6) мотивационное обеспечение деятельности преподавателя, курсантов и слушателей, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
7) указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности военного преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил [1].
Стратегию современного высшего военного образования составляют развитие и саморазвитие личности будущего офицера, способного не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей военной
Библиографический список
школы на приоритет личностно развивающих и профессионально ориентированных технологий обучения [1].
В основе разработки технологий обучения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности курсантов и управленческой деятельности военного преподавателя:
1) постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием;
2) формулирование частных дидактических целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов;
3) выбор оптимальных методов, форм и средств обучения;
4) организация хода учебного процесса;
5) оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса с целью гарантированного достижения поставленных целей [1].
1. Образцов, П. И. Дидактика высшей военной школы [Текст] : учеб. пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин. — Орел : Академия спецсвязи России, 2004. — 317 с.
2. Долженко, О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе [Текст] : метод. пособие / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. — М. : Высш. шк., 2007. — 191 с.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 2006. — 270 с.
4. Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии : Дидактический инструментарий [Текст] / В. А. Гузеев. — М. : Сентябрь, 2010.
5. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. — М. : Педагогическое общество России, 2009. — 235 с.
6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 3-е изд. — М. : Академия, 2007. — 192 с.
7. Новые образовательные технологии в вузе [Текст] : сб. материалов VI Междунар. науч.-метод. конф., 2-5 февр. 2009 г. В 2 ч. Ч. 1. — Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ — УПИ», 2009. — 416 с.
8. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2009.
9. Седых, В. И. Инновационные технологии как основа повышения качества образования [Текст] / В. И. Седых. — М. : Нар. образование, 2013. — 185 с.
10. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н. Ф. Талызина. — М., 2003. — 205 с.
УДК 377+61 Д. В. Нечепуренко, зав. лабораторией
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. филол. наук, г. Челябинск, e-mail: labnew.chirpo@mail.ru
КУРС ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (ВАЛЕОЛОГИИ) КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО
В статье обосновывается польза курса профилактической медицины (валеологии) как здоро-вьесберегающей технологии в контексте модернизации российского образования с целью оп-
тимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создания в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; описаны способы ее внедрения в образовательный процесс ПОО.
Ключевые слова: образовательная организация, СПО, здоровье, здоровьесберегающие технологии, образование.
Согласно Концепции модернизации российского образования, одним из приоритетных направлений является проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышения качества и количества занятий физической культурой, организации мониторинга здоровья. Образовательные организации, модернизируя свои образовательные системы и внедряя новые технологии, сталкиваются с многочисленными проблемами, такими, например, как нехватка оборудования, компьютерной техники и т. д. Но даже при должном техническом оснащении не все составляющие образовательного процесса находятся в оптимальном состоянии. Его слабым местом в последние годы стал сам контингент обучающихся по причине слабого здоровья. Сегодняшнее молодое поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущие. В среднем по России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, в то время как 45-50 % имеют серьезные отклонения в здоровье [1]. Годность призывников к строевой службе снизилась при призыве в армию до 80 % [2]. Соответственно, у таких студентов — будущих специалистов ниже обучаемость и производительность труда.
В последние годы в педагогике используется понятие «здоровьесберегающие технологии», предполагающее консолидацию всех усилий, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся. Целью здоровь-есберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья студентов. Важность этой цели закреплена и в государственных документах, таких, например, как федеральные законы (от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В приказе Министерства образования РФ от 15.05.2000 № 1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного
учреждения» был обоснован приоритет здоровья среди других направлений учебно-воспитательной работы в ссузе. Однако, как отмечают исследователи (Е. А. Гараева), попытки подчинить учебные цели медицинским, в первую очередь посредством уменьшения учебных нагрузок, увеличения перерывов между занятиями, приводили к расхождению педагогических результатов с социальным запросом общества за счет увеличения суммарного времени занятости обучающихся [3].
Для успешного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся можно пойти на компромисс с существующими формами образовательного процесса с целью его оптимизации. Один из таких способов — частичное замещение классных часов (или их заполнение) курсом валеологии (профилактической медицины), акцентирующим внимание личности обучающегося на здоровье, его укреплении и профилактике заболеваний. В 2003 г. коллективом преподавателей Челябинского государственного педагогического университета (З. И. Тюма-севой, И. Л. Ореховой и др.) были разработаны валеологические рекомендации «На пути к здоровью» [4]. Этот сборник, состоящий из разных тематических блоков, направлен на оздоровление любого человека, не требует наличия дорогого современного медицинского оборудования; действенность и безвредность приведенных в сборнике рекомендаций и упражнений была проверена как веками традиционного использования народами всего мира, так и многолетними научными исследованиями. Данный курс может усилить здоровьесберегающую сторону образовательного процесса путем коррекции рабочей программы и структуры занятий по физической культуре. На практике это будет выражаться добавлением к уроку одного-двух новых специальных небольших и несложных в выполнении упражнений.
Другой организационный способ использования этой здоровьесберегающей технологии — открытие кружка дополнительного образования, либо обучающего классической медицине, либо упрощенного, возможно, более увлекательного и доступного, связанного с культурологией и основами безопасности жизнедеятельности. Привлекательным
выглядит получение обучающимися соответствующих сертификатов после завершения курсов для последующей возможности использовать полученные навыки, например, для работы инструктором в фитнес-клубе или массажистом.
Изначально идея приоритетности здоровья в образовательной организации должна быть общей, исходить от руководства, объединять и сплачивать работу всех участников образовательного процесса, а не просто быть добавленной в образовательный процесс в виде технологии для формального исполнения. Необходимо показывать и повторять обучающимся, что быть здоровым — это престижно, модно, более того, необходимо.
Исходными посылками в разработке программы формирования безопасного и здоровье-сберегающего образовательного пространства должны быть:
1) придание образовательно-воспитательному процессу максимально возможного индивидуально ориентированного характера с целью как можно более полной реализации личностного потенциала обучающихся;
2) повышение уровня здоровья студентов;
3) воспитание у студентов культуры здоровья;
4) повышение валеологической компетентности преподавателей;
5) валеологическая экспертиза и придание образовательно-воспитательному процессу безопасного и здоровьесберегающего характера;
6) валеологическое просвещение родителей;
7) создание в образовательной организации условий для обеспечения здоровья и безопасности обучающихся и преподавателей.
На сегодняшний день валеология входит в учебные программы некоторых школ, изучается в вузах. Все больше родителей и самих детей признают полезность этого здоровьесберегаю-щего направления, которое делает акцент на индивидуальном здоровье. В отличие от медицины, валеология способствует выработке особого отношения к здоровью: происходит постоянный анализ его состояния, сохранение и укрепление; ведется профилактика возможных заболеваний, а не только лечение уже возникших.
Приведем конкретные примеры наполнения здоровьесберегающего курса (задания и упражнения). Уточним: речь может идти как о новой обязательной для образовательной организации самостоятельной дисциплине (валеология), так и о сокращенном дополнительном профилактическом курсе, предлагаемом на классных часах или встроенном в календарно-тематические
планы других смежных дисциплин, проводимом классным руководителем, преподавателем-предметником, психологом или медиком.
Например, для резкого повышения работоспособности, уменьшения утомляемости и улучшения памяти З. И. Тюмасева и И. Л. Орехова рекомендуют десять минут в день выполнять специальные несложные физические упражнения из серии «Гимнастика мозга». Одно из таких упражнений — «Двойной рисунок». Приведем его описание. Нужно взять в каждую руку карандаш или ручку и изобразить на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу, вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой — вниз, и наоборот, разводя в разные стороны [4].
Упражнение «Перекрестные шаги». Это может быть обычный шаг, но в такт движению левой ногой нужно коснуться ее правой рукой и, наоборот, при движении правой ногой нужно коснуться ее левой рукой. Это можно делать под музыку и без нее. Упражнение улучшает внимание и координацию движений и синхронизирует работу обоих полушарий мозга. Что это дает на практике? Умение логически просчитать ситуацию и одновременно управлять своими эмоциями. Упражнение «Перекрестные шаги» можно выполнять на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем — правого колена, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Это упражнение помогает нормализовать координацию, внимание, помогает почувствовать себя спокойнее, сфокусировать энергию, поскольку восстанавливается баланс левого и правого полушария мозга [4].
Творческие способности мозга зависят от того, насколько хорошо взаимодействуют между собой разные его отделы. Специальная гимнастика для мозга поможет скоординировать их работу.
Упражнение «Ленивые восьмерки». Делать это упражнение нужно медленно, плавно, осознанно, выполняя движения по большой траектории. Нужно вытянуть правую руку вперед и большим пальцем описать в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как символ бесконечности). Начните с центра лежащей восьмерки и двигайтесь влево вверх. Описав левую часть, перейдите к правой. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Движения должны быть медленными и осознанными. Следите при этом за движением большого пальца только глазами. Выполните упражнение три раза, затем то же проделайте
большим пальцем левой руки. После этого сцепите руки в замок, так чтобы большие пальцы были направлены вверх и образовывали перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте движение теперь уже двумя руками (три раза). Это коррекционное упражнение после работы на компьютере. Считается, что оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине [4].
Как видно из примеров, упражнения такого типа, успешно опробованные доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих в Калифорнии, легко могут вписаться в урок физкультуры на стадии разминки. «Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособные к обучению". В 1987 г. результаты гимнастики мозга были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал специальные упражнения по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50 %. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании» [5]. Эти упражнения легки в выполнении, не требуют чрезмерного напряжения, нетравмоопасны. При необходимости можно варьировать количество специальных упражнений, заменив ими классические разми-ночные упражнения или выполняя их дополнительно после основных. При особом интересе обучающихся к новым упражнениям следует рассмотреть замену большей части блока традиционных разминочных упражнений на занятии физкультурой на упражнения серии «Гимнастика мозга», поскольку природа движений в них идентична, или чередовать дни с традиционной и нетрадиционной разминкой. Кроме того, известно, что однообразие упражнений действует
Библиографический список
угнетающе на психику, особенно на женскую, соответственно резко снижает интерес к физической активности вообще. Таким образом, мы нашли пять способов экономии учебного времени для использования научно подтвержденной здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе без каких-либо материальных затрат для образовательной организации. Это включение занятий по валеологии в темы классных часов, в уроки по таким дисциплинам, как физкультура, биология, ОБЖ (ГО), организация кружка дополнительного образования.
Здоровые студенты — залог будущего благополучия государства. Традиционные формы учебных занятий практически не содержат здо-ровьесберегающего компонента, на занятиях в образовательных организациях обучающиеся быстро устают, теряют интерес к дисциплинам, длительные учебные нагрузки, естественно, приносят мало пользы здоровью. Между тем существуют доступные, проверенные временем и наукой методики оздоровления, использование которых позволит предупредить болезни, повысить качество умственного и физического труда обучающихся в образовательных организациях. Предложенная оздоровительная технология и пути ее внедрения актуальны в связи не только с тенденцией к увеличению учебной нагрузки, но и с тем, что в настоящее время досуг все больше сводится к просмотру видеофильмов, сайтов, к компьютерным играм на различных технических носителях, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения, с тем, что для поддержания оптимальной физической и психической формы количества занятий физкультурой в образовательной организации недостаточно, а их однообразие снижает эффективность обучения ввиду угасания интереса у студентов. При этом, решая проблему здоровьесбережения участников образовательного процесса, руководитель организации СПО чаще всего не может рассчитывать ни на помощь родителей, ни на систему государственного здравоохранения.
1. Положение молодежи в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://soc-work.ru/article/53.
2. Липецкая область : Генштаб изучает липецкий опыт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://regions.ru/news/1046000/.
3. Гараева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Гараева. — Оренбург : ОГУ, 2013. — 175 с.
4. Тюмасева, З. И. На пути к здоровью [Текст] / З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, С. В. Герт-нер, Е. А. Романова, М. И. Лешихин. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2003. — 94 с.
5. Программа «Гимнастика Мозга» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. razumniki.ru/gimnastika_mozga.html.