УДК 796.06 DOI 10.14526/01_1111_05
КУЛЬТУРОЦЕНТРИСТКАЯ ПАРАДИГМА ЗРИТЕЛЕЙ НА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ
В.Н Зуев - доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
П.Г. Смирнов - кандидат педагогических наук, профессор, Тюменский государственный архитектурно -строительный университет, г. Тюмень
Ю.Н. Юрьев - кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Организационного управления Олимпийского комитета России, Московская
академия физической культуры, г. Москва
CULTURECENTRIC PARADIGM OF SPECTATORS AT SPORTS
COMPETITIONS
V.N. Zuev - doctor of pedagogics, professor, Tyumen State University, Tyumen
P.G. Smirnov - candidate of pedagogics, professor, Tyumen State Architectural- Building University,
Tyumen
Y.N. Yurev - candidate of pedagogics, associate professor, the head of Organizational administration of the Olympic committee in Russia, Moscow Academy of Physical Culture, Moscow
e-mail: zuev sport72@mail.ru
Ключевые слова: болельщики, зрители, зрелище, интеграция, исследование, модель, неформальные группы, парадигма, спортивные соревнования.
Аннотация: Для современного населения планеты существуют Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу и другие увлекательные спортивные события. Театральное искусство и спортивные состязания объединяют такие характерные черты, как большой эмоциональный подъем участников и зрителей; наличие серьезных и обязательных правил и законов действия; созидательная и творческая основа [1];[5];[9];[ 10].
Присутствие на спортивных соревнованиях болельщиков является одним из актуальных феноменов общественных процессов. Современные высокие коммуникационные технологии создают эффект виртуального участия для миллионов болельщиков, подтверждая воздействие спорта в эффективном социально-педагогическом воспитании.
Спорт, как и любое другое общественное явление, приобретает то или иное содержание, характер, направленность, ценность в зависимости от конкретно-исторических условий, структуры общества, в рамках которого он развивается, от сознательной деятельности людей, которые его организуют и используют в определенных целях[2];[3];[4];[6]. Таким образом, зрители на спортивных сооружениях испытывают не только яркие и глубокие эмоциональные потрясения, но и подвергаются направленным социально-психологическим воздействиям.
Материал. Культуроцентристкая парадигма зрителей на спортивных соревнованиях как одно из направлений социального движения в отрасли.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, моделирование, методы социологических и управленческих исследований.
Результаты. В исследовании обосновано формирование модели социальных отношений болельщиков, регулирование неформальных групп зрителей и любителей спорта.
Исследования подтвердили, что регулирование социальных отношений болельщиков, реализация менеджмента групповых формирований и обмен информацией, знаниями, ценностями, правилами поведения, нормами по различным сферам общественной жизни формируют интенсивный процесс социализации персоналий-болельщиков.
Объединение зрителей по микрогруппам - это способ интеграции жизненных целей молодого поколения, гуманизации и гармонизации бытия личности и общества.
Заключение. Распределение болельщиков по характерным признакам, инновационная структуризация зрительской аудитории создают необходимые предпосылки, для проведения дальнейшей практической работы с конкретными микрогруппами, а также проведения в них социологических и управленческих исследований.
Keywords. fans, spectators, performance, integration, a research work, a model, informal groups, a paradigm, sports competitions.
Annotation. For a modern population of a planet there are the Olympic Games and football world championships and other fascinating sports events. Theatre and sports competitions have the same characteristics, such as, a great emotional enthusiasm of the participants and spectators; serious and obligatory rules and laws of action; constructive and creative base
[1];[5];[9];[10].
Fans presence at sports competitions is one of the urgent phenomena of the social processes. Modern high communicational technologies create the effect of a virtual participation for millions offans, proving the influence of sport in an effective social-pedagogical upbringing.
Sport, as any other social phenomenon, obtains this or that content, character, orientation, value, depending on definite historical conditions, society structure, in terms of which it develops, on a realized activity of people, who organize it and use for the definite purposes
[2];[3];[4];[6].Thus, spectators at sports constructions experience not only vivid and deep emotions, but also undergo directed social-psychological influences.
Material. Culturecentric paradigm of spectators at sports competitions as one of the directions of a social movement in a sector.
Research methods: scientific literature analysis and summarizing, modeling, the methods of sociological and administrative studies.
Results. The research work substantiates the model formation of social relations of spectators, informal groups of spectators and sport amateurs regulation.
The studies proved, that spectators' social relations regulation, groups management realization and information, knowledge, values, rules of behavior, norms of different spheres of social life exchange form an intensive process of personalia-spectators socialization.
Spectators' integration according to micro groups is a way of life aims integration of young generation, personality and society existence humanization and harmonization.
Conclusion. Fans distribution according to typical features, an innovative structing of spectators create the necessary preconditions for further practical work organization with the definite micro groups and sociological and administrative research works in them.
Введение Стремление к зрелищам возникло у человечества давно. "Первобытный спорт" как своеобразная модель экстремальных жизненных ситуаций (охота, спасение от опасностей и др.) помимо утилитарных целей -тренировка защитников племени, стал хорошим адреналиновым допингом и был принят обществом. В Древней Греции осознали, что соревнования могут стать зрелищем, достойным внимания сотен тысяч людей, и сформировали эволюционным путём Олимпийские игры. Для современного населения планеты существуют Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу и другие увлекательные спортивные события. Никакой, даже гениальный, режиссер не сможет так заинтриговать болельщиков, как делают это спортсмены, спортивные команды в присутствии сотен тысяч фанатичных зрителей.
Да и в самом содержании театрального искусства и спортивного состязания есть много общего. Их объединяют следующие характерные черты: большой эмоциональный подъем участников и зрителей; наличие серьезных и обязательных правил и законов действия; созидательная и творческая основа спорта к консолидации [1];[5];[9];[10].
Предпосылкой к научно-теоретическому исследованию стала недостаточная степень изученности структуры поведения, роль и содержания зрелища.
Присутствие на спортивных соревнованиях болельщиков является одним из актуальных феноменов общественных процессов. Современные высокие коммуникационные технологии создают эффект виртуального участия для миллионов болельщиков на спортивных соревнованиях, подтверждая еще раз воздействие спорта в эффективном социально-педагогическом воспитании.
Достаточно давно исследовано, что спорт, как и любое другое общественное явление, приобретает то или иное содержание, характер, направленность, ценность в зависимости от конкретно-исторических условий, структуры общества, в рамках которого он развивается, от сознательной
деятельности людей, которые его организуют и используют в определенных целях[2];[3];[4];[6]. Таким образом, зрители на спортивных сооружениях испытывают не только яркие и глубокие эмоциональные потрясения, но и подвергаются направленным социально-психологическим воздействиям.
В процессе соревнований болельщики получают не только позитивные эмоции, но и подвергаются общественному воздействию социума зрителей, на спортивных сооружениях.
Методологической основой
исследования является современный методологический инструментарий
теории социологии, менеджмента и физического воспитания включающие, как общенаучные, так и специальные методы научного познания. Проведенные исследования, показали, что зрелищность определяет возможность соревнований быть средством консолидации,
интеграции значительных масс людей, привлечения к активным занятиям физической культурой и спортом, воспитания, образования, активного отдыха. Социологические исследования показывают, что 54% опрошенных школьников имеют спортивный образец, на который они хотели бы равняться [1];[5];[6].
Организация и результаты исследования. Зрители на спортивных сооружениях, у экрана телевизоров, в интернете остро реагируют на спортивные события. Их переживания, реакции во многом обусловлены общественными ценностями и представлениями. В связи с
этим во время соревнований появляется возможность влиять на внутриличностные установки зрителей, например, воспитывать патриотизм или
национализм, позитивное отношение к определенным идеям или агрессивность по отношению к соперникам.
В процессе соревнований зрители не только получают положительные эмоции, но и подвергаются воздействию окружающей среды - социальной и биологической. Соревнования могут служить эффективным средством влияния на групповую психологию, мотивируя деятельность, активно воздействуя на коллективное настроение, общественные интересы.
Во время просмотра состязаний формируются группы,
характеризующиеся высокой
устойчивостью. В совокупности, при определенной организации это может способствовать формированию у зрителей социально значимых качеств. Посвящение спортивных мероприятий значительным событиям, известным людям, оформление мест соревнований, ритуал чествования победителей, музыкальное оформление, квалифицированный комментарий
способствуют усилению нравственного воздействия как на спортсменов, так и на зрителей, эмоционально стимулирует, влияет на формирование их убеждений, установок, стиля и образа, способов поведения.
Сопереживание, присущее любому спортивному действию, создает условия, при которых зритель становится как бы непосредственным участником, создается эффект присутствия. Болельщики, погруженные в накал спортивных страстей, взаимодействуют друг с другом,
переживания одних мгновенно передаются другим. Массовая аудитория начинает испытывать сходные ощущения, эмоции.
Спорт высших достижений обогащает события культуры.
Соревнования, спортивные мероприятия, праздники, кроме прочего, удовлетворяют развлекательные и досуговые потребности миллионов людей. XXII зимние Олимпийские игры транслировали 464 канала, что почти вдвое превышает показатели предыдущей зимней олимпиады в г. Ванкувере. Телевизионные трансляции Олимпийских игр посмотрели около 2 миллиардов человек, что на 200 миллионов человек больше, чем четыре года назад в Канаде.
На соревнованиях реализуется потребность в специфической
деятельности, смысл которой заключается в проявлении, утверждении, раскрытии индивидуальных, личностных отношений, установок, свойств. Зрелище, связанное с интенсивными переживаниями, оказывает сложное этическое и эстетическое воздействие. Предельная ясность цели спортивного соревнования, относительная случайность, непредсказуемость быстро протекающих действий, меняющихся ситуаций, максимальные усилия спортсменов наполняют деятельность всех участников соревнования - и спортсменов, и судей, и зрителей -своеобразным содержанием
[5];[7];[8];[11].
В нашем исследовании мы распределили болельщиков по малым группам, в которые они объединяются, определив их структурные
характеристики в следующем (рисунок 1):
Однородность
Сплоченность
Рисунок 1. Модель объединения болельщиков по микрогруппам
Однородность - высшая степень совместимости болельщиков по интеллектуальной, психологической,
возрастной и профессиональной деятельности.
Сплоченность - относительно окружающей среды наиболее высокая в единении с одной командой, лидером, авторитетным спортсменом.
Автономность - ограниченность болельщиков, обособленность
относительно команд или спортсменов, за которых они болеют.
Интегративность - способность болельщиков сохранять при объединении структуру и функции в своей группе.
В повседневной жизни
болельщики-персоналии в основном не отличаются от других своих товарищей по работе и учебе, и только при проведении спортивных соревнований они
самоидентифицируются. Мы определили наиболее значимые качества болельщиков по следующим интегрирующим их признакам:
Добровольность - включение в состав группы болельщиков и реализация в ее действиях.
Корпоративность - групповые интересы, реализующие
индивидуальность, соответствующие
традиционному, установочному стилю поведения болельщиков.
Ортодоксальность - принятие индивидами стандартизированных,
последовательно принятых норм поведения и ценностей в данной группе активных зрителей.
Регламентированость - принятие болельщиком относительной регуляции и распределения социальных ролей в своей микрогруппе.
Аутентичность (совпадение) -болельщик вполне соответствующий, поддерживающий основные нормы поведения, свойственные группе.
Консолидированность - сплочение и объединение болельщиков для усиления борьбы за общие цели в победе команды и спортсмена.
Эпатажность - поведение болельщиков, нарушающих
общепринятые нормы общественного и нравственного поведения, способных порой на скандальные выходки и претендующих на сенсационность (рисунок 2).
и о а
S
э
Л
п
а П о ю
S
а «
35 м S
а Н
Добровольность
Корпоративность
Ортодоксальность
Регламентированность
Аутентичность
Консолидированность
Эпатажность
Рисунок 2. Структуризация болельщиков по признакам
Социальные микрогруппы,
объединенные по вышеперечисленным признакам, делятся на замкнутые или открытые для других болельщиков; активные или пассивные в привлечении к себе других зрителей; устойчивые или неустойчивые в зависимости от продолжительности существования и наличия неформальных лидеров.
Для оптимальной реализации в социализации посетителей соревнований, их активности, управляемости, желательно, чтобы неформальные микрогруппы зрителей непротиворечиво взаимодействовали между собой в целевой социализации и в своей деятельности соблюдали нормы координации, толерантности, корреляции и интеграции[1];[5];[8];[11].
На основании полученных результатов мы пришли к следующим выводам:
1. Исследования подтвердили, что регулирование социальных отношений болельщиков, реализация менеджмента групповых формирований и обмен информацией, знаниями, ценностями, правилами поведения, нормами по различным сферам общественной жизни формируют интенсивный процесс социализации персоналий-болельщиков.
2. Культуроцентристская парадигма зрителей на спортивных соревнованиях, в соответствии с которой социальный институт болельщика расценивается как механизм наследования и дальнейшего развития интеллектуальной, социальной, профессиональной и духовной культуры страны и мира.
3. Объединение зрителей по микрогруппам - это способ интеграции жизненных целей молодого поколения, гуманизации и гармонизации бытия личности и общества.
4. Распределение болельщиков по характерным признакам, инновационная структуризация зрительской аудитории создают необходимые предпосылки, для проведения дальнейшей практической
работы с конкретными микрогруппами, а также проведения в них социологических и управленческих исследований.
Литература
1. Викторов, В. А., Взгляд на трибуны: социальный портрет болельщиков / В. А. Викторов, В. А. Пономарчук, С. И. Платонов // Социологические исследования. - № 5. - М., 1991.
2. Зуев, В. Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность) / В. Н. Зуев, В. А. Логинов. - М. : Советский спорт, 2008. - С. 196.
3. Зуев, В. Н. Нормативно -правовые акты в регуляции управления отечественной сферой физической культурой и спорта / В. Н. Зуев // Теория и практика физической культуры. - № 7. -2002. - С. 51-61.
4. Зуев, В. Н. Спортивный арбитр / В. Н. Зуев. - М. : Советский спорт, 2004.
5. Зуев, В. Н. Управление системой спортивного соревнования : Учебное пособие / В. Н. Зуев. - М. : Физическая культура, 2009. - 264 с.
6. Зуев, В. Н. Эволюция органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом в начале XX века и в советский период / В. Н. Зуев // Теория и практика физической культуры. - № 3. - 2004. - С. 2-7.
7. Зуев, В. Н. «О парадигме реформирования, федеральных органов государственной власти сферы физической культуры и спорта в постсоветский период» / В. Н. Зуев, П. А. Виноградов. - Теория и практика физической культуры. - № 11. - 2011. - С. 3-14.
8. Козлова, В. С. Феномен околоспортивной толпы / В. С. Козлова. - М., 2002.
9. Красников, А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований / А. А. Красников. - М., 2003.
10. Пономарчук, В. А., Козлова В. С. Институт спорта (история и реалия) / В. А. Пономарчук, В. С. Козлова. - Минск, 2002.
11. Привалова, В. В. Толпа в структуре политического процесса : автореф. дис.канд. полит. наук / В. В. Привалова. - М.,1996.
References
1. Viktorov V. A., Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research works], 1999, No. 5.
2. Zuev V. N., Normativnoe pravovoe regulirovanie otechestven—noi sfery fizicheskoi kul'tury isporta (istoriya i sovre-mennost') [Normative juridical regulation of a native sphere of physical culture and sport (history and contemporaneity)], Moscow : Soviet sport, 2008. pp. 196.
3. Zuev V. N., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2002, No. 7, pp. 51-61.
4. Zuev V. N., Sportivnyi arbitr [Sports arbiter], Moscow : Soviet sport, 2004.
5. Zuev V. N., Upravlenie sistemoi sportivnogo sorevnovaniya [The system of sports competition management], Moscow : Physical culture, 2009, 264 p.
6. Zuev V. N., Teoriya i praktika fizi—cheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2004, No. 3, pp. 2-7.
7. Zuev V. N., Teoriya i praktika fizi—cheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2011, No. 11, pp. 3-14.
8. Kozlova V. S., Fenomen okolosportivnoi tolpy [Nearsport crowd phenomenon], Moscow, 2002.
9. Krasnikov A. A., Problemy obshchei teorii sportivnykh sorevnovanii [The problems of general theory of sports competitions], Moscow, 2003.
10. Ponomarchuk V. A., Kozlova V. S., Institut sporta (istoriya i realiya) [The institute of sport (history and reality)], Minsk, 2002.
11.Privalova V. V., Tolpa v strukture politicheskogo protsessa [Crowd in the structure of political process], Moscow,1996.
Статья поступила в редакцию:
02.06.2015 г.