УДК 82.085:378.147
Г.И. КУТУЗОВА
Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В НЕГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ
Обоснована необходимость включения культурологического аспекта в содержание дисциплины «Русский язык и культура речи».
This article demonstrates the necessity to include the cultural aspect in the course of the Russian language and the culture of speech.
Сложившаяся в нашей стране языковая ситуация и уровень владения молодежью, в том числе - студенческой, русским языком привели к необходимости введения в ГОС высшего профессионального образования учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
До настоящего времени не утихает дискуссия о содержании этой дисциплины для студентов негуманитарных вузов.
С одной стороны, коммуникативные потребности студентов в учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности требуют формирования знаний и речевых умений, характерных для научного стиля речи. С другой стороны, подготовка современного молодого специалиста как всесторонне образованного человека предполагает обучение культурной речи во взаимосвязи с элементами и фактами культуры, произведениями искусства и литературы. Это не противоречит основной задаче обучения русскому языку и культуре речи, поскольку язык является хранителем, «памятником» культуры, выполняет просветительскую функцию. «Культура - через язык и язык - через культуру» - эти слова Е.И.Пассова можно отнести не только к преподаванию иностранного, но и родного, русского, языка. Изучение родного языка на основе фактов и произведений культуры и усвоение фактов культуры в процессе изу-
чения языка - важнейшее условие формирования культурной личности.
Культурологический аспект дисциплины «Русский язык и культура речи» красной нитью должен проходить через все содержание этой учебной дисциплины, начиная от постановки голоса, техники речи, нормы современного русского литературного языка и заканчивая обучением ведению полемического спора.
Приведем несколько примеров.
1. При изучении особенностей научного стиля речи целесообразно сопоставить описание одного и того же объекта, данное в энциклопедии или словаре и в художественном произведении (например, описание дуба в словаре и в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир»).
2. Большой интерес у студентов при работе над интонацией вызывает обращение к поэзии российских и зарубежных поэтов.
3. Глубинному пониманию текста способствует система работы с фрагментами из произведений классической и современной русской литературы или рассказами (например, АПЧехова, В.В.Набокова, В.МШукшина).
4. Подготовка и произнесение торжественных речей у памятников русских писателей и деятелей науки в юбилейные для них даты, презентации Санкт-Петербургских музеев и культурных центров -
188 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1
этот вид работы направлен на формирование риторических умений.
5. Обсуждение памятников одному и тому же лицу (А.С.Пушкину в Москве и Санкт-Петербурге, Петру I Фальконе и Шемякина), обсуждение совместно просмотренного кинофильма - все это развивает навыки полемического спора.
Даже эти немногочисленные примеры наглядно показывают тесную взаимосвязь языка и культуры, влияние культуры на развитие речевых умений.
Описанная система работы имеет большое значение еще и потому, что повышает мотивацию изучения студентами негуманитарных вузов дисциплины «Русский язык и культура речи».
_ 189
Санкт-Петербург. 2005