Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ: ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ'

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ: ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный туризм / толерантность / взаимопонимание / ответственный туризм / устойчивое развитие / социальная интеграция / культурное наследие / глобализация / образовательные аспекты / коммерциализация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Махира Ишоновна, Парвина Исоева

В статье рассматривается роль культурного туризма в развитии взаимопонимания между разными народами и культурами, а также его влияние на повышение уровня толерантности. Автор анализирует практики ответственного туризма, направленные на уважение местных традиций, обычаев и экологии. Особое внимание уделяется образовательным аспектам, которые позволяют туристам стать не просто зрителями, но и активными участниками культурного обмена. В статье приведены примеры успешных инициатив, способствующих формированию социальной ответственности у путешественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ: ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ»

УДК: 911.3:316.77:304.2

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ: ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

КАДЫРОВА МАХИРА ИШОНОВНА

К.п.н., доцент Международного Университета туризма и предпринимательства

Таджикистана

ПАРВИНА ИСОЕВА

старший преподаватель Института физического воспитания им. С. Рахимова

Таджикистан

В статье рассматривается роль культурного туризма в развитии взаимопонимания между разными народами и культурами, а также его влияние на повышение уровня толерантности.

Автор анализирует практики ответственного туризма, направленные на уважение местных традиций, обычаев и экологии. Особое внимание уделяется образовательным аспектам, которые позволяют туристам стать не просто зрителями, но и активными участниками культурного обмена. В статье приведены примеры успешных инициатив, способствующих формированию социальной ответственности у путешественников.

Ключевые слова: культурный туризм, толерантность, взаимопонимание, ответственный туризм, устойчивое развитие, социальная интеграция, культурное наследие, глобализация, образовательные аспекты, коммерциализация.

В условиях стремительно изменяющегося глобального ландшафта культурный туризм становится не только средством познания, но и важным инструментом формирования толерантности и сознательной ответственности. Путешествуя по странам с богатым культурным наследием, туристы имеют уникальную возможность встретиться с местными традициями, усвоить уроки истории и узнать о многообразии мировых культур.

Культурный туризм подразумевает не только наслаждение красотой и уникальностью разных уголков Земли, но и осознание своей ответственности за сохранение этих ценностей. Взаимопонимание и уважение к культурным различиям становятся важными аспектами такой практики. Путешественники могут стать послами толерантности, укрепляя межкультурные связи и обогащая себя через обмен опытом и знаниями.

Многообразие культур является неотъемлемой характеристикой современности, выступая как движущая сила, так и результат стремительного роста туристической активности. Это многообразие подчеркивает, что люди воспринимают окружающий мир по-разному. Стремление понять уникальность других культур формирует подлинный интерес к ним. Признание культурного разнообразия и права каждой культуры на существование и развитие служит основой для взаимодействия и взаимозависимости между ними.

Культурное разнообразие подразумевает признание права на существование и уважение многообразия человеческих проявлений, включая обычаи, ценности, верования и языки. Это отказ от поиска единственно верных истин и абсолютных идей в пользу признания значимости и богатства разнообразия человеческого опыта.

В современном мире вопрос культурного разнообразия приобретает особую актуальность. Глобализация, с одной стороны, объединяет культуры, с другой — создаёт новые вызовы для сохранения их самобытности. Следовательно, наряду с изучением современного культуроведения, крайне важно сосредоточить внимание на анализе взаимодействия культур в условиях активно меняющихся глобальных и локальных процессов, учитывая их уникальные особенности и принципы взаимодействия.

Философское осмысление культурного многообразия и исследование степени

взаимовлияния культур становится особенно значимым. Начиная с середины XIX века, наблюдается развитие концепций локальных культур и цивилизаций, что свидетельствует о смещении акцента от представления о едином историческом процессе к эволюционной трактовке культуры.

Ключевыми концепциями для понимания культурного разнообразия выступают теория культурно-исторических типов, идея культурной полифонии, а также принцип открытости каждого народа и культуры к взаимодействию и сотрудничеству.

Идея отечественного гуманизма стала одной из первых в мировой науке, обративших внимание на ценность и позитивное значение культурного разнообразия.

Концепция отечественного гуманизма стала одной из первых в мировой науке, которая обратила внимание на важность и положительное значение культурного многообразия. Н.Я. Данилевский, рассматривая вопрос о формах культурного взаимодействия народов, акцентировал внимание на значимости их взаимного влияния, несмотря на собственную теорию о культурно-исторических типах как завершённых. Он замечал: «Вся история демонстрирует, что цивилизация, как форма культуры, не переходит из одной в другую, но это не означает, что они не оказывают влияния друг на друга. Это влияние, хотя и не поддающееся передаче, тем не менее, имеет место. Так осуществляется распространение цивилизации». Н.Л. Данилевский, исследуя механизмы передачи цивилизации, выделяет три ключевых формы их взаимодействия [2]

«Перестройка» или колонизация, предполагающая доминирование одной цивилизации над другой и навязывание своих ценностей и норм.

«Соединение» или ассимиляция, характеризующаяся слиянием двух культур в одну, с потерей отличительных черт каждой из них.

«Минеральные удобрения» - образное определение влияния одной цивилизации на другую, которое, подобно удобрениям, стимулирует развитие и изменения, но не уничтожает существующую культуру.

Н.Я. Данилевский ярко критикует идею о безвозвратном разделении народов на "высшие" и "низшие" уровни развития, основываясь на их физиологических характеристиках. Он утверждает, что объективное сравнение человеческих существ опровергает возможность их классификации по степени организационного совершенства. В его взгляде люди представляют собой "этнографические типы", которые различаются, но не подчинены друг другу в рамках системы "высшего" и "низшего". Кроме того, Данилевский отвергает концепцию единого пути человеческого прогресса. Он считает, что развитие не подразумевает движение всех в одном направлении, а включает в себя разнообразие исторической деятельности человечества, охватывающее множество направлений. В этой связи ни одна цивилизация не имеет права считать себя высшей по сравнению с предшественниками или современниками во всех аспектах. Примеры, которые приводятся в этой связи, воспринимаются им как лишь иллюзия, поскольку история состоит из множества автономных, уникальных и самобытных культур, каждая из которых имеет свою собственную судьбу.

Концепция "закрытых культур" Н.Я. Данилевского представляет собой смелый вызов западному антропоцентрическому мышлению, которое традиционно ставит западную цивилизацию в центр мира, считая ее вершиной исторического развития. Данилевский же утверждает, что западное королевство - лишь одно из многих великих культурных образований, каждое из которых обладает своей уникальной душой, историей, и путем развития.

В центре критики Данилевского лежит идея узости западного мышления, которое склонно воспринимать иные культуры как "недоразвитые" или "варварские" по отношению к "цивилизованному" Западу. Он считает такое отношение ошибочным и опасным, так как оно ведет к непониманию и конфликтам.

Задача Данилевского - донести до людей мысль о равнозначности и уникальности всех великих культур. Он утверждает, что каждая культура представляет собой самобытное

богатство мирового наследия, имеет право на существование и развитие в своем собственном ритме.

Ключевыми аспектами концепции "закрытых культур" являются:

Отказ от линейного исторического прогресса: Данилевский считает, что история развития человечества не представляет собой линейный прогресс, ведущий к западной модели цивилизации. Каждая культура имеет свой уникальный путь развития, свои циклы расцвета и упадка.

Уникальность и неповторимость культур: Каждая культура обладает своей собственной душой, характерными чертами, ценностями и традициями.

Культурный диалог и взаимообогащение: Данилевский не отрицает возможность взаимодействия между культурами, но утверждает, что это взаимодействие должно основываться на уважении и равноправии.

Концепция "закрытых культур" является важной вехой в развитии антропологической мысли. Она призывает к отказу от антропоцентризма и к пониманию многообразия человеческой культуры.

Философ категорически отвергает традиционное понимание эволюционного развития, хотя и отмечает, что существуют сходства между разными культурами. Каждая культура создает свои исторические события и символы духовной жизни (души), внося тем самым значимый вклад в общее развитие человечества и углубленное понимание этого процесса.

Добровольное принятие культурных элементов всегда происходит в рамках двух правил - отбора и переосмысления [1]. Новые культурные течения включают в себя элементы прежних, однако их первозданное значение зачастую не учитывается. В этом контексте русский философ Н.А. Бердяев выделяет два ключевых принципа культурной эволюции общества: консервативный и созидательный. "Культура не может существовать без традиции и преемственности", - замечал он. Когда сталкиваются две и более культур, эти принципы проявляются в формах принятия "своего" и "чужого". "Своё" означает сохранение традиций, в то время как "чужое" представляет собой адаптацию новых элементов с переосмыслением. А. Тойнби, один из наиболее значимых историков и культурологов XX века, также отвергает концепцию человеческой истории как единого процесса. Он рассматривает различные разнородные процессы как отдельные, представляющие собой, скорее, параллельные линии развития, которые не пересекаются. По его мнению, цивилизация — это совокупность множества отдельных или локальных культур. Каждая из них является уникальным и ценным историко-культурным явлением.

"Творческие меньшинства, элиты и творческие носители ритма жизни являются движущей силой развития любого историко-культурного сообщества." [3] - эта фраза отражает глубокую истину о роли инноваций и творчества в формировании и развитии цивилизаций. Не случайно великие революции, научные открытия, художественные шедевры, технические прорывы и прогрессивные социальные преобразования всегда были связаны с деятельностью отдельных личности или небольших групп людей, обладающих исключительным талантом, видением и энергией.

Творческие меньшинства - это не просто группа талантливых людей, а некий интеллектуальный и духовный авангард, который определяет направление развития общества. Это могут быть художники, ученые, писатели, политики, предприниматели, реформаторы, люди с нестандартным мышлением, способные видеть будущее и менять настоящее. Их творческая энергия - это не просто художественное выражение, а сила, которая движет общество вперед.

Элиты - это группа людей, обладающая властью, ресурсами и влиянием в обществе. Но элиты могут быть как творческими, так и консервативными. Творческая элита - это та часть власти, которая способна понимать и поддерживать инновации, новые идеи и творческих личности. Она играет ключевую роль в преодолении барьеров для развития и создания благоприятных условий для творческого прогресса.

Творческие носители ритма жизни - это те люди, которые чувствуют пульс времени, ощущают динамику развития общества и способны передавать ее другим. Это могут быть лидеры общественного мнения, художественные деятели, журналисты, пропагандисты новых идей. Они формируют общественное сознание, влияют на ценности и поведение людей, способствуют распространению творческих идей и мотивируют общество на изменения.

Однако важно отметить, что творческие меньшинства не должны быть отделены от общества. Их творческая энергия должна находить отклик в сердцах и умах большинства. Только в том случае, если общество готово принять и поддержать творческие идеи, они могут трансформироваться в реальные изменения.

В итоге, творческие меньшинства, элиты и творческие носители ритма жизни являются не просто некоторыми отдельными группами, а неотъемлемой частью развития любого историко-культурного сообщества. Их роль - стимулировать прогресс, вдохновлять общество на изменения и создавать условия для созидательной деятельности.

Тойнби утверждает, что взаимодействия между цивилизациями происходят в контексте времени и пространства. Поскольку все цивилизации могут рассматриваться как современные, их можно сопоставлять по историческому симбиозу, как, например, древнюю Спарту и Германию начала XX века.

В соответствии с этой концепцией, возможно, стоит пересмотреть подход к этнокультурным связям, отказываясь от традиционных представлений о прямых и косвенных взаимоотношениях между культурами или о зонах их взаимодействия.

Однако вывод ученого о том, что все цивилизации уникальны и равнозначны, оказывается не совсем верным. Следует подчеркнуть, что этнокультурные контакты никогда не являются односторонними. Они всегда имеют двусторонний характер, хотя влияние одной цивилизации на другую может варьироваться. Таким образом, разработка теории взаимодействия между цивилизациями остается незавершенной и требует дальнейшего исследования.

Как видно из вышеупомянутых идей, взаимодействие и смешение культур не всегда воспринимаются исключительно как положительное явление. Авторы, скорее всего, подчеркивают это в связи с объективной природой восприятия культурных элементов и необходимостью минимизации негативных последствий. Каждая культура на протяжении своей истории испытывала влияние окружающих культур и оставляла свой след в их развитии. Следовательно, изоляция является неверным подходом к успешному прогрессу культур. Она ведет к ограничению потенциала использования их особенностей.

Когда народы служат своей нации, даже в отсутствие вражды, они часто не могут быть единодушными. Согласно национальному принципу, который ставит своей главной целью служение нации, каждая культура фактически осуждает себя на моральное одиночество, поскольку не может разделить свою цель с другими нациями.

Действительно, концепцию нации можно интерпретировать по-другому: она может не только отражать волю народа (национальную идентичность), но и выступать требованием глобальной справедливости, согласно которому все народы обладают равными правами на самостоятельное существование и развитие. На самом деле, нация не является высшей целью, перед которой мы должны подчиняться. Она представляет собой живую, естественную и историческую силу, которая предназначена служить более высоким идеалам, и только через это служение она находит смысл и оправдание своего существования. [4]

Именно в открытости и взаимном влиянии можно увидеть путь к взаимному процветанию каждой культуры.

Точно так же культура желаемого народа не является чем-то застывшим. Она должна реагировать на меняющиеся условия и в то же время выполнять задачу саморегуляции общества. В таких случаях сотрудничество часто может выступать эффективным методом внедрения новых тенденций в жизнь данного общества.

В заключение можно сказать, что культурный туризм, являясь неотъемлемой частью

современного мира, не просто способствует отдыху и развлечению, но и играет важную роль в понимании, воспитании и преодолении глобальных вызовов. В Культурный туризм также предлагает уникальную возможность для обмена идеями и опытом. Когда мы путешествуем, общаясь с местными жителями, участвуем в их обрядах и праздниках, мы не только расширяем свои горизонты, но и вносим свою лепту в культурный обмен.

Этот процесс обогащает обе стороны: путешественники учатся у местного населения, а жители получают возможность делиться своим наследием и уникальной идентичностью. Культурный туризм также играет важную роль в экономическом развитии регионов. Благодаря интересу туристов, становится возможным развитие культурной инфраструктуры, поддержка ремесел и народного творчества. Такие инвестиции помогают сохранить культурные традиции и обеспечивают занятость местного населения, создавая взаимовыгодные отношения между культурой и экономикой.

На уровне личного восприятия, каждое путешествие - это возможность для саморефлексии и саморазвития. Мы начинаем понимать свое место в мире и ценить вклад других культур в общее человеческое наследие. Таким образом, путешествуя, мы не просто становимся свидетелями чужих историй, а включаемся в самую большую историю человечества, где каждый момент имеет значение.

В эпоху глобализации, когда границы между странами становятся все более прозрачными, культурный туризм играет важную роль в сближении народов и развитии толерантности. Он помогает преодолеть стереотипы и предвзятое отношение к другим культурам, способствуя взаимопониманию и созданию условий для мирного сосуществования.

Культурный туризм также может стать инструментом воспитания ответственности за сохранение природы и культурного наследия. Посещая национальные парки, заповедники, исторические памятники, туристы могут осознать хрупкость и ценность природы и культурных ценностей, также увидеть негативные последствия неразумного отношения к ним.

Более того, культурный туризм может стимулировать экономическое развитие регионов, создавать новые рабочие места и способствовать сохранению традиционных ремесел и культурных ценностей.

Важно отметить, что культурный туризм должен быть устойчивым, то есть не причинять вреда окружающей среде и местным сообществам. Необходимо развивать экологически ответственный туризм, который будет способствовать сохранению природы и культурных ценностей для будущих поколений.

В целом, культурный туризм - это не просто отдых и развлечение, а мост между культурами, способствующий развитию толерантности, взаимопонимания и гармоничного сосуществования народов. Он может стать ключом к устойчивому будущему, где природа и культура будут сохраняться и развиваться в гармонии.

1. Бердяев Н.А. «Философия свободного духа»- М.: Путь, 1911. — IV, 280, [1] с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Евиопа. - СПб.: Изл-во С-Петеобуо. ун-та. 1995. - С. 83

3. А. Дж. Тойнби. Постижение истории. Москва: Академический проект, 2021. С. 130. ISBN: 978-5-8291-2295-9

4. Соловьев B.C. О народности и народных делах России / Хрестоматия по культурологии. Том 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляева, В.П. Сальникова, СВ. Степашина — СПб.: ООО Издательство «Петрополис», Санкт-Петербургский университет МВДРоссии, 1999. - С.285 - 286.

5. Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте (культурологические очерки) / Отв. ред. М.В. Иордан, В.Х. Болотоков. Москва, Нальчик,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ

1997. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.