Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ 11-03-12027в «Социокультурное развитие: аналитика, прогностика»
К
УЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
(ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ) УДК 168.522 А. Я. Флиер
Московский гуманитарный университет (МосГУ)
Статья посвящена системному выстраиванию структуры культурологического знания, соответствующей его современному состоянию и фактически имеющим место основным направлениям исследований. Формулируются объект, предмет, цель и проблемное поле культурологии, а также рассматривается основной набор признаков социальной значимости культурологического знания.
ключевые слова: культурологическое знание, объект, предмет, цель, проблемные поля культурологии, социальная значимость.
A. Ya. Flier
Moscow University of Humanities, Government of Moscow City, Yunosti str., 5, 111395, Moscow, Russian Federation
CULTURAL KNOWLEDGE (EXPERIENCE IN SYSTEM VIEW)
The article is devoted to the system alignment structures of cultural knowledge, corresponding to its current state of and actually taking place key research areas. Formulated object, the subject, the purpose and the problem field of cultural studies, and discusses the basic feature set of social significance of cultural knowledge.
Keywords: cultural knowledge, object, subject, purpose, problem fields of cultural science, and social significance.
Культуру как объект изучают многие науки. Но, как правило, они изучают её лишь частично (фрагментарно).
Большинство гуманитарных наук исследует культуру только в её выделенных частных формах. Например, лингвистика изучает культуру в её языковых формах, филология
— в текстовых формах, искусствознание — в художественно-образных формах, этнология
— в обрядово-поведенческих формах и т.п. Некоторые науки изучают культуру в отдельных её аспектах. социологию культура интересует как одно из оснований для построения иерархий социальных структур, политологию — как один из инструментов социального управления обществом, психологию — как основание для самоопределения человека в социальном окружении и пр.
На этом фоне выделяется историческая наука, которая изучает культуру как совокупность всех её наблюдаемых проявлений и продуктов (артефактов), но описывает эти артефакты изолировано друг от друга, не сводя их в какую-то целостную функциональную систему. Также выделяется философия, которая осуществляет рефлексию над культурой как комплексом смыслов индивидуального и социального бытия людей, однако не очень углубляясь при этом в реальные социальные задачи культуры. культурология изучает культуру как системную целостность, как специфическую программу («надбиологиче-скую» по В. С. Степину [см.: 3]), управляющую социальным бытием людей, превосходя в этом историю, и как социально-функциональную стратегию — основной способ коллективной
ФАНЕР АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ — доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии факультета культуры и искусства Московского гуманитарного университета
FLIER ANDREY YAKOVLEVICH — Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Political Science, Faculty of Culture and Arts, Moscow University of Humanities
e-mail: andrey.flier@yandex.ru © Флиер А. Я., 2015
жизни и взаимодействия людей («стратегия разумных существ, имеющая целью их выживание» — по Ст. Лему [см.: 5, с. 390]), превосходя в этом философию.
Образно говоря, история изучает культуру как то, что интересно (своеобразно), философия — как то, что разумно (хорошо, благодетельно), а культурология — как то, что полезно (функционально).
Таким образом, можно определить следующее. Культурология (по БАКовской номенклатуре специальностей научных работников названа специальностью 24.00.01 — теория и история культуры, относящейся к научной отрасли 24.00.00 — культурологические науки) исследует культуру как системную целостность, как доминантную социально-регулятивную функцию общественного бытия и выстраивает типологию нормативных форм и правил социального взаимодействия людей.
Объекты культурологии множественны:
• культура как системная совокупность норм и нормативных продуктов / результатов жизнедеятельности изучаемого общества (материальных, идеальных, социальных, художественных, коммуникативных и пр.);
• человеческое общество (изучаемое в избранных пространственных и хронологических границах) и система предпочитаемых форм его социальной жизнедеятельности (в первую очередь, деятельности не утилитарной, а обеспечивающей социально-гуманитарный аспект коллективного бытия);
• человеческие индивиды как персональные исполнители и интерпретаторы (ситуативные и творческие) доминирующих норм культуры и её манифестаций.
Предмет культурологии: характерные и социально типичные культурные черты и проявления человеческого общества, которые исследуются как системная целостность, называемая «культурой изучаемого народа». В этом заключается принципиальное отличие культурологии от истории культуры, которая изучает культурные артефакты с точки зрения их конкретно-исторической уникальности, а не типичности.
Цель культурологии может быть определена как составление цельного системного представления об основных порядках и типах культурно обусловленного поведения и деятельности людей, а также результатах / продуктах этой деятельности, которое важно обрести академически (для увеличения знания как такового), осваивать в процессах образования и использовать для практической регуляции актуальной социокультурной жизни общества.
Проблемное поле культурологии обусловлено фактом коллективной (групповой) жизнедеятельности, свойственной людям биологически. Феномен культуры, изучаемый культурологией, в целом представляет собой систему норм социальной (групповой) жизни и взаимодействия людей, обеспечивающую подобный коллективный характер их жизнедеятельности. Культура возникает тогда, когда люди вступают между собой в диалог по определению общих правил их коллективного бытия. Культура — это:
• система взаимоотношений между людьми по поводу их совместного существования;
• система личных и групповых коммуникаций людей друг с другом;
• система договорённостей людей о допустимых порядках группового существования, которые реализуются в практике их жизни и деятельности, а также манифестируются во всех доступных человеку формах (текстовых, образных, жестовых и пр.).
Б этом смысле организационно-регулятивная функция человеческой культуры мало чем отличается от программы социального поведения стадных животных, хотя человеческая культура, разумеется, радикально превосходит социальное поведение животных содержательно, по масштабу решаемых задач и охвату разных сторон жизни сообщества, по уровню эффективности и пр. Причём объектом научного интереса культурологии служат не столько нормы, исполняемые практически (хотя это тоже принимается во внимание, но это, скорее, объект интереса этнографии), сколько нормы и порядки, манифестируемые:
• в вербальных текстах (устных и письменных, законодательных, правовых, политических, религиозных, художественных, хозяйственных, личностно-исповедальных и пр.);
• в художественных произведениях (литературных, изобразительных, архитектурных, музыкальных, драматических, хореографических, экранных и пр.);
• в обрядах и ритуалах (религиозных, политических, этнических, социальных и пр.);
• в социально одобряемых нравах;
• в одобряемых формах социальных притязаний индивидов и групп;
• в основаниях для самоидентификации индивидов и групп;
• в акциях персональной репрезентации индивидов и групп;
а также в некоторых иных формах культурной манифестации.
Подобная система норм, представляющая собой целостный комплекс порядков деятельности и взаимодействия, складывается в практике жизни обществ и изменяется исторически, а также в той или иной мере варьируется у разных конкретных народов. Эта система норм, которые а) послушно исполняются в качестве традиций, б) по необходимости модернизируются и трансформируются и в) преодолеваются как устаревшие и замещаются новыми, называется культурой. Разные локальные варианты этого нормативного комплекса, свойственные народам, находящимся на схожих этапах социального развития, по многим характеристикам весьма близки и поддаются научной типологизации в ходе их исследования. Восприятие и анализ этой совокупности норм именно как системыI является одним из критериев научного подхода к их изучению, а аналитическая типологизация многообразия вариантов этой системы отличает именно культурологический уровень научного обобщения.
Таким образом, культура может быть определена как системная совокупность нормативных форм социальной деятельности различных сообществ, общество представляет собой субъект культуры (культурной деятель-
ности) и является основным «производителем культуры», а человек выступает индивидуальным исполнителем культурных норм и их частным интерпретатором.
подобный подход к феномену культуры, такой ракурс его анализа специфичен именно для культурологии.
Основные направления культурологии. За несколько десятилетий существования культурологии в россии она обрела весьма развитую структуру, отражающую наиболее актуальные направления, по которым специалисты исследуют культуру, а также общество и человека в их культурных проявлениях. Начало отечественной культурологии как самостоятельной науки заложил Э. С. Мар-карян в 1960-е годы [1, 2]. В первой половине 1990-х годов культурология была официально институционализирована в россии: введена в Номенклатуру специальностей научных работников и в систему высшего образования как специальное направление подготовки и как общеобразовательная дисциплина, изучающая теорию и историю культуры. при этом ещё раз следует подчеркнуть, что описание и атрибуция конкретных исторических артефактов культуры относятся к сфере компетенции истории культуры как части исторической науки. А историческая культурология как часть культурологической науки занимается не описанием, а теоретическим обобщением и типологизацией культурной фактуры прошлого.
Хотя чёткие границы культурологии (как и любой иной современной науки) определить достаточно сложно, но в целом её наиболее общая структура может быть представлена следующим образом:
А) культурологическая наука (изучающая культуру, общество и человека): •• Теоретическая культурология:
• онтологическая теория культуры (сущность культуры);
• структурная теория культуры (морфология культуры);
• функциональная теория культуры (социальные функции культуры).
•• Историческая культурология:
• культурогенетика;
• историческая динамика культуры;
• историческая типология культур. •• прикладная культурология:
• культурологическая экспертиза;
• культурологическая аналитика, диагностика и прогностика.
•• Социальная культурология:
• культурная / социальная антропология;
• культурология традиционной культуры;
• культурология массовой культуры;
• культурология элит;
• культурология организаций.
•• Культурная семантика и семиотика:
• культурология знака;
• культурология текста.
•• психологическая культурология:
• культурология ментальностей и архетипов сознания;
• культурология мифа;
• культурология идентичностей и репрезентаций.
•• Коммуникативная культурология:
• культурология межкультурных коммуникаций и диалога;
• когнитивная культурология (культура понимания);
• культурология конфликта.
•• Научные основания культурной политики:
• законодательство в области культуры;
• проектирование, программирование и планирование культурного развития.
•• отраслевая культурология:
• культурология религии;
• культурология искусства;
• культурология науки;
• культурология образования;
• культурология политики;
• культурология экономики;
• культурология медиапространства;
• культурология социальных взаимодействий;
• культурология семьи и детства;
• культурология повседневности;
• культурология праздника;
• культурология досуга;
• культурная регионалистика.
Б) рефлексия культурологического знания (изучающая культурологию):
•• теория и методология культурологических исследований:
• целевое, предметное и проблемное самоопределение культурологии;
• структура культурологического знания;
• границы культурологии и её внешние институциональные взаимодействия;
• культурологические методологии и методы исследования.
•• История культурологии:
• возникновение и развитие культурологического знания;
• актуальное состояние культурологического знания;
• культурологическая персонология.
Б) культуроохранная деятельность:
•• Сохранение и использование культурного наследия:
• охрана культурного материального наследия;
• охрана художественного наследия;
• охрана текстового и документального наследия;
• охрана исторических обычаев и ритуалов;
• охрана традиционных производств жизнеобеспечения;
• культура памяти.
Г) воспроизводство культурологических кадров:
•• Культурологическое образование:
• специальное культурологическое образование;
• культурологическая компонента общего образования;
• культурологическое просвещение.
Междисциплинарные направления:
• Лингвокультурология.
• Этнокультурология.
Смежные дисциплины, изучающие куль -туру:
• Философия культуры (философские нау-
ки) изучает культуру как систему / иерархию смыслов социального бытия.
• Социология культуры (социальные науки) изучает культуру как систему / иерархию организационных форм / структур социального бытия.
• Психология культуры (психологические науки) изучает культуру как средство самоопределения человека в социальном бытии.
• Отечественная и всеобщая истории (исторические науки) изучают культуру как совокупность наблюдаемых артефактов / продуктов социальной активности людей.
• Эстетика (философские науки) изучает культуру в её художественно-эстетических принципах.
• Этика (философские науки) изучает культуру в её принципах социально-конструктивного поведения людей.
• Педагогика (педагогические науки) изучает культуру в аспекте установления порядка и методов усвоения её форм и норм в процессах образования.
• Филологические науки изучают культуру в её вербальных, текстовых формах.
• Языкознание (лингвистика) (филологические науки) изучает культуру в её языковых формах.
• Науки об искусстве изучают культуру в её художественно-образных формах.
• Этнология (исторические науки) изучает культуру в её социальных обрядово-поведен-ческих формах.
• Археология (исторические науки) изучает культуру в её ископаемых / руинированных материальных формах.
• Религиоведение (философские науки) изучает культуру в её религиозно-ритуальных формах.
• социальная психология (психологические науки) изучает культуру в формах коллективного поведения людей.
• Политическая культура и идеология (политические науки) изучают культуру в её политико-идеологических формах.
• Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (педагогиче-
ские науки) изучает культуру в формах досу-говых практик.
Социальная значимость культурологического знания определяется в первую очередь социальными функциями самой культуры.
Разумеется, социальные функции культуры очень многообразны, но в качестве первостепенной составляющей нужно выделить то, что культура является наиболее важным и эффективным средством стихийной социальной саморегуляции жизни любого сообщества. Если процессы самоорганизации обусловлены структурой деятельности, специфичной для каждого общества, то порядок саморегуляции поддерживается его культурой. Культура, как правило (за исключением каких-то критических ситуаций), удерживает население в рамках социально конструктивного поведения намного лучше, чем любые внешние инструменты социального управления (насилие, экономическое стимулирование и др.). В этом смысле характерно то, что в первобытном и аграрном обществах не было полиции или её явных аналогов, поскольку культурный обычай достаточно эффективно регулировал бытовое социальное поведение людей. На индустриальном этапе развития обычай постепенно отошёл на задний план (особенно в городах) и вперёд выдвинулась коммуникативная функция культуры, начавшая решать ту же задачу социальной саморегуляции жизни общества (конечно, своими специфическими средствами). Это было связано с процессами урбанизации и притоком в города многочисленного нового населения, не объединённого никакими общими обычаями, но, вместе с тем, и с существенно возросшим (особенно за хх век) уровнем образованности горожан и включением значительной их массы в число участников повседневного информационного обмена [подробнее об этом см.: 4].
Разумеется, одной саморегуляцией социальные функции культуры не исчерпываются. Очень важны и такие обеспечиваемые культурой процессы, как:
• динамика состояния нравственности населения и общее смягчение нравов;
• рост образованности, гуманитарной эрудиции и общее расширение гуманитарного сознания общества;
• возрастание потребности людей в индивидуальной личной свободе и обеспечении прав и достоинства каждого человека;
• систематизация социокультурных оснований для самоидентификации людей и их социальных притязаний;
а также многое другое.
В этих условиях возникновение и развитие культурологического знания позволяет научному сообществу приступить к системной рефлексии социальных функций культуры и произвести оценку эффективности их реализации. Может быть осуществлён постепенный переход от стихийного решения социальных задач культуры к управляемой или, по крайней мере, контролируемой реализации этих задач. Общество получает возможность проведения постоянного мониторинга своего социально-культурного состояния и анализа главных тенденций его динамики в более или менее регулярном режиме; оно может экстренно реагировать на какие-то выявленные негативные тенденции. Нельзя сказать, что такого контроля совсем не было раньше, но он носил во многом стихийный, ситуативный характер. Теперь мониторинг, экспертизу и диагностику социокультурных проблем жизни
Примечания
1. Маркарян Э. С. О концепции локальных цивилизаций : Критический очерк. Ереван : Академия наук Армянской ССР, 1962.
2. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры . Ереван : Изд-во Академии наук Армянской ССР, 1969.
3. Степин В. С. Культура // Вопросы философии. 1999. № 8.
4. Флиер А. Я. Современная культурология: проблемы, возможности, задачи // Культурология 20 — 11. Авторский сборник эссе и статей. Москва : Согласие, 2011.
5. Lem St. Filozofia Przypadku. Kra^w : Wydawanctwo literackie, 1968 (на рус.: Лем Ст. Философия случая. Москва : АСТ, 2005).
References
1. Markapyan E. S. О kontseptsii lokalnykh tsivilizatsiy: Kriticheskiy ocherk [On the concept of local civilizations. Critical essay]. Yerevan, 1962.
2. Markapyan E. S. Ocherki teorii kultury [Essays on the theory of culture]. Yerevan, 1969.
3. Stepin V. S. Kul'tura [Culture]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. 1999, No.8.
4. Flier A. Ya. Sovremennaya kul'turologiya: problemy, vozmozhnosti, zadachi [Contemporary Cultural Studies: Challenges, Opportunities, tasks]. Kul'turologiya 20 — 11 [Cultural Studies 20 — 11]. Moscow, Soglasie Publ., 2011.
5. Lem St. Filozofia Przypadku. Krakow: Wydawanctwo literackie, 1968. (Russ. ed.: Lem St. Filosofiya sluchaya [Casephilosophy]. Moscow, AST, 2005.)
общества можно проводить осмысленно и целенаправленно.
появилась возможность осуществлять научно фундированную, системную разработку стратегии социокультурного развития общества на обозримую перспективу, развёртывать комплексное проектирование, программирование и планирование культурной политики. Сама культурная политика отныне не только может стать оперативной реакцией на возникшие проблемные ситуации, но и иметь стратегический проектный характер. Установление правила проведения обязательных социокультурных экспертиз разрабатываемых проектов и принимаемых управленческих решений позволит избежать многих управленческих ошибок в регуляции социальной жизни сообщества.
подобные и многие иные возможности даёт современному социальному управлению именно культурологическое знание. Б других странах эту функцию в существенной мере выполняют культурная / социальная антропология, социология, некоторые области социальной философии.
такой богатый набор социальных функций культуры стимулирует научное сообщество активно внедрять культурологическое знание в актуальные социальные практики современной жизни.