преступлений, совершае-

5 -о

сз

<

мых должностными лицами в рассматриваемой сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Можно выделить несколько распространенных способов совершения преступлений должностными лицами в сфере госзакупок. Первый способ -это получение должностным лицом взятки от юридического лица или индивидуального предпринимателя за действия, которые обеспечат победу этого участника в торгах. По данным прокуратуры, данный вид преступлений встречается наиболее часто. В рамках указанного вида преступления должностные лица преступают закон, получая взятки и предоставляя закрытую информацию участнику торгов о предмете торгов, лоббируя заключения контрактов с единственным поставщиком в пользу «своего» поставщика и т. д [6, с. 168]. Фактически указанное преступление начинается не в момент реализации самого процессе закупки, а намного раньше - в момент сговора между должностным лицом и участником госзакупок.

Не менее распространенный способ коррупционных преступлений в сфере госзакупок, совершаемых должностными лицами - завышение стоимости государственного контракта. После получения аффилированным исполнителем бюджетных денежных средств на исполнение контракта, денежные средства распределяются между коррумпированным должностным лицом и исполнителем контракта.

Следующий способ совершения преступлений должностными лицами в сфере госзакупок заключается в том, что исполнитель, выигравший госконтракт фактически не исполняет его, либо проводит работы (поставляет товары) ненадлежащего качества. Полученные исполнителем бюджетные средства также делятся между коррумпированными должностным лицом (которое является заказчиком данного контракта) и исполнителем.

Указанные выше способы совершения должностными лицами преступлений в сфере госзакупок могут проявляться в преступлениях, уголовная ответственность за которые предусмотрена в статьях 285 УК РФ, 290 УК РФ, 292 УК РФ. Также, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 24 от 9 июля 2013 года, взимание взяток за заключение договоров дополнительно квалифицируются по ст. 160 УК РФ как «растрата». Эта правовая позиция ВС РФ вызвала дискуссию в научной среде. Например, А.В. Корнилов и В.В. Ульянова [7] считают, что позиция ВС РФ не учитывает особенностей проведения закупок, а именно: в процессе госзакупок не предусмотрена предоплата за исполнение госконтракт и по факту это собственные средства взяткодателя, а не бюджетные ассигнования.

Д.И. Амиров, А.А. Бакрадзе в своем исследова-^ нии настаивают на том, что взимание взяток за за-S2 ключение договоров в сфере госзакупок должны S квалифицироваться только как растрата [2]. ° Вместе с тем, согласимся с постановлением Ü Пленума ВС РФ, поскольку оно вариативно по ха-

рактеру применения к квалификации таких видов преступлений и предусматривает как завладение должностным лицом бюджетными ассигнованиями, так и получение взятки из средств взяткодателя, что, собственно, может квалифицироваться как преступление по ст. 290 УК РФ.

Что же касается вопроса самостоятельной квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами в сфере госзакупок, то по этому вопросу нет единого мнения ученых. Есть сторонники и противники самостоятельной квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами в сфере госзакупок. Сторонники (Григорьева И.В., Назарова Д.С. [8]) утверждают, что самостоятельная квалификация необходима и предлагают установить в УК РФ нормы об ответственности за мошенничество в сфере государственных закупок и за хищение средств из бюджета. Противники данной позиции (Гук Д.В., Борков В.Н. [4]) считают, что необходимости в самостоятельной квалификации нет, поскольку достаточно общих норм уголовной ответственности. Однако, необходимо внести в УК РФ главу, посвященную уголовной ответственности за коррупционные преступления.

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в российской правовой науке на сегодняшний день не достигнуто единое понимание вопросов, связанных с квалификацией преступлений, совершаемых функционерами при реализации процедуры госзакупок.

По мнению автора самостоятельная квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами в сфере госзакупок преждевременна. Эта авторская позиция детерминирована следующими аспектами.

Первое - бюджетные (государственные) средства и небюджетные (частные) средства, согласно положениям Конституции России о равной охране всех форм собственности, должны защищаться одними нормами уголовного закона. Иначе принцип равенства правовой защиты, провозглашенный в Конституции России, будет нарушен.

Второе - в УК РФ учитываются степень общественной опасности и характер преступлений, которые совершаются должностными лицами в сфере госзакупок. Так, получение взятки должностным лицом наказывается серьезными штрафами и сроками заключения до 15 лет включительно (например, при квалификации по ч. 6 ст. 290 УК РФ [1]). Не менее серьезная ответственность предполагается за такие преступления, которые могут быть совершены должностными лицами в сфере госзакупок, как присвоение и растрата (например, при квалификации по ч. 3 ст. 160 УК РФ - до 5 лет лишения свободы), злоупотребление служебными полномочиями (например, при квалификации по ст. 3 ст. 285 УК РФ - до 10 лет лишения свободы).

Следовательно, применение норм УК РФ в целом может обеспечить необходимый уровень противодействия коррупционных преступлений, со-

вершенных должностными лицами в сфере государственных закупок.

Таким образом, основные способы совершения должностными лицами уголовно-наказуемых деяний в сфере госзакупок, в полной мере соотносятся с теми запретами, которые установлены в российской уголовном законодательстве (главы 21, 30 УК РФ [1]). Следовательно, в самостоятельной квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами в сфере госзакупок нет необходимости. Более того, введение такой самостоятельной квалификации может привести к возникновению ошибок в нормотворчестве.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 25. - ст. 2954.

2. Баркдзе А.А., Амиров Д.И. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях»: вопросы квалификации/Юридические исследования. 2015. № 4. С. 32-50.

3. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировано состояние коррупционной преступности за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа. // https://genproc.gov. ru/smi/ news/genproc/news-1817130 (дата обращения 16.04.2021)

4. Гук Д.В., Борков В.Н. К вопросу о дополнительной криминализации в УК РФ нарушения законодательства при осуществлении госзакупок [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-sovershaemye-dolzhnostnymi-litsami-sposoby-soversheniya-i-problemy-kvalifikatsii (дата обращения 16.04.2021)

5. Земскова Е.Н. Расследование преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд/ Е.Н. Земскова. - дисс. канд. юрид. наук. - М., 2018.

6. Исаичева М.М. Преступления в сфере государственных закупок, совершаемые должностными лицами: способы совершения и проблемы квалификации//Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 166-168.

7. Корнилов А.В., Ульянова В.В. Классификация «откатов»// Российский следователь. 2014. № 6. С. 30-35.

8. Назарова Д.С., Григорьева И.В. Вопросы криминализации мошенничества в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд//Вестник УГУ. 2016. № 3. С. 117-122.

QUALIFICATION OF CRIMES IN THE SPHERE OF STATE PURCHASES, COMMITTED BY OFFICIALS

Pomerantsev S.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article examines the characteristic features of the qualification of crimes committed by officials and classified by criminal legislation as crimes in the field of public procurement. The author pays special attention to the subjects of crimes committed in the field of public procurement, considers common ways of committing these crimes. On the basis of a study of the norms of the Criminal Code of the Russian Federation, the shortcomings of their provisions in the sphere of qualifying the actions of officials when they commit crimes in the field of public procurement are indicated. It is concluded that at present the independent qualification of crimes committed by officials in the field of public procurement is premature. The application of the norms of the Criminal Code of the Russian Federation as a whole can provide the necessary level of counteraction against corruption crimes, however, the existing problems in the criminal legislation must be eliminated.

Keywords: government procurement, government contract, official, abuse of office, customer, executor, corruption offense.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № . 63-FZ (revised from 30.12.2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 1996. - № . 25. - Art. 2954.

2. Barkdze A.A., Amirov D.I. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of July 9, 2013 № . 24 «On judicial practice in cases of bribery, commercial bribery and other corruption crimes»: qualification issues // Legal research. 2015. № . 4. Рр. 32-50.

3. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation analyzed the state of corruption crime in 2019 [Electronic resource]. - URL: https://genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/ news-1817130 (date of access 04/16/2021)

4. Guk D.V., Borkov V.N. On the issue of additional criminalization in the Criminal Code of the Russian Federation of violations of legislation in the implementation of state purchases [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/prestupleniya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-sovershaemye-dolzhnostnymi-litsami-sposoby-soversheniya-i-problemy-kvalifikatsii (access date 04.16.2021)

5. Zemskova E.N. Investigation of crimes in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs / E.N. Zemskov. - dissertation of the candidate of legal sciences. - M., 2018.

6. Isaicheva M.M. Crimes in the field of public procurement committed by officials: ways of committing and problems of qualification // State service and personnel. 2019. № . 3. Рр. 166-168.

7. Kornilov A.V., Ulyanova V.V. Classification of kickbacks // Russian investigator. 2014. № . 6. Рр. 30-35.

8. Nazarova D.S., Grigorieva I.V. Issues of criminalization of fraud in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs // Vestnik USU. 2016. № . 3. Рр. 117-122.

5 -a

C3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.