Научная статья на тему 'Квалификация насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних'

Квалификация насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2945
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификация насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних»

(повышение уровня социальной активности, правового воспитания), организационные (усовершенствование методов профилактики правоохранительными органами по обнаружению похищенных транспортных средств и т. п.), технические (увеличение числа охраняемых стоянок для транспортных средств, меры безопасности, затрудняющие совершение преступления и снижающие заинтересованность и возможность получения материальной выгоды от преступного деяния).

В.Г. Павлов

Квалификация насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних

Определённую сложность в деятельности правоприменительных органов, в частности судебно-следственной практике, представляет квалификация насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и малолетних, которым не исполнилось 14 лет. В данном случае речь идет о насильственных преступлениях против жизни, здоровья, преступлениях против половой неприкосновенности личности, а также общественно опасных деяниях, предусмотренных ст. 150, 151 и 156 УКРФ, посягающих на семью и несовершеннолетних.

При этом повышенная общественная опасность указанных преступлений характеризуется не только тем, что они совершаются против несовершеннолетних или лиц, не достигших 14-летнего возраста, но, как правило, сопровождаются различными видами насилия, которое на практике толкуется по-разному, вызывая определенные трудности в его понимании и квалификации преступлений.

Термин «насилие» в русском языке толкуется как применение физической силы к кому-нибудь или принудительное воздействие на кого-либо, а также нарушение личной неприкосновенности1.

В уголовном законодательстве определение насилия не дается, но сам термин употребляется достаточно часто в различных нормах, предусмотренных Особенной частью УК РФ 1996 г.

В отечественном уголовном праве насилие, как правило, связано с совершением какого-либо преступления. При этом насилие подразделяется на физическое и психическое, что имеет существенное значение для квалификации преступлений. Такое понима-

1 См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., М., 2003. С. 393.

210

ние насилия не только дает возможность правильно квалифицировать общественно опасное деяние, но и отграничивать тождественные преступления.

Особенно следует отметить, что как физическое, так и психическое насилие имеет самые различные виды (формы), что влияет не только на квалификацию преступлений, но и на уголовное наказание при оценке объективной стороны преступления.

В теории и на практике под физическим насилием обычно понимается любое противоправное воздействие на телесную неприкосновенность лица, вопреки его воли. В уголовно-правовой литературе физическое насилие интерпретируется по-разному. В этой связи заслуживает внимания определение физического насилия, предложенное Р.Д. Шараповым, под которым понимается умышленное неправомерное причинение физического вреда другому человеку против его воли 1.

Например, к физическому насилию в отношении несовершеннолетних можно отнести: убийство малолетнего лица п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью малолетнему (п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ), истязание п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ, посягательство на половую неприкосновенность несовершеннолетних и малолетних (ст. 131, ст. 132, ст. 133 УК РФ), насильственное вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и в совершение антиобщественных действий (ст. 150, ст. 151 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), жестокость (ст. 156 УК РФ) и др.

Виды психического насилия могут быть также разнообразны, а некоторые из них предусмотрены в уголовном законе: шантаж (угроза) распространения позорящих либо иных, унижающих честь и достоинство сведений потерпевшего или его близких (ст. 163 УК РФ). Угроза чаще всего связана с запугиванием применения какого-либо насилия, например, убийства, изнасилования, причинения вреда здоровью, оскорбления, угроза выселения, увольнения с работы и т. п.

Психическое насилие может быть выражено не только словами, но и совершено различными жестами, в частности, демонстрацией огнестрельного или холодного оружия, или предметов, используемых в качестве оружия при совершении преступлений, предусмотренных ст. 119, ст. 162 УК РФ. На практике часто имеют место случаи психического насилия в отношении несовершеннолетних в виде длительного лишения ребенка жилья, пищи, различных развлечений, отдыха и другие словесные запугивания и действия,

1 См.: Шарапов Р.Д. Насилие в уголовном праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 19.

211

нарушающие нормальное психическое развитие несовершеннолетнего и малолетнего лица.

Одним из наиболее опасных преступлений против жизни с применением физического насилия является убийство малолетнего, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, которое рассматривается как отягчающее обстоятельство, связанное с причинением смерти лицу, не достигшему возраста 14 лет.

В теории уголовного права и специальной литературе нет однозначного подхода к пониманию и квалификации данного квалифицирующего признака. Вместе с тем законодатель считает, что малолетний, в силу своего возраста, физического и психического развития, должен признаваться лицом, которое находится заведомо для виновного в беспомощном состоянии.

Заслуживающую внимания точку зрения по данному вопросу высказал А. И. Рарог, который считает, что по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ необходимо квалифицировать, например, убийство спящего, тяжелобольного, лица, находящегося в состоянии сильного опьяне-

i

ния, малолетнего и в других случаях1.

При этом суть проблемы, связанной с квалификацией, состоит в том, что убийство малолетнего необходимо отграничивать от убийства лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, предусмотрено также п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

По мнению Э.Ф. Побегайло, преступление, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ - беспомощное состояние - представляет собой положение лица, при котором оно в силу каких-либо обстоятельств не может само себя защитить, когда имеет место посягательство на его жизнь2.

В теории и практике вопрос, при каких обстоятельствах потерпевший оказывается в состоянии беспомощности, вызывает многочисленные разногласия, которые могут приводить к ошибочной квалификации отягчающих обстоятельств, рассматриваемых как самостоятельные составы преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Что же касается квалификации преступлений против здоровья, то они по общественной опасностии после убийства в системе Особенной части УК РФ занимают второе место. Разумеется, все они носят насильственный характер (ст. 111-117) УК РФ. При этом законодатель в некоторых из них предусмотрел квалифицирующие признаки, в которых указал причинение различного вреда здоровью

1

1 Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / под общ. ред. С. И. Никулина. М., 2000. С. 318.

2 Энциклопедия уголовного права. Т. 13. Преступления против жизни и здоровья. СПб., 2013. С. 278.

212

малолетним. В частности, речь идет об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью малолетнего, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 111, причинение средней части вреда здоровью - п. «в» ч. 2 ст. 112, истязание - п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ в отношении заведомо несовершеннолетнего.

Характеристика данных квалифицирующих признаков по общественной опасности дает возможность отграничивать данные преступления не только от убийства, а также по объективным и субъективным признакам между собой, что имеет существенное значение для правильной квалификации этих преступлений. В данном случае следует говорить о характере физического насилия, применяемому к несовершеннолетнему и лицу, не достигшему 14-летнего возраста, которые признаются потерпевшими.

Другой группой насильственных общественно опасных деяний в отношении несовершеннолетних и малолетних являются половые преступления. В данном случае речь идет об изнасиловании указанных лиц предусмотренном п. «а» ч. 3 и п «б» ч. 4 ст. 131, насильственных действиях сексуального характера п. «а» ч. 3 и п. «б» ч. 4 ст. 132, а также понуждение к действиям сексуального характера ч. 2 ст. 133 УК РФ.

Особо следует заметить, что отягчающие квалифицирующие обстоятельства данных преступлений прежде всего связаны с несовершеннолетием потерпевших лиц. При этом такой квалифицирующий признак, как изнасилование потерпевшей, не достигшей 18-летнего возраста и совершение насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней, не содержит существенных различий от квалифицирующего признака как изнасилование несовершеннолетней.

Часто несовершеннолетние и малолетние являются потерпевшими в половых преступлениях насильственного характера в силу своей неопытности или в некоторых случаях провоцирования преступного поведения насильника. Судебная практика руководствуется, как правило, тем, что данные квалифицирующие признаки могут быть инкриминированы (вменены) лицу при условии, если оно знало, а также допускало, что совершает насильственный половой акт с несовершеннолетней или малолетней.

Для квалификации рассматриваемых преступлений в отношении несовершеннолетних и малолетних важное значение имеет понятие «насилие», с которым связано причинение вреда потерпевшим лицам. В этой связи следует обратить внимание на п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 4.12.2014 г., в котором отмечается, что под насилием в ст. 131 и 132 УК РФ следует понимать как опасное, так и неопасное для жизни, а также для здоровья насилие, а также побои и совершение других насиль-

213

ственных действий, которые причиняют потерпевшему физическую боль либо ограничивают его свободу. При этом, если при изнасиловании либо совершении насильственных действий сексуального характера потерпевшему был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, содеянное охватывается диспозициями ст. 131 и ст. 132 УК РФ, а если умышленно причинен тяжкий вред здоровью, необходима дополнительная квалификация по соответствующей части ст. 111 УК РФ1.

Особые трудности в квалификации, например, при изнасиловании, которое представляет собой половое сношение с применением физического насилия или угрозой его применения к потерпевшей или другим лицам, представляет совершение данного преступления с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Толкование и понимание беспомощного состояния потерпевшей применительно к изнасилованию и насильственных действий сексуального характера вызывает особые трудности на практике, особенно когда речь идет о несовершеннолетних и малолетних.

В этой связи следует отметить, что в п. 5 постановления Пленума Верховного суда № 16 РФ от 4 декабря 2014 г. «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» изнасилование и насильственные действия сексуального характера следует признавать с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица, когда оно в силу своего физического или психического состояния (слабоумие или другое психическое расстройство, физические недостатки, болезненное или бессознательное состояние), возраста (малолетнее или престарелое лицо) или других обстоятельств не могло понимать характер и значение совершаемых с ним действий, а также оказать сопротивление виновному2.

Из приведенного разъяснения следует, что беспомощное состояние потерпевшей представляет собой физическую и психическую беспомощность. При физической беспомощности потерпевшая не может воспрепятствовать, т. е. оказать сопротивление преступнику в изнасиловании, а при психической беспомощности она не может понимать или верно оценивать характер и значение совершаемых с нею преступных действий со стороны виновного лица.

Вместе с тем, как свидетельствует судебно-следственная практика и различные исследования в области уголовного права и кри-

1 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2015. № 1.

2 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 1.

214

минологии1, причины и обстоятельства беспомощного состояния при совершении преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ могут быть самыми различными.

В теории и судебно-следственной практике нередко возникают вопросы о квалификации изнасилования с другими половыми преступлениями в отношении несовершеннолетних и малолетних, в частности, с насильственными действиями сексуального характера (ст. 131) и при понуждении к действиям сексуального характера (ч. 2 ст. 133) УК РФ. Согласно ст. 132 УК РФ, уголовная ответственность предусмотрена за мужеложство, лесбиянство, а также другие действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) либо другим лицам или с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей). При этом потерпевшими несовершеннолетними и малолетними при совершении данного преступления могут быть как лица мужского пола, так и женского.

Разграничение изнасилования и преступления, предусмотренного ст. 132 УК РФ, необходимо проводить по особенностям объективной стороны, которая, несмотря на общий признак насилия, характеризуется разными действиями и способами сексуального характера, а также видами удовлетворения половых потребностей.

Решая вопрос о квалификации данных преступлений Пленум Верховного суда РФ в п. 9 постановления от 4 декабря 2014 г. отмечает, что при совершении виновным в любой последовательности изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении одной и той же потерпевшей содеянное необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 131 и ст. 132 УК РФ, независимо от времени совершения данных преступлений 2.

Что же касается ст. 133 УК РФ, то она предусматривает ответственность за понуждение к действиям сексуального характера. Способы понуждения исчерпывающе перечислены в диспозиции ч. 1 ст. 133 УК РФ, которыми являются: понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству, а также совершению других действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества или с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей).

В связи с высокой общественной опасностью данного преступления законодатель Федеральным законом от 29 февраля 2012 г.

1 Андреева Л. А., Ценгел С.Д. Квалификация изнасилований: учеб. пособие. СПб., 2004. С. 11-13; Красиков А.Н Преступления против личности: учеб. пособие. Саратов, 1999. С. 111-112 и др.

2 Бюллетень Верховного суда РФ. 2015. № 1.

215

№ 14-ФЗ существенно редакционно уточнил диспозицию ч. 1 данной статьи и ввел квалифицированный состав (ч. 2 ст. 133), в котором установил уголовную ответственность за понуждение к действиям сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней).

В отличие от изнасилования (ст. 131) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132) УК РФ при понуждении к действиям сексуального характера способы воздействия на потерпевшее лицо самые разнообразные, которые исчерпывающе указаны законодателем в диспозиции ч. 1 ст. 133 УК РФ.

Д.А. Самородов

Основные государственные законы Российской империи 1906 г. как основа для системы разделения властей по Конституции РФ 1993 г.

17 октября 1905 г. император Николай II подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, по которому населению Российской империи даровались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»1 2, а также объявлялось о созыве Государственной думы - первого со времен Земских соборов XVI-XVII вв. общегосударственного представительного органа с законодательными, а не законосовещательными полномочиями. Российская монархия перестала быть абсолютной (так как теперь законодательную власть монарх делил с выборным парламентом) и превратилась в дуалистическую, поскольку император сохранил за собой право формирования правительства - Совета министров, назначения и смещения его председателя и членов. Некоторые авторы полагают, что с изданием этого Манифеста, а позднее - Основных государственных законов 1906 г., Россия превратилась в конституционную монархию, а Основные государственные законы 1906 г. называют «консервативной конституцией» . По нашему мнению, с этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку Конституция - явление демократического порядка, она принимается либо непосредственно народом, либо его выборными представителями (парламентом государства или специально созываемым для этой цели органом - Конституционным (Учредитель-

1 Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 256.

2 См. напр.: Исаев И.А. История государства и права России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 498.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.