УДК 347.91/95
М.А. Рогалева
КВАЛИФИКАЦИЯ ГРУППОВЫХ ИСКОВ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ В СФЕРЕ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ
Многочисленность лиц может иметь место как на стороне истца, так и на стороне ответчика. Вместо предъявления иска к неопределенному кругу ответчиков применяется институт процессуального пассивного соучастия. Групповые иски предполагают многочисленность лиц на стороне истца и квалифицируются в зависимости от правового положения материальных истцов.
Ключевые слова: групповой иск, иск к неопределенному кругу ответчиков, косвенный (производный) иск.
Элементы иска - основание, предмет, стороны (истец и ответчик) - образуют четыре группы признаков, необходимых и достаточных для того, чтобы служить основанием квалификации гражданских дел, рассматриваемых в порядке искового производства. Каждый квалифицирующий признак играет одновременно разграничительную роль. Поэтому элементы иска одновременно могут служить критериями разграничения гражданских дел. Гражданские дела могут разграничиваться по любому из элементов иска, а также по двум, трем или всем четырем элементам (комплексное разграничение) [1. С. 14-15].
Гражданский процесс предназначен для рассмотрения и разрешения индивидуальных исков. Многочисленность истцов, обусловленная обстоятельствами отдельных категорий гражданских дел, «утяжеляет» процесс, делает его длительным, дорогим и неэффективным. С помощью института групповых исков решается задача процессуальной экономии.
Квалифицирующий элемент, отличающий групповые иски от «классических» индивидуальных, это многочисленность лиц хотя бы на одной стороне.
Институт групповых исков отличается своей универсальностью. Он может быть использован в любых сферах общественных отношений, где возникают конфликты, которые затрагивают вопросы права или факта, общие для значительного числа лиц. В принципе коллективным может быть как истец, так и ответчик [2. С. 494].
Неопределенный круг ответчиков - это юридическая фикция; многочисленная группа лиц, составляющая 6 и более субъектов (критерий многочисленности взят из ч. 2 ст. 22510 АПК РФ), к которой может быть предъявлен иск, причем устанавливать точное количество «отвечающих» лиц, персонально определять каждое «отвечающее» лицо не требуется в силу применимых норм материального права.
Предъявление иска к неопределенному кругу ответчиков целесообразно и в тех случаях, когда количественный состав группы может быть определен, но он настолько многочисленный, что использование конструкции пассивно-
го процессуального соучастия затруднительно и даже невозможно либо группа лиц подвержена постоянной ротации.
Примером иска к неопределенному кругу ответчиков мог бы служить косвенный иск, предъявляемый акционером к общему собранию акционеров о признании недействительным решения последнего на основании п. 7 ст. 49 ФЗ «Об АО».
Несмотря на то что количество акционеров всегда может быть определено при помощи данных реестра, число их постоянно колеблется: акции то скапливаются в одних руках в большом количестве, то снова рассеиваются. Предельное количество акционеров соответствует предельному количеству эмитированных акций.
Возможность предъявления иска к неопределенному кругу ответчиков связывается с дисперсной (распыленной) системой корпоративной собственности, в том случае, когда рынок корпоративных эмиссионных ценных бумаг ориентирован на распределение акций среди как можно большего числа собственников [3. С. 81].
Для осуществления иска к неопределенному кругу ответчиков требуются, во-первых, установленный нормами применимого материального права неопределенный круг материальных ответчиков, во-вторых, предусмотренный нормами АПК РФ, ГПК РФ процессуальный ответчик.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает ни один из указанных двух элементов иска к неопределенному кругу ответчиков, можно сделать вывод, что такие иски в настоящее время в российском правопорядке не существуют.
Рынок корпоративных ценных бумаг в России строится по модели концентрированной системы корпоративной собственности, для которой характерно сосредоточение акций в руках немногочисленных крупных акционеров, определяющих судьбу эмитента, при этом воля миноритарных акционеров учитывается постольку, поскольку это прямо не противоречит интересам мажоритарных собственников акций [3. С. 81].
При рассмотрении группового иска предусматривается многочисленность лиц только на стороне истца, а ответчик, даже если он коллективный, располагает в процессе «обычными» правами и обязанностями. Проблема многочисленности ответчиков в гражданском и арбитражном процессе решается путем привлечения их к солидарной ответственности, которая в таких случаях, как правило, предусматривается нормой применимого материального права (например, ФЗ «Об АО» предусмотрена солидарная ответственность членов коллегиального исполнительного органа перед акционерным обществом (п. 4 ст. 71, п. 2 ст. 84)). При солидарной ответственности истец может предъявить иск к любому одному или нескольким ответчикам из группы. Тогда в процессе может возникать факультативное пассивное соучастие [4. С. 192-193].
Предъявление группового иска не является процессуальным соучастием [5. С. 232]: при активном соучастии каждый истец в процессе действует самостоятельно, поэтому участие в судопроизводстве каждого из соучастников необходимо [6. С. 24-25]. А институт групповых исков представляет собой некоторое изъятие из принципов диспозитивности и состязательности: суд разрешает вопрос о праве тех лиц, которые не обращались в суд с иском.
В отличие от групповых исков, при предъявлении иска о защите прав и законных интересов группы лиц круг лиц, участвующих в правоотношении, из которого возникли спор или требование, должен быть определен поименно (ч. 1 ст. 225° АПК РФ). Поэтому иски о защите прав и законных интересов группы лиц квалифицируются как индивидуальные.
Групповые иски бывают трех видов: косвенные (производные) иски, иски в защиту неопределенного круга лиц и иски в защиту публичных интересов. В основание классификации положено процессуальное положение материального истца.
Косвенные иски в сфере рынка ценных бумаг предъявляются акционерами в защиту своих интересов и интересов акционерного общества [7. С. 148-149].
Косвенный иск необязательно должен предъявляться группой лиц - не исключено его предъявление одним акционером. И в этом случае косвенный иск квалифицируется как групповой, а не индивидуальный. Для предъявления косвенного иска имеет значение не количество истцов, а установление определенного количества акций определенного вида, принадлежащих истцам. Само акционерное общество является истцом (соистцом) и выступает в процессе в лице своих акционеров.
Ответчиком в зависимости от обстоятельств дела может выступать единоличный или коллегиальный орган акционерного общества либо мажоритарный акционер.
По предмету косвенные иски в сфере рынка ценных бумаг делятся на иски о присуждении (о понуждении ответчика к совершению определенных действий либо о возмещении убытков, причиненных обществу) и отрицательные иски о признании (признание недействительными актов органов управления обществом и сделок, совершенных обществом).
Иски в защиту неопределенного круга инвесторов могут быть предъявлены процессуальным истцом, который не является стороной спора и не имеет собственного интереса в деле [8. С. 6-8].
Предметом иска, предъявляемого в защиту неопределенного круга лиц, является требование о признании.
Процессуальными истцами в сфере рынка ценных бумаг могут быть: 1) государственные органы в соответствии с их компетенцией (Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ), Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ)) и прокурор; 2) некоммерческие организации в соответствии с уставными целями их деятельности (Федеральный компенсационный фонд; общественные объединения инвесторов - физических лиц, их ассоциации и союзы).
Материальные истцы - владельцы ценных бумаг, которые составляют неопределенный круг лиц, в процессе не участвуют. На основании судебного решения, вынесенного в защиту неопределенного круга лиц, инвесторы вправе обращаться в суд с индивидуальными исками о присуждении. При этом факты, установленные решением суда в защиту неопределенного круга лиц, являются преюдициальными и доказыванию не подлежат. Поэтому при рассмотрении дела суд должен установить не численный и не персональный состав группы лиц, а многочисленность потерпевших от неправомерных дейст-
вий (бездействия) ответчика. Это обстоятельство - многочисленность потерпевших - является предметом доказывания.
Иски в защиту публичных интересов предъявляются процессуальными истцами - государственными органами в соответствии с их компетенцией и прокурором [7. С. 148-149].
Материальные истцы в рассмотрении дела не участвуют. Круг материальных истцов - носителей публичного интереса - определен в ч. 1 ст. 52 АПК РФ: это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также учрежденные ими юридические лица.
Предмет иска - тот элемент, по которому иски в защиту публичных интересов разграничиваются с исками о защите неопределенного круга лиц.
Предметом иска в защиту публичных интересов являются требования о присуждении: 1) о взыскании в доход государства; 2) о принудительной ликвидации ответчика; 3) о понуждении ответчика к совершению определенных действий. Решение, вынесенное в защиту публичных интересов, имеет исполнительную силу, однако материальные истцы присужденное по нему не получают.
Резюмируя, можно сделать следующий вывод.
Иски к неопределенному кругу ответчиков действующим законодательством не предусмотрены. Особенности групповых исков о защите прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг связаны с многочисленностью лиц на истцовой стороне. Иски в защиту неопределенного круга лиц, иски в защиту публичных интересов квалифицируются (разграничиваются) по предмету. Квалифицирующим элементом косвенных исков является ответчик, специфическое положение которого обусловлено применимыми нормами материального права.
Литература
1. Рогалева М.А. Элементы иска как основание квалификации гражданских дел о защите прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 7. С. 14-17.
2. ЕлисеевН.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 624 с.
3. Степанов Д. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг // Хозяйство и право. 2002. № 5. С. 78-97.
4. ОсокинаГ.Л. Гражданский процесс. Общая часть М.: Норма, 2008. 752 с.
5. Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. СПб.: Специальный юридический факультет по переподготовке кадров по юридическим наукам Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. 384 с.
6. Кухарева О.А. Защита прав акционеров в арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 30 с.
7. Рогалева М. А. Групповые иски о защите прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. / ред. Б.Л. Хаскельберг, В.М. Лебедев, Г.Л. Осокина, В.С. Аракчеев. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. Ч. 48. 160 с.
8. Рогалева М.А. Иски в защиту неопределенного круга лиц и иски в защиту публичных интересов, предъявляемые в сфере рынка ценных бумаг // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. № 12. С. 5-8.