Научная статья на тему 'Культурологические аспекты содержания школьного гуманитарного образования'

Культурологические аспекты содержания школьного гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1589
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические аспекты содержания школьного гуманитарного образования»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

С. Н. Токарев,

доцент кафедры теории и методики философско-культурологического образования

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание образования как института социализации индивида является одним из основных факторов и средств развития личности. В мировой практике, наряду с совершенствованием и развитием содержания образования, повышение эффективности и качества педагогической и учебной деятельности является одним из приоритетных направлений модернизации образовательных систем. При таком подходе соотношение цели и результата, мера достижения цели характеризуются как качественные показатели образования. Такой подход актуализирует задачи разработки и объективной оценки качественных характеристик элементов системы образования: а) целей, сформулированных на этапе концептуального моделирования и проектирования процесса обучения; б) целесообразных организационных форм и методов учения и преподавания как процесса разворачивания обучения; в) результатов, достигнутых в рамках различных стадий процесса обучения.

В отличие от традиционной системы образования, базирующейся на линейноэволюционистских идеях и постулате о предсказуемом, понятном будущем, современная педагогическая прогностика исходит из возможности разнообразных путей эволюции общества, допуская различные, в том числе непредсказуемые модели будущего. Личности предстоит осваивать мир, спрогнозировать который весьма проблематично. Мир будущего — это «мир впервые», «мир, открываемый заново» (В. С. Библер). В этом контексте цель образования — подготовить человека к этому

неизвестному будущему, научить жить в условиях неопределенности.

Образование, трактуемое как приобщение к культурному наследию, культурная самоидентификация личности, детерминирует выбор адекватных способов и методов познания действительности исходя из личностных и общественных запросов. Эти идеи опираются на традиции отечественной педагогики. С. И. Гессен, обосновывая связь, существующую между проблемами культуры и образования, сформулировал цели образования как приобщение к культурным ценностям. В конце ХХ столетия сходную позицию выразила в своих работах А. П. Валицкая, сформулировав в концепции «культуротворческой школы» тезис о переходе от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Эта задача может быть решена исключительно в парадигме личностно-ориентированного обучения, построенного в логике диалога культур, когда педагогические усилия направлены на развитие личности. Ключевым звеном в ее становлении является создание специальных образовательных программ, соответствующих ценностно-целевым установкам современного образования. В соответствии с Декларацией прав ребенка, принятой ООН, ребенок должен получать образование, «которое способствовало бы его общему культурному развитию, благодаря которому он мог бы развивать свои способности, личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» [1]. Одним из ключевых положений федерального образовательного стандарта общего образова-

ния второго поколения является культурноисторический системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина [2].

Л. С. Выготский определяет культурное развитие как развитие форм деятельности, приемов и способов мышления, направленных на формирование личности и подготовку к зрелой жизни культурного человека. При этом культура раскрывается в своем гуманистическом аспекте: как производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его бытия. На онтогенетическом уровне, а именно процесс онтогенетического развития психики лежит в основе культурноисторической теории развития поведения и психики Л. С. Выготского, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически сложившейся культуре. Главные положения этой теории состоят в том, что в основе психического развития человека лежат качественные изменения социальной ситуации его жизнедеятельности. Обучение и воспитание являются всеобщими моментами психического развития ребенка, а психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности, детерминированной культурой.

Развивая теорию «культурно-исторического развития поведения и психики человека» Л. С. Выготского, В. С. Библер в концепции культуры как формы само-детерминации индивида видит процесс развития как развитие мышления, определяющего сознание и способного переопределить его, и таким образом дать возможность самодетерминации индивиду. Развитие в феноменах культуры мышления оказывается тем бытием, что входит вглубь сознания, определяет по-новому сознание, способно его переопределить

(в противовес силам внешней детерминации и импульсам детерминации из подсознания). При этом развитие мышления, сознания определяется как восхождение к «со-бытию в культуре» [3].

Таким образом, общее культурное развитие личности мы можем рассматривать как процесс освоения индивидом традиционных для культуры, к которой он принадлежит, способов мышления, деятельности, общезначимых символов, идей, ценностей, обычаев, норм и правил поведения, верований и традиций — всего, посредством чего представители данной культуры организуют свою жизнедеятельность. Культурное развитие личности определяется социально-культурным контекстом ее существования, влиянием исторически развивающейся культуры. Ведущими факторами культурного развития ребенка на всех его стадиях является развивающее, формирующее, обучающее и воспитывающее воздействие семьи, окружающих ребенка людей, среды и, с определенного момента, — образования как процесса педагогически организованной социализации и инкультура-ции личности обучаемого.

В. С. Библер определяет среду культурного развития как социум культуры — форму свободного общения людей в «силовом поле культуры». Культура, ее ценности, преломляясь сознанием в процессе восприятия и освоения, составляют сущность индивидуальности человека. Весь процесс инкуль-турации — это непрерывный процесс индивидуализации личности. С одной стороны, учащийся усваивает нормы общества, а с другой — формирует свою индивидуальность. Причем сам процесс формирования может носить разный характер: развитие личностных качеств, приобретение опыта, актуализация, реализация своего духовного мира в «со-бытии» «Я» и «Ты» [4].

Образование как составляющая процесса культурного развития, осуществляемого в интересах личности и общества и обеспечивающего культурную преемственность

поколений, готовность человека выполнять свои социокультурные функции, сочетает обучение и воспитание. Содержание образования охватывает не только знания, умения и навыки, но и опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.

Исторически сложившаяся в советские годы технократическая направленность школьного образования привела к существенному разрыву между реальными потребностями учащихся, требованиями жизненной практики и характером получаемого школьником образования. Общекультурная направленность общего среднего образования позволит расширить адаптивные возможности ученика в процессе своего профессионального становления, способность к профессиональной мобильности, готовности к постоянному повышению профессионального уровня или изменению специализации.

Культурное развитие ребенка в России начала XXI в. осуществляется в особой социокультурной ситуации переходной эпохи, характеризующейся изменением факторов культурного развития. К наиболее значимым можно отнести: а) трансформацию аксиологической сферы личности — смещение приоритета в область материальных ценностей; б) уменьшение влияния школьного образования и семейного воспитания на процесс социализации школьника; в) возрастание роли экранной культуры, средств массовой информации и информационных технологий.

Сопоставительные анализы ценностных ориентаций старшеклассников позволяют выявить смещение культурных ориентаций на наиболее «низкие», китчевые формы западной культуры и утрату интереса к высоким гуманистическим образцам отечественного искусства. Происходит процесс аккультурации, размывания гуманистического национального ядра отечественной культуры. В этой ситуации культурооринетированное образование

должно рассматриваться как важнейший аспект государственной национальной политики, один из ведущих факторов формирования гуманистического мировоззрения. Проблема освоения культурного наследия, приобщения к культуре в процессе образовательной деятельности есть фундаментальное средство социокультурного воспроизводства общества как устойчивой и вместе с тем исторически своеобразной социокультурной целостности.

Содержание общего образования — это содержание базовой культуры личности. Культуроориентированная парадигма школьного образования базируется на убеждениях в том, что образовательная система отражает «пространство культуры, отвечая ее содержанию и формам в своих основных содержательно-структурных параметрах» (А. П. Валицкая). Такой подход, в свою очередь, предполагает смену доминанты содержания образования — переход к культуроцентрированной картине мира. Ее суть — в понимании культуры как пространства жизнедеятельности, духовноматериальной среды обитания, «второй природы», творцом которой является Человек. Такой подход предлагает разработку и апробацию прогностической модели развития культуроориентированного образования, определяя его как восхождение к культуре.

Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения вводит понятие фундаментального ядра общего образования, охватывающего инвариантную, вариативную часть содержания общего образования и внеурочную деятельность. Это система ключевых положений научной картины мира и ценностных ориентиров приемлемого социального поведения, актуальных для современной ситуации, цивилизационного развития в сочетании с национальными приоритетами. Фундаментальное ядро содержания общего образования охватывает основополагающие элементы научного знания

системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе, — это ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к отдельным отраслям знаний и культуры.

Научное знание (культурологическое в том числе) является результатом человеческой деятельности, всегда исторически и социально обусловленной, связанной с определенными потребностями, целями и желаниями людей. Исходя из этого, нам необходимо определить содержание культурологического образования в системе гуманитарного знания.

Понятие «культурологическое образование» формировалось в последнее десятилетие ХХ в. в контексте развития широкого культурологического дискурса, отражавшего интегративные процессы в сфере науки и образования. Глобальные геополитические кризисы ХХ в. выдвинули на первый план научных исследований задачи объяснения и понимания природы и сущности культурных феноменов. По мере осознания важности задач организации жизнедеятельности на основе принципов устойчивости и безопасности развития, диалогическом типе взаимоотношений, актуализировалось внимание к проблеме культурологического образования.

Культурологическое образование — это не только особый, но и очень важный аспект культурного развития. Процесс культурологического образования — это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности и ее вхождения на уровне личности в контекст социальной жизни. Иначе говоря, культурологическое образование школьников — важнейшая составляющая процесса общего культурного развития ребенка, осуществляемого под руководством учителей и воспитателей и при непосредственном участии родителей и близких, влиянии средств массовой информации, среды и т. п. Задача учителя состоит в том, чтобы выстроить ситуацию диалога на основе текстов культуры как движение к

осознанию себя в пространстве культуры, к «со-бытию» «Я» и «Ты». Задача очень сложная, так как тексты культуры представляют многообразие вербальных и невербальных, устных и письменных, художественных и научных текстов. Формирование опыта идентификации и интерпретации различных источников как текстов культуры возможно только при интегративном обучении гуманитарным дисциплинам. Навыки идентификации и интерпретации научных, литературных, музыкальных, изобразительных и других текстов, сформированные в процессе обучения гуманитарным и художественным дисциплинам, должны быть интегрированы и развиты в процессе обучения культурологическим дисциплинам.

Культурологическое образование в системе общего образования призвано обеспечить интеграцию общекультурной составляющей содержания гуманитарного образования, с одной стороны, и специализированное культурологическое образование — с другой. Основной формой культурологического образования должен быть единый процесс обучения культурологии, культурологическим дисциплинам, интегрированного изучения общекультурной составляющей содержания гуманитарных дисциплин, внеурочной деятельности и самообразования на различных образовательных уровнях. Культурология как учебный предмет имеет своим содержанием формирование культуроцентрированного миропонимания, сознания, мышления как процесса развития, основанного на освоении исторического опыта культурного развития человечества. Культурологическое образование как процесс предполагает развитие способности к восприятию любого явления культуры как феномена аутентичной и исторически развивающейся культуры.

Качественное содержание культурологического образования определяется источниками и факторами, влияющими на его объем и характер. Источник — это объекты, из содержания которых черпается содержание

культурологического образования. Наиболее общий источник содержания культурологического образования — культура, культурный опыт человечества, опредмеченный в произведениях материальной, духовной и художественной культуры. Каждая культурная эпоха наполняет культуру новым, только ей присущим содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. Содержание культурологического образования отражает мировоззрение общества, отрефлек-тированное в культурологическом знании, практике культурологических исследований, и направлено на формирование у обучаемых не только общей картины мира культуры, но и интеллектуального, эмоциональноценностного отношения к миру культуры.

Культурология как область научного знания, исследующая процесс культуротворческой деятельности человека в его историческом развитии, выступает не только системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, но и интегрирующим фактором общекультурной составляющей общего гуманитарного образования в средней школе. Возникшая на «границе» философии культуры с антропологией, этнографией, этнолингвистикой, этнопсихологией, социологией, семиотикой, искусствознанием и другими гуманитарными дисциплинами, изучающими различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, культурология является интегративной дисциплиной, которая изучает культуры, как в целом, так и в различных ее аспектах. При этом определяющим является наличие проявлений культуротворчества как сущностной формы жизнедеятельности человека. А это, в свою очередь, определяет особенность методологии культурологии. В культурологии каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющих свою логику, сущность, и которая не может постигаться только путем рационального объяснения. Приобщение к иным культурам, освоение духовного наследия этих

культур возможно только через диалог, через обретение целостной интуитивносмысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Культурологическое образование в современной системе образования России осуществляется в двух видах: во-первых, направление высшего специального образования по специальности «Культурология»; во-вторых, процесс обучения культурологическим дисциплинам. Если в первом случае правомерность применения категории «культурологическое образование» не требует пояснения, то во втором случае мы можем рассматривать модель культурологического образования как одного из направлений общего образования, наряду с художественным, экономическим, социологическим, психологическим и иными направлениями общего образования. В школе и в средних специальных учебных заведениях «культурологическое образование» может осуществляться только как составная часть общего гуманитарного образования. Анализ программ гуманитарных и художественных дисциплин позволяет выделить в их содержании аспекты, имеющие общекультурную значимость. Следовательно, в системе культурологического образования мы должны рассматривать не только обучение культурологическим дисциплинам, но и общекультурную подготовку в процессе изучения гуманитарных, художественных и естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих формирование метапредметных знаний, общеучебных умений, навыков, опыта решения творческих задач, эмоциональноценностного отношения к явлениям культуры. Свидетельством осознания значимости культурологической составляющей общего гуманитарного образования является то обстоятельство, что принцип культуросоо-бразности становится одним из ведущих принципов гуманитарного образования.

Мы определяем «культурологическое образование» как понятие, отражающее тенденцию к антропоцентризму общего

образования. Основная цель антропо-центричной модели школы — не только передача ребенку социального опыта, но и формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности каждого учащегося, расширение его интеллектуальных возможностей, развитие мышления и сознания. Применительно к целям культурологического образования это означает, что целью образования является не просто усвоение учащимся определенного учебного материала как содержания культурологических дисциплин, но расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности.

Исходя из приоритетов субъектности ученика, в процесс обучения необходимо интегрировать различные типы моделей обучения: информационную, обеспечи-

вающую усвоение эмпирических и теоретических знаний; эвристическую, определяющую эффективность деятельности и

активность учащихся в процессе освоения общечеловеческих, общенациональных и этнических ценностей культуры; операционную, ориентированную на формирование умственных и практических учебных действий в предметном (культурологическом) и общеобразовательном (общекультурном) содержании. Это, в свою очередь, меняет отношение к оценке эффективности форм и методов обучения, роли учителя. В современной школе учитель должен проектировать процесс обучения, прогнозируя ход обучения, развития и воспитания не только класса, но и на индивидуальном уровне — каждого учащегося. На первый план, наряду с педагогическим общением, выдвигаются формы прогностической, проективной деятельности учителя, разработка индивидуальной стратегии обучения, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное управление и консультирование учебной и творческой деятельности учащихся.

Примечания

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Рос. акад. образования; Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. С. 4.

2. Там же. С. 15.

3. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: «Алеф»: Гум. Центр, 1993. С. 15—16.

4. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.

А. С. Роботова,

профессор кафедры педагогики

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПЕДАГОГОВ-«ФИЗИКОВ» В ВОСПИТАНИИ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

В конце 50-х гг. (1959) были популярны строчки стихотворения Бориса Слуцкого «Физики и лирики»:

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.

Гуманитарии (и не только) цитируют эти строки и сегодня. Однако хотелось бы обратить внимание читателя на следующие за приведенными выше слова поэта:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.