Научная статья на тему 'Курс по выбору «Числовые системы» в контексте государственных образовательных стандартов третьего поколения'

Курс по выбору «Числовые системы» в контексте государственных образовательных стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛОВЫЕ СИСТЕМЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / NUMERICAL SYSTEMS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казачек Наталья Анатольевна

Для обсуждения общественности представлены государственные образовательные стандарты третьего поколения, построенные на основе компетентностного подхода. В статье описаны возможности курса по выбору «Числовые системы» в формировании компетенций будущего учителя математики, выделенных в ГОС третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казачек Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Numerical Systems Elective Course in the Context of State Educational Standards of the Third Generation

The article represents state educational standards of the third generation based on the competence approach. The author describes the possibilities of the Numerical systems course in formation of future Mathematics teachers competence, which are distinguished in SES of the third generation.

Текст научной работы на тему «Курс по выбору «Числовые системы» в контексте государственных образовательных стандартов третьего поколения»

4. Забелин С. Ф., Алымов М. И. Металловедение и технология наноструктурированных материалов: учеб. пособие для вузов. Гриф УМО ВППО. Чита: ЗабГГПУ, 2007. 141 с.

5. Забелин С. Ф., Забелин К. С. Системный анализ и критерии классификации наноструктурированных материалов // Технология машиностроения. 2006. № 3. С. 5-10.

6. Золотухин И. В., Калинин Ю. Е. Замечательные качества углеродных нанотрубок // Природа. 2004. № 5. С. 20-27.

7. Калинин Ю. Е. Нанокомпозиты // Физхом. 2001. № 5. С. 14-20.

8. Лякишев Н. П., Алымов М. И., Добаткин С. В. Объемные наноматериалы конструкционного назначения // Металлы. 2003. № 3. С. 3-16.

9. Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований / под ред. М. К. Роко, Р. С. Уильямса и П. Аливисатоса: пер. с англ. М.: Мир, 2002. 292 с.

10. Специализированная выставка нанотехнологий и материалов «КГГМЕХ — 2007» // Технология машиностроения. 2008. № 4. С. 87-91.

УДК 51 (07)

ББК Ч 486. 24/29

Н.А. Казачек

Курс по выбору «Числовые системы» в контексте государственных образовательных стандартов третьего поколения

Для обсуждения общественности представлены государственные образовательные стандарты третьего поколения, построенные на основе компетентностного подхода. В статье описаны возможности курса по выбору «Числовые системы» в формировании компетенций будущего учителя математики, выделенных в ГОС третьего поколения.

Ключевые слова: числовые системы, компетенция.

N.A. Kazachek

The "Numerical Systems" Elective Course in the Context of State Educational Standards of the Third Generation

The article represents state educational standards of the third generation based on the competence approach. The author describes the possibilities of the "Numerical systems" course in formation of future Mathematics teacher's competence, which are distinguished in SES of the third generation.

Key words: numerical systems, competence.

Дисциплина является обязательной единицей ГОС ВПО первого и второго поколений, в которых дается не только перечень дисциплин, но и определяются дидактические единицы и количество часов трудоемкости. Весь стандарт как социальный документ представ-

ляется как некий обязательный набор дисциплин, которому подчинены требования к учебно-методической обеспеченности, материально-технической обеспеченности и др.

Вероятно, предполагалось, что жесткая за-данность учебного плана, а также содержание образовательных программ, формируемых в соответствии с требованиями ГОС, позволят всем вузам одинаково и в полной мере реализовать эти требования.

Неудовлетворенность педагогической общественности и рынка труда современным состоянием российского образования, переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования привели к проектированию новых ГОС на основе компетентно-стного подхода.

В макете предложенного для обсуждения общественности ГОС третьего поколения результаты обучения определяются через сформированные компетенции. Компетенция определяется здесь как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен использовать знания о современной естествен-

нонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10); владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

общепрофессиональными (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

профессиональными (ПК):

в области педагогической деятельности: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности: умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурнопросветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-

просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-

просветительской деятельности (ПК-11).

Выражение результатов обучения через компетенции означает, с одной стороны, переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции, с другой стороны - расширение академической свободы относительно наполнения образовательных программ. Значительно сокращается инвариант-

ная часть стандарта, увеличивается степень свободы студента в выборе образовательных траекторий.

Рассмотрим возможности курса по выбору «Числовые системы», который мы предлагаем студентам физико-математического факультета ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского», в формировании компетенций будущего учителя математики в контексте ГОС третьего поколения.

Подтверждением нижесказанного могут служить результаты анкетирования студентов, обучавшихся по специальности 050201 Математика с дополнительной специальностью 050202 Информатика. Анкетирование проводилось в 2006/2007 и 2007/2008 учебных годах после изучения дисциплины федерального компонента «Числовые системы», но до экзамена по предмету и после экзамена и педагогической практики. В 2006/2007 учебном году в анкетировании до экзамена приняли участие 33 студента, а после экзамена и педагогической практики - 24. В 2007/2008 учебном году в анкетировании до экзамена приняли участие 27, а после экзамена и педагогической практики - 19.

В настоящее время проверка готовности вуза к реализации образовательной программы направлена на выявление соответствия образовательной программы дидактическим единицам, отраженным в стандарте. При этом дидактические единицы не соотносятся но не соотносящиеся с дидактическими единицами дисциплин школьной программы, что, на наш взгляд, очень важно сделать, так как каждая следующая ступень образования должна логически продолжать предыдущие, используя уже имеющиеся знания и умения.

Посмотрим, как в школе расширяется одно из основных понятий математики - число. В школьной практике установилась историческая последовательность развития понятия числа, которая отличается от логической схемы Ы<^<^()<^КаС тем, что дроби исторически появились намного раньше отрицательных чисел. Историческая схема ус-

тупает логической в стройности, но заслуживает предпочтения из дидактических соображений. Школьная схема обычно обосновывается тем, что понятие дроби (положительной) доступнее пониманию учащихся, чем понятие отрицательного числа.

В сознании учащихся годами складывается историческая схема расширения числовых систем, а одним из результатов общего образования должно быть сформированное представление о логической схеме расширения чи-

словых систем, умение характеризовать их порядковую и алгебраическую структуры согласно логической схеме.

Как результат, у большинства учащихся средней школы отсутствует правильное представление о расширении понятия числа, о чем говорит тот факт, что учащиеся не могут правильно классифицировать числовые множества. На это противоречие еще в 1986 г. указывает А.А. Столяр в учебном пособии «Педагогика математики» [6]. Возникшее противоречие может разрешить только учитель, имеющий соответствующую подготовку в области числовых систем.

А.Ш. Блох в предисловии к учебному пособию по числовым системам пишет: «С числами знакомятся уже в начальной школе и далее детально их изучают в течение всей учебы в школе и в вузе. Однако только в курсе «Числовые системы» предполагается логически безупречное последовательное построение числовых систем. Математически строгое построение теории необходимо для того, чтобы гарантировать истинность получаемых в этой теории утверждений. Важность такого построения обусловливается тем, что числовые системы являются фундаментом, лежащим в основании всей математики» [1; 3].

Возвращаясь к рассуждениям о статусе дисциплины, видим необходимым привести слова А.А. Виландеберк и Н.Л.Шубиной: «...так называемый дисциплинарный подход, используемый в системе подготовки специалистов, уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. По свидетельству психологов и других специалистов данный подход и дальше формирует «фрагментарную картину знаний» у выпускника, что снижает его профессиональную готовность к выполнению профессиональных задач. Это осложняется и статусом дисциплины в образовательном процессе: самодостаточная и, в известном смысле, самостоятельная единица учебного плана. Интеграция знаний, которая декларируется на концептуальном уровне, становится формальной» [2, 55-56].

Дисциплина «Числовые системы» способствует решению подобной проблемы, так как по своему содержанию обеспечивает интеграцию таких математических курсов, как алгебра, математический анализ, математическая логика. Приступая к изучению дисциплины «Числовые системы», студент должен освоить перечисленные выше математические курсы. С одной стороны, данный курс показывает новую, высшую ступень взаимосвязи математических курсов, а с другой, способствует актуализации

большого объема математических знаний на старших курсах, в преддверии государственной аттестации.

В подтверждение наших соображений приведем слова С.В. Ларина: «Курс «Числовые системы» следует читать на старших курсах, по нему надо иметь вариативные учебники. По нашему глубокому убеждению, на младших курсах доказательства утверждений для чисел должны основываться на их интуитивном понимании, а не на аксиоматических определениях. Для понимания требований строгости студент должен созреть. Только когда прослушаны основные курсы алгебры и теории чисел, геометрии и математического анализа, студенту следует предложить посмотреть на школьную математику с новых позиций, осознать ее нестрогость в ряде мест, обнаружить и устранить пробелы в школьных доказательствах, перевести интуитивные знания о числах на твердую основу доказательств, исходя из аксиом» [4, 13].

На первый вопрос анкеты: «Нужна ли, на Ваш взгляд, на завершающем этапе предметной подготовки студента дисциплина, позволяющая обобщить, структурировать и систематизировать изученный ранее материал, рассмотреть его на более высоком уровне строгости?» - предлагались три варианта ответов: «Да», «Желательно» и «Нет». Проценты выбранных ответов приведем в таблице (табл. 1).

Ответы на первый вопрос анкеты

Таблица 1

Варианты предложенных ответов Учебный год

2006/2007 2007/2008

Да 42% 58% 52% 53%

Желательно 55% 42% 44% 37%

Нет - - 4% 11%

На второй вопрос анкеты: «Можно ли считать таковой в смысле математической подготовки дисциплину «Числовые системы»?» предлагалось три варианта ответов: «Да», «Не совсем» и «Нет». Проценты выбранных ответов приведем в таблице (табл. 2).

Ответы на второй вопрос анкеты

Таблица 2

Анализ ответов на пятый вопрос анкеты: «Подразумевает ли, на Ваш взгляд, изучение дисциплины «Числовые системы» актуализацию и интеграцию содержания других математических дисциплин? Если да, то каких именно дисциплин» представим в таблице в процентном соотношении (табл. 3).

Ответы на пятый вопрос анкеты

Таблица 3

Необходимо акцентировать внимание еще на одной особенности курса «Числовые системы». С одной стороны, он имеет прямой выход на школу, о чем шла речь выше, т.е. имеет прикладной характер, а с другой, обеспечивает фундаментальную общетеоретическую подготовку студента.

При обучении студентов фундаментальным дисциплинам часто возникают сложности с мотивацией. Ведь в большинстве случаях фундаментальные знания не имеют прямого отношения к практике. Мотивировать студента на изучение прикладных дисциплин значительно легче. Часто оказывается достаточным указание той сферы деятельности, где можно применить полученные знания и умения непосредственно, в конкретных ситуациях.

При изучении фундаментальной дисциплины «Числовые системы» проблемы с мотивацией не возникают. Как мы уже отмечали выше, с точки зрения педагогического образования, эта дисциплина является прикладной, областью ее непосредственного применения

Варианты предложенных ответов Учебный год

2006/2007 2007/2008

Да 39% 46% 37% 42%

Не совсем 48% 54% 59% 47%

Нет 9% - 4% 11%

Варианты ответов, предложенные студентами Учебный год

2006/2007 2007/2008

Да 100% 92% 81% 68%

Алгебра 91% 75% 81% 63%

Аналитическая геометрия 6% - - -

Арифметика - - 4% -

Геометрия 6% 8% 7% -

Дискретная математика 3% 4% - -

Дифференциальное исчисление - 4% - -

Линейная алгебра 6% 4% - -

Математическая логика 30% 13% 11% 5%

Математический анализ 67% 42% 33% 32%

Основания геометрии 6% - - -

Теория алгоритмов - - 4% -

Теория функций действительного переменного 12% 4% 4% 11%

Теория функций комплексного переменного 21% 13% 4% 5%

Теория чисел 33% 42% 37% 53%

Функциональный анализ 9% - 4% -

Численные методы - 4% - -

является школа. В этом особая ценность дисциплины.

Б.В. Гнеденко пишет: «Я убежден в том, что и методические, и педагогические подходы должны быть на каждой лекции, на каждом занятии. Студент должен усвоить прежде всего, что хорошо заученные знания еще не знания, их необходимо самостоятельно продумать, осмыслить, сделать орудием дальнейшего познания. В каждом математическом курсе должны быть установлены связи со школьным курсом математики. При этом лекции и практические занятия должны быть построены так, чтобы они опирались на уже имеющиеся у студента знания и в то же время расширяли и углубляли их. Этим самым студенты приучались бы как бы сверху смотреть на материал школьного курса и лучше разбираться в его содержании. Каждая из математических дисциплин должна увязываться с задачами практики, поскольку педагогу нужно знать о тесном взаимодействии теоретической математики и практики» [3, 20].

Учитель должен понимать, что, объясняя детям в начальной школе способ образования каждого следующего числа из предыдущего и единицы, он подводит их к пониманию аксиомы образования натурального ряда, обучая детей различным приемам сложения и вычитания, он знакомит их с основными законами и свойствами этих действий. Так начинает закладываться фундамент математического образования учащихся.

Курс «Числовые системы» является иллюстрацией фундаментальных методов - аксиоматического, метода математической индукции и метода обобщений.

Г.И. Саранцев выделяет следующие функции обучения математике: образовательная, воспитательная, развивающая, эвристическая, прогностическая и эстетическая. Отметим особое значение курса «Числовые системы» в реализации развивающей функции обучения. По Г.Н. Саранцеву, развивающая функция «. заключается в формировании у учащихся познавательных психических процессов и свойств личности: внимания, памяти, мышления, познавательной активности и самостоятельности, способностей. К развивающей функции обучения относится формирование логических приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и т.п.), общеучебных приемов» [5, 33-34].

Аксиоматическое построение числовых систем требует высокой степени абстракции материала. Курс имеет большое значение в формировании умения абстрагироваться от

конкретных давно известных фактов о числах и воспринимать числовые системы на новом, высоко научном уровне.

Одним из итогов изучения курса является умение классифицировать числовые системы по разным принципам: по виду алгебры (полукольца, кольца, поля), по возможности упорядочивания (упорядоченные, неупорядоченные), по виду наведенного порядка (линейно упорядоченные, частично упорядоченные, строго упорядоченные, нестрого упорядоченные) и т.д. Для достижения подобного результата прием сравнения должен сопутствовать изучению материала на каждом этапе.

Развитие взаимно обратных операций обобщения и конкретизации происходит на протяжении всего курса. С одной стороны, идет обобщение материала из курсов математического анализа, алгебры, математической логики и геометрии, а с другой стороны, давно известный материал конкретизируется с точки зрения числовых систем.

На третий вопрос анкеты: «Формированию каких из ниже перечисленных приемов умственной деятельности, на Ваш взгляд, способствует изучение дисциплины «Числовые системы»?» - предлагалось шесть вариантов ответов: «Синтез», «Анализ», «Систематизация», «Классификация», «Обобщение» и «Конкретизация». Проценты выбранных ответов приведены в табл. 4.

Ответы на третий вопрос анкеты

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варианты предложенных ответов Учебный год

2006/2007 2007/2008

Синтез 21% 29% 19% 21%

Анализ 67% 38% 30% 26%

Систематизация 79% 63% 67% 58%

Классификация 21% 54% 26% 32%

Обобщение 55% 67% 67% 68%

Конкретизация 58% 63% 37% 16%

Предлагаемые макеты ГОС третьего поколения предполагают серьезные изменения в политике вузов. В качестве ключевых позиций, определяющих статус вузов, выделяется, в первую очередь, качество предоставляемых образовательных услуг. Каждому вузу необходимо определить, какие факторы и в какой степени влияют на достижение качественного образования.

Не менее сложным и не менее актуальным является вопрос определения критериев эталонного уровня качества знаний. Дисциплина становится одним из главных способов фор-

мирования компетенций. Оценка уровня приобретенных компетенций во многом определяется в рамках конкретных дисциплин. Однако не количество дисциплин в учебном плане становится основополагающим, а роль конкретных дисциплин в становлении профессионального облика будущего специалиста. При сохранении дисциплинарного подхода следует определить функциональное назначение каждой дисциплины и ее статус в учебном плане. Предлагается рассматривать каждую дисциплину с точки зрения ее роли в формировании компетенций.

Подводя итог рассуждений о возможностях курса «Числовые системы», определим, в формировании каких компетенций, предложенных в ГОС третьего поколения, изучение числовых систем особо значимо.

ОК-1: познакомить студентов с трудностями обоснования учения о числе, пробудить интерес студентов к вопросам обоснования математики - необходимой предпосылке повышения их математической культуры и углубления математической интуиции - одна из особенностей курса «Числовые системы». Высокий уровень научности курса дисциплинирует обучающегося, способствует формированию умения обосновывать свои умозаключения, быть аккуратным в суждениях. При изучении курса активизируются все приемы умственной деятельности. Исходя из выше сказанного, можно смело говорить о формировании у студентов культуры мышления.

ОК-2: в формирование компетенции большой вклад вносят рассуждения о существовании исторической и логической схем расширения числовых систем. Об их различии и преимуществах с различных точек зрения: дидактической, логической и мировоззренческой.

ОК-4: содержание курса «Числовые системы» способствует формированию умения применять такие фундаментальные математические методы исследования и моделирования явлений и процессов материальной и не материальной природы, методы построения научных теорий, как аксиоматический, обобщающий, индуктивный.

ОК-6, ОПК-3: строгость построения содержания курса способствует формированию умения обосновывать каждый шаг в рассуждениях, что делает речь, устную и письменную, ясной и аргументированной. Особое значение в формировании компетенции ОК-6 играет

язык математической логики, на котором ведется построение числовых систем.

ОК-14, ОК-15: курс «Числовые системы», как и вся математика в целом, не делит людей по национальностям, по религии и т.д. Она едина для всех людей, доступна всем, и история математических открытий охватывает многие государства. При изучении числовых систем необходимо обратиться к истории математики от самых ее истоков, когда люди осваивали натуральный счет, до современного периода развития теории гиперкомплексных чисел. Прослеживая историю расширения числовых множеств, студент знакомится с культурой и бытом различных стран, где бытовые вопросы, а потом и собственно математические привели к необходимости расширить уже имеющееся множество чисел.

ОК-16: курс «Числовые системы» заставляет студентов усомниться в истинности утверждений, которые известны им из школы. Например, коммутативность сложения натуральных чисел. Доказательство этого утверждения далеко не очевидно. Вместе с тем все помнят с первого класса правило из учебника «От перестановки мест слагаемых сумма не меняется». На первых занятиях у студентов возникает недоумение, следствием чего являются бурные дискуссии и полемики.

ОПК-1: открытие неочевидности, казалось бы, очевидных утверждений на завершающем этапе предметной подготовки бакалавров имеет особое методическое значение. Осознается особая значимость профессии учителя математики. Зная о сложности и многогранности мира, нужно искусно и аккуратно ввести в этот мир детей.

ОПК-4: на уроках математики школьники открывают новые числа согласно исторической схеме, а одним из результатов общего образования должно быть сформированное представление о логической схеме расширения числовых систем. Задача учителя ответственно относиться к расширению числовых систем, закладывая как основу логическую схему. Сформировать необходимые для этого умения у учителя позволяет курс «Числовые системы».

ПК-1: курс «Числовые системы» вооружает будущего учителя математики фундаментальными знаниями о числе, что способствует грамотному изложению базового математического материала в школе, а также, как отмеча-

ют сами студенты при заполнении анкет, поможет в разработке элективных курсов и факультативов по математике в школе.

Рассматривая возможности курса «Числовые системы» в контексте предложенной в

стандартах третьего поколения классификации компетенций, мы видим, что курс особо значим в формировании общекультурных компетенций.

Список литературы

1. Блох А. Ш. Числовые системы: учеб. пособие для пед. ин-тов по мат. спец. - Минск: Вышэйшая школа, 1982. - 158 с.

2. Виландеберк А. А., Шубина Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения: метод. пособие для преподавателей. - СПб.: Изд-во HUGE, 2008. - 168 с.

3. Гнеденко Б.В. Об образовании преподавателя математики средней школы//Математика в школе. - 1989. -№3. - С. 19-22.

4. Ларин С.В. Об изучении в педвузах школьной математики // Математика в школе. - 1990. - №4. - С. 13.

5. Саранцев Г.И. Методология методики обучения математике. - Саранск: Красный Октябрь, 2001. - 139 с.

6. Столяр А.А. Педагогика математики: учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Вышейшая школа, 1986. - 414 с.

УДК 621.01 (07)

ББК Ч 486.81

Л.Я. Калашникова

Технология организации образовательного процесса по курсу «Теория механизмов и машин»

Изучение курса «Теория механизмов и машин», осуществляемая на основе модульнорейтинговой программы, состоящей из четырех учебных модулей. Каждый учебный модуль представляется однотипно: содержание, цели обучения, познавательная деятельность студентов, контроль.

Ключевые слова: Модульно-рейтинговая технология, модуль, учебный модуль, образовательный процесс, рейтинг.

L.Ya. Kalashnikova

The Technology of Educational Process Organization in "The Theory of Mechanisms and Machines" Course

The course "The Theory of Mechanisms and Machines" is taught on the basis of modularrating programme consisting of four modules. Each academic module has a typical structure: contents, aims of study, cognitive activities of students, control.

Key words: modular-rating technology, module, academic module, educational process, rating.

Для достижения цели профессиональной подготовки будущих учителей технологии

большое значение имеют формы организации процесса обучения. Качество профессиональной подготовки находится в прямой зависимости от педагогической технологии. В настоящее время актуальными являются методики, основанные на гибкой модульно-рейтинговой технологии (А. Артемов, Н. Павлов, В.Д. Чернилевский, М.А. Чошанов и др.), способствующие расширению спектра самостоятельной учебнопознавательной деятельности студентов и организации процесса обучения [1; 2; 3].

Организация образовательного процесса на основе модульно рейтинговой технологии состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационнометодические блоки (модули). Содержание и объём модулей варьируется в зависимости от профильной и уровневой дифференциации обучающихся и дидактических целей. Центральным понятием технологии модульного обучения является понятие «модуль», сущность которого теоретиками и практиками трактуется не совсем однозначно. Пользуясь подходами Д.В. Чернилевского, Р.С. Бекировой и М.А. Чо-шанова, принимаем, что модуль - это укрупненная единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок.

Суть технологии модульного обучения заключается в том, что содержание учебного предмета оформляется в виде программы, проектирование которой ведется на основе общепринятых принципов: компоновки содержания учебного предмета вокруг базовых понятий и методов; систематичности и логической последовательности изложения учебного материала; целостности и практической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.