Научная статья на тему 'КУРТУАЗНЫЕ МОТИВЫ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РАССКАЗЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ»'

КУРТУАЗНЫЕ МОТИВЫ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РАССКАЗЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
куртуазные мотивы / жанр / ирония / взросление / инициация / система образов / courtois motifs / courtly motifs / genre / irony / growing up / initiation / image system

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О. А. Ковалев, А. С. Яровая

Педагогическая проблематика является магистральной для творчества Ф. М. Достоевского, разные аспекты данной темы прослеживаются на протяжении всего творческого пути писателя, однако одним из наиболее примечательных произведений с точки зрения способа репрезентации педагогических идей является рассказ «Маленький герой». Здесь Достоевский использует комплекс канонических мотивов куртуазной литературы. Данные традиции актуализируются уже семантикой заглавия, и далее они прослеживаются в сюжетной структуре, базирующейся на обряде инициации, а также в образной системе рассказа (герой не только сам позиционирует себя как рыцаря, но и в действительности является обладателем типичных рыцарских атрибутов, а на один из женских образов проецируются черты Прекрасной Дамы). Однако репрезентация куртуазных мотивов в рассказе Ф. М. Достоевского специфична, и специфика заключается в использовании писателем иронии, из-за чего традиционная фабула рыцарского романа и весь мотивный комплекс, характерный для куртуазной литературы, реализуются в комической, несколько сниженной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Courtois Motifs as a Means of Representing Pedagogical Issues in F. M. Dostoevsky’s Short Story „The Little Hero“

Pedagogical problems are the backbone for the work of F. M. Dostoevsky, various aspects of this topic can be traced throughout the writer’s creative career, however, one of the most remarkable works from the point of view of the way pedagogical ideas are represented is the story “Little Hero”. Here Dostoevsky uses a complex of canonical motifs of courtois literature. These traditions are already foregrounded by the semantics of the title and, further, they can be traced in the plot structure based on the initiation rite, as well as in the character system of the story (the protagonist not only positions himself as a knight, but in fact is the possessor of typical knightly attributes, and the features of a Beauiful lady are projected onto one of the female characters). However, the representation of courtois motives in the story of F. M. Dostoevsky’s is specific, and the specificity lies in the writer’s use of irony, which is why the traditional plot of the knight’s novel and the entire motivic complex characteristic of courtois literature are realized in a comic, somewhat degraded form.

Текст научной работы на тему «КУРТУАЗНЫЕ МОТИВЫ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РАССКАЗЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ»»

КУРТУАЗНЫЕ МОТИВЫ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РАССКАЗЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ»

О. А. Ковалев, А. С. Яровая

Ключевые слова: куртуазные мотивы, жанр, ирония, взросление, инициация, система образов.

Keywords: courtois motifs, courtly motifs, genre, irony, growing up, initiation, image system.

DOI: 10.14258/filichel(2024)1-10

Ф. М. Достоевский — признанный классик не только русской, но и мировой литературы. Круг проблем, разрабатываемых в творчестве писателя, достаточно широк. Многие из них детально исследованы, однако в литературоведении еще остались незаполненные лакуны — темы, которые не получили достаточного освещения в научных трудах. Одна из них — педагогика. Данная тема прослеживается на протяжении всего творческого пути Ф. М. Достоевского: разные аспекты педагогической проблематики представлены в романе «Бедные люди» (1845 г.), в повести «Неточка Незванова» (1849 г.), в романе «Униженные и оскорбленные» (1861 г.), в рассказе «Мальчик у Христа на елке» (1875 г.) и в романе «Братья Карамазовы» (1880 г.). Пожалуй, одним из наиболее примечательных произведений в этом ряду (с точки зрения способа репрезентации педагогических идей) является рассказ «Маленький герой» (1849 г.), в котором процесс внутреннего становления ребенка изображается с помощью комплекса канонических мотивов куртуазной литературы.

Целью настоящего исследования, таким образом, можно считать выявление куртуазных мотивов в рассказе Ф. М. Достоевского «Маленький герой», а также анализ влияния куртуазной культуры на формирование образа главного героя и репрезентацию проблематики произведения. В работе использованы метод мотивного анализа, культурно-исторический, историко-генетический и структурно-семиотический методы.

Итак, куртуазная литература (фр. «œurtois» — учтивый, вежливый) — придворно-рыцарское направление в европейской литературе XII-XV вв.,

возникшее на юге Франции в обстановке экономического и культурного подъема [Литературная энциклопедия терминов и понятий, 2001, с. 426].

Куртуазная литература резко контрастирует с другими типами средневековой литературы. Во-первых, будучи светским и антиаскетическим по своей сущности, данное направление объективно противостоит клерикальной литературе и схоластике. Во-вторых, углубление индивидуального самосознания отличает его от эпоса.

Так, например, героический эпос обращается прежде всего к коллективу: рыцарь обладает честью лишь как участник чести своего рода и сеньора. И в основе конфликта данных произведений лежит столкновение интересов разных общественных групп. Личный момент отсутствует. Центральное же место в произведении куртуазной литературы занимает личность, анализ переживаний которой находится в фокусе авторской мысли, а система ценностей здесь базируется на понятии «куртуазной любви» [Смолицкая, 2016].

Данное понятие является полигенетичным. Важнейшее воздействие на его формирование оказал трактат Овидия «Искусство любви», ставший энциклопедией поведения рыцаря, влюбленного в Прекрасную Даму (в частности, здесь были заложены представления об интенсивности чувства). Далее происходит усложнение модели поведения за счет христианских представлений о культе Девы Марии — Прекрасная Дама становится образом духовной любви, позиция рыцаря по отношению к ней копирует позицию верующего католика, а богословские формулы «почитания», «преклонения», «заступничества», «милосердия» заполняются эротическим содержанием. Наконец, важным фактором является и влияние арабской мистической философии, разрабатывавшей концепцию платонического чувства [Батурин, Полищук, 2008, с. 17]. Именно понятие куртуазной любви роднит лирические (альбы, канцоны, сирвенты и т.д.) и эпические (рыцарский роман) жанры.

В рассказе Ф. М. Достоевского «Маленький герой», написанном в 1849 г., представлен комплекс мотивов, генетически восходящих к куртуазной литературе. Прецедентным для данного произведения (как для произведения эпического) является жанр рыцарского романа. Основная проблематика рассказа Достоевского (становление личности ребенка) раскрывается на материале сюжета, базирующегося на традициях этого жанра.

Мотивы, характерные для куртуазной литературы, актуализируются уже семантикой заглавия, однако репрезентация их специфична, что связано с полиинтерпретативностью названия произведения. Обе лексемы, входящие в его состав, являются полисемантами (т.е. многозначными). Так, у слова «маленький» толковым словарем под редакцией Ожегова вы-

деляются три лексико-семантических варианта: 1) небольшой по размерам, по количеству; 2) незначительный; 3) то же, что «малолетний» (нас интересуют второй и третий) [Ожегов]. У лексемы «герой» выделяется четыре значения, однако в данном контексте актуальны первое и второе: 1) человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2) главное действующее лицо литературного произведения [Ожегов].

В этой связи очевидна следующая интерпретация заглавия: во-первых, главный герой произведения — ребенок, во-вторых, этот ребенок совершает подвиги. Однако с лексико-семантическими вариантами слова «герой» коррелирует и второе значение лексемы «маленький», а именно — «незначительный». В результате возникает иронический подтекст. Таким образом, вполне правомерно говорить о том, что уже на уровне заглавия рассказа прослеживается шутливое обыгрывание традиционного образа рыцаря, характерного для средневековой литературы. Данная тенденция сохраняется и на идейно-смысловом уровне произведения.

Рассказ Достоевского посвящен болезненному процессу взросления ребенка. Этот процесс соотносится с обрядом инициации. Подобно герою рыцарских романов (которые «строятся как серия испытаний» [Мелетинский, 1983]) одиннадцатилетний мальчик на пути взросления должен преодолевать трудности. Однако они связаны не со сражениями, а с неблагоприятной социальной средой, что, безусловно, нивелирует пафос, характерный для рыцарского романа, и позволяет говорить о некотором снижении традиционной куртуазной фабулы.

Ирония прослеживается и в образной системе рассказа. Так, главный герой позиционирует себя как рыцаря, готового совершать подвиги ради прекрасной дамы — ш-ше М. Однако мальчик выступает в качестве ее пажа, на что неоднократно указывает Достоевский (название постановки, в которой участвуют герой и ш-ше М — «Госпожа замка и ее паж», шутливое обращение «прекрасный паж» со стороны взрослых людей и т.д.).

Кроме того, в рассказе комически обыгрывается и обязательный атрибут рыцарства — безукоризненные навыки верховой езды. Когда мальчик, желая впечатлить ш-ше М, решает прокатиться на самом необъезженном скакуне, в его сознании мелькают «турниры, паладины, герои, прекрасные дамы» (Федор Достоевский. Т. 2. 1972. С. 285). Однако этот поступок едва не оборачивается трагедией, так как ребенок не обладает достаточными умениями. Сам герой оценивает данную ситуацию с некоторой долей иронии: «... все мое рыцарство началось и кончилось менее чем в миг, не то рыцарю было бы худо» (Федор Достоевский. Т. 2. 1972. С. 286).

С куртуазной традицией связан и образ m-me M. Во-первых, она, как и положено Прекрасной Даме, недоступна для героя, однако, помимо замужества, существует преграда в виде возраста, что добавляет оттенок комичности. Во-вторых, мальчик описывает свое первое впечатление о ней как об особенной, возвышенной женщине: «<...>очень хороша собой, но в красоте ее было что-то особенное, резко отделявшее ее от толпы хорошеньких женщин; было что-то в лице ее, что тотчас же неотразимо влекло к себе все симпатии, или, лучше сказать, что пробуждало благородную, возвышенную симпатию в том, кто встречал ее <...> какое-то робкое смирение проглядывало в ее жесте, что-то как будто трепещущее и незащищенное» (Федор Достоевский. Т. 2. 1972. С. 273). Безусловно, подобное описание соответствует канонам куртуазной лирики, однако в тексте рассказа есть факт, который снижает образ m-me M: героиня использует маленького «пажа» в качестве прикрытия своих встреч с любовником. С этим связан и главный «подвиг» героя: найдя письмо m-me M, написанное любовником, мальчик понимает, что, если письмо попадет в чужие руки и все написанное в нем предадут огласке, m-me M будет обречена на страдания, поэтому герой незаметно кладет конверт в букет цветов, тем самым как бы спасая ее. Данный момент знаменует собой финальный этап социальной и психической адаптации мальчика.

Таким образом, можно говорить о том, что в рассказе Ф. М. Достоевского процесс внутреннего становления ребенка реализуется посредством сюжетной рамки рыцарского романа, однако все куртуазные мотивы, которые так или иначе использует автор, реализуются в комической, несколько сниженной форме.

Библиографический список

Батурин А. П., Полищук Н. Д. Рыцарский идеал женщины и любви в куртуазной культуре западноевропейского Средневековья // СибСкрипт. 2008. № 2.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Нико-люкина. М., 2001.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы, 1983. URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/meletinskij-srednevekovyj-roman/ preobrazovanie-istochnikov.htm

Ожегов С. И. Словарь русского языка. URL: https://slovarozhegova.ru/

Смолицкая О. В. Куртуазная литература // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). URL: https://old.bigenc.ru/literature/ text/2123152

Источник

Федор Достоевский. Маленький герой // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 2. Л., 1972.

References

Baturin A. P., Polishchuk N. D. Rytsarskiy ideal zhenshchiny i lyubvi v kurtuaznoy kul'ture zapadno-evropeyskogo srednevekov'ya. [The Chivalrous ideal of woman and love in the courtly culture of the Western European Middle Ages]. In: SibSkript. 2008. No. 2.

Literaturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy. [Literary Encyclopedia of terms and concepts]. Ed. by A. N. Nikolyukina. Moscow, 2001.

Meletinskiy E. M. Srednevekovyy roman. Proiskhozhdenie i klassicheskie formy. [A medieval novel. Origin and classical forms]. 1983. URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/ meletinskij-srednevekovyj-roman/preobrazovanie-istochnikov.htm

Ozhegov S. I. Slovarx russkogo yazyxka. [Dictionary of the Russian language]. URL: https://slovarozhegova.ru/

Smolitskaya O. V. Kurtuaznaya literature. [Courtly literature]. In: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya. [The Great Russian Encyclopedia]. Elektronnaya versiya (2016). URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/meletinskij-srednevekovyj-roman/ preobrazovanie-istochnikov.htm

Sourse

Fedor Dostoevsky. Malen'kiygeroy. [The Little Hero]. In: DostoevskiyF.M. [The Complete Works:]. In 30 vols. Vol. 2. Leningrad, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.