Научная статья на тему 'Курс социология предпринимательства'

Курс социология предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
354
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс социология предпринимательства»

Тема 1-2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исходное определение предпринимательства. Основные виды предпринимательства. Экономические трактовки предпринимательской функции. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й.Шумпетер и др.). Исторические и социальные корни предпринимательского духа (М.Вебер, В.Зомбарт). Предприниматель, мещанин и бюрократ. Средневековое и капиталистическое предпринимательство.

Социологический подход к проблеме предпринимательства. Социальный портрет современного предпринимателя. Маргинальность предпринимательских групп. Этническое предпринимательство. "Новая волна" предпринимательства. Предпринимательство и кризисы. Предпринимательство как вид идеологии.

Основная литература: Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. с. 45-49, 82-103.

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М. Аспект Пресс. 1997. Главы 67.

Радаев В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис. 1993. 5. с. 79-87.

Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982. с. 169-195.

Casson M. The Entrepreneur: An Economic Theory. Oxford: Martin Roberts. 1982, p. 366383.

Дополнительная литература:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма /Избранные произведения. М. Прогресс. 1990. с. 61-106, 136-207.

Радаев В.В. Предпринимательство как новый российский миф // Знание-сила. 1996. 4. c. 8-16.

Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной

России / Шанин Т. (ред.). Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 1999, с. 138-155.

Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur /Kent C.A. et al. (eds.) Encyclopedia of Entrepreneurship. Prentice-Hall. Englewood Cliffs, New Jersey. 1982, p. 39-57.

Hebert R., Link A. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critique. New York. Praeger. 1988.

Shapero A., Sokol L. The Social Dimensions of Entrepreneurship /Kent C.A. et al. (eds.) Encyclopedia of Entrepreneurship. 1982, p. 72-90.

Thornton, Patricia H. 1999. " The Sociology of Entrepreneurship." Annual Review of Sociology 25: 19-46.

Тема 3. ИСТОРИЯ «СТАРОГО» РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Роль государства в формировании российского предпринимательства. Милитаризм и государственное предпринимательство. Три предпринимательских сословия: дворяне, купцы и крестьяне. Маргинальное положение предпринимательских групп. Слабость рыночных институтов. Традиционализм и рациональность в поведении предпринимателей. Два корня предпринимательской активности.

Основная литература:

Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории // Мир России. Том 4. 1995. 1. с. 159-179.

Rieber A.J. Merchants and Entrepreneurship in Imperial Russia. Chapel Hill. University of North California Press. 1982. Chapter 10 (Between Caste and Class), p. 415-427.

Дополнительная литература: Барышников М.Н. История делового мира России. М. Аспект Пресс. 1994. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М. 1991.

Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории. М. Прогресс-Академия. 1995.

Baron S.H. Entrepreneurs and Entrepreneurship in Sixteenth/Seventeenth Century in Russia /G.Guroff, F.V.Carstensen (eds.). Entrepreneurship in Imperial Russia and the Soviet Union. Princeton. Princeton University Press. 1983. p. 84-103.

Blackwell W.L. The Beginnings of Russian Industrialization, 1800-1860. Princeton, Princeton University Press. 1968.

Gershenkron A. Social Attitudes, Entrepreneurship, and Economic Development // Explorations in Entrepreneurial History. Vol. YI, 1954. № 1.

Kaser M.C. Russian Entrepreneurship /Mathias P., Postan M.M. (eds) The Cambridge

Economic History of Europe. Cambridge. Cambridge University Press. 1978. Vol. YII. Part II. p. 416-494.

Owen T.C. Impediments to a Bourgeois Consciousness in Russia, 1880-1905: The Estate

Structure, Ethnic Diversity, and Economic Regionalism / Clowes E.W., Kassow S.D., West J.L. (eds) Between Tsar and People: Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton, Princeton University Press. 1991. p. 7589.

Rosovsky H. The Serf Entrepreneur in Russia. Explorations in Entrepreneurial History. Vol. YI, № 4. May 1954. p. 207-233.

Тема 4. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО РОССИЙСКОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Основные этапы в развитии предпринимательства в постсоветской России. Эволюция законодательной и нормативной базы. Изменение форм собственности. Спонтанная и регулируемая приватизация. Тенденции накопления капитала.

Основная литература:

Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма //Вопросы экономики. 1996. 6. с. 4-24.

Cook L.J., Gimpelson V.E. Exit and Voice in Russian Managers' Privatisation Strategies // Communist Economics and Economic Transformation. Vol. 7, No. 4, 1995. p. 465483.

Дополнительная литература:

Радаев В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. Том 3. 1994. 1. с. 36-54.

Стратегии поведения частных предприятий на рынке в современных условиях. М. ИСАРП, 1998.

Чепуренко А.Ю., Авилова А.В., Приписнов В.А. Малое предпринимательство в России: тенденции развития /Чепуренко А.Ю. (отв. ред.) Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М. 1995. с. 5-39.

Entrepreneurship and Small Business in the Russian Federation. Paris. Organisation for Economic Co-Operation and Development. 1998. Parts 1.2-1.4. p. 17-19, 21-25.

Lieberman I.W., Rahuja S. An Overview of Privatization in Russia / Lieberman I.W., Nellis J. (eds.). Creating Private Enterprises and Efficient Markets. Washington. The World Bank. 1995. p. 7-33.

Radaev V. Practicing and Potential Entrepreneurs in Russia // International Journal of Sociology. Fall 1997, Vol. 27, No. 3, p. 15-21.

Radaev V. Regional Entrepreneurship: The State of Small Business / A Regional Approach to Industrial Restructuring in the Tomsk Region, Russian Federation. Paris. Organisation of Economic Co-Operation and Development Proceedings, 1998. p. 291-294.

Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ И ИМИДЖ НОВОГО

РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Каналы рекрутирования новых российских предпринимателей. Основные социально-демографические характеристики предпринимательских групп. Типы и образы российского предпринимателя. Предпринимательство и предприниматели в глазах общественного мнения.

Основная литература:

Заславская Т.И. О бизнес-слое российского общества /Заславская Т.И. Российское

общество на социальном изломе: взгляд изнутри, М.МШСЭН, 1997, с. 203-225.

Чепуренко А.Ю. (отв. ред.) Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М.: РНИСиНП,1995, с. 157-161, 170-175.

Дополнительная литература:

Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России //Полис. 1993. 3: 149-154.

Бунин И.М. и др. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М. ОКО. 1994.

Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. 6: 31-42.

Образ предпринимателя в новой России. М. Центр политических технологий. 1998.

Радаев В. Российские предприниматели: кто они? // Вестник статистики. 1993. 9. с. 314.

Червяков В. В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях //Социологические исследования. 1992. 10. 44-52.

Entrepreneurship and Small Business in the Russian Federation. Paris. Organisation for Economic Co-Operation and Development. 1998.

Khotin L. Old and New Entrepreneurs in Today's Russia // Problems of Post-Communism, January-February 1996. p. 49-57.

Radaev V. Practicing and Potential Entrepreneurs in Russia // International Journal of Sociology. Fall 1997, Vol. 27, No. 3, p. 33-46.

Тема 6. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМА ВХОДА НА РЫНКИ

Институциональное понимание рынков. Формальные и неформальные правила. Трансакционные издержки. Административные барьеры входа на рынки. Регистрация и лицензирование деятельности. Финансовые барьеры входа на рынки. Доступ к финансовым ресурсам. Бартерные обмены. Налоговое бремя и уход от уплаты налогов. Доступ к информационным и консультационным услугам.

Основная литература:

Леденева А. Теневой бартер: повседневность малого бизнеса / Шанин Т. (ред.). Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 1999, с. 292-310.

Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки,

формы контроля и деловая этика. М. Центр политических исследований. 1998. Введение, Глава 4. с. 9-22, 230-285.

Дополнительная литература:

Влияние налоговой системы на деятельность частного и малого бизнеса. М.: ИСАРП, 1998, с. 57-70.

Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство. Главы 3-5. М. ИСАРП, 1998, с. 33-47.

Микрокредит в странах с переходной экономикой. Париж. Доклад ОЭСР. 1996.

Чох Б. Уклонение от налогов среди малых предприятий: опыт исследования малых фирм Ярославля / Чепуренко А. (отв. ред.) Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина - вторая половина 90-х годов). М. РНИСиНП. 1997. с. 310-327.

Яковлев А. Экономика «черного нала» в России: механизмы, причины, последствия / Шанин Т. (ред.). Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 1999, с. 270-291.

Fligstein N. Markets as Politics: A Political-Cultural Approach to Market Institutions // American Sociological Review. 1996, Vol. 61 (August). p. 656-673.

Lie J. Sociology of Markets // Annual Review of Sociology. 1997. Vol. 23. p. 341-360.

Swedberg R. Markets as Social Structures / Smelser N., Swedberg R. (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton. Princeton University Press. 1994. p. 255-282.

Тема 7. ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Роль государственных органов в формировании рынков. Отношения предпринимателей и чиновников. Распространенность коррупции и эволюция взяточничества. Коррупция и предпринимательские стратегии.

Основная литература:

Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство. Глава 1 (Взаимоотношения предпринимателей с властью и чиновниками). М. ИСАРП, 1998, с. 7-21.

Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М. Центр политических исследований (при поддержке CIPE). 1998. Глава 1. с. 28-81 или Радаев В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России. 1998. 3. с. 57-90.

Frye T., Shleifer A. The Invisible Hand and the Grabbing Hand // American Economic Review. Papers and Proceedings. Vol. 87. No. 2. p. 354-358.

Дополнительная литература:

Радаев В.В. Государство и предприниматель: отношения на микроуровне // Вопросы статистики. 1998. 12 , с. 3-8.

Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к постВашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики. 1998. 8. с. 4-34.

Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997. № 6. с. 97-103.

Шихирев П.Н., Нестик Т.А. Социально-психологические аспекты межгруппового конфликта предпринимателей и чиновников /Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Институт психологии РАН, 1999, с. 127-145.

Johnson, S., Kaufmann, D., and Zoido-Lobaton, P. Regulatory Discretion and the Unofficial Economy, American Economic Review. Papers and Proceedings. Vol. 88, No. 2, May 1998, p. 387-392.

Shleifer A. Government in Transition // European Economic Review. Vol 41. 1997. p. 385410.

Varese F. The Transition to the Market and Corruption in Post-socialist Russia // Political Studies, 1997, Vol. XLV, p. 579-596.

Тема 8. ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Нарушения деловых обязательств: степень распространенности. Способы поддержания контрактных отношений. Вертикальный и горизонтальный контроль за соблюдением контрактов. Формирование деловых сетей. Этика внеконтрактных отношений. Эволюция деловых сетей.

Основная литература:

Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М. Центр политических исследований (при поддержке CIPE). 1998. Глава 2. с. 107-146 или Радаев В.В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе / Шанин Т. (ред.). Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 1999, с. 35-60.

Macauley S. Non-Contractual Relations in Business: A Preliminary Study /Granovetter M., Swedberg R. (eds.). The Sociology of Economic Life. Boulder, Oxford. Westview Press. 1992. p. 265-283.

Дополнительная литература:

Национальная программа «Российская деловая культура». М. Торгово-промышленная палата РФ. 1997. с. 49-56.

Радаев В.В. Малый и бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. 7. с. 72-82.

Радаев В.В. Некоторые институциональные условия формирования российских рынков // Социологический журнал. 1998. 3-4, с. 57-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сапсай Б. Система и механизмы разрешения хозяйственных споров // Предпринимательство в России. 1997. № 3. с. 6-7.

Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма //Вопросы экономики. 1996. 6. с. 4-24.

Bhide A., Stevenson H.H. Why Be Honest If Honesty Doesn't Pay // Harvard Business Review. Vol. 68, No. 5, 1990.

Тема 9. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Силовая поддержка деловых отношений. Распространенность угроз и насилия в бизнесе. Структура рынка охранных услуг. Основы силового порядка. Динамика отношений насилия. Эволюция легальных и криминальных силовых структур.

Основная литература:

Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования, 1999, № 1, с. 56-65.

Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки,

формы контроля и деловая этика. М. Центр политических исследований. 1998. Глава 3. с. 165-212 или Радаев В.В. О роли насилия в современных деловых отношениях // Вопросы экономики. 1998. 10. с. 81-100.

Дополнительная литература:

Глинкина С. К вопросу о криминализации российской экономики // Politekonom. 1997. № 1. c. 49-51.

Клейменов М.А., Дмитриев О.В. Рэкет в Сибири //Социологические исследования. 1995. № 3. с. 115-121.

Крыштановская О.В. Мафиозный пейзаж России // Социологические исследования. 1995. № 8.

Полянский А. Выше «крыши» // Эксперт. 1996. № 2.

Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских

предпринимателей //Мировая экономика и международные отношения. 1994. 4: 31-38.

Радаев В.В. Малый и бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. 7. с. 72-82.

Gambetta D. The Sicilian Mafia: The Business of Private Protection. Cambridge, Mass, 1993.

Volkov, V. Violent Entrepreneurship in Post-Communist Russia, Europe-Asia Studies, 1999, No. 5.

Тема 10. ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭЛИТЫ.

Определение деловой элиты. Каналы рекрутирования деловой элиты. Циркуляция и вопроизводство деловых элит. Фрагментация и консолидация деловых элит. От «новых русских» к олигархам. От олигархов к новым элитам. Формирование национальной элиты.

Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М. Институт социологии РАН. 1997. с. 13-35.

Радаев В.В. Трансформация элит и становление национальной элиты в постсоветской России / Горшков М.К. и др. (ред.) Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М. РНИСиНП, 1997, с. 207-216.

Other readings:

Авраамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. 3. с. 14-26.

Бунин И.М. и др. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М. ОКО. 1994.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. 2-изд. М. Аспект Пресс. 1996. Глава 7, с. 166-183.

Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М.: Центр политических технологий, 1997.

Шматко Н. Становление российского патроната и бюрократический капитал // Социологические исследования. 1995. 6: 24-36.

Hanley E., Yershova N., Anderson R. Russia - Old Wine in a New Bottle? The Circulation and Reproduction of Russian Elites, 1983-1993 // Theory and Society. Vol. 24 (5). October 1995, p. 639-668.

Radaev V. Reconversion of Elites and Formation of the New Economic Elite in Post-Soviet Russia / Lengyel G., Vedres B. (eds.). Changing Elites and Changing Rules of the Game. Workshop Proceedings. Budapest University of Economic Sciences. 1997, p. 115-123.

Szelenyi I., Szelenyi S. Circulation or Reproduction of Elites During the Postcommunist Transformation of Eastern Europe: Introduction // Theory and Society. Vol. 24 (5). October 1995, p. 615-638.

Тема 7. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Определение "малого предприятия". Изменение критериев выделения малых предприятий в России. Специальные законы по регулированию и поддержке малого предпринимательства. Система налогообложения и налоговые льготы для малых предприятий. Региональные особенности развития малого бизнеса.

Основная литература:

Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. 7. с. 46-58.

Чепуренко А.Ю. и др. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы тенденции, адаптационные возможности /Горшков М.К., Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э. (ред.). Осенний кризис 1998 года: Российское обществодо и после. М.: РНИСиП, РОССПЭН, 1998, с. 177-183.

Дополнительная литература:

Алимова Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т. Малый бизнес в России: Адаптация к переходным условиям // Вопросы статистики. 1995. № 9, с. 42-48, 59-61.

Малый бизнес России: Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. Москва. Российская ассоциация по развитию малого предпринимательства. 1996. Разделы 4-6. с. 80-135, 232-255.

Об организации и некоторых результатах социальных процессов в малом

предпринимательстве. Информационный статистический бюллетень. No. 15, М. Госкомстат РФ. 1997.

Радаев В. Селекция кризиса // Эксперт. 1999, 5 июля (№ 25), с. 8.

Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. М. Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. 1998.

Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе (по материалам выборочных социологических обследований) // Вопросы экономики. 1996. 7. с. 59-71.

Radaev V. Regional Entrepreneurship: The State of Small Business / A Regional Approach to Industrial Restructuring in the Tomsk Region, Russian Federation. Paris. Organisation of Economic Co-Operation and Development Proceedings, 1998. p. 291-294. p. 275319.

Тема 12. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Государственные программы поддержки малого предпринимательства. Структура государственных органов поддержки МП. Финансовые механизмы поддержки малых предприятий. Школы бизнеса. Консультативная помощь малым предприятиям. Структура международных программ поддержки малого предпринимательства. Роль предпринимательских объединений и ассоциаций. Роль агентств развития предпринимательства. Региональные структуры поддержки МП. Проблема политического представительства интересов малого предпринимательства.

Основная литература:

Радаев В.В. Проблемы малого бизнеса в сравнительных оценках предпринимателей и представителей структур поддержки предпринимательства / Под ред. Строева Е.С. и др. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М. Совет Федерации РФ. 1998. с. 155-160.

Цыганов А. Государственная поддержка малого бизнеса: институциональный аспект / Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М., РНИСиНП,1995, с. 121-139.

Дополнительная литература:

Алимова Т., Буев В. Закон "О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации": Наш комментарий // Предпринимательство в России. 1995. № 1, с. 23-26.

Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство. М. ИСАРП, 1998.

Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Предпринимательство в России. 1997, № 3, с. 15-23.

Малый бизнес России: Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. Москва.

Российская ассоциация по развитию малого предпринимательства. 1996. Главы 7-8, с. 136-183, 273-276.

Радаев В.В. Предпринимательство в регионе: состояние малого бизнеса / Региональный подход к промышленной реструктуризации в Томской области РФ. Париж, Организация экономического сотрудничества и развития, 1998, с. 273-316.

Entrepreneurship and Small Business in the Russian Federation. Paris. Organisation for Economic Co-Operation and Development. 1998. Part 3. p. 54-87.

Ориентировочные темы письменных работ по курсу "Социология предпринимательства»

1. Как экономисты объясняют смысл предпринимательской функции.

2. Где искать исторические и социальные корни предпринимательского духа.

3. Как выглядит социальный портрет современного предпринимателя.

4. Как возникает маргинальность предпринимательских групп.

5. Этническое предпринимательство: причины успеха.

6. Можно ли считать предпринимательство разновидностью идеологии.

7. Как разделить традиционализм и рациональность в поведении предпринимателей.

8. Много ли каналов рекрутирования предпринимателей.

9. Почему столь противоречиво общественное мнение о предпринимательстве и предпринимателях.

10. На чем основан институциональный подход к пониманию рынков.

11. Является ли государство внешней силой в формировании рынков.

12. Явление коррупции и предпринимательские стратегии.

13. Как формируются деловые сети.

14. На чем базируется этика внеконтрактных отношений.

15. Насколько распространено насилие в российском бизнесе.

16. Кого следует считать малым предпринимателем.

17. Нужны ли налоговые льготы для малых предприятий.

18. Как оказать поддержку малых предприятий при минимальных финансовых ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.