Научная статья на тему 'Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов'

Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / ПЕДАГОГИ-ХОРЕОГРАФЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CULTURALITY / CHOREOGRAPHERS / EDUCATIONAL CONTENT / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касиманова Людмила Альбертовна

На основе анализа психолого-педагогической литературы в статье рассматривается содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте культуросообразности. Представляются результаты педагогического эксперимента по отслеживанию динамики уровней развития компонентов кластера профессиональных компетенций будущих педагогов-хореографов по приведенным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURALITY OF CONTENTS OF TEACHERS-CHOREOGRAPHERS’ MODERN PROFESSIONAL TRAINING

Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the article discusses the content of the professional training of teachers-choreographers in the context of culturality. The results of the pedagogical experiment on tracking the dynamics of development levels of the components of a cluster of professional competencies of future teachers-choreographers according to the above criteria are presented.

Текст научной работы на тему «Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов»

Л.А. Касиманова

(Санкт-Петербург)

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

CULTURALITY OF CONTENTS OF TEACHERS-CHOREOGRAPHERS' MODERN PROFESSIONAL

TRAINING

На основе анализа психолого-педагогической литературы в статье рассматривается содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте культуросообразности. Представляются результаты педагогического эксперимента по отслеживанию динамики уровней развития компонентов кластера профессиональных компетенций будущих педагогов-хореографов по приведенным критериям.

Ключевые слова: культуросообразность, педагоги-хореографы, содержание образования, профессиональная подготовка.

Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the article discusses the content of the professional training of teachers-choreographers in the context of culturality. The results of the pedagogical experiment on tracking the dynamics of development levels of the components of a cluster of professional competencies of future teachers-choreographers according to the above criteria are presented. Key words: culturality, choreographers, educational content, vocational training.

Современные тенденции требуют существенной перестройки системы профессиональной подготовки и особенно содержания профессиональной подготовки специалистов творческой направленности. Многими авторами отмечается своеобразие в построении содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте культуросообразности.

Воспитание является важнейшим звеном, связывающим культуру и образование, делая их неразрывными. В педагогике понятие «образование, соответствующее культуре», принято называть культуросообраз-ным. Впервые о культуросообразности заговорили античные педагоги и философы, рассматривающие прямую взаимосвязь между развитием личности ученика и культуры, обращаясь в своих трудах к проблеме

приобщения детей и подростков к культуре, указывая, что именно культура и искусство являются самым важным фактором воспитания высоконравственной личности.

В качестве самостоятельного принципа педагогики принцип культуросообразно-сти был предложен немецким педагогом Адольфом Дистервегом (1790-1866), считавшим, что в воспитании подрастающего поколения требуется учет всей совокупности факторов среды: окружающий социум, место и время события современной культуры, понимаемой в широком смысле, и т.д. Исходя из данного понимания принципа культуросообразности, А. Дистерверг отмечал, что «каждый человек - это продукт культуры своего времени», и считал важнейшим принципом воспитания - принцип культуросообразности, означавший «орга-

низацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры». Внешней культурой Дистервег называл нормы морали, быта, потребления; внутренней культурой - духовную жизнь человека. Ученый писал: «Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания...» [6].

Отечественный педагог К.Д. Ушинский видел принцип культуросообраности в том, что именно культурой создается тот идеал человека, к которому необходимо стремиться в процессе формирования и воспитания личности [7].

К концу прошлого века в педагогической науке произошел скачок и в основе образования стали видеть принцип политехничности в качестве подготовки высококвалифицированных кадров для производства, главным в образовании стала подготовка высококвалифицированных специалистов, вопросы духовно-нравственного развития личности ушли на второй план. Понятие «человек образованный» приравнивалось к понятию «человек информированный», что отнюдь не гарантирует у выпускника наличия компетенции воспроизводства культуры и тем более - художественного творчества.

В настоящее время мы наблюдаем разворот образования к культуре, предметом которой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия, взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Данное понимание предметной области культурологических учебных дисциплин обусловлено целью и основными задачами образования, среди которых на первое место выдвигается необходимость инкультурации (приобщения к культуре). Став носителем культурно-исторических ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к созданию новых культурных реалий.

Этот принцип получил распространение в конце двадцатого столетия, и современен

он и сейчас: принцип культуросообразности даёт общую установку на исследование и разработку педагогических систем сообразно культуре в её современном понимании.

Таким образом, в центре культуры находится человек, и сама культура является его творением. Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в педагогической деятельности - эти и другие процессы, происходящие в нашей стране, требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологической подготовки студентов. Анализ особенностей реализации принципа куль-туросообразности на современном этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.

Однако для более глубокого осмысления понятия «культуросообразность» мы провели контект-анализ данного понятия в работах современных педагогов. Проведённое исследование позволяет в содержании принципа культуросообразности выделить пять взаимосвязанных аспектов, требую -щих сегодня осмысления:

1. Культуросообразность как принцип модернизации современного образования, как методологическая основа воспитания будущих специалистов.

2. Культуросообразное воспитание как процесс введения студентов в мир культуры. Создание в вузе культуросообразной среды, её наполнение ценностями общечеловеческой, общенациональной и этнической культуры.

3. Культурная идентификация личности, сущность которой состоит в отождествлении индивида с определённой культурной традицией, ценностным отношением к общечеловеческой и национальной культуре.

4. Формирование культуры межнационального общения, которая основывается на межкультурной компетенции и позволяет достигать взаимопонимания и согласия в процессе диалогического общения с представителями иных этнических / куль-

турных групп.

5. Формирование корпоративной и профессиональной культуры студентов.

В середине прошлого столетия, когда «воспитание человека культуры стало приоритетной и общепризнанной педагогической задачей», А.Я. Данилюк выделяет такие парадоксы культуросообраности образования) [8]:

- культура больше человека (современная поликультурная педагогика признаёт в отличие от традиционной педагогики ценность изучения человека как носителя культуры);

- исчезновение культуры (выводя человека из культуры, поликультурность «растворяет» культуросообразность; М.М. Бахтин, В.С. Библер - культура всегда существует в диалоге разных культур; Ю.М. Лотман - культура - всегда множество субкультур).

В.С. Безрукова принципом культуросо-образности называет идею «о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в которой и для развития которой создано учебное заведение - культуры региона, народа, нации, общества, страны. Реализуется принцип через правила: понимание педагогического процесса как культурно-исторической ценности; максимальное использование семейной и региональной материальной и духовной культуры; ...формирование творческих способностей и установок учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей» [9, с. 623-624].

М.М. Бим-Бад в статье «К вопросу о куль-туросообразности образования» выделяет следующие требования к культуросообраз-ности содержания образования:

- апперциптивность образования (последовательность освоения);

- совпадение освоения образования с личностной активностью, предполагающее синхронность и изоморфность [10].

Мы согласны с О.В. Гукаленко, что принцип культуросообразности даёт общую установку на исследование и разработку педагогических систем сообразно культуре в её современном понимании [11]. Именно

поэтому мы рассматриваем культуросо-образное содержание современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

В последнее время произошло переосмысление ценностей в сфере образования и культуры, сегодня мы стали свидетелями коренной трансформации системы образования (в том числе профессионального) в России, смены стратегических ориентиров в педагогической деятельности, и данное обстоятельство требует осмысления для создания культуросообразного содержания профессиональной подготовки. Мы рассматриваем содержание профессиональной подготовки как динамический конструкт, определяющийся во взаимодействии в паре преподаватель-обучающийся, он выражается в отборе знаний, форм организации образовательного взаимодействия, образовательных технологий, применяемых в процессе профессиональной подготовки, а в случае с педагогами-хореографами является источником динамики в системе художественной культуры. Потому содержание современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов рассматривается нами в контексте культуросообразности.

Требования к личности педагога-хореографа предъявляются меняющимися социокультурными условиями, требованиями к хореографическому искусству. Будущий педагог-хореограф должен готовить себя не только к педагогической деятельности, но и к возможности стать танцором, балетмейстером-постановщиком, балетоведом, критиком и т.д. Исходя из этого образовательный процесс педагогов-хореографов должен включать сценическое творчество, мастерство балетмейстера, хореографическую драматургию и т.д., что возможно только при активном участии студентов в творческих конкурсах, хореографических фестивалях и т.д. Творческой составляющей образовательного процесса должно уделяться большое внимание.

Хореографическое искусство признается одним из лучших творческих проявлений, позволяющих переживать богатейшую гамму эмоций и чувств человека. Хореографи-

ческое искусство непосредственно связано с музыкой, что обусловлено важностью музыки в раскрытии хореографического образа во всей его полноте, выразительности и яркости. Пластика движений - еще одна составляющая хореографического искусства, связанная с передачей чувств и переживаний.

Искусство сочинения танца и создания образа пластическими средствами - особое творческое проявление, требующее специальных способностей, художественного вкуса, чувства ритма и музыкального слуха. Хореография сформировала свою специфическую систему средств, методов и приемов, особый язык пластической выразительности, раскрывающий эмоциональное состояние и внутренний духовный мир человека. При этом хореографическое искусство постоянно развивается, впитывает в себя многообразие танцевальных культур многочисленных этносов.

На этапе педагогического эксперимента нами выявлялась оценка продуктивности культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов, а также отслеживалась динамика уровней развития компонентов кластера профессиональных компетенций по приведенным критериям буду-

щих педагогов-хореографов, обучающихся по направлениям профессиональной подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (в области хореографии), участвовавших в экспериментальном исследовании реализации некоторых компонентов разработанного культуросообразного содержания их профессиональной подготовки. Исходя их известного триединства - знают, умеют, владеют, - мы разделили диагностику обучающихся на две части:

- диагностика знаниевого компонента;

- диагностика практических умений и навыков владения компетенциями.

Остановимся на результатах диагностики практических умений и навыков владения обучающихся на этапе формирующего эксперимента. Отслеживание уровней развития выделенных компонентов культуросообразного содержания осуществлялось по приведенным критериям с помощью отобранных и модифицированных в соответствии с задачами исследования методик диагностики, представленных в таблице 1.

Результаты каждой методики для удобства восприятия объединены и показаны в диаграмме 1.

Компоненты кластера Приведенный критерий Методики диагностики

Образовательный Мотивация к освоению образовательных программ по учебному предмету, к получению предметных знаний. Мотивация к успеху. Желание и способность к саморазвитию - методика изучения мотивов учебной деятельности (в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина); - диагностика личности на мотивацию к успеху; - выявление способности к саморазвитию

Методический Рефлексивные умения; соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью, оценочное отношение к средствам достижения результата, осознание цепочки Цель - Средство - Результат; коммуникативные и организаторские умения - методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии»; - методика «Цель - Средство - Результат (ЦСР)»; - тест-опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

Таблица 1.

Приведенные критерии компонентов культуросообразного содержания и подобранные методики диагностики динамики практических умений и навыков владения приобретенными компетенциями

Компоненты кластера Приведенный критерий Методики диагностики

Культурно-просветительный Желание ставить культурно-просветительные задачи в своей жизненной цели, формировать, разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы и проекты различных социальных групп средствами коммуникативной социальной компетентно сти - тестовая карта коммуникативной деятельности; - диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК); - методика Э. Деси и Р. Райана «Жизненные цели» (в модификации Н.В. Клюевой)

Балетмейстерский Повышать уровень самоактуализации, обладать достаточной креативностью, эмоциональной экспрессией и импровизацией для выстраивания и создания хореографических композиций - вопросник по эмоциональной экспрессии (методика Л.Е. Богиной); - уровень личностной креативности (Е.Е. Туник); - уровень самоактуализации личности А.В. Лазукина (в адаптации Н.Ф. Калина)

Творческо-исполнитель-ский Осознавать уровень своего творческого потенциала, умение оценивать самоэффективность и волевую организацию личности - уровень развития творческого потенциала С.Д. Якушевой; - тест (шкала) самоэффективности; - методика исследования волевой организации личности

Единые показатели результатов контрольного этапа педагогического эксперимента

145

Г>х

248

■I

/

435

308

248

Л?

о

У

152

¡1

# о0

У

¡ч*

/

л

компоненты кластера компетенции I 2015 год ■ 2018 год ■

Диаграмма 1. Единые показатели, полученные в ходе педагогического эксперимента ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2019. № 4 (61)_ 125

Данные педагогического эксперимента убедительно показывают рост всех показателей, отобранных для диагностики динамики роста профессиональных компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

Таким образом, создание культуросообразного содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов предполагает наличие условий, позволяющих диверсифицировать процесс профессиональной подготовки педагогов-хореографов, сделать его более культу-ротворческим, индивидуализированным, персонифицированным.

Многие исследователи считают культуру важнейшей обобщающей характеристикой общества, являющейся причиной всех модернизаций отечественного образования. Воспитывающая функция культуры связана не только с трансляцией общечеловеческих, национальных и этнических традиций, социальных норм, ценностей, но и с включением субъектов обучения в многомерность социокультурных связей. Искусство как компонент культуры способно формировать ценностно-смысловую и ду-

ховно-нравственную сферы личности, - ей самой искать и находить ответы на любые жизненные запросы, соотносить свои установки, смыслы, ценности со сложившимися в обществе. «Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но и кто сложен, не прост, не однозначен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и всем складе жизни», - писал В.В. Розанов [12].

Таким образом, профессиональная подготовка педагогов-хореографов, существуя в современном социокультурном пространстве, требует фундаментального изучения и тщательного переосмысления её содержания в контексте культуросообразности. Цель профессиональной подготовки педагогов-хореографов в настоящее время - это формирование высококлассных специалистов, умеющих эффективно, грамотно и качественно соответствовать требованиям современной педагогики и хореографического искусства, усвоение ими духовной и материальной культуры человечества, углублённое изучение конкретной области знаний и умений в определённом виде художественного творчества.

Литература

1. Архипова О.В. Идеи образования в контексте постнеклассической культуры: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 50 с.

2. Макареня А.А., Кривых С.В. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности: моногр. - СПб.: Изд. ГНУ «ИОВ РАО», 2004. - 360 с.

3. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. - М., 1997. - С. 181.

4. Филановская Т.А. Хореографическое образование в России второй половины XIX в.: академическая образовательная модель // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. -Вып. 140. - С. 180-186.

5. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательная сеть // Вопросы образования. - 2010. - № 2.

6. Дистервег Ф.А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. - 1998. - № 7. - С. 193-197.

7. УшинскийК.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576 с.

8. Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании. Новые ценности образования: культурная парадигма // Режим доступа: http://www.values-edu.ru/wp-content/ uploads/2011/04/culture_paradigm.pdf

9. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.

10. Бим-Бад М.М. К вопросу о культуросообразности образования, интернет ресурс // Режим доступа: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/culture_paradigm. pdf

11. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510 с.

12. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990. - С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.