Научная статья на тему 'Курсовая система «Гребень-1»'

Курсовая система «Гребень-1» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
805
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСОВАЯ СИСТЕМА / EXCHANGE RATE SYSTEM / АСТРОКОРРЕКЦИЯ / ГИРОПОЛУКОМПАС / PYROPOLYMER / ASTRAKANITE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Туговиков Е.А.

Курсовая система «Гребень-1» предназначена для определения курса летательного аппарата и обеспечения сигналами индикаторов курса летчика и штурмана и всех устройств воздушного судна, решающих задачи навигации и пилотирования. Система является централизованным устройством летательного аппарата, объединяющим гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Туговиков Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURSE SYSTEM GREBEN-1

Course system Greben-1 is intended to determine the course of the aircraft and provide signals indicators course pilot and navigator and all the devices of the aircraft, the crucial tasks of navigation and piloting. The system is a centralized unit of the aircraft that combines gyro, magnetic and astronomical means of determining the rate.

Текст научной работы на тему «Курсовая система «Гребень-1»»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 656.7.022; 656.7.05

КУРСОВАЯ СИСТЕМА «ГРЕБЕНЬ-1»

Е. А. Туговиков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: aaa@mail.sibsau.ru

Курсовая система «Гребень-1» предназначена для определения курса летательного аппарата и обеспечения сигналами индикаторов курса летчика и штурмана и всех устройств воздушного судна, решающих задачи навигации и пилотирования. Система является централизованным устройством летательного аппарата, объединяющим гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса.

Ключевые слова: курсовая система, астрокоррекция, гирополукомпас.

COURSE SYSTEM GREBEN-1 E. A. Tugovikov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: aaa@sibsau.ru

Course system Greben-1 is intended to determine the course of the aircraft and provide signals indicators course pilot and navigator and all the devices of the aircraft, the crucial tasks of navigation and piloting. The system is a centralized unit of the aircraft that combines gyro, magnetic and astronomical means of determining the rate.

Keywords: exchange rate system, astrakanite, pyropolymer.

Схема системы. Принцип совместной работы гироскопа направления с каким-либо датчиком курса заключается в том, что такой датчик определяет курс летательного аппарата (ЛА) относительного магнитного или истинного меридиана и выдает его для коррекции сигналов курса, снимающего гироскопа [1].

В зависимости от решаемых задач и условий полета система может работать в одном из следующие режимов [2]:

- гирополукомпаса (ГПК);

- магнитной коррекции (МХ);

- астрокоррекции (АК);

- начальной выставки иди задатчика курса (ЗК).

- быстрого согласования;

- контроля.

На рисунке представлена структурная коррекции сигналов курса, снимающего гироскопа.

Ввод широтной коррекции. В системе наряду с ручным вводом широтной коррекции т. е. поправки на вертикальную составляющую скорости вращения Земли, предусмотрен автоматический ввод широты по данным получаемым от навигационного вычислителя.

Курсовая система «Гребень-1», схема электрическая структурная

Решетневскуе чтения. 2014

Выработка сигнала для ручного ввода, пропорционального значению sin ф, осуществляется в пульте управления, а для автоматического - в специальном блоке.

Устранение ошибок от ускорения Кориолиса.

В системе предусмотрено устранение методических ошибок от ускорения Кориолиса, возникающих при определении магнитного курса летательного аппарата.

Для вычислений поправок на ускорение Кориоли-са сигнал путевой скорости, получаемый от датчиков доплеровский измеритель скорости и угла сноса (ДИСС) или система воздушных сигналов (СВС), умножается на вертикальную составляющую угловой скорости вращения Земли и результирующий сигнал в виде напряжения постоянного тока подается на сигнальную обмотку индукционного датчика, расположенную перпендикулярно продольной оси ЛА. Умножение Упут • sin ф осуществляется в пульте

управления.

Исключение появления виражных ошибок. При

разворотах ЛА со скоростью большей, чем 0,1-0,3 градус/с., магнитная коррекция (или астрокоррекция) отключается по сигналам выключателя коррекции (ВК), и гироагрегат в момент виража работает в режиме ГПК. После окончания разворота магнитная (астрономическая) коррекция снова включается. Этим исключается появление виражных ошибок, вызываемых отклонением от горизонта маятникового подвеса индукционного датчика.

Предохранение гироскопа при завале. При углах крена ЛА, привышающих ±70о, а также при неисправности гироагрегата возможно «выбивание» гироскопов, т. е. косание кожухом гиромотора упоров.

На карданной раме гироагрегата имеются два тормоза, предназначенные для предохранения гироскопа от быстрого вращения вокруг измерительной оси при его завале. Одновременно тормоза являются контактными устройствами, которые при завале гиромотора выдают сигналы на лампы ОТКАЗ, расположенные на лицевой панели пульта управления.

Библиографические ссылки

1. Воробьев В. Г., Глухов В. В., Кадышев И. К. Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы. М. : Транспорт, 1992. 399 с.

2. Аппаратура измерения курса и вертикали на воздушных судах гражданской авиации / под ред. П. А. Иванова. М. : Машиностроение, 1989. 340 с.

References

1. Vorob'ev V. G., Glukhov V. V., Kadyshev I. K. Aviatsionnye pribory, informatsionno-izmeritel'nye sistemy i kompleksy. M. : Transport, 1992, 399 s.

2. Apparatura izmereniya kursa i vertikali na vozdushnykh sudakh grazhdanskoy aviatsii / pod red. P. A. Ivanova. M. : Mashinostroenie. 1989, 340 s.

© Туговиков Е. А., 2014

УДК 629.73.07

АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СВОЕВРЕМЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ

П. О. Фирер, С. М. Шинкевич

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Рассматриваются спутниковые навигационные системы, их практическая значимость и повышение эффективности их работы.

Ключевые слова: аэронавигация, спутниковые системы, GPS-приёмник.

ANALYSIS AND PERFORMANCE IMPROVEMENT OF SATELLITE NAVIGATION SYSTEMS AND NAVIGATION COMPUTER SYSTEMS BY TIMELY UPDATE OF AIR NAVIGATION DATABASES

P. O. Firer, S. M. Shinkevich

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation

The article describes satellite navigation systems, their practical significance and effectiveness of their work.

Keywords: air navigation satellite system GPS receiver.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.