Научная статья на тему 'КУРС «СОЛЬФЕДЖИО» КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ'

КУРС «СОЛЬФЕДЖИО» КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хоровая подготовка студентов / хоровое пение / хоровое сольфеджио / choral training of students / choral singing / choral solfeggio

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ма Кэ

Освещается актуальность проблемы подготовки в педагогических университетах Китая учителей музыки, обладающих высокой мотивацией к занятиям хоровым пением, владеющих необходимыми для организации и управления коллективной певческой деятельностью знаниями, умениями, нацеленных на развитие интереса к этому виду музыкальной деятельности у своих будущих воспитанников. Отмечается, что хоровой компонент является наиболее значимым в музыкально-педагогической подготовке учителей музыки в Китае, что связано с ведущими позициями хорового пения в структуре музыкальных занятий в школе. В связи с этим требования к хоровой и хормейстерской подготовке учителей музыки постоянно повышаются. Приводятся результаты исследования, направленного на определение отношения к хоровым занятиям, хоровому пению студентов профиля «Музыковедение» педагогического университета города. Чанчунь (Китайская Народная Республика). В качестве базовых дисциплин, осуществляющих хоровую, хормейстерскую подготовку студентов определяются хоровые занятия, хоровое сольфеджио и дирижирование. Акцентируется внимание на значении хорового сольфеджио в практической подготовке обучающихся. Приводится подробное освещение содержания занятий по хоровому сольфеджио. Анализируется методическое обеспечение образовательного процесса, построенное на использовании методического опыта российских педагогов хорового сольфеджио, освещается имеющееся в практике китайского музыкального образования методическое обеспечение занятий по хоровому сольфеджио. Делаются выводы о значимости дисциплины «Сольфеджио» в процессе хоровой подготовки студентов, необходимости тщательного продумывания содержания и методики занятий по курсу хорового сольфеджио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ма Кэ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLFEGIO COURSE AS AN IMPORTANT ELEMENT CHORAL TRAINING OF MUSICAL STUDENTS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF CHINA

The relevance of the problem of training music teachers at pedagogical universities in China who are highly motivated to practice choral singing, who possess the knowledge and skills necessary for organizing and managing collective singing activities, aimed at developing interest in this type of musical activity among their future students, is highlighted. It is noted that the choral component is the most significant in the musical and pedagogical training of music teachers in China, which is associated with the leading position of choral singing in the structure of music classes at school. In this regard, the requirements for choral and choirmaster training of music teachers are constantly increasing. The results of a study aimed at determining the attitude towards choral classes and choral singing among students of the Musicology major at Changchun Pedagogical University are presented. Choral classes, choral solfeggio and conducting are defined as the basic disciplines that carry out choral and choirmaster training for students. Attention is focused on the importance of choral solfeggio in the practical training of students. A detailed coverage of the content of choral solfeggio classes is provided. The methodological support for the educational process, built on the use of the methodological experience of Russian choral solfeggio teachers, is analyzed, and the methodological support for choral solfeggio classes available in the practice of Chinese music education is highlighted. Conclusions are drawn about the importance of the discipline "Solfeggio" in the process of choral training of students, the need for careful consideration of the content and methodology of classes during choral solfeggio.

Текст научной работы на тему «КУРС «СОЛЬФЕДЖИО» КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ»

ГРНТИ: 14.35.09 EDN: HDHXUO

УДК: 378.4(510):784.9 ВАК: 5.8.2

КУРС «СОЛЬФЕДЖИО» КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКОВЕДЕНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ

Ма Кэ

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия), Чанчуньский педагогический университет (Чанчунь, Китайская Народная Республика)

АННОТАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Освещается актуальность проблемы подготовки в педагогических уни- Хоровая подготовка студентов, хоро-верситетах Китая учителей музыки, обладающих высокой мотивацией к вое пение, хоровое сольфеджио занятиям хоровым пением, владеющих необходимыми для организации и

управления коллективной певческой деятельностью знаниями, умениями, ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ нацеленных на развитие интереса к этому виду музыкальной деятельности

у своих будущих воспитанников. Ма Кэ. курс «Сольфеджио» как важ-

Отмечается, что хоровой компонент является наиболее значимым в ный элемент хоровой подготовки музыкально-педагогической подготовке учителей музыки в Китае, что студентов профиля «Музыковеде-связано с ведущими позициями хорового пения в структуре музыкальных ние» в педагогических вузах Китая // занятий в школе. В связи с этим требования к хоровой и хормейстерской Управление культурой. 2°24. №2. подготовке учителей музыки постоянно повышаются. С. 25-3°. н^хи°

Приводятся результаты исследования, направленного на определение отношения к хоровым занятиям, хоровому пению студентов профиля «Музыковедение» педагогического университета города Чанчунь (Китайская Народная Республика). В качестве базовых дисциплин, осуществляющих хоровую, хормейстерскую подготовку студентов определяются хоровые занятия, хоровое сольфеджио и дирижирование.

Акцентируется внимание на значении хорового сольфеджио в практической подготовке обучающихся. Приводится подробное освещение содержания занятий по хоровому сольфеджио. Анализируется методическое обеспечение образовательного процесса, построенное на использовании методического опыта российских педагогов хорового сольфеджио, освещается имеющееся в практике китайского музыкального образования методическое обеспечение занятий по хоровому сольфеджио.

Делаются выводы о значимости дисциплины «Сольфеджио» в процессе хоровой подготовки студентов, необходимости тщательного продумывания содержания и методики занятий по курсу хорового сольфеджио.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ма Кэ - аспирант Уральского государственного педагогического университета (620091, Российская Федерация, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26); преподаватель консерватории Чанчуньского педагогического университета; Китайская Народная Республика, Чанчунь, № 677, Северная линия шоссе, Чанцзи, Чанчунь, провинция Цзилинь); 4389925@qq.com. SPIN-код: 6305-9717.

Статья поступила 26.05.2024, рецензия получена 07.07.2024, принята к публикации 10.07.2024.

© ABTop(bi) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

ГРНТИ: 18.45.15 EDN: MEBSEU

УДК: 371.895:792.09 ВАК: 5.8.2

SOLFEGIO COURSE AS AN IMPORTANT ELEMENT CHORAL TRAINING OF MUSICAL STUDENTS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF CHINA

Ma Ke

Ural State Pedagogical University

(Ekaterinburg, Russia), Changchun Pedagogical University, (Changchun, People's Republic of China)

ABSTRACT KEYWORDS

The relevance of the problem of training music teachers at pedagogical Choral training of students, choral universities in China who are highly motivated to practice choral singing, singing, choral solfeggio who possess the knowledge and skills necessary for organizing and managing collective singing activities, aimed at developing interest in this type of FOR CITATION musical activity among their future students, is highlighted.

It is noted that the choral component is the most significant in the musical Ma Ke (2024). Solfeggio Course as an and pedagogical training of music teachers in China, which is associated with Important Element Choral Trai'rnnig the leading position of choral singing in the structure of music classes at of Musical Students in Pedagogical school. In this regard, the requirements for choral and choirmaster training of Universities of China. Management of music teachers are constantly increasing. Cultuœ, 2, 25-3°. EDN HDHXU°

The results of a study aimed at determining the attitude towards choral classes and choral singing among students of the Musicology major at Changchun Pedagogical University are presented. Choral classes, choral solfeggio and conducting are defined as the basic disciplines that carry out choral and choirmaster training for students.

Attention is focused on the importance of choral solfeggio in the practical training of students. A detailed coverage of the content of choral solfeggio classes is provided. The methodological support for the educational process, built on the use of the methodological experience of Russian choral solfeggio teachers, is analyzed, and the methodological support for choral solfeggio classes available in the practice of Chinese music education is highlighted.

Conclusions are drawn about the importance of the discipline «Solfeggio» in the process of choral training of students, the need for careful consideration of the content and methodology of classes during choral solfeggio.

AUTHORS' INFORMATION

Ma Ke - Postgraduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia (26, Cosmonauts Avenue, Ekaterinburg, 620091, Russian Federation); Conservatory Teacher, Changchun Pedagogical University, Changchun, No. 677, North Line of ChangjiHighway, Changchun, Jilin Province, People's Republic of China; People's Republic of China); 4389925@qq.com. SPIN-Kog: 6305-9717.

The article was submitted 05/26/2024; reviewed 07/07/2024; accepted for publication 07/10/2024.

© ABTop(bi) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

Введение

едагогическая профессия учителя музыки уникальна по своей многогранности, разнообразию видов деятельности. Деятельность педагога-музыканта носит ярко выраженный художественно-творческий характер. На протяжении всего развития музыкального образования в Китае базовой основой общеэстетического воспитания китайских школьников являются уроки музыки в школе, а в качестве значимого компонента и ведущего вида деятельности уроков музыки выступает хоровое пение -могучее средство формирования личностных качеств, развития творческих способностей, эстетического вкуса учащейся молодежи.

Реализация его воспитательного и развивающего потенциала возможна лишь при наличии квалифицированных педагогических кадров - учителей музыки, не только обладающих необходимыми знаниями в области теории музыки и дирижерско-хоровых дисциплин, владеющих вокальными, инструментальными, хоровыми исполнительскими навыками, но и умеющих организовывать и управлять коллективной певческой деятельностью, обладающих высоко развитой мотивацией к активному вовлечению воспитанников в хоровое исполнительство, привитию интереса к этому прекрасному виду музыкального творчества. Поэтому, несмотря на многовекторность профессиональной подготовки учителей музыки в Китае, вокально-хоровой компонент считается наиболее значимым в общей целостной структуре профессиональной подготовки учителя музыки.

Следует отметить, что в музыкально-педагогическом образовании Китая наблюдается определенная положительная динамика в качестве подготовки учителей музыки, в том числе и в ее вокально-хоровом компоненте. Но, как отмечает Чжао Ваньюэ [1], анализ общего состояния хорового образования в Китае позволяет выявить ряд противоречий: между пониманием необходимости модернизации образовательного процесса в условиях современных требований к профессиональному музыкально-педагогическому образованию и наличием определенных трудностей в условиях практической работы; между ориентированностью на активизацию творческой составляющей занятий хорового цикла и недостаточной освещенностью методических и инновационных подходов к решению этой задачи.

В то же время, как отмечают многие авторы, анализирующие состояние музыкального образования в условиях современных тенденций развития образования в Китае, требования к уровню хоровой и хормейстерской подготовки учителей музыки постоянно растут (Сяньюй Хуан, Лю Даньци, Сюй Минлу, Н. И. Кашина, Лю Цин, Сун Минфэн) [2, 3, 4, 5]. Они должны, кроме вышеперечисленных показателей профессиональной компетентности, знать и иметь опыт практического освоения: хоровой классики, детского вокально-хорового репертуара; современных произведений, разнообразных по музыкальному языку, стилевым и жанровым особенностям; уверенно ориентироваться

в разнообразии современных явлений, направлений музыкальной культуры (в том числе, популярной молодежной музыки); ориентироваться в музыкальных интересах и потребностях своих воспитанников; формировать у них умения анализировать «привлекательную» молодежную музыкальную среду, критически оценивать ее достоинства и недостатки.

Именно на подготовку таких музыкально-педагогических кадров должны ориентироваться педагогические вузы Китая, с каждым годом увеличивающие прием поступающих на музыкально-педагогические факультеты, отделения искусств, музыковедения.

Материалы и методы

I ля выявления отношения студентов (бу-I дущих учителей музыки, обучающихся по I профилю «Музыковедение» в Чанчуньском педагогическом университете Китайской ' Народной республики) к хоровым дисциплинам было проведено анкетирование. Результаты анкетирования демонстрируют следующие данные: присутствие довузовского опыта пения в хоре у незначительного числа студентов (25%) (не учитывался опыт коллективного пения на уроках музыки); наличие у большинства студентов мнения о том, что хоровое пение является традиционным музыкально-исполнительским жанром в Китае, отражающим тенденции времени и общественного развития (73,3%, 91%); слабую информированность об истории развития хорового исполнительства в Китае (83%); признание его воспитательного потенциала (до 80%).

Вызывает недоумение недооценка положительного влияния на развитие мышления (46%), речи (32%), вокальных данных (19%), музыкальных способностей (36%), коммуникативных умений (13%, что не совпадает с признанием привлекательности хорового пения в ходе совместного досуга с друзьями - 71%), наличия в хоровых занятиях креативности (49%) и когнитивного потенциала (7%). В качестве активного стимулятора развития интереса и мотивации к занятиям хоровым пением студенты определили расширение певческого репертуара за счет его разножанровости, разностиле-вой ориентации, активного включения в работу образцов популярной музыки (99%).

Результаты опроса свидетельствуют, в основном, о позитивном отношении студентов к занятиям хорового цикла, наличии понимания важности и необходимости хоровых дисциплин в подготовке педагогов-музыкантов. В то же время следует констатировать имеющуюся недооценку их когнитивно и коммуникативно развивающего потенциала.

Результаты исследования представляются в анализе содержания дисциплин хоровой направленности. Базовыми дисциплинами учебного плана Чанчуньско-го педагогического университета, направленными на хоровую и хормейстерскую подготовку будущих учителей музыки, руководителей школьных и внешкольных хоровых коллективов, являются хоровое сольфеджио и хоровые занятия, дирижирование.

Предмет «Chorus Training» (в практике он называ-

ется «Хоровое сольфеджио») перешел в Китай из опыта русской музыкальной педагогики, хотя сам является весьма древним и имеет итальянское происхождение.

Ценность занятий сольфеджио в подготовке учителей музыки является неоспоримым фактом. На уроках в ходе хорового сольфеджирования у студентов развиваются музыкальный слух, ладовое чувство, чувство метроритма, формируются базовые навыки совместного интонирования, необходимые для хорового пения и для управления коллективной певческой деятельностью на уроках музыки и внеурочных занятиях. Поэтому эти занятия являются обязательными для всех будущих учителей музыки без исключения (М. Е. Пороховниченко) [6].

При выстраивании содержания, выборе форм, видов, методов работы китайские педагоги хорового сольфеджио во многом опираются на опыт российских педагогов-музыкантов-хормейстеров. Например, в практике преподавания хорового сольфеджио рекомендуется использовать методические подходы, освещенные в пособиях Г. А. Струве («Хоровое сольфеджио») и И. Е. Тихоновой («Хоровое сольфеджио», «Хрестоматия по сольфеджио», построенных на основе хоровой музыки русских композиторов) [7, 8]. В то же время следует признать, что этот опыт в российском музыкально-педагогическом образовании ввиду уменьшения в учебных планах объема часов на специальные музыкальные дисциплины и сокращения самого предмета «Хоровое сольфеджио», к сожалению, в образовательной практике педагогических вузов стал менее востребован.

В Китае, несмотря на то, что в последние годы в подготовке педагогов-музыкантов наблюдается некоторый приоритет инструментальной и вокальной подготовки над хоровой, в настоящее время можно наблюдать положительные изменения в данной ситуации. Существенную роль в этом играют обстоятельства, связанные с трудоустройством молодых музыкантов-педагогов. Поскольку основными работодателями являются музыкальные школы для детей, частные или прикрепленные к консерваториям, в которых хоровое пение является весьма актуальным и востребованным видом музыкального исполнительства, у студентов появляется больше мотивации к занятиям хоровыми дисциплинами, в том числе хоровым сольфеджио.

Следует отметить различие в направленности содержания занятий по сольфеджио в школах, средних и высших учебных заведениях Китая. Чаще всего школьные занятия по сольфеджио основаны на разучивании простых в отношении музыкального текста народных и патриотических китайских песен для хора. Но при переходе на средний и высший уровни обучения студенты сталкиваются с непривычной европейской хоровой музыкой, которая ставит перед ними задачи нового уровня - полифоническое и гармоническое многоголосное хоровое пение. На начальном этапе подготовки студенты плохо знакомы не только с музыкальными произведениями западных и северных композиторов, но и с основными принципами их построения (интонационной природой, особенностями фактуры) (Чжан

Юе) [9]. Одной из наибольших сложностей становится многоголосное пение в гармонических вертикалях, так как музыкальное мышление народов Китая с древних времен основано на одноголосной музыке.

Формированию умений хорового сольфеджирования на занятиях сольфеджио уделяется серьезное внимание. Этому способствует использование различных упражнений по чтению с листа, поскольку для китайских студентов непосредственное участие в музицировании считается более эффективным методом подготовки, нежели слуховой анализ. Исходя из собственного опыта, автор может отметить, что слуховой анализ или анализ по нотам вызывает наибольшие трудности в работе, так как отсутствует понимание гармонической вертикали. Процесс его формирования и развития гармонического слуха, необходимого для хорового пения, может проходить двумя основными путями:

1. с помощью выполнения письменных заданий по гармонии в сочетании с углублением теоретической подготовки. В таком случае, опираясь на знания, студент сможет мысленно выстраивать аккордовую структуру, постепенно развивая слуховые представления;

2. с помощью выполнения заданий по интонированию этих аккордов и их гармонических последовательностей (так называемых «гармонических цепочек»).

Разумеется, в наилучшем варианте необходимо, чтобы подготовка сочетала оба метода. Но в большинстве случаев теоретическая подготовка находится на недостаточном уровне, поскольку занимает слишком много времени. В китайском музыкальном образовании она практикуется только в консерваториях. Поэтому решение задачи развития гармонического слуха приобретает особую значимость в процессе подготовки будущих учителей музыки, хормейстеров, организующих и управляющих певческой деятельностью на урочных и внеурочных музыкальных занятиях.

В ходе работы на занятиях хорового сольфеджио по развитию гармонического слуха мы используем следующие упражнения, приведенные И. Е. Тихоновой в методическом пособии: 1) построение аккорда по отдельным интервалам с помощью постепенного подключения к пению хоровых партий; 2) перемещение построенного аккорда на заданный интервал вверх или вниз всем хором одновременно; 3) перемещение построенного аккорда на заданный интервал вверх или вниз по отдельным партиям и группам партий; 4) распевание арпеджио по звукам аккорда каждой партией в отдельности; 5) смена ладового наклонения аккорда (с мажорного на минорный и обратно); 6) пение соединений двух или трех рядоположенных аккордов и секвенцирование этих соединений [8].

Солидаризируясь с мнением Си Вэнь (в статье «Взаимосвязь между хоровым преподаванием и визуальной тренировкой певческого слуха» - «п'ОЩгЛ!^^ [10], считаем, что начинать подготовку необходимо с установления взаимосвязи между звуковысотностью и ритмом: проблема координации восприятия звуковысотности и метроритма является довольно распространенной среди китайских студен-

тов. При пении в хоре ее нужно решать, начиная с совместного пения различных интервалов отдельными студентами, а затем партиями в различных ритмических группировках: таким образом, студенты поймут важность фиксации высоты и длительности звучания.

Пение западных произведений нередко сложно для восприятия и чтения хоровых партитур, так как в них используются разнообразные аккорды, типы положений голосов в партиях в соответствии с определенными законами звуковедения. К примеру, довольно часто встречающееся разделение одной хоровой партии на две родственные целиком исходит

из логики движения аккордов и их усложнения, поэтому интонирование их может быть затруднено. В данном случае в ходе хорового сольфеджирования в качестве упражнений по чтению с листа могут быть использованы как реальные хоровые партии разучиваемых хоровых партитур, так и рекомендуемые в учебных пособиях варианты многоголосных примеров (например в пособиях Б. К. Алексеева, Б. Калмыкова и Г. Фридкина, К. Н. Дмитревской) [11, 12, 13]. Особый интерес для использования в хоровом сольфеджиро-вании представляют учебные пособия - хрестоматии дидактической направленности с примерами образцов русской народной песенности и фрагментов русской классической музыки 19-20 вв.

Учебники по многоголосному и хоровому сольфеджио до последнего времени в Китае полностью отсутствовали. Тем не менее, многие китайские исследователи видят необходимость в хоровых упражнениях по чтению с листа. За последние годы вышло около десятка статей примерно одинакового содержания, изданных в различных консерваториях Китая. В каждой

ЩИ

Ш11 + Л Й

1>в £

«и. в»#изоо»

ц «ш

- |Гн 6 60 В 5 566»| В ВВ »1 О 1 Н ¿¿о|б---|

срзшш»

/

( 5 -

1|з1га:|| 5 - - -)|ё 5_2 5 б^-^з^г-] дашфжа) <«> К Л Й Ш

2 -

1 О -~-г-—¡-ч

| 2 1_2 4 - | 4_2 4_2А 5 - | 5

т.

Рис. 1. Отрывок из оперы «Седая девушка» Марко, записанный цифровой китайской нотацией

из них приведены рекомендации по формированию хоровых навыков при пении с листа. Разумеется, первоначальным, базовым условием является овладение европейской музыкальной грамотой, освоение европейской нотации. Дело в том, что в большинстве музы-

кально-педагогических систем Китая, рассчитанных на базовый школьный уровень, ноты и цифровая нотация изучаются в упрощенном виде: привычные ноты обозначены цифрами от 1 до 7, октавы - надстрочными точками, а их длительности - подчеркиваниями (рисунок 1). В эту нотацию включены европейские диезы и бемоли, обозначения размеров и тактовая система; тональности обозначены буквами, согласно английской системе.

Следует признать, что большинство имеющихся китайских пособий для хорового сольфеджирования более просты и рассчитаны в основном на обучение музыкальной грамоте, нежели на формирование гармонического слуха, а учебников для многоголосного сольфеджирования нет.

Единственным на сегодняшний день учебным пособием по хоровому многоголосному сольфеджио, созданным в Китае, является учебное пособие Инь Цзиньвень «Курс многоголосного пения с листа», изданное в Северо-Восточном университете [14]. Это пособие состоит из трех основных разделов, согласно количеству одновременно звучащих голосов - от двух до четырех; каждый раздел также имеет подразделы, таким образом, что приведенные музыкальные примеры выстроены по возрастающему уровню сложности. Интонационная база приведенных в пособии примеров лежит в мелодике китайских патриотических песен и народных песен, однако эти песни перестроены с учетом европейской хоровой фактуры.

Очень важно, что все примеры данного пособия используют только европейскую нотацию и европейскую хоровую терминологию, прежде всего - разделение голосов на сопрано, альты, тенора и басы. Автор экспериментирует с различным составом голосов во всех разделах; особенный интерес представляют переходные подразделы от двухголосия к трехголосию и от трехголосия к четырехголосию с включением дополнительной сольной партии к основному составу певцов.

Это пособие максимально рассчитано на китайское музыкальное мышление, точнее - на его эффективную перестройку с монодической системы на гармоническую. Оно предназначено для использования на старших курсах музыкальных колледжей и в музыкальных институтах и консерваториях.

Выводы

^^ледует отметить, что в настоящее время в практике музыкально-педагогического образования существует стабильная тенденция к повышению запроса со стороны педагогов-хормейстеров, преподавателей, ведущих предметы «Хоровое сольфеджио», «Хоровое пение», учителей, работающих с хоровыми коллективами (вокальными ансамблями) в центрах творчества, на обобщение имеющегося опыта по формированию навыков многоголосного сольфеджирования. Рассмотренные выше учебные пособия являются яркой иллюстрацией того, что существуют подобные материалы, и они могут являться ориентиром для творческих поисков педагогов в этом направлении.

Кроме того, собственный педагогический опыт автора подтверждает, что разрабатываемые и внедряемые в образовательную практику разнообразные приемы работы по развитию музыкального слуха (интонационного, ладового, гармонического), умений чтения с листа в процессе хорового сольфеджирова-ния не только способствуют повышению уровня развития музыкальных способностей студентов, навыков ансамблевого хорового исполнительства, но и развивают мотивацию к коллективному певческому музицированию.

Таким образом, тщательно продумав содержание и методику занятий по курсу хорового сольфеджио, можно достичь достаточно высокого музыкально-технического и художественного результата. Однако

также необходимо помнить, что на курс сольфеджио (а значит и хорового сольфеджирования) в учебных планах педагогических вузов отведен весьма ограниченный объем часов подготовки. Поэтому преподаватель должен перед началом курса правильно оценить исходные навыки своих студентов и выбрать те методические подходы, которые наиболее корректны и эффективны для данного контингента студентов. В то же время необходимо ориентироваться на очень высокую интенсивность работы по данной дисциплине, что позволит повысить качество подготовки не только по сольфеджио, но и сыграет существенную роль в повышении эффективности хоровых занятий, качества хоровой подготовки будущих учителей музыки.

СПИСОК

[1] Чжан Ваньюэ. Конвергенция слушательского и исполнительского опыта в процессе дирижёрско-хоровой подготовки в Китае // Человеческий капитал. 2019. № 10 (130). С. 11-15.

[2] Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2012. № 2. С. 155-159.

[3] Лю Даньци, Сюй Минлу, Кашина Н. И. Коллективное вокальное и хоровое исполнительство в педагогических университетах Китая // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, посв. 100-летию Пермского гос. гуманит.-пед. унта (25-26 марта 2021 г., г. Пермь). Пермь, 2021. Т. 1. С. 361-366.

[4] Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае : автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.02 -Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профес. образования). СПб., 2008. 22 с.

[5] Сун Минфэн. Современные тенденции в организации вокальной практики студентов китайских университетов // Традиции и инновации в культурно-образовательном пространстве Европы и Азии: международный сборник научных трудов / Уральский государственный педагогический университет; отв. ред. Л. В. Матвеева. Екатеринбург: УрГПУ, 2023. С. 189-195.

[6] Пороховниченко М. Е. Хоровое сольфеджио. Интонационно-слуховые упражнения. Минск: БГАМ, 2016. 100 с.

[7] Струве Г. А. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1988. 71 с.

[8] Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио: методическая разработка для хоровых отд. муз. училищ и муз. фак-в пед. институтов. Казань: Казанская гос. консерватория, 1975. 54 с.

[9] Чжан Юе, Чжоу Фанчжу. Подготовка китайских студентов - будущих учителей музыки к обогащению эмоционального опыта школьников при восприятии музыки европейской традиции // Гносеологические основы образования: материалы II Международного научного форума. Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2024. С. 332-336.

[10] Си Вэнь. Взаимосвязь между хоровым преподаванием и визуальной тренировкой певческого слуха // China Academic Journal, 2016. С. 79-80 (на китайском языке).

[11] Алексеев Б. К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 2018. 336 с.

[12] Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть вторая: двухголосие. 7-е изд., переработ. и доп. М.: Музыка, 1970. 178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Дмитревская К. Н. О преподавании четырехголосного гармонического сольфеджио: метод. пособие. М.; Л.: Музыка [Ленингр. отд-ние], 1964. 87 с.

[14] Инь Цзиньвень. Курс многоголосного пения с листа. Чанчунь: Изд-во Северо-Восточного Гуманитарного Университета (на китайском языке).

REFERENCES

[1] Zhang, Wanyue. (2019). Convergence of listening and performing experience in the process of conducting and choral training in China / Zhang Wanyue // Human capital, 10 (130), 11-15.

[2] Xianyu, Huang. (2012). The system of music education in China / Xianyu Huang // Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture, 2, 155-159.

[3] Liu Danqi, Xu Minglu, Kashina N.I. (2021). Collective vocal and choral performance in pedagogical universities of China / Liu Danqi, Xu Minglu, N.I. Kashina // Musical and cultural education in the realities of modern society: collection of materials. All-Russian scientific and practical. conf. with international participation, dedicated to the 100th anniversary of Perm State Humanitarian-Pedagogical University (March 25-26, 2021, Perm). N.V. Morozova. Ed. staff N.A. Egoshin, P.P. Ostanin, M.E. Pylaev, L.D. Pylaeva, N.A. Tsareva, L.V. Kaplun, E.V. Kravchik (Ed). Perm State Humanitarian-Pedagogical University. Perm. - Vol. 1, 361-366.

[4] Liu, Qing. (2008). Higher music and pedagogical education in modern China: author's abstract. diss.... cad. ped. sciences: 13.00.02 - Theory and methods of teaching and upbringing (music, levels of general and vocational education). SPb.

[5] Sun, Minfeng. (2023). Modern trends in the organization of vocal practice of students of Chinese universities / Sun Minfeng // Traditions and innovations in the cultural and educational space of Europe and Asia: international collection of scientific papers / Ural State Pedagogical University; editor-in-chief L. V. Matveeva. Ekaterinburg: UrGPU.

[6] Porokhovnichenko, M.E. (2016). Choral solfeggio. Intonation-auditory exercises. Minsk: BGAM

[7] Struve, G.A. Choral solfeggio: Methodological manual for children's choral studios and groups. (1988).(Ed). M.: Soviet composer.

[8] Tikhonova, I.E. (1978). Choral solfeggio. Kazan: Kazan State Conservatory.

[9] Zhang, Yue. (2023). Training Chinese students - future music teachers to enrich the emotional experience of schoolchildren in the perception of music of the European tradition / Yue Zhang, Fangzhu Zhou // Gnoseological foundations of education: materials of the II International scientific Forum. - Lipetsk: LSPU im. P.P. Semenova-Tyan-Shansky.

[10] Xi, Wen. (2016). The Relationship between Choral Teaching and Visual Training of Singing Ear. China Academic Journal.

[11] Alekseev, B.K. (2018). Harmonic Solfeggio. M.: Music.

[12] Kalmykov, B., Fridkin, G. (1970). Solfeggio. Part Two: Two-Party. -Seventh Edition, Revised and Supplemented. M.: Music.

[13] Dmitrevskaya, K.N. (1964). On Teaching Four-Part Harmonic Solfeggio. M.: D.

[14] Yin, Jinwen. Course of Polyphonic Sight-Singing. Changchun: Publishing House of Northeastern Humanitarian University (in Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.