Е.В. Донскова, канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и методики обучения физике и информатике, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия, donskova.lena @yandex.ru
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
В статье рассматривается проблема оторванности педагогического образования от современной информационной культуры, что негативно сказывается на профессиональной подготовке учителя физики. Обосновывается необходимость применения культурологического подхода к определению информационной компетентности. С позиций этого подхода описаны специфические черты информационной компетентности учителя физики и дано ее определение — это интегративное, сложноорганизованное, динамичное качество личности, которое проявляется в способности проектировать и реализовывать образовательный процесс по физике как информационно-культурную среду, а также в готовности к постоянному культурному и профессиональному развитию. В статье представлена структура информационной компетентности учителя физики, состоящая из трех компонентов: технологического (умение работать с цифровой техникой общего назначения и цифровыми датчиками измерения физических величин; владение стандартными программами и специальными редакторами; готовность к освоению новой техники и технологий); рефлексивно-методического (способность с помощью современных информационно-коммуникационных технологий создавать культуросо-образную среду для изучения учащимися физической науки, готовность быть образом и образцом естественнонаучного мировоззрения и информационной культуры); культуротворческого (владение информационно-коммуникационными технологиями как инструментом творческой профессионально-педагогической деятельности). При этом автор подчеркивает, что каждый компонент находится во взаимообусловленных и взаимозависимых отношениях с другими, образуя сложноорганизованную целостную систему.
Ключевые слова: педагогическое образование, культурологический подход, информационная культура педагога, информационная компетентность учителя физики, структура информационной компетентности, информационно-коммуникационные технологии.
Современная социокультурная среда (и образование как ее часть) развивается на ценностных основаниях информационного общества, которые уже привели к ощутимому культурному и социальному кризису, о чем свидетельствуют результаты исследований А.Н. Галагузова, А.П. Корякиной, И.С. Морозовой, Е.В. Сухович, О.В. Фролова и других.
Одна из важнейших причин кризисного состояния — «то, что в последние десятилетия в образовании и воспитании стали, очевидно, преобладать прагматические тенденции, ориентирующие на практи-
цизм, социальную полезность получаемого общего и профессионального образования. Причем это происходит на фоне все более очевидного ослабления образовательно-воспитательных функций культуры»1. Задача школы в этих условиях — не просто дать стержень понимания, на который будут нанизываться все знания, но и научить человека в этой какофонии байтов и смыслов остаться собой, сохранить свой голос2. Речь идет о становлении новой парадигмы образования, системообразующей категорией которой является информационная культура.
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
В этих условиях кардинальные измене ния должны произойти в содержании про фессиональной подготовки учителя, в част ности учителя физики. Школе нужен учи тель, подготовленный не только предметно и методически, но и владеющий информационно-коммуникационны-ми технологиями как инструментом профессиональной деятельности. Причем в современных условиях именно инфор- :
мационная компетентность понимается как один из основных критериев профессионализма учителя. Об этом свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента, проведенного автором весной 2015 года: анализа нормативных документов («Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г.»; «Стратегия развития информационного общества в РФ»; ФГОС основного, общего среднего и педагогического образования; «Профессиональный стандарт педагога»); исследования научных трудов по теории и методике обучения физике (Н.П. Бурцев, Т.И. Долгая, О.В. Насс, В.С. Ким, Е.В. Чер-нобай и др.); опросов заинтересованных сторон (2 завуча, 26 учителей физики и 117 старшеклассников г. Волгограда).
Большинство исследователей (З.М. Аб-дурагимова, В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова, О.П. Мерзлякова, Д.Ф. Терегулов и др.) дают технологическое определение понятия «информационная компетентность учителя» и в частности — «информационная компетентность учителя физики». Акцент ставится на умениях применять современную технику и технологии в профессиональной деятельности. Это целесообразно и оправданно, поскольку ин- -формационно-комму-никационные технологии стали неотъемлемым элементом методической системы физического образования.
Опрос учителей физики, проведенный в рамках констатирующего эксперимента, показал, что педагоги испытывают острую потребность в понимании ценностных смыслов информатиза-
Школе нужен учитель, подготовленный не только предметно и методически, но и владеющий информационно-коммуникационными технологиями как инструментом профессиональной деятельности.
В современных условиях именно информационная компетентность понимается как один из основных критериев профессионализма учителя.
ции физической науки и учебного предмета физики, в присвоении этических и эстетических норм и правил поведения в информационной среде, в подготовленности = к объективному критическому анализу естественнонаучной информации, представленной в разных источниках, то есть испытывают недостаток информационной культуры. Эта проблема актуальна для всех направлений педагогического образования, о чем свидетельствуют результаты исследований Е.В. Даниль-чук, В.А. Извозчикова, Н.У. Ремизовой, Н.Н. Симченко, А.Н. Ходусова, И.В. Ше-вердина и других исследователей.
Можно констатировать, что в теории и практике педагогического образования назрел и все больше обостряется конфликт между культурологическим и технологическим подходами к профессиональной подготовке будущих учителей в области современных информационно-коммуникационных технологий. Мы предлагаем усилить культурологическую составляющую информационной компетентности и с этих позиций обосновать определение понятия «информационная компетентность учителя физики», выделить ее структуру и проанализировать специфические особенности.
Компетентность сообразна с культурой и ориентирована на культуру3. Эта закономерность доказана и обоснована в работах Г.И. Гайсиной, Е.В. Птицыной, О.В. Фролова и др. Это дает основание утверждать, что культурологический подход к определению понятия «информационная компетентность учителя физики» предполагает отражение в нем сущности таких понятий, как «инфор-мационно-коммуника-тивная компетентность учителя», «информационная культура», «информационная культура учителя».
В своей работе мы придерживаемся следующего понимания этих категорий.
Информационно-коммуникационная компетентность будущего учителя — это вид
дискуссия
журнал научных публикаций
педагогической компетентности, позволяю щий эффективно осуществлять профессио нально-педагогическую деятельность с ис пользованием информационно-коммуника ционных технологий4.
Информационная культура — есть понимание информационной картины мира, чтобы разумно использовать информационные потоки и анализировать их, реализовывать прямые и обратные информационные связи с целью адаптации, приспособления к окружающему миру и совершенствования его социально-экономической, общественно-политической и экологической структуры5.
Информационная культура педагога — интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности; реализуемое в способах взаимодействия, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и ее познании; определяющее целостную готовность человека к творческому освоению нового образа жизни на информационной основе и проявляющееся в специфике педагогической деятельности и системе профессиональных качеств педагога6.
Анализ научных работ по проблемам культурологического подхода в образовании и информатизации физического образования, анализ теории и практики педагогического образования, а также анализ потребностей практикующих учителей физики позволили выделить ряд положений, которые должны отразиться в определении понятия «информационная компетентность учителя физики».
Во-первых, физика — это часть информационной культуры, поэтому в ее содержании отражаются присущие этой форме культуры нормы, принципы, способы деятельности, ценности и идеалы, которые определяют социокультурный контекст научного знания и культуротворческий смысл научной деятельности. При этом необходи-
В теории и практике педагогического образования назрел и все больше обостряется конфликт между культурологическим и технологическим подходами к профессиональной подготовке будущих учителей в области современных информационно-коммуникационных технологий.
информатизацию всех сфер человеческой жизнедеятельности, физика осталась основой научно обоснованных миропонимания и мирооценивания. Она изучает наиболее фундаментальные свойства материального мира и способы его познания, а также формирует систему общечеловеческих ценностей, в основе которой лежат важнейшие информационные ценности — ценность познания (получения и осмысления информации) и ценность ответственности за познание (за достоверность и безопасность информации). В связи с этим информационная компетентность учителя физики представляется как обязательное условие его профессионализма.
Во-вторых, большинство учителей физики активно применяют в своей профессиональной деятельности современную мультимедийную технику, интерактивные инструменты обучения и цифровые образовательные ресурсы, но испытывают при этом психологические и фактические затруднения. Их причины связаны со следующими факторами: сверхбыстрый темп развития (и устаревания) техники и технологий; мегаогромное, постоянно увеличивающееся, дублирующееся количество информационных ресурсов; отсутствие надежного контроля достоверности и корректности представления естественнонаучной информации; гиперактивность освоения молодым поколением информационной среды; неразработанность единой четкой системы критериев оценки педагогической оправданности, методической целесообразности и эргономической безопасности применения информационно-коммуникационных технологий в физическом образовании.
В-третьих, информационно компетентный учитель физики — это: 1) творческая личность, которая является активным субъектом культурного взаимодействия со всеми структурными элементами информационного общества и в этом качестве осваивает, развивает и транслирует в своей профессиональной деятельности ценности и нормы
мо учитывать, что несмотря на глобальную информационной культуры; 2) специалист,
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
который подготовлен к созданию с помощью информационно-коммуникационных технологий продуктивной культуросообраз-ной образовательной среды, формирующей у учащихся научное мировоззрение в процессе освоения ими физической науки; 3) профессионал, который является носителем позитивных ценностей информационного общества и образцом информационно-культурного поведения, осознающий ответственность за результаты своей деятельности, способный к постоянному профессиональному развитию в соответствии с изменениями в науке, культуре, обществе.
Таким образом, информационная компетентность учителя физики — это интегра-тивное, сложноорганизованное, динамичное качество личности, которое проявляется в способности проектировать и реализовы-вать образовательный процесс по физике как информационно-культурную среду, а также в готовности к постоянному культурному и профессиональному развитию.
Структура компетентности традиционно представляется через знания, умения и опыт деятельности, которые должны быть освоены человеком, чтобы быть способным к осуществлению того или иного вида деятельности в определенной предметной области, что отражено и в современных образовательных стандартах. Например, в ФГОС подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» включены следующие информационные компетенции: способ-
ность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4); способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5); способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9); готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач (ПК-20)7. Эти компетенции задают технологическую основу информационной компетентности учителя и не учитывают ее куль-туротворческую природу. При этом информационная компетентность теряет свою сложноорганизованную целостность.
С позиций культурологического подхода структуру информационной компетентности можно представить по аналогии со структурой информационной культуры через гносеологический (познавательно-информационный), праксиологический (практически деятельностный) и аксиологический (ценностно ориентирующий) компоненты. Однако эти компоненты не могут в достаточной мере отразить специфичес-
кие особенности профессиональной деятельности учителя. Поэтому для описания ее структуры должны применяться оба подхода — и технологический и культурологический. Это дает возможность выделить структурно-функциональные компоненты информационной компетентности учителя, в которых отражена специфика предметной области (в нашем случае — физики).
1. Технологический — умение работать с цифровой техникой общего назначения (компьютер, фотоаппарат, видеокамера и пр.), техникой для сферы образования (интерактивная доска, интерактивный учебный комплекс, система электронного тестирования и пр.), цифровыми датчиками измерения физических величин; владение стандартными офисными программами, специальными редакторами и конструкторами, техническими средствами коммуникации; готовность к освоению новой техники и технологий.
2. Рефлексивно-методический — способность с помощью современных информационно--коммуникационных технологий создавать культуросообразную среду для изучения учащимися физической науки; готовность быть образом и образцом естественнонаучного мировоззрения и информационной культуры; готовность принять ответственность за результаты воздействия информационной среды на учащихся.
3. Культуротворческий — владение информационно--коммуникационными технологиями как инструментом творческой профессионально-педагогической деятельности, в том числе умения создавать качественные электронные образовательные ресурсы по физике, организовывать культуротворче-скую деятельность учащихся в контексте физической науки, прогнозировать варианты развития педагогических ситуаций и т. п.
Информационная компетентность учителя физики — сложноорганизованная, но целостная система, в которой каждый компонент находится во взаимообусловленных и взаимозависимых отношениях с другими. Например, сугубо технологическое умение учителя использовать цифровые датчики для измерения физических величин неразрывно связано с его методической культурой (способностью организовывать познавательную деятельность учащихся на основе учебного физического эксперимента с при-
менением современного оборудования), технологической культурой (способностью осваивать новые физические приборы, проектировать новые лабораторные работы и экспериментальные задачи по физике, конструировать установки для проведения физических экспериментов), мультимедийной культурой (способностью применять информационно-коммуникационные технологии, основываясь на эстетических принципах и физиологических законах восприятия аудиовизуальной информации человеком). Учитель осваивает цифровой датчик не только технологически, но и культуротворчески. Такие же взаимосвязи можно проследить и между другими компонентами.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что тотальная информатизация физического образования требует перестройки системы профессиональной подготовки учителя на основе культурологического подхода, которая должна начаться с переосмысления понятия «информационная компетентность учителя физики» — отражающего способность проектировать и реализовывать образовательный процесс по физике как информационно-культурную среду, а также готовность к постоянному культурному и профессиональному развитию.
Литература
1. Галагузов А.Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 45-50.
2. Лазарева М.В. Возможности культурологического подхода в развитии диалогического мышления старшеклассников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т 15. С. 32-34.
3. Фролов О.В. Грани и границы компетентностно-го и культурологического подходов в формировании компетентности будущего специалиста // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 4. С. 139-144.
4. Шамшурина А.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя / автореф... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.
5. Извозчиков В.А. Школа информационной цивилизации. «Интеллект-ХХ1»: над чем думать, что знать и что делать директору школы. М., 2002.
6. Данильчук Е.В. Стадийная модель становления информационной культуры будущего педагога //
дискуссия t
журнал научных публикаций «
Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2003. № 1. С. 93. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое обра-
зование (уровень магистратуры): утвержден приказом МИНОБРНАУКИ от 21 ноября 2014 г. № 1505. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения 10.08.2015).
CULTUROLOGICAL APPROACH TO DEFINING OF PHYSICS TEACHER'S INFORMATION COMPETENCE
E.V. Donskova, Candidate of pedagogy, Docent, The department of theory and methodology of physics and informatics teaching, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, donskova.lena @yandex.ru
This article considers the problem of pedagogical education detachment from the modern information culture which influences negatively professional training of physics teacher. The article also substantiates the necessity of culturological approach application to information competence defining. From the position of this approach the author describes specific traits of information competence of physics teacher and gives its definition; it is an integrative, complex, dynamic person's quality which shows itself in the ability to project and realize educational process in physics as an information-cultural environment, an also in readiness to constant cultural and professional development. This article presents the structure of physics teacher's information competence which consists of three components: technological (an ability to work with digital equipment of common purpose and digital transducers of physical values' measuring; a skill in handling of standard programs and special editors; readiness for mastering of new equipment and technologies); reflexive-methodical (an ability to create a culture-like environment with a help of modern information and communicative technologies for learning physical science, and readiness to be a model of natural world outlook and information culture); cultural and creative (a skill in handling of information and communicative technologies as a tool for creative professional and pedagogical activity). The author also underlines the fact that each component is in interdependent relations with the others, creating itself a complex integral system.
Key words: teacher education, cultural approach, information culture of the teacher, information competence of the teacher ofphysics, the structure of information competence, information and communication technologies.
References
1. Galaguzov A.N. Kul'turologicheskii podkhod kak metodologicheskoe osnovanie obrazovatel'noi deiatel'nosti [The cultural studies approach as a methodological basis of educational activity]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka — Pedagogical education and science, 2011, no. 4, pp. 45-50.
2. Lazareva M.V. Vozmozhnosti kul'turologicheskogo podkhoda v razvitii dialogicheskogo myshleniia starshek-lassnikov [The possibility of culturological approach in the development of dialogical high school students]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova — Bulletin of the Kostroma state University. N. And. Nekrasov, 2009, vol. 15, pp. 32-34.
3. Frolov O.V. Grani i granitsy kompetentnostnogo i kul'turologicheskogo podkhodov v formirovanii kom-petentnosti budushchego spetsialista [The borders and boundaries of competence and cultural approaches in the formation of competence of the future specialist]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii — Intelligence. Innovation. Investments, 2012, no. 4, pp. 139-144.
4. Shamshurina A.A. Formirovanie informatsionno-kom-munikatsionnoi kompetentnosti budushchego uchitelia: av-
toref. ... kand. ped. nauk [The formation of information and communication competence of future teachers. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Chelyabinsk, 2011.
5. Izvozchikov V.A. Shkola informatsionnoi tsivilizatsii. «Intellekt-KhKhI»: nad chem dumat', chto znat' i chto delat' direktoru shkoly [School of information civilization. "Intelligence-XXI": what to think, what to know and what to do to the school director]. Moscow, 2002. 108 p.
6. Danil'chuk E.V. Stadiinaia model' stanovleniia informatsionnoi kul'tury budushchego pedagoga [The staging model of formation of information culture of future teacher]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta — News of the Volgograd state pedagogical University, 2003, no. 1, p. 93.
7. Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.04.01 Pedagogical education (master level): approved by the Ministry of education dated 21 November 2014 No. 1505 (in Russian). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (accessed 10.08.2015).