УДК 371 ББК 74.00
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДВУЗА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ
Е.В. Широкова, соискатель кафедры педагогики Московского государственного областного университета, (916) 9910887, [email protected]
В статье проанализировано состояние и определены перспективы создания целостного культурологического образовательного пространства; выявлены факторы становления такого образовательного пространства и его системообразующие компоненты; рассмотрены стадии становления целостного культурологического образовательного пространства педагогического университета.
Ключевые слова: образовательное пространство, педагогический университет, культурологический подход, профессиональная подготовка.
CULTUROLOGICAL EDUCATIONAL SPACE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY: STATUS AND PROSPECTS OF FORMATION
Shirokova Ye.V.
Status and prospects offorming of the culturological educational space are analyzed; factors offormation of such educational space and its system components are identified; stages of holistic culturological education space formationg in the Pedagogical University are discussed.
Keywords: educational space, pedagogical university, culturological approach, vocational training.
В современную эпоху - эпоху изобилия информации, легкости и доступности ее получения, с одной стороны, и недостаточной коммуникативной восприимчивости поколений - с другой, - как никогда остро встает задача актуализации студентами - будущими педагогами ориентиров, способствующих их духовному и профессиональному становлению. Внешне принятые культурные нормы и представления вызывают у значительной части молодежи отторжение, приводящее к появлению новых и распространению уже известных течений молодежной субкультуры, нередко принимающих антиобщественные формы развития. Современная педагогика предлагает культурологический подход к решению этих проблем, ассоциированный с личностно ориентированным и творческим подходами к организации учебной и внеучебной деятельности студентов.
Как известно, основные положения теории культурологического подхода раскрыты в трудах Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, Т.А. Баздеро-вой, Е.В. Бондаревской, А.П. Валицкой, О.С. Газ-мана, И.Ф. Гончарова, А.Я. Данилюка, В.П. Зин-ченко, И.Б. Котовой, Н.Б. Крыловой, С.В. Кульне-вича, Н.С. Розова, З.А. Мальковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Я.С. Турбовского, Е.Н. Шияно-ва, И.С. Якиманской и др. Их анализ позволяет определить ряд несоответствий и противоречий в его реализации в высшей педагогической школе.
Прежде всего, несмотря на единодушное признание актуальности в современном российском обществе культурологического подхода к обучению и воспитанию, реалии общеобразовательной школы показывают снижение качества образования, основанного на знаниевом подходе, сопровождающемся включением разного рода разрознен-
ных гуманитарных курсов и мероприятий, не имеющих внутреннего продолжения ни в дальнейших делах, ни в душах обучающихся.
Разрыв между теоретическими поисками и практикой образовательных учреждений основан на отсутствии системных исследований в этой области, требующих большого количества частных методических разработок для дальнейшего обобщения путей реализации культурологического подхода. Как правило, имеющиеся исследования и разработки рассматривают в основном выстраивание содержания на основе принципа культуросо-образности. Исключение, пожалуй, составляет диссертация Руденко В.Н., посвященная вопросам культурологической направленности содержания высшего образования.
Для того чтобы решить актуальные задачи обучения и воспитания, в школу должен прийти учитель, способный создать адекватные условия для творческого и культурного роста, личностного развития школьников. Все это требует от учителя совершенно другой структуры способностей, основой которой является общая развитая культура и творческие способности в сочетании с предметно-профессиональными знаниями и умениями.
Эти направления требуют значительного преобразования всего ценностного содержания профессиональной подготовки учителя, организации культурологической образовательной среды. В связи с этим повышается роль практических занятий в системе профессиональной подготовки, кружков, педагогических практикумов по решению профессиональных задач, педагогической практики в школе.
Перевод системы профессиональной подготовки учителей на систему бакалавриата только
обостряет актуальность указанных направлений, так как необходима интенсификация подготовки студента, которая невозможна без методик, активизирующих учебно-познавательную и досуговую деятельность. Традиционные курсы профессиональных дисциплин должны включать в себя значительную долю практических занятий по педагогическому общению, мастерству, творчеству и управлению, что в свою очередь требует соответствующей подготовки преподавателей.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что в практике образовательного учреждения остро встает вопрос о формировании целостного культурного образовательного пространства, а также о том, насколько образовательное пространство педагогического вуза обладает свойствами открытости, разнообразия, творчества и культуроемкости. Насколько обучающими и воспитывающими являются сами стены учебного заведения, насколько там царит атмосфера, с одной стороны, поддерживающая индивидуальность студента, а с другой стороны, позволяющая ему самому познавать и формировать культурные ценности и нормы.
При исследовании данного вопроса мы выделяем следующие факторы, определяющие становление культурологического образовательного пространства педвуза.
1. Фактор целеполагания. Исходя из постулата целостности культурного процесса для построения культурологического образовательного пространства вуза, стратегическое планирование деятельности должно осуществляться в соответствии с едиными культуросозидающими целями, направленными не только на присвоение будущими педагогами базовых ценностей как основы организации профессиональной подготовки, но и на их развитие в процессе образования и самообразования.
2. Фактор доминирующего вида взаимодействия. Основной вид взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности педвуза, необходимый для существования культурологического образовательного пространства, - субъектно-субъектный: нельзя научиться слышать других, если тебя не слышат.
3. Фактор системообразующих элементов. В структуре складывающегося культурологического образовательного пространства мы выделяем содержательный, кадровый и материально-технический взаимосвязанные компоненты.
Основными требованиями, предъявляемыми к вышеуказанным компонентам, являются:
- содержание образования в процессе учебной и внеучебной деятельности на основе госстандартов должно отбираться и осмысливаться в соответствии с культуросозидающими целями;
- деятельность профессионалов в своей области науки должна поддерживаться активной созидающей ролью деятелей культуры как живых ее носителей и создателей;
- материально-техническая сторона рассматривается нами с позиций человекосообразного дизайна и эстетики, где все материальное пространство вуза является гармоничным и выстраивается с целью активизации культурного образовательного процесса.
Рассматривая культурологическое образовательное пространство высшей педагогической школы как парадигму в подготовке востребованного учителя и воспитателя, мы должны отметить, что если для вузов других профилей это может быть рекомендацией, то для педагогических - насущным велением времени.
В процессе изучения вопросов, связанных со становлением культурологического образовательного пространства в высшем педагогическом учебном заведении, нами выделены стадии его формирования.
1. Возникновение очагов субъектно-субъектного взаимодействия в процессе освоения культурного наследия в учебной и внеучебной деятельности (объединение вокруг личности преподавателя как интеллектуала, компетентного профессионала, лидера и организатора).
2. Становление организационных структур субъектно-субъектного взаимодействия в процессе создания форм культурологического образовательного пространства (круглые столы, ринги, дискуссионные площадки, студенческие советы, досуговые объединения).
3. Объединение усилий администрации и структур субъктно-субъектного взаимодействия для организации общей циркуляции творчества с целью создания единого культурологического образовательного пространства, формулирование целей и задач культурологического образовательного процесса.
4. Постепенное выстраивание форм любой организационной деятельности в соответствии с задачами построения единого культурологического образовательного пространства.
5. Становление культурологического образовательного пространства вуза, поиск новых форм взаимодействия с окружающим миром.
Немаловажная роль в становлении культурологического образовательного пространства педагогического вуза должна отводиться самодеятельному культурному творчеству студентов. Современный молодой человек, владеющий океаном мировой мысли через всемирные информационно-коммуникационные технологии, устремленный и созидательно направленный, способен под чутким руководством быть творцом новых форм культур-
ного строительства. Для поддержки этого процесса необходимо утверждение форм субъектно-субъектного взаимодействия, способствующих развитию творческого мышления студентов. Студент, прошедший такую школу, обязательно будет творцом в своей педагогической деятельности.
Изучая современное состояние развития студенческого самоуправления, можно констатировать, что без терпеливого выстраивания, постоянного расширения и трансформации среды любая активность студентов обречена. Проектирование образовательной учебной и внеучебной деятельности должно выстраиваться в соответствии с целями поддержки творческой индивидуальности студента, создания условий для его духовного и гражданского становления, поиска и создания форм культурного строительства, расширения поля свободного, дискуссионного общения препода-
вателей и студентов и т.п. Педагогика мероприятий должна уступить место педагогике Бытия, а высшая школа - школе творчества молодежи.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика лично-стно-ориентированного образования: Монография. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000
3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.
4. Крылова Н.Б. Разговор с молодым директором школы: какие идеи и ценности нужны ему «позарез»? // Директор школы. - 2002. - № 6.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Игровые методики. 3-е изд. - М.: Пед. общество России, 2006.
УДК 37.01 ББК 74.04
ТЕХНОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А.А. Калекин, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета, (4862) 556162, [email protected]
Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой современного трудового обучения и воспитания школьников. Современный учитель технологии профильной школы (с индустриально-технологическим направлением) должен обладать общеинженерной компетенцией на базе общеинженерной педагогики.
Ключевые слова: образовательная область «Технология», профильное обучение, общеинженерная педагогика, общеинженерная компетенция учителя технологии.
TECHNOLOGY AND EDUCAION
Kalekin A.A.
The educational area «Technology» is a necessary component of modern labour training and education of schoolboys. The modern teacher of technology of profile school (with industry and technological direction) should possess general engineering competence on the basis of general engineering pedagogics.
Keywords: educational area «Technology», profile training, general engineering pedagogic, general engineering competence of a teacher of technology.
Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его «экстенсивной», технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат). Новый, технологический этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо на основе научных знаний комплексно подходить к оценке результатов и выбору способов своей деятельности (включая материальные и интеллектуальные средства) из массы альтернативных вариантов.
Основополагающее место в такой деятельности
человека занимает его научная подготовка. Она обеспечивается прежде всего усвоением общеобразовательных и специальных знаний. Это объясняется тем, что технология выступает парадигмой современного образования, т.е. ее целью и основной задачей является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Однако научные знания автоматически не обеспечивают рассматриваемую деятельность: нужны также специальные знания, умения и средства технологического характера, обусловленные тем, что наряду с традиционными, предметно ориентированными техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные научно-технические и социально-