Научная статья на тему 'Курдский вопрос в национальной политике Турции на современном этапе'

Курдский вопрос в национальной политике Турции на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
703
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРДСКИЙ ВОПРОС / КУРДЫ / ТУРЕЦКО-КУРДСКИЙ КОНФЛИКТ / РАБОЧАЯ ПАРТИЯ КУРДИСТАНА (РПК) / ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ (ПСР) / ТЕРРОРИЗМ / ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО ИРАКА И ЛЕВАНТА (ИГИЛ)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трофимцова М. А.

В данной статье рассматривается влияние курдского вопроса на внутриполитическую обстановку в Турции. Ущемление социальных, политических и культурных прав курдского населения неизменно ведет к столкновениям с турецкими властями. Противоречивая национальная политика турецкого государства способствует эскалации турецко-курдского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курдский вопрос в национальной политике Турции на современном этапе»

КУРДСКИЙ ВОПРОС В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Трофимцова М.А.1

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В данной статье рассматривается влияние курдского вопроса на внутриполитическую обстановку в Турции. Ущемление социальных, политических и культурных прав курдского населения неизменно ведет к столкновениям с турецкими властями. Противоречивая национальная политика турецкого государства способствует эскалации турецко-курдского конфликта.

Ключевые слова курдский вопрос, курды, турецко-курдский конфликт, Рабочая партия Курдистана (РПК), Партия справедливости и развития (ПСР), терроризм, Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ).

На сегодняшний день национальная политика Турецкой республики вызывает множество вопросов. Турецкая дипломатия проводит явную политику двойных стандартов в отношении национальных меньшинств, проживающих на ее территории - курдов, ассирийцев, арабов, черкесов и др. Турция позиционирует себя как демократическое государство, однако ее Конституция [4], принятая еще в 1982 году, явно противоречит принципам демократии. Статья 66 Конституции Турции гласит, что каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства - турок. То есть, любой человек, имеющий турецкое гражданство, автоматически является турком, а существование других нетурецкий наций не признается. Противоречивой остается языковая и религиозная политика государства. В 3 статье Конституции говорится о том, что официальным языком является турецкий и не дается никаких гарантий на использование и сохранения национального языка других народов. 2 статья основного закона утверждает, что Турция -светское государство, однако принцип свободы вероисповедания не соблюдается. Турецкое правительство активно насаждает ислам суннитского толка, а последователи других религий подвергаются гонениям. Таким образом, дискриминация и ассимиляция национальных меньшинств, проживающих на территории Турции, происходит на государственном уровне и приводит к этнополитическим конфликтам.

В настоящее время проблема этнополитических конфликтов остается актуальной в различных регионах мира. Чаще всего эти конфликты выра-

1 Студент 4 курса Историко-филологического факультета.

жаются в сепаратистских настроениях, которые представляют угрозу для территориальной целостности государств. Противоречия во взаимоотношениях государства и различных этнических групп, проживающих на его территории и претендующих на национальное самоопределение, способствует обострению социально-экономической и политической напряженности не только в данном конкретном государстве, но и во всем мире. Одним из примеров таких противоречий является курдский вопрос.

В современной историографии под курдским вопросом принято понимать:

- комплекс курдских проблем на территориях Турции, Ирана, Ирака и Сирии;

- угрозы, вызванные нерешенностью курдских проблем в этих странах;

- использование курдского фактора мировыми державами как политического рычага в международных отношениях [6, с. 6].

Курдский вопрос, который выражается в экономической и культурной отсталости курдских районов и политическом бесправии его населения, занимает особое место в национальной политике Турции.

Курды - один из древнейших и самых крупных народов мира, не имеющих на сегодняшний день собственной государственности. Исторически сложившаяся область их расселения на ближневосточном регионе - Курдистан -на протяжении многих веков являлась предметом спора двух государств: Ирака и Турции. В 1514 году большая часть территорий с курдским населением вошла в состав Османской империи, а в 1920 году территория Курдистана была поделена между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией [2, с. 17-18]. В течение всего XX века турецкое правительство проводило политику национального угнетения и подавления курдского народа. Однако насильственная туркиза-ция и ассимиляция не только не привели к исчезновению курдов как нации, а, наоборот, способствовали росту курдского самосознания и возникновению масштабных освободительных движений.

В 1970-е годы курдские восстания перестают носить локальный характер и перерастают в массовое национально-освободительное движение. В этот же период времени происходит складывание и стремительное развитие курдского национализма, начинают формироваться идеологические и политические концепции турецких курдов. Основой курдского освободительного движения становится марксизм. Начинают возникать подпольные курдские организации, и самой влиятельной из них становится Рабочая партия Курдистана (РПК) [3, с. 288], основанная в 1978 году Франсуа Оджаланом. По своей сути эта партия представляет собой курдскую повстанческую организацию марксистского толка, которая изначально ставила своей целью создание свободного, независимого и объединенного Курдистана, в дальнейшем же выступала лишь за возможную автономию на территории Турции. Именно с деятельностью этой партии связан современный этап жестокого проти-

востояния турецких курдов с правительством Анкары, длившийся с 1984 года и завершившийся заключением перемирия в 2013 году.

В условиях гражданской войны РПК не раз заявляла об одностороннем перемирии с турецкими властями, призывая к демократическим изменениям в законодательстве и соблюдению прав и свобод курдского меньшинства. Правительство Турции пошло на некоторые показательные изменения в национальной политике. Однако политические реформы в отношении турецких курдов носили половинчатый характер и не могли серьезно повлиять на внутриполитическую ситуацию в целом. Кроме того, турецкие ВВС продолжали совершать атаки на юго-восточные регионы, где проживало преимущественно курдское население. К тому же, во избежание создания политических движений курдские лидеры подвергались репрессиям со стороны правительства. Так в 1999 году лидер РПК Франсуа Оджалан был похищен агентами турецких спецслужб и приговорен к смертной казни, которая позже была заменена пожизненным заключением.

В результате международной политизации турецко-курдского конфликта в 1990-х годах, начался новый этап в отношениях курдов с турецким правительством. Приоритетом Турции становится вступление в Евросоюз, а нерешенный курдский вопрос являлся главным препятствием на пути к реализации этой цели. В 2002 году на парламентских выборах абсолютную победу одержала Партия справедливости и развития (ПСР), ориентированная на членство Турции в ЕС и рыночную экономику. Благодаря тому, что у власти встали умеренные исламисты, национальная политика Турции претерпела ряд изменений. Так, например, были легализованы курдские печатные издания. Кроме того, курды получили право на использование курдского языка в частных школах, а также на частных теле- и радиоканалах. В 2009 году была расширена сфера использования курдского языка в турецких СМИ, в частности, был создан первый курдский государственный телеканал [1]. Однако целью создания такого телеканала являлась в первую очередь пропаганда курдской аудитории турецкой точки зрения на происходящие события. В 2013 году премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом был принят «пакет демократизации» [9], предусматривающий расширение прав национальных меньшинств, проживающих на территории Турции. Курды получили право преподавать курдский язык детям в частных школах, а также право на свободное издание курдской литературы. Снижение избирательного порога на выборах давало возможность прокурдским партиям пройти в парламент.

Несмотря на кажущийся позитивный характер реформ ПСР, курдская оппозиция посчитала их недостаточными. Уступки турецкого правительства в отношении курдов рассчитаны, прежде всего, на мнение Евросоюза, а не на демократизацию гражданского общества в целом. Так, например, партии курдов с большим трудом проходили в парламент, а многие курдские поли-

тики подвергались арестам под предлогом пособничества РПК, признанной в Турции террористической организацией. Курдские СМИ также часто сталкивались с необоснованными обвинениями в пропаганде террористических лозунгов и попытках свержения турецкого правительства.

Недовольство курсом турецкой дипломатии вылилось в масштабные акции протеста со стороны курдов. В 2010 году курдская Партия мира и демократии бойкотировала референдум по утверждению поправок к конституции Турции [7] как не отвечающий интересам курдской нации. В 2012 году курды организовали массовую голодовку, требованием которой было предоставление права на получение образования на курдском языке, а также права на использование курдского языка в судах. Благодаря широкой огласки этой акции в международных СМИ турецкие дипломаты вынуждены были пойти на переговоры с отбывающим пожизненное заключение Франсуа Оджаланом. И уже в марте 2013 года курдский лидер обратился к протестующим с призывом о прекращении голодовки и мирном урегулировании конфликта. В этом же году было заключено перемирие между правительством Анкары и Рабочей партии Курдистана.

Эскалация турецко-курдского конфликта произошла в 2015 году. Причиной этому стала бомбардировка турецкой авиацией в Сирии и Ираке не только позиций Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), но и позиций отрядов курдской народной самообороны [8]. Таким образом, двухлетнее соглашение о прекращении огня между правительством Турции и РПК было нарушено. Поводом для авиаударов по сирийским курдам послужил теракт в турецком городе Суруч, в котором проживает преимущественно курдское население. Курды обвинили правительство Эрдогана в недостаточном противостоянии боевикам ИГИЛ. В юго-восточной части страны прошли массовые демонстрации против турецких властей, которые закончились убийствами турецких полицейских, ответственность за которые взяла на себя РПК. В официальном заявлении турецкие власти объявили о том, что атаки по позициям курдов совершались с целью защиты национальной безопасности турецкого государства. Из этого следует, что Турция вместо того, чтобы объединить усилия с РПК для противостояния ИГИЛ начинает вести агрессивную борьбу с самой курдской армией.

Таким образом, курдский вопрос остается одним из ключевых в национальной политике Турецкой республики. Правительство Турции, отказавшись от курса демократизации турецкого законодательства и мирного урегулирования конфликта, вновь начинает войну с курдским народом, что неизменно ведет к дестабилизации внутриполитической обстановки в стране. Турецкие власти заявляют, что до тех пор, пока курды угрожают национальной безопасности государства, мирное урегулирование ситуации с курдами не представляется возможным.

Список литературы:

1. В Турции появился государственный курдский телеканал [Электронный ресурс] // lenta.ru [Новостной интернет-портал]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2009/01/02/kurdisch/ (дата обращения: 11.04.2016).

2. Вертяев К.В. Курдский вопрос в политике Турции (конец XX - начало XXI века) [Текст] / К.В. Вертяев. - М.: ИБВ, 2007. - С. 17-18.

3. Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время [Текст] / М.А. Гасра-тян. - Ереван: Айастан, 1990. - С. 288.

4. Конституция Турции от 7 ноября 1982 года [Электронный ресурс] // 2агиЪе]уе [Интернет-портал]. - Режим доступа: http://www.zarubejye.com/

(дата обращения: 31.03.2016).

5. Кудряшова Ю.С. Региональная безопасность Турции в контексте курдской проблемы [Электронный ресурс] // Cyberleninka [Научная электронная библиотека]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ш/article/n/regionalnaya-be-zopasnost-turtsii-v-kontekste-kurdskoy-problemy (дата обращения: 31.03.2016).

6. Мосаки Н.З. Курдистан: ресурсы и политика. Часть 1 [Текст] / Н.З. Мо-саки. - М.: Институт востоковедения РАН, 2005. - С. 6.

7. Турция меняет конституцию [Электронный ресурс] // infox.ru. Новостной интернет-портал]. - Режим доступа: http://www.infox.ru/authority/law/ 2010/09/13/Turciya_myenyayet_ko_print.phtml (дата обращения: 10.04.2016).

8. Турция нанесла авиаудары по позициям курдов на севере Ирака [Электронный ресурс] // Деловая газета Взгляд [Новостной интернет-портал]. - Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2015/10/11/771727.html (дата обращения: 3.04.2016).

9. Эрдоган представил пакет демократических реформ [Электронный ресурс] // Kurdistan.ru [Новостной интернет-портал]. - Режим доступа: http://kurdistan.ru/2013/10/02/news-19729_Erdogan_predstavil_p.html (дата обращения: 11.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.