Научная статья на тему 'Курс экстремальной психологии в вузе'

Курс экстремальной психологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс экстремальной психологии в вузе»

Раздел V. Информационно-психологическая безопасность личности

Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2002.

2. Погорелое А.Г., Погорелова Е.И. Тревожность как фактор профессиональной компетентности // Материалы всероссийской конференции «Психологический ресурс в экономике». - Ставрополь, 2002.

3. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности. Дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2002.

4. Stevan E. Hobfoll. The Ecology of stress. Hemisphere Publishing Corporation. New York, Washington, Philadelphia, London. 1988.

А.Г. Погорелов КУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ

Широкий спектр экстремальных воздействий, с которыми сталкивается человек в процессе жизнедеятельности, их актуальность, с одной стороны, и накопленный багаж знаний по психологическим аспектам взаимодействия с ними, с другой, делают актуальным создание курса по основам экстремальной психологии для студентов психологических специальностей. Основные цели введения подобного курса это: во-первых, повышение общего уровня компетентности выпускаемых специалистов, соответствующего современным достижениям психологической науки и практики; во-вторых, формирование у студентов определенной ориентировочной основы для их возможной дальнейшей специализации, которая сейчас весьма востребована.

При разработке подобного курса возникают определенные проблемы, связанные в первую очередь с интеграцией накопленных знаний и прикладных аспектов их использования. Системообразующим фактором в этом процессе мы видим прежде всего определение проблем, решение которых и делает необходимым и актуальным экстремальную психологию как отрасль психологической науки. Системообразующим они являются прежде всего потому, что с одной стороны определяют предмет курса, а с другой стороны обоснованное использование теоретических основ, накопленных в других отраслях психологических знаний, а также развитие собственных методов исследования. К этим проблемам могут быть отнесены: проблема психической адаптации к необычным условиям деятельности и деятельности в условиях измененных информационных систем; проблема адекватных информационных нагрузок на человека-оператора; проблема взаимодействия личности с экстремальными ситуациями; проблема регуляции и саморегуляции психических состояний личности в экстремальных условиях деятельности; проблема совладания с трудностями профессионального развития и кризисными ситуациями; проблема профилактики дистресса и управления стрессфакторами; проблема снижения негативных последствий экстремальных и сверхэкстремальных воздействий и др.

В настоящее время нами разработан курс «Психология деятельности в экстремальных условиях», который преподается в Таганрогском радиотехническом университете по специальности 020400 - «Психология».

Курс рассматривается как раздел профессиональной психологии. В соответствии с прикладным характером курса определены его конечные цели, которыми является повышение эффективности, надежности и безопасности деятельности личности в экстремальных условиях, а также решение проблем, возникающих в процессе профессионального развития личности в его ключевых периодах и в периоды профессиональных кризисов. Исходя из этого, определены и более частные цели: -повышение способности личности противостоять профессиональным угрозам, ис-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

пользуя различные стратегии и методы преодолевающего поведения; формирование умений использовать профессиональные вызовы для целей своего профессионального и личностного развития, а также стабильности в группе, в организации, в обществе; сохранение физического и психического здоровья профессионала.

Программа курса имеет своей целью дать студенту целостное представление о структуре и характере психологических аспектов деятельности личности в экстремальных условиях и в кризисный период развития личности, систему научных психологических понятий, отражающих эту структуру, знания о ключевых проблемах и задачах, стоящих перед личностью в процессе взаимодействия с экстремальными ситуациями, а также основные методологические принципы и теоретические основы для их решения.

Особое внимание в учебном процессе изучения дисциплины уделяется освоению студентами методов диагностики экстремальных состояний, их идентификации с конкретными воздействиями стрессоров, их вызывающих; конструктивных методов формирования готовности к преодолению экстремальных ситуаций и методов саморегуляции.

Курс рассчитан на 80 академических часов, 36 из них аудиторных: 18 - теоретических и 18 - практических часов занятий.

А.И. Волкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИУМЕ

Сегодня в условиях утверждающихся рыночных отношений реклама и рекламная информации перестает быть сугубо экономическим атрибутом и становится своеобразным элементом массовой культуры. Фундаментальным свойством рекламы справедливо считается стремление подчинять себе все новые сферы социального бытия, что сразу же демонстрирует расширение сферы влияния в коммуникативных процессах, что и актуализирует вопрос о безопасности личности в такой коммуникации. Но возможно ли говорить о безопасности, если реклама в настоящее время это престижная форма коммуникации. Росту же ее социокультурного престижа способствует, прежде всего, то обстоятельство, что она непосредственно эксплуатирует важнейшее из человеческих побуждений - стремление к обладанию. В этой связи исследование психологических механизмов воздействия рекламы, условий повышения ее эффективности, а также требований психопрофилактики по отношению к этому далеко не безобидному виду информационного взаимодействия представляет безусловный интерес. Среди множества устойчивых программ жизнеобеспечения человека, находящихся в сфере бессознательного, имеются два кардинальных образования, определяющих жизненную устойчивость индивида в коммуникации. К первому из них относится постоянно действующее желание жить, осознающееся как первоначальная воля к бытию. Понятно, что в мире, где превосходство добра над злом далеко не очевидно, эта установка должна быть доминирующей, и потому она носит характер генетического императива.

Второе кардинальное образование проявляется в желании иметь нечто необходимое для бытия и представляет собой сильнейшее побуждение к обладанию (Р. Уилсон называл это эмоционально-территориальным контуром сознания). Реклама стала необходимым атрибутом, предваряющим обладание. Э. Фромм, подробно исследовавший «функцию обладания», представил ее как основной способ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.