Научная статья на тему 'КУРДСКИЕ СМИ СЕРЕДИНЫ И КОНЦА ХХ ВЕКА КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНОСА'

КУРДСКИЕ СМИ СЕРЕДИНЫ И КОНЦА ХХ ВЕКА КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНОСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Курдистан / национальная самоидентификация / курдские СМИ / медиакультура этнического сообщества / газеты Ирака / Kurdistan / national self-identification / Kurdish media / media culture of ethnic community / Iraq newspapers

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Омарбл Бестун

Средства массовой информации курдов, являясь ядром медиакультуры этого этнического сообщества, стали не только зеркалом социальной борьбы, но и ферментом национальной самоидентификации, самоопределения народа, что сегодня тесно связано с работой СМИ. СМИ Иракского Курдистана на протяжении многих лет выступали движущей силой в борьбе за создание независимого государства, это определило актуальность изучения темы сквозь призму медийной культуры. Актуальным для изучения СМИ Курдистана является вопрос о функционировании первых изданий, где были концептуально сформулированы требования курдов к правящим элитам Ирака. В настоящее время журналисты продолжают линию культурной преемственности, создают медиатексты, которые укрепляют традиционные ценности курдов, их этническую независимость и национальную идентичность. Целью данной статьи было выявление и характеристика национально-патриотической линии курдских СМИ в послевоенный период, особенно в период 1950-х–1980-х годов с акцентуацией проблемы национальной самоидентификации, самоопределения курдского этноса. Задачами работы в этой ситуации выступают: анализ условий развития курдских СМИ после Второй мировой войны; выделение тематических доминант в прессе 1950-х–1980-х гг.; уточнение особенностей освещения этно-религиозных конфликтов в СМИ в контексте арабо-курдских противоречий. При рассмотрении возможностей национальной журналистики, на наш взгляд, основополагающим вопросом является единство всех этносов Южного (Иракского) Курдистана, борющихся за создание единой государственности, что подразумевает наличие территориальной целостности и культурного, языкового, прежде всего, родства племен, проживающих в горах Курдистана. В данной плоскости тема пока не изучена, что позволяет говорить о новизне нашей работы. После Второй мировой войны мнения представителей народов, тесно связанных с курдами, реакция различных социальных групп, в частности выступления в СМИ представителей партий тех лет, широко освещались в прессе Ирака и соседних государств. Иракский Курдистан по многим историческим причинам занял лидирующие позиции в развитии национальных средств массовой информации как фактор самоидентификации народа. Историко-культурный метод с элементами политического анализа медийного дискурса, о котором уже писали некоторые курдские авторы [1, с. 14], стал основным методом рассмотрения проблем формирования национальных СМИ курдов [2, с. 4–5]. Изучение медиадискурса курдов середины и конца прошлого века имеет несомненное теоретическое значение как развитие классической проблематики в теории журналистики, в частности как раскрытие особенностей воплощения в СМИ идей самоидентификации этноса. Но эта же проблема имеет прямой выход на практику массмедиа, выступающих в качестве инструмента агитации и сплочения организаторов борьбы народов за свои права. Журналистика курдов нуждается в помощи, в рекомендациях независимых медиакритиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KURDISH MEDIA IN MID- AND LATE 2000s AS A FACTOR OF ETHNIC SELF-IDENTIFICATION

The media of the Kurds, being the core of the media culture of this ethnic community, is not only a mirror of social struggle, but also an enzyme of national self-identification, self-determination of the people. The media of Iraqi Kurdistan have for many years acted as a driving force in the struggle for the creation of an independent state, this fact has determined the relevance of studying this topic through the prism of media culture. Nowadays, journalists continue the line of cultural continuity and create relevant media texts that reinforce the traditional values of the Kurds, their ethnic independence and national identity. The objective of this article is to expose the national-patriotic dominants of the Kurdish media in the 1950s – 1980-s, stressing the problem of national self-identification. While considering opportunities of national journalism, the fundamental issue is the unity of all the peoples of Kurdistan, fighting for the creation of a single statehood, which implies the existence of territorial integrity and cultural, linguistic, first of all, kinship of the tribes living in the mountains of Kurdistan. The opinions of peoples’ representatives, closely associated with the Kurds, the reaction of various social groups, in particular, representatives of the parties of those years, were widely covered in the press of Iraq and neighboring states. Iraqi Kurdistan, for many historical reasons, has taken a leading position in the development of national media as a factor in the self-identification of the people. The historical and cultural method with elements of political analysis of media discourse has become a method for considering the problems of the formation of the national media of the Kurds. The study of the media discourse of the Kurds of the middle and the end of the last century is of undoubted theoretical significance as the development of classical problems in the theory of journalism, in particular as the disclosure of the features of the embodiment in the media of self-identification of an ethnic group. This problem exposure has a direct outlet to the practice of the mass media, acting as an instrument of agitation and rallying the organizers of the peoples struggle for their rights.

Текст научной работы на тему «КУРДСКИЕ СМИ СЕРЕДИНЫ И КОНЦА ХХ ВЕКА КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНОСА»

Намеренно подчеркивается, что Англия не одна в этой войне: "But we must not forget that we are not alone in this matter-that we have gallant and faithful allies, whose blood has been mingled with our own on the glorious battle-fields of Alma and Inkermann, whose danger is our danger, and whose safety our safety' [10, 25.11.1854]. Используется лексика faithful, mingled, которая свидетельствует о единении наций, о признании французов «своими». Этот эффект усиливается посредством эпифоры и параллельных конструкций: whose blood has been mingled with our own, whose danger is our danger, and whose safety our safety: газеты настаивают на кровной связи англичан и французов.

Недостатки соседа пытаются трансформировать в достоинства. Французы представлены как более опытная, хорошо подготовленная в военном отношении армия: "If England be not a military nation France may pre-eminently vindicate to herself the title of a people of soldiers" [10, 25.11.1854]. Таким образом, у Великобритании чудесным образом появился союзник, на которого можно полностью положиться и даже дать ему возможность вести более активные боевые действия, ведь у него больше опыта.

Турция - мусульманское государство, но от него можно получить определенные преимущества, а в случае распада - и территории. Следовательно, этот союзник в данный момент должен получить положительную оценку. Газеты не отражают стереотипов о дикости и безжалостности башибузуков. Поведение турок в бою оценивается британскими корреспондентами как организованное и храброе: "The Turks naturally possess in an eminent degree some of the best qualities of soldier. They are patient, sober, tractable, hardy, capable of great endurance, and content with indifferent food. As regards their bravery, they are probably neither more nor less

Библиографический список

courageous than other people in the same state of civilization" [10, 29.11.1854]. Это войска, на которые можно положиться. Они характеризуются такими положительными качествами, как непьющие, послушные, мужественные, терпеливые, непритязательные в еде, выносливые и смелые. Таким образом, происходит идеализация и причисление изначально «чужой» нации к «своим».

В результате анализа репрезентации образа противника, созданного британскими газетами The Times и The Daily News в середине XIX века, выявлены типичные стереотипы и имиджи русской культуры, осуществлена характеристика противника по оценочной шкале: «иной - чужой - враг». Сложная имаготи-пическая структура России включает в себя имиджи территории, царя, воина. Территория, в свою очередь, отображает как понятие всей России, так и непосредственно театр военных действий. Имидж территории подвергается трансформации в связи со сменой политического курса государства и превращается из «своего» рынка сбыта и «своей» сферы влияния в «иную», непознанную землю и «чужую», нецивилизованную страну. Имидж царя представлен как воплощение чуждого политического строя - тирании и деспотии. При изображении воина возникают стереотипы «чужого» русского пьяного солдата, голодного крепостного в сравнении со свободными «своими» солдатами и офицерами. Создается оппозиция: «свои» - это британцы, французы и турки, «чужие» - русские воины. Британский газетный дискурс смещает оценку противника и союзников по шкале «иной - чужой - враг» в противоположных направлениях для России и Франции. Таким образом, представляется перспективным изучение трансформации образа России в дискурсе современных зарубежных СМИ в аспекте геополитических изменений в новой и новейшей истории.

1. Земсков В.Б. Россия на «переломе». На переломе: образ России прошлой и современной в культуре и литературе Европы и Америки (конец XX- начало XXI вв.). Москва: Новый хронограф, 2011.

2. Поляков О.Ю., Полякова О.А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013.

3. Dyserinck H. Imagology and the Problem of Ethnic Identity. Available at: https://is.muni.cz/el/1421/podzim2009/NIDCC03_01/um/2_Dyserinck.pdf

4. Поляков О.Ю.Й. Леерссен о репрезентации национальных образов в системе культуры. Знание. Понимание. Умение. 2015; № 3: 162-168.

5. Феофанов О.А. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде. Вопросы философии. 1980; № 6: 89-100.

6. Феррони В.В. Три лика другого: «Другой», «Иной», «Чужой». Вестник Воронежского государственного университета. 2012; № 1: 112-130.

7. Свинкина М.Ю. Градуальная оппозиция «свой - иной, другой, чужой» в русском и немецком языках. Научный диалог. 2016; № 6 (54): 94-105.

8. Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая имагология и проблема формирования «образа врага» (на материалах российской истории XX века). Вестник РУДН. Серия: История России. 2006; № 2 (6): 54-72.

9. The Daily News. London, 1854-1856.

10. The Times. London, 1854-1856.

11. Некрасова М.Ю. Репрезентация события CRIMEAN WAR в публичном и приватном англоязычном дискурсе середины XIXв. Диссертация ... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2021.

References

1. Zemskov V.B. Rossiya na «perelome». Na perelome: obraz Rossii proshloj i sovremennoj v kulture i literature Evropy i Ameriki (konec XX- nachalo XXI vv.). Moskva: Novyj hronograf, 2011.

2. Polyakov O.Yu., Polyakova O.A. Imagologiya: teoretiko-metodologicheskie osnovy. Kirov: OOO "Raduga-PRESS", 2013.

3. Dyserinck H. Imagology and the Problem of Ethnic Identity. Available at: https://is.muni.cz/el/1421/podzim2009/NIDCC03_01/um/2_Dyserinck.pdf

4. Polyakov O.Yu.J. Leerssen o reprezentacii nacional'nyh obrazov v sisteme kul'tury. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015; № 3: 162-168.

5. Feofanov O.A. Stepeotip i «imidzh» v bupzhuaznoj ppopagande. Voprosy filosofii. 1980; № 6: 89-100.

6. Ferroni V.V. Tri lika drugogo: «Drugoj», «Inoj», «Chuzhoj». Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 1: 112-130.

7. Svinkina M.Yu. Gradual'naya oppoziciya «svoj - inoj, drugoj, chuzhoj» v russkom i nemeckom yazykah. Nauchnyj dialog. 2016; № 6 (54): 94-105.

8. Senyavskij A.S., Senyavskaya E.S. Istoricheskaya imagologiya i problema formirovaniya «obraza vraga» (na materialah rossijskoj istorii XX veka). Vestnik RUDN. Seriya: Istoriya Rossii. 2006; № 2 (6): 54-72.

9. The Daily News. London, 1854-1856.

10. The Times. London, 1854-1856.

11. Nekrasova M.Yu. Reprezentaciya sobytiya CRIMEAN WAR v publichnom iprivatnom angloyazychnom diskurse serediny XIX v. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2021.

Статья поступила в редакцию 13.12.22

УДК 802.0

Omarbl Bestoon, postgraduate, Voronezh State University (Voronezh, Russia), E-mail: bestoonomarbl@gmail.com

KURDISH MEDIA IN MID- AND LATE 2000s AS A FACTOR OF ETHNIC SELF-IDENTIFICATION. The media of the Kurds, being the core of the media culture of this ethnic community, is not only a mirror of social struggle, but also an enzyme of national self-identification, self-determination of the people. The media of Iraqi Kurdistan have for many years acted as a driving force in the struggle for the creation of an independent state, this fact has determined the relevance of studying this topic through the prism of media culture. Nowadays, journalists continue the line of cultural continuity and create relevant media texts that reinforce the traditional values of the Kurds, their ethnic independence and national identity. The objective of this article is to expose the national-patriotic dominants of the Kurdish media in the 1950s - 1980-s, stressing the problem of national self-identification. While considering opportunities of national journalism, the fundamental issue is the unity of all the peoples of Kurdistan, fighting for the creation of a single statehood, which implies the existence of territorial integrity and cultural, linguistic, first of all, kinship of the tribes living in the mountains of Kurdistan. The opinions of peoples' representatives, closely associated with the Kurds, the reaction of various social groups, in particular, representatives of the parties of those years, were widely covered in the press of Iraq and neighboring states. Iraqi Kurdistan, for many historical reasons, has taken a leading position in the development of national media as a factor in the self-identification of the people. The historical and cultural method with elements of political analysis of media discourse has become a method for considering the problems of the formation of the national media of the Kurds. The study of the media discourse of the Kurds of the middle and the end of the last century is of undoubted theoretical significance as the development of classical problems in the theory of journalism, in particular as the disclosure of the features of the embodiment in the media of self-identification of an ethnic group. This problem exposure has a direct outlet to the practice of the mass media, acting as an instrument of agitation and rallying the organizers of the peoples struggle for their rights.

Key words: Kurdistan, national self-identification, Kurdish media, media culture of ethnic community, Iraq newspapers.

Омарбл Бестун, аспирант, Воронежский государственный университет (ВГУ), г. Воронеж, E-mail: bestoonomarbl@gmail.com

КУРДСКИЕ СМИ СЕРЕДИНЫ И КОНЦА ХХ ВЕКА КАК ФАКТОР САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНОСА

Средства массовой информации курдов, являясь ядром медиакультуры этого этнического сообщества, стали не только зеркалом социальной борьбы, но и ферментом национальной самоидентификации, самоопределения народа, что сегодня тесно связано с работой СМИ. СМИ Иракского Курдистана на протяжении многих лет выступали движущей силой в борьбе за создание независимого государства, это определило актуальность изучения темы сквозь призму медийной культуры. Актуальным для изучения СМИ Курдистана является вопрос о функционировании первых изданий, где были концептуально сформулированы требования курдов к правящим элитам Ирака. В настоящее время журналисты продолжают линию культурной преемственности, создают медиатексты, которые укрепляют традиционные ценности курдов, их этническую независимость и национальную идентичность. Целью данной статьи было выявление и характеристика национально-патриотической линии курдских сМи в послевоенный период, особенно в период 1950-х-1980-х годов с акцентуацией проблемы национальной самоидентификации, самоопределения курдского этноса. Задачами работы в этой ситуации выступают: анализ условий развития курдских СМИ после Второй мировой войны; выделение тематических доминант в прессе 1950-х-1980-х гг; уточнение особенностей освещения этно-религиозных конфликтов в СМИ в контексте арабо-курдских противоречий. При рассмотрении возможностей национальной журналистики, на наш взгляд, основополагающим вопросом является единство всех этносов Южного (Иракского) Курдистана, борющихся за создание единой государственности, что подразумевает наличие территориальной целостности и культурного, языкового, прежде всего, родства племен, проживающих в горах Курдистана. В данной плоскости тема пока не изучена, что позволяет говорить о новизне нашей работы. После Второй мировой войны мнения представителей народов, тесно связанных с курдами, реакция различных социальных групп, в частности выступления в СМИ представителей партий тех лет, широко освещались в прессе Ирака и соседних государств. Иракский Курдистан по многим историческим причинам занял лидирующие позиции в развитии национальных средств массовой информации как фактор самоидентификации народа. Историко-культурный метод с элементами политического анализа медийного дискурса, о котором уже писали некоторые курдские авторы [1, с. 14], стал основным методом рассмотрения проблем формирования национальных СМИ курдов [2, с. 4-5]. Изучение медиадискурса курдов середины и конца прошлого века имеет несомненное теоретическое значение как развитие классической проблематики в теории журналистики, в частности как раскрытие особенностей воплощения в СМИ идей самоидентификации этноса. Но эта же проблема имеет прямой выход на практику массмедиа, выступающих в качестве инструмента агитации и сплочения организаторов борьбы народов за свои права. Журналистика курдов нуждается в помощи, в рекомендациях независимых медиакритиков.

Ключевые слова: Курдистан, национальная самоидентификация, курдские СМИ, медиакультура этнического сообщества, газеты Ирака.

В середине 1958 г. в Ираке произошла революция, положившая конец правлению династии Хашемитов. Ирак стал республикой, революция имела большое политическое значение для всего Арабского Востока. Во главе восставших стоял офицер иракской армии Абдулкарим Касем, на которого курды возлагали большие надежды. В первые месяцы после смещения монарха почти все партии и общественные организации поддерживали восставших и лично А. Касема. Курды принимали активное участие в свержении монархии, надеясь на укрепление своей автономии, и на первых порах согласие было, о чем свидетельствовали и СМИ тех лет. В документах конца 1950 годов и в Основном Законе государства Ирак, принятом в 1958 году, арабы и курды рассматриваются как равные народы Ирака, как социальные партнеры. Их национальные права в рамках единого Ирака гарантировались статьёй 3 Конституциии [3, с. 75]. К сожалению, данная статья фактически осталась декларацией о намерениях, но сам факт признания прав курдского этноса был значительным шагом вперёд на пути к образованию единого государства курдов. Газеты тех лет, издаваемые на курдском языке, иногда освещали события слишком оптимистично, но это было выражение народных надежд на изменение ситуации. Разочарование пришло достаточно быстро.

1. Курдский вопрос в ХХ веке сквозь медийную призму

Этно-культурологическая категория «курдский народ» отражает долгую историю, полную драматизма и нередко - трагизма. Курды издревле селились в местах, расположенных на стыке современных государств: Сирии, Ирака, Турции и Ирана, но, как и палестинцы, они часто называют себя «рассеянным» народом, т. е. народом, который по разным причинам был рассеян по всему миру [4, http://www.iimes.ru/?p=7064]. Этнографическая история народа очень интересна, но крайне запутана. О курдах (кордейцах) в Европе писали еще до нашей эры, например, древние греки (Гекатей Милетский), но их историческая судьба оказалась настолько сложной и противоречивой, что порой наличие неясностей делало её интерпретацию мифологизированной. Многие историки писали о племени «куртиев», обитавшем в Персии, на территории современной Армении и в районе Иракского Курдистана, который стал базой формирования сегодняшнего автономного Южного Курдистана в Ираке, добившегося статуса фактической самостоятельности и особых отношений с правительством Багдада. События в Южном Курдистане ХХ века можно считать ферментом глобального этноконфес-сионального конфликта в наше время, это конфликт, во многом перекликающийся с событиями в Африке, Йемене, Палестине, Украине и т. п.

Учёные различают «географический» Курдистан как обширное место проживания этноса, независимо от границ и сегодняшнего государственного статуса, а также Южный Курдистан как автономное образование в Ираке [4, http://www. iimes.ru; 5]. Историческая эволюция курдов отражена в Конституции Южного Курдистана. Политологи, анализируя этот документ, говорят о «полугосударственности» Южного Курдистана как центра освободительного движения всех курдов мира, которых насчитывается более 50 млн. [5, http://www.iimes.ru/?p=7105; 6, http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/25-09-03.html]. В Конституции Южного Курдистана подчеркнуто: «Курды - древний народ, который тысячелетиями жил на своей родине в Курдистане, нация со всеми атрибутами, которые дают ей право осуществлять право на самоопределение подобно другим нациям и народностям мира. Это право было впервые признано в четырнадцати пунктах Вудро Вильсона, изданных в конце Первой мировой войны, и принципы которых с тех пор закрепились в международном праве» [7, https://unpo.org/article/538?id=538]. Далее в основополагающем документе подчеркивалось, что «Ирак был принят в

Лигу Наций, это было обусловлено тем, что Ирак выступил с заявлением, которое он сделал 30 мая 1932 года. Заявление включает в себя ряд международных обязательств и устанавливает гарантии прав курдов, в соответствии со статьей 10 названного выше заявления. Эти обязательства были переданы Организации Объединенных Наций и действуют по сей день.

Четыре города (Эрбиль, Киркук, Сулеймания и Духок) в Ираке стали центрами этнической кристаллизации многих племён, влившихся в сегодняшний курдский этнос (например, мукри, джаф, горан и многие др.). В религиозном и национальном плане они представляли собой синтез мусульман-суннитов, находящихся под влиянием Шафиитского мазхаба, и это составляет около 70% курдского населения, шиитов (около 12%), ассирийцев (ассиро-халдеи), которые составляют 4% жителей Южного Курдистана, туркоманов (около 10%), а также армян, евреев, арабов, которых, кстати, тоже немало, около 4,5% [8, с. 93]. В религиозном плане интересны не только мусульмане и иудеи, но и христиане, зороастрийцы, езиды и другие группы населения, которые при всей пестроте этнографической картины, как правило, органично вливаются в этническую общность «курдский народ», однако интересы множества страт населения порождает и межэтнические конфликты, подчас приводящие к кровопролитным схваткам из-за земли, нефти, воды и т. п. Кроме того, надо упомянуть и о этноконфессиональ-ных противоречиях, не способствующих единству в Курдистане. Как известно, национализм малых народов нередко принимает обострённо-жесткий характер, что ведёт к проявлениям экстремизма. Однако в случае с курдскими массмедиа этой крайности почти удалось избежать, и курдские СМИ второй половины ХХ века смогли полно выразить национальные чаяния «народа без родины» [9, http// www.iimes.ru/rus/stat/2003/25-09-03.htm].

2. Пресса Курдистана в середине и конце ХХ века: синтез политики и культуры в контексте борьбы за самоуправление

Во второй половине ХХ века, особенно в конце 1950-х и в 1960-х гг. политическая ситуация в Ираке была очень напряженной, наблюдался экономический кризис, который не способствовал политической стабильности. Политические партии активизировали свою деятельность, борясь за авторитет в массах избирателей. Цель всех партий и государственных организаций заключалась в ликвидации последствий монархического режима и в создании новой Иракской республики, функционирующей на принципах равноправия и демократии. Для курдского движения этот процесс имел двойное значение. Следовало, с одной стороны, создать демократическую систему управления и самоуправления, взяв лучшее в мировой практике. С другой стороны, было важно сохранить без особых потерь традицию местного самоуправления, в которой значительную роль играли родо-племенные отношения, не всегда похожие на западные демократические правила и на либеральные социальные институты. Диалог с Западом осложнялся мифом о воинственности и даже агрессивности курдского сообщества, якобы привыкшего к террористическим методам достижения своих целей.

Демократизация отношений после победы над фашизмом оживила СМИ Ирака. В стране наблюдался подъём идей плюрализма и гласности. Появилось немало новых изданий. В первые годы после Второй мировой войны наблюдалась активизация левых движений, как и во всем мире. Коммунисты Курдистана выпускали в самом конце пятидесятых годов прошлого века газету «Азади» («Свобода»), где подчеркивали роль СССР в победе над фашизмом, хотя жизнь курдов, бежавших от репрессий еще до войны в СССР, не была радостной: они пережили сталинскую депортацию и тяготы быта в Закавказье, куда многие из

них бежали от турецкой эксплуатации еще в начале ХХ в. С коммунистами и редактором «Свободы» Ш. Ронгарежи нередко солидаризировалась ежедневная курдская газета «Хабат» («Борьба»), редактируемая литератором Ибрагимом Ахмадом и дистанцировавшаяся от сталинизма, но еще больше ненавидящая арабский национализм и турецкий шовинизм. В 1960-е годы лидеры Демократической партии Курдистана превратили «Борьбу» в свой организационный центр, который и возглавил И. Ахмат, бывший редактор общественно-литературного журнала «Галавеж» («Звезда»). Первые несколько номеров газеты «Борьба» печатались на курдском языке, но по ряду причин, связанных с проблемой распространения и экономической целесообразности, основным языком стал арабский.

Газета публиковала статьи виднейших курдских деятелей политики и культуры, причем иногда в целях достижения компромисса поддерживала и новый багдадский режим, но чаще как орган оппозиционной партии, т. е. орган Курдской национальной партии, более известной как Демократическая партия Курдистана (ДПК), выступала за автономию курдского народа в рамках единой страны. Требование широкой автономии и федерализации оставалось главной темой, хотя многие авторы «Борьбы» писали и о конфедерации, что не нашло отклика в правящих кругах Ирака. Много внимания уделялось воспитанию молодежи и сохранению культурного наследия предков. Универсальное пропагандистское издание «Хабат» выходит и сегодня, отражая сложности межпартийной конкуренции, специфику спора между самими курдами, их группировками. Убеждающая сила газеты заключалась в пафосе независимости и самопожертвования истинных патриотов. Несмотря на преследования, изданию удавалось сохранять достаточно высокий тираж, достигающий 15-20 тысяч экземпляров.

В начале 1950-х годов, когда мусульманские идеи и ценности динамично распространялись по всему миру, в Ираке появился универсальный и в значительной части религиозный курдский журнал «А^оиге («Свет»), издаваемый в Багдаде группой верующих журналистов, во главе которых стоял священник Юссеф Бабана. Журнал выходил на арабском языке, но его название писалось на халдейском языке, это была специфика языковой политики редакции. Первый номер «АШоиге вышел в декабре 1949 года, а последний - в марте 1956 года. В журнале защищались идеи толерантности и содружества религий.

Важным звеном в пропаганде курдских идеалов можно считать радио. Еще в 1930-е годы оно стало популярным среди всех слоёв населения. В 1950-е -1980-е годы радио как источник новостной информации для масс лидировало, но потом его потеснило ТВ как источник развлекательной информации и оперативных репортажей. Огромный резонанс в обществе вызвал показ по ТВ казни лидера правительства Абделя Керима Касема в феврале 1963 г, когда к власти пришли активисты партии БААС во главе с Саддамом Хуссейном. Хуссейн стал со временем ненавистным врагом курдов и запретил почти все их газеты.

Курдский отдел Иракского радио отличала гибкая политика в пропаганде национальных идей, чувствовалась любовь редакции к национальной музыке и песням. Важной составляющей передач была национальная мифология, притчи, фольклор Месопотамии. Можно понять источник любви курдов к устному народному творчеству: устное слово, передающее из поколения в поколение ценности предков, позволяло легко узнать «своих». Религиозные передачи на радио во второй половине ХХ в. продвигали в основном идеи ислама, но и представители иных вер и культов получали слово. Езиды регулярно освещали по радио и ТВ свою культуру, ассирийцы - свою, хотя большинство курдов не испытывали тёплых чувств к «чужакам». Но принцип веротерпимости долгие годы не давал негативным эмоциям перерасти в конфликт. И курдская журналистика, играя роль посредника между разными социальными группами, в середине ХХ века пользовалась доверием масс. Её авторитет способствовал самоактуализации этноса.

В качественной газете «Рай Гал» («Мнение народа») издатель Садик Едо-кини, а также главный редактор, адвокат Садак Абдулла, поставили цель - повысить уровень образования курдов, приобщить их к европейским ценностям. Отличительной чертой журнала можно считать активное участие в его работе иракских литераторов (Хафиха Кази, Ибрагима Ахмеда и др.), что подтолкнуло многих авторов к пропаганде идей национализма в образной форме. Переводчики с русского языка знакомили курдов с Л. Толстым, А. Чеховым, М. Горьким, М. Шолоховым. Публицист и гражданский активист Хафиз Мустафа Кази накануне Революции 1958 года начал издавать иллюстрированный журнал «Надежда», где речь часто шла о правах женщин, которые в Ираке подвергались унижениям и не имели равных прав с мужчинами. Используя общедоступную лексику и визуализацию, авторы журнала показали как красоту пейзажей Курдистана, так и пороки социального мироустройства. Хафиз Кази в своих очерках описал жизнь городской бедноты, детей и женщин. Его кумиром был русский классик М. Горький.

В это же время в Курдистане проявился интерес к образовательному потенциалу СМИ. Пример тому журнал «Заря», редактор которого А.Х. Марф Хаз-надар, как и Ибрагим Ахмад, Садик Едокини, Садак Абдулла, Хафиз Кази и др., призвал к выходу курдов из самоизоляции. Обмены культурными ценностями, знакомство с мировой классикой, посещение зарубежных стран - всё это расширяло кругозор читателей, поощряло граждан к самообразованию с помощью медиа, давало повод для новых дискуссий о самоопределении и государственности этноса.

В мае 1954 г вышел в свет первый номер общественно-литературного журнала «Хатау» (Солнце), вокруг которого объединились известные литераторы: Т.В. Меривани, Маджида Аасскара, поэт Канаа. Позже к ним присоединились деятели культуры Башир Мушейр, Мохаммед Тауфик Варди и Шакер Фаттах. Журнал был опубликован в Эрбиле, главный редактор Г Мукривани, как и его заместитель, адвокат Ибрагим Азиз Дзе, был одним из ее авторов и соредактором. Редакторы не забыли и женщин-писателей, включая признанную в арабском мире Адибу. Гиу Мукриани, сотрудничая со многими авторами разных взглядов, привык к плюрализму, его журнал можно назвать либеральным культурологическим изданием, «толстым журналом», похожим на русский «Новый мир».

Над прессой курдов из-за ужесточения режима в 1960-1970-х гг. нависла угроза. Правительство не выполнило своих обещаний, курдский вопрос оставался нерешенным, против демократических и прогрессивных сил начались репрессии. Правительство А.К. Касема, а позже и правительство свергнувших Касема баасистов проводило жесткую политику по отношению к СМИ, закрывались прогрессивные газеты и журналы. В первой половине 1961 г. почти все курдские политические газеты были закрыты. Пример тому - газета «Хабат». За опубликование статьи «Курдский народ» ее главный редактор Ибрагим Ахмед в ноябре

1960 г предстал перед судом. В газете «Ас-Саура» («Революция») в феврале

1961 г. появилась статья, призывавшая «покончить с заигрыванием с курдами» и «расплавить курдскую нацию среди арабов»[5, с. 35; 6, с. 4-5]. Эта ситуация породила ответную реакцию курдов, что обострило конфликт гражданского общества с властью и активизировало процесс самоидентификации этноса.

Годы революции, вторая половина 1950-х гг, считаются наиболее плодотворными для развития прессы Курдистана. Начиная с периода после второй мировой войны, СМИ регулярно поднимали вопрос о единстве курдского этноса, что делало их тон решительным и убедительным. Рассмотрев состояние СМИ курдов и выявив, что периодика оставалась наиболее активным каналом связи с массами, мы пришли к таким выводам:

1. Курдов нельзя считать «малым народом», смирившимся со своим положением. Многовековая культура, связанная с культурой Междуречья, Месопотамии и античной Греции, с помощью журналистов укрепляется в ХХ веке, а сегодня, в условиях «рассеяния» и многолетних дискуссий о путях реализации планов объединения нации, эта культурная магистраль всё больше выдвигается на первый план медийной работы. Медиатизация политики может быть названа ведущей тенденцией эволюции национальных СМИ. Наследие середины века сочеталось в СМИ с воспоминаниями о древних временах, с тягой к фольклору и историзму медийного дискурса.

2. Цензура, особенно политическая, была в СМИ Ирака середины ХХ века жесткой. Арабские фундаменталисты в своих печатных органах постоянно отрицали факт наличия права на самоопределение и культурную самоидентификацию. Курды с особой надеждой смотрели на развитие событий в Багдаде, поддерживая власть и надеясь на ответную лояльность, чего не дождались. Чиновники из администрации С. Хуссейна считали, что Ирак является частью арабского мира, а люди, живущие там, - либо арабами, либо гостями. Если курды гости, то не должны иметь землю. Журналисты и гражданские активисты (Ибрагим Ахмад, Садик Едокини, Джамил Рашид и др.) регулярно критиковали шовинизм и антикурдскую позицию властей. В 1960-е-1970-е годы положение прессы было весьма тяжелым, усилился террор по отношению к редакторам. Правительство Саддама Хуссейна, вопреки обещаниям, заняло антикурдскую позицию, что позже привело к кровопролитным столкновениям и гибели сотен тысяч курдов. Прогрессивная журналистика в союзе с политиками и деятелями культуры Ирака выступила как инструмент сплочения всех курдов в борьбе за свои права. Примером функционирования передовой прессы можно считать газету «Хабат», поместившую на своих страницах много достоверных и качественных материалов.

3. Положение прессы в первой половине 1960-х годов и в конце 1970-х гг. было особенно тяжелым, так как усилился полицейский террор по отношению к редакторам и работникам массмедиа, но динамика функционирования курдской периодической печати в целом оставалась удовлетворительной. Такие газеты, как ежедневная «Хабат» («Борьба»). «Рай Гал» («Мнение народа»), «Азади» («Свобода») и т. п., стали организационными центрами борьбы за национальное единство. Журналы курдов, печатающие литературные произведения, тесно связаны с народным творчеством, с многовековым фольклором. Искусство слова всегда уважалось и считалось основой обучения детей грамоте. Эта деталь хорошо демонстрирует специфику национального духа и образовательной стратегии руководителей Курдистана. Свободолюбие и независимость как идеалы нации передаются из уст в уста, питая журналистику и культуру.

Таким образом, приведённые факты и проанализированные факторы развития СМИ курдов во второй половине прошлого века убеждают в актуальности тематики и новизне нашего подхода к раскрытию темы. Уяснив факторы эволюции курдских СМИ в период 1950-1980-х годов, мы показали значение традиционной культуры курдов, что важно в условиях современных дискуссий. Журналисты должны более последовательно обнажать не только пороки иракской власти в национальном вопросе, но и помогать партиям и объединениям курдов преодолеть замкнутость, недостатки в своей работе по объединению всех слоёв курдского населения.

Библиографический список

1. Муафак Ахмад. Печать Иракского Курдистана: Основные этапы развития и особенности функционирования в современных условиях. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 1998.

2. Хорольский В. Запад и «не-Запад». Поворотные пункты в истории мировой журналистики нашего времени. Журналистика развивающихся стран: переходный этап эволюции: сборник статей аспирантов факультета журналистики ВГУ. Воронеж, 2019: 5-8.

3. Анвар Адил. Курдский вопрос в Ираке (1958-91 гг.). Диссертация ... кандидата исторических наук. Москва, 2004.

4. Мосаки Н.З. Курдские информационные холдинги (к 110-летию курдской журналистики). Available at: http://www.iimes.ru/?p=7064

5. Мосаки Н.З. Современные курдские газеты Южного Курдистана. 2008; 30 апреля. Available at: http://www.iimes.ru/?p=7105

6. Загорнова Е.В. Развитие СМИ на территории этнографического Курдистана. Москва: ИБВ, 2003. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/25-09-03.htm

7. Kurdistan: Constitution of the Iraqi Kurdistan Region. 2004. Available at: https://unpo.org/article/538?id=538

8. Сарибекян С.С. Курдский вопрос в международных отношениях. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2003.

9. Авдои Т.С. Курдский вопрос в современных международных отношениях. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2009. Available at: https://unpo.org/ article/538?id=538

References

1. Muafak Ahmad. Pechat' Irakskogo Kurdistana: Osnovnye 'etapy razvitiya i osobennosti funkcionirovaniya v sovremennyh usloviyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 1998.

2. Horol'skij V. Zapad i "ne-Zapad". Povorotnye punkty v istorii mirovoj zhurnalistiki nashego vremeni. Zhurnalistika razvivayuschihsya stran: perehodnyj 'etap 'evolyucii: sbornik statej aspirantov fakul'teta zhurnalistiki VGU. Voronezh, 2019: 5-8.

3. Anvar Adil. Kurdskij vopros v Irake (1958-91 gg.). Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2004.

4. Mosaki N.Z. Kurdskie informacionnye holdingi (k 110-letiyu kurdskojzhurnalistiki). Available at: http://www.iimes.ru/?p=7064

5. Mosaki N.Z. Sovremennye kurdskie gazety Yuzhnogo Kurdistana. 2008; 30 aprelya. Available at: http://www.iimes.ru/?p=7105

6. Zagornova E.V. Razvitie SMI na territorii 'etnograficheskogo Kurdistana. Moskva: IBV, 2003. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/25-09-03.htm

7. Kurdistan: Constitution of the Iraqi Kurdistan Region. 2004. Available at: https://unpo.org/article/538?id=538

8. Saribekyan S.S. Kurdskij vopros v mezhdunarodnyh otnosheniyah. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2003.

9. Avdoi T.S. Kurdskij vopros v sovremennyh mezhdunarodnyh otnosheniyah. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2009. Available at: https://unpo.org/ article/538?id=538

Статья поступила в редакцию 15.12.22

УДК 81

Ostanina A.V., senior teacher, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: OstaninaAV@mgpu.ru

PECULIARITIES OF FORMATION OF ASPECTS OF MEDIA VIOLENCE IN THE BRITISH PRESS. This article is devoted to peculiarities of formation of aspects of media violence in the high-quality and yellow British press. The aim of the study is to identify elements of media violence in different types of British journalism, as well as to prove the impact of these elements on the reader's worldview. The article is based on the contextual analysis of English-language articles, which made it possible to identify the formation of media violence in different types of British press, as well as the purposes of using media violence in journalism. The material presented in the paper leads to the conclusion that printed elements of media violence, such as vocabulary containing semantic elements of violence, vocabulary that has indirect references to violence or military terminology, have an undeniable psychological impact on the reader, as well as TV, video and audio products, the results of which can be depression or apathy. The analysis of the English-language yellow and quality press also showed that, while the ways of forming media violence in both types of press are the same, the authors use vocabulary that contains the semantic elements of violence, but if in the quality press it is military vocabulary and terminology, such as the names of weapons, military equipment , the names of hostilities, then in the yellow press, this is a common vocabulary that has indirect references to violence, or vocabulary that directly refers to violence.

Key words: media violence, verbal aggression, media, military vocabulary, qualitative press, yellow press.

А.В. Останина, ст. преп., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: OstaninaAV@mgpu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АСПЕКТОВ МЕДИАНАСИЛИЯ В БРИТАНСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ

В данной статье затрагивается актуальная на сегодняшний день тема формирования аспектов медианасилия в качественной и желтой британской прессе. Целью исследования является выявление элементов медианасилия в разных видах британской публицистики, а также доказать воздействие данных элементов на картину мира читателей. Публикация основана на контекстном анализе англоязычных статей, который позволил выявить способы формирования медианасилия в разных видах британской публицистики, а также цели использования приема медианасилия в публицистике. В качестве исследовательской задачи автором была предпринята попытка выявить виды лексики, содержащие в себе смысловые элементы насилия, а также лексику, имеющую косвенные отсылки к насилию. Анализ англоязычной желтой и качественной прессы показал, что способы формирования медианасилия в обоих типах прессы являются одинаковыми, авторы используют лексику, содержащую в себе смысловые элементы насилия, но если в качественной прессе это военная лексика и терминология, такая как названия оружия, военной техники, названия военных действий, то в желтой прессе - это общеупотребительная лексика, которая имеет косвенные отсылки к насилию, или лексика, которая напрямую обозначает насилие.

Ключевые слова: медианасилие, речевая агрессия, СМИ, военная лексика, качественная пресса, желтая пресса.

Воздействие медианасилия на общественность в негативном ключе является одной из актуальных проблем современности. Сейчас медианасилие можно встретить в большинстве видов средств массовой коммуникации: в новостях, книгах, газетах, фильмах и даже мультфильмах. Следует отметить, что фактор присутствия насилия в данных источниках имеет большое влияние на мышление, а также психологическое состояние реципиентов. Актуальность нашего исследования обусловлена неугасающим интересом ученых к изучению воздействия медианасилия на сознание адресата в разных сферах массовой коммуникации, таких как телевидение (фильмы, сериалы, мультфильмы, телепрограммы) [Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ, (2004), H. Blumer, P.M. Hauser. Movies, Delinquency and Crime (1933), Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском телеэкране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования (2000), Никулина М.А., Бурко Ю.С. Медианасилие - зона социальной опасности (2009)], публицистика (книги, газеты) [Абдарахманова М.А. Проблема медианасилия в текстах СМИ (2018)]. Мы же

в нашей работе рассматриваем цели и способы формирования медианасилия в англоязычных газетах. Научная новизна исследования заключается в детальном изучении объекта исследования, а также в уникальности полученных выводов ввиду малой изученности данной сферы. Теоретическая значимость статьи обусловлена обширным теоретическим обзором литературы, связанной с проблемой исследования. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного материала на лекциях по таким дисциплинам, как «Психолингвистика», «Политическая лингвистика», (Когнитивная лингвистика».

Для того чтобы говорить о формировании медианасилия в англоязычной публицистике, следует обратиться к трактовке данной дефиниции разными учеными. Дж. Брайант и С. Томпсон отмечают, что определение дефиниции медианасилие является расплывчатым, так как неясно, включает ли оно в себя физические контакты, угрозу для жизни, сцены автокатастроф и других несчастных случаев, репортажи об убийствах, видеозаписи терактов. По мнению М.А. Никулиной и Ю.С. Бурко, медианасилие - это психологическое воздействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.