Научная статья на тему 'Кувейтские реалии'

Кувейтские реалии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хренков А.

«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 7, с. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кувейтские реалии»

ководства в истории с Северным Кипром, а также о регулярно выдвигаемых претензиях Турции на североиракские города Мосул и Киркук. Еще одним потенциальным источником конфликта является «Юго-восточно-анатолийский проект», представляющий собой план возведения 21 плотины и 17 электростанций на реках Тигр и Евфрат, водные ресурсы которых руководство страны считает национальным богатством и одновременно стратегическим резервом. По мнению автора, Турция использует выгоды своего географического положения для оказания давления на Сирию и Ирак и даже как средство шантажа. Полное членство Турции в ЕС не только не будет способствовать укреплению безопасности, но сделает эти потенциальные конфликты общеевропейской проблемой.

Автор считает, что обстоятельства внутриполитической жизни и внешняя политика Турецкой Республики свидетельствуют о недостаточной зрелости, вследствие чего эта страна пока еще не готова к тому, чтобы стать «членом сообщества, где уважают права и ценности и где “господствуют законы”».

Реферат подготовила Н. Шувалова.

«Социальные и гуманитарные науки: Востоковедение и африканистика»: РЖ, М., 2007 г., № 2, с. 132-137.

А. Хренков,

кандидат исторических наук КУВЕЙТСКИЕ РЕАЛИИ

Ожидая первую встречу с Кувейтом, мысленно представляешь себе выжженную солнцем пустыню, нефтяные вышки на ней и раскинувшуюся широким голубым крылом гладь Персидского залива. Но, прилетев в современный аэропорт столицы Кувейта, поначалу, естественно, не видишь ни того, ни другого, ни даже третьего. Улыбчивые кувейтские офицеры на паспортном контроле. Таможенные формальности занимают считанные минуты... Недлинная дорога от аэропорта до центра Эль-Кувейта пролегает по предместьям с ровненько стоящими вдоль одно-, двухэтажными особнячками, аккуратненькими, порой весьма симпатичными, но ничем особо не примечательными. Близость пустыни ощущается лишь в скудости зелени, хотя это был февраль, самое благодатное в Кувейте время. Температура воздуха для северного человека самая

что ни на есть приятная. Всего 20 градусов тепла. Дорога от аэропорта до города - загляденье. Повсюду четкие, издалека различимые зеленые указатели на английском. Эль-Кувейт открывается взору как-то сразу вдруг: ажурными минаретами мечетей, высотными офисными зданиями из зеркального стекла и бетона и шпилями высоченных башен. Однако все эти универсальные признаки современного ультраурбанизма вполне благополучно соседствуют здесь с малоэтажными, в четыре-шесть этажей постройками, порой весьма неказистыми. Впрочем сразу заметно, что эти строения доживают в Кувейте свои последние годы. Строительство в сегодняшнем Кувейте настолько бурное, что те, кто был в стране лет пять назад, просто не могут узнать города. Высотные дома, жилые и офисные здания растут здесь бешеными темпами. Уже сейчас они в значительной степени определяют ландшафт города. А ведь запрет на строительство в Кувейте высотных зданий был отменен всего пять-шесть лет назад. Теперь кувейтские строительные компании, изрядно поднаторевшие на крупных строительных подрядах в соседнем Дубае, словно стремятся наверстать упущенное время у себя дома. По обилию обнесенных заборами строительных площадок и частоколу торчащих повсюду высотных кранов видно, что строительная индустрия в Кувейте явно переживает бум, подпитываемый высокими доходами страны благодаря растущим мировым ценам на нефть - главное богатство этой страны.

Богатство Кувейта прочно основывается на нефтяной отрасли. Кувейту, одному из влиятельнейших членов ОПЕК, принадлежит около 10% мировых запасов нефти, которые составляют порядка 96,5 млрд. барр., и считается, что при сохранении нынешнего уровня добычи их хватит еще примерно на 100 лет. До 1973 г. основную роль в кувейтской нефтяной промышленности играли иностранные компании, владевшие концессиями на разведку и разработку недр страны. Уровень нефтедобычи в стране рос очень быстрыми темпами, но добыча велась хищнически и была нацелена на извлечение максимальных прибылей при минимальных затратах, минимальных вложениях в технологию и защиту окружающей среды. В 1973 г. производство нефти в Кувейте достигло своего пика в 3,3 млн. барр. в день, причем кувейтское черное золото реализовывалось тогда на мировом рынке по весьма низким ценам. Арабоизраильская война 1973 г. и последовавший за ней нефтяной кризис (1973-1975), повлекший резкий рост мировых цен на нефть, подтолкнули кувейтское правительство к кардинальному пере-

смотру своей политики в нефтяной сфере. К 1977 г. нефтяная промышленность Кувейта была национализирована, вслед за этим началась разработка новой нефтедобывающей стратегии, направленной на сохранение запасов и сокращение уровня добычи. Значительно больше внимания стало уделяться вопросам экологии при разработке недр. Добыча нефти в стране была сознательно значительно снижена. В 1981 г. ее производство опустилось до самой низкой отметки в 1,25 млн. барр. в день, после чего начался постепенный, но планируемый рост. За десятилетие, к 1990 г., уровень добычи вырос лишь до 2 млн. барр. в день. Одновременно в 7080-х годах Кувейт начал уделять приоритетное внимание развитию собственной нефтеперерабатывающей промышленности, а также налаживать собственную реализацию и экспорт готовых нефтепродуктов, создавая сеть бензозаправочных станций у себя в стране и за рубежом. Помимо высоких прибылей, нефтепереработка и оптово-розничный сбыт собственных нефтепродуктов за рубежом обеспечивали дополнительную стабильность для национального рынка в иные периоды нефтяного перепроизводства и избытка предложения на мировом рынке сырой нефти.

Иракская оккупация 1990-1991 гг. нанесла серьезный ущерб кувейтской нефтяной промышленности. Несмотря на то, что ущерб самим месторождениям составил, по оценкам, всего около 2%, инфраструктура сектора была серьезно подорвана. Все три имевшихся в стране нефтеперерабатывающих предприятия были выведены из строя. Однако уже к 1994 г. добывающие мощности кувейтской нефтепромышленности были восстановлены, а добыча вышла на уровень 2,4 млн. барр. в день. Производство на национальных нефтеперерабатывающих предприятиях также вернулось на уровень, предшествовавший иракской оккупации. Сегодня нефтяная отрасль Кувейта восстановлена полностью. Кувейтская государственная нефтяная компания КРС (Kuwait Petroleum Company) является седьмой по величине нефтяной компанией мира. Компания давно превратилась в транснациональную и активно работает не только в своей стране, но и за рубежом, вкладывая значительные средства в нефтепереработку и приобретая дистрибьюторские сети в Западной Европе.

Основные богатства в Кувейте создаются в госсекторе, в котором занято, по разным оценкам, от 90 до 95% трудоспособного населения Кувейта (к трудоспособному здесь традиционно относят мужское население, хотя в последние годы в государственном сек-

торе быстро растет доля женщин). В частном секторе, если не брать в расчет собственно кувейтских предпринимателей, а именно наемных работников, трудится очень незначительная часть кувей-тян. Зарплаты в госсекторе высокие. Они позволяют каждому работающему кувейтянину как семейному, так и холостому, чувствовать себя комфортно и жить вполне безбедно. Добавим к этому, что в Кувейте совершенно отсутствует подоходный налог, а также такие виды налогов, как налог с оборота или налог с продаж. Единственный налог, который как-то затрагивает население, - таможенная пошлина в размере 5%. Кстати, раньше она была еще меньше, всего 4%. На 1% ее повысили сравнительно недавно, в связи с необходимостью унифицировать таможенное законодательство арабских государств Персидского залива, входящих во влиятельную региональную организацию Совет сотрудничества арабских государств (Персидского) залива (ССАГПЗ), куда помимо Кувейта входят также ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар и Оман. Занятые в госсекторе граждане Кувейта помимо очень приличных зарплат пользуются разветвленной системой социальных льгот. Кувейтяне порой шутят, говоря, что государство заботится о них «от колыбели до могилы». Любое медицинское обслуживание кувейтским гражданам оказывается бесплатно. Если необходимая медицинская помощь не может быть оказана в стране, то допускаются даже выезды за рубеж для получения требуемого лечения, которое также оплачивается государством. Образование в Кувейте также бесплатное, причем на всех уровнях, в том числе для получения высшего образования за границей. Студенты, обучающиеся в зарубежных вузах, получают от государства стипендию и ежемесячное содержание, достаточное на проживание, наем жилья и пр. Им не нужно подрабатывать, как многим другим студентам, чтобы обеспечить себя средствами на учебу и достойное проживание.

После вступления в брак любой кувейтянин может получить от государства ссуду на приобретение или строительство жилья в размере 70 тыс. кувейтских динаров. Сумма весьма значительная. Кувейтский динар (или «кейди», как его здесь сокращенно называют) - валюта «тяжелая»: 1 кейди стоит чуть менее 3,4 долл. США, таким образом, нетрудно подсчитать, что размер жилищной ссуды составляет около 240 тыс. долл. Это ссуда предоставляется безо всяких процентов и на очень длительный срок - на 30 и более лет. Весьма приличны в Кувейте и государственные пенсии. Выйти на пенсию можно уже по истечении 15 лет государственной служ-

бы. Тем же, кто проработал в госслужбе более 30 лет, уже прямо рекомендуют уходить на пенсию, даже если человек чувствует в себе силу и желание продолжать работать. Однако тут личное желание отдельного человека может не совпадать с общественной надобностью - новые рабочие места нужны представителям более молодого поколения. Впрочем, выходящему на пенсию госслужащему государство выплачивает весьма значительное по любым меркам выходное пособие, которое обычно составляет годовой размер жалования (а оно даже у мелкого кувейтского чиновника, например у рядового кувейтского полицейского, составляет около 30-40 тыс. долл.). Кувейтские государственные учреждения работают, на взгляд европейца, довольно необычно, вызывая на первых порах недоумение. После 2 часов дня в офисах, как правило, уже не найдешь ни одного человека. И вовсе не потому, что народ здесь прогуливает или наплевательски относится к своей работе. Нет, ввиду особенностей здешнего климата работа в кувейтских учреждениях начинается в 7.00 или, в крайнем случае, в 7.30 часов утра. Но зато и заканчивается не в 17.00-18.00, как в Европе, а на 3-4 часа раньше. Замечу, что обеденного перерыва в кувейтских офисах также не предусмотрено. Кофе-брейк - вот все, что может позволить себе кувейтский служащий на рабочем месте.

Уже с первого взгляда видно, что кувейтская модель устройства общества - патерналистская. В основе ее - сверхдоходы государства от продажи нефти, что позволяет правящему классу и, в частности, правящей семье аль-Сабахов щедро делиться ими с населением, распределяя их на благо большинства граждан страны. Отчасти из-за подобной модели общества у части кувейтян, особенно молодого поколения, стали формироваться до некоторой степени иждивенческие настроения. Порой на этих настроениях играют и некоторые депутаты кувейтского парламента, выдвигая популистские лозунги. Например, выдвигая требования о списании задолженности по потребительским кредитам, размер которой составляет, по некоторым оценкам, свыше 15 млрд. долл. Все эти списания или требования списания - одна из актуальных сегодня, если не сказать больных, проблем кувейтского общества, которые необходимо решать в целях повышения экономической конкурентоспособности Кувейта и восстановления его статуса одного из ведущих финансово-экономических центров региона, а именно эта задача была поставлена руководством страны после иракской агрессии. Но уже сейчас видно, что в условиях сложившихся патер-

налистских традиций решать эту проблему будет довольно-таки непросто, хотя, так или иначе, решать ее придется. В кувейтском обществе ведется уже речь о введении налогов и, возможно, в будущем какие-то шаги в этом направлении будут предприниматься.

Если у вас сложилось впечатление, что Кувейт - райское общество, где все счастливы и богаты, то это не совсем так. В Кувейте есть социальное неравенство, более того, оно громадное. Однако пропасть проходит не между кувейтянами богатыми и кувейтянами бедными. Пропасть эта пролегает между кувейтянами и иммигрантами, которых приходится примерно по двое на каждого полноправного гражданина этой страны. Заметим, что все перечисленные благодеяния и социальные льготы, одно перечисление которых заняло бы много места, распространяются исключительно на кувей-тян, полноправных граждан Кувейта, численность которых сравнительно невелика и лишь в текущем году достигла 1 млн. человек. Кувейтяне работают в госаппарате, руководят банками и компаниями, занимают различные престижные и ответственные должности. Здесь не встретишь кувейтянина, метущего улицу или, например, работающего официантом в ресторане, или даже продавцом в магазине. Всю неквалифицированную, физическую и «грязную» работу выполняют в Кувейте некувейтяне. Практически все водители, строительные рабочие (а строят сейчас в Кувейте много), обслуживающий персонал ресторанов, отелей и магазинов - иммигранты в основном из стран Южной и Юго-Восточной Азии: пакистанцы, бангладешцы, афганцы, индийцы, филиппинцы (точнее, филиппинки). Последних особенно много. Они поголовно работают домашней прислугой и составляют низший обслуживающий персонал отелей, ресторанов (посудомойки). Часть из них, кому повезло, кто имеет более приличное образование и привлекательную внешность, могут устроиться и на довольно высокооплачиваемые места. Так, например, стюардессами на кувейтских авиалиниях работают почти исключительно филиппинки с яркой внешностью и прекрасным знанием английского. Более высокие и ответственные должности в частном секторе, а частично, и в государственном, занимают в Кувейте чаще всего образованные иммигранты из других арабских стран. Юристами, адвокатами, нотариусами, преподавателями школ и колледжей, инженерами, менеджерами среднего и высшего звена работают чаще всего египтя-

не, иорданцы или ливанцы. Между прочим, встречаются среди них и выпускники российских (вернее, еще советских) вузов.

Кувейт называют «самой демократической монархией Залива». В принципе, это недалеко от истины. Большая предрасположенность кувейтян к демократии по сравнению, скажем, с их арабскими соседями по Заливу, объясняется историческими особенностями формирования кувейтской государственности. Принято считать, что создание в этой части Аравийского полуострова эмирата во главе с правящей семьей аль-Сабахов произошло некогда на договорной основе. По мнению историков, это был своего рода договор между местным оседлым населением и кочевыми племенами, пришедшими сюда из глубины Аравийского полуострова где-то на рубеже ХУН-ХУШ вв., в числе вождей этих племен были и аль-Сабахи. С учетом этой традиции, кувейтская система правления, хотя и монархическая по форме, изначально допускала большую роль в общественной жизни демократических элементов. Не случайно Кувейт стал первой страной Залива, в которой появился парламент и начали реально развиваться демократические процессы. И не случайно именно здесь, хотя лишь в прошлом году, но опять же впервые во всем регионе Залива, женщины получили право принимать участие в политической жизни страны. Кувейт, как это зафиксировано в его Конституции, представляет собой наследуемую монархию, а монархическая форма правления естественно предполагает, что монарх является несменяемой фигурой. Однако в кувейтской Конституции на этот счет содержатся существенные оговорки. Так, в случае фактической недееспособности монарха, парламент может поставить вопрос о его отстранении от власти, чему кувейтяне и весь мир стали свидетелями в январе 2006 г., когда провозглашенный эмиром после смерти эмира аль-Джабера аль-Сабаха наследный принц Саад аль-Абдалла решением парламента не был утвержден в качестве эмира ввиду состояния его здоровья, получив, правда, почетный титул «Отца эмира» с учетом его заслуг перед государством и того немалого вклада, который он внес в поддержание стабильности страны в период иракской агрессии и на этапе ликвидации ее последствий. А эмиром, ныне правящим уже год, был утвержден тогдашний премьер-министр шейх Сабах аль-Ахмад аль-Джабер аль-Сабах. Однажды утвержденный эмиром шейх из фамилии аль-Сабахов становится в дальнейшем фигурой совершенно самостоятельной, стоящей над обеими ветвями власти. Если правительство во главе с премьер-

министром, который, по традиции, также принадлежит к правящей семье, обязано отчитываться в своей деятельности перед парламентом и нередко подвергается критике с его стороны, то правящий эмир неподотчетен парламенту и является как бы высшим арбитром в стране.

Каждое утро на ручку двери моего номера в отеле «Шератон» любезно подвешивали свежий номер газеты «Кувейт Таймс». И почти в каждом номере газеты передовица главной англоязычной кувейтской газеты была посвящена парламентскому заслушиванию, а лучше сказать - «парламентскому избиению» нынешнего министра здравоохранения (принадлежащего, кстати, к правящему клану Сабахов). Я не силен в кувейтских политических реалиях, и мне трудно судить, кто в этом споре прав, а кто виноват, однако нетрудно было заметить, что отношения между правительством и парламентом носят в сегодняшнем Кувейте непростой характер, и это, возможно, еще мягко сказано. А поскольку ситуация в сфере здравоохранения, как говорят, сегодня действительно не вполне благополучна, то министр здравоохранения - первый, кому всерьез досталось от парламентариев. Часть членов парламента обвиняет правительство в неспособности надлежащим образом осуществлять руководящие функции. В свою очередь, правительственные и проправительственные круги считают, что некоторые парламентарии, особенно наиболее радикальная часть оппозиции, намеренно занимают неконструктивную позицию, стремясь фактически дезорганизовать работу правительства, не давая ему в должной степени проявить себя. У кувейтского парламентаризма есть существенное отличие от западного. Так, партий в Кувейте нет - они официально запрещены, да и само понятие «оппозиция» здесь также достаточно своеобразное. В нашем понимании парламентская оппозиция - это та партия, фракция, группировка или иная представленная в парламенте политическая сила, которая в данный момент не находится у власти, но, в принципе, может потенциально претендовать на власть или, во всяком случае, стремится прийти к власти. В Кувейте парламентская оппозиция не может реально претендовать на власть, которая резервируется за правящей семьей. Оппозиция не может ни сформировать правительство, ни даже войти в него отдельными своими представителями (хотя многие считают, что дело постепенно идет именно к этому). Парламент в сегодняшнем Кувейте - это институт законодательный и в то же время контролирующий, который бдительным оком следит за работой исполни-

тельной власти и в случае каких-то недостатков в его работе указывает правительству и отдельным его членам на эти недостатки, на необходимость их устранения.

Нынешний состав парламента - первый, который был избран с участием избирательниц-женщин. Несмотря на столь демократический шаг - предоставление политических, избирательных прав женщинам, состав парламента, по мнению многих, получился более консервативным по сравнению с предыдущим составом и одновременно более исламистски радикальным. Избирательницы оказались в среднем более консервативными, чем избиратели-мужчины. Возможно, отчасти еще и это является причиной того, что правительству и новоизбранному парламенту так трудно наладить эффективное взаимодействие друг с другом. Довольно напряженные дебаты ведутся между правительством и парламентом из-за популистских экономических требований части депутатов. Хотя кувейтское государство находится сейчас в исключительно благоприятных финансовых обстоятельствах благодаря высоким мировым ценам на нефть тем не менее очевидно, что бюджет страны не резиновый и должны быть какие-то границы, которые регулировали бы выделение ассигнований по тем или иным статьям. Как и любое другое правительство, кувейтское руководство старается исходить из реальных возможностей, из тех ресурсов, которые оно может выделить на те или иные цели. В том числе по этой причине оно не идет на списание задолженности по потребительским кредитам, на чем особенно настаивает часть депутатов. Тем не менее под напором парламента правительство в последние годы пошло на существенное увеличение социальных расходов и, в частности, на списание задолженности населения по оплате потребления электричества и воды.

Несмотря на упомянутую выше специфику кувейтского парламентаризма, парламент в Кувейте вполне реальный, активно функционирующий, а вовсе не декоративный орган власти, как это случается в абсолютных монархиях. И даже нынешние трения между правительством и парламентом - это свидетельство развития демократического процесса. Отличительной особенностью ку-вейтян и еще одной составляющей их национальной идентичности помимо исторической предрасположенности к демократии считается также и большая открытость миру. Традиционный род занятий кувейтян - мореходство, морская торговля с отдаленными странами, добыча жемчуга - исторически вырабатывал у них такие каче-

ства, как смелость, предприимчивость, упорство. Это предполагало и большую степень открытости кувейтского общества. И действительно, кувейтское общество отличается большей степенью открытости в отношении внешнего мира в сравнении с его ближайшими соседями. Заметим, кстати, что Кувейт первый из арабских стран Залива пошел на установление политических и экономических отношений с Советским Союзом и долгое время был единственной страной Залива, у которого были официальные дипломатические и экономические отношения с Москвой. Вообще же, с того времени, как в стране была обнаружена нефть и началась ее активная разработка, Кувейт долгое время шел в авангарде стран Залива в плане политического и экономического развития. Хотя иракская оккупация продлилась лишь семь месяцев, ответственный за агрессию и ее разрушительные последствия иракский режим еще долгие 12 лет грубо «нависал» над Кувейтом. Постоянная внешняя угроза с севера не способствовала полному раскрытию того делового и экономического потенциала, которым, несомненно, обладает Кувейт, не способствовала быстрому восстановлению его лидирующего внешнеэкономического статуса, тем более, что соседи по региону не стояли на месте.

Лишь после 2003 г. страна смогла осуществить кардинальный разворот своей дипломатии от задачи предотвращения новой угрозы со стороны саддамовского Ирака к задачам расширения экономической дипломатии. Именно такие приоритеты ставит сегодня перед собой правительство. Сегодня Кувейт проводит независимую экономическую политику, отвечающую интересам страны, как их понимает кувейтское руководство. В соответствии с этим в рамках курса на укрепление политико-экономического статуса Кувейта проводится линия на диверсификацию экономического сотрудничества. Значительно больше внимания стало уделяться развитию отношений со странами Азии. Так, в 2004 г. состоялся визит нынешнего правящего эмира, тогда премьер-министра, в Индию, Пакистан, Сингапур, Южную Корею, в ходе которого был подписан целый ряд важных экономических соглашений. После долгого застоя значительно активнее в последний год стали российско-кувейтские контакты. Этому во многом способствовала достигнутая в мае 2006 г. договоренность между нашими странами об урегулировании долга бывшего Советского Союза Кувейту. Принимая российскую делегацию, прибывшую осенью прошлого года на заседание двусторонней межправительственной комиссии,

премьер-министр Кувейта шейх Насер аль-Мухаммед аль-Сабах выразил заинтересованность кувейтской стороны инвестировать в российскую экономику. Ожидается, что в развитие этой заинтересованности в скором времени состоится визит в Россию высокопоставленного представителя Кувейтского инвестиционного агентства. Экономические отношения двух наших стран в последние годы развиваются все более динамично. Несколько лет назад была достигнута договоренность о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Кувейтом. Кувейт заинтересован также в привлечении российских технологий, особенно в сфере нефтедобычи и энергетики. Недавний визит президента В. Путина на Аравийский полуостров с посещением Саудовской Аравии, Катара и Иордании вызвал в Кувейте повышенный интерес к установлению более тесных отношений с Россией.

«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 7, с. 63.

ПЕРЕМЕНЫ В ПОЛИТИЗИРОВАННОМ ШИИЗМЕ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Л. Луэр4 (Национальный фонд политических наук - Центр международных исследований и разработок, Париж) пытается в историческом контексте дать оценку тем изменениям, которые возникли в политизированном шиизме в последние годы. Насчитывая около 10% от всех мусульман в мире (в Иране - это 90% населения, в Ираке - около 60, в Ливане - 30, в Саудовской Аравии - от 6 до 15, Бахрейне - 70, Кувейте - 25%), шииты не представляют собой гомогенной части населения, поскольку имеют разные социокультурные характеристики. Так, в Иране наряду с городской буржуазией и духовенством эти группы отличает мощный арабоперсидский синкретизм - существуют и значительные массы шиитов, ведущих племенной образ жизни; в Бахрейне и Саудовской Аравии, напротив, племенной этос, воплощенный в правящих династиях, находится в конфликте с крестьянскими ценностями тамошних шиитов; в Кувейте, Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах шиитское присутствие обозначено большими и давно укоренившимися кланами, равно как и экономическими мигранта-

4 Louer L. La Reconfiguration du chiisme politique au Moyen-Orient // Etudes de la documentation française. - P., 2004/2005. - N 159ô/l597. - P. 187-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.