Научная статья на тему 'Кумулятивная стратегия противодействия коррупции (эволюционный подход)'

Кумулятивная стратегия противодействия коррупции (эволюционный подход) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
власть / общество / коррупция / противодействие коррупции / стратегия / коррупционный потенциал / authority / society / corruption / curbing corruption / strategy / potential of corruption.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Игорь Львович Грошев

Несмотря на значительное количество трудов, посвященных коррупции, практическая эффективность уже предложенных мер не характеризуется высоким уровнем. Преодолеть проблему невозможно в отрыве от социально-экономической ситуации, в которую указанный выше феномен не только давно интегрирован, но и в большей части выполняет главную регулятивную функцию. Структура общества обусловлена высокой сложностью и разнообразием, она аккумулирует весь спектр суждений, мнений и оценочных решений. Общечеловеческие коммуникации происходят как по открытым каналам, так и по обособленным (скрытым), следовательно, осуществление государственной власти также должно охватывать указанные направления. Коррупционная деятельность выступает тем универсальным инструментом, который значительно облегчает управленческий процесс. Соответственно, создается противоречие – «противодействие коррупции есть противодействие власти», что само по себе абсурдно в условиях современного общественного развития. Кумулятивная стратегия апеллирует к необходимости нивелирования коррупционного потенциала путем предоставления каждому индивиду достаточного количества жизненных альтернатив. Экономическая автаркия и космополитизм представляют квинтэссенцию стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUMULATIVE ANTI-CORRUPTION STRATEGY (EVOLUTIONARY APPROACH)

Despite the considerable number of studies of corruption, the practical effectiveness of previously proposed measures could hardly be estimated as adequate. The overcoming of corruption cannot be separated from the socio-economic situation, because this phenomenon is not only integrated into it, but in many cases performs important regulatory function. The structure of the society is characterized by high complexity and diversity; it accumulates the entire spectrum of value judgments, opinions and decisions. General human communications occur both through open channels and detached (hidden) ones, therefore the implementation of public power should cover these areas as well. Today, the corruption activity is the universal tool, which facilitates management process. Accordingly, there is a contradiction, according to which «the fight against corruption is the opposition to authorities». It is an absurd in the conditions of today's social development. Cumulative strategy appeals to the need to reduce corruption potential by providing each individual with a sufficient number of life alternatives. economic autarchy and cosmopolitism constitute the quintessence of the strategy.

Текст научной работы на тему «Кумулятивная стратегия противодействия коррупции (эволюционный подход)»

УДК 316.334.4

Игорь Львович Грошев

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Института менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета, г Тюмень. E-mail: grosh@nextmail.ru

КУМУЛЯТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ (ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД)

Несмотря на значительное количество трудов, посвященных коррупции, практическая эффективность уже предложенных мер не характеризуется высоким уровнем. Преодолеть проблему невозможно в отрыве от социально-экономической ситуации, в которую указанный выше феномен не только давно интегрирован, но и в большей части выполняет главную регулятивную функцию. Структура общества обусловлена высокой сложностью и разнообразием, она аккумулирует весь спектр суждений, мнений и оценочных решений. Общечеловеческие коммуникации происходят как по открытым каналам, так и по обособленным (скрытым), следовательно, осуществление государственной власти также должно охватывать указанные направления. Коррупционная деятельность выступает тем универсальным инструментом, который значительно облегчает управленческий процесс. Соответственно, создается противоречие - «противодействие коррупции есть противодействие власти», что само по себе абсурдно в условиях современного общественного развития. Кумулятивная стратегия апеллирует к необходимости нивелирования коррупционного потенциала путем предоставления каждому индивиду достаточного количества жизненных альтернатив. Экономическая автаркия и космополитизм представляют квинтэссенцию стратегии.

Ключевые слова: власть, общество, коррупция, противодействие коррупции, стратегия, коррупционный потенциал

Попытки синтезировать разнообразные подходы по противодействию коррупции в более или менее стройную и обоснованную теорию так или иначе сталкиваются с системными противоречиями: «коррупция естественным образом сочетает в одном механизме законопослушную и противозаконную деятельность, объединяя две сферы - явную и латентную в один процесс с конкретными целевыми установками, задачами и нормативными основами». Любые программы, проекты, мероприятия противодействия по определению опираются лишь на фактологическую сферу, которая явно не определяет сущность проблемы. Возникает необходимость выхода за нормативно-правовые барьеры и поиска решений в условиях абстрагирования от латентных факторов, предопределяющих социально-психологическую доминанту девиантно-го поведения индивидов.

Однако отсутствие поливариативности существенно сужает набор инструментов, используемых в процессе противодействия коррупции. Следовательно, тот орган управления, в чью компетенцию включена реализация одного варианта, обладает не только исключительной монополией на «борьбу», но и использует вмененную ему функцию в своих корыстных целях. При таком состоянии, коррупция легко мимикрирует, встраиваясь в очередные

профилактические мероприятия, а где-то и активно генерируя видимость положительных сдвигов, создавая иллюзию необратимых перемен. Следует признать высокий стимулирующий эффект коррупционной деятельности, превалирующий над теми материальными благами, которые предлагаются государственным служащим.

Логичным объяснением такого противоречия между наличным и желаемым материальным статусом чиновников является надинституциональность коррупции, то есть всеохватывающий характер ее проникновения во все социальные сферы. Это касается и системы отбора кадров на государственную службу, и системы образования, где в процессе реформирования акцентировалось внимание не на содержательно-воспитатель-ном эффекте, а в большей степени на технических параметрах. Стремление «омолодить» чиновничий аппарат - еще один негативный аспект проблемы, ознаменовавший собой догмат прагматичных установок личности над понятиями нравственного служения обществу.

В такой ситуации власть выступает апологетом легитимизации коррупционной деятельности на всех уровнях управления и во всех ветвях власти, что подтверждают масштабы оборота теневой наличности и стремления к власти бизнеса и криминальных структур.

Поэтому целесообразно в оценку эффективности государственного управления вводить иные индикаторы (показатели), позволяющие косвенным образом интерпретировать ситуацию по ее направленности на справедливое распределение материальных ресурсов, оптимизацию механизма взаимодействия власти и народа.

В исследованиях по экономике и менеджменту можно выделить два подхода к оценке эффективности. Первый связан с оценкой технической эффективности, второй - экономической. В показателях эффективности технической находит отражение характер оцениваемой деятельности, насколько эта деятельность отражает нормативные требования общества. Показатели экономической эффективности характеризует то, как реализуется оцениваемая деятельность, то насколько производительно используются затрачиваемые ресурсы. Эффективность управленческого или административного труда оценивается путем определения соотношения между полученным результатом и затраченными ресурсами [Масленникова Е. и др.]. Из анализа следует, что оба подхода апеллируют к сугубо технократическому расчету и предопределяют наличие некоторого стандарта (эталона), в соответствии с которым и происходит сравнение эффективности того или иного варианта принимаемых решений.

Логично предположить, что данный технократизм имеет продолжение в логике предписаний, алгоритмов работы и используемых приемов для управленцев, подкрепленной конкретными наказаниями за отступление от принятых правил. Однако насколько велика вероятность, что человек способен преимущественно действовать в полуавтоматическом режиме и принимать решения адекватные характеру происходящих (текущих) социально-экономических перемен? При всем многообразии управленческих альтернатив, ни одна из них не может реагировать на все нюансы социальных процессов, и следовательно сам критерий эффективности «отрывается» от практической реальности.

Совершенно другая трактовка тех же событий происходит на бытовом уровне, когда эффективность государственного управления рассматривается

через призму личностных (индивидуальных) взглядов и соотношения собственного оценочного результата с доминирующими оценками социального окружения. В этом случае личностная оценка характеризуется «блуждающим критерием». Происходит чередование позитивных и негативных для человека сравнений в зависимости от его сиюминутных настроений, что не позволяет сформировать устойчивую оценочную систему. Последнее предопределяет низкий уровень стабильности в отношении общесоциальной оценки деятельности власти, что, в свою очередь, генерирует «разброд и шатания в умах и душах рядовых граждан».

Социологические базы данных принимаются во внимание, но будучи в некоторых сферах бессистемными, не выполняют свои главные функции -общественного контроля над властью и ее структурно-функциональной коррекции. Делегирование функции контроля чревато для управленческих структур утратой статуса и степени своего влияния на общество, отдельные социальные группы и те процессы, которые имеют естественный (эволюционный) характер. Именно поэтому власть как аппарат управления вынуждена использовать весь арсенал методов воздействия и воссоздавать механизмы, способные воплощать методы в конкретные, практические результаты.

В настоящее время методика Всемирного банка [The Worldwide Governance Indicators (WGI project] основывается на наборе критериев качества государственного управления, который включает шесть индексов, характеризующих государственное управление: право голоса и подотчетность; политическая стабильность и отсутствие насилия; эффективность правительства; качество законодательства; верховенство закона; контроль коррупции.

Декларируемые показатели позволяют сопоставить эффективность государственного управления в количественных показателях разных стран и отдельных регионов. Однако они не могут быть приняты за эталон, поскольку деятельность любого государства складывается из открытого (официального) и закрытого для общества сегментов. Очевидно, что явное экономическое и военно-политическое противостояние стран существенно увеличивает второй сегмент, как правило, не оцениваемый приведенными выше индикаторами (табл. 1).

Сочетание двух сегментов в деятельности одного субъекта (аппарата государственной власти): с одной стороны - повышает его мобильность, при-спосабливаемость к новым условиям хозяйственной деятельности; с другой стороны, порождает преемственность, которая предлагает набор существенных гарантий безопасности для действующей власти и ее окружения. Вероятно, именно этим объясняется спиралевидность исторического развития форм государственного управления по вопросу «единства их разнообразия». Вполне логично предположить, что единство обеспечивает коррупционная составляющая. С неоднозначной исторической трактовкой и нравственной оценкой коррупция предлагает понятный и очевидный для всех набор средств, достаточно универсальный и всевременной алгоритм действий.

Дифференциация современного общества облегчает аппарату управления проведение адресных мероприятий корректирующего характера той категории населения, которая «выходит из-под тотального управленческого контроля», проявляет экономическую самостоятельность и политическую активность (см. рис. 1).

Таблица 1

Показатели эффективности государственного управления

Индекс Направленность измерения Параметры оценки по сегментам открытого типа Фактическое отражение сегментов в закрытом типе

Право голоса и подотчетность Различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Степень возможности участия граждан в выборе правительства, степень независимости прессы. Вне поля зрения общества и соответственно свобода в оценках.

Политическая стабильность и отсутствие насилия Вероятность дестабилизации правительства и вынужденной его отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны). Фактор качества государственного управления, стимулирующий к необходимости резких перемен, смене политического курса, сворачиванию возможности мирных выборов гражданами управляющих структур. Выборность отсутствует. Насилие как инструмент допускается исходя из понятий государственной целесообразности.

Эффективность правительства Качество государственных услуг, качество бюрократии. Компетенции государственных служащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством. Коррумпированная деятельность «сплачивает» чиновников разных уровней, ставит их в рамки обязательного и строгого исполнения приказов «сверху», вовлекая во все большие финансовые аферы.

Качество законодательства Проводимая политическая линия. Контроль уровня цен, контроль банков, регулирование международной торговли и развития бизнеса. Использование коррумпированных структур для формирования тене-вых финансовых потоков и повышения латентного влияния аппарата управления на социально-экономическую ситуацию.

Верховенство закона Уровень доверия граждан к законам общества и приверженность к исполнению этих законов. Показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законодательной системы, приверженности к контрактной системе. Формирование политических элит, которые освобождаются от необходимости следовать «букве и духу» закона, привилегии полукриминального сообщества.

Контроль Восприятие кор- Диапазон от частоты Высокая степень по-

коррупции рупции в обществе «дополнительной пулизма проводимых

(коррупция понима- оплаты за то, чтобы акций по «борьбе

ется как использова- работа была сделана» с коррупцией» при

ние общественной до влияния коррупции этом не разруша-

власти с целью на развитие бизнеса, а ются причинно-

извлечения частной также су-ществования следственные связи,

выгоды). «большой коррупции» а коррупционный

на высоком политиче- механизм постоянно

ском уровне и участия обновляется и совер-

элит в коррупции. шенствуется.

Рис. 1

Позиционирование власти в механизме самовоспроизводства коррупционных деяний

Воздействие происходит по трем основным каналам: экономика, право и политика, при этом политика является аккумулирующим компонентом. На рисунке рассмотрены только те факторы (цели и методы), которые обслуживают прямо или косвенно коррупцию как процесс. В частности, в области экономики власть отказывается от гарантий населению на трудоустройство, заставляя человека рассматривать варианты обращения за помощью к государству. Непрерывность реформ не позволяет бизнесу осуществлять среднесрочное и долгосрочное планирование, а также удерживает часть предприимчивых людей от участия в легальном бизнесе, что, соответственно, «уводит их» в бизнес теневой либо криминальный.

Предпринимаемые попытки урегулировать социальные процессы с помощью правовых рычагов чреваты нарастанием правового нигилизма, а в некоторых ситуациях - открытым противостоянием нормам закона. Ужесточение правовых санкций лишь фиксирует роль и позицию рядового обывателя, олигарха, чиновника, политика и пр., внедряя в сознание людей принципы двойных стандартов, когда явно проявляется «элитарный» слой людей, имеющих индульгенции на воровство и иные преступления. В этом контексте нет ничего удивительного в циклично-возвратном характере совершенствования права - постоянный возврат к тем нормам и позициям, которые олицетворяли коммунистический строй с совершенно другими общественными ценностями. Следовательно, даже процедура постоянных корректив нормативных актов, создает благоприятную среду для совершенствования коррумпированных систем коммуникаций.

Условно структуру общества при таком «раскладе сил» следует представить в виде многослойной луковицы (возможно выделить до семи основных слоев). Данная структура подвергается существенному давлению со стороны органов управления, что приводит к выходу за пределы общих тенденций общественного развития (уход из-под прямого управленческого воздействия) части населения: маргиналы и эмигранты. В такой геометрической фигуре наибольшее деформирующее воздействие испытывает внутренний слой - законопослушное население.

Три положительных слоя: чиновники, элита демонстративного типа (представители шоу-бизнеса и пр.), научная и техническая интеллигенция находятся под покровительством власти. Следует отметить, что среди указанных элит представлены люди достойные, порядочные и воспитанные, но факт в том, что они обречены к интеграции в коррупционную деятельность прямо или опосредованно. Подобная тенденция служит предпосылкой для формирования значительной прослойки населения, характеризующейся высоким уровнем девиации.

Девианты - продукт современного цивилизованного общества намного разнообразнее и «пестрее» в том числе и потому, что в этих слоях могут одновременно сосуществовать индивиды с прямо противоположными жизненными целями, принципами, нормами и стандартами поведения. При этом переход из одного слоя в другой происходит значительно быстрее, чем в элитах.

Криминалитет активно взаимодействует с государственной властью. Если изначально это происходило посредством сговора, то сегодня криминальный мир внедряет своих агентов во властные структуры, обеспечивает им достойное материальное содержание, развитие и карьерный рост. Моральные антиценности постепенно внедряются в государственные программы, проек-

ты, нормативные акты, повседневный обиход, речевые обороты и т.д.

Коррупционная деятельность не воспринимается как нечто инородное, скорее напротив - как вполне естественное, логичное и традиционное явление. Следовательно «борьба с коррупцией» (противодействие) - искусственная коррекция, требующая значительных средств и усилий, но в результате «затухающая перед силой человеческой природы - оказанием своего уважения начальнику».

В конструктивно-прикладном аспекте базовые принципы стратегии следует обозначить так: 1) экономическая независимость и самостоятельность граждан путем передачи в их руки части тех природных богатств (земля, природные ископаемые, другие ресурсы), которые по факту рождения принадлежат им как единице своего рода; 2) приведение в соответствие правовой системы к понятиям и содержанию естественного права и перенос прерогативы принимаемых решений в это сфере родовым сообществам; 3) здравый космополитизм, который расширяет границы мировосприятия и позволяет налаживать позитивные коммуникации; 4) предложение каждому человеку альтернатив не только по решению частных проблем, но и по осуществлению всего процесса жизнедеятельности.

Указанная стратегия предполагает сознательный выбор индивида в обретении материальной и духовной независимости, постепенный выход из-под государственной опеки и возможность поливариантного проектирования собственного бытия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Грошев И.Л. Эффективность правоохранительной деятельности на фоне ин-ституционализации коррупции // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (1-2 нояб. 2013 г) : в 2 ч. Тюмень : Тюмен. гос. акад. мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2013. Ч. 1. С. 57-61.

2. Грошев И.Л. Коррупция как эквивалент духовно-нравственной деградации общества // Восьмые Ковалевские чтения : материалы науч.-практ. конф. 15-16 нояб. 2013 г. / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб., 2013. С. 552-554.

3. Грошев И.Л. Принципы построения кумулятивной стратегии противодействия коррупции // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 28 февр. 2014 г.) : в 4 ч. / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург : УрФУ, 2014. Ч. 4. С. 64-67.

4. Масленникова Е., Мокеев М., Гегедюш Н. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций [Электронный ресурс]. URL: http//www.uhlib.ru/ yurisprudencija/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie_konspekt_lekcii/p9.php (дата обращения: 01.06.2014).

5. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project [Электронный ресурс]. URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi//index.aspx#home (дата обращения: 02.06.2014).

REFERENCES

Groshev I.L. Effektivnost' pravookhranitel'noy deyatel'nosti na fone institutsionalizatsii korruptsii, Sovershenstvovanie deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov po bor'be s prestupnost'yu v sovremennykh usloviyakh : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (1-2 noyab. 2013 g.) : v 2 ch., Tumen, Tyumen. gos. akad. mirovoy ekonomiki, upravleniya i prava (TGAMEUP), 2013, pt. 1, pp. 57-61. (in Russ.).

Groshev I.L. Korruptsiya kak ekvivalent dukhovno-nravstvennoy degradatsii obshchestva, Yu.V. Asochakov (resp. ed.) Vos'mye Kovalevskie chteniya : materialy nauch.-prakt. konf. 15-16 noyab. 2013 g., St. Petersburg, 2013, pp. 552-554. (in Russ.).

Groshev I.L. Printsipy postroeniya kumulyativnoy strategii protivodeystviya korruptsii, Yu.R. Vishnevsky (ed.) Aktual'nye problemy sotsiologii molodezhi, kul'tury, obrazovaniya i upravleniya : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 28 fevr. 2014 g.) : v 4 ch., Ekaterinburg, UrFU, 2014, pt. 4, pp. 64-67. (in Russ.).

Maslennikova E., Mokeev M., Gegedyush N. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie: konspekt lektsiy, available at: http//www.uhlib.ru/yurisprudencija/ gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie_konspekt_lekcii/p9.php (accessed 01 June 2014). (in Russ.).

The Worldwide Governance Indicators (WGI) project, available at: http://info. worldbank.org/governance/wgi//index.aspx#home (accessed 02 June 2014).

Igor L. Groshev, Candidate of Sociological Science, associate professor, Department of Marketing and Municipal Administration, Institute of Management and Business, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen. E-mail: grosh@ nextmail.ru

CUMULATIVE ANTI-CORRUPTION STRATEGY (EVOLUTIONARY APPROACH)

Abstract: Despite the considerable number of studies of corruption, the practical effectiveness of previously proposed measures could hardly be estimated as adequate. The overcoming of corruption cannot be separated from the socio-economic situation, because this phenomenon is not only integrated into it, but in many cases performs important regulatory function. The structure of the society is characterized by high complexity and diversity; it accumulates the entire spectrum of value judgments, opinions and decisions. General human communications occur both through open channels and detached (hidden) ones, therefore the implementation of public power should cover these areas as well. Today, the corruption activity is the universal tool, which facilitates management process. Accordingly, there is a contradiction, according to which «the fight against corruption is the opposition to authorities». It is an absurd in the conditions of today's social development. Cumulative strategy appeals to the need to reduce corruption potential by providing each individual with a sufficient number of life alternatives. Economic autarchy and cosmopolitism constitute the quintessence of the strategy.

Keywords: authority, society, corruption, curbing corruption, strategy, potential of corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.