Научная статья на тему 'КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
духовность / нравственные ценности / морально-этические качества личности / образование / мотивация / дискуссия / беседа / молодежь

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Тумонбаева Гулумкан Байышовна

в данной статье будет рассмотрено значение духовно-нравственного воспитания в развитии студентов и его влияние на их будущую карьеру, отражается одна из актуальных вопросов как необходимость усиления функций воспитания в формировании всесторонне развитой личности, способной к адекватной самореализации в современной социальной среде и одной из форм духовно-нравственного воспитания, которые предполагают практическое ознакомление с различными процессами и явлениями, присутствующими в нашей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Тумонбаева Гулумкан Байышовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

КУРАТОРСКИЙ ЧАС КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Аннотация: в данной статье будет рассмотрено значение духовно-нравственного воспитания в развитии студентов и его влияние на их будущую карьеру, отражается одна из актуальных вопросов как необходимость усиления функций воспитания в формировании всесторонне развитой личности, способной к адекватной самореализации в современной социальной среде и одной из форм духовно-нравственного воспитания, которые предполагают практическое ознакомление с различными процессами и явлениями, присутствующими в нашей жизни.

Ключевые слова: духовность, нравственные ценности, морально-этические качества личности, образование, мотивация, дискуссия, беседа, молодежь

Духовно-нравственное воспитание студентов является важнейшим аспектом их всестороннего развития, поскольку закладывает основу формирования высоконравственного, ответственного и инициативного специалиста. В современном быстро меняющемся мире крайне важно воспитывать людей, обладающих не только профессиональными навыками, но и с сильным чувством нравственности, ответственности и инициативы.

Кризисные явления, охватившие все сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан Кыргызстана. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение устоявшихся моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу - воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

Духовно-нравственное воспитание имеет важное значение для развития личности студентов, поскольку помогает им сформировать систему ценностей, принципов и убеждений, которые определяют их поведение и принятие решений. Это позволяет студентам различать хорошее и неправильное, хорошее и плохое, а также развивать чувство ответственности по отношению к себе, другим и обществу в целом. Более того, духовно-нравственное воспитание способствует развитию критического мышления, сопереживания и самосознания, которые являются необходимыми навыками для достижения успеха в любой профессии.

В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. С принятием в Кыргызстане государственного закона «Об образовании» начался новый этап, который устанавливает основные принципы государственной политики в сфере образования, а также правовые, социально-экономические, организационные основы образовательной деятельности в Кыргызской Республике. Одним из основных пунктов закона стало признание приоритетной роли воспитания, в формировании всесторонне развитой личности, способной к адекватной самореализации в современной социальной среде. Главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки, студентов

Воспитательная работа в вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса в целом. Главной ее целью является - формирование гармонично развитой, творческой и высоконравственной личности, способной работать в коллективе и быть лидером, умеющей действовать и побеждать в условиях конкурентной среды.

ТУМОНБАЕВА ГУЛУМКАН БАИЫШОВНА

докторант кафедры «Педагогика», Ошский государственный университет, Кыргызстан, г.Ош

[2].

Составляя план работы куратора на очередной учебный год, проводимых во всех академических группах ОшГУ, кураторские часы фиксируются в электронной таблице академического коллектива и заносятся в электронный журнал, в них мы планируем мероприятия по направлениям: знакомство со «Студенческим кодексом поведения», разработанным для студентов ОшГУ, ознакомление с правами и обязанностями студента, обмен мнениями и обсуждение нарушений правил, предусмотренных Кодексом, их предупреждения и предотвращения, гражданско-патриотическому, здоровье сберегающему, трудовому, семейному, эстетическому, экологическому и, конечно же, духовно -нравственному.

Особо хотелось бы остановиться на такой форме духовно-нравственного воспитания как кураторские часы. Духовно-нравственное воспитание студентов является важнейшим аспектом их всестороннего развития, поскольку закладывает основу формирования высоконравственного, ответственного и инициативного специалиста. В контексте высшего и среднего образования кураторские часы предоставляют преподавателям уникальную возможность взаимодействовать со студентами и способствовать духовному и нравственному воспитанию.

Кураторские часы - это форма образовательной деятельности, предполагающая регулярные встречи студентов и преподавателей, направленные на обсуждение различных аспектов личностного и профессионального развития студентов. Кураторские часы предоставляют преподавателям платформу для взаимодействия со студентами, предлагают руководство и поддержку, а также способствуют духовному и нравственному воспитанию [

Говоря о различных направлениях духовно-нравственного воспитания, запланированного для кураторских часов, проводимых преподавателями ОшГУ следует отметить:

1. Акции: «Подари вторую жизнь одежде», «Спорт - источник здоровья, источник успеха», «Бир адамдан бир китеп!», «ОшГУ за чистую окружающую среду!», «Всемирный день борьбы со СПИДом», «Язык не потерян, если он потерян, потеряно сердце», «Организация и проведение месяца книжного чтения», «Предотвращение и устранение последствий академических нарушений (коррупции)», «Бессмертный полк: никто не забыт-ничто не забыто».

2.Дискуссии: «Национальная идентичность - стабильное состояние», «Каким должен быть гражданин Кыргызстана?», «Модель современной патриотической молодежи», «Основные требования времени к моей будущей профессии», «Мотивация студента к учебе», "Сен таза, мен таза, коом таза", «Все профессии важны, все профессии нужны!».

3.Кураторские часы: «Использование информационных технологий в самообучении», «Кыргызстан - здоровая и процветающая держава!», «День театра», «Молодежь за здоровую жизнь», «От мечты к профессии», «Не поступай с человеком так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобою», «Простые истории человеческой судьбы».

4.Беседы: «Быть студентом - круто!», «Угрозы экстремизма, терроризма, радикализма», «Труд - все перетрет!», «О вежливости - возлюби ближнего», «Цель ничто-движение все!», «О взаимоотношениях в коллективе», «Модель современной патриотической молодежи».

В современном обществе необходимо четко осознавать, что никакое, даже идеально выверенное в этическом плане, содержание воспитательных мероприятий не может служить гарантией их эффективности при отсутствии форм, обеспечивающих реальный интерес, побуждающих аудиторию к активному участию в их проведении.

Кураторские часы играют важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании, поскольку предоставляют педагогам уникальную возможность:

1.310 ].

Способствуют критическому мышлению и размышлениям. Кураторские часы побуждают студентов размышлять о своих ценностях, принципах и убеждениях, а также развивать навыки критического мышления.

Развивают сочувствие и самосознание. Участвуя в открытых и честных дискуссиях, студенты развивают сочувствие и самосознание — необходимые навыки для достижения успеха в любой профессии.

Прививают моральные ценности и принципы: Кураторские часы предоставляют преподавателям платформу для привития моральных ценностей и принципов, таких как ответственность, уважение и сострадание.

Для реализации кураторских часов как эффективного метода духовно-нравственного воспитания предлагается следующая схема:

Регулярные встречи: следует планировать регулярные встречи между студентами и преподавателями, чтобы обеспечить последовательность и преемственность.

Открытые и честные дискуссии: педагоги должны создавать безопасную и благоприятную среду, поощряя открытые и честные дискуссии по различным темам, связанным с духовным и нравственным воспитанием.

Размышление и самооценка: студентов следует поощрять размышлять о своих ценностях, принципах и убеждениях, а также участвовать в самооценке, чтобы определить области для личного и профессионального роста.

Наставничество и руководство: Преподаватели должны обеспечивать руководство и поддержку, предлагая наставничество и советы по личному и профессиональному развитию.

Во время каждого кураторского часа студенты могут поделиться впечатлениями, высказать свои мысли и мнения, решить с помощью преподавателя вопросы, которые возникают во время учебного процесса. Важно, что огромное большинство сегодняшних направлений деятельности человека неразрывно связаны с деятельностью других людей. Мало обладать соответствующими компетенциями, нужно еще правильно взаимодействовать со множеством специалистов и социальных партнеров, что невозможно без соответствующих морально-этических и духовно-нравственных качеств.

Таким образом, в рамках поставленных целей данного исследования кураторских часов был использован смешанный подход, включающий опрос 100 студентов и 20 преподавателей индустриально-педагогического колледжа, а также квазиэкспериментальный план с контрольной группой и экспериментальной группой. Результаты свидетельствуют о том, что кураторские часы оказывают существенное положительное влияние на духовно-нравственное развитие студентов, а также создают основу для реализации кураторских часов как эффективного метода духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа является важнейшим аспектом их всестороннего развития, поскольку закладывает основу формирования высоконравственного, ответственного и инициативного специалиста. В контексте высшего и среднего образования кураторские часы предоставляют преподавателям уникальную возможность взаимодействовать со студентами и способствовать духовному и нравственному воспитанию. Целью данного исследования является изучение эффективности кураторских часов как фундаментальной основы духовно-нравственного воспитания студентов.

В этом исследовании использовался смешанный подход, включающий как количественные, так и качественные методы сбора и анализа данных. Исследование состояло из двух этапов: этапа опроса и квазиэкспериментального этапа.

Был проведен опрос 100 студентов и 20 преподавателей с целью сбора данных о современном состоянии духовно-нравственного воспитания в колледже, а также о воспринимаемой эффективности кураторских часов в содействии духовно-нравственному развитию. Опрос состоял из 20 вопросов, включая вопросы с множественным выбором, по шкале Лайкерта и открытые вопросы.

Был использован квазиэкспериментальный план с участием контрольной группы и экспериментальной группы. Контрольную группу составили 50 студентов, не участвовавших в кураторских часах, а экспериментальную группу — 50 студентов, принимавших участие в кураторских часах в течение 12 недель. Кураторские часы проводили подготовленные педагоги, которые способствовали открытым и честным дискуссиям на различные темы, связанные с духовно-нравственным воспитанием.

Результаты этапа обследования показывают, что: 80% студентов и 90% преподавателей считают, что духовно-нравственное воспитание необходимо для личностного и профессионального развития студентов. 70% студентов и 85% преподавателей считают, что кураторские часы являются эффективным методом духовно-нравственного развития.

Результаты квазиэкспериментального этапа показывают, что: в экспериментальной группе наблюдался значительный рост духовно-нравственного развития, измеряемый по стандартизированной шкале.

В контрольной группе существенных изменений в духовно-нравственном развитии не наблюдалось.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что кураторские часы являются эффективным методом духовно-нравственного развития студентов. Результаты показывают, что кураторские часы предоставляют преподавателям уникальную возможность взаимодействовать со студентами, способствовать критическому мышлению и размышлениям, а также прививать моральные ценности и принципы.

В заключение, необходимо отметить, что кураторские часы являются фундаментальной основой духовно-нравственного воспитания студентов. Результаты этого исследования имеют значение для педагогов, соцпедагогов и исследователей, подчеркивая важность приоритетного внимания духовному и нравственному образованию в высшем и среднем образовании.

Духовно-нравственное воспитание играет важнейшую роль в формировании высоконравственного, ответственного и инициативного специалиста. Это помогает студентам развить следующие качества:

Высокие моральные стандарты: Духовно-нравственное воспитание прививает студентам сильное чувство нравственности, которое позволяет им принимать этические решения и вести себя ответственно.

Ответственность: развивая чувство ответственности, студенты учатся брать на себя ответственность за свои действия и решения, что важно для успеха в любой профессии.

Инициатива: Духовно-нравственное воспитание побуждает студентов проявлять инициативу и проявлять инициативу в личной и профессиональной жизни.

1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф: монография. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1998. -310с

2. Закон Кыргызской Республики Об образовании от 11 августа 2023 года № 179

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.