Список литературы:
1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М., 2002.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: «Педагогика», 1989.- 192 с.
3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 22-28.
4. Скляренко А.Н. Технология формирования компетенций. Методические рекомендации для преподавателя, М.: МЮИ.- 2011. - 213 с.
5. Современные подходы к компетентностно-ориенти-рованному образованию. Материалы семинара. - Самара, 2001.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
7. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг образования. - 1999. - С. 15-20.
КУАЬТУРОАОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Мочулаев Валерий Евгеньевич
канд. экон. наук, доцент Института повышения квалификации «Конверсия» - Высшая школа бизнеса, г. Ярославль
Остромухова Полина Валерьевна
педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества, г. Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена формированию содержания общекультурных компетенций на основе интеграции компетентностного подхода с культурологическим подходом. Рассмотрены общие основания интеграции этих подходов. Приведена модель формирования общекультурных компетенций.
ABSTRACT
The article is devoted to the formation of the content of common cultural competence on the basis of competence approach to the integration of culturological approach. Is proposed base to integrating these approaches. Is proposed a model formation of common cultural competence.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, компетентностный подход, культурологический подход, интеграция, компетенция, компетентность, общеобразовательная программа, дополнительное образование детей.
Keywords: General cultural competence, competence approach, culturological approach, integration, competence, competence, educational program, additional education of children.
В условиях рыночной экономики работодатели (коммерческие и некоммерческие организации разного уровня) предъявляют на рынке труда высокие требования к качеству профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций, которые должны обладать определенными компетенциями. В свою очередь, профессиональные образовательные организации предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к уровню их компетентности на основе установления проходного балла для учебы в выбранной организации по избранной специальности.
В дополнительном образовании в свете Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р, определены результаты реализации принятой Концепции, связанные с формированием ценностей и компетенций у детей. В частности ожидается: ... «укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой
и межкультурной коммуникации; повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых ком-петенций»[3].
К сожалению, виды и содержание социально значимых компетенций в содержании Концепции не раскрывается, что вызывает определенные трудности в их реализации при формировании или обновлении содержания образовательных программ дополнительного образования детей (ДОД).
Учитывая определенный опыт формирования компетенций в системе высшего профессионального образования (ВПО) при разработке и внедрении федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по различным направлениям подготовки бакалавров и магистров, можно использовать его и при формировании компетенций в системе ДОД.
В системе ВПО для всех направлений подготовки определено деление компетенций на две группы: общекультур-
ные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Каждая группа компетенций разделена на отдельные составляющие компетенции, которые содержат код (условное обозначение) компетенции и название компетенции для различных специальностей, что отражено в паспорте каждой специальности.
По аналогии с образовательными программами ВПО можно установить общекультурные и специальные компетенции и их составляющие для разных направленностей образовательных программ ДОД. Наиболее сложной задачей для педагогов ДОД является формирование общекультурных компетенций, содержание которых является многообразным и трудно реализуемым в практике. В этой связи следует выдвинуть и обосновать методический инструмент для формирования общекультурных компетенций в содержании образовательных программах ДОД, что и является целью настоящей статьи.
Анализ научной литературы по данному вопросу показал, что формирование общекультурных компетенций может быть построено на основе интеграции компетентност-ного подхода с культурологическим подходом, так как в этих подходах используется схожая четырех компонентная структура содержания образования. В культурологической концепции (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), источником содержания образования является социальный опыт, который аккумулируется в культуре, и включает четыре основных компонента: опыта познавательной деятельности, фиксируемой в форме её результатов - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксируемой в форме способов её осуществления - умений и навыков; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций [5]. Значимость этих компонентов определяется тем, что все они являются в общем виде элементами культуры, т.е. являются общекультурными компонентами содержания образовательных программ.
В концепции компетентностного подхода к содержанию образования используются схожие с культурологическим подходом компоненты. Так, М.В. Дубова в своем исследовании отмечает: «Если соотнести состав содержания образования в культурологической концепции с составом компетенции, выясняется, что в последний входят те же четыре компонента: знания, усвоенные способы деятельности, опыт деятельности и ценностное отношение к области деятельности, определяемой компетенцией» [1, с. 60]. Однако эти компоненты компетентностного подхода имеют иную цель, чем общекультурные компоненты культурологического подхода. По мнению Е.О. Ивановой, «в культурологическом подходе компоненты социального опыта - это приобщение к культуре, рассматриваемой через элементы социального опыта. В компетентностном подходе - приобретение личностного опыта деятельности, содержание которого черпается из опыта человечества. При этом освоение определенного аспекта содержания культуры осуществляется через призму индивидуальности и субъектности ученика» [2, с.74].
По нашему мнению, цель компетентностного подхода заключается в формировании требований к результатам освоения образовательных программ, а цель культурологического подхода - в гармонитаризации проектируемого или обновляемого содержания образовательных программ, в частности и образовательных программ ДОД. В этой свя-
зи можно сказать, что культурологический подход своим содержанием дополняет, развивает и обогащает компетент-ностный подход.
Слово «интеграция» означает объединение в одно целое [4, с. 244]. Тогда интеграция компетентностного подхода с культурологическим подходом означает объединение их в одно целое путем формирования общекультурных компетенций с опорой на содержание общекультурных компонентов. Для интеграции указанных выше подходов рассмотрим содержание четырех общекультурных компонентов культурологического подхода:
Общекультурный компонент «Знания» выражает и включает в себя понятия, факты, категории, законы, закономерности, концепции, теории, методы, идеи, символы, гипотезы и др., которые являются языком науки.
Общекультурный компонент «Способы деятельности» включает в себя умения и навыки, которые необходимы для реализации, освоенных в практике различных видов профессиональной деятельности.
Общекультурный компонент «Опыт творческой деятельности» включает сведения о важнейших научных открытиях, о личности творцов, о продуктах творческой деятельности в сфере науки и художественного творчества, о научных методах творческой деятельности, включая принципы, этапы, процедуры и результаты этой деятельности.
Общекультурный компонент «Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру» включает в себя такие важные элементы, как ценность науки, научных знаний, ценность природы, Земли, Вселенной, ценность творческой работы и др.
Содержание элементов четырех общекультурных компонентов культурологического подхода должны найти отражение в содержании соответствующих по виду четырех общекультурных компетенций компетентностного подхода.
В понятии «общекультурные компетенции» ключевым является понятие «компетенция», которое требует определения его значения, а также и часто употребляемого в качестве синонима или не адекватного с ним понятия - «компетентность» в образовании. Например, в понимании А.В. Хуторского, «компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [7]. Однако следует отметить, что приведенные выше понятия компетенция и компетентность относятся к системе общего образования, а не к системе ДОД.
По нашему мнению, «Общекультурные компетенции» применительно к системе ДОД - это отчужденные, заранее заданные общекультурные требования (нормы) к обучению и воспитанию ребенка, необходимые для его становления и развития в качестве человека культуры. Общекультурные требования, представляющие общекультурные компетенции, формируются с опорой на содержания четырех общекультурных компонентов, которые приведены выше. Состав культурологических элементов, входящих в каждый общекультурный компонент, при формировании общекультурных компетенций отбирается в зависимости от направленности и специфики проектируемой (обновляемой) образовательной программы ДОД.
В составе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [6] отсутствует подраздел «Требования к результатам освоения образовательной программы» в виде набора общекультурных и специальных компетенций. По нашему мнению, необходимо включить указанный подраздел в содержание обновляемой образовательной программы и раскрыть состав и содержание общекультурных компетенций с позиции культурологического подхода.
Требования к результатам освоения образовательной программы ДОД должны быть сформулированы в терминах компетенций. Модель формирования общекультурных компетенций выпускника системы ДОД представлена в следующем виде. Выпускник системы ДОД должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
ОК-1. Знать основные понятия и категории (указать какие);
ОК-2. Знать основные законы и закономерности (указать какие);
ОК-4. Знать основные концепции и теории (указать какие);
ОК-5. Знать основные методы и методики (указать какие);
ОК-6. Уметь использовать знания в учебной деятельности (указать в каких видах деятельности);
ОК-7. Иметь навыки практической работы (указать какие);
ОК-8. Приобрести опыт творческой деятельности (указать какой);
ОК-9. Приобрести опыт эмоционально-ценностных отношений (указать какой) и т.д.
Все перечисленные выше требования должны найти отражение в содержании учебных разделов, тем образовательной программы ДОД. Наличие сформированных общекультурных компетенций позволяет оценивать компетентность выпускника по результатам его обучения: защиты творче-
ских проектов; организации и проведения персональных выставок своих работ; награждений по результатам участия в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях детского и юношеского творчества и т.п.
Список литературы
1. Дубова, М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. Вып. № 1, Т. 58, 2010. С. 53-59.
2. Иванова, Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс ]/ Е.О. Иванова //Интер-нет-журнал«Эйдос».2007.30сентября.Режим доступа:http:// www.eidos.ru/ journal /2007/0930.htm. (Дата обращения: 12.12.2015).
3. Концепция развития дополнительного образования детей / Утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.
5. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983. 291 с.
6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей / Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.
7. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эй-дос». 2005. 12 декабря. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru, свободный