Научная статья на тему 'Курс подготовки аспирантов к научным выступлениям на английском языке'

Курс подготовки аспирантов к научным выступлениям на английском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / POST-GRADUATE COURSE / ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE BASED APPROACH / НАУЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / SCIENTIFIC PRESENTATIONS / ENGLISH FOR ACADEMIC PURPOSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригожина К.Б.

В статье излагается опыт кафедры иностранных языков Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова по обучению иностранному языку аспирантов по программе «Язык презентаций и научных дискуссий». В статье предлагаются пути оптимизации обучения и приводятся примеры заданий для самостоятельной работы. Особое внимание уделяется особенностям составления научных презентаций на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пригожина К.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing post-graduate students for international conferences

The article describes the experience gained by the Department of Foreign Languages of the Plekhanov Russian University of Economics in training post-graduate students in the course of foreign language “The Language of Presentations and Scientific Discussions.” The article considers methods and techniques aimed at developing language skills and competences necessary to successfully deliver scientific presentations at international conferences. The focus is also placed on the structure, features and content of academic presentations for international conferences.

Текст научной работы на тему «Курс подготовки аспирантов к научным выступлениям на английском языке»

УДК 378.046.4 К. Б. Пригожина

кандидат педагогических наук, доцент; кафедры иностранных языков № 1 Центра гуманитарной подготовки Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; e-mail: kira.prigozhina@gmail.com

КУРС ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ К НАУЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье излагается опыт кафедры иностранных языков Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова по обучению иностранному языку аспирантов по программе «Язык презентаций и научных дискуссий». В статье предлагаются пути оптимизации обучения и приводятся примеры заданий для самостоятельной работы. Особое внимание уделяется особенностям составления научных презентаций на иностранном языке.

Ключевые слова: аспирантура; обучение иноязычному общению; компе-тентностный подход; научная презентация.

Prigozhina K.

PhD (Pedagogy); Associate Professor, Department of Foreign Languages, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia; e-mail: kira.prigozhina@gmail.com

PREPARING POST-GRADUATE STUDENTS FOR INTERNATIONAL

CONFERENCES

The article describes the experience gained by the Department of Foreign Languages of the Plekhanov Russian University of Economics in training postgraduate students in the course of foreign language "The Language of Presentations and Scientific Discussions." The article considers methods and techniques aimed at developing language skills and competences necessary to successfully deliver scientific presentations at international conferences. The focus is also placed on the structure, features and content of academic presentations for international conferences.

Key words: post-graduate course; English for academic purposes; competence based approach; scientific presentations.

Обучение в аспирантуре является сегодня одной из ступеней высшего образования. Подготовка аспирантов в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова) предполагает серию программ обучения, состоящей из двух основных блоков: программ по обязательным базовым дисциплинам и программ дисциплин по выбору. К базовым дисциплинам относятся:

1) курс обучения аннотированию и реферированию научных статей;

2) курс общей языковой подготовки в области академического и научного общения на иностранном языке.

В блок дисциплин по выбору включены:

1) курс анализа и написания научных работ;

2) курс подготовки к научным презентациям на иностранном языке («Язык конференций и научных дискуссий»).

В настоящей статье мы рассмотрим одну из программ для аспирантов первого года обучения по дисциплине «Язык конференций и научных дискуссий».

Модуль курса по подготовке к публичным научным выступлениям и дискуссиям на иностранном языке чрезвычайно востребован у аспирантов в силу следующих причин:

- необходимость использовать иностранный язык как инструмент общения и взаимодействия в научном сообществе;

- возможность ознакомиться с научными достижениями коллег;

- способность поделиться собственными научными достижениями и открытиями.

Курс подготовки к научным выступлениям на иностранном языке имеет практическую коммуникативную направленность и направлен на совершенствование соответствующих языковых навыков, формирование речевых и коммуникативных умений, необходимых для участия в научных дискуссиях на иностранном языке, а также в международных научных конференциях с докладами, отражающими основные результаты исследований [Кузьменкова 2011].

Исходя из цели и задач курса, можно выделить умения, подлежащие формированию в рамках прохождения курса:

- представить на иностранном языке тему научного исследования, обосновать ее новизну и значимость;

- аргументировать позицию в выборе темы и области научного исследования;

- отобрать и использовать методы научного анализа и соответственно специфике научного исследования;

- высказывать предположения об ожидаемых результатах научного исследования на иностранном языке;

- подготовить краткое описание научного исследования для представления на международной научной конференции;

- изложить процедуру исследования, используя графики, таблицы и другой наглядный материал; использовать соответствующие лексические единицы для описания графического материала в рамках презентации;

- осуществлять речевое взаимодействие с коллегами на иностранном языке по тематике научно-исследовательского проекта;

- представить содержание и основные результаты своего научно-исследовательского проекта на иностранном языке в виде презентации согласно принятым международным стандартам ["МЫ^огк 2010; Ташгеп 2011] и сообразно предложенному плану организации научного доклада.

В качестве форм оценки результатов курса обучения по программе предлагаются на иностранном яхыке:

- устное представление и обоснование выбранной тематики научно-исследовательского проекта;

- устное представление фрагмента презентации:

- краткое описание цели, задач, новизны, практической значимости научного проекта;

- представление полученных в ходе научного исследования данных;

- обоснование использованных методов научного исследования применительно к собственному проекту;

- представление ожидаемых результатов научного исследования.

Итоговым контролем освоения курса обучения по программе является выступление аспиранта на иностранном языке с презентацией по тематике своей научно-исследовательской работы. К презентации на иностранном языке (зачетный проект) предъявляются следующие требования:

- выступление аспиранта должно содержать обзор целей, задач, методов, а также оценку практической значимости и результатов научного исследования в рамках выбранной научной темы (продолжительность выступления 15-20 минут, от 7 до 9 слайдов);

- выступление осуществляется по плану в соответствии с международными стандартами и требованиями к научным докладам на международных конференциях, с которыми аспирант знакомится в период прохождения курса.

Выступление оценивается в форме зачета и служит допуском к кандидатскому экзамену по иностранному языку.

Перед составителем курса обучения «Язык конференций и научных дискуссий на иностранном языке» ставится задача разработать задания для самостоятельной работы таким образом, чтобы они:

- способствовали формированию требуемых умений;

- соотносились с научным направлением и выбранной тематикой научной работы аспиранта;

- привлекали к самостоятельной проработке предоставленного теоретического материала;

- позволяли прийти к самостоятельным практическим выводам и результатам.

В качестве примеров можно привести задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомьтесь с правилами составления коммерческих и академических презентаций (подобранный материал предоставляется преподавателем).

2. Выберите из предложенных фрагментов видеоматериала примеры коммерческих и научных академических презентаций.

3. Посмотрите видеофрагменты научных презентаций и соотнесите их с темами, предложенными преподавателем.

4. Выберите из предложенного списка методов научного исследования те, которые Вы бы использовали в своей научной работе. Обоснуйте свой выбор.

5. Посмотрите видеофрагмент научной презентации. Определите использованные методы научного исследования и обоснуйте свою позицию относительно их выбора.

В рамках контроля выполненной аспирантами самостоятельной работы необходимо организовать на занятии в аудитории регулярное обсуждение ее результатов в парах и в мини-группах. Результаты обсуждения оглашаются, подвергаются критической оценке и обобщению в ходе совместной работы преподавателя и группы.

В заключение отметим, что способность студентов подготовиться к научной презентации формируется путем планомерной работы по формированию соответствующих умений и достигается благодаря тщательно продуманной и выстроенной программе, тематическому наполнению и методическому обеспечению курса обучения. Аспиранты, освоившие предлагаемую программу курса обучения, достигают

уровня владения иностранным языком, позволяющим им использовать иноязычные источники информации и участвовать в устном и письменном общении с зарубежными коллегами в профессиональной и научной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кузьменкова Ю. Б. Academic Project Presentations: учеб. пособие для студентов ст. курсов и аспирантов. 3-е изд. М. : Изд-во Московского университета, 2011. 132 с.

Tamzen A. Cambridge English for Scientists. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 108 p.

Wallwork A. English for Presentations at International Conferences // Springer publishing, 2010. 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.