Научная статья на тему 'Культуроформирующее обучение экономическим дисциплинам как направление формирования общекультурных компетенций'

Культуроформирующее обучение экономическим дисциплинам как направление формирования общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTUREFORMED TRAINING / ECONOMIC CULTURE / COMMON CULTURAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Елена Григорьевна, Пащинская Людмила Ивановна

В статье рассматривается содержание культуроформирующего обучения и его особенности применительно к обучению экономическим дисциплинам и формированию общекультурных компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Елена Григорьевна, Пащинская Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUREFORMED TRAINING IN ECONOMIC DISCIPLINES AS DIRECTION OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES

In article the content of cultureformed training and its feature in relation to training in economic disciplines and formation of common cultural competences of future experts is considered.

Текст научной работы на тему «Культуроформирующее обучение экономическим дисциплинам как направление формирования общекультурных компетенций»

Е.Г. Жданова,

кандидат педагогических наук, Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Л.И. Пащинская,

кандидат педагогических наук, Воронежский государственный университет инженерных технологий

КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

CULTUREFORMED TRAINING IN ECONOMIC DISCIPLINES AS DIRECTION OF FORMATION OF COMMON CULTURAL

COMPETENCES

В статье рассматривается содержание культуроформирующего обучения и его особенности применительно к обучению экономическим дисциплинам и формированию общекультурных компетенций будущих специалистов.

In article the content of cultureformed training and its feature in relation to training in economic disciplines and formation of common cultural competences of future experts is considered.

Фундаментальные цивилизационные изменения, происходящие в мире в начале XXI века, определили новые подходы к организации учебного процесса в вузах, нашедшие отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, где в качестве первоочередных определяются общекультурные компетенции, которые должны быть сформированы в процессе обучения в вузах. При этом речь идет о подходах, соответствующих современным науке, технологиям, ценностям и отношениям, а значит, о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин, как гуманитарных, так и специальных.

Эта общая задача стоит и применительно к преподаванию экономических дисциплин в вузах. Необходимость существенных изменений в обучении экономическим дисциплинам порождается и общими, и специфическими обстоятельствами, характерными

именно для обучения этим дисциплинам. Во-первых, в рамках экономического знания прогрессирует плюрализм взглядов и позиций отдельных ученых, школ и направлений, которые нельзя не учитывать при обучении экономическим дисциплинам будущих специалистов. Во-вторых, возрастающие сложность, многогранность и взаимосвязанность

всех компонентов объекта познания (экономической системы), а также стремление эффективнее преодолеть историческую ограниченность знания в той или иной его конкретной сфере обусловливают необходимость междисциплинарного подхода к анализу хозяйственного взаимодействия. Соот -ветственно, развиваются методологические связи преподаваемой базовой дисциплины экономики с социологией, философией, политологией, психологией, культурологией, с комплексом естественных, технических и иных дисциплин. В результате увеличивает -ся объем информации, которую хотелось бы, но зачастую не удается «втиснуть» в рамки учебного процесса. В-третьих, в условиях чрезвычайной пластичности и динамичности хозяйственной среды в экономике возникают принципиально новые проблемы, происходит непрерывная ломка тенденций во всех областях и сферах хозяйственного взаимодействия; фактология же устаревает порой быстрее, чем завершается подготовка очередного учебника или учебного пособия, используемых в процессе обучения экономическим дисциплинам.

Обозначив специфические обстоятельства, отметим, что важнейшим общим обстоят ельс тв ом, пор ож дающим не о бхо димо с ть совершенствования процесса обучения в целом и обучения экономическим дисциплинам в частности, мы считаем постепенный

переход к антропоцентристской идеологии, утверждающей приоритет интересов, прав и свобод суверенной человеческой личности. Такой переход выступает одним из направлений формирующейся в российском сообществе современной личностно созидающей образовательной парадигмы, основы которой заложены в последние десятилетия прошлого века Ю.К. Бабанским, А.А. Вербицким, Б.С. Гершунским, Г.Л. Ильиным, Н. В. Кузьминой, В.Е. Шукшуновым, Г. П. Щедровиц-ким, В.А. Якуниным и др. Анализ публикаций показывает, что образовательная парадигма претерпевает существенные изменения : в концептуальной схеме появляются новые, в том числе и нетрадиционные, системы взаимосвязанных взглядов на образование (концепции), получающие признание исследователей и практиков; разрабатываются и внедряются модели организации и рационализации образовательного процесса и его образующих, новые системы целепола-гания, методы и средства управления образованием и др. В то же время большинство исследователей единодушны в том, что говорить о сформировавшейся парадигме образования было бы преждевременно.

Нельзя не согласиться с утверждением В.А. Сластенина о том, что «наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной» [1. — С. 103]. И это не случайно, ведь по общему признанию, конец XX — начало XXI столетия — это период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. При этом инновации преобразуют всю систему отношений человека с миром и самим собой.

Под культуроформирующим мы будем понимать обучение, целенаправленное на достижение заданного результата — формирование культуры будущего специалиста, получающего профессиональное образование, посредством развития креативных качеств: способности к самоопределению и сознательному конструированию личного бытия; высокой мотивации в осуществлении творческой самостоятельной деятельности; умения видеть проблему и самостоятельно искать ее решение, самостоятельно управлять творческим процессом в пределах профессиональной компетентности.

Важнейшим методологическим подходом и одновременно ориентиром, исполь-

зуемым в процессе исследования культуроформирующего обучения экономическим дисциплинам, должен стать культурологический. Обоснование этого подхода находим в трудах В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, А. С. Запесоцкого, М. С. Кагана, А. А. Касьяна, В. А. Сластенина и др. Такой подход определяет профессиональное становление будущего специалиста как процесс его самоопределения в культуре. Культурологический подход основывается на суждениях и взглядах русских — Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, И. А. Ильина — и зарубежных — Д. Бекхерста, Дж. Леонардо, З. Фрейда — философов, которые провозглашали личность творцом и носителем культуры. Действительно, высшее профессиональное образование получают не объекты воздействия педагогов или объекты — субъекты образовательного процесса, а люди, включенные в определенную историческую, этносоциальную и этнокультурную среду.

В социально-педагогическом понимании становление и развитие личности, в том числе и личности студента, представляет собой многоэтапный процесс его вовлечения в культуру и социум, то есть в различные виды культурной деятельности, способствующие социализации и самореализации личности. Причем обучение в вузе — это лишь один из этапов, который молодой человек проходит на пути формирования профессионала — специалиста. В процессе обучения происходит дальнейшее развитие культуры на личностном уровне, которое можно представить в единстве двух взаимосвязанных направлений: во-первых, это освоение предшествующей культуры, во-вторых, созидание новых культурных ценностей. Действительным содержанием формирующейся культуры обучающегося молодого человека выступает развитие его сущностных сил, если рассматривать студента как самосози-дающее и саморазвивающееся существо. Показателем же его развития служит отношение к природе, к обществу, к самому себе, к процессу своего обучения и развития.

В профессиональной подготовке есть (или должна быть) группа стержневых (системообразующих) дисциплин, призванных объединить представленные блоки и сформировать основные качества специалиста. Такие стержневые дисциплины объединяют -ся в относительно обособленные, но взаимосвязанные подгруппы. К примеру, в качестве такой подгруппы можно рассматривать технические дисциплины, формирующие профессиональные знания, умения и навыки

специалиста. Особая подгруппа — экономические дисциплины. Их значение определяется не только тем, что в процессе их изучения будущий специалист должен получить определенные знания в различных областях экономической жизнедеятельности, но и сформировать особую составляющую профессиональной культуры — экономическую культуру.

Мы определяем формирующуюся экономическую культуру будущего специалиста в аспекте ее содержания как процесс развития сущностных сил саморазвивающегося студента, показателем которого служит его от -ношение к экономической среде, в которой он находится, к проблемам и перспективам экономического развития общества, к процессу своего обучения, развития и адаптации к экономической действительности.

Заметим, что объективные тенденции изменения содержания и характера проявления личности в основных сферах ее жизнедеятельности требуют максимально возможного развития всей совокупности сил и способностей человека — интеллектуальных, эмоциональных, физических и др. Освоение студентом комплекса экономических ценностей и технологий можно рассматривать как мощный стимул самоопределения и самореализации личности в современном мире. Исследования показывают, что существует тесная связь между уровнем экономической грамотности и жизненной активностью личности. О значимости экономической культуры для формирования современного специалиста свидетельствует также возросший исследовательский интерес к соответствующей проблематике.

Анализ исследований позволяет прийти к следующему выводу: большинство исследователей выделяют три важнейшие характеристики культуры. Во- первых, это человек как субъект культурного процесса; во-вторых, культурные ценности, являющиеся объективированными человеческими способностями; и, в-третьих, механизмы духовного производства, определяющие, какие культурные ценности какими способами создаются, распределяются и воспроизводятся в обществе. Указанные составляющие находятся в постоянном развитии, ведь изменяет -ся жизнь людей, содержание культурных ценностей, характер механизмов и способы духовного воспроизводства.

Важнейшее влияние на взаимодействие элементов и его результаты оказывает экономический базис общества. Ведь экономика — это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе и по поводу производства, распределения, обмена

и потребления материальных благ и услуг. В такие отношения вступают люди, обладающие определенным уровнем культуры. Экономика, рассматриваемая как одна из относительно обособленных сфер культуры, имеет и относительно обособленные и специфически определенные составляющие: во-

первых, вступающие в экономические отношения люди обладают особыми качествами, характеризующими их как участников отношений, связанных с воспроизводством общественных благ; во-вторых, культурные ценности (объективированные человеческие способности) представлены материальнотехнической базой общественного производства, включающей средства и предметы труда; в-третьих, механизмы духовного воспроизводства выражены в сфере экономики сложившимися производственными отношениями, которые неразрывно связаны с производительными силами общества — средствами производства и людьми, обладающими рабочей силой, т.е. первым и вторым элементами в определенных составляющих культуры. Экономика выступает одновременно и как среда формирования культуры, и как результирующая культурного развития. А экономическая культура становится одной из составляющих культуры.

Культуру можно рассматривать как са-модетерминацию личности, представляющую преодоление внешнего для конкретного человека мира через внутренний, поиск, отбор, переосмысление и созидательное конструирование личного бытия, которое во многом зависит от материальных условий жизни человека. Самодетерминация осуществляет -ся в обществе, которое являет систему от -ношений и институтов, представляющих совокупность способов и средств социального воздействия на человека, в том числе и воздействия через материальное стимулирование. Именно поэтому важнейшими детерминирующими факторами в этой системе становятся, в частности, экономическая система государства и система образования. Между экономикой и культурой прослеживается неразрывная связь. Если рассматривать сущность экономики, то и она создает среду, способствующую работе человеческого сознания и самопонимания, так как главная цель экономического развития общества — создание условий для гармоничного развития человеческой личности посредством совершенствования материально-техническог о базиса общественного производства и социальной сферы.

Экономическая культура развивается в контексте развития общественной культуры. Достигаемые человеком в процессе обучения

и в последующей профессиональной деятельности реальные результаты, в том числе и материальное благосостояние, обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества сначала студента, а затем специалиста и одновременно условия его дальнейшего развития. И личные свойства человека, его способности (в том числе и профессиональные), и достигнутое им материальное и профессиональное положение — это качества, характеризующие его культуру. Причем такие качества во многом формируются в процессе обучения в вузе под влиянием тех условий, которые созданы обществом, государством, образовательной организацией, каждым преподавателем для развития личностных культурно-творческих способностей студентов.

Для исследования процесса культуроформирующего обучения экономическим дисциплинам особенно важно учитывать то мощное влияние на способы человеческой деятельности, порождающее многообразные коллизии в культуре и специфически преломляющееся через систему социальной жизни, которое оказывает в современных условиях научно-технический прогресс. Плоды научно-технического прогресса используются в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования. Следствием влияния

науки на развитие культуры становится рациональность деятельности субъектов, в том числе и субъектов образовательной деятельности — обучающих и обучаемых. При этом рациональность в деятельности важно рассматривать не как инструментальный разум, прагматически используемый для совершенствования образовательного процесса, а как способность субъектов образования (одновременно и субъектов культуры) действовать в соответствии с логикой, которая задается объективными связями и взаимодействиями, ее трансформацией в целенаправленную субъективную деятельность.

Применительно к управлению в процессе культуроформирующего обучения экономическим дисциплинам целесообразно определить следующие принципы:

1) принцип оптимального соотношения управленческих ориентаций. Определяя

функции управления учебной и самостоятельной деятельностью студентов, важно ориентировать их на развитие в процессе обучения. Осуществляя управление в соот-ветствии с этим принципом, важно учитывать, что перспективное развитие технологий обучения должно стать доминирующим в определении функций управления по сравнению с функциями, направленными на

обеспечение текущего использования технологий. То есть управление должно быть ориентировано на максимальное раскрытие перспективных возможностей технологий обучения. Процесс культуроформирующего

обучения позволяет учесть потребности не только настоящего, но и будущего. Исходя из этого, уже в ходе планирования можно заложить параметры, изменение которых (наполнение новым содержанием, использование новых средств и методов обучения и т.п.) способно улучшить технологии обучения, более полно раскрыть заложенные в них возможности совершенствования обучения конкретной экономической дисциплине. Например, в системе технологий можно предусмотреть возможности оперативного изменения отдельных элементов по мере появления новых запросов общества на новые качественные характеристики специалистов со средним профессиональным образованием, развития материально-технической базы образовательных организаций и т. п. Этот принцип определяет прогностическую ориентированность культуроформирующего обучения;

2) принцип обусловленности содержания управления в процессе обучения теми целями, которые поставлены отдельными технологиями, а также необходимостью достижения результата, установленного для системы обучения в целом. Следуя этому принципу, важно построить управление таким образом, чтобы отдельные его направления, стадии, этапы были подчинены единой цели, выраженной в качественных и количественных характеристиках результата обучения. Если в процессе управления в качестве субъектов выступают несколько лиц, то важно обеспечить их единонаправленное взаимодействие, устранить те противоречия, которые могут возникать в ходе разнонаправленной управленческой деятельности. Подчинить управленческую деятельность различных субъектов достижению единого результата, а в его рамках поставить и обеспечить достижение локальных целей — весьма непростая задача;

3) принцип прогрессивности и рациональности в управленческой деятельности, предполагающий выбор вариантов управления, наиболее приемлемых для обучения конкретной экономической дисциплине. Важно, чтобы выбранные варианты максимально учитывали достижения современной педагогической науки и практики. Определяя этот принцип управления учебной и самостоятельной деятельностью студентов организаций среднего профессионального образования, мы понимаем под прогрессивностью то, что осуществляется деятельность,

основанная на применении современных достижений как науки и практики управления, так и науки и практики педагогики, а под рациональностью — то, что в процессе управления применяются формы и методы, наилучшим образом соответствующие заданным критериям;

4) принцип пролонгированного влияния непосредственного управленческого воздействия преподавателя, которое им осуществляется во время занятий, на учебную и самостоятельную деятельность студентов, осуществляемую после занятий. Если строить управление в соответствии с этим принципом, то в комплексе технологий важно предусмотреть такие способы воздействия на изучение дисциплины, которые как бы продляют процесс воздействия, заставляют студента в свободное от занятий время возвращаться к тем вопросам, которые оказались недостаточно понятными или требуют дополнительного осмысления, изучения дополнительных информационных источников, обращения к преподавателю за разъяснениями. Существуют различные способы пролонгированного воздействия, важно включить их в отдельные технологии, образующие комплекс, и задействовать в процессе обучения;

5) принцип комплексности и устойчивости процесса управления. Он позволяет максимально полно учесть все факторы, воздействующие на процесс обучения (как внешние, так и внутренние), и одновременно предусмотреть регуляторы, в определенных ситуациях восстанавливающие нарушающиеся взаимосвязи между субъектами (субъ-ект-субъектные связи), а также между субъектами и объектами (субъект-объектные связи) управленческого воздействия. Для инновационных технологий обучения, неотъемлемым элементом которых являются компьютерные технологии, этот принцип управления имеет особое значение. Информационная насыщенность преподаваемых в учреждениях среднего профессионального образования экономических дисциплин весьма высока и подвержена влиянию факторов и условий внешней среды. Поэтому уже на первых этапах планирования процесса обучения необходимо предусмотреть возможности оперативного реагирования на возможности внесения изменений и в отдельные технологии, и в их совокупности.

Опора на указанные принципы управления процессом культуроформирующего обучения экономическим дисциплинам позволяет обеспечить не только направленность на формирование общекультурных компетенций, установленных для соответствующей специальности Федеральным государствен-

ным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, но и повысить эффективность образовательной деятельности вуза по подготовке специалистов востребованного в современной России уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 224 с.

REFERENCES

1. Slastenin V.A., Podyimova L.S. Peda-gogika: innovatsionnaya deyatelnost. — M.: Mag-istr, 1997. — 224 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.