DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-192-196
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Никонова Е.З., Слива Е.А.
ORCID: 0000-0003-4416-2629, ORCID: 0000-0003-2638-3890, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Российская Федерация
Статья посвящена исследованию возможностей формирования информационной компетенции студентов с помощью курсов по выбору. Проведенное исследование позволяет утверждать, что изучение возможностей электронных таблиц для статистической обработки данных является целесообразным для студентов всех направлений.
Ключевые слова: информационная компетенция; курсы по выбору; электронные таблицы.
ELECTIVE COURSES STUDENTS AS AN INSTRUMENT OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE
Nikonova E.Z., Sliva E.A.
ORCID: 0000-0003-4416-2629, ORCID: 0000-0003-2638-3890, Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russian Federation
The article is devoted to the exploration of the possibilities of formation of information competence of students through elective courses. The study suggests that the study of the possibilities of spreadsheets for statistical processing of the data is appropriate for students of all areas.
Keyword: information competence; elective courses; spreadsheets.
Современное состояние общества характеризуется стремительными изменениями в области технологий, глобализацией экономики и культуры, что потребовало соответствующих изменений в образовании. Сегодня образование рассматривается как своего рода инвестиция в социальное и экономическое развитие общества, требующая адекватных результатов в виде качества обучения. Не случайно вопросы содержания образования, его качества становятся одними из приоритетных среди множества направлений реформ в области образования.
Результаты образования в виде знаний, умений, навыков уже не вполне соответствуют требуемому уровню подготовки специалистов для овладения профессией. Для успешной адаптации в обществе, возможности дальнейшего личностного и профессионального развития выпускникам необходимо овладеть целым рядом компетенций, среди которых выделяют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные группы компетенций [3].
Общекультурные компетенции отвечают за личностные качества выпускника, его способность к коммуникации и межличностным взаимодействиям. В общепрофессиональных компетенциях по всем направлениям подготовки бакалавров обязательно присутствует когнитивная компонента, включающая способность получения информации и формирования знаний. В педагогике знания, умения и навыки работы с информацией определяются как информационная компетенция. Многие исследователи при этом делают акцент на использовании информационных технологий, без которых справиться со все возрастающим потоком информации сегодня просто невозможно. Наиболее распространенным вариантом формулировки информационной компетенции является «способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации...» в условиях профессиональной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [2].
Учитывая необходимость работы с информацией практически в любой области, становится очевидной актуальность формиро-
вания информационной компетенции выпускников, что нашло отражение в государственных образовательных стандартах третьего поколения [4].
Проведенный Юрьевым А.В. анализ девяносто трех образовательных стандартов для программ бакалавриата технического направления позволил выявить, что «97,8% (91 ФГОС) рассматриваемых образовательных стандартов содержат компетенции, подходящие под определение информационных» [5].
Опыт работы в Нижневартовском государственном университете показал, что в большинстве образовательных программ бакалавриата основной дисциплиной, направленной на формирование информационной компетенции, являются дисциплины «Информатика» или «Информационные технологии», чего явно недостаточно для качественного и глубокого овладения данной компетенцией. Использование в процессе обучения информационным технологиям интерактивных форм позволяет расширить охват формируемых общекультурных компетенций [1], но не помогает углубленному изучению отдельных вопросов курса, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Поэтому в качестве дисциплины по выбору студентов преподаватели кафедры информатики и методики преподавания информатики предложили курс «Статистика и прогнозирование в Excel». Выбор в качестве инструментального средства электронных таблиц MS Excel обусловлен целым рядом причин:
- практически в любой профессии специалисты сталкиваются с необходимостью обработки числовой информации;
- MS Excel входит в пакет MS Office, который является стандартным для большинства офисов;
- MS Excel является мощным инструментом, возможности которого, по заявлению разработчиков, рядовые пользователи используют всего лишь на 5%.
В качестве теоретического содержания в курсе изучаются основные понятия статистики, такие как «выборка», «вариационный ряд», «показатели структуры вариационного ряда» и т.п., причем
для каждого направления изучение проводится на конкретных примерах, связанных с будущей профессией студентов.
Логика изучения приемов обработки информации соответствует практическому порядку обработки статистической информации. Так на первом занятии студенты получают навыки преобразования информации из текста в или таблицы в числовые данные, пригодные для дальнейшей обработки в MS Excel, нахождения частот вариант вариационного ряда и их графического представления. Для получения структурных показателей вариационного ряда студенты используют не только специальные статистические функции, но и учатся использовать функции для работы с массивами, текстом, логические функции, инструменты пакета анализа.
Следующим этапом является изучение законов распределения случайных величин и способов их применения. Можно привести следующие примеры практических задач данной темы:
1) В результате некоторой операции от болезни излечиваются 80% пациентов. Если предполагается сделать четыре операции, то какова вероятность выздоровления не менее трех пациентов?
2) Спортсмену необходимо составить график тренировок на 10 дней, так чтобы дистанция, пробегаемая каждый день, случайным образом менялась от 5 до 10 км.
3) Составить расписание внеклассных мероприятий на неделю для случайного проведения: семинаров, интеллектуальных игр, КВН и спец. курса.
Важной темой курса является знакомство с методами обработки данных, организованных в списки (сортировка, фильтрация, редактирование, просмотр, поиск и извлечение данных в списках), а также методами обработки массивов данных с помощью консолидации и сводных таблиц.
Решению задач поиска оптимального решения с помощью инструментов Подбор параметра, Диспетчер сценариев и Поиск решения посвящена следующая тема курса.
Заканчивается курс изучением основных статистических методов прогнозирования, таких как:
- прогнозирование с помощью линий тренда (трендовый анализ);
- прогнозирование методом скользящего среднего;
- прогнозирование с помощью функций регрессии;
- прогнозирование с помощью пакета «Анализ данных». Таким образом, предлагаемый курс по выбору «Статистика и
прогнозирование в Excel» дает студентам возможность овладеть практическими навыками обработки числовой информации, которые позволят им в дальнейшем не только качественно и быстро обработать числовые данные в своих курсовых и дипломных работах, но и использовать их в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Пащенко О.И., Садыкова О.В., Слива Е.А. Интерактивные методы как способ формирования профессиональных компетенций бакалавров в области информационных технологий // В мире научных открытий. 2015. №11. С. 720-730.
2. Никонова Е.З. Информационная компетентность: эволюция понятия// Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции/Отв. ред. А.В.Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. Ч. IV. Образование. Педагогика. Психология. 168 с. С. 128-132.
3. Селевко Г.К. Компетенции и их классификации II Народное образование. 2004. №. 4. С. 139.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
5. Юрьев A.B. Анализ информационных компетенций бакалавров технических специальностей// Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.rii/2016/12/6527