Научная статья на тему 'Квалификация преступлений, направленных на лишение жизни по мотивам религиозной нетерпимости (религиозный экстремизм)'

Квалификация преступлений, направленных на лишение жизни по мотивам религиозной нетерпимости (религиозный экстремизм) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1034
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / УБИЙСТВО (ПРИЧИНЕНИЕ СМЕРТИ) / РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халиков Михаил Илюсович

Предпринята попытка анализа составов преступлений, объективная сторона которых выражается в действиях, направленных на лишение жизни по мотивам религиозной ненависти или вражды (нетерпимости), а также квалификации таких преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualification of crimes aimed at deprivation of life and motivated by religious intolerance (religious extremism)

The paper deals with the issues related to religious extremism and such crimes as deprivation of life due to religious hatred or intolerance, and the question as to how to qualify such crimes. The author seeks to analyze the corpus delicti whose objective aspect is expressed in actions aimed at deprivation of life based on religious hatred or intolerance.

Текст научной работы на тему «Квалификация преступлений, направленных на лишение жизни по мотивам религиозной нетерпимости (религиозный экстремизм)»

2009. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.3 М.И. Халиков

КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ ПО МОТИВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕТЕРПИМОСТИ (РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ)

Предпринята попытка анализа составов преступлений, объективная сторона которых выражается в действиях, направленных на лишение жизни по мотивам религиозной ненависти или вражды (нетерпимости), а также квалификации таких преступлений.

Ключевые слова: экстремизм, религиозный экстремизм, убийство (причинение смерти), религиозные мотивы, состав преступления.

Что такое экстремизм? Им считается феномен, направленный против основных принципов демократического конституционного государства 1.

Экстремизмом в правовом его смысле можно назвать действия, а также в публичной форме выраженные взгляды и намерения, преследующие своей целью нарушение или проявление неуважения к установленным законом правам и свободам граждан, общепринятым и справедливым нормам морали, общественному порядку и общему благосостоянию в демократическом обществе, при условии, что юридическая значимость этих действий доказана судом. Поэтому необходимо обратить внимание на то, что экстремизм в той или иной форме может также проявляться в сфере национальных, конфессиональных и государственно-, общественно- или этноконфессиональных отношений 2.

В последние десятилетия в наше государство стали проникать многочисленные религиозные учения от абсолютно мирных (буддизм) до радикально агрессивных (ваххабизм 3 и сатанизм 4).

В России официально существуют следующие религии: славянство, иудаизм, буддизм, ислам, православие, индуизм и атеизм (вера в отсутствие бога), а также множество различных мелких учений и верований. По данным института этнологии и антропологии РАН в Москве, из 685 религиозных организаций 227 принадлежит православным, 5 - католикам, 4 - армяно-григорианам, по 11 - мусульманам и буддистам, 17 - иудеям, 254 - протестантам, 7 - старообрядцам, 8 - организациям, отколовшимся от Русской православной церкви, 4 - кришнаитам, 1 - сайентологам 5.

Конечно же, каждая из религий говорит, что именно она самая правильная и истинная. И все было бы хорошо, если бы данные религии не призывали к уничтожению других религиозных учений, якобы ложных и неправильных. Представители данных враждебных религиозных направлений не ограничиваются лишь пропагандой, она сочетается с активными действиями, направленными на борьбу с иноверцами и насилие над ними.

Нетерпимость к представителям других религий есть религиозный экстремизм.

Всегда ли религиозный экстремизм связан с насилием? Безусловно, нет. По существу, лишь один критерий принимается в расчет при выборе методов - они должны обеспечить достижение целей, сформулированных в разделяемой кем-либо экстремистской идеологии.

Таким образом, религиозный экстремизм может выражаться в использовании любых доступных способов, в том числе и противоправных (криминальных).

В свою очередь, криминальный религиозный экстремизм необходимо рассматривать как целостную совокупность признанных преступлениями общественно опасных деяний, направленных на формирование и распространение любыми способами религиозных идей, произвольно объявленных истинными в ущерб всем иным религиозным либо светским идеям.

Цель данной статьи - выявить преступления, относящиеся к религиозному экстремизму, имеющие конечной целью лишение жизни людей, обозначить их квалификацию, определить проблемы и по возможности предложить пути совершенствования законодательства в этой области.

Исходить при этом следует из того, что криминальный религиозный экстремизм направлен в первую очередь против представителей другой «неправильной» религии (идеологии). Мы же в своем исследовании коснемся одного из самых тяжких преступлений в современном государстве и обществе - лишения жизни и проанализируем составы преступлений, связанные с лишением жизни по мотивам религиозной (идеологической) нетерпимости (религиозный экстремизм).

Итак, следует начать с того, что в ст. 63 УК РФ содержатся отягчающие наказание обстоятельства, среди которых в п. «е» предусмотрено «совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Таким образом, уголовный закон устанавливает:

1) что религиозная нетерпимость выражается в религиозной (идеологической) ненависти или вражде;

2) что преступления, перечисленные в статьях Особенной части, могут быть совершены по религиозным мотивам 6.

Согласно ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах «всякое выступление в пользу национальной, расовой и религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Та же идея отражена в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации запрещается пропаганда, возбуждающая расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Совершая преступные действия, демонстрирующие расовую и иную ненависть, вражду, виновный руководствуется побуждениями, основанными на крайне отрицательной оценке определенной нации, расы, религии и их носителей (представителей).

В ст. 105 УК РФ «Убийство» в п. «л» ч.2 называется несколько квалифицирующих обстоятельств, одного из которых при убийстве достаточно для

вменения данного пункта. Сближает их то, что подчас именуется «пережитками прошлого». Первые три обстоятельства характеризуют нетерпимость к лицам другой национальности, расы, религии и ее представителям, основанную на идеологии превосходства своей и, напротив, неполноценности всех иных наций, рас, конфессий. Важно, чтобы вражда или ненависть на этой почве существовали в момент посягательства и чтобы именно это послужило мотивом убийства 7. Таким образом, выясняется, что в момент убийства виновный должен осознанно представлять себе, что он лишает жизни представителя другой религии из-за его принадлежности к ней.

Интересно, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 г. исключены соответствующие пункты, разъясняющие причинение смерти по религиозным мотивам.

В судебной практике не часто встретишь приговор, которым осудили бы виновного за совершение преступления, предусмотренного п. «л» ч.2 ст.105 УК РФ. В качестве примера можно привести приговор Мосгорсуда по делу Батчаева, которым виновный осужден по пп. «а», «е», «ж», «з», «л» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Судебная коллегия, исключив из приговора осуждение Батчаева по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, обратила внимание на следующее.

Как установлено совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, на территории Карачаево-Черкесской Республики было создано и существовало преступное сообщество, состоящее из религиозновоенизированных объединений - ваххабитских «джамматов», то есть из автономных устойчивых групп как структурных подразделений. Данная преступная организация имела своей целью совершение тяжких и особо тяжких преступлений и совершала эти преступления. Она отличалась большим и стабильным составом членов, высокой степенью организации и сплоченности, четким распределением ролей, имела ярко выраженных лидеров - «духовных наставников», авторитет которых был непререкаем, чьи приказы выполнялись фактически беспрекословно, достаточно высоко и стабильно финансировалась.

Батчаев принимал непосредственное и активное участие в преступной организации, выполняя роль, отведенную ему руководителями сообщества.

В результате террористических актов в городах Минеральные Воды и Адыге-Хабль, совершенных преступным сообществом, активным членом которого являлся Батчаев, погибло 27 человек.

В связи с тем что основным мотивом преступных действий Батчаева, как это установлено судом, была религиозная ненависть, осуждение Батчаева за убийство из корыстных побуждений Судебная коллегия сочла излишним и подлежащим исключению из приговора.

Субъектом данного преступного посягательства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

С субъективной стороны убийство может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. С точки зрения совершения преступления по мотивам религиозной ненависти или вражды такое преступление всегда будет совершаться с прямым умыслом. Если религиозные побуждения лежат

в основе формирования умысла на лишение жизни, то убийство в этих случаях квалифицируется по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК.

Объективная сторона выражается в различных действиях, целью которых является лишение жизни потерпевшего. Предлог же для убийства здесь может быть самым различным: неправомерное действие потерпевшего или иных лиц (хотя эти действия могут быть и правомерными), неугодные для виновного решения или поведение властей, когда потерпевший своей национальной принадлежностью отождествляется с ними, и другие, порой самые незначительные поводы. Те же самые положения лежат в основе совершения убийства по расовым признакам, а также из-за религиозной ненависти или вражды [8].

Объект данного преступления - жизнь человека.

В ст.107 УК РФ «Убийство, совершенное в состоянии аффекта» не предусмотрено квалифицирующего признака данного состава преступления как совершение убийства по мотивам религиозной ненависти или вражды. Признаками данного состава преступления выступают: а) внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект), под влиянием которого осуществляется убийство; б) противоправное или аморальное поведение потерпевшего, вследствие которого возникает аффект у виновного. Вполне возможна ситуация, что душевное волнение может быть вызвано отправлением какого-либо религиозного обряда представителями иной религии (идеологии), при этом то, что считается нормой у религии, которой производят обряд, может считаться противоправным и аморальным в нашем обществе, например жертвоприношение или осквернение какой-либо святыни другой религии. Глядя на это, верующий человек вполне может впасть в состояние аффекта и, не помня себя, совершить убийство. Естественно, что судебная практика не дает нам подобных ситуаций, в крайнем случае, если и будет такая ситуация, то наиболее целесообразно квалифицировать данный состав как убийство, совершенное в состоянии аффекта и по совокупности совершенных преступных действий, например осквернение мест захоронения, вандализм и т.п.

Психическое состояние виновного определяется кратковременной, интенсивной эмоцией, связанной с инстинктивной и безусловно-рефлекторной деятельностью. Чаще всего для подобного вида убийства характерны эмоции гнева, ненависти и отчаяния. Состояние аффекта продолжается, как правило, небольшой промежуток времени, обычно несколько минут. Сильное душевное волнение возникает внезапно, как реакция на непосредственный раздражитель. Все это, однако, не приводит к существенному снижению уровня общественной опасности преступления и лица, его совершившего, а, напротив, может свидетельствовать о повышенной их опасности (когда, например, убийство осуществляется пусть и в состоянии аффекта, но как ответная реакция на выполнение потерпевшим своего общественного долга). Убийство в состоянии аффекта совершается непосредственно сразу после воздействия раздражающего фактора. Разрыв во времени здесь отсутствует, или он незначительный. Рассматриваемое смягчающее наказуемость обстоятельство предполагает ситуацию, в которой убийство представляет собой ответную

реакцию на провоцирующее поведение потерпевшего и направлено на источник, вызвавший у виновного сильные эмоции. Вина потерпевшего, приводящая в известной степени к потере виновным контроля над собой, - причина, обусловившая выделение в уголовном законодательстве данного привилегированного вида убийства. В этом случае не влияет на квалификацию преступления раздражающий фактор, будь он религиозный, национальный или какой-нибудь другой, важно, какую реакцию вызвал он у виновного.

Поэтому выделять убийство, совершенное в состоянии аффекта, по религиозным мотивам нецелесообразно.

Объективная сторона убийства, совершенного в состоянии аффекта, содержит указание на два вида виктимного поведения (действия или бездействия) потерпевшего как источники возникновения аффекта у виновного - противоправное и аморальное. Первый из них раскрывается непосредственно в законе путем дачи примерного перечня: говорится о насилии, издевательстве, тяжком оскорблении либо иных противоправных действиях (бездействии) потерпевшего.

Под противоправным понимается объективно неправомерное поведение независимо от того, является ли оно виновным, запрещенным той или иной отраслью права (гражданского, семейного, административного, трудового и т.д., в том числе уголовного). Важно лишь, чтобы оно находилось в противоречии с действующими правовыми предписаниями.

Иные противоправные деяния потерпевшего могут выражаться в вымогательстве, клевете, обмане или злоупотреблении доверием, несправедливых притеснениях по службе, упорном уклонении от возврата крупного долга и т.п. Исходить такие действия (бездействие) должны именно от потерпевшего, а не от третьих лиц (в том числе от близких родственников потерпевшего) и могут, очевидно, проявиться по отношению как к виновному, так и в некоторых случаях к близким ему людям.

Источником возникновения аффекта как снижающего наказуемость обстоятельства признается не только противоправное, но и аморальное поведение потерпевшего, например факт супружеской измены.

Уголовный закон выделяет и еще один источник аффекта, тоже связанный с актами противоправного или аморального поведения потерпевшего, -длительная психотравмирующая ситуация. Такая ситуация, по смыслу закона, возникает не мгновенно, а существует на момент убийства уже определенное время: обстановка постепенно накаляется в результате многократного (систематического) противоправного или аморального поведения потерпевшего, например систематических унижений, побоев, пьянок и т.д. Наконец, последний по времени акт поведения становится той каплей, которая переполняет чашу терпения виновного: происходит взрыв эмоций, совершается преступление как ответная реакция на поведение потерпевшего.

Субъект преступного посягательства - вменяемое лицо, достигшее 16 лет, хотя, по мнению автора, возраст, с которого можно установить уголовную ответственность для данного состава преступления, необходимо приравнять к возрасту, с которого лицо привлекается к уголовной ответственности

за убийство. По мнению автора, вероятность аффекта вполне возможна и у лиц с 14-летнего возраста, так как в данном возрасте психика еще не совсем устойчива, и в порыве психического душевного волнения (аффекта) подросток вполне может лишить жизни другого человека.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным и только внезапно возникшим умыслом. Обязательный признак состава - аффектированное состояние лица в момент убийства.

Объективная сторона выражена в активных действиях, направленных на лишение жизни потерпевшего.

Объектом выступает жизнь человека.

Возможно возникновение конкуренции между ст. 107 и 105, в частности, в случае убийства лицом в состоянии сильного душевного волнения заведомо беременной женщины или общеопасным способом. В таких случаях, по смыслу закона, убийство не должно расцениваться как совершенное при квалифицирующих обстоятельствах, то есть приоритет отдается ст. 107.

В ст.108 УК РФ предусматривается ответственность за «убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление». В данном случае виновный понимает: в лишении жизни нападавшего для защиты охраняемых законом прав и интересов нет необходимости. В первую очередь, это касается посягательств, не представляющих угрозы для жизни, здоровья, половой неприкосновенности и свободы человека. По мнению автора, данное преступление может также иметь религиозный подтекст, например, отражая какую-либо угрозу, виновный узнает, что потерпевший является иноверцем (видит на нем религиозный предмет - православный крестик или исламский полумесяц на груди), и в этот момент у виновного возникает умысел «добить» жертву, то есть виновный, отражая сопротивление, сознательно превышает пределы необходимой обороны. От квалифицированного состава убийства данное преступление будет отличаться тем, что виновный сначала, отражая сопротивление, действовал правомерно, а уже в процессе, в силу определенных обстоятельств, решил покончить со «злодеем», от действий которого защищался или кого-либо защищал. Данное преступление, по мнению автора, необходимо ставить в один ряд с убийством, совершенным по религиозным, расовым, национальным и иным мотивам, но не уподоблять ему. Потому как само убийство намного опасней, чем превышение пределов необходимой обороны, так как в преступлении, совершенном при превышении пределов необходимой обороны по религиозным, национальным и иным мотивам, возникает конкретный (узкий) умысел на убийство, но в то же время виновный (или иное лицо) сначала сам чуть не становится жертвой преступления, и если бы не противоправные действия потерпевшего, то его убийства можно было бы избежать.

Объект преступного посягательства - жизнь посягающего или задерживаемого лица.

Субъект данного преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. По мнению

автора, данное преступление может быть совершено и лицом, достигшим 14-летнего возраста. В этом возрасте подросток уже вполне может отражать нападение или способствовать задержанию преступника, а следовательно, возможно и «чрезмерное старание на благо общества» и как следствие- превышение таких мер.

Субъективная сторона убийства характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного). Обязательный признак состава - специальная цель: защиты, отражения посягательства, доставления органам власти, пресечения возможности совершения новых преступлений.

Объективная сторона выражается только в активном поведении (действии), отразившемся в превышении либо пределов необходимой обороны, либо мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Мотивом совершения данного преступления может быть религиозная нетерпимость, что, по мнению автора, является отягчающим наказание обстоятельством. Внесение этого признака в конструкцию данного состава преступления вполне целесообразно, так как это - преступление по мотивам религиозной нетерпимости меньшей общественной опасности, чем убийство, но большей, чем просто убийство при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Предлагается ввести в ст. 108 часть 3 следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частью первой или частью второй, совершенные по мотивам политической, расовой, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются от трех до восьми лет лишения свободы».

Причинение смерти по неосторожности исключает возможность религиозного фактора, так как иначе это было бы убийство, совершенное по мотивам, изложенным в п. «л» ч.2 ст. 105 УК РФ.

В ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» объективная сторона состава преступления усложненная. В нее входят: а) поведение самого виновного (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего); б) создание таким поведением жизненной ситуации, в представлении потерпевшего «тупиковой», близкой к состоянию безысходности; в) принятое потерпевшим под влиянием этого решение о самоубийстве и акт самоубийства или покушения на него.

Объективная сторона преступления характеризуется доведением другого лица до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Закон не раскрывает содержания угрозы, не ограничивает его какими-либо рамками. Поэтому можно сказать, что характер угрозы может быть самым различным: применением физического насилия, ограничением или лишением свободы, лишением средств к существованию и т.д.

Жестокое обращение с потерпевшим выражается в нанесении ему побоев, истязании, причинении телесных повреждений, лишении его пищи, тепла, жилья, ограничении свободы и т.п.

Систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего имеет место тогда, когда виновный цинично обращается с потерпевшим, подвергает его унизительному обращению, зло насмехается над его недостатками, издевается над ним, распространяет о нем позорящие сведения и т.д. Причем эти факты должны быть не единичными, а систематическими, то есть иметь место более двух раз.

Указанные выше деяния могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Причем эти действия или бездействие вполне могут быть направлены против представителя определенной религии. Например, в воинской части большинство военнослужащих являются православными. Когда в военной части появляется иудей, начинается глумление над ним, над его религией и образом жизни. Потерпевшему постоянно наносят побои, оскорбляют его и его вероисповедание, не дают есть и т.д. Но если же ввести в ч.2 ст. 110 УК РФ признак совершения преступления по мотивам религиозной ненависти или вражды, то он, по мнению автора, работать не будет, так как раскрыть данное преступление будет практически нереально, и в конце концов квалификация сведется к общему привилегированному составу: «доведение до самоубийства». Поэтому внесение изменений в данный состав преступления нецелесообразно.

Спорным является вопрос о субъективной стороне состава преступления. Одни допускают только неосторожность, другие - лишь косвенный умысел, третьи - умысел (прямой или косвенный). По общему правилу доведение до самоубийства совершается с косвенным умыслом. Однако не исключен и прямой умысел: виновный доводит лицо до самоубийства намеренно, то есть предвидит, что его угрозы, жестокое обращение и тому подобное создают возможность или даже неизбежность самоубийства потерпевшего, и желает такого исхода.

Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

В ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (п. «е» ч.2) уже содержится мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, к тому же данное преступление направлено против здоровья потерпевшего, и только ч.4 ст. 111 УК РФ предусматривает лишение жизни потерпевшего, но к лишению жизни у виновного должен быть косвенный умысел, лишение жизни в связи с религиозной нетерпимостью, предполагающее неосторожную форму вины, это, по мнению автора, невозможно. В данном случае лишение жизни по религиозным мотивам будет подпадать под действие нормы п. «л» ч.2 ст. 105 УК РФ.

В связи с большим количеством преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы в ст. 119 УК РФ Федеральным законом от 24.07.2007 г. за № 211 была введена ч.2, в которой предусматривается угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, если данное деяние совершено по мотивам поли-

тической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. По мнению автора, это нововведение вполне обоснованно, так как в настоящее время в России обострились межнациональные и межконфессиональные отношения.

Объективная сторона этого преступления выражена в угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Под угрозой понимается психическое насилие над потерпевшим в целях изменения его поведения в интересах угрожающего лица или по мотивам мести. При угрозе речь идет не о первоначальном этапе какого-либо последующего развития преступления (например, об угрозе убийством как первом этапе последующего причинения смерти), а о самостоятельном составе, имеющем специфическую конструкцию. При этом его объективная сторона в своем полном и законченном развитии состоит именно в угрозе, в особой форме психического воздействия на потерпевшего. Угроза может иметь разные формы: устную, письменную, жестов, в средствах массовой информации. Для усиления психического воздействия виновный может прибегнуть к демонстрации оружия. Для отграничения угрозы от других преступлений важно установить, имелось ли у него намерение реализовать высказанную им угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. При угрозе отсутствует умысел на причинение смерти или тяжкого вреда здоровью, однако имеются основания опасаться реализации этой угрозы.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что угрожает потерпевшему убийством или причинением тяжкого вреда и что у потерпевшего имеются основания опасаться осуществления этой угрозы, и желает подобного психического воздействия на потерпевшего.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

Во многих случаях угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью выступает способом совершения другого более тяжкого преступления (разбоя, вымогательства, угона транспортного средства и т.д.). В соответствии с правилами квалификации при конкуренции части и целого предпочтение отдается целому, поэтому дополнительной квалификации по ст. 119 не требуется [9].

Остальные составы преступлений, указанные в Особенной части УК РФ, предусматривают неосторожную форму вины относительно смерти потерпевшего (ч.3 ст 123, ч.2 ст.124, п. «в» ч.3 ст. 126, ч.3 ст. 127, п. «а» ч.3 ст.1271 и т.д.), а следовательно, не могут быть совершены по мотивам религиозной ненависти или вражды.

Таким образом, проанализировав составы преступлений, содержащиеся в Особенной части УК РФ, последствиями совершения которых является смерть потерпевшего, автор предлагает внести изменения только в ст. 108 УК РФ в форме добавления ч.3.

К тому же автор предлагает понизить возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение некоторых преступлений, направленных на

лишение жизни человека. Данное обстоятельство вызвано беспризорностью: большое количество преступлений совершается лицами моложе 16 лет, которые, пользуясь своим возрастом, уходят от ответственности. У таких лиц развивается чувство безнаказанности, что влечет совершение ими новых и новых преступлений.

Автор сознательно обходил те составы преступлений, направленных на лишение жизни потерпевшего, в которых объективно невозможен признак совершения данного преступления по мотивам религиозной ненависти или вражды.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Йессе Э. Позиция по отношению к терроризму» // Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма: Проблематический сборник. 1997. № 4.

2 Залужный А.Г. Экстремизм: сущность и способы противодействия // Современное право. 2002. №12.

3 Название «ваххабизм» употребляется только оппонентами этого течения (как правило, его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Он полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Аль-Саляф Ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.

4 Сатанизм - религия и мировоззрение, возникшие в XIX веке как негативная реакция на доминирующее положение христианской религии. Сатанисты используют библейский образ Сатаны, но трактуют его прямо противоположным образом - как позитивный символ могущества и свободы, а образ Бога - как деспотичного правителя, навязывающего людям свою волю. На данный момент существует несколько разновидностей сатанизма, наиболее распространенным в XXI веке является Сатанизм ЛаВея, более умеренная форма, рассматривающая Сатану не более чем как символ.

5 Известия. 2005. 15 марта.

6 Поскольку данная норма находится в Общей части УК РФ, то и распространяется она на все составы преступлений, предусмотренные Особенной частью уголовного закона.

7 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. А. А. Чекалин. М.: Юрайт-Издат, 2006.

8 Уголовное право Российской Федерации / под ред. А.И. Рарога. М.: Юристъ, 2004.

9 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. А.А. Чекалин. М., 2006.

Поступила в редакцию 10.08.09

Khalikov M.I, postgraduate student

Qualification of crimes aimed at deprivation of life and motivated by religious intolerance (religious extremism)

The paper deals with the issues related to religious extremism and such crimes as deprivation of life due to religious hatred or intolerance, and the question as to how to qualify such crimes. The author seeks to analyze the corpus delicti whose objective aspect is expressed in actions aimed at deprivation of life based on religious hatred or intolerance.

Халиков Михаил Илюсович, аспирант

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.