Научная статья на тему 'КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОСТЬ / КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ЗАКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феоктистова Анна Алексеевна

В статье рассматривается специфика конфликта в рядах сотрудников органов внутренних дел. Раскрываются причины возникновения противоречий в курсантских коллективах образовательных организаций МВД России. Выявлены пути решения проблемы снижения конфликтности в курсантских группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феоктистова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADET TEAM AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with the specifics of the conflict in the ranks of employees of the internal affairs bodies. The reasons for the emergence of contradictions in the cadet teams of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. The ways of solving the problem of reducing conflict in cadet groups are revealed.

Текст научной работы на тему «КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 378

КУРСАНТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Феоктистова Анна Алексеевна

Адъюнкт, ФГКОУ ВО «Московский Университет МВД России имени В.Я. Кикотя» ani. feoktistova@mail. щ

В статье рассматривается специфика конфликта в рядах сотрудников органов внутренних дел. Раскрываются причины возникновения противоречий в курсантских коллективах образовательных организаций МВД России. Выявлены пути решения проблемы снижения конфликтности в курсантских группах.

Ключевые слова: конфликт, конфликтность, курсантский коллектив, закрытая образовательная система, групповая сплоченность, тренинг.

CADET TEAM AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Feoktistova Anna Alekseevna

Associate Professor, FGKOU HE "Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot" ani.feoktistova@mail.ru

The article deals with the specifics of the conflict in the ranks of employees of the internal affairs bodies. The reasons for the emergence of contradictions in the cadet teams of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. The ways of solving the problem of reducing conflict in cadet groups are revealed.

Key words: conflict, conflict, cadet team, closed educational system, group cohesion, training.

Защита жизни и здоровья граждан Российской Федерации, обеспечение общественной безопасности, защита правопорядка и законности - долг каждого сотрудника полиции. Стремительные изменения в политической, экономической и социальной жизни страны увеличивают требования к профессиональным и личностным качествам сотрудника полиции. На первый план выходит способность предупреждать и разрешать все виды конфликтных ситуаций конструктивным способом. Особую важность в формировании такого умения играют социально-психологические процессы, протекающие в служебных коллективах. Это значит, что большое внимание стоит уделить межличностному взаимодействию между сотрудниками полиции как по горизонтали, так и по вертикали. В связи с этим актуально рассмотреть проблемы взаимодействия в курсантских коллективах органов внутренних дел.

В настоящее время понятие «конфликт» рассматривается с разных позиций и областей науки отечественными и зарубежными учеными (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Н.Н. Обозов и другие). Универсальное понятие предложила Н.В. Гришина, которая определила конфликт «как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон,

направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)» [2]. Такую трактовку можно применить и в области изучения проблем курсантских коллективов органов внутренних дел. Так, мы понимаем конфликт в курсантском коллективе как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или внутригрупповых отношениях в пределах курсантской группы.

Стоит отметить, что значимым фактором влияния на конфликтность в курсантских коллективах является закрытость

образовательной среды. Образовательные организации МВД РФ - системы с ригидной иерархической структурой организации. Приоритетными являются традиционные ценности, устоявшиеся авторитеты, дистанция между начальником и подчинённым. В таких системах, как правило, доминирую интересы коллектива. В конфликтной ситуации личности будет сложно вести конструктивную и равную борьбу, в большинстве случаев ее интересы не будут учтены. Поэтому многое будет зависеть от профессиональной компетенции руководителя, который должен обладать навыками разрешения внутригрупповых (личность - группа) противоречий, умением найти индивидуальный

подход к каждому члену группы, обладать психолого- педагогической подготовкой.

Стоит отметить, что снижение конфликтности в курсантских коллективах возможно лишь «при условии сформированной мотивационной готовности офицеров к педагогической профилактике межличностных конфликтов среди курсантов, при повышении профессионально-педагогического мастерства офицеров в разрешении и профилактике конфликтов в курсантских подразделениях» [4, с. 44].

Для того чтобы понять, какие использовать способы снижения конфликтности в курсантских коллективах, необходимо в первую очередь рассмотреть сущность такого явления как «коллектив».

Огромный вклад в изучение проблем коллективной системы воспитания внес выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко. Он писал: «Коллектив - это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения» [3]. Одним из способов решения конфликтов в коллективе А.С. Макаренко предлагал воспитание сознательной дисциплины. Через общую деятельность, самоуправление, преодоление трудностей, через теорию морали к «самовоспитанию». Наказание как «переживание ошибки, переживание отрешения от коллектива» - еще одна форма работы с конфликтами. Оно должно быть индивидуальным и не причинять физических или нравственных страданий.

Л.Г. Устинова отмечает, что сегодня в коллективе органов внутренних дел «формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой групповой сплоченностью ценностно-орентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской

идентификацией, социально ценным характером групповой мотивации, высокой внутри групповой референтностью объективностью и принципиальностью при принятии

ответственности за результаты совместной деятельности» [7, с. 27]. Но только совместная деятельность и психологическая идентификация способствует повышению уровня групповой солидарности, что послужит верным способом предупреждения конфликтности в коллективе.

Также стоит отметить результаты эксперимента проведенного Е.А. Слесаревой, С.Ю. Михайловой, Д.Е. Смирновым [5] о

взаимосвязи стилей руководства в ОВД с социально-психологическим климатом,

межличностными отношениями сотрудниками ОВД. Проведенная коррекционная программа, направленная на изменение отношения к руководству и к возможностям взаимодействия с окружающими людьми, продемонстрировала снижение уровня конфликтности. «Так сотрудники из экспериментальной группы, по завершению коррекционной программы, приобрели навык сглаживания конфликтов и более эффективного их разрешения, с учетом как данное разрешение конфликта повлияет на взаимоотношения с окружающими» [5, с. 316]. Результаты исследовательской работы показывают, что не только от грамотных действий руководителя зависит психологическая ситуация в коллективе, но и от взаимодействий внутри самого коллектива.

Таким образом, мы видим два способа решения поставленной проблемы.

Во-первых, для того чтобы снизить конфликтность в курсантских коллективах необходимо работать с руководителями различных уровней, с целью совершенствования их знаний психолого-педагогической теории, повышения толерантности,

стрессоустойчивости, речевой грамотности, а также формирования творческо-

демократического стиля управления с использованием гуманистического подхода к обучению и воспитанию.

Во-вторых, большое внимание необходимо уделить самому курсантскому коллективу. Тренинги - наиболее подходящая форма проведения занятия на конфликтоустойчивость, поскольку

педагогический процесс становится динамичным, а полученная информация усваивается быстрее. Однако необходимо учитывать, что одного-двух занятий для формирования устойчивой способности недостаточно. Для получения эффективных результатов необходимо проводить

полноценную, комплексную, поэтапную работу с систематическими, содержательными

занятиями для обеих групп. При этом нужно учитывать особенности каждого

(интеллектуальные, эмоциональные,

когнитивные, волевые, морально-нравственные, социальные и т.д.) и прорабатывать с личностью отдельно. То есть выстраивать работу не через коллектив или личность, а в единении этих двух начал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виды конфликтов и их урегулирование в органах внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие / В. В. Вахнина, Т. В. Мальцева, О. А. Ульянина, Т. В. Михайлова; под ред. В. В. Вахниной. - Москва : Академия управления МВД России, 2021 - 172 с.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

3. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // О воспитании детей в семье: Избранные педагогические сочинения /А. С. Макаренко; под ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, -1955. С. 197-311.

4. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Смирнов Д.Е. Взаимосвязь стилей руководства в подразделениях ОВД с социально-психологическим климатом, межличностными отношениями сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2021. №4. с. 313 - 320

5. Ульянова И.В. Нравственное воспитание Российской молодежи в условиях постиндустриального общества // Сборник статей по материалам научно-практической конференции в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. - М. : МФЮА. Москва, 2021. с. 127 - 133

6. Ульянова И.В. Формирование рефлексивной культуры курсантов и слушателей в образовательном процессе образовательных организаций МВД России // Портрет инспектора по делам несовершеннолетних, сборник научных трудов Всероссийской конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. Москва, 2020. с. 214 - 216

7. Устинова Л. Г. Применение комплексного подхода в процессе организации воспитания коллектива сотрудников ОВД // МНКО. 2014. №2 (45). с. 27 - 28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.