Научная статья на тему 'КУМИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ'

КУМИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ РЭП / РОК-МУЗЫКА / ТИНЭЙДЖЕРЫ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКИЕ ИДЕАЛЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Супряга Светлана Васильевна, Смольняков Никита Александрович

Ссылаясь на публикации З. Прилепина и общедоступные интернет-источники, автор показывает отношение кумиров современных подростков и юношей к России, к национальной культуре, к истории своего Отечества, к героям и их подвигам. Анализ творчества современных российских рэперов и текстов рок-музыкантов начала 90-х годов позволил автору проследить общие черты в трансляции духовно-нравственных ценностей музыкантами разных эпох и направлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDOLS OF MODERN YOUNG GENERATION AND WHAT THEY PERCEIVE TO THE HOMELAND, NATIONAL CULTURE AND DOMESTIC HISTORY

Referring to the publications of Z. Prilepin and publicly of available Internet sources, the author shows the attitude of the idols of modern youngsters and teenagers to Russia, to national culture, to the history of their Homeland and heroes feat of native country . An analysis of the creativity of modern Russian rappers and the texts of rock musicians of the early 90s allowed to author to trace the common features in the transmission of spiritual and moral values by musicians of different eras and trends

Текст научной работы на тему «КУМИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (35) 2021

УДК 37.017

Супряга Светлана Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Курский государственный университет e-mail: supriaga@mail.ru

Смольняков Никита Александрович, студент 4 курса факультета педагогики и психологии, Курский государственный университет e-mail: nikita.smolnyakov@mail.ru

КУМИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ

Аннотация: ссылаясь на публикации З. Прилепина и общедоступные интернет-источники, автор показывает отношение кумиров современных подростков и юношей к России, к национальной культуре, к истории своего Отечества, к героям и их подвигам. Анализ творчества современных российских рэперов и текстов рок-музыкантов начала 90-х годов позволил автору проследить общие черты в трансляции духовно-нравственных ценностей музыкантами разных эпох и направлений.

Ключевые слова: современный рэп, рок-музыка, тинэйджеры, патриотизм, гражданские идеалы.

Supryaga Svetlana Vasilyevna, Candidate of Philology, associate professor, department of the theory and technique of preschool and primary education, Kursk State University

е-mail: supriaga@mail.ru

Smolnyakov Nikita Aleksandrovich, 4th year student of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Kursk State University nikita. smolnyakov@mail .ru

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (35) 2021 THE IDOLS OF MODERN YOUNG GENERATION AND WHAT THEY PERCEIVE TO THE HOMELAND, NATIONAL CULTURE AND DOMESTIC

HISTORY

Summary: Referring to the publications of Z. Prilepin and publicly of available Internet sources, the author shows the attitude of the idols of modern youngsters and teenagers to Russia, to national culture, to the history of their Homeland and heroes feat of native country . An analysis of the creativity of modern Russian rappers and the texts of rock musicians of the early 90s allowed to author to trace the common features in the transmission of spiritual and moral values by musicians of different eras and trends.

Keywords: modern rap, rock music, teenagers, patriotism, civic ideals.

В своей статье «Новорожденный рэп, земля пухом тебе» шеф-редактор «Свободной Прессы» Захар Прилепин отмечает: «В 2007 году я начал писать статьи о русском рэпе как о культурном явлении. Написал тогда о Ноггано, Гуфе, 25/17. И ещё про Виса Виталиса много говорил. Как про новое, неожиданное и яркое рассуждал я про рэп. Два года спустя открыл для себя Типси Типа. ... Ещё года два спустя ... ещё двух рэп-музыкантов - много говорил и писал про них тоже - это Хаски и Рич» [Прилепин URL 18.02.2021].

Что же в них такого особенного, почему известный писатель и журналист так восторженно отзывается о рэперах, не будучи вроде бы, как кажется со стороны, их фанатом и особым поклонником, хотя бы в силу своего возраста: журналист уже далеко не тинэйджер.

Однако Захар Прилепин и в других своих публикациях в электронном издании «Свободная пресса», в частности, в статье под названием «Случай Хаски как мальчика Бананана» продолжает защищать и поддерживать молодых рэперов, в частности, очень лестно отзывается о Хаски.

А кто же он такой, этот Хаски? Обратимся к Википедии. Хаски (настоящее имя - Дмитрий Николаевич Кузнецов) родился в 1993 году

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (35) 2021 в Иркутске. Это «российский хип-хоп-исполнитель из Улан-Удэ. Известен необычной манерой исполнения песен, мрачными текстами и сложной рифмовкой с использованием ассонанса и аллитерации» [Хаски URL 28.02.21]. - Очень «туманное» описание творчества музыканта, не правда ли? Читаем дальше.

Оказывается, Дмитрий сдал ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и в 2010 году поступил на факультет журналистики МГУ. Уже обучаясь на первом курсе, будущий Хаски работал журналистом на телеканалах НТВ, ВГТРК и Россия.

В 2014 году Дмитрий был личным фотографом полковника вооружённых сил ДНР, командира «Спарты» Арсена Сергеевича Павлова. А когда писатель Захар Прилепин организовал на передовой ДНР фестиваль «Лава-фест», Кузнецов (Хаски) принял в нем участие вместе с рэпером Птахой (оказывается Хаски и Прилепин - давние друзья!).

Спустя три года Дмитрий Кузнецов в качестве режиссёра снимает короткометражный фильм «Психотроника». Это один из пяти первых фильмов «Медиалаборатории», которую основала компания «Яндекс.Такси». Специально для этого фильма Дмитрий написал музыкальную композицию «Смотрящий» [Хаски URL 28.02.21].

Первый же видеоклип Хаски на песню «Седьмое октября», опубликованный музыкантом на канале YouTube и имевший остросоциальный подтекст, получил довольно большой резонанс.

Писатель Захар Прилепин в 2014 году сам поучаствовал в записи новой композиции Хаски «Пора валить».

Начиная с 2016 года музыкант выпускает целый ряд удачных клипов (на песни «Черным-черно», «Панелька», «Пуля-дура», «Ай», «Пироман 17», «Крот 17», «Иуда» (это видео по итогам конкурса Jager Music Awards было признано лучшим инди-клипом 2018 года) [Хаски URL 28.02.21].

Второй студийный полноформатный альбом Хаски под названием «Любимые песни (воображаемых) людей» также получил высокие рейтинги на

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (35) 2021 целом ряде интернет-поратлов.

Отметим, что песня Хаски «Поэма о Родине» посвящена его малой родине - городу Улан-Удэ, столице Бурятии.

О чем же идет речь в этой песне? Рэпер описывает безнадёжность и неприглядность жизни своих земляков в суровых природных и экономических условиях. Клип на эту песню рэпер снял в том самом микрорайоне Восточный, где прошло его детство.

В 2020 году Хаски выпустил свой третий альбом и назвал его «Хошхоног». Это экзотическое слово - не что иное, как название традиционного бурятского блюда, изготавливаемого из кишок баранов или лошадей.

Захар Прилепин, хорошо знающий Дмитрия и следящий за его творчеством, в своей статье, о которой мы упомянули выше, пишет: «В Донецке, в Нижнем, в Москве, во Владивостоке приходилось видеть мне, как тысячи и тысячи подростков поют вместе с ним его сложнейшие, насыщенные парадоксальными и глубокими смыслами тексты. Я видел на его концертах, как подростки растут над собой». Писатель считает, что Хаски буквально «тянет их за собой» от примитивизма «к сложному миру» и сравнивает музыканта с главным героем фильма «Асса» Сергея Соловьёва, вышедшего в свет в 1987 году, - мальчиком Банананом - таким же «странным и ломким, с серьгой в ухе, поющим неприличные песни» Бориса Гребенщикова о «мочалках» и «старике Козлодоеве». Прилепин сравнивает Хаски через образ Бананана с молодым Виктором Цоем, Константином Кинчевым, Вячеславом Бутусовым и другими рок-музыкантами конца 80-х - начала 1990-х годов ХХ века.

Они тоже в свои «лихие 90-е» были патриотами своего Отечества, очень даже религиозными людьми, борцами за свободу и справедливость. Вспомним, к примеру, песню «Перемен» Викора Цоя или тексты Константина Кинчева, в которых нередко появляются даже фольклорные образы Емели, Колобка и другие [Гидревич 2018, 2019].

Другой российский рок-музыканта, композитор и поэт, лидер группы

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (35) 2021 «Калинов Мост», Дмитрий Ревякин в песне К. Кинчева «Колобок» из альбома «Эксцесс» услышал «уверенность в будущем Родины, а также верность и преданность небесным идеалам и принципам» [3].

Если рассуждать о «Колобке» из песни К. Кинчева, с точки зрения Д. Ревякина, то какие бы трудности ни возникали на его пути, Колобок всё преодолеет («Ковал победы русский Колобок», - говорится в песне). «И в прочтении Кинчева Колобок, смиряемый православием, избавится от погубившей его черты тщеславия. Эту мысль можно отнести не столько к каждому отдельному человеку, сколько ко всей стране (не случайно автор добавляет Колобку определение «русский»)» [Гидревич 2018: 55-56].

Образ Емели, по мнению Е. Гидревича, у К. Кинчева «эволюционирует до воина, чья сила направлена на действие - разобраться в вечных понятиях и собрать «чистые» души в хоровод». Стихотворение «Емеля» (1991 г.) «акцентирует внимание на недостатке справедливости, которую собирается компенсировать своими действиями лирический герой, поскольку больше никого не осталось для выполнения этой миссии» [Гидревич 2019: 83-84].

К сожалению, рок-андеграунд, с его стремлением к свободе, к справедливости, с патриотическими и гражданскими идеалами, так же, как и сегодня рэп-андеграунд, не стал в России массовой культурой.

Между роком и государством, как и между рэпом и государством, не должно быть конфликта, но его выдумывают, полагает Захар Прилепин [Прилепин URL 24.02.21]. Говоря, в частности, о Хаски, журналист отмечает, что люди, ничего не понимающие в молодёжной субкультуре, «начали давить на очень одарённого и, что самое удивительное, совершенно патриотичного, влюблённого в своё Отечество музыканта - что ... вообще не характерно для рэп-среды», внутри которой не принято «иметь хоть какое-то отношение к патриотизму» [Там же].

Среди таких, «не имеющих отношения к патриотизму» З. Прилепин называет в своих публикациях в «Свободной Прессе», в частности, Васю Обломова, который «слова «Донбасс» и «Новороссия» ... произносит в том же

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (35) 2021 контексте и с тем же чувством, как если б произносил слово «уборная» или словосочетание «мусорная яма». <.. .> Вася Обломов рассказывает ... о том, что они ... живут в стране, где ... государство поощряет и буквально обеспечивает баблом всякую слизь, катающуюся петь террористам и боевикам и славящую войну» [Прилепин URL 21.02.21].

А ведь этот человек (язык не поворачивается назвать его «музыкантом») собрал миллионы просмотров и десятки тысяч лайков в социальных сетях, значит, его низкопробные клипы смотрят, а бездарные песни слушают? К сожалению, подростки, еще не имеющие достаточного жизненного опыта, верят таким, как Вася Обломов, поддаются их ложным призывам.

З. Прилепин возмущенно пишет относительно творчества Васи Обломова: «У меня уже нет сил слезливо напоминать ещё и этому слегка бородатому юноше, что на юго-востоке Украины погибли тысячи людей, отстаивая свои вполне демократические права. Им просто хотелось быть русскими . Васе за так досталось быть русским, и его подташнивает от этого подарка судьбы, а другие умирают за это» [Прилепин URL 21.02.21].

Подводя итог, хочется отметить, что, как и в прежние времена, среди музыкантов, которым верит молодежь и за кем она идет, были и есть как честные и порядочные люди, отстаивающие идеалы совести, добра, чести, справедливости, патриотизма, так и те, кто «рядится в овечьи шкуры», пускает тинэйджерам «пыль в глаза», переворачивает все «с ног на голову», пытаясь «запудрить» еще не окрепшие мозги детей и подростков. Как объяснить им, кто из их кумиров настоящий, а кто - лишь виртуальный фантом?

Список литературы 1. Гидревич Е.А. Образ Колобка в текстах Константина Кинчева // Диалог с текстом: фольклор и литература: Юдинские чтения - 2016: материалы междунар. науч.-практической конф. (Курск, 8-9 декабря 2016 г.) / редкол.: С.Б. Каменецкая (отв. ред.), М.А. Лукина, Л.В. Алехина, С.В. Супряга (отв. секр.). Курск: Курск. гос. ун-т, 2018. С. 53-57.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (35) 2021

2. Гидревич Е.А. Образ Емели в текстах К.Е. Кинчева // Пространство фольклора, литературы и педагогики: Юдинские чтения - 2018: материалы междунар. науч.-практической конф., посвящ. 80-летию проф. Ю.И. Юдина (Курск, 6-7 декабря 2018 г.) / редкол.: М.А. Лукина (отв. ред.), Л.В. Алехина, С.Б. Каменецкая, С.В. Супряга (отв. секр.). - Курск: Курск. гос. ун-т, 2019. С. 81-85.

3. «Репродуктор: русский рок сегодня»: Интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: https://reproduktor.net/gruppa-alisa/kolobok/ (дата обращения: 25.02.2021)

4. Прилепин З. Случай Хаски как мальчика Бананана // Свободная пресса: [Электронный ресурс].https://svpressa.ru/society/article/216921/ (дата обращения: 24.02.2021).

5. Прилепин З. Нонконформизм сытых // Свободная пресса: [Электронный ресурс]. https://svpressa.ru/society/article/230542/. (дата обращения: 21.02.2021).

6. Прилепин З. Новорожденный рэп, земля пухом тебе» // Свободная пресса: [Электронный ресурс]. [https://svpressa.ru/blogs/article/189554/] (дата обращения: 18.02.2021).

7. Хаски // Википедия: [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0

%B0%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8_(%D 1 %80%D 1 %8D%D0%BF%D0%B5%D 1 % 80) (дата обращения: 28.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.