УДК 632.937
Курс - на биометод
В.Г. КОВАЛЕНКОВ, заведующий
Кавминводской биолабораторией Ставропольской станции защиты растений Д.А. ГЛУШКО, начальник
Предгорной районной станции защиты растений В.В. ПЛОТНИКОВА, заведующая фитосанитарным пунктом
На территории Предгорного района Ставропольского края сосредоточен основной лечебно-санаторный комплекс региона Кавказских Минеральных Вод. Его сельскохозяйственные угодья прилегают к известным городам-курортам - Кисловодску, Пятигорску, Ессентукам. Отсюда повышенные экологические требования ко всем формам хозяйственной деятельности человека, включая защиту растений. В частности, запрещено проводить сплошные обработки посевов и посадок пестицидами с помощью авиации. В то же время узаконены требования широкого использования безопасных для человека и окружающей среды биологических методов защиты растений.
В связи с этим потребовался переход от практиковавшейся химической борьбы к разработке и освоению приемов интегрированного управления вредными организмами. Такую задачу нельзя было решить, не оценив на месте возможности и параметры эффективного применения предлагаемых наукой средств и методов биологического контроля. Для этого руководство станции еще в 1972 г. пошло на создание первой в крае биолаборатории именно в Предгорном районе (станица Ессентукская). Как и во всей стране, работу начали с трихо-граммы. Установили, что в агроце-нозах томатных, кукурузных, капустных полей превалирует ТпсИодгат-
та еуапевсепв(совочная и огневоч-ная формы), которую и стали в массе размножать. Наращивание производства сопровождали испытаниями норм, сроков, кратности применения. К 1990 г. объем наработки яйцепаразита достиг 62,4 кг. Однако во время перестройки земледельцы стали отказываться от применения трихограммы. Причина не в том, что выбрали плохой энтомо-фаг, а в сужении емкого и многофакторного понятия биометода до использования одного энтомофага. Дальше нельзя было не учитывать, что трихограмма способна снижать численность одного-двух вредителей на культуре в среднем на 50 %, но не подавлять весь их комплекс. Нужен был набор энтомофагов, способный воздействовать на все фазы развития вредителей, обладающий расширенным спектром активности, а также требовалось выявить возможности и условия их применения друг с другом и с микробиологическими и химическими препаратами, то есть научно обосновать интегрированные системы применительно к каждой из возделываемых культур, а на примере хозяйств района показать их преимущества перед односторонней химизацией и развернуть внедрение. Научное и производственное направления сосредоточили на базе зональной биолаборатории станции. В 1990 г. был создан опорный пункт, который с 1993 г. функционирует в составе ВНИИБЗР.
Такой подход полностью оправдал себя. Проводимые в лаборатории эксперименты всегда имели продолжение на полях и в садах как коллективных, так и фермерских хозяйств. Практики участвовали в закладке опытов, оценке их пользы и при получении требуемой эффективности вносили поправки в организацию и тактику защиты на производственных посевах и посадках.
Разрабатываемая система должна была обладать многовариантностью, антирезистентной направленностью и экологической выверенно-стью. Вначале внимание уделили формированию ассортимента биосредств, но при их испытаниях стало очевидным, что энтомофаги и микробиопрепараты реализуют свои возможности только в условиях ослабленного пестицидного пресса на агроценозы либо при отмене химобработок.
Упорядочение химического метода сопровождалось подбором, испытанием энтомофагов, бактериальных препаратов. В дополнение к трихо-грамме были отловлены два вида местного эктопаразита гусениц габро-бракона (НаЬгоЬгасоп ИеЬе1ог и Н. уа-педа1ог), уточнены их биоэкологические показатели, эффективность на полях, налажено массовое размножение и разработаны рекомендации. Н. ИеЬе1ог на томате, сладком перце уничтожает до 91 % гусениц хлопковой совки, а на сое и кукурузе, кроме совки, - до 78 % акациевой огневки и стеблевого мотылька. Второй вид габробракона оправдал себя на капусте: снижал численность капустной белянки на 89 % и капустной совки -на 74 %. Завезенный из ВНИИБЗР и размноженный клоп подизус (РосН-вив тасиНуепМв) после расселения уничтожал до 96,5 % личинок колорадского жука.
В садовых агроценозах отловили элазмуса (Б^тив а1Ырепп1з), который способен поражать до 73 % гусениц плодожорок и листоверток. В связи с увеличением в садах численности плодовых клещей интродуци-ровали в Предгорный район и расселили два вида хищных клещей -ТурЫоСготив руп и АтШувешв са^огпюив. Эти акарифаги прижились и стали уничтожать до 81 % вредителей. В зональной лаборатории был размножен и испытан выявленный в садах естественный враг многих листоверток, яблонной плодожорки, зимней пяденицы,американской белой бабочки - дибрахис ^ЬгасИув сауив). При выпусках в
С ЗАБОТОЙ ОБ ЭКОЛОГИИ
Таблица 1
Ассортимент и объемы производства биологических средств защиты растений _Кавминводской биолаборатории в 2004—2006 гг._
Произведено (л (кг)) Биологическая
Биоагент Kультура Объект контроля эффекти-
2004 г. 2005 г. 2006 г. вность (%)
Псевдобактерин-2 16914 23220 31357 Озимые зерновые, овощные Комплекс патогенов 66-85
Бактофит 510 1298 800 Капуста Комплекс патогенов 56-73
Лепидоцид 4370 3820 2384 Томаты, плодовые, виноград Хлопковая и др. совки, яблонная плодожорка, грозде-вая листовертка 65-78
Битоксибациллин 4400 3300 3500 Картофель, томаты, плодовые, виноград Колорадский жук, яблонная плодожорка, гроздевая листовертка, клещи 62-82
Трихограмма 4,6 3,05 5,15 Томаты, кукуруза, соя Озимая, хлопковая совки, стеблевой мотылек, бобовая огневка 44-62
Габробракон (тыс. особей) 405 321 380 56-78
сады паразит приживался, снижая численность личинок цветоеда до 80 % и листоверток - до 69 %.
В 1993 г. в районе расселили 7 тыс. особей амброзиевого полосатого листоеда ^удодгатта виШгаНз), завезенных из ВНИИБЗР. После адаптации к 2005 г. площадь его ареала превысила 12 тыс. га, охватив поля соседних Георгиевского и Минера-ловодского районов. При плотности 9-13 жуков на 1 м2 они повреждают до 57 % амброзии полыннолистной.
Наряду с формированием набора полезных насекомых и клещей проводили испытание и микробиологических препаратов, способных проконтролировать развитие не только вредителей, но и болезней растений. К 2005 г. сформирован ассортимент, включающий лепидоцид, битоксибациллин,планриз, псевдо-бактерин-2, бактофит и др. Фактически в районе подобран и изучен уникальный набор биоагентов, способный после нанесения на растения дополнять друг друга, освоена технология параллельного их производства. Применяя биоагенты в определенной последовательности, избирательно по поколениям того или иного вредителя, с учетом фе-нофаз развития растений и степени поражения их патогенами, можно существенно сократить расход химических средств, а нередко и полностью отказаться от их применения. Наиболее оправданным оказалось многовариантное комбинирование с учетом складывающихся фитосанитарных условий на той или иной культуре. Например, при защите кукурузы стали правилом 2-3-ра-зовое расселение трихограммы во время яйцекладки хлопковой совки и стеблевого мотылька, выпуски габробракона в случае появления гусениц средних и старших возрастов. Такая же схема достаточно эффективна на томате, болгарском перце и сое против комплекса вредных совок и акациевой огневки. Поочередное применение инсегара и лепидоцида сдерживает размножение яблонной плодожорки.
В последние годы хозяйства района стали больше возделывать озимые зерновые культуры. Для защиты их от болезней испытали, а затем увеличили объемы применения биофунгицидов планриза и псевдобак-терина-2. Наибольший эффект получен при последовательном их использовании: для предпосевной обработки семян (в сочетании с любым из химических протравителей) и в период кущения (в смеси с одним из гербицидов). В случае проявления заболеваний в фазе флаг-листа лучшим оказалось сочетание псевдо-бактерина с одним из химических фунгицидов с уменьшенной на треть нормой расхода последнего. Разработанные схемы положительно восприняты хозяйствами и поэтому закупки биосредств возрастают. В 2006 г. только псевдобактерина-2 биолабораторией было реализовано в 1,4 раза больше, чем в 2005 г., и в 1,9 раза - чем в 2004 г.
В проводимых преобразованиях немалая заслуга специалистов, непосредственно организующих обработки. В числе активных сторонников биометода назовем главных агрономов ООО имени Ворошилова - В.М. Потапова и СХП «Пролетарская воля»-М.М. Алиева, а также агронома по защите растений
СХП «Агрокомплекс» - Л.М. Галион-цеву.
Объемы производства биоагентов в Кавминводской биолаборатории за последние 3 года представлены в табл. 1.
В результате переориентации хозяйств района на биозащиту сократился втрое расход пестицидов, сформировалась качественно новая экологическая среда, восстанавливаются и поддерживаются биоразнообразие и естественные регуляторные механизмы в агроце-нозах. Например, на посевахзерновых культур численность теленомин возросла настолько, что эти энто-мофаги ежегодно стали сдерживать развитие клопа вредной черепашки на хозяйственно незначимом уровне на 7-10 тыс. га. Размножение злаковых тлей на 5-7 тыс. га приостанавливается возросшей активностью кокцинеллид, афидиид, хризопид. На таком фоне надобность в дополнительных мерах защиты не возникает. Таким образом, на собственном опыте убедились, что можно довести уровень биоразнообразия до реальной саморегуляции, а разработанные интегрированные системы способны оптимизировать фитосанитарную ситуацию.
В зоне внимания находятся и тепличные хозяйства. Их специалисты также пришли к выводу, что строить защиту растений на основе одной химизации - значит порождать новые проблемы. Учитывается и то, что выращиваемая в теплицах продукция поступает на стол отдыхающих в санаториях. Поэтому в технологии возделывания томата, огурца, зеленных культур присутствует емкий блок биологической защиты. Благодаря организационной деятельности заведующей биолаборатории ЗАО «Нежинский» Р.В. Скрыпнико-вой и ее специалистов с использованием последних научных разработок налажено поточное разведение и применение 6 энтомоакарифагов. Их расселение в сочетании с применением микробиопрепаратов позволяет исключать потери и получать доброкачественную продукцию. Объемы применения биоагентов в этом тепличном комбинате показаны в табл. 2.
Бессменное (в течение 25 лет) применение препаратов фосфороргани-ческого и пиретроидного классов привело к спаду их эффективности.
Колорадский жук, клоп вредная черепашка, хлопковая совка, яблонная плодожорка, тли, плодовые клещи под селектирующим многолетним пестицидным давлением выработали устойчивость, позволяющую
после обработок сохранять от 36 до 62 % жизнеспособных особей. Численность же природных энтомоакарифагов снижалась, а остатки химикатов, загрязняющих окружающую среду, стали превышать допустимые уровни. Популяции доминантных вредителей становились резистентными к инсектициду за 10-15 поколений. Выявленная закономерность послужила весомым аргументом для обновления ассортимента инсекто-акарицидов, введения их чередования и коренного изменения истребительной тактики в направлении ее биологизации и экологизации.
На основе полученных показателей резистентности (ПР) вредителей к инсектоакарицидам был сформирован ассортимент средств, различающихся не только по химической структуре, спектру активности, но и по механизму токсического действия. Например, из арсенала борьбы с колорадским жуком исключили ФОС и пиретроидные препараты, а взамен ввели поочередное применение банкола, актары, моспилана, регента, конфидора. Однако после пятилетнего применения банкола произошел спад его эффективности с 98 до 32 %, и препарат изъяли из обращения. Из биосредств в систему чередования ввели битоксибациллин, фитоверм, акарин. В результате вместо проводившихся ранее 7-9 обра-
боток картофеля ограничиваемся 12 с эффективностью 93-98 %. На этом фоне наметилась реверсия чувствительности жука (ПР 46-180х уменьшился до 22-72х).
Существенную роль в торможении развития устойчивости сыграли уточненные диагностика, прогноз развития и распространения вредителей с помощью феромонов. Размещая феромонные ловушки на посевах томата, сладкого перца, капусты, сои, кукурузы, в плодовом саду, мы получаем точную информацию о динамике лёта и численности бабочек, что позволяет определять оптимальные сроки проведения защитных мероприятий, избегать излишней траты инсектицидов.
Проводимая нами работа включает и регулярные семинары, совещания, где обсуждается ход производства и применения биоагентов, оцениваются результаты, намечаются дальнейшие действия. Глава администрации района А.И. Майдан и начальник районного управления сельского хозяйства Н.П. Гаврилов постоянно контролируют ход этой работы, содействуют решению возникающих трудностей, требуют от руководителей и специалистов хозяйств расширять накопленный опыт, максимально использовать возможности биолаборатории. Сегодня Предгорный район первенствует в крае по ассортименту применяемых энтомоакарифагов, вышел на третье место по использованию бактериальных препаратов.
Разработанные и апробированные на практике технологии биозащиты растений усилиями специалистов лаборатории (Н.М. Тюриной, А.В. Лосевой) и районных станций с должным вниманием восприняты во всем регионе Кавказских Минеральных Вод и за его пределами. Если в 2005 г. биоагенты нашли применение в 48 хозяйствах 11 районов края на 49,58 тыс. га, то в 2006 г - в 50 хозяйствах 10 районов на 51,98 тыс. га. При этом на 17 тыс. га отменено применение средств защиты по причине активизации природной биоты.
Таблица 2
Объемы и эффективность биологических средств, примененных в ЗАО «Нежинский» Предгорного района в 2005 г._
Культура Объект биоконтроля Биоагент Площадь применения (га) Биологическая эффективность (%)
физическая в пересчете на однократную обработку
Огурцы Белокрылка Энкарзия 9 28 78
Макролофус 6 8 75
Тли Лизифлебус 90 12 78
Галлица 2,4 2,4 70
Паутинный Амблисейус 2,4 2,4 76
клещ Фитосейулюс 6 9 74
Фитоверм 2 2 80
Вертимек 2,5 4 78
Мучнистая Псевдобактерин-2 7 22 81
роса Планриз 3,2 7,8 72
Томаты Белокрылка Энкарзия 8,7 15 80