Научная статья на тему 'Культурологический аспект народной педагогики'

Культурологический аспект народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1079
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова С. И.

В статье исследуется культурологический аспект народной педагогики, анализ которого строится на осмыслении логической цепочки: культура народная культура народная педагогика. Культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Народная культура как форма духовной культуры заключает в себе мир духовного опыта народа, соединяющий в себе народную педагогику, народное искусство, традиции, обряды, обычаи. Народная педагогика раскрывается как совокупность накопленных педагогических знаний и опыта народа, выраженных в культуре определенной эпохи и определенного общества (народной культуре) и выступает как феномен народной культуры и компонент всей системы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический аспект народной педагогики»

УДК 37.013

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

[email protected]

С. И. Тарасова

В статье исследуется культурологический аспект народной педагогики, анализ которого строится на осмыслении логической цепочки: культура - народная культура - народная педагогика. Культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Народная культура как форма духовной культуры заключает в себе мир духовного опыта народа, соединяющий в себе народную педагогику, народное искусство, традиции, обряды, обычаи. Народная педагогика раскрывается как совокупность накопленных педагогических знаний и опыта народа, выраженных в культуре определенной эпохи и определенного общества (народной культуре) и выступает как феномен народной культуры и компонент всей системы культуры.

Ключевые слова: культуросообразность педагогической науки, культура, народная культура, народная педагогика.

Анализ культурологического аспекта народной педагогики предполагает осмысление логической цепочки понятий: культура - народная культура - народная педагогика.

В качестве отправной точки для анализа нами определена идея о культуросо-образности педагогической науки. Педагогика на разных этапах развития социума отражала и отражает определенный уровень развития культуры, в пространстве которой реализуется взаимодействие формирующейся личности с обществом. Педагогические факты и явления в рамках общефилософского понимания культуры анализируются с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем [3, 5].

Не менее значимой для нашего исследования является идея о целостном образе жизни, в рамках которого формируется, функционирует и видоизменяется соответствующая система социализации и межпоколенной трансмиссии культур (И.С. Кон). В этом ключе народная педагогика выступает как часть комплекса основной сферы жизнедеятельности (культура, труд, быт и т.д.) народных масс (в социологическом аспекте) или этнической группы (в этнографическом аспекте), не отрываясь от особенностей той системы культуры, частью которой она является.

Культура, как сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие, не имеет исчерпывающего определения. В настоящее время насчитывается свыше пятисот определений культуры. Одно из них дано в Российской педагогической энциклопедии: «Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [4, 486]. В нашем понимании культура выступает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Изучение различных аспектов культуры по результатам философских исследований позволяет сделать вывод о том, что в широком смысле это понятие характеризует то, что создано человеком во всех социальных сферах: экономической, политической, духовной и др. В узком смысле культура выступает как средство, процесс и результат деятельности человека.

66

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ I'^ № 6(77) 2010

Анализ культурологических исследований позволил выявить три ведущих направления в изучении культуры - структурное, функциональное, историческое. В рамках первого направления определены следующие структурные подсистемы культуры: материальная и духовная (Францев Г.), художественная (Арзаканьян Ц.Г.), социально-поведенческая и жестово-мимическая культуры (Соколов Э.В.) и др. В ряде исследований выделяют материальную, социально-экономическую, интеллектуальную, эстетическую и другие культуры. В ходе социологических исследований культуры определены следующие структурные подсистемы: культура первичного производства, жизнеобеспечения, соционормативная культура, гуманитарная культура (Зем-лянских С.Д.).

Материальная культура является фундаментом культуры общества. В ней принято выделять (Каган М.С) предметно-продуктивную - результаты материального производства (продукты питания, художественные изделия, украшения и т.п.) и технико-технологическую - средства труда, приемы рационального производства, постройки, оружие, животные, одежда, предметы быта и т.п.

Духовная культура выступает жизненным центром общества. Она включает вековые достояния народной жизни, труда и духовности, нормативные типы личности, язык, литературу, искусство, науку, религию, общество и государство, народ. Духовная культура общества сложилась и существовала к началу ХХ века в двух основных формах: высокой культуры (изящное искусство, классическая музыка и литература создавались и потреблялись высшими слоями общества) и народной культуры (принадлежала низшим слоям общества).

Народная культура, как мир духовного опыта народа, соединяет в себе народную философию, народную педагогику, народное искусство, традиции, обряды, обы-

Целостность мира народной культуры заключается в невозможности разъединить его отдельные понятия и явления на части, разделить духовную и материальную

культуры, разорвать цепь времен и поколений. Народная культура - это мир, в котором находился человек с момента своего рождения, воздух, которым он дышал, атмосфера высокой нравственности, проявляющая себя во всем, это внутренняя и внешняя культура чувств и духовность. У народа имеется целостное устойчивое представление о духовности, нравственности, морали. Духовность русского человека связывается с традиционной народной этикой, выражающейся, прежде всего, в ненасилии, во внутренней чистоте, умиротворенности, скромности, послушании. Она характеризуется бескорыстием, свободой, эмпатией, взаимной поддержкой, солидарными действиями, добротой, эмоциональностью, т.е. всеми теми качествами, которые возвышают человека над собственными индивидуально-эгоистическими, прежде всего, биологическими потребностями.

Основной массив народной культуры, осевшей на исторической территории Белгородской области, первоначально формировался в разных местах России, а уже потом был «пересажен» на историческую территорию. В этой связи здесь в силу геоисторических и экономических причин образовался неповторимый культурно-национальный комплекс, характеризующийся

особым южнорусским укладом народной жизни;

упорядоченностью пространства (обустройство его всеми доступными русскому человеку видами строений);

традиционным представлением о мире: земле, небе, человеке. На географическом пространстве области народная культура приобрела то своеобразие, которое сформировалось на основе исторических событий последних 400 лет. Началом этих событий считается момент формирования Белгородской «Засечной линии», защищавшей новое государство, а завершением - образование России.

Особенность «залегания» и формирования культур, попавших на территорию «Засечной линии», характеризуется наличием:

культуры степняков и проживавших здесь народностей в V-ХI вв.; остатков культуры Киевской Руси;

завезенной вместе с переселенцами в ХУ1-ХУП вв. культуры, образовавшей в результате диалогового взаимодействия русской, украинской, белорусской, польской, литовской по способу взаимодействия (точнее приспособления) с окружающей средой: климатическими условиями, местным ландшафтом;

сложившегося синтеза «новых» и «старых» культур [2, 63-64]. Особенности культурно-национального комплекса, а также широкий охват видов народной культуры, сохранившихся на территории области, открывает возможности изучения и систематизации народных традиций, сформировавшихся на исторической территории Белгородской области. В этой связи содержание народной культуры нами раскрывается через народные традиции исторической территории Белгородской области, которые по ведущей сфере духовной жизни нами объединены в три группы: религиозные, трудовые, праздничные (см. табл. 1).

Религиозные традиции народной культуры способствовали воспитанию религиозности, набожности у русского человека. Вера крестьянина в Богосотворенность мира, в то, что все происходящее осуществляется по воле Божьей, но не помимо человека, формировала его как человека, нашедшего в христианстве духовно-нравственную опору своей деятельности в хозяйстве и быту.

Трудовые традиции народной культуры приучали детей к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и уменья, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Праздничные традиции сохраняли и передавали от поколения к поколению духовно-нравственные заповеди крестьянского мира о труде, земле, всем окружающем мире. В целом, традиции духовного воспитания в русской народной педагогике аккумулируют многовековой опыт и мудрость народа, отражают содержание духовного воспитания в русской народной педагогике.

68

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 6(77) 2010

Таблица 1

Классификация народных традиций

Религиозные Трудовые Праздничные

- материнская молитва; - крещение; - приучение к молитве; - исповедь и первое причастие; - посещение церкви; - «дедовское наследие»; - хождение на богомолье; - вкладывание своих средств в строительство церквей, монастырей; - участие детей в религиозной обрядовой жизни деревни; - церковные богослужения - молебны - игра «в труд»; - поощрение желания ребенка трудиться; - приобщение детей к трудовым функциям; - уважительное отношение, любовь к крестьянскому труду; - «помочи»: «дожинки», «капустки», «супрядки» 1. Календарные: - Святки: колядование (славление), ряженье, гаданье, посеванье; - Масленица: печь блины, гостевание, катание с гор, на лошадях, кулачные бои, прощение прощения; - Пасха: катание яиц, гуляния (качели, хороводы, игры), трапеза, обход домов церковным причтом; - Троица: «завивание» -« развивание» березки, «кумление» - «раскумле-ние», хороводы, гадания. 2. Местные: крестный ход, трапеза, гуляния, гостевание

Педагогический опыт и знания народа, выраженные в народной культуре через традиции, соединяет в себе народная педагогика.

Народная педагогика - это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых преимущественно в устной форме. Как продукт исторического и социального опыта народных масс она проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, той или иной идеологии. Ее памятники хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном итоге, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших традициях народа.

На современном этапе в науке наблюдается отсутствие единства в толковании понятия «народная педагогика», которое понимается как: совокупность педагогических взглядов, идей, эмпирических знаний, накопленных народом; многовековой воспитательный опыт народа или народно-воспитательная практика; синтез народно-педагогической мысли, эмпирических народно-педагогических знаний и воспитательной народной практики; наука о народном воспитании. Эта неоднозначность в толковании народной педагогики свидетельствует о развитии науки и, по мнению В.С. Болбаса, на современном этапе изучения этнопедагогики вполне допустима [1, 43]. В связи с этим, а, также принимая во внимание особенности накопленной народом педагогической мудрости (возникла и развивалась на основе размышления, осмысления и обобщения поступков отдельных людей; включает в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей; предполагает передачу эмпирических знаний, умений, навыков, социального опыта, норм поведения, традиций), разделяя точку зрения Г.Н. Волкова, считаем возможным рассматривать народную педагогику как исторически сложившуюся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение в виде определенных требований к воспитанию молодежи.

Система воспитания русского народа была действенна в семье, т.к. ребенок дышал той атмосферой духовности, передающейся от стариков к детям, в которой находились его родители. Из мальчика всегда стремились воспитать мужчину, из девочки - женщину. Это была глубоко продуманная и испытанная среда обрядов и обычаев, сложенная веками. Каждая вещь имела свое место, каждое слово логически определено и нравственно взвешено, каждый шаг изучен и предусмотрен, под каждый помысел была подведена поощрительная или запретная черта. Семья в большинстве случаев давала и начальные знания письменной культуры, промыслов, рукоделия. Отец учил сыновей, а мать - дочерей. Усвоение знаний философского понимания реализовывалось через традиции, а основную учительскую роль играли старейшины рода. Культура народа замыкалась в едином круге взаимодействия народной философии и народной педагогики.

Для выявления традиционных методов и средств воспитания в русской народной педагогике нами были рассмотрены фольклорные, этнографические и другие исторические источники. В результате, в материалах русской народной педагогики были выделены и объединены в группы методы народного воспитания:

словом (назидание, благопожелание, убеждение, принуждение, порицание, упрек, запрет);

общественным мнением (одобрение, поощрение, благословение, намек, осуждение, внушение чувства страха, наказание);

трудом (показ, разъяснение, объяснение, упражнение, включение в деятельность);

религией (церковное богослужение, молитва, исповедь, пост, личный пример).

Анализ воспитательных возможностей средств и методов народной педагогики показал, что они сильны не научными аргументами и стройной системой доказательств, не обширными теоретическими обобщениями, а логикой быстрого оперативного реагирования, надежной тактикой действия, включением ребенка в деятельность, результатами положительного воздействия на психику воспитанников и идеями, отбираемыми и шлифуемыми народом в течение тысячелетий.

Таким образом, в результате осмысления логической цепочки: культура - народная культура - народная педагогика мы пришли к следующим выводам:

1. Системное исследование культуры немыслимо без изучения истории каждого из ее компонентов, в то же время нельзя обстоятельно изучить ту или иную «отрасль» культуры вне контекста всей системы культуры.

2. Народная педагогика является неотъемлемой частью культуры определенной эпохи и определенного общества; как таковой ей присущи основные свойства этой культуры.

3. Народная педагогика объединяет в себе педагогические знания и опыт народа, выраженные в культуре определенной эпохи и определенного общества (народной культуре) и тем самым выступает как феномен народной культуры и компонент всей системы культуры.

Список литературы

1. Болбас В.С. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. - 2001. -№ 1. С. 43.

2. Кичигин В.П. Народная культура юга России: Белгородская область. - Белгород, 2000. С. 63-64.

3. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография / / Под ред. проф. Исаева И.Ф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. С. 5.

4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1 - А - М. С. 486.

70

HAYHHblE BEflOMOCTM I'№ 6(77) 2010

CULTUROLOGICAL ASPECT OF FOLK PEDAGOGY

This article views culturological aspect of folk pedagogy, the analysis of which is based on the conceptualization of the following logic chain: culture - folk culture - folk pedagogy. Culture is understood as a specific way of organization a development of human activity, presented in the form material or spiritual work. Folk culture as a form of spiritual culture includes the world of folk's spiritual experience which combines folk pedagogy, folk art, traditions, rites and customs. Folk pedagogy reveals as accumulated pedagogic knowledge a folk experience expressed in culture of a definite epoch a in definite society (folk culture) aas a phenomenon of folk culture a component of the whole cultural system.

Key words: cultural congruity of pedagogical science, culture, folk culture, folk pedagogy.

S. I. Tarasova

Belgorod

State

University

e-mail:

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.