Научная статья на тему 'Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе'

Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева О. В.

Раскрываются методологические основы культурологического подхода, его сущность и особенности. Рассмотрены возможности организации процесса подготовки будущих учителей технологии с точки зрения культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к подготовке будущих учителей технологии в вузе»

УДК 378

О.В.Леонтьева

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, Чита

Methodological bases of cultural approach, its essence and peculiarities are revealed. This article takes the cultural approach to opportunities of organization of Technology teachers training in higher educational institutions.

Современное образование — это процесс приобщения человека к культуре, обеспечивающий культурную преемственность и развитие его индивидуальности. Образовательную практику XXI века связывают с культурологической парадигмой, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направ-

ленные на свободное творческое развитие личности. Современные тенденции интеграции образования и культуры, возрастание роли духовного фактора в сфере материального производства вызывают необходимость совершенствовать содержание и организацию учебновоспитательного процесса в учреждениях высшего

профессионального образования, так как профессия выступает как особый продукт духовно-материальной культуры, в котором преломляются социальные, производственные, интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека.

В педагогической науке разработаны подходы, реализация которых позволяет совершенствовать учебно-воспитательный процесс в высшей школе: деятельностный, личностно-ориентированный, контекстный, индивидуальный, комплексный, системный, амбивалентный, средовый и др. В последнее время в образовательной практике часто используется этнокультурный подход, направленный на воспитание положительных черт русского национального характера, русского типа поведения и образа жизни, а также чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и родине — России. Этот подход предполагает максимальное использование национальной культуры как источника формирования национально ориентированного содержания образования и образовательных технологий, учет и уважение в детях и их родителях особенностей русского национального поведения, общения, интересов, ценностей, привычек, обычаев, традиций [1].

Всесторонний анализ имеющихся тенденций привел к необходимости выбрать такой подход, который бы помог выйти из кризисной ситуации в сфере образования (снижение уровня духовности и культуры); отвечал новым культурным реалиям постиндустриализации; соответствовал принципам гуманистической педагогики; снимал издержки из существующих подходов; способствовал социальной адаптации студентов в профессиональной деятельности и их творческому самовыражению.

В настоящее время в числе приоритетных находятся проблемы культурного развития личности, формирования ее духовности, так как присвоение каждой личностью совокупности культурных ценностей определяет меру ее развития, социализации, гуманизации, уровень интеллигентности. Поэтому сегодня весьма актуальным становится принцип культуросообразно-сти в образовании, который определяет отношения между воспитанием и культурой как средой растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры [2,3]. Следовательно, культурное ядро содержания обучения и воспитания должны составлять общечеловеческие и общенациональные ценности, т.е. необходимо формировать отношение студента к объектам окружающей действительности с позиций Истины, Добра и Красоты, а личность студента воспринимать как свободную, способную по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Культурологическая парадигма вместо жесткого, целенаправленного руководства развитием личности в первую очередь в когнитивном плане вводит новые смыслы в сущность воспитания. Не случайно в философской и педагогической литературе все активнее звучит мысль о создании культуросообразной школы, а в качестве глобальной цели воспитания рассматривают «человека культуры» [4].

Именно с разработкой философско-педагогической модели «человека культуры» связывают переход от учебно-предметной парадигмы, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков к парадигме образования как всецелого культуроформирующего и культуроразвивающего процесса, к ориентации на овладение совокупностью универсальных культуросообразных умений каждым с учетом особенности личности. «Человек культуры» причастен к исторической и культурной традиции человечества, а главное, у него сформированы культурные ценности: стремление к нравственности, красоте, высшим духовным началам. Это свободная, гуманная, духовная и творческая личность, способная к самоопределению в мире культуры, проявлению творчества во всех сферах ее жизнедеятельности (в учении, труде, быту, организации досуга, общения), обладающая духовными потребностями в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении.

Осознание взаимосвязи обучения и культуры, необходимости культурного императива в учебновоспитательном процессе вуза дает основание говорить о культурологическом подходе, когда культура пронизывает все содержание процесса и предполагает анализ хода педагогических событий через призму культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей, учет прогрессивных тенденций мировой культуры и взращивание молодого человека как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры [5].

В 80-х годах прошлого века Д. С. Лихачев создал культурологическую концепцию, в русле которой понятие культуры трактовал не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего.

Основные функции культуросообразного обучения и воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие личности студента и приобретение им опыта культуросообразной деятельности, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

Мы полагаем, что воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и с эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. Находясь в «поле культурного напряжения», человек учится самоопределению, выработке жизненной позиции, открытости новым знаниям, терпимости к другим мнениям.

Сама природа образования представляет, по сути, акт культурного восхождения ученика от этапа образно-эмоционального освоения учебного материала через его рационально-логическое осмысление как принятых в социуме норм и ценностей к рефлексивному освоению [6,7]. Данное заключение дает нам

основание говорить о структуре культурологического подхода как состоящего из трех «слоев»: познавательно-информационного (приобретение подростком способности самостоятельно добывать и применять полезные знания), ценностно-ориентирующего (развитие нравственных и эстетических качеств), прак-тически-деятельностного (формирование умений и навыков поведенческой, учебной, трудовой, общественно-организаторской деятельности). Следовательно, культурологическая парадигма позволяет органично объединить и снять издержки социоцентрист-ской модели с превалированием социальной выраженности личности и недооценкой саморазвития и антропоцентристской с ее снижением роли коллектива. Это возможно благодаря тому, что в основе культурологической парадигмы лежит триада «общество — культура — индивид». Культура трактуется как результат исторического развития общества, индивид рассматривается с гуманистических позиций как свободная самоопределяющаяся, самореализующаяся творческая личность, а воспитание — как генетический код (матрица) общества и культуры.

Практической реализацией парадигмы культу-росообразности и культуротворчества служит культурологический подход, обладающий следующими возможностями.

1. Представляет культуру во всей ее полноте и многообразии, восстанавливая ее в правах естественного и главного основания воспитания: с одной стороны, культура может выступать как средство обучения, с другой, — как прием опосредованного педагогического воздействия, управляя не личностью, а процессом ее развития. Работа в поле культуры позволяет инженерно-педагогическим работникам убрать из воспитания назидательность и прямолинейность, что создает условия для субъект-субъектных отношений, атмосферу сотворчества и содружества.

2. Исходит из понимания человека как творца культуры (он создает предметы культуры и, участвуя в духовной жизни общества, воздействует на ее характер на уровне культурных форм общения) и как творца своего «Я» (самоопределение человека в культуре представляет процесс становления личности, его самореализация); предполагает многомерное — духовное и одновременно материалистическое восприятие действительности, т. е. исходит из признания наличия наряду с функциональным назначением объекта вполне определенного его ценностного содержания.

3. Способен побудить подростков, создателей, носителей и представителей контркультуры перейти на позиции собственно культуры в процессе инкуль-турации (введение учащихся в систему языков, методов и способов социокультурной коммуникации, ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ) и культуризации (обретение культурности в процессе осмысленного культуротворчества, совершенствования, плодотворной реализации культуросообразной жизненной позиции, гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры в повседневном бытии).

4. Позволяет реализовать психолого-педагоги-ческие условия для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей студентов (в творческой деятельности; быть здоровым; потребность в защищенности, безопасности; в уважении и признании, в необходимом социальном статусе; в самореализации; в удовольствии, наслаждении), так как формы и способы реализации этих потребностей имеют культурно окрашенный характер.

Определение сущности и содержания культурологического подхода, анализ особенностей учреждений высшего профессионального образования позволил нам выделить следующие педагогические условия, реализация которых необходима при построении учебно-образовательной деятельности студентов на основе культурологического подхода: актуализация воспитательного потенциала учебных курсов; обогащение культурно-образовательной среды учебного заведения; повышение культуры труда в процессе производственного обучения и производственной практики; формирование необходимых компетенций у инженерно-педагогического состава; включение учащихся и преподавателей в совместную культуротворческую деятельность.

Таким образом, теоретическое осмысление понятия «культурологический подход» через выявление его сущности, содержания, структуры как направления педагогической деятельности по воспроизводству человека культуры дает нам возможность определить культурологический подход как интегративное понятие, предполагающее комплекс организационнопедагогических условий, реализуемых в процессе ценностно-ориентированной деятельности, способствующих становлению «человека культуры».

Анализ образовательной практики подготовки будущего учителя технологии в контексте культурологического подхода позволил нам выявить недостаточно развитую мотивацию преподавателей вуза на решение задач преподавания дисциплин учебного плана в контексте культурологического подхода, отсутствие у преподавателей необходимых знаний в области культурного воспитания средствами предметов.

Назрела объективная потребность разрешения следующих противоречий: между необходимостью повышения роли культуры в развитии будущих учителей — и неиспользуемыми возможностями образовательного процесса вуза; между накопленным уровнем знаний о культуре — и отсутствием у преподавателей системных знаний о путях и условиях приобщения к ней будущих учителей; между насущной потребностью в воспитании культуры — и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этой проблемы; объективной необходимостью подготовки квалифицированных и конкурентоспособных педагогических кадров для работы в условиях рыночной экономики — и недостаточным уровнем технологической подготовки студентов педагогического вуза.

Приобщение к культуре будущих учителей технологии может осуществляться в большей степени через организацию деятельности. Многие ученые подчеркивают, что культура воспитывается именно

через деятельность. Содержание подготовки будущих учителей по направлению «540500 - Технологическое образование» профили «540501 - Технология обработки конструкционных материалов» и «540502 -Технология обработки тканей и пищевых продуктов» на технолого-экономическом факультете непосредственно связано с разными видами деятельности, что открывает большие возможности для их приобщения к культуре в процессе преподавания учебных дисциплин. Общие математические и естественно-научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и дисциплины профильной подготовки содержат в себе значительный потенциал воспитания культуры студентов.

Воспитание в вузе неразрывно связано с обучением, является составным компонентом профессионально-педагогической подготовки. Несмотря на предпринятые в последние годы меры по гуманизации и гуманитаризации высшего образования в деятельности вузов сохраняется разрыв обучения и воспитания. По мнению специалистов, имеет место нерациональный отбор базового компонента высшего образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах, что обуславливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственнопсихологическую и ценностно-формирующую направленность. Поэтому огромное значение имеет выявление эстетико-культурного потенциала учебных дисциплин.

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение и к процессу подготовки специалистов по направлению «540500 - Технологическое образование» технолого-экономического факультета педагогического вуза. Будущего учителя технологии готовят к педагогической деятельности в школе для преподавания предметной области «Технология», которая предусматривает творческое развитие учащихся, приобретение ими общетрудовых и специальных знаний и умений, что обеспечивает их интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к современным социально-экономическим

условиям. В курсе «Технология» изучаются такие разделы, как «Графика», «Обработка материалов», «Введение в художественное конструирование», «Введение в предпринимательство», «Культура дома», а также проектная деятельность, предопределяющие формирование образного мышления, творческих способностей, культуры труда и предпринимательской культуры.

Творческая личность — важнейшая цель как всего процесса обучения, так и культурного воспитания. Развитие творческих способностей студентов обеспечивается в процессе реализации преподавателями вуза педагогических технологий: проблемного обучения, частично-поискового, исследовательского, проектного и др. Именно преподаватель должен донести до студента, что культурный аспект труда связан с проявлением и развитием творческого потенциала личности, с субъективным переживанием и развитием творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, с бескорыстным наслаждением результатами трудовой деятельности.

Все вышесказанное говорит о чрезвычайной важности воспитания общей культуры будущих учителей технологии. Свой вклад в этот процесс должен внести каждый педагог — через содержание, формы и методы преподавания своей учебной дисциплины.

1. Воробьев Н., Бессарова И., Джером Брундер. // Педагогика. 2004. №9. С.85-89.

2. Ведерников Ю.Л. Образование и повышение культуры студентов: к постановке и решению проблемы // Образование и культура XXI века: Мат. межрегион. науч.-практ. конф. Т.11. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. С.325.

3. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.

4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. // Педагогика. 2001. №7. С.9-12.

5. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Нар. образование, 2000. 272. с.

6. Нигматов З. // Высшее образование в России. 2004. №9. С.61-64.

7. Руденко В. // Педагогика. 2004. №1. С.42-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.