Научная статья на тему 'Культуры эпохи iiалеометалла Западной Монголии и Саяно-Алтая (сравнительная характеристика)'

Культуры эпохи iiалеометалла Западной Монголии и Саяно-Алтая (сравнительная характеристика) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
454
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сэрээтэр Урантугс

На территории Западной Монголии в результате многолетних исследований российских и монгольских археологов открыто большое количество археологических памятников эпохи па­леометалла (эпоха бронзы скифское время). Самые ранние из них погребения афанасьевской культуры оставлены первыми скотоводами, освоившими горные районы Центральной Азии (период ранней бронзы). Наиболее многочисленны безынвентарные погребения со сложными наземными сооружениями (херексуры), своеобразные художественно оформленные мегалиты (оленные камни ) и так называемые «карасукские бронзы», имевшие широкое распространение и за пределами Западной Монголии (период поздней бронзы). К скифскому времени относится несколько могильников с погребениями в деревянных камерах-срубах и характерным инвента­рем, включающим произведения скифо-сибирского звериного стиля. Наиболее поздний из них могильник Улангом у горы Чандмань, по которой дано название всей культуры скифского вре­мени Западной Монголии чаидмапьская культура (V-II вв. до н.э.). На всех этапах развития археологические памятники Западной Монголии обнаруживают наибольшую близость с памят­никами соседних районов Саяно-Алтайского нагорья (Западная Тува, Южный Алтай), что явля­ется основанием для выделения этих территорий в рамках одной (или очень близкой) культурно-исторической области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paleometal age cultures of Western Mongolia and the Sayan-Altay region (comparative study)

A lot of archeological sites referring to the paleometal age have been found as a result of the long-term Russian and Mongolian investigations. The earliest ones (the afanasyeva culture burials) were settled by first cattlemen in the mountain regions of Central Asia (the Early Bronze age). There are some mounds attributed to the Scythian age with burials in log cases and the typical implements including articles in the Scytho-Siberian animal style. At all stages of their development the archeological sites of Western Mongolia appear to be closely connected with theose in the adjacent regions of the Sayan Altay upland, which allows regarding the areas involved as parts of the same (or very similar) historical culture region.

Текст научной работы на тему «Культуры эпохи iiалеометалла Западной Монголии и Саяно-Алтая (сравнительная характеристика)»

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

Сэрээтэр Урантугс

КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ПАЛЕОМЕТАЛЛА ЗАПАДНОЙ МОНГОЛИИ И САЯНО-АЛТАЯ (сравнительная характеристика)

Западная Монголия, включающая котловину Больших озер и горные хребты Монгольского Алтая, в административном отношении делится на пять аймаков: Баян-Улгий, Ховд, Уве, Завхан, Говь-Алтай.

Многолетние полевые исследования российских и монгольских археологов привели к тому, что уже накоплен достаточно большой археологический материал, характеризующий различные периоды развития культуры эпохи палеометалла в Западной Монголии. Однако этот материал в основном получен в результате визуальных наблюдений, а не археологических раскопок, которых по-прежнему проводится недостаточно. Из того, что уже имеется, многое неопубликовано или опубликовано на монгольском языке и малодоступно для сравнительного анализа. В общей картине культурогенеза сохраняются ничем не заполненные лакуны. Пока отсутствует «собственная» периодизация, основанная на западно-монгольских источниках. Поэтому единственно возможный путь исследования - сопоставление с аналогичными памятниками Саяно-Алтая, где уже есть «своя« периодизация и определено историческое место большинства археологических памятников, отражающих ту или иную культурную традицию.

Сравнение археологических материалов Западной Монголии и соседних районов Саяно-Алтая целесообразно вести в хронологической последовательности, а именно: эпоха ранней бронзы (афанасьевская культура), эпоха поздней бронзы и предскифское время (погребения монгун-тайгинского типа, херексуры, оленные камни, «карасукские» бронзы), скифское время (курганы пазырыкского типа, могильник Улангом). Отдельного рассмотрения заслуживают петроглифы, сейчас в наибольшем количестве открытые в горах Монгольского Алтая. Из нашего рассмотрения «выпадают» плиточные могилы, которые наиболее характерны для центральных и восточных районов Монголии, но на территории Западной Монголии неизвестны.

Эпоха ранней бронзы. Афанасьевская культура

Первые раскопки двух афанасьевских могильников (Алтан-Сандал и Шатар-Чу-луу) были осуществлены В.В. Волковым на территории Архангайского и Баянхонгорс-

© Сэрээтэр Урантугс, 2007

кого аймаков, т.е. за пределами Западной Монголии1. Такое же (или близкое) погребение афанасьевской культуры в 2004 г. было открыто А.А. Ковалевым в Ховд аймаке2, т.е. на севере Западной Монголии, что заставляет обратить особое внимание на афанасьевский пласт в культурогенезе. Это первая из выделенных в Южной Сибири скотоводческая культура эпохи палеометалла, значение которой, как известно, выходит далеко за пределы азиатского ареала ее распространения.

По своим характеристикам (сплошные округлые вымостки с концентрическими выкладками из более крупных камней у основания, положение погребенных на спине вверх коленями, густая засыпка охрой, отдельные фрагменты керамики) афанасьевские погребения из Ал тан-Сандала и Шатар-Чулуу полностью соответствуют памятникам арагольского ( раннего) этапа афанасьевской культуры на Горном Алтае3. Такие же погребения без сопроводительного инвентаря, но с находками керамики в насыпи известны в Туве4. Промежуточным между алтайскими и монгольскими погребениями афанасьевской культуры является могильник Бертек-33 на Укоке, расположенный в северных предгорьях Монгольского Алтая5, уже в непосредственной близости от погребения, раскопанного А.А. Ковалевым. Последнее, в свою очередь, связывается с могильниками Алтан-Сандал и Шатар-Чулуу, исследованными В.В. Волковым. Таким образом, намечается единый пласт распространения памятников афанасьевской культуры Южного Алтая, Тувы, Западной и севера Центральной Монголии.

Можно предполагать, что в немногочисленных пока известных здесь погребениях раннего (арагольского) типа отражен первый этап распространения скотоводческого населения с афанасьевской культурной традицией на севере Центральной Азии. Значение этого события для последующих процессов культурогенеза трудно переоценить. Именно тогда были заложены основы европеоидного субстрата, сыгравшего определяющую роль в этнокультурной истории древнего населения Западной Монголии.

К эпохе ранней бронзы, судя по раскопкам А.А. Ковалева, относится выделяемая им чемурчекская культура, названная так по первым находкам в Джунгарии6. Не исключено, что продвижение носителей этой культуры шло по пути, проложенному афанасьев-цами. Основный вид погребенний чемурчекской культуры - прямоугольные ограды с расположенными по основной оси каменными ящиками, возможно, сопровождавшиеся каменными изваяниями, и находками каменных сосудов - напоминают погребения оку-невского типа, открытые в Туве7. Однако до полной публикации полученных материалов сказать что-либо определенное в плане их интерпретации трудно.

Памятников, соответствующих андроновской культурной традиции, на территории Западной Монголии, как и вообще на севере Центральной Азии и в горных районах Саяно-Алтая, не обнаружено и, судя по степени изученности некоторых областей, вряд ли они здесь будут открыты. В литературе уже высказывалось предположение, что анд-роновская экспансия, которая шла по двум основным направлениям (северному - лесостепному и южному - через восточные отроги Тянь-Шаня и Синьцзян), и миновала горно-степные районы севера Центральной Азии8. Погребений андроновской культуры нет ни в Туве, ни в Горном Алтае, ни в Западной Монголии. Зато на всех этих территориях известны многочисленные и чаще всего безынвентарные погребения на уровне древней поверхности (памятники монгун-тайгинского типа и херексуры), время появления которых, скорее всего, синхронно распространению андроновской (федоровской) культуры в лесостепных районах Южной и Западной Сибири.

Эпоха поздней бронзы - раннескифское время

а. Памятникимонгун-тайгинского типа. Погребения монгун-тайгинского типа (или культуры) были выделены А.Д. Грачом в Монгун-Тайге, крайнем юго-западном районе Тувы. Им же была дана первая классификация монгун-тайгинских погребений с разделением их на несколько типов (с вариантами) - всего 4 типа. Из них 4-й тип (каменные сооружения с оградами) соответствует планиграфии херексуров9. Детальная классификация погребений монгун-тайгинского типа (всего 112 объектов) была произведена К.В. Чугуновым, выделившим 3 варианта монгун-тайгинской культуры и показавшим развитие соответствующих погребальных сооружений от захоронений в неглубоких ямах с каменной обкладкой к захоронениям на уровне древней поверхности в цистах, характерным уже для раннескифского времени10.

Долгое время считалось, что погребения монгун-тайгинского типа характерны только для территории Тувы. Однако подобные захоронения были открыты (правда, в меньшем количестве) на Алтае и в Западной Монголии. При этом западно-монгольские погребения в основном соответствуют типу III б (по классификации К.В. Чугунова), т.е. относятся к предскифскому времени. Из этого следует, что, возможно, центр сложения памятников монгун-тайгинского типа находился в Туве, но ареал их распространения был значительно шире и охватывал соседние районы Южного Алтая и Западной Монголии, где они зафиксированы уже неоднократно.

На территории Центральной и Восточной Монголии, основных областей распространения культуры плиточных могил, таких погребений нет.

б. Херексуры. Херексуры, курганы с оградами и многочисленными дополнительными сооружениями, наиболее яркий и характерный вид археологических памятников Западной Монголии, которые постоянно, со времен первых путешествий Г.Н. Потанина, привлекают к себе внимание исследователей. Однако до сих пор единой классификации херексуров нет, хотя многообразие их достаточно очевидно, но именно оно препятствует выделению каких-то устойчивых типов. Традиционно выделяются два основных вида херексуров - с круглой и квадратной оградой, но этого явно недостаточно для историко-культурной интерпретации этих интереснейших и во многом еще загадочных памятников. Не претендуя на какие-либо окончательные разработки, отметим лишь некоторые, наиболее очевидные аспекты изучения херексуров.

Область распространения херексуров охватывает обширную территорию от Байкала до Иртыша. Наибольшее их количество расположено в Центральной и Западной Монголии, где, очевидно, находился центр сложения данной культурной традиции. Схематическая карта распространения херексуров на севере Центральной Азии, а также планы некоторых херексуров из Монголии и Тувы приведены в работе Ю.С. Худякова11. По данным Д. Эрдэнэбаатара, в настоящее время монгольские археологи располагают сведениями о раскопках более 40 херексуров в 22 пунктах Монголии и на юге Бурятии12. Значительное количество планов херексуров приведено в книге Э.А. Новгородовой13. Планы визуально исследованных херексуров в Туве публиковались в работах Л.Р. Кызласо-ва14 и М.Х. Маннай-Оола15. Из числа раскопанных херексуров в Туве в первую очередь следует назвать курган Улуг-Хорум с круглой оградой и радиально расположенными «дорожками», к сожалению, не давший никаких находок и названный А.Д. Грачом «Храм солнца» древних кочевников16. На Южном Алтае планы херексуров снимались

В.Д. Кубаревым17 и сотрудниками Южно-Алтайского отряда Северо-Азиатской экспедиции СО РАН во время археологических работ на Укоке18.

Основной отличительной особенностью херексуров по всей территории их распространения, помимо сложных наземных сооружений, являются захоронения на горизонте (как и погребения монгун-тайгинского типа) и отсутствие в них сопроводительного инвентаря, что весьма затрудняет их точную датировку. В этой связи особо следует отметить целенаправленные раскопки А.Д. Цыбиктаровым херексуров в Южном Забайкалье, давшие, по сути дела, первые датирующие находки, в том числе бронзовую пряжку с изображением свернувшегося кошачьего хищника, выполненным в раннескифском зверином стиле19.

Говоря о классификации херексуров следует, видимо, помимо достаточно очевидного деления их на сооружения с круглой и квадратной оградой (не исключено, что таким образом разделяются погребальные и ритуальные сооружения, но это пока трудно подтвердить), иметь в виду прежде всего детализацию допольнительных элементов оформления этих оград (различным образом расположенных «дорожек», вертикально установленных камней, небольших «курганчиков» по углам, окружающих кольцеобразных выкладок и т.д). Если сооружения с круглой и квадратной оградой могут образовывать «виды» наземных конструкций, то их дополнительные элементы - типы, подтипы, варианты и т.д.

О соотношении херексуров и памятников монгун-тайгинского типа, представленных на территории Западной Монголии в одно и то же время, высказаны различные точки зрения. По Д.Г. Савинову, они относятся к одной, в первую очередь, мировоззренческой культурной традиции20; по К.В. Чугунову, это все разные культурные образования, но более древние носители монгун-тайгинской культуры испытали на себе влияние строителей херексуров «не позднем этапе своего развития»;21 по А.Д. Цыбиктарову, это одна культура, но население, оставившее памятники монгун-тайгинского типа, находилось в социальной зависимости от строителей херексуров, исполнявших также жреческие функции22. Это объясняет появление сложных планиграфических комплексов, определяемых как «жертвенники», установку около них (или на них) оленных камней, кольцевые выкладки с остатками жертвоприношений и т.д.

в. Оленные камни. При сравнительном анализе оленных камней Западной Монголии и Саяно-Алтая лучше всего воспользоваться наиболее полной серией памятников в монографии В.В. Волкова23. Оленные камни Западной Монголии отличаются наибольшей степенью «смешанности» различных типов. Наряду с «классическими» оленными камнями монголо-забайкальского типа, здесь представлены оленные камни саяно-алтайского типа, с реалистическими изображениями животных; однако большинство оленных камней Западной Монголии относится к евраазийскому типу, т.е. без изображений животных24.

На некоторых из них показана широкая налобная повязка - диадема, которую можно считать отличительным признаком западно-монгольских оленных камней. Имен-, но эти камни послужили основанием для построения Н.Л. Членовой интересной «цепочки» оленных камней: Северный Кавказ - Монголия - Синьцзян,25 хотя, что стоит за этим сходством, пока трудно сказать. На одних и тех же оленных камнях в Западной Монголии нанесены изображения, характерные для монголо-забайкальского и саяноалтайского типов. Эта традиция продолжается и на оленных камнях Тувы. Оленные камни иногда встречаются попарно у херексуров с круглой оградой, что наиболее характер-

но для местонахождений оленных камней на Горном Алтае. По всем указанным признакам оленные камни Западной Монголии ближе всего стоят к южно-алтайским или западно-тувинским. В целом создается впечатление о периферийном (по отношению к Хангаю) значении оленных камней Западной Монголии и наибольшей близости их к оленным камням западного ареала26.

На территории Западной Монголии находится один из самых крупных оленных комплексов - Дааган-Дэль, открытый и описанный еще в конце XIX в. А.М. Позднее-вым. Ближайший к нему крупный оленный комплекс, но уже явно «отраженного» характера расположен на Южном Алтае, в долине р. Юстыд27. Раскопки находящихся здесь кольцевых выкладок, в которых были найдены угли, гальки, каменные пестики фаллического облика, показали ритуальное назначение подобных комплексов. Тоже можно предполагать относительно их аналогов в Западной Монголии. В более северных по отношению к Южному Алтаю районах таких крупных оленных комплексов не обнаружено.

г. «Карасукские» бронзы. На территории Монголии найдено большое количество бронзовых изделий, входящих в круг так называемых «карасукских» бронз (кинжалы, украшения, ножи и др ). Часть из них, из коллекций музеев Монголии, опубликована в работах С.В. Киселева28, В.В. Волкова29, Э.А. Новгородовой30. К сожалению, не всегда можно установить, из какой части Монголии происходит та или иная находка, так что приходится рассматривать их суммарно.

Изображения таких же предметов вооружения представлены на оленных камнях монголо-забайкальского типа, на основании чего Э.А. Новгородова датировала их эпохой бронзы, вплоть до середины II тыс. до н.э., и отнесла к карасукской культуре. Центр происхождения карасукских бронз, по Новгородовой, находился в Монголии, откуда они распространились на север, в Минусинскую котловину; на северо-запад, в Горный Алтай и Казахстан; на северо-восток, в северные и западные провинции Китая31. Однако на территории Монголии, в том числе и Западной, нет памятников карасукской культуры, как нет их в Китае и на Алтае. Как показал С.В. Хаврин, представление о носителях «карасукских» бронз, как о представителях карасукской культуры, - это миф, поскольку такие же бронзовые изделия, в первую очередь предметы вооружения, в эпоху поздней бронзы имели чрезвычайно широкое распространение и были свойственны носителям разных археологических культур32.

В Монголии их совершенно определенно связывают с культурой «херексуров и оленных камней», как бы представляя «сопроводительный инвентарь», по каким-то соображениям не положенный с погребенными в херексурах, но изображенный на расположенных рядом оленных камнях.

Остается неясным, какую роль сыграло население Западной Монголии в сложении культуры начального этапа скифского времени, хотя отдельные, пока единичные, находки аржанского типа в Монголии известны, например, навершие с фигурками стоящих куланов из Баян-Хонгора33.

Скифское время

Исследование памятников скифского времени в Западной Монголии только начинается. Тем не менее количество обнаруженных и идентифицированных объектов «пазы-рыкского типа» здесь довольно значительное, а некоторые из них уже раскопаны.

Исходя из краткой информации'о раскопках нескольких курганов у оз. Хурган (аймак Баян-Улгий), можно представить себе общую картину погребального обряда: однорядное погребение двух или нескольких человек в деревянных камерах-срубах, в скорченном положении на боку34. По этим признакам раскопанные погребения более всего соответствуют особенностям не пазырыкской культуры Горного Алтая, а саглынс-кой культуры Тувы, выделенной А.Д. Грачом по материалам могильника Саглы-Бажи II на юго-западе Тувы35. То же, видимо, касается раскопанного летом 2006 г. В.И. Молоди-ным кургана «с мерзлотой», давшего серию новых блестящих находок из органических материалов36. Данное погребение сопровождалось захоронением коней, что свойственно, в частности, пазырыкской культуре. Можно предполагать, что здесь, на территории Западной Монголии, в середине I тыс. до н.э. происходило смешение двух традиций -пазырыкской и саглынской, в результате чего могла сложиться новая культурная общность, которую правильнее всего именовать чандманьской (У-Н вв. до н.э.).

О близости чандманьской культуры Западной Монголии и саглынской (или уюк-ско-саглынской) культуры Тувы говорят материалы могильника Улангом37, относящегося, скорее всего, к позднему этапу чандманьской культуры. Представленное здесь сочетание погребений в деревянных срубах и каменных ящиках, как и формы керамики и весь сопроводительный инвентарь, полностью соответствуют особенностям погребального обряда и вещевого комплекса позднего (озен-ала-белигского) этапа саглынской культуры. Это хорошо показал Вл.А. Семенов, опубликовавший вместе с позднесаглын-скими материалами могильников Суглуг -Хем и Хайыракан (в Центральной Туве) сравнительную характеристику их с материалами могильника Улангом38, показавшую их полную идентичность (Ш-П вв. до н.э.).

Таким образом, уже сейчас есть основания говорить о длительном существовании на территории Западной Монголии культуры скифского типа (чандманьской), одновременной и родственной пазырыкской культуре Горного Алтая и саглынской культуре Тувы. Какого влияния здесь было больше - должны показать будущие исследования.

Опубликованные в настоящее время многочисленные серии наскальных изображений Монгольского Алтая39, относящиеся в основном к эпохе бронзы и скифскому времени, показывают, что именно здесь, в Западной Монголии, скорее всего, находился один из ведущих центров культурогенеза, отразившийся в культуре соседних областей Саяно-Алтайского нагорья. Однако подтвердить это предположение смогут только будущие археологические исследования.

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к выделению этнокультурных ареалов на территории Монголии. Первым разделение горно-степной части Монголии на два больших этнокультурных ареала (восточный, преимущественно монголоидный, представленный культурой плиточных могил, и западный, в основном европеоидный, представленный курганами саяно-алтайского типа) предложил В.В. Волков. Распределение оленных камней (в восточном ареале преобладают оленные камни мон-голо-забайкальского типа, в западном ареале - саяно-алтайского типа) подтвердило такое деление. На этом положении композиционно и содержательно построено обобщающее исследование Э.А. Новгородовой40. В работах А.Д. Цыбиктарова на территории Монголии выделяются 4 историко-культурных области: восточная степная, западная степная, восточная таежная и хентейская41. При районировании степных культур две последние не имеют отношения к горно-степному поясу Монголии. Таким образом, А.Д. Цыбиктаров повторяет схему В.В. Волкова и Э.А. Новгородовой.

На наш взгляд, горно-степная территория Монголии делится на три части: 1. Вос-точняя Монголия - культура плиточных могил, оленные камни монголо-забайкальского типа; 2. Централъняя Монголия - Хангай, где происходило смешение разных традиций (культуры плиточных могил и культуры херексуров), а также оленных камней монголо-забайкальского и саяно-алтайского типов; 3. Западная Монголия, где нет плиточных могил, но очень широко распространены херексуры и преобладают оленные камни саяно-алтайского и евразийского типов. 9

По всем приведенным данным Западная Монголия, включающая в основном систему Монгольского Алтая, ближе всего стоит к соседним горно-степным районам Сая-но-Алтая (южная часть Горного Алтая и Западная Тува), что позволяет выйти за пределы административно-государственного деления и рассматривать Западную Монголию с прилегающими районами Саяно-Алтайского нагорья как одну (или, во всяком случае, очень близкую) историко-культурную область.

Принятые сокращения

ПАВ - Петербургский археологический вестник

САИПИ - Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства.

1 Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М., 1989. С. 81-86.

2 Материалы пока не опубликованы.

3 Цыб С.В. Афанасьевская культура Алтая: Автореф. канд. дис. Кемерово, 1984.

4 Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX века ). М., 1979. С. 19-21.

5 Савинов Д.Г. Бертек-33 // Древние культуры Бертекской долины. Горный Алтай. Плоскогорье Укок. Новосибирск, 1994. С. 39-49.

6 Ковалев А.А. Чемурчекский культурный феномен: его происхождение и роль в формировании культур эпохи ранней бронзы Алтая и Центральной Азии // Западная и Южная Сибирь в древности. Сб. научных трудов к 60-летию Ю.Ф. Кирюшина. Барнаул, 2005. С. 178-184.

7 Стамбулъник Э.У., Чугунов К.В. Погребения эпохи бронзы на могильном поле Аймырлыг // Оку-невский сборник-2. СПб. С. 292-302.

8 Савинов Д.Г. О «третьем» мире культур эпохи бронзы (Центральная Азия ) // Культурогенетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993. С. 107-109.

9 Грач А.Д. Центральная Азия как историко-этнографический регион // История и культура Центральной Азии. М., 1983. С. 245-246.

10 Чугунов К.В. Монгун-тайгинская культура эпохи поздней бронзы Тувы ( типологическая классификация погребального обряда и относительная хронология ) // ПАВ. СПб., 1994. Вып. 8. С. 43-53.

11 Худяков Ю.С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск, 1987.С. 142-144.

12 Эрдэнэбаатар Д. О некоторых итогах исследований херексуров в Монголии // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ, 2002. С. 70-72.

13 Новгородова Э.А. Древняя Монголия. С. 213, 217-218.

14 Кызласов Л.Р. Указ. соч. Рис. 24.

15 Маннай-оол М.Х. Тува в скифское время. М., 1970. Рис. 1.

16 Грач АД. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980. С. 62-65.

17 Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая. Оленные камни. Новосибирск, 1979. Рис. 3.

18 Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Новиков А.В. и др. Археологические памятники плоскогорья Укок ( Горный Алтай ). Новосибирск, 2004.

19 Цыбиктаров АД. Центральная Азия в эпоху бронзы и раннего железа ( проблемы этнокультурной истории Монголии и Южного Забайкалья середины II - первой половины 1 тыс. до н.э.) // Археология, этнография и антропология Евразии, 2003. № 1. С. 80-97. Рис. 15.

20 Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб., 1994. С. 58-63.

21 Чугунов К.В. Херексуры Центральной Азии ( к вопросу об истоках традиции ) // Северная Евразия в эпоху бронзы: Пространство. Время. Культура. Барнаул, 2002. С. 142-149.

22 Цыбиктаров АД. Культурное и хронологическое соотношение херексуров и памятников монгун-тайгинского типа Горного Алтая, Тувы, Монголии и Южного Забайкалья // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ, 2004. С. 35-49.

23 Волков В.В. Оленные камни Монголии. М., 2002. 2-е изд.

24 Там же. Табл. 62; 0В, 3; 69, 1-3; 103, 1; 104, 3; 108 и др.

25 Членова Н.Л. Северный Кавказ - Синьцзян - Монголия («Общеевразийские» оленные камни) // Археологические памятники раннего железного века юга России. М., 2004. С. 220-244.

26 Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб., 1994. С. 49-56.

27 Кубарев В Д. Указ. соч. С. 13-25.

28 Киселев С.В. Монголия в древности // Известия АН СССР. М., 1947. Т. IV. Вып. 4.

29 Волков В.В. Из истории изучения памятников бронзового века МНР // К вопросу древнейшей истории Монголии. Улаанбаатар, 1964. Рис. 1-4.

30 Новгородова Э.А. Древняя Монголия. С. 132-133.

31 Новгородова Э.А. Центральная Азия и карасукская проблема. М., 1970.

32 Хаврин С.В. Карасукская проблема? // ПАВ. СПб., 1994. Вып. 8. С. 104-113.

33 Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Бронзовая статуэтка из Баян-хонгора (Монголия) // Вест. САИПИ, 2000. № 2. С. 8-11.

34 Турбат Ц., Жискар П.Х., БатсухД. Монгол Алтайд пазырыкийн булшийг анх удаа малтан судал-сан тухай. // Алтай судлал, 2005. № 1. С. 52-62.

35 Грач АД. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980. Рис. 11-21.

36 Известно по газетным публикациям. Материалы пока не опубликованы.

37 Материалы Улангомского могильника публиковались неоднократно (см.: Волков В.В. Улангомс-кий могильник (по материалам раскопок 1972 г.) // Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. С. 101-117); Цэвээндорж Д. Чандманоская культура // Там же. С. 108-117; Наваан Д. Новые находки «звериного стиля» Монголии (по материалам Советско-Монгольской историко-куль-турной экспедиции 1972-1974 гг.) // Там же. С. 118-122; Новгородова Э.А. Древняя Монголия. С. 322-340.

38 Семенов Вл.А. Суглуг-Хэм и Хайыракан. Могильники скифского времени в Центрально-тувинской котловине. СПб., 2003. Табл. 94-98.

39 Кубарев В Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан Салаа и Бага-Ойгора (Монгольский Алтай). Новосибирск; Уланбатор; Юджин. 2005.

40 Новгородова Э.А. Древняя Монголия.

41 Цыбиктаров АД. Центральная Азия в эпоху бронзы и раннего железа... Рис. 1.

Статья принята к печати 28 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.