Научная статья на тему 'КУРАТОРСКИЕ ИДЕИ ВЫСТАВОК, КАК КОНЦЕПЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И МЫСЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ВЫСТАВОК В МАММ'

КУРАТОРСКИЕ ИДЕИ ВЫСТАВОК, КАК КОНЦЕПЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И МЫСЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ВЫСТАВОК В МАММ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
272
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН-КУРАТОР / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ВЫСТАВКИ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ИДЕЯ / АНАЛИЗ / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пашкова Анастасия Николаевна

Роль дизайн-куратора в современном мире чрезвычайна важна. Благодаря ему человек знакомится с миром, окружающей средой, искусством через призму экспозиционного дизайна, кураторских концепций и всевозможных образовательных проектов. Идеи проектов всегда разнообразны и направлены на различные сферы жизни, но их объединяет желание куратора, погрузить в специфику темы, заставить задуматься и проанализировать увиденное, расширить свой кругозор и повысить степень образованности, становясь зрителем, а как следствие и соучастником функционирования кураторского проекта. Умение нестандартно мыслить, придумывать новые решения, грамотно работать с материалом и пространством делают дизайн-куратора уникальным специалистом, способным быть причастным к абсолютно любому вопросу и достучаться до глубины человеческой души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURATORIAL IDEAS OF EXHIBITIONS, AS CONCEPTS IN THE EDUCATIONAL AND THOUGHT PROCESS, ON THE EXAMPLE OF VISITING AND ANALYZING EXHIBITIONS IN MAMM

The role of a design curator in the modern world is extremely important. Thanks to him, a person gets acquainted with the world, the environment, art through the prism of exhibition design, curatorial concepts and all kinds of educational projects. Project ideas are always diverse and aimed at various spheres of life, but they are united by the curator's desire to immerse himself in the specifics of the topic, make him think and analyze what he saw, expand his horizons and increase the degree of education, becoming a spectator, and as a consequence, an accomplice in the functioning of the curatorial project. The ability to think outside the box, come up with new solutions, competently work with the material and space make the design curator a unique specialist, able to be involved in absolutely any issue and reach the depths of the human soul.

Текст научной работы на тему «КУРАТОРСКИЕ ИДЕИ ВЫСТАВОК, КАК КОНЦЕПЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И МЫСЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ВЫСТАВОК В МАММ»

УДК 7

Пашкова Анастасия Николаевна, Научный руководитель: Лаврентьева Екатерина Александровна

г. Москва, РФ

КУРАТОРСКИЕ ИДЕИ ВЫСТАВОК, КАК КОНЦЕПЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И МЫСЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ВЫСТАВОК В МАММ

Аннотация

Роль дизайн-куратора в современном мире чрезвычайна важна. Благодаря ему человек знакомится с миром, окружающей средой, искусством через призму экспозиционного дизайна, кураторских концепций и всевозможных образовательных проектов. Идеи проектов всегда разнообразны и направлены на различные сферы жизни, но их объединяет желание куратора, погрузить в специфику темы, заставить задуматься и проанализировать увиденное, расширить свой кругозор и повысить степень образованности, становясь зрителем, а как следствие и соучастником функционирования кураторского проекта. Умение нестандартно мыслить, придумывать новые решения, грамотно работать с материалом и пространством делают дизайн-куратора уникальным специалистом, способным быть причастным к абсолютно любому вопросу и достучаться до глубины человеческой души.

Ключевые слова

Дизайн-куратор, искусствоведческий проект, выставки, экспозиция, идея, анализ, визуальное восприятие, архитектурное пространство.

Pashkova Anastasiia N.,

Moscow, Russia

CURATORIAL IDEAS OF EXHIBITIONS, AS CONCEPTS IN THE EDUCATIONAL AND THOUGHT PROCESS, ON THE EXAMPLE OF VISITING AND ANALYZING EXHIBITIONS IN MAMM.

Annotation

The role of a design curator in the modern world is extremely important. Thanks to him, a person gets acquainted with the world, the environment, art through the prism of exhibition design, curatorial concepts and all kinds of educational projects. Project ideas are always diverse and aimed at various spheres of life, but they are united by the curator's desire to immerse himself in the specifics of the topic, make him think and analyze what he saw, expand his horizons and increase the degree of education, becoming a spectator, and as a consequence, an accomplice in the functioning of the curatorial project. The ability to think outside the box, come up with new solutions, competently work with the material and space make the design curator a unique specialist, able to be involved in absolutely any issue and reach the depths of the human soul.

Keywords

Design curator, art project, exhibitions, exposition, idea, analysis, visual perception, architectural space.

Недавно удалось посетить несколько выставок, посвящённых 25-летию Мультимедиа Арт Музея, Москва. Музей реализует проекты с использованием информационно-коммуникационных арт-технологий (медиаинсталляция, медиаперформанс, видеоарт, нет-арт и др.). Одним из главных принципов МАММ является полная открытость новым формам визуального выражения и поиск

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№4 / 2021

свежих, новаторских тенденций в области российского и зарубежного фото и медиаискусства. Сама музейная площадка очень напоминает внутреннюю планировку музея Гугенхайма в США. Архитектурное пространство музея несёт в себе идею спирали, которая позволяет подниматься наверх и далее последовательно спускаться вниз, чтобы весь объём музея становился единой выставкой, разбитой на отдельные блоки. Таким образом, архитектура становится поддержкой и площадкой для экспозиции. План здания продуман так, что, поднимаясь по лестнице, нельзя пройти мимо какой-либо выставки, это сделано, чтобы подтолкнуть людей к посещению нескольких экспозиций, заинтересовать человека чем-то ещё и расширить его кругозор. Хотелось бы выделить три выставки, которые удалось внимательно рассмотреть и изучить при посещении музея.

Первая - выставка Сары Мун «Однажды где-то, но не здесь...». Сама экспозиция - это своеобразный конспект творчества замечательного французского фотографа и видеохудожника. "Для меня фотография - это чистый вымысел - я не верю, что делаю какое-то определенное заявление. Вместо этого я выражаю нечто, возможно, отголосок мира", - сказала Сара Мун в интервью The Independent в 2008 году. В выставку вошли знаковые работы автора, демонстрирующие всё многообразие её творчества: портреты, фотографии моды, серия «Цирк», портреты животных, индустриальные съёмки последних лет и многое другое. Сара Мун много снимала в Москве и Санкт-Петербурге и эти работы тоже вошли в новую экспозицию вместе с короткометражным фильмом «Русалка Одервиля» по мотивам «Русалочки» Г.Х. Андерсена. Кураторская идея этой выставки заключается в желании ознакомить и погрузить посетителя в визуальную поэзию, заставить ощутить себя в мире между реальностью и воображением, оценить застывшее мгновение через фотографию и мультимедийный проект. Система освещения на этой выставке построена таким образом, что свет акцентирует всё внимание на работах, а само пространство погружено во мрак, благодаря этому зритель растворяется в мире, созданном Сарой Мун.

Вторая - выставка «Сила искусства. Просроченный юбилей» от арт-группы «ЕлиКука». Кураторская идея этой выставки, как бы странно это не звучало, состоит в измерении силы искусства, посредством визуализации, с помощью которой это метафорическое выражение можно трактовать буквально. Люди часто задаются вопросом: «Можно ли измерить силу искусства, а если можно, то каким образом?». Чтобы помочь публике ответить на эти вопросы были изобретены тренажёры, специально для этой выставки. И, чтобы грамотно воспользоваться новыми изобретениями, надо будет со всей серьёзностью погрузиться в эту игру и попробовать свои силы в тренировке мускулатуры на холстах, слежении за динамикой «роста» и «падения» условной стоимости искусства, расчёте мощности натюрмортов. Бросается в глаза интересная игра кураторов с пространством, возможность начать «измерение силы искусства» с абсолютно любой точки и идти по кругу или в любом другом порядке, испытывая каждый тренажёр. При этом, смысл, идея и восприятие проекта никак не искажается.

Третья выставка, которая построена как искусствоведческое исследование, это - «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии 1860-1970-е годы». Экспозиция показывает, как появляются и эволюционируют технологии, позволяющие наполнить снимки цветом. Выставка также является кратким конспектом истории русской фотографии и становления страны в целом на протяжении столетия. Музей МАММ на протяжении долгого времени пополняет запасы собрания фотографий, демонстрирующих зарождение и развитие цвета в российской индустрии фото. В новую выставку вошло 248 работ, а также слайд-шоу Бориса Михайлова.

Посетив экспозицию, можно узнать интересные факты, о которых раньше не предполагал, например, о том, что первые фото раскрашивали гуашью. Но расширение знаний о фотографии это не главное, что может поразить на этой выставке. Вся экспозиция позволяет проследить, как менялась

жизнь в стране, переживавшей разные исторические и политические события, и роль фотографии в разные периоды времени. На этой выставке легко отслеживаются истории жизни людей, развитие разнообразных индустрий и отраслей от моды до спорта, отслеживаются ценности человека в разные периоды жизни. Проходя по экспозиции и всматриваясь в снимки, ты не просто видишь историю, ты погружаешься в те эпохи. И сама фотография полностью олицетворяет время, меняясь от официальной к неформальной, от семейной к партийной и так далее. Под большим впечатлением от увиденного, попадаешь в последний зал со слайд-шоу Бориса Михайлова. Фотографии, демонстрирующиеся на экране настолько противоречивые и вызывающие, что первые эмоции от увиденного - это ужас, неприязнь, отвращение. Может создаться впечатление, что эти снимки разрушили всё впечатление, сформировавшееся до, что это какой-то лишний элемент выставки, который всё портит. Необходимо время для осмысления, споры с внутренним "я", чтобы осознать, что эта часть экспозиции отнюдь не лишняя, и несмотря на то, что она отображает конец 1980-х годов, эти снимки чётко олицетворяют 90-е годы, когда был развал страны, разруха и всё то, что с такой иронией показано на слайд-шоу, как предсказание к тому, что ждало людей, но уже не в шутку. Снимки такие же противоречивые, кричащие, вызывающие, как то время. Фотографии Михайлова, продолжали рассказывать историю, историю о таком непростом, разрушительном времени. И это как раз очень логично завершало композицию всей выставки. Логично предположить, что должна быть вторая часть выставки, которая расскажет о цветных фотографиях, их роли и истории уже новой России, впрочем, как говорит Леонид Каневский: «Это уже совсем другая история»...

Все три выставки - это абсолютно разные кураторские проекты, демонстрирующие необъятность творческой мысли и идей кураторов, их способность работать с разным материалом и в разных архитектурных пространствах, используя их в полной мере для демонстрации и раскрытия заданной темы, их талант рассказывать истории и показывать прошлое, настоящее и будущее через экспозицию. «Однажды где-то, но не здесь.» - это персональная выставка, со своей спецификой. Сара Мун скорее медиа художник, чем просто фотограф. Она мыслит кинокадрами, историями, архивирует время. "Первоцвет" - это исследовательский, искусствоведческий проект, построенный на хронологии и истории страны, рассказанный с помощью истории развития цветной фотографии. "Сила искусства" - освоение пространства группой художников, создание по сути целостного объекта в рамках отведенного пространства, учитывая его особенности. Это интерактивное пространство, состоящее из отдельных «тренажеров», связанных между собой. В иронии скрывается мощнейшая искусствоведческая проблематика - зачем нужно искусство? Какие эмоции оно вызывает? Как устроен механизм творчества? Это инсталляция, которая должна объяснить присутствие зрителя в музее, объяснить в том числе и механизм насыщения искусством, восприятие искусства зрителем.

Список использованной литературы:

1. А. Родченко Опыты для будущего. - М., Грант, 1996

2. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 183 с

3. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. - Минск: Харвест, 2010. - 192с.

4. Семиотика дизайна: художественная смыслообразованность. Монография / Жердев Е.В. - М.: Академический проект, 2021. - 799 с.

© Пашкова А.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.