Научная статья на тему 'Курдский вопрос в ближневосточной политике администрации Дж. Картера в 1977-1978 гг'

Курдский вопрос в ближневосточной политике администрации Дж. Картера в 1977-1978 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРДСКИЙ ВОПРОС / БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА США / ДЖ. КАРТЕР / ЗБ. БЖЕЗИНСКИЙ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ЦРУ / KURDISH QUESTION / U.S. MIDDLE EAST POLICY / J. CARTER / ZB. BRZEZINSKI / MIDDLE EAST / CIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сенников А. И.

Исследуется ближневосточная политика администрации Дж. Картера в 1977-1978 гг. и влияние на неё курдского вопроса. Рассматривается проблема активности трёх ключевых движений в Курдистане: турецкого, иракского и иранского и увязанных с этим вопросов двухсторонних отношений с Анкарой, Багдадом и Тегераном. Исследуется активность ключевых деятелей иракских курдов в США и их связи с представителями американского истеблишмента. Рассмотрено взаимодействие ЦРУ с лидерами курдского национального движения в Ираке, его деятельность в Турецком и Иранском Курдистане. Оценивается направленность воздействия Израиля на выстраивание курдской политики администрации Картера. Характеризуются причины нежелания США ввязываться в отношения с курдским национальным движением в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KURDISH ISSUE IN THE MIDDLE EAST POLICY OF THE CARTER ADMINISTRATION IN 1977-1978

The article explores the U.S. Middle East policy of the Carter administration and the influence of the Kurdish issue on it. The author studies some problems of activity of three key movements in Kurdistan Turkish, Iraqi and Iranian and related issues of bilateral relations with Ankara, Baghdad and Tehran. The activities of key figures of Iraqi Kurds in the United States and their relations with representatives of the American establishment are reviewed. The interaction of the CIA with the leaders of the Kurdish national movement in Iraq, its activities in Turkish and Iranian Kurdistan are examined. The direction of Israel's influence on the building of the Kurdish policy of the Carter administration is assessed. The author shows the reasons for the reluctance of the U.S. leaders to engage in relations with the Kurdish national movement during the period under review.

Текст научной работы на тему «Курдский вопрос в ближневосточной политике администрации Дж. Картера в 1977-1978 гг»

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, с. 41-46

УДК 94(73)"1977/1978"

КУРДСКИЙ ВОПРОС В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЖ. КАРТЕРА В 1977-1978 гг.

© 2018 г. А.И. Сенников

Вятский государственный университет, Киров

шг12154 @vyatsu. ги

Поступила в редакцию 15.11.2017

Исследуется ближневосточная политика администрации Дж. Картера в 1977-1978 гг. и влияние на неё курдского вопроса. Рассматривается проблема активности трёх ключевых движений в Курдистане: турецкого, иракского и иранского - и увязанных с этим вопросов двухсторонних отношений с Анкарой, Багдадом и Тегераном. Исследуется активность ключевых деятелей иракских курдов в США и их связи с представителями американского истеблишмента. Рассмотрено взаимодействие ЦРУ с лидерами курдского национального движения в Ираке, его деятельность в Турецком и Иранском Курдистане. Оценивается направленность воздействия Израиля на выстраивание курдской политики администрации Картера. Характеризуются причины нежелания США ввязываться в отношения с курдским национальным движением в рассматриваемый период.

Ключевые слова: курдский вопрос, ближневосточная политика США, Дж. Картер, Зб. Бжезинский, Ближний Восток, ЦРУ.

Президентство Дж. Картера 1977-1981 гг. -сложный и многоаспектный период в истории Соединённых Штатов, который к настоящему времени только начинает серьёзно изучаться в российской исторической науке. Данный этап важен с точки зрения генезиса современных международных отношений, в том числе на Ближнем Востоке. В это время произошли важные события, изменившие политическую расстановку сил в регионе: революция в Иране, ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан и начало ирано-иракской войны [1, с. 105; 2]. Отголоски этих событий влияют на политику США и региональные отношения до сих пор. В этой связи малоизученным остаётся вопрос о месте курдской проблемы в ближневосточной политике администрации Картера в 1977-1978 гг. в тот период, когда курды начали активизироваться на всём пространстве этнического Курдистана. В советской и современной российской историографии эта проблематика не становилась предметом специального изучения, хотя затрагивалась при рассмотрении общей истории курдов [3-8].

В зарубежной историографии курдский вопрос в политике администрации Картера разрабатывался более обстоятельно. Кроме нескольких книг по общей истории курдского народа [9-13] вышли в свет работы, посвящённые турецким курдам [14, 15] и проблеме их противостояния официальной Анкаре [16, 17]; иранским и иракским курдам в контексте истории ирано-иракских отношений

[18, р. 84]. В качестве самостоятельного направления выделилась проблема

американской политики в отношении курдских националистических движений, в том числе и тех, которые были направлены против режимов, проводивших недружественную по отношению к США политику [19-25]. Важное место среди них занимают современные исследования деятельности ЦРУ [26, р. 562; 27; 28].

К моменту прихода Картера на пост президента, в Вашингтоне курдский вопрос считался не актуальным. После кратковременного периода поддержки иракских курдов в 1972-1975 гг., Вашингтон вслед за Ираном принял решение дистанцироваться от их движения [10, р. 22-23; 22, р. 181]. Несмотря на попытки последних вернуть внимание американских властей к своим проблемам, руководство США более не было заинтересовано в курдах Ирака. Тайные операции, инспирированные американским правительством, негативно отразились на судьбе предшествующей республиканской администрации после того, как в американскую прессу поступила информация из неоглашённого доклада о секретных операциях ЦРУ за рубежом, подготовленного комиссией сенатора О. Пайка1 [29]. Доклад повлиял на результат президентских выборов 1976 г. [30; 32, р. 65], забрав политические очки у Дж. Форда.

Лидер иракских курдов Мулла Мустафа Барзани, находившийся на лечении в США, пытался влиять на сложившуюся ситуацию2. Он

пользовался поддержкой ряда политиков, аффилированных с Демократической партией, наиболее важным из которых был сенатор-демократ Генри Джексон [23, р. 18]. Сенатор Джексон параллельно с Картером участвовал в президентской гонке, имел определённый вес в партии и, по мнению американских журналистов, был одним из лидеров среди кандидатов от демократов на начальном этапе кампании [33]. Однако, сделав ставку на Джексона, лидеры иракских курдов просчитались. В ноябре 1976 г. президентом был избран Джимми Картер. Он, в свою очередь, не проявил интереса к встрече со стареющим Барзани или его представителями [23, р. 19].

После инаугурации Картер обратил внимание на Ближний Восток. Главным для новой администрации был вопрос арабо-израильского урегулирования [34, р. 5]. В то же время Картер выступал с позиций улучшения отношений со всеми странами региона [35, р. 279]. Курды, тем не менее, не воспринимались в американской политике как самостоятельный и цельный субъект международных отношений

[36].

В формировании американской политики по курдскому вопросу в 1977-1978 гг. наиболее существенную роль сыграли три ключевых фактора. Первый - деятельность иракских курдов в США. Они в этот период были наиболее активными в отстаивании своих интересов в борьбе с иракским правительством. Эмиссары одной из основных курдских партий - ДПК3 - пребывали в Соединённых Штатах и постоянно искали контакты с представителями американской элиты: членами администрации, сенаторами, конгрессменами, активистами различных общественных движений, бизнесменами и журналистами [23, р. 19]. Представители ЦРУ пристально следили за активностью лидеров ДПК в Америке и их попытками установить контакты с сотрудниками госдепартамента [37, р. 207]. Тем не менее успеха эти контакты не имели в первую очередь потому, что Вашингтон нацелился на налаживание отношений с Багдадом. К тому же не все курды были на стороне потерпевших поражение лидеров ДПК. От партии откололись две крупные фракции: группа Х.Х. Акрави, которая пошла на сотрудничество с Багдадом и была признана официально представляющей курдскую автономию [38, р. 922], и сторонники Дж. Талабани, которые организовали собственную партию - Патриотический союз Курдистана [8, с. 100; 38, р. 922]. Последние наладили отношения с турецкими и иранскими курдами,

не надеясь на иностранную помощь. Помимо этого вопрос Иракского Курдистана оставался в прямой зависимости от положения дел в турецкой и иранской его частях [12, р.

146]. Деятели ДПК во главе со старшим сыном Мустафы Барзани - Идрисом - стали разочаровываться в американской политике, пытаясь найти иные источники поддержки [11, р. 281]. Для них последним дружественным государством на Ближнем Востоке оставался Израиль. Израильтяне совместно с американцами участвовали в помощи курдским беженцам в Иране [19, р. 83; 28, р. 51; 39, р. 396]. В то же время, по утверждениям ЦРУ, израильские власти продолжали поддерживать отношения с ключевыми персонами курдского сепаратизма в Ираке [6, с. 98; 40].

В феврале 1977 г. Картер дал задание советнику по национальной безопасности Збигневу Бжезинскому и госсекретарю Сайрусу Вэнсу рассмотреть вопрос о целесообразности улучшения отношений с Багдадом [41, р. 420]. В ответ на послание президента Бжезинский отметил, что курдский вопрос важен с геополитической точки зрения и может служить интересам США в двусторонних отношениях с Ираком, Турцией, Ираном [41, р. 420-421]. Новая администрация учла опыт предыдущей, взвесив для себя важность отношений с Ираном, поддержание регионального баланса и стабильности в ирано-иракских делах. Для США курдское движение на этом этапе не имело веса: интересы Ирана исключали поддержку курдов, с чем соглашался и Вашингтон. Американцы надеялись на улучшение отношений с арабскими странами в преддверии арабо-израильских переговоров - в том числе с Ираком [24, р. 7].

Поэтому американское правительство дало понять Багдаду, что Соединённые Штаты не поддерживают курдскую деятельность вне зависимости от того, откуда она исходит [41, р. 422]. Тем не менее баасистское правительство не пошло на полноценное восстановление отношений с США (используя для этого как предлог память о недавней поддержке американцами курдов)4, выразив мнение, что Советский Союз является государством, способным помочь решению проблем малых народов Ближнего Востока [41, р. 424]. Несмотря на сложности в двусторонних отношениях, в лице Багдада американцам все же в тот момент удалось найти приемлемого торгово-экономического партнёра [20, р. 47; 43, р. 42].

Второй фактор - нарастающая активность турецких курдов. Турция была и оставалась важным звеном в американской

ближневосточной политике, хотя отношения между двумя странами оставались натянутыми после Кипрского кризиса 1974 г. и наложенного Конгрессом в 1975 г. эмбарго на поставки оружия [44, р. 3-5]. В 1977-1978 гг. Анкара пыталась наладить отношения с новым американским руководством, надеясь на возобновление военных поставок США [17, р. 106]. В то же время турецкое правительство настороженно отнеслось к ближневосточным инициативам Картера [14, р. 101]. Турецкий премьер-министр С. Демирель полагал, что Израиль поддерживает курдов в Северном Курдистане так же, как некогда иракских курдов [15, р. 118], и американо-израильское сближение может привести к разрастанию сепаратистских настроений среди турецких курдов [24, р. 8].

Вашингтон считал необходимым наладить отношения с Турцией и помочь ей восстановить её обороноспособность, подорванную наложенным ранее эмбарго [45, р. 292]. В связи с этим 8 апреля 1977 г. на встрече с турецким послом М. Эсенбелем госсекретарь Вэнс заверил его в том, что США рассчитывают на улучшения в американо-турецких отношениях и возобновление дружбы, не собираются предпринимать на Ближнем Востоке какие-либо действия, которые могут ущемить интересы Турции [45, р. 294-295]. Это подразумевало в том числе и то, что американцы не собираются поддерживать турецких курдов, которые начали организовывать акции протеста и столкновения с представителями власти в Восточной Турции [46]. Данный сигнал был положительно воспринят в правящих кругах Турции [45, р. 300].

Наиболее плодотворно американо-турецкие отношения стали развиваться с приходом в январе 1978 г. на пост премьер-министра Турции Бюлента Эджевита. В отличие от своего предшественника, он предполагал, что сепаратизм среди турецких курдов разжигается СССР, чтобы дестабилизировать ситуацию на восточных границах Турции [45, р. 335]. Эджевит апеллировал к традиционному для турецкой внешней политики тезису об угрозе со стороны СССР, пользуясь им как аргументом в пользу расширения американо-турецких связей [47, с. 42]. На встрече 20-21 января 1978 г. Эджевиту и Вэнсу удалось обсудить основные вопросы двусторонних и региональных отношений, включая проблему курдского сепаратизма [45, р. 343]. Объединенный комитет начальников штабов подтвердил, что Советский Союз активизировал свои действия в районе Персидского залива, направленные на

нейтрализацию Турции и Ирана, а также установление контроля над нефтяными ресурсами региона [41, р. 25]. Американцы отреагировали на заявление турецкого премьера, поручив ЦРУ уделить особое внимание деятельности турецких курдов [48]. Этот момент совпал с началом народных волнений в Иране, вдохновившись которыми турецкие курды решили начать собственную борьбу, во главе которой встал А. Оджалан [16, р. 10].

И, наконец, третий фактор - иранские курды, которые начали приходить в движение вместе со всем иранским обществом в 1978 г. В феврале 1977 г. Совет национальной безопасности (в лице С. Хантингтона и У. Одома) составил аналитическую записку в ответ на запрос президента, в которой сообщалось, что регион Персидского залива является точкой, в которой наиболее возможно столкновение интересов СССР и США [21, р. 30]. По этой причине, несмотря на решение сократить объемы продажи оружия за рубеж, администрация Картера не стала сокращать поставки иранской стороне [18, р. 89]. В 1977 г. в США превалировало мнение, что шахскому режиму нет реальной оппозиции. Разведывательные службы считали, что любые антимонархические движения в Иране обречены на провал, а местные националистические движения, в том числе иранские курды, не имеют достаточной силы и сплочённости, чтобы угрожать стабильности и целостности Ирана [21, р. 37].

В ноябре 1977 г. во время встречи шаха Пехлеви с президентом Картером в Вашингтоне, последний поднял вопрос прав человека в Иране. Как отмечают британские историки П. Клаусон и М. Рубин, это стало отправной точкой в кризисе иранской монархии [18, р. 90]. После этого внутри Ирана началась череда протестов, вышедших из-под контроля в январе 1978 г. и обернувшихся впоследствии революцией, свержением монархии и установлением исламской республики.

Иранцы, курды, белуджи и арабы вместе выступили против монархии шаха М.Р. Пехлеви. При этом курды были настроены также получить автономию - на данном этапе национального движения вопрос о возможной независимости не стоял [11, р. 258-259]. США внимательно следили за внутренней ситуацией в Иране, в том числе и за движением курдов. Постепенно осознавая, что массовые протесты в Иране ведут к свержению монархии, Вашингтон рассматривал различные модели реагирования на исход волнений. Курды в этих

реалиях рассматривались американцами как одно из средств советского влияния на иранские события [21, р. 83].

Для американского руководства,

столкнувшегося с осложнениями в двустороннем диалоге с Советским Союзом по ближневосточной проблематике и с нарастанием напряжённости в ключевых для политики Вашингтона странах региона (Турции и Иране), курдский вопрос на этапе 1977-1978 гг. был помещён в контекст политики региональной биполярной конфронтации. Так, вслед за турецкими лидерами Вашингтон представил деятельность турецких курдов как инспирированную советской стороной; в то же время переход части деятелей ДПК в Ираке к сотрудничеству с Багдадом и участие иранских курдов, выступавших с социалистических позиций, в движении против иранской монархии - стали своеобразным свидетельством сотрудничества СССР с курдским национальным движением. Для Вашингтона было важно сохранить стабильные и плодотворные отношения с государствами-союзниками и не позволить Москве дополнительно укрепить свои позиции на Ближнем Восток. Поэтому курдский вопрос и национальные движения курдов

рассматривались как потенциал для дестабилизации региона в просоветских интересах, чего администрация Картера допускать не желала. Возможно, подобный взгляд на проблему не позволил американскому руководству в будущем более гибко ответить на вызовы региональной стабильности в Персидском заливе, эффективно использовать проамерикански настроенные курдские элементы в ходе Иранской революции и последующего кризиса в американо-иранских отношениях в 1979-1980 гг.

Статья подготовлена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ РФ, НШ-9803.2016.6.

Примечания

1. Отдельные материалы доклада были переданы журналистам и обнародованы. См.: [30; 31, р. 70].

2. Администрация Форда активно препятствовала выезду Барзани за пределы Ирана, где он оказался после бегства из Иракского Курдистана в 1975 г. Тем не менее, оказавшись под ударом СМИ, с одной стороны, и политических активистов (таких как сенатор-демократ Генри Джексон и президент Американской федерации труда Джордж Мини) - с другой, правительство не могло более воспрепятствовать приезду курдского генерала. См.: [23, р. 16-17].

3. Демократическая партия Курдистана (Partiya Demokratya Kurdistane). Председатель (с 1976 г.) -Масуд Барзани, сын Мустафы Барзани. См.: [5, с. 224].

4. Этому способствовало американское восприятие Ирака как просоветского государства, с одной стороны, и подозрительность Багдада в отношении американской политики на Ближнем Востоке - с другой. См.: [41, p. 19, 74, 422; 42, p. 357].

Список литературы

1. Воробьёва Т.А., Юнгблюд В.Т. Афганистан в политике СССР и США в 1979 г. // Вопросы истории. 2016. № 10. С. 105-125.

2. Юнгблюд В.Т. Рецензия на монографию «Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений. М., 2012» // Новая и новейшая история. 2014. № 3. С. 226-229.

3. Гасратян М.А. Курдское движение в Новое и Новейшее время. М.: Наука, 1987. 303 с.

4. Мгои Ш.Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. М.: Наука, 1991. 324 с.

5. Жигалина О.И. Мулла Мустафа Барзани. Исторический портрет. М.: Институт востоковедения РАН, 2013. 240 с.

6. Минасян С. Израильско-курдские отношения в контексте политических процессов на Ближнем и Среднем Востоке // 21-й век. 2007. № 2 (6). С. 88-108.

7. Степанова Н.В. Курдская проблема в Ираке. Аналитические записки, МГИМО. М.: МГИМО-Университет, 2005. 34 с.

8. Чернова А.Ф. Курдская проблема в ирано-иракских отношениях второй половины XX века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. C. 99-101.

9. Ezzatyar A. The Last Mufti of Iranian Kurdistan. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2016. 246 p.

10. Kurdish question in U.S. Foreign Policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn.: Praeger, 2004. 698 p.

11. McDowall D. A Modern History of the Kurds. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2004. 515 p.

12. O'Ballance E. The Kurdish Struggle, 1920-94. N.Y.: Palgrave Macmillan, 1996. 251 p.

13. Voller Y. The Kurdish liberation movement in Iraq: from insurgency to statehood. N.Y.: Routledge/Taylor & Francis Group, 2014. 175 p.

14. Gunther M. The Five Stages of American Foreign Policy towards the Kurds // Insight Turkey. 2011. Vol. 13. № 2. P. 93-106.

15. Kumral M. Rethinking Turkey-Iraq Relations. The Dilemma of Partial Cooperation. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2016. 259 p.

16. Gunter M. The Kurds Ascending. The Evolving Solution to the Kurdish Problem in Iraq and Turkey. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. 178 p.

17. Kosebalaban H. Turkish Foreign Policy, Islam, Nationalism and Globalization. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2011. 240 p.

18. Clawson P., Rubin M. Eternal Iran. Continuity and Chaos. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005. 203 p.

19. Cooley J. An Alliance Against Babylon. US, Israel and Iraq. London: Pluto Press, 2005. 258 p.

20. El-Sayed El-Shazly N. The Gulf Tanker War. Iran and Iraq's Maritime Swordplay. London: Macmillan Press LTD, 1998. 403 p.

21. Emery C. US Foreign Policy and the Iranian Revolution. The Cold War Dynamics of Engagement and Strategic Alliance. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013. 267 p.

22. Gibson B. Sold out? US foreign policy, Iraq, the Kurds, and the Cold War. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2015. 257 p.

23. Korn D. The Last Years of Mustafa Barzani // Middle East Quarterly. 1994. Vol. 1. № 2. P. 12-27.

24. Shareef M. The United States, Iraq and the Kurds. London: Routledge, 2014. 234 p.

25. Wright C. Implications of the Iraq-Iran War // Foreign Affairs. Vol. 59, No. 2. 1980. P. 275-303.

26. America in the World. The Historiography of American Foreign Relations since 1941 / Ed. by M.J. Ho-gan. N.Y.: Cambridge University Press, 1995. 619 p.

27. Callanan J. Covert Action in the Cold War. US Policy, Intelligence and CIA Operations. London: I.B.Tauris & Co Ltd., 2010. 268 p.

28. Parsi T. Treacherous Alliance: The Secret Dealings of Israel, Iran and the U.S. New Haven: Yale University Press, 2007. 361 p.

29. U.S. House. Hearings Before the Committee on Standards of Official Conduct. Investigation of Publication of Select Committee on Intelligence Report. Wash.: United States Government Printing Office, 1976. 37 p.

30. Rising criticism of the leaks, February 9, 1976 // CIA Freedom of Information Act Electronic Reading Room (далее - CIA FOIA). URL: https://www.cia.gov/ library/readingroom/document/cia-rdp91 -00561r0001 00090038-1 (дата обращения: 14.11.2017).

31. The CIA Report the President Doesn't Want You to Read // Village Voice. February 16, 1976. P. 70-92.

32. Latham A. What Kissinger Was Afraid of in the Pike Papers // New York Magazine. October 4. 1976. P. 50-65.

33. Opponents: Henry Jackson. 11 November 1975 // John F. Kennedy Presidential Library. URL: https://www.j fklibrary. org/Asset-Viewer/Archives/RS S PP-255-001.aspx (дата обращения: 14.11.2017).

34. Foreign Relations of the United States (далее -FRUS), 1977-1980. Volume VIII. Wash.: United States Government Printing Office, 2013. 1337 p.

35. Carter J. Keeping Faith. Memoirs of a President. N.Y.: Bantam Books, 1982. 622 p.

References

36. Arab and Israeli Reactions to US Steps in the Middle East, February 22, 1977 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/527b 88eb993294098d5177e1 (дата обращения: 14.11.2017).

37. Ozoglu H. Molla Mustafa Barzani in the USA 1975-1979 // The Copernicus Journal of Political Studies. 2013. No. 2 (4). P. 203-210.

38. Entessar N. The Kurds in post-revolutionary Iran

and Iraq // Third World Quarterly. 6:4. 1984. P. 911-933.

39. Mamikonian S. Israel and the Kurds (1949-1990) // Iran & the Caucasus. Vol. 9. № 2. 2005. P. 381-399.

40. Government in Iraq, October 31, 1978 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp80t00634a000400010048-0 (дата обращения: 14.11.2017).

41. FRUS, 1977-1980. Volume XVIII. Wash.: United States Government Printing Office, 2015. 935 p.

42. Brzezinski Zb. Power and Principles. Memoirs of National Security Adviser 1977-1981. N.Y.: McGraw-Hill Ryerson Ltd., 1983. 587 p.

43. Oil and the Outcome of the Iran-Iraq War // MERIP Reports, No. 125/126. The Strange War in the Gulf (Jul. - Sep., 1984). P. 40-42.

44. U.S. Congress. Senate. Hearing before the Committee on the Foreign Relations United States Senate. United States-Turkish Defense Cooperation Agreement. Wash.: United States Government Printing Office, 1977. 32 p.

45. FRUS, 1977-1980. Volume XXI. Wash.: United States Government Printing Office, 2014. 659 p.

46. Economic intelligence weekly review, October 19, 1978 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/lib rary/readingroom/document/cia-rdp80t00702a000900 030002-7 (дата обращения: 14.11.2017).

47. Смольняк И.В. Средиземноморский рубеж сдерживания: кипрская проблема в американо-турецких отношениях, 1962-1978 гг. // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 12. С. 42-53.

48. Turkey problems for Ecevit, December 22, 1978 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/reading room/document/cia-rdp80t00634a000500010039-9 (дата обращения: 14.11.2017).

2. Yungblyud V.T. Recenziya na monografiyu «Mnogostoronnyaya diplomatiya v bipolyarnoj sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij. M., 2012» // Novaya i novejshaya istoriya. 2014. № 3. S. 226-229.

3. Gasratyan M.A. Kurdskoe dvizhenie v novoe i novejshee vremya. M.: Nauka, 1987. 303 s.

KURDISH ISSUE IN THE MIDDLE EAST POLICY OF THE CARTER ADMINISTRATION IN 1977-1978

1. Vorob'yova T.A., Yungblyud V.T. Afganistan v politike SSSR i SShA v 1979 g. // Voprosy istorii 2016. № 10. S. 105-125.

A.I. Sennikov

The article explores the U.S. Middle East policy of the Carter administration and the influence of the Kurdish issue on it. The author studies some problems of activity of three key movements in Kurdistan - Turkish, Iraqi and Iranian - and related issues of bilateral relations with Ankara, Baghdad and Tehran. The activities of key figures of Iraqi Kurds in the United States and their relations with representatives of the American establishment are reviewed. The interaction of the CIA with the leaders of the Kurdish national movement in Iraq, its activities in Turkish and Iranian Kurdistan are examined. The direction of Israel's influence on the building of the Kurdish policy of the Carter administration is assessed. The author shows the reasons for the reluctance of the U.S. leaders to engage in relations with the Kurdish national movement during the period under review.

Keywords: Kurdish question, U.S. Middle East Policy, J. Carter, Zb. Brzezinski, Middle East, CIA.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mgoi Sh.H. Kurdskij nacional'nyj vopros v Irake v novejshee vremya. M.: Nauka, 1991. 324 s.

5. Zhigalina O.I. Mulla Mustafa Barzani. Istoricheskij portret. M. : Institut vostokovedeniya RAN, 2013. 240 s.

6. Minasyan S. Izrail'sko-kurdskie otnosheniya v kontekste politicheskih processov na Blizhnem i Srednem Vostoke // 21-j vek. 2007. № 2 (6). S. 88-108.

7. Stepanova N.V. Kurdskaya problema v Irake. Analiticheskie

zapiski, MGIMO. M.: MGIMO-Universitet, 2005. 34 s.

8. Chernova A.F. Kurdskaya problema v irano-irakskih otnosheniyah vtoroj poloviny XX veka // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2011. № 1. S. 99-101.

9. Ezzatyar A. The Last Mufti of Iranian Kurdistan. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2016. 246 p.

10. Kurdish question in U.S. Foreign Policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn.: Praeger, 2004. 698 p.

11. McDowall D. A Modern History of the Kurds. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2004. 515 p.

12. O'Ballance E. The Kurdish Struggle, 1920-94. N.Y.: Palgrave Macmillan, 1996. 251 p.

13. Voller Y. The Kurdish liberation movement in Iraq: from insurgency to statehood. N.Y.: Routledge/Taylor & Francis Group, 2014. 175 p.

14. Gunther M. The Five Stages of American Foreign Policy towards the Kurds // Insight Turkey. 2011. Vol. 13. № 2. P. 93-106.

15. Kumral M. Rethinking Turkey-Iraq Relations. The Dilemma of Partial Cooperation. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2016. 259 p.

16. Gunter M. The Kurds Ascending. The Evolving Solution to the Kurdish Problem in Iraq and Turkey. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. 178 p.

17. Kösebalaban H. Turkish Foreign Policy, Islam, Nationalism and Globalization. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2011. 240 p.

18. Clawson P., Rubin M. Eternal Iran. Continuity and Chaos. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005. 203 p.

19. Cooley J. An Alliance Against Babylon. US, Israel and Iraq. London: Pluto Press, 2005. 258 p.

20. El-Sayed El-Shazly N. The Gulf Tanker War. Iran and Iraq's Maritime Swordplay. London: Macmillan Press LTD, 1998. 403 p.

21. Emery C. US Foreign Policy and the Iranian Revolution. The Cold War Dynamics of Engagement and Strategic Alliance. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013. 267 p.

22. Gibson B. Sold out? US foreign policy, Iraq, the Kurds, and the Cold War. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2015. 257 p.

23. Korn D. The Last Years of Mustafa Barzani // Middle East Quarterly. 1994. Vol. 1. № 2. P. 12-27.

24. Shareef M. The United States, Iraq and the Kurds. London: Routledge, 2014. 234 p.

25. Wright C. Implications of the Iraq-Iran War // Foreign Affairs. Vol. 59, No. 2. 1980. P. 275-303.

26. America in the World. The Historiography of American Foreign Relations since 1941 / Ed. by M.J. Hogan. N.Y.: Cambridge University Press, 1995. 619 p.

27. Callanan J. Covert Action in the Cold War. US Policy, Intelligence and CIA Operations. London: I.B.Tauris & Co Ltd., 2010. 268 p.

28. Parsi T. Treacherous Alliance: The Secret Dealings of Israel, Iran and the U.S. New Haven: Yale University Press, 2007. 361 p.

29. U.S. House. Hearings Before the Committee on Standards of Official Conduct. Investigation of Publication of Select Committee on Intelligence Report. Wash.: United States Government Printing Office, 1976. 37 p.

30. Rising criticism of the leaks, February 9, 1976 // CIA Freedom of Information Act Electronic Reading Room (dalee - CIA FOIA). URL: https://www.cia.gov/ library/readingroom/document/cia-rdp91 -00561r0001 00090038-1 (data obrashchemya: 14.11.2017).

31. The CIA Report the President Doesn't Want You to Read // Village Voice. February 16. 1976. P. 70-92.

32. Latham A. What Kissinger Was Afraid of in the Pike Papers // New York Magazine. October 4, 1976. P. 50-65.

33. Opponents: Henry Jackson. 11 November 1975 // John F. Kennedy Presidential Library. URL: https://www.jfklibrary.org/Asset-Viewer/Archives/RSS PP-255-001.aspx (data obrashchemya: 14.11.2017).

34. Foreign Relations of the United States (dalee -FRUS), 1977-1980. Volume VIII. Wash.: United States Government Printing Office, 2013. 1337 p.

35. Carter J. Keeping Faith. Memoirs of a President. N.Y.: Bantam Books, 1982. 622 p.

36. Arab and Israeli Reactions to US Steps in the Middle East, February 22, 1977 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/527b88 eb993294098d5177e1 (data obrashchemya: 14.11.2017).

37. Ozoglu H. Molla Mustafa Barzani in the USA 1975-1979 // The Copernicus Journal of Political Studies. 2013. No. 2 (4). P. 203-210.

38. Entessar N. The Kurds in post-revolutionary Iran

and Iraq // Third World Quarterly. 6:4. 1984. P. 911-933.

39. Mamikonian S. Israel and the Kurds (1949-1990) // Iran & the Caucasus. Vol. 9. № 2. 2005. P. 381-399.

40. Government in Iraq, October 31, 1978 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/ document/cia-rdp80t00634a000400010048-0 (data obrashcheniya: 14.11.2017).

41. FRUS, 1977-1980. Volume XVIII. Wash.: United States Government Printing Office, 2015. 935 p.

42. Brzezinski Zb. Power and Principles. Memoirs of National Security Adviser 1977-1981. N.Y.: McGraw-Hill Ryerson Ltd., 1983. 587 p.

43. Oil and the Outcome of the Iran-Iraq War // MERIP Reports, No. 125/126. The Strange War in the Gulf (Jul. - Sep., 1984). P. 40-42.

44. U.S. Congress. Senate. Hearing before the Committee on the Foreign Relations United States Senate. United States-Turkish Defense Cooperation Agreement. Wash.: United States Government Printing Office, 1977. 32 p.

45. FRUS, 1977-1980. Volume XXI. Wash.: United States Government Printing Office, 2014. 659 p.

46. Economic intelligence weekly review, October 19, 1978 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/lib rary/readingroom/document/cia-rdp80t00702a000900 030002-7 (data obrashcheniya: 14.11.2017).

47. Smol'nyak I.V. Sredizemnomorskij rubezh sderzhivaniya: kiprskaya problema v amerikano-tureckih otnosheniyah, 1962-1978 gg. // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 12. S. 42-53.

48. Turkey problems for Ecevit, December 22, 1978 // CIA FOIA. URL: https://www.cia.gov/library/reading room/document/cia-rdp80t00634a000500010039-9 (data obrashcheniya: 14.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.