Научная статья на тему 'Курды-езиды в современной Армении'

Курды-езиды в современной Армении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
332
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРДЫ / ЕЗИДЫ / КУРДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУРДСКИЙ ЯЗЫК / ГЕНОЦИД / ЭТНОГЕНЕЗ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / KURDS / YAZIDIS / KURDISH IDENTITY / KURDISH LANGUAGE / GENOCIDE / ETHNOGENESIS / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амири Майя Теймуразовна

Данная статья посвящена курдам-езидам, проживающим в современной Армении, которые являются наиболее крупным национальным меньшинством в государстве. Стремление курдов реализовать свои основные права может быть использовано в политических интересах определенных лиц и групп, что делает необходимым исследование проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yazidi Kurds in modern Armenia

This article is devoted to the Yazidi Kurds living in modern Armenia, who are the largest national minority in the state. The desire of Kurds to exercise their fundamental rights can be used in the political interests of certain individuals and groups, which makes it necessary to study the problem.

Текст научной работы на тему «Курды-езиды в современной Армении»

УДК 323.15

DOI 10.34823/SGZ.2020.2.51359

М.Т. АМИРИ аспирант кафедры политологии Востока Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова*

Курды-езиды в современной Армении1

Данная статья посвящена курдам-езидам, проживающим в современной Армении, которые являются наиболее крупным национальным меньшинством в государстве. ^ремление курдов реализовать свои основные права может быть использовано в политических интересах определенных лиц и групп, что делает необходимым исследование проблемы.

Ключевые слова: курды, езиды, курдская идентичность, курдский язык, геноцид, этногенез, политический процесс.

Amiri Mayya

postgraduate of the Department of political science

Institute of Asian and African studies, Lomonosov Moscow State University

Yazidi Kurds in modern Armenia

This article is devoted to the Yazidi Kurds living in modern Armenia, who are the largest national minority in the state. The desire of Kurds to exercise their fundamental rights can be used in the political interests of certain individuals and groups, which makes it necessary to study the problem.

Keywords: Kurds, Yazidis, Kurdish identity, Kurdish language, genocide, ethnogenesis, political process.

Исследование курдской проблематики началось еще в XIX веке и охватывает широкий спектр политических, исто-

* Амири Майя Теймуразовна, e-mail: mayyaamiri@gmail.com

1 В этой статье курды-езиды и курды рассматриваются как один народ. Хотя на сегодняшний день многие радикально настроенные курды-езиды считают себя отдельным от курдов народом (этнической группой). Вопрос является дискуссионным (в академических кругах), до конца не изученным. Во всем мире езидов относят к этноконфессиональной группе внутри курдской общности (народа).

рических, этносоциокультурных и других вопросов. Результаты проведенных исследований находим в работах Лазарева М.С., Егиазарова С.А., Карцева А., Халфина Н.А, Аверьянова П.И., Марра Н.Я., Минорского В.Ф., Никитина В.П., Жигалиной О.И., Ашири Ш.Ч., Бажанова Е.П., Васильева А.М., Донцова В.Е., Ерасова Б.С., Кадымова Г.Г., Ким Г.Ф., Ли В.Ф., Мясникова В.С., Примакова Е.М., Рудницкого А.Ю., Татарин-цева В.М., Титаренко М.Л., Фадеева Л.И., Хазанова А.М., Яскина Г.С. и других.

Вопрос о появлении курдов в Закавказских республиках и их отношений с местным населением сохраняет свой дискурс и имеет существенное значение в сфере межнациональных отношений. Также внутри курдского общества большое значение имеет проблема этнической идентификации курдов.

Политические изменения в современной Армении дают новые возможности и надежды в улучшении качества жизни проживающих в государстве народов.

Большое количество курдов, живущих в Армении также хотели бы качественных изменений. Общая численность курдов (езидов) в Армении 35308 тыс. (на 2011 г.)1. Общая численность населения Армении - 2 951 745 человек, среди которых абсолютное большинство - это этнические армяне. Ези-ды представляют наиболее крупное этническое меньшинство. Сегодня подавляющее большинство езидов проживают в сельской местности, условия проживания достаточно тяжёлые, особенно в горных районах.

1. Alagaz - 771человек

2. Avshen (бывший Chobarmaz) - 439 человек

3. Kaniashir (бывший Sangar) - 490 человек

4. Charcharis (бывший Derek) - 698 человек

5. Mijnatun (бывший Korbxaz) - 272 человека

6. Shenkani (бывший Qorbulax) - 317человек

7. Jamushvan - 320 человек

8. Rya-Taza (бывший Kondasaz) - 740 человек

9. Sadunc (бывший Posht) - 354 человека

10. Sipan (бывший Pamp) - 352 человек

11. Miraq - 134 человека .

Курды-езиды в своем мировоззрении достаточно прагматичны, их отличает исключительная терпеливость, которая, вероятно, является следствием тяжёлых условий проживания.

1 Исмаилова Т. Езиды в Армении. URL: http://newtimes.az/ru/politics/5318

2 По данным автора, полученным от Главы Муниципалитета Алагяз.

Вместе с тем следует отметить, что они неохотно переезжают в города, сохраняя традиционный уклад. Приверженность традициям проявляется в быту, в понимании жизненных возможностей. В курдском обществе по-прежнему важную роль играют духовные лидеры, что особенно важно для курдов, живущих в деревнях обособленно.

Советский период в истории Армении представляет особый этап и в истории курдов-езидов, которые особенно в период 1930-1980-х гг. получили широкие возможности для развития и консолидации: радио, газеты, возможность изучения языка, национальные школы. В Армении состоялся первый съезд закавказских курдов в 1925 г. Революционным стало решение о создании курдского алфавита. С 1920 г. открываются курдские школы, в 1928 г. - курдский педагогический колледж для подготовки учителей. В целом же, курдское население оставалось достаточно необразованным. Но в этот период появляются среди курдов писатели, художники и другие творческие люди. Многие армянские литературные произведения переводятся на курдский язык. В 1969 г. Академия наук Армении основала курдский департамент исследований для изучения курдской культуры.

Проблемы курдов в Армении следует охарактеризовать как общие проблемы негосударственных народов, среди которых и язык общения, и проблемы национальной идентичности, самосознания, сохранения культурных традиций, обеспечение соблюдения гарантий прав. Следует отметить, что положение езидов в Армении, в том числе и правовое, существенно отличается в положительную сторону. Свидетельством консолидации курдов-езидов Армении может служить и тот факт, что Армения, выразив солидарность с езидским народом, одной из первых откликнулась на постигшее езидский народ в 2014 г. несчастье, а в январе 2018 г. Национальное Собрание Армении охарактеризовало данные события как геноцид, потребовав провести международное расследование.

Важным аспектом сохранения курдской идентичности является сохранение языка. Курды Армении, проживающие в городах, общаются в основном на армянском и дома, и с детьми, и даже с более старшим поколением. Фамилии многих курдов уже сложно отличить от армянских, что также негативно влияет на сохранение национальной идентичности. Осложняет ситуацию и позиция курдской элиты по многим важным вопросам.

Курдский вопрос остается одним из наиболее острых вопросов ближневосточного региона, поскольку в его основе лежит стремление курдов Турции, Ирана, Ирака и Сирии к реализации основных прав, в том числе на национальное самоопределение и государственность. В 1639 г. произошло разделение исторической территории Курдистана Османской империей и Ираном, которое было закреплено подписанием Зохабского договора. Этот год считается прекращением существования Курдистана.

В этой связи необходимо помнить о возможности использовать курдский фактор в целях создания политической нестабильности на территориях проживания курдов.

Современная ситуация в Армении остается сложной как в экономическом, так и в социально-политическом аспекте, что в полном объеме отражается на положении курдов-езидов, многие из которых уезжают в поисках лучшей жизни и лучшей доли для своих детей.

В Армении функционируют четыре общественные организации курдов: Совет курдской интеллигенции, Армяно-курдское общество дружбы, национальный союз езидов, «комитет Курдистан». Организация Комитет Курдистана (одна из самых активных) в Ереване является неким связующим звеном между армянским государством и курдами. Но местное курдское население недоверчиво относится к ней, так как у этой организации сформировалась своя идеология и политика, но как считают курды, она не совсем занята решением их проблем. С одной стороны в лице этой организации есть площадка легального представления на всех уровнях государства, а с другой стороны - глубокое недоверие курдов. Организация использует предоставленные ей возможности не совсем по назначению, как считают многие курды Армении. Отсутствие продуманной молодежной политики лишает организацию важной социальной поддержки. В этой связи следует отметить также, что проблема курдских (езидских) организаций заключается в том, что они не занимаются разъяснительной работой, а подчас по причине собственной некомпетентности или в угоду политическим интересам вносят путаницу.

Курды Армении (или езиды Армении) являются частью курдского этноса. Курды самый большой народ в мире, не имеющий собственного государства. Поэтому консолидация этого древнего народа так важна. Курды-езиды, стремясь к

самоопределению и отделению ставят под угрозу собственное сохранение. Сегодня в мире насчитывается около одного миллиона курдов-езидов, но в составе 50 миллионного курдского народа у них больше возможностей сохранить столь древнюю этноконфессиональную особенность, национальную самобытность.

Армянское государство считается одним из первых, признавших отдельно курдов и езидов, что является опасным решением для сохранения курдской идентичности и общности, направлено на раскол курдского народа. Сами курды-езиды не до конца осознают, насколько опасно признание их как отдельного народа. Духовные (езидские) лидеры поощряют разделение. Почему именно в Армении так активно развивается этот процесс? Вероятно, данное обстоятельство объясняется тем, что курды-езиды Армении, большая часть которых проживает в сельской местности, экономически неразвиты, малообеспечены, имеют низкий уровень образования. Езидские духовные лидеры в Армении имеют большое влияние на местное население. Многие курды-езиды не хотят, чтобы их приравнивали к курдам-мусульманам, что скорее является влиянием армянского общества, где распространено мнение, что геноцид армянского народа был совершен в том числе и курдами-мусульманами. Езиды как национальное меньшинство хотят быть признаны армянским обществом и государством как отдельный народ. Влияние армянского общества на данном этапе велико: многие курды-езиды принимают христианство, но при этом считают себя езидами по национальности, что свидетельствует o сложности в национальном сознании и самосознании курдов-езидов.

Стремление курдов к реализации своих основных прав в любом государстве, вплоть до национального самоопределения, остается одним из наиболее актуальных и может всегда быть использовано в политических интересах определенных лиц и групп.

В современных условиях формирования нового миропорядка курдам по-прежнему не удается реализовать мечту о создании собственного государства, но сплоченность курдского народа, его стремление к решению данного вопроса, в сочетании с экономическими и социально-политическими проблемами в государствах их проживания, делают данный фактор важным условием при принятии политических решений в государстве и регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.