УДК 130.2
КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
М.С. ЖИРОВ Л.М. ПОПОВА
В рамках данной статьи осуществлен философско-культурологический анализ природы песенного творчества как специфического вида художественной деятельности человека, уникального культурноисторического феномена, матрицы культуры и языка, отразившего социодинамику русской музыкальной культуры мировоззрение его создателей в определенный исторический период.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: песенное творчество, специфический вид словесно-музыкальной деятельности человека, феномен культуры, род человеческого мышления, гуманистический потенциал, многофункциональная природа, антропологический, социокультурный, экстатический.
Важнейшим средством преодоления духовной инертности личности, доминантным условием ее полноценного развития, залогом социализации и инкультурации в палитре музыкальных предпочтений, адаптации к изменяющимся культурно-историческим условиям предстает песенное творчество, органично вобравшее в себя и транслирующее национально-этнические, нравственно-этические, художественно-эстетические знания, ценности, идеалы народа. Именно поэтому в России, где одним из феноменальных, самых доступных средств воплощения национального и общечеловеческого опыта, запе-чатления истории народа и судьбы человека была песня, сегодня возрастает актуальность философско-культурологического анализа песенного творчества как смыслообразующего ресурса формирования личности, сохранения музыкальной культуры. Ввиду этого круг проблем, связанных с актуализацией значимости песенного творчества в жизнедеятельности человека и общества, постепенно расширяется, приобретая социологический, идеологический, искусствоведческий, духовно-нравственный и иные ракурсы научного исследования.
Осмыслению природы музыкального, в частности, песенного, творчества, посвящены работы Аврелия Августина, Аристотеля, Б.В. Асафьева, М.М. Бахтина, С. Боэция, Г. Гегеля, И.И. Земцовского, А.Ф. Лосева, М. Мамардашвили, О. Мандельштама, Ф. Ницше, Платона, В.В. Розанова, Р. Роллана, Ф. де Соссюра, Т. Тассо, Ф. Шеллинга, Л. Шестова,
А. Шопенгауэра, С. Эйзенштейна и др.
Ценностный аспект философии музыкального творчества представлен в работах отечественных мыслителей М.К. Азадовского, Б.В. Асафьева, Н.М. Владыкиной-Бачинской, В.Е. Гусева, А.Н. Серова, А.Н. Сохора, В.В. Стасова, В.Н. Холоповой, Г.Г. Ко-ломиец, Т.В. Чередниченко, В.Г. Коротыгина и др.
Мы исходим из понимания песенного творчества как особого вида творческой деятельности, актуализирующего личностные потенциальные свойства и ресурсы, направленные на создание принципиально новых, отличающихся неповторимостью, оригинальностью словесно-музыкальных произведений, различающихся по видам (произведения сольные, ансамблевые, хоровые), жанрам (эпические, лиро-эпические, лирические, драматические), стилям (академический, народный, эстрадный, джазовый).
Как специфический род человеческого мышления и деятельности, песенное творчество в течение огромного исторического периода более других видов творчества и форм бытия человека было широко и естественно вплетено в процесс материальной и духовной жизни людей и выполняло свое предназначение в интересах общества. Являясь ярким выразительным воплощением ментальных особенностей, национального мировоззрения, философских, религиозных, нравственных, эстетических взглядов, господствующих в ту или иную эпоху, песенное творчество оказывало влияние на духовный мир человека и его взаимоотношения в обществе, способствовало формированию адекватного восприятия социума, нравственной позиции, положительного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
Общеизвестен факт, что в воспитании гармонично развитой личности песенное творчество занимало одно из первых мест (этому, в частности, посвящены «Три трактата
об ораторском искусстве» Цицерона1. Афиней в «Пирующих софистах» пишет о важности песенного творчества: «В Аркадии закон предписывал детям с младенчества практиковаться в пении гимнов и пеанов. И в течение всей своей жизни, собираясь на обычные собрания, они развлекались не столько слушанием приведенных для них исполнителей, сколько посредством собственного исполнения, где от каждого требовалось петь поочередно. В других областях знаний считалось зазорным, если кто-нибудь был в чем-нибудь несведущ. Однако, отказ петь они воспринимали как бесчестье»2.
Повсеместное утверждение песенных традиций предполагало существование и профессиональных певцов, и широкого круга любителей пения. Выявление роли и значения песенного творчества как феномена культуры в жизнедеятельности современного общества, российской культуры позволяет актуализировать связь прошлого с настоящим, представить развитие песенного творчества в контексте исторического развития культуры России, объяснить его особенности, основанные на традициях, верованиях, мировосприятии, характеризующих отечественную историю.
На ранней стадии развития общества коллективное пение, как один из элементов синкретичной художественной деятельности древнего человека, отражало представления славян о природе, человеке, о пространстве и времени, о жизни и смерти, вплетаясь в практику как деятельность, необходимая в решении жизненно-важных задач. Постепенно, вместе с прогрессом материального производства и обогащением духовного мира людей, песенное творчество приобретало все большее распространение, отражая взаимоотношения индивидов в обществе, их взгляды на окружающую действительность, решение проблем выживания в сложных жизненных условиях.
С принятием православия в 988 г. на Руси песенное творчество народа развивается в диалоге с церковно-певческим искусством, что свидетельствует о сосуществовании христианской традиции и язычества. Фактором сближения песенного творчества народа и церковно-певческого искусства стала показательная черта древнерусской культуры — идея соборности, органической общности людей, сопряженная с представлениями о цельности, нравственной чистоте, душевности русского человека.
Свидетельством неослабевающего в различных социальных группах интереса к песенному творчеству является увлечение хоровым пением царского двора и знатных бояр в XVI в. Так, Иван Грозный известен как сочинитель текстов песнопений и автор переложения их на музыку. В 1551 г. Московский собор вынес постановление, обязывающее духовенство всех городов создавать у себя на дому народные школы, в программу обучения которых необходимым элементом входило церковное псалтырное пение наряду с обучением грамоте и книжному письму. Все это говорит о все возрастающей общественной и культурно-воспитательной роли песенного творчества.
Смена культурных ориентиров, произошедшая в XVII столетии, не могла не сказаться на развитии песенного творчества. Крестьянские восстания, дворцовые перевороты, самозванство, церковный раскол разрушили духовную общность Руси. Художественное мышление второй половины XVII в. определяли два противоположных начала: уходящий в прошлое устойчивый средневековый канон и ростки нарождающегося светского мироощущения. Традиция знаменного пения сменяется партесным многоголосием. Хоровое многоголосное пение, уподобляющееся проповеди, ораторскому выступлению, активно завоёвывает слушателя, внушает общественно значимые идеи.
XVIII столетие, именуемое «веком Разума и Просвещения», кардинально меняет ориентиры развития русской культуры. Европеизация жизнедеятельности в эпоху правления Петра I не могла не сказаться на дальнейшем развитии песенного творчества. Песенное творчество становится способом стремительного реагирования на общественнополитические события в контексте культурного диалога православной церкви и государства (таковыми, в частности, становятся исторические песни XVIII в.). Эволюция песенной традиции народа обусловлена не только появлением и популярностью новых песенных образцов, но и новых жанров, детерминированных социокультурными, культурноисторическими условиями.
Так, в песенном творчестве рубежа XVII-XVIII вв. исторически обусловленной представляется тенденция к секуляризации (обмирщению) содержания и формы. Распад феодальной деревни, сопровождаемый процессом активного притока сельского населения в города (наблюдаемый в период формирования и бытования позднетрадиционного фольклора), связан с появлением новых песенных форм, среди которых доминирует го-
родская песня, вобравшая, в первую очередь, вербально-музыкальные традиции лирической народной песни русской деревни. Наряду с городской песней в XIX в. приобретают популярность бытовой романс, украинская песенная лирика и цыганская песня, появление которых обусловлено вниманием к интересам человека, активизацией процессов межнационального общения, миграции населения Российской империи.
В период социалистического развития государства песенное творчество становится средством аккумулирования и трансляции ведущих идей соцреализма, в первую очередь, его феноменальное явление, отразившее сознание социалистического общества, — массовая песня.
Анализируя эволюцию песенного творчества в XX в. (после 1917 г.), следует отметить общее стилистическое направление песенного жанра в 30-е гг., появление существенно новых черт поэтического и музыкального языка. Так, в 20-е гг. (революционновоенную пору) создатели песен обращаются главным образом к традициям революционной и солдатской песни, стремясь добиться соответствия содержания песни ее жанровому источнику. В песенном творчестве 30-х гг. используются традиции крестьянской и городской песни, бытового романса и танца; образуется новый интонационный сплав, что способствует отражению многообразия жизненного содержания новой эпохи. Массовая песня 30-х гг. подчинена социальному заказу, что в наибольшей мере впоследствии нашло отражение в песенном творчестве периода Великой Отечественной войны, ставшем ведущим ценностно-смысловым ресурсом формирования соборного мировоззрения, гражданского самосознания, патриотических настроений советского народа. В послевоенные годы песенное творчество становится носителем идеологии партии и народа-победителя, для которых ведущей целью становятся не только подвиг советского человека, освободившего от фашизма родную землю и всю Европу, защита Родины и мира, а также восстановление разрушенного войной хозяйства.
Поддерживаемое идеологически, авторское песенное творчество в послевоенный период доминировало над песенным творчеством народа, что привело к нивелированию, забвению многих образцов традиционных песенных жанров. Однако песенное творчество народа, обусловленное календарными и семейно-бытовыми традициями, вневременной потребностью личности и общества в культурно-исторической и национальной самоидентификации, аккумулировалось в локусах, в первую очередь, провинциальных центрах песенной культуры народа (к таковым, в частности, относится и песенная Белгородчина как центр сохранения и трансляции песенного творчества Юга России).
Развитие песенного творчества в 60-8о-е гг. происходит в двух направлениях: гражданственно-патриотическом и интимно-лирическом. В социалистическом государстве песни гражданственной тематики, исполнявшиеся солистами, становятся выражением позиции широких народных масс. Идеологами интимно-лирического направления, начиная с периода оттепели, становятся барды, песенное творчество которых являются программным словесно-музыкальным воплощением идеологии оппозиции, в первую очередь, представителей интеллигенции. Знаковое явление эволюции песенного творчества народа в данный период — все возрастающий интерес к традициям народной песенной культуры посредством фольклорно-этнографических исследований, освоения опыта аутентичных исполнителей и коллективов.
Распад государственной системы, смена ценностных оснований, наблюдаемая с постперестроечного времени до настоящего дня, наступательная глобализация предопределили новый этап развития песенного творчества, для которого характерно смешение стилей, жанров, форм песенного творчества, появление новых синтетических образований (как обладающих художественно-эстетической уникальностью, так и являющихся низкопробными образчиками музыкальной масскультуры), обусловливающих свободу самовыражения, предопределенных уровнем духовно-нравственных ценностей и эстетических пристрастий творцов и носителей культуры современности.
Ценностный нигилизм современности, состоящий в практическом разрыве морали и политики, развитии конформизма и прагматизма, эгоцентризма и индивидуализма, в игнорировании ответственности перед обществом, может быть объясним и утратой песенной культуры предков, отсутствием потребности в песенном творчестве у представителей среднего и молодого поколений, недостаточной изученностью и неиспользованием гуманистического потенциала песенного творчества в культурно-образовательном пространстве.
Именно благодаря песенному творчеству, как феноменальной форме трансляции человеческой, родовой, национально-исторической, общечеловеческой памяти, как энциклопедии жизненной философии, возможны сохранение, стабильность и преемственность духовной культуры человека, культуры этноса и культуры мира. В условиях многочисленных вызовов современности песенное творчество выступает отражением философского сознания личности и народа, культурно значимым, аксиологически окрашенным и мировоззренчески ориентированным словесно-музыкальным мегаконцептом культуры.
Возвращение к парадигме вечных онтологических и антропологических ценностей и национальным культурно-историческим основаниям бытия человека и общества в тревожной социокультурной ситуации конца XX — начала XXI вв. обеспечило актуализацию традиционного песенного репертуара народа, обращение к непреходящим нравственным ценностям и отдельных исполнителей, и хоровых коллективов (групп).
Являя сложный комплекс духовных и материальных образований, песенное творчество в каждую из эпох выполняет множество функций, среди которых превалируют:
— философско-культурологическая (направленная на формирование этнического самосознания личности как составной части планетарного сознания, преодоление опасностей узконационалистического мышления, негативных предрассудков и стереотипов по отношению к представителям других этнических общностей и их культурам);
— этико-гуманистическая (формирующая и поддерживающая идеи поликультурности общества и этики межнационального общения, отражающая культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах);
— гуманитарно-гностическая (направленная на формирование активного познавательного интереса к родной и другим музыкальным культурам, на отражение самобытности и уникальности родной культуры в диалектическом единстве с государственной и мировой);
— воспитательно-рефлексивная (ориентированная на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации, становление нравственных представлений и оценок, создание условий для их превращения в устойчивые убеждения и навыки конструктивного гуманного поведения);
— личностно-развивающая (благодаря которой пробуждается и развивается интерес человека к самому себе, системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина государства, гражданина мира);
— культурно-коммуникативная (обеспечивающая в искусстве смысла, превращенного в звук, опредмеченного в звуке, особый способ человеческого взаимодействия);
— функция развития художественно-творческих способностей (обусловливающая процесс включения личности в песенное творчество и его эволюцию, обеспечивающая появление новых образцов песенного творчества).
Как видим, функциональные роли песенного творчества безграничны, ввиду чего оно выступает не только как процесс познания и овладения опытом через знание и способы применения этого знания, но и как процесс креативного овладения собственными способностями, процесс интериоризации средств деятельности человека, влияющих на развитие его духовного мира, процесс преобразования внутреннего мира человека и его социокультурной среды. Посредством песенного творчества как рефлексивного процесса осуществляется преображение природного и социального мира в соответствии с потребностями человека.
Песенное творчество представляется более эффективным, если созданы благоприятные социокультурные условия для поступательного развития личности, выявления и реализации ее индивидуальных качеств. Творчески направленная, поющая личность способна решать жизненные задачи, раскрывая свои сущностные силы, подлинные человеческие способности и внося свой оригинальный, индивидуальный вклад в сохранение и трансляцию ценностей общества, в совершенствование общественных и межличностных отношений, в обогащение духовного мира человека и социума.
В контексте истории культуры песенное творчество выступает специфическим видом художественной деятельности человека, уникальным культурно-историческим феноменом, отразившим социодинамику русской музыкальной культуры и вместившим весь спектр философских, религиозных, эстетических, этических позиций, характеризующих мировоззрение русского народа в тот или иной исторический период.
Песенное творчество является мощным средством становления, инкультурации личности, понимаемых как постепенное введение человека в систему ценностносмысловых ориентиров и оценочных критериев, выработку им навыков, манер, норм поведения, характерных для определенного типа культуры. Благодаря песенному творчеству происходит созидание личности, ее знакомство с духовным («сверхличностными») ценностями, ориентирующими личность на проявление яркой индивидуальности и сопричастности к обществу, народу, всечеловечеству.
Песенное творчество остается начальной матрицей культуры и языка. В контексте сегодняшней песенной экспансии оно является самой влиятельной силой, несущей диктат языка, ценностных установок, культуры переживания, культуры чувств. Каждый человек, каждое поколение проходит активную фазу дописьменного развития, когда его больше всего формирует («кодирует») самая влиятельная форма искусства. И каким языком, какой литургией он будет формироваться, в ту культуру и в ту веру он и будет обращен. «Музыка и песнопения управляют человеком. Они могут его исцелить, а могут ввергнуть в безумие... от них зависят устои государства»3, — сказал Платон, затем повторил Аристотель. И потому необходима цензура в деятельности государства, связанная с духовной навигацией песенного творчества:
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть Тяжелое искупит заблужденье И укротит бунтующую страсть (Е.А. Боратынский).
Секрет этих возможностей песенного творчества, очевидно, в том, что песня (словесно-музыкальное произведение) — это возможность говорения и думания одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Это одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме, помогает воспринять и усвоить всю полноту информации. Это значит, что, помимо усвоения языка, песня дает возможность непосредственного усвоения эмоционального, переживаемого опыта, опыта состояния, культуры чувств, т.е. как бы самого жизненного опыта. Имеются убедительные доводы к тому, что песенная структура, ее многоканальность позволяют прямо воздействовать на подсознание. Отсюда и такой эффект общего воздействия.
Песенное творчество — самая активная и убедительная форма переживания, обращения в свое состояние, в свои чувства, в свой язык, в свою веру. Не случайно у всех народов мира религиозные службы построены на песнопениях, этим же пользуются заклинатели и шаманы. Силу песенного воздействия прекрасно понимали идеологи всех тоталитарных государств и использовали песню как основной инструмент идеологии.
В.И. Ленин писал: «У нас мало революционных песен, а для внедрения наших идей в сознание народных масс их необходимо как можно больше».
Песню можно рассматривать как инструмент активного погружения в то или иное состояние (типа медитации), т.е. как некую форму кодирования:
Властью песен быть людьми Могут даже змеи,
Властью песен из людей Можно сделать змей!
(Н. Матвеева).
Каждое новое мироощущение в человеческой истории заявляло о себе, в первую очередь, именно этой, наиболее убедительной формой.
Все исторические эпохи начинались с песни: ваганты, менестрели, барды, скальды, гусляры... Неудивительно, что новое мироощущение в современной истории нашего Отечества заявило о себе аналогичным способом. Так, явила собою благую весть о живой человеческой душе, заставила по-новому ощутить, воспринять себя и окружающие реалии русская авторская песня. Имена основоположников жанра: Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, А.А. Галича, А.М. Городницкого, Ю.Ч. Кима, Ю.И. Визбора, — стали паролевыми, тестовыми на принадлежность к этой общности нового самосознания. Авторские песни стали мирской, гражданской литургией атеистического общества, обратив внимание на
потребности человеческой личности, ее душу, исповедующую ценности христианского характера. А живое, подлинное слово ни к чему иному привести и не могло, ибо язык — самая большая сила, и он всегда обращает того, кто с ним в подлинном родстве, в свою веру. А русский — язык христианской культуры. «Роль поэта в обществе в немалой степени сводится именно к тому, чтобы... человек быстрее становился христианином...» (И.А. Бродский). Авторская песня первой стала осваивать и сокрытое от нации поэтическое наследие и «неугодных» современников. Стихи Н.С. Гумилева, И.А. Бродского и других поэтов зазвучали и получили широкую известность задолго до современных публикаций, что еще более подвинуло интерес к слову, поэзии, литературе.
Выступая фактором трансляции ценностей, песенное творчество является феноменом сохранения и бытования национальной идеи, основанной на таких концептах, как соборность, духовность, державность. Как бы ни трактовалась русская идея (слишком широко — как форма национального самосознания, совокупность атрибутов российской культуры, матрица национального менталитета; слишком узко — как определяющая культурная ценность России или учение о конечной цели ее национально-исторического бытия), песенное творчество и песня как его основной «продукт» становятся выразителями «христианской идеи, идеи православия» (А.В. Гулыга, А.С. Панарин, Н.А. Нарочницкая и др.), «цивилизационной идеи, идеи евразийской» (А.Г. Дугин, В.В. Кожинов, В.Я. Пащенко и др.), «коммунистической идеи, идеи социализма» (Р.И. Косолапов, С.Г. Кара-Мурза и др.), «идеи соборности» (П.Е. Бойко, Ю.И. Сохряков и др.), «идеи русского космизма» (В.Н. Дуденков), «идеи спасения» (В.Ш. Сабиров), «идеи бессмертия» (Л.В. Карасев).
Культурно-коммуникативная функция песенного творчества в значительной мере обусловлена его изначальной коммуникативной природой: песня — это не только особое вокальное произведение, но особый способ человеческого взаимодействия. Оторвать песню от этого способа взаимодействия — значит совершить серьезную хирургическую операцию, затрагивающую природу жанра. Этих способов (или форм) много, они разные, но они несут в себе что-то существенно общее, корневое, связанное с самой сущностью песни.
Мы снова наталкиваемся на парадокс. С одной стороны, коммуникативная природа песенного творчества заставляет глядеть на него шире, видеть в нем не только музыку и не только искусство, но и нечто иное. С другой стороны, коммуникативная природа песенного творчества с предельной силой выражает самую суть музыки, делая песню квинтэссенцией музыкального. Здесь мы подошли к вопросу об интонационной природе песенного творчества. Знаменитое асафьевское определение песенного творчества как «искусства интонируемого смысла» имеет множество содержательных граней, и, как представляется, это определение, при всей его общеизвестности и всем его лаконизме, так и не освоено по-настоящему. Для нас же оно имеет принципиальное значение:
Песенное творчество — не искусство звуков, а искусство смысла, превращенного в звук, опредмеченного в звуке.
Песенное творчество — коммуникативный процесс, при котором внутреннее (смысловое, духовное) опредмечивается в звуке — интонируется, а затем (слушателем) распредмечивается, вновь превращается из внешнего во внутреннее.
Песенное творчество — не просто социальное явление, а органическая связь индивидуального, сокровенно личного, с одной стороны, и социального, общественного, с другой.
Песенное творчество — феномен, выходящий за пределы простой противоположности внешнего и внутреннего, материального и духовного, соединяющий в себе эти планы бытия, являющий собой единство.
Песенное творчество соединяет в себе процессы познания мира, самопознания и общения.
Н.А. Бердяев писал: «Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности»4. На наш взгляд, уровень русской культуры обусловлен степенью распространения песенного творчества, этого «абсолютно необходимого» явление духовного бытия России, того воздуха (в словах «духовность» и «воздух» единый корень в определенном смысле закономерен), без которого оно, это бытие, невозможно, немыслимо (ни для народа, ни для отдельного человека). Так же, как мы не «ценим» воздух, пока не начинаем задыхаться, мы не осознаем безусловную необходимость и ценность песни — по крайней мере, до момента, когда она начинает исчезать.
Песенное творчество — одна из базовых доминант русской культуры, источник вдохновения писателей, композиторов, живописцев, представителей творческой интеллигенции разных эпох. Став уникальным способом сохранения самобытной культуры России, проявления ее исторической уникальности, отражения самодержавного прошло- го, архаических устоев отечественной жизни, антропологических особенностей «славян- ской расы», духовной жизни народа (как религиозной, так и светской); душой России, сформировавшей ее культуру, ее «лицо», ее духовный облик, песенное творчество является феноменальным фактором формирования личностных начал, национального самосознания, ментальности.
Именно песенное творчество позволило русскому национальному гению с наибольшей яркостью выявить себя, отразить нормы и ценности, традиционно называемые цивилизационным кодом. Мировоззренческие, ценностно-ориентационные и духовнонравственные основы, отраженные в песенном творчестве, ставшие сущностным «ядром» песни, обеспечивали прогрессивное развитие общества и государства.
Феномен, выходящий за пределы простой противоположности внешнего и внутреннего, материального и духовного, соединяющий в себе эти планы бытия, являющий собой единство индивидуального, сокровенно личного и социального, общественного, песенное творчество становится духовным навигатором человека, общества и человечества, сохраняющим единство личности, нации и государства. Поэтому вполне резонно обращение в каждом из песенных образцов к ценностным ориентирам, обеспечивающим превращение хаоса в гармоничный космос, обусловливающим постижение смысла жизнедеятельности человека и мира, транслирующим законы бытия и Всебытия, обозначающим Истину и намечающим пути следования ей.
Таким образом, песенное творчество — как объект специфической деятельности человека, порождающий качественно новые, отличающиеся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью разнообразные по своему идейно-эмоциональному содержанию и особенностям формы музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые разными категориями и социальными группами, — бытует как смыслопорождающий культурный универсум. А его важнейшими основаниями являются антропологический, ритуальный и экстатический аспекты. Проблема взаимообусловленности личности и песенного творчества, во все времена интересовавшая мыслителей, в первую очередь, благодаря многофункциональной природе, особенностям бытования песни, сегодня актуализирована не только поиском чего-то нового, красоты, гармонии, радости как источников бытия человека и общества, но и необходимостью раскрытия человеком в техногенной, антигуманной цивилизации своей индивидуальности, развития заложенных в нем возможностей, создания условий для их реализации, связанных с разрешением бытовых и бытийных противоречий. Песенное творчество, начинающееся с движения от незнания к знанию, с поиска ответов на неясные вопросы, с разыскания истины, требующего предельной мобилизации физических, интеллектуальных, нравственных, духовных сил и самоотдачи, выступает основной движущей силой внутренней самореализации личности.
Список литературы
1. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
2. Афиней. Пирующие софисты. М., 1908.
3. Платон. Соч. в 3 т. Т.2. М., 1970.
4. Бердяев Н А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.
CULTURE-FORMING BASIS OF SONG ART
M.S. ZHIROV L.M. POPOVA
Belgorod National Research University
e-mail: [email protected]
This paper carries out the philosophical and cultural analysis of the na- ture of songwriting as a specific type of artistic human activities, unique cultur- al and historical phenomenon, and the matrix of culture and language, which reflected sociodynamics of Russian musical culture the outlook of its creators in a certain historical period.
Key words: song art, specific kind of verbal and musical activities of man, cultural phenomenon, kind of human thinking, humanistic potential multi- functional nature, anthropological, socio-cultural, ecstatic.