Научная статья на тему 'Курганстальмост и его место в строительном комплексе России'

Курганстальмост и его место в строительном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
300
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ / МОСТЫ / СТАЛИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / STEEL STRUCTURES / BRIDGES / STEELS / INDUSTRIAL EQUIPMENT / WELDING PRODUCTION / TRAINING CENTER / INDUSTRIAL AND CIVIL STRUCTURES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Парышев Дмитрий Николаевич

В статье приведена краткая история становления флагмана отечественного мостостроения. Подробно описана структура завода, технологии изготовления металлоконструкций для мостов всех типов, спортивных сооружений, торговых центров, объектов промышленного и гражданского назначения. Приведены основные материалы и стали, из которых на ЗАО «Курганстальмост» изготавливаются металлоконструкции. Представлено описание холдинга в составе ЗАО «Курганстальмост» и ООО «Мостпроект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Парышев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZAO KURGANSTALMOST AND ITS PLASE IN RUSSIAN BUILDING INDUSTRY

This article holds a brief history of the establishment of the Russian bridge-making industry flagship. It gives a detailed description of the factory structure, the technology of making steel structures for all types of bridges, sports facilities, shopping malls, industrial and civil construction objects. The article lists main materials and steels used by ZAO Kurganstalmost to make steel structures. It also describes the corporate group made of ZAO Kurganstalmost and OOO Mostprojekt.

Текст научной работы на тему «Курганстальмост и его место в строительном комплексе России»

производство

УДК 624.21

Д.Н. Парышев

ЗАО «Курганстальмост»

КУРГАнсТАльмОсТ И ЕГО

место в строительном комплексе россии

Аннотация. В статье приведена краткая история становления флагмана отечественного мостостроения. Подробно описана структура завода, технологии изготовления металлоконструкций для мостов всех типов, спортивных сооружений, торговых центров, объектов промышленного и гражданского назначения. Приведены основные материалы и стали, из которых на ЗАО «Курганстальмост» изготавливаются металлоконструкции. Представлено описание холдинга в составе ЗАО «Курганстальмост» и ООО «Мостпроект».

Ключевые слова: металлоконструкции, мосты, стали, промышленное оборудование, сварочное производство, учебный центр, промышленные и гражданские сооружения.

D.N. Paryshev ZAO Kurganstalmost

zao KURGANSTALMOST AND ITS PLASE IN RUSSIAN BUILDING INDUSTRY

Annotation. This article holds a brief history of the establishment of the Russian bridge-making industry flagship. It gives a detailed description of the factory structure, the technology of making steel structures for all types of bridges, sports facilities, shopping malls, industrial and civil construction objects. The article lists main materials and steels used by ZAO Kurganstalmost to make steel structures. It also describes the corporate group made of ZAO Kurganstalmost and ООО Mostprojekt.

Key words: steel structures, bridges, steels, industrial equipment, welding production, training center, industrial and civil structures.

Во второй половине ХХ века во время интенсивного освоения нефтегазовых месторождений Тюменского Севера, строительства Байкало-Амурской магистрали, сети дорог Казахстана, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока появилась необходимость в строительстве нового завода, специализирующегося на производстве стальных конструкций железнодорожных и автодорожных мостов. Постановлением Совета

Министров СССР от 22 октября 1970 г. было принято решение о строительстве такого завода в городе Кургане. Началом строительства завода считается февраль 1975 г., когда была образована «Дирекция строящегося завода мостовых металлических конструкций». Днем рождения завода считается 1 июля 1979 г., в этот день «Дирекция» реорганизована в Курганский завод мостовых металлических конструкций (КЗММК), а на следующий день была отгружена первая продукция.

Рисунок 1 - Здание заводоуправления

В настоящее время ЗАО «Курганстальмост» -это предприятие, которое имеет оснащенные современным оборудованием производственные корпуса, развитую сеть коммуникаций, обеспечено всеми видами энергии. В последние годы на предприятии было направлено более 1 млрд руб. на масштабную реконструкцию производства, сопровождаемую внедрением передового высокопроизводительного современного оборудования, что наряду с внедрением автоматизированной системы управления производством во всех подразделениях завода позволило значительно сократить время подготовки к выпуску новых изделий, увеличить объемы выпуска и улучшить качество продукции. Этот процесс затронул весь производственный цикл: складское хозяйство, металлообрабатывающее и сборо-сва-рочное производство, цех антикоррозионной защиты металлоконструкций.

На предприятии внедрена и функционирует система менеджмента качества, сертифицированная Регистром Ллойда на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008. В настоящее время ведутся работы по модернизации системы до уровня требований стандарта ISO 9001:2015.

Для изготовления металлоконструкций наиболее широкое применение нашли углеродистые и низколегированные стали классов С235 - С390, а для мостовых конструкций - С345 - С390. Стали для мостостроения, а также для изготовления ответственных конструкций промышленного назначения должны обладать рядом особых свойств,

118

Вестник КГУ, 2017. № 2

обеспечивающих долговременную (не менее 100 лет) и надежную работу основных несущих конструкций, воспринимающих многочисленные нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации объекта: статические постоянные и временные, динамические, в том числе циклические нагрузки и деформации, возникающие от колебания температур и др. Причинами возникновения эксплуатационных нагрузок являются различные природные явления, серьезность и опасность которых определяются суровыми климатическими условиями, особенно присущие для российских регионов: сейсмические явления, низкие температуры, ветра и осадки и т.п. В последние годы при появлении новых видов продукции (сооружения спортивного назначения, строительные конструкции высотных зданий и т.п.) на заводе освоены и широко применяются высокопрочные стали вплоть до класса С460 включительно.

Новое направление в мостостроении связано с применением сталей с повышенной антикоррозионной стойкостью. Совместно с комбинатом «Уральская сталь» нашим заводом проведены необходимые работы по применению атмосфе-ростойкой стали 14ХГНДЦ в мостовых конструкциях. Атмосферостойкая сталь - сталь, содержащая специфические элементы для получения стабильных, плотных слоев ржавчины с хорошей адгезией к основному металлу. Такая «ржавчина» (так называемая «патина») развивается в условиях переменного увлажнения и сушки и образует защитный барьер, препятствующий доступу кислорода и влаги к поверхности металла. При этом скорость коррозии снижается до 6...8 микрон в год. При этом не требуется защита, в том числе и лакокрасочными материалами, во время всего срока эксплуатации сооружения. Результаты проведенных испытаний технологических проб, подборка сварочных материалов и режимов сварки, результаты проведения испытаний натурных образцов на усталостную прочность прошли государственную экспертизу, и сталь была рекомендована для использования в строительстве путепровода на автодороге Москва - Санкт-Петербург, построенного в 2016 г. Применение атмосферостойкой стали продолжается на автодорожных мостах, в ближайшем будущем планируется использовать ее и для железнодорожных мостов.

Одним из распространенных элементов, входящих в состав несущих конструкций мостов, являются ортотропные плитные элементы (орто-тропные плиты). Стальные ортотропные плиты по сравнению с аналогичными по несущей способности железобетонными плитами легче в 3-4 раза, что способствует значительному снижению нагрузки от собственного веса. Это приводит к ряду технико-экономических преимуществ, которые и обеспечивают им широкое применение в современном мостостроении. Продольные ребра орто-тропных плит из соображений жесткости имеют т р а п е ц е и дальну ю ( коры тооб р азную_) ф о р му п о п е -СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

речного сечения. Такой профиль мы вынуждены были до недавнего времени закупать за рубежом. Для освобождения от импортной зависимости мы закупили и в 2013 году пустили в эксплуатацию пресс-тандем, обеспечивая тем самым собственное производство и получив возможность продажи родственным предприятиям гнутого профиля трапецеидального сечения.

Успех на современном строительном рынке в значительной степени зависит от объемов реализуемых услуг: от проектирования и изготовления до монтажа и сдачи, т.е. работа «под ключ». Для решения подобных задач предприятие целенаправленно развивало разные направления деятельности, явившись учредителем проектного предприятия ООО «Мостпроект» и строительно-монтажного - ООО «Стальстроймонтаж». В настоящее время при работе в тесном контакте с указанными предприятиями мы в состоянии оказывать полный комплекс услуг: от проектирования до строительства и сдачи объекта.

ООО «Мостпроект» является разнопрофильной организацией и реализует следующие виды деятельности:

- проектирование и разработка наряду с мостовыми сооружениями объектов промышленного, гражданского и спортивного назначения;

- осуществление квалифицированного контроля соответствия качества металлоконструкций, изготавливаемых на специализированных предприятиях, установленным требованиям, включающим действующие требования нормативных документов, требования заводских документов, требования заказчика.

ООО «Стальстроймонтаж» осуществляет строительно-монтажные, специальные и ре-монтно-отделочные работы в соответствии со строительными нормами и правилами, а также с требованиями утвержденной проектно-сметной документации. Предприятие обладает всей необходимой материально-технической базой, квалифицированным персоналом и разрешительной документацией для выполнения отмеченных работ и услуг.

В настоящее время большая часть выпускаемой продукции изготавливается по индивидуальным проектам и относится к уникальным сооружениям. Это такие мостовые переходы, как «Русский» мост на острове Русский, самый длинный вантовый мост в мире, мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке, мост через реку Иртыш в Ханты-Мансийске, Обуховский мост в Санкт-Петербурге и т.д, а также стадионы к Чемпионату Мира-2018 в городах Краснодар, Самара, Екатеринбург, Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, мосты в Лейпциге и Дортмунде (Германия).

Рисунок 2 - Мостовой переход на остров Русский через пролив Босфор Восточный, г. Владивосток

Заводом освоены технологии изготовления металлоконструкций из труб большого диаметра до 1500 мм толщиной стенки, 50 мм класса прочности материала до С460. Достигнута максимальная автоматизация процессов сварки, что позволяет значительно повысить производительность труда. Эти технологии применены при изготовлении строительных конструкций стадиона Спартак в Москве и стадиона в Самаре.

Рисунок 3 - Футбольный стадион Спартак, г. Москва.

Полтора миллиона тонн металлоконструкций, выпущенных нашим заводом, работают на благо людей, сокращая расстояния.

Тенденции современного развития производства требуют постоянного внимания к обеспечению и поддержанию требуемого уровня профессиональной подготовки специалистов, сертификации производства и продукции, аттестации персонала. Для минимизации проблемы обеспечения предприятия высококвалифицированными специалистами сварочного производства в 2006 г. было создано предприятие ООО «Курганстальмост-Учебный центр», занимающееся подготовкой и повышением квалификации сварщиков. Учебный центр оснащен современным сварочным оборудованием, в штате центра работают квалифицированные преподаватели, которые более двадцати лет отработали сварщиками в основном производстве. Для теоретического обучения привлекаются преподаватели с кафед ры сва р ки Курга н ско го госуда рственного 120

университета и германского сваро-технического учебного испытательного центра. Учебный центр обладает полномочиями в обучении и аттестации специалистов-сварщиков на соответствие требованиям НАКС (Национальное агентство контроля и сварки). Необходимость в аттестации производства по Европейским нормам потребовала решения данной проблемы с минимальными затратами для производства. Так, специалисты Учебного центра успешно прошли аккредитацию в Германии, и с 2007 г. ООО «Курганстальмост-Учебный центр» стало членом Европейского союза сварщиков. Это позволило ему проводить аттестацию сварщиков, операторов и технологий сварки по Европейским стандартам.

Будущее развитие производства на предприятии связывается с увеличением доли наукоемких, экологически чистых и энергосберегающих технологий, интеграцией в комплексную компьютеризацию производительного процесса, дальнейшим повышением эффективности производства. Для выполнения этих задач коллектив предприятия располагает необходимым интеллектуальным потенциалом и профессиональной подготовкой.

УДК 615.477; 621.762.5

В.П. Кузнецов12, В.Г. Горгоц2, А.В. Аникеев2, А.А. Еманов2

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург 2Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова г. Курган

производство новых внутрикостных

ОсТЕОИнТЕГРИРУЕмыХ ИмплАнТАТОв методом аддитивных технологий

Аннотация. В статье освещены вопросы изготовления кастомизированных имплантатов методом современной аддитивной технологии лазерного сплавления порошков титанового сплава.

Ключевые слова: остеоинтеграция, имплан-тат, аддитивные технологии, титановый сплав.

V.P. Kuznetsov12, V.G. Gorgots2, A.V. Anikeev2, A.A. Emanov2

1 Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia

2 Russian Ilizarov Center for Restorative Traumatology and Orthapaedics, Kurgan, Russia

Вестник КГУ, 2017. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.